Налогообложение недропользователей разделяется на сколько моделей

Опубликовано: 24.04.2024

Екатерина Гостева

Автор: Екатерина Гостева налоговый консультант

Екатерина Гостева

Автор: Екатерина Гостева
налоговый консультант

Еще несколько лет назад дробление – разделение компании на несколько юрлиц – было одним из способов вполне легального налогового планирования. Но с годами ситуация изменилась, и дробление стало одной из самых опасных налоговых схем. ФНС не устает выпускать все новые и новые рекомендации нижестоящим инстанциям – как разоблачать искусственное дробление.

В рамках проектов по налоговому планированию нам часто приходится прибегать к такому инструменту законной оптимизации, как дробление бизнеса на несколько юридических лиц. Помимо безопасного снижения налогов, это позволяет решить многие другие, не менее важные для бизнеса, задачи: от диверсификации рисков, связанных с недобросовестными поставщиками, до защиты активов компании от налоговиков и кредиторов в случае непредвиденного банкротства.

Сегодня мы расскажем о том, как безопасно ввести в структуру бизнеса несколько юридических лиц, применяющих «упрощенку», в целях снижения налоговой нагрузки компании – так, чтобы налоговики не увидели в разделении ООО признаков схемы фиктивного дробления и не взялись доказывать умысел руководства компании с целью привлечь к уголовной ответственности.

Само по себе разделение организации на несколько не является криминалом. Между тем налоговики будут искать доказательства того, что разделение плательщик совершил с одной целью – сэкономить на налогах. При наличии каких признаков налоговики должны рассматривать дробление бизнеса как схему ухода от налогов, говорится в письмах ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ , от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ .

Официального прямого запрета на дробление бизнеса нет. А для лиц, практикующих разделение организаций, в УК РФ не предусмотрено статьи. Между тем риск нарваться на претензии ИФНС и попасть на доначисления в последние годы существенно вырос. Дело в том, что в августе 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, которые серьезно ограничили возможность применения определенных способов снижения налогов. Они коснулись и дробления бизнеса. Подробнее об этом читайте здесь >>>

По каким признакам инспекторы обнаружат дробление бизнеса?

Если компания уже находится на «упрощенке», но объем выручки вот-вот превысит допустимые лимиты - велик соблазн открыть еще одно юридическое лицо с таким же видом деятельности, теми же учредителями и по тому же юридическому адресу, чтобы продолжить вести бизнес на льготных налоговых условиях.

Либо владельцу компании с общей системой налогообложения может прийти в голову здравая мысль разделить свой бизнес на два идентичных юридических лица с УСН, уложив выручку по каждому из них в законные лимиты и тем самым обеспечить снижение налоговой нагрузки.

Так вот. И в том, и в другом случае подобный «лобовой» путь разделения ООО будет являться незаконным, поскольку очевидна цель - намеренное снижение налогов. В последнее время налоговые инспекторы успешно доказывают неправомерность такого подхода в судебном порядке.

Готовый чек-лист признаков дробления есть в письме ФНС от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ . Для налоговиков подозрительными являются следующие признаки:

  1. В дроблении участвуют одна или несколько компаний на спецрежимах. Разделение фирмы оказало влияние на экономические результаты всех участников схемы. Их налоговые обязательства уменьшились или практически не изменились при расширении хозяйственной деятельности;
  2. Налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление, являются выгодоприобретателями от использования схемы.
  3. Все участники схемы занимаются одной и той же деятельностью.
  4. При разделении предприятия новые юридические лица созданы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей или увеличением численности.
  5. Участники схемы оплачивают расходы друг за друга.
  6. Наличие прямой или косвенной взаимозависимости участников схемы.
  7. Общий персонал или перераспределение персонала без изменения их должностных обязанностей.
  8. У подконтрольных компаний нет основных и оборотных средств, сотрудников.
  9. Все участники схемы используют одни и те же вывески, обозначения, контакты, ip-адреса, сайты, адреса фактического местонахождения помещений, обслуживаются в одном банке и т.д.
  10. Все участники схемы являются друг для друга единственными поставщиками или покупателями, либо у всех участников поставщики и покупатели общие.
  11. Деятельностью всех компаний группы фактически управляют одни и те же лица.
  12. Бухучет, кадровое делопроизводство, подбор персонала, работу с поставщиками и покупателями и т. д. ведут одни и те же службы.
  13. Показатели деятельности близки к лимитам, ограничивающим право на применение спецрежима.
  14. После разделения ООО данные бухучета основной компании показывают снижение рентабельности производства и прибыли.
  15. Поставщики и покупатели распределяются между участниками, исходя из применяемой системы налогообложения.

Какую выгоду дает «упрощенка»?

Рассмотрим на конкретном примере, на сколько можно снизить налоги путем разделения предприятия, работающего на НДС, двумя отдельными фирмами, которые НДС не платят (т.е. применяют «упрощенку»).
Допустим, выручка компании - 100 млн руб. / год. А ее расходы за тот же период составили 65 млн руб. (с НДС).
В этом случае за год компания должна отдать в государственную казну следующие суммы:

  • 5,83 млн руб. в виде налога на добавленную стоимость;
  • 5,83 млн руб. в виде налога на прибыль.
Итого, суммарная налоговая нагрузка компании из нашего примера составит 11,66 млн руб./год или 14% от выручки (очищенной от НДС). Теперь предположим, что данная компания разделилась на две фирмы, каждая из которых применяет УСН. При аналогичных показателях нам придется заплатить в казну следующие суммы:
  • 5,25 млн руб. или 5,25% от выручки (если применяется режим УСН-15);
  • 6 млн руб. или 6% от выручки (если применяется режим УСН-6).
Таким образом, отказавшись от фирмы на НДС, мы снизим налоги:
  • в 2,2 раза – при дроблении бизнеса на 2 фирмы с УСН-15;
  • в 1,9 раза – при дроблении бизнеса на 2 фирмы с УСН-6.

При разделении бизнеса с целью снижения налогов необходимо соблюдать важнейшие правила безопасности.

Правило безопасности № 1. Никакого стихийного открытия новых компаний

Оптимизация налогов – это проект. И, как любой проект, он требует грамотной предварительной подготовки и оценки возможных последствий. Поэтому первое, что важно понять при разделении ООО, – это число участников новой бизнес-структуры.

Лучше исходить из прогнозного размера выручки на ближайший год. Это позволит правильно рассчитать – сколько новых юрлиц на «упрощенке» потребуется и поможет избежать бессистемного открытия новых ООО, как только показатели одного из них приблизятся к лимитам.

1. Налог, установленный в 15 веке в Казахском ханстве в виде натуральной повинности, заключавшаяся в поставке мяса ханской семье в зимнее время
• согым

2. К универсальному налогу относится:
• НДС

3. Налоговый патент считается не действительным
• на всей территории районов, городов РК и за пределами РК

4. Способность лица исполнять обязанности и осуществлять права налогоплательщика
• налоговая дееспособность

5. Метод оценки ТМЗ по ценам последних покупок
• метод ЛИФО

6. Налог на транспортные средства на автобусы исчисляется в зависимости
• от количества посадочных мест и месячного расчетного показателя на момент платежа

7. Общая теория налогов, характеризующая налоги в роли главного рычага регулирования экономики:
• кейнсианская теория

8. Какой из данных процессов не характерен для налогообложения
• возвратность

9. Налоговое обязательство состоит из следующих этапов
• возникновение, исполнение, прекращение

10. Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является:
• физический объем добытых недропользователем за налоговый период сырой нефти, газового конденсата и природного газа

11. Плательщики единого земельного налога уплачивают социальный налог за каждого работника по ставке
• 20% от МРП

12. Способ уплаты корпоративного подоходного налога в Республике Казахстан
• уплата налога по декларации

13. Легальные пути уменьшения налогового бремени
• переложение налога

14. Освобождение налогоплательщика, от налогового бремени, или уменьшение его тяжести, по сравнению с обычным режимом
• льгота

15. Пени за несвоевременную уплату налогов начисляются в размере
• 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования

16. Неправомерная форма уклонения от уплаты налога
• сокрытие объектов налогообложения

17. Автобусы свыше 25 посадочных мест облагаются по ставке
• 20 МРП

18. Система целенаправленных действий и определенных экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий государства в области налогов и налогообложения
• налоговая политика

19. Регулирующая функция подразделяется на:
• стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную

20. Сколько периодов выделяют в системе налогообложения
• 3

21. Налог взимаемый с продаж и включаемый в цену товара
• НДС

22. Условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему
• налоговый предел

23. К элементам налогового механизма не относится:
• налоговая политика

24. Комплексные проверки проводятся:
• не чаще одного раза в год

25. Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу
• налоговая стратегия

26. При переводе в течении налогооблагаемого периода населенного пункта из одной категории в другую в текущем году, земельный налог взимается:
• по ранее установленным ставкам до момента перевода, дальше до конца года по ставкам установленным для новой категории населения

27. Предельная норма амортизации для зданий, сооружении (за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств):
• 10

28. Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов устанавливаются:
• в расчете на 1 кв. метр площади

29. Метод расчета при котором НДС исчисляется в виде доли от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости:
• прямой

30. Ответственности за нарушение налогового законодательства
• уголовная, финансовая, административная

31. Функция налога, которая направлена через установление налогового бремени, препятствий, для развития экономических процессов
• дестимулирующая

32. Налоговая система, при которой доходы юридических и физических лиц облагаются одинаково
• глобальная

33. Платеж, устанавливаемый в рамках налогооблагаемого законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет
• сбор

34. Стадии налогового производства
• исчисление и уплата налога

35. Декларация по налогу на транспортные средства представляется:
• 31 марта, года следующего за отчетным периодом

36. К общим теориям налогообложения не относится:
• теория единого налога

37. Официальное заявление налогоплательщика о наличии объекта налогоплательщика, величине налоговой базы и размера налогового платежа за соответствующий налоговый период
• налоговая декларация

38. К подакцизным товарам относятся:
• табачные изделия

39. Метод, при котором сумма НДС, относимая в зачет, определяется исходя из удельного веса облагаемого оборота в общей сумме оборота
• пропорциональный метод

40. По импортируемым товарам установленные ставки акцизов применяются:
• к таможенной стоимости или физическому объему в натуральном выражении ввозимых подакцизных товаров

41. К стадиям процесса исчисления налога не относится:
• определение субъекта налога

42. По признаку использования налоги подразделяются на:
• общие и специальные

43. Декларация по социальному налогу представляется:
• ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом

44. По товарам, необлагаемым таможенной пошлиной, акцизом и другими сборами, но подлежащим обложению таможенным сбором НДС определяется по формуле:
• НДС = ((ТСТ + ТС) * 15%) / 100%

45. Если среднемесячные платежи за квартал по роялти составляют более 1000 МРП, то отчетным периодом является:
• календарный месяц

46. Объектами налогообложения фиксированным налогом являются:
• игровой автомат без выигрыша, предназначенный для проведения игры с одним игроком; игровой автомат без выигрыша, предназначенный для проведения игры с участием более одного игрока
• персональный компьютер, используемый для проведения игры; игровая дорожка; карт; бильярдный стол

47. При невозможности определить бал бонитета земельных участков, размер налога определяется:
• исходя из балл бонитета смежно-расположенных земель

48. Часть дохода или стоимости, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется ставка налога
• налогооблагаемая база

49. При отсутствии какого элемента налога, налог считается установленным
• льготы

50. Принцип налогообложения, при котором в кассу государства должна поступать сумма, соразмерная той, которая убывает из кармана налогоплательщика
• равномерность

51. Налогоплательщик имеет право
• обжаловать решения налоговых органов в определенном порядке

52. По результатам налоговой проверки при отсутствии нарушений составляется:
• справка

53. Доходы адвокатов и частных нотариусов облагаются индивидуальным подоходным налогом по ставке
• 10%

54. В зависимости от источников налоговый контроль подразделяется на виды:
• документальный, визуальный

55. Налоговые органы обязаны учитывать выдаваемые патенты
• в специальных журналах

56. Налог на транспортные средства на летательные аппараты исчисляется:
• в процентах от минимального расчетного показателя на момент платежа, с каждого киловатта мощности

57. Налоговой теорией и практикой выделены 4 вида причин уклонения от налогов, кроме
• политических

58. Принцип налогообложения, согласно которому каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своему доходу, которым он пользуется под охраной государства
• равномерность

59. Ставка налога на транспортные средства на легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2500 см 3 по 3000 м 3
• 8 МРП

60. Плательщиками налога на транспортные средства являются:
• физические лица, имеющие транспортные средства на праве хозяйственного ведения
• юридические лица, имеющие транспортные средства на праве собственности, хозяйственного ведения

61. Ставка сбора с аукционных продаж
• 3%

62. Совокупный годовой доход налогоплательщика — нерезидента состоит из:
• доходов, полученных из казахстанских источников

63. Деяние заключенное в сознательном нежелании уплаты, установленных законодательных сборов, налогов и других платежей
• налоговые правонарушения

64. Минимальный расчетный показатель на 2009 г.
• 1273 тенге

65. Ставка налога на транспортные средства на мотор-вагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи
• 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства

66. Убытки от предпринимательской деятельности переносятся на срок до .
• 3 лет

67. Ставка налога на транспортные средства на легковые автомобили с объемом двигателя свыше 1500 см 3 по 2000 м 3
• 3 МРП

68. К плательщикам налога на имущество относятся плательщики:
• индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности
• физические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности
• юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения

69. Ставка налога на транспортные средства на мотоциклы, мотороллеры, мощность двигателя которых не более 55 кВт
• 1 МРП

70. Расчетная сумма по индивидуальному подоходному налогу определяется как:
• доходы, полученные в виде оплаты труда, умноженные на ставку индивидуального подоходного налога

71. Мировоззренческое учение о восприятии налога как осознанной общественной необходимости
• философия налога

72. При определенных условиях, налогоплательщик — индивидуальный предприниматель уменьшает сумму налога, подлежащую уплате по упрощенной декларации, на сумму за каждого работника в размере
• 1,5% от суммы налога

73. Совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом
• налоговая система

74. Ставка налога увеличивается с ростом налогооблагаемой базы при:
• прогрессивном обложении

75. Предельная норма амортизации компьютеров и оборудования для обработки информации
• 40

76. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть, включая газовый конденсат, до 250 000 тонн включительно: Ставки налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть, включая газовый конденсат, до 500 000 тонн включительно:
• 9%

77. По вновь отведенным земельным участкам налог исчисляется:
• начиная с месяца, следующего за отчетным

78. Право государства устанавливать любые налоги в любом размере на любые объекты и проводить любую налоговую политику в пределах своей территории
• налоговый суверенитет

79. Под государственной пошлиной понимается:
• обязательный платеж

80. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть, включая газовый конденсат, до 1000 000 тонн включительно:
• 10%

81. Что является отчетным периодом по НДС, если среднемесячные платежи по НДС более 1000 МРП
• календарный месяц

82. В зависимости от времени своего осуществления налоговый контроль подразделяется на виды:
• предварительный, текущий, последующий

83. Косвенные налоги подразделяются на налоги
• индивидуальные и универсальные

84. Размеры минимальных и максимальных базовых ставок фиксированного налога на персональный компьютер, используемый для проведения игры:
• 1 и 4 МРП

85. К косвенным налогам относится:
• акцизы

86. Элемент налогового механизма
• налоговый контроль

87. В совокупный годовой доход юридического лица включаются:
• доходы от уступки требования долга
• доходы по сомнительным обязательствам

88. Базовые ставки на земли населенных пунктов для городов областного значения
• 85% от ставки, уставленной для областного центра

89. Количество плат, взимаемых в Республике Казахстан с 01.01.2010 года
• 9

90. Земли населенных пунктов, отведенные под территории рынков, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов, увеличенным
• в 10 раз

91. Способ уплаты налогов, при котором взимание осуществляется на основе описи или реестра, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения
• кадастровый

92. Физические лица уплачивают земельный налог не позднее
• 1 октября текущего года

93. Вид косвенного налога, устанавливаемого или на часть определенных товаров (услуг), или в расчете на единицу товарной массы
• акцизы

94. Ставка налога уменьшается с ростом налогооблагаемой базы при:
• регрессивном обложении

95. Ставка налога на транспортные средства на легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2000 см 3 по 2500 см 3
• 5 МРП

96. Налогообложение недропользователей, исходя из основных видов контрактов, разделяется на:
• 2 модели

97. В случае наличия налогоплательщика по НДС с облагаемых и необлагаемых оборотов в зачет принимается сумма НДС определяемая:
• раздельным и пропорциональным методами

98. Налоги, поступающие в строго определенный бюджет
• закрепленные

99. Ставка налога на транспортные средства по летательным аппаратам:
• 4% от МРП с каждого киловатта мощности

100. Предприятие берет оборудование в лизинг. Кто в данном случае платит налог на имущество?
• арендатор

date image
2020-01-15 views image
39

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Основные вопросы:

3. Налог на сверхприбыль.

4. Доля по разделу продукции.

5. рентный налог на сырую нефть и газовый концентрат.

К налогам и специальным платежам недропользователей относятся:

1. налог на сверхприбыль

2. специальные платежи недропользователей:

- бонусы (подписной, коммерческого обнаружения);

- доля РК по разделу продукции;

- дополнительные платежи недропользователя, осуществляющего деятельность по разделу продукции.

До заключения контракта на недропользование недропользователи уплачивают роялти в размерах, установленных правительством РК.

Условия налогообложения недропользователей, заключивших контракт с Правительством РК и прошедших налоговую экспертизу отражаются в контракте. При этом, недропользователь обязан вести раздельный учет по деятельности, осуществляемой в рамках контракта, и деятельности, выходящей за ее рамки.

Налогообложение недропользователей разделяется на 2 модели:

1 модель – уплата всех налогов и других обязательных платежей, предусмотренных Налоговым кодексом.

2 модель – передача недропользователем Республике Казахстан доли по разделу продукции, а также уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, за исключением:

- рентного налога на экспортируемую сырую нефть;

- акциза на сырую нефть, включая газовый конденсат;

- налога на сверхприбыль;

- налога на имущество.

1. БОНУСЫ –фиксированные платежи недропользователя.

1) Подписной бонус - разовый фиксированный платеж за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории.

Стартовый размер подписного бонуса устанавливается на основе расчетов с учетом объема полезных ископаемых и экономической ценности месторождения. Окончательный размер (но не ниже стартового) определяется комиссией по результатам конкурса инвестиционных программ на получение права недропользования и закрепляется в контракте.

Срок уплаты – не позднее 30-ти дней со дня вступления контракта в силу.

Декларация представляется в налоговый орган не позднее 15 числа месяца, в котором наступил срок уплаты.

2) Коммерческого обнаружения .

Коммерческое обнаружение – обнаружение запасов полезных ископаемых в пределах контрактной территории, эффективных для добычи.

Бонус коммерческого обнаружения уплачивается за каждое коммерческое обнаружение (в т.ч. в ходе проведения дополнительной разведки), кроме разведки, не предусматривающей последующей добычи.

Размер бонуса определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки:

- объект – утвержденный в контракте объем извлекаемых на месторождении полезных ископаемых;

- база – стоимость извлекаемых запасов полезных ископаемых, рассчитанная по биржевой цене, установленной на Международной (Лондонской) бирже на дату платежа;

- ставка – 0,1% от базы исчисления.

Срок уплаты – 90 дней со дня утверждения объема извлекаемых запасов полезных ископаемых. Декларация представляется в налоговые органы до 15 числа месяца, в котором наступил срок уплаты.

2. РОЯЛТИ

Субъект налогообложения:недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых, независимо от того были они реализованы или использованы на собственные нужды.

Роялти уплачиваются по каждому виду добываемых полезных ископаемых.

Размер роялти определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки:

- объект – объем добытых полезных ископаемых или объем первого товарного продукта, полученного из добытых полезных ископаемых:

а) собственно полезные ископаемые (нефть, природный газ, уголь, руды, слюда, асбест и т.д.)

б) драгоценные металлы, металлы, содержащиеся в песке, руде, концентрате

в) концентраты металлов

г) драгоценные камни, прошедшие первичную обработку




д) минеральное сырье, прошедшее первичную обработку.

а) стоимость нефти, подземных вод и полезных ископаемых (за исключением золота, серебра, платины) – по средневзвешенной цене реализации за налоговый период первого товарного продукта

б) по золоту, серебру, платине – исходя из средних цен на эти металлы на Международной (Лондонской) бирже.

в) по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам: исходя из фактических затрат на добычу и первичную переработку, увеличенных на сложившуюся у недропользователя норму рентабельности за налоговый период.

а) по нефти – в процентах, определенных в зависимости от объема накопленной добычи нефти за каждый календарный год деятельности:

до 500.000 тонн - 2%

от 500.000 до 1.000.000 тонн - 2,5%

от 1.000.000 до 1.500.000 тонн - 3%

от 1.500.000 до 2.000.000 тонн - 3,5%

от 2.000.000 до 2.500.000 - 4%

от 2.500.000 до 3.500.000 - 4,5%

от 3.500.000 до 4.500.000 - 5%

от 4.500.000 до 5.000.000 - 5,5%

свыше 5.000.000 тонн - 6%

б) по твердым полезным ископаемым, включая золото, серебро, платину, драгоценные камни – по ставкам, установленным Правительством РК.

в) по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам:

№ п/п Наименование полезного ископаемого Ставка роялти, %
1 Нерудное сырье для металлургии 1
2 Формовочные пески, глиноземосодержащие породы, известняки, доломиты, известняково-доломитовые породы 1
3 Известняки для пищевой промышленности 1
4 Прочее нерудное сырье 3,5
5 Огнеупорные глины, каолин, вермикулит 3,5
6 Соль поваренная 3,5
7 Местные строительные материалы 4,5
8 Вулканические пористые породы 4,5
9 Подземные воды 10

Налоговый период по роялти:

а) месяц – если среднемесячные платежи за предыдущий квартал больше 1000 м.р.п.

б) квартал - если среднемесячные платежи за предыдущий квартал меньше 1000 м.р.п.

Срок уплаты роялти – не позднее 20исла месяца, следующего за налоговым периодом. Декларация представляется в налоговый орган не позднее 10 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

В Налоговом кодексе существует несколько спецрежимов, которые облегчают жизнь небольшим компаниям. Однако нередко они используются с целью некорректной оптимизации крупного бизнеса. Это ситуации, когда налогоплательщик уже не подпадает под критерии для применения льготной системы налогообложения, но успешно ею пользуется, получая все положенные преференции в виде возможности снижения налоговой нагрузки.

Накануне 2019 года ФНС выпустила Письмо от 29.12.2018 N ЕД-4-2/25984, в котором предупредила о намерении усилить контроль за схемами дробления бизнеса. Она напомнила о том, что налоговые преимущества в виде спецрежимов установлены только для малого бизнеса и направлены на то, чтобы для всех участников рынка были созданы равные конкурентные условия. В то же время злоупотребления такими преимуществами делает бессмысленными все усилия государства по налоговой поддержке малого бизнеса.

В Письме ФНС дано поручение внимательнее осуществлять «контрольно-аналитическую работу в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика». Цель такой «теневой» деятельности, по мнению налоговиков, — получить или сохранить право на применение специального налогового режима и, соответственно, сэкономить на налогах.

При чем тут взаимозависимые лица?

Понятие «взаимозависимые лица» сильно связано с проблемой дробления бизнеса. Оно регулируется ст. 105.1 НК РФ. Если подытожить все перечисленные в этой статье характеристики и признаки, то взаимозависимыми лицами считаются такие лица, взаимоотношения между которыми могут влиять на результат сделок.

В ст. 105.1 НК РФ уточняется, что влияние одного лица на другое может признаваться взаимозависимостью, если оно оказывается либо в силу участия в капитале, либо на основании соглашения, либо при наличии иной возможности, когда одно лицо может влиять на другое лицо.

Станислав Джаарбеков, юрист, аттестованный аудитор и ведущий вебинара «Налоговые риски применения схемы дробления бизнеса», обращает внимание на то, что ст. 105.1 НК РФ помимо всего прочего конкретизирует понятие взаимозависимости, формулируя три основания для взаимозависимости.

Взаимозависимость по закону

В частности, в п. 2 ст. 105.1 НК РФ представлен конкретный перечень ситуаций, когда лица или организации признаются взаимозависимыми.

  • Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации, при этом доля такого участия — более 25 %, то эти организации взаимозависимые.

Так, если ООО «Иск» владеет 50 % ООО «Игрек», то они –взаимозависимые организации.

  • Если физлицо прямо или косвенно участвует в организации и доля этого участия составляет более 25 %, то физлицо и организация будут считаться взаимозависимыми.

Это возможно в ситуации, когда физлицо, например, владеет 30 % ООО «Икс». Физлицо и ООО «Икс» в таком случае будут взаимозависимыми.

  • Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 %, то организации будут взаимозависимыми.

Допустим, ООО «Икс» владеет 30 % в ООО «Игрек» и 40 % в ООО «Зет», при этом между «Игрек» и «Зет» взаимоотношений нет. На основании этих обстоятельств они будут взаимозависимыми, так как одна и та же компания владеет долей более 25 % в «Игрек» и «Зет».

  • Если организация и лицо осуществляют полномочия ее единоличного исполнительного органа, то в этом тоже усматривается взаимозависимость.

Это ситуация, когда организация и гендиректор — взаимозависимые лица.

  • Если в организациях полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо, эти организации признаются взаимозависимыми.

Физлицо является руководителем в ООО «Икс» и в ООО «Игрек», между ними связи в основном капитале нет. Но эти организации будут считаться взаимозависимыми, потому что у них один руководитель. Такое основание встречается довольно часто.

  • Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 %, организации или физлица тоже признаются взаимозависимыми.

Если ООО «Икс» владеет долей более 50 % ООО «Игрек», а ООО «Игрек» владеет долей более 50 % ООО «Зет», то все в этой цепочке между собой взаимозависимые.

  • Если одно физлицо подчиняется другому физлицу по должностному положению, то физлица признаются взаимозависимыми.
  • Взаимозависимым признается физлицо, его супруг, родители, дети, братья, сестры и другие родственники.

В п. 3 ст. 105.1 НК РФ указано правило, что долей участия физлица в организации признается совокупная доля участия этого физлица и его родственников в указанной организации.

Например, в ООО «Икс» 25 % владеет отец и 25 % – сын. Также есть ООО «Игрек», в которой также 25 % владеет отец и 25 % – сын. Согласно правилу, компании будут считаться взаимозависимыми.

Также взаимозависимыми по закону признаются:

  • организация и лицо (в том числе физлицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ), имеющее полномочия по назначению единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров этой организации;
  • организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физлица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
  • организации, в которых более 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров составляют одни и те же физлица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Самостоятельная взаимозависимость, когда лица признают себя взаимозависимыми сами

Такую возможность допускает п. 6 ст. 105.1. Это ситуации, когда два лица, не являющиеся взаимозависимыми по формальным признакам, могут признать себя взаимозависимыми и заявить об этом в налоговую службу. Эта возможность документально отработана через подачу уведомления о контролируемых сделках. В практике подобные ситуации возникают тогда, когда стороны совершают по объему контролируемые сделки и по сути они являются взаимозависимыми (и они об этом знают), но формальных признаков взаимозависимости нет.

Взаимозависимость по суду

Формулируется в п. 7 ст. 105.1 НК РФ. К такой категории относятся случаи, когда налоговый орган может через суд признать лица взаимозависимыми. То есть нет признаков, которые бы признавались по закону, но есть иные признаки взаимозависимости.

Наиболее рискованным среди перечисленных пунктов ст. 105.1 НК РФ является именно п. 7, когда взаимозависимость признается через суд. Поэтому стоит рассмотреть такие случаи подробнее. В целом перечь оснований для этого довольно широкий, но обычно суд учитывает совокупность признаков.

Так, одним из признаков является тот факт, что компания или ИП открыты на лицо, с которым другую компанию связывали длительные деловые отношения, в том числе трудовые. Допустим, в компании «Икс» одно время работал заместитель руководителя, потом он уволился и открыл ИП на УСН, и компания «Икс», которая, по сути, является его бывшим работодателем, начинает с ним взаимодействовать.

Другая ситуация: в двух организациях большую долю руководящих должностей занимают одни и те же сотрудники. Формально, по Трудовому кодексу, такое совместительство не запрещается. Но если помимо этого признака есть другие (например, все эти сотрудники являются руководителями в организациях, которые располагаются в одном бизнес-центре, счета у организаций в одном банке), то высока вероятность того, что суд посчитает лица взаимозависимыми.

Каким бывает дробление бизнеса

В Письме ФНС РФ от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ приводится результат анализа 400 арбитражных дел на тему дробления бизнеса за предыдущие четыре года. Так, в качестве доказательств, свидетельствующих о применении схемы дробления бизнеса, могут выступать следующие установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства:

  • дробление бизнеса происходит между несколькими лицами, применяющими ЕНВД или УСН, чтобы основной участник, осуществляющий деятельность, не исчислял и не уплачивал НДС, налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций;
  • применение схемы дробления бизнеса повлияло на условия и экономические результаты деятельности всех участников схемы — привело к уменьшению налоговых обязательств или к тому, что эти обязательства практически не изменились при масштабировании деятельности;
  • налогоплательщик, участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью, выступают выгодоприобретателями от дробления бизнеса;
  • участники схемы занимаются аналогичным видом экономической деятельности;
  • создание участников схемы в течение небольшого временного периода непосредственно перед расширением производственных мощностей или увеличением численности персонала;
  • участники схемы несут расходы друг за друга;
  • прямая или косвенная взаимозависимость участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
  • персонал перераспределяется между участниками схемы формально, без изменения должностных обязанностей;
  • у подконтрольных лиц отсутствуют кадровые ресурсы;
  • участники схемы используют одни и те же вывески, помещения, контакты, сайт, контрольно-кассовую технику, терминалы и т.п.;
  • у всех участников схемы общий поставщик и покупатели;
  • одни и те же лица занимаются фактическим управлением деятельностью участников схемы;
  • у участников схемы единые службы по ведению бухучета, кадрового делопроизводства, юридическому сопровождению и т.д.;
  • одни и те же лица представляют интересы по взаимоотношениям с госорганами и иными контрагентами;
  • показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
  • данные бухучета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
  • поставщики и покупатели распределяются между участниками схемы, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

Стоит отметить, что по схеме дробления бизнеса судебная практика не сформировалась до сих пор. По-прежнему возникает много ситуаций, когда однозначно убедиться в отсутствии риска нельзя. В этой связи стоит обратить внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2017 № 34-П, установившее новый принцип, а именно запрет на придание обратной силы судебным решениям. Суд отметил, что если по какому-то вопросу сложилась устойчивая практика в пользу налогоплательщика, а потом вышло судебное решение, которое меняет практику в худшую сторону, то изменение судебной практики в плохую сторону должно применяться только к будущему периоду, а не к прошлому.

Также следует обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@, в котором налоговики дают рекомендации территориальным органам, как доказывать умысел в неуплате налога. Суть состоит в том, что при схемах дробления бизнеса налоговики могут доказать умысел в неуплате налога и тогда штраф будет не 20 % в связи с неуплатой налога, а 40 %. Кроме того, при больших суммах неуплаты налога может быть основание для возбуждения уголовного дела.

Пути снижения рисков при дроблении бизнеса

Законодательством установлены льготные системы налогообложения: УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН. Их нельзя применять при нереальной хозяйственной деятельности, то есть создавать ИП или ООО только с целью оптимизации бизнеса. Это одна из частых ситуаций, которая возникает в связи с дроблением бизнеса.

Вторая распространенная ситуация — это когда крупный бизнес, представляющий собой единый процесс, делится на части, которые оформлены в виде формально отдельных юридических лиц, но по сути являются частью процесса.

Станислав Джаарбеков, юрист, аттестованный аудитор и ведущий вебинара «Налоговые риски применения схемы дробления бизнеса», отмечает несколько путей снижения рисков при дроблении бизнеса.

1. Реальность и самостоятельность деятельности налогоплательщиков

В Письме ФНС РФ от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ рассматривается пример дела, которое налоговики проиграли.

Существует сеть аптек из нескольких десятков юрлиц, которая работает под единым брендом. Все юрлица применяют льготные системы налогообложения. Налоговая пытается доказать, что все юрлица являются частями одной крупной компании и приводит следующие признаки: единый бренд, одни и те же акционеры, пересечение одних и тех же сотрудников и т.д. Но она проигрывает спор, потому что в суде налогоплательщики доказывают, что каждая аптека — это самостоятельная компания, со своим персоналом, своими основными средствами, все аптеки расположены на разных территориях. Главным в данном случае оказалось то, что каждая компания обладала признаками самостоятельности.

К распространенным схемам дробления бизнеса относятся ситуации, когда средства выводят на ИП. То есть компания заключает договора с ИП с целью минимизации затрат на оплату персонала. Вместо того, чтобы заключать трудовые договора с сотрудниками и брать их в штат, она просит людей регистрироваться в качестве ИП, но далее сотрудничают с ними по принципам трудовых отношений. Такой случай как раз рассматривается в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 302-КГ17-382 по делу N А58-547/2016. Налоговая смогла доказать, что отношения у компании с ИП были такие же, как с сотрудниками, оформленными в штат.

2. Деловая цель создания новых организаций и ИП

Такие деловые цели могут быть разными:

  • иной состав акционеров

Судебная практика исходит из того, что если соакционер реальный и он привлекается с определенными целями, то создание компании имеет деловую цель.

Допустим, у вас есть какой-то бизнес и вы создаете новую компанию с новым соакционером. Ваша цель — усилить бизнес: дать долю соакционеру в новой компании, так как давать долю в старой компании для вас экономически нецелесообразно.

  • снижение рисков бизнеса

Представим, что крупная фармацевтическая компания разделилась на большое количество маленьких аптек, которые стали применять спецрежимы. Необходимость дробления объяснили тем, что из-за ошибки фармацевта в одном из филиалов у компании однажды отобрали лицензию, результате чего бизнес был парализован. Чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем, было решено создать 40 юрлиц. Таким образом, если при какой-то ситуации лицензию и отберут, то только у одной маленькой организации, а не у всей компании.

  • повышение эффективности управления

Допустим, есть большая компания, из которой выделено несколько юрлиц. Они стали применять «упрощенку» и контактировать со старой компанией по разным операциям. При проверке оказалось, что они это сделали с целью оптимизации управления. У них это было прописано в бизнес-плане. Они специально дали самостоятельность компаниям, чтобы замерять их показатели и затем подтягивать до этих показателей все остальные филиалы.

3. Рыночные условия сделок между взаимозависимыми лицами

Налоговые органы могут учитывать рыночность цен при проверке схем дробления бизнеса. В судебной практике есть решения, в которых выражается следующая позиция по этому вопросу: если сделка неконтролируемая, то в общем случае налоговая не может проверять цену сделки, но если есть необоснованная налоговая выгода, в том числе полученная в рамках схемы дробления бизнеса, то в это случае налоговая может оценить размер получения необоснованной налоговой выгоды через определение рыночной цены.

4. Налоговая экономия

Налоговая может сделать доначисления, если в результате взаимодействия двух компаний возникла потеря бюджета (налоговая экономия). В этом случае схема взаимодействия должна квалифицироваться как схема дробления бизнеса. Если потери бюджета не будет, то доначисления не последуют.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Модели налогового режима контрактов на недропользование

Г. Умирбекова, главный специалист

отдела администрирования специальных платежей

недропользователей Управления администрирования

В ст. 283 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) налогообложение недропользователей разделяется на две модели:

1) первая - предусматривает уплату недропользователем, за исключением доли Республики Казахстан по разделу продукции , налогов и других обязательных платежей, установленных Налоговым кодексом;

2) вторая - предусматривает уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, установленных Налоговым кодексом, за исключением:

- рентного налога на экспортируемую сырую нефть;

- акциза на сырую нефть, включая газовый конденсат;

- налога на сверхприбыль;

- налога на имущество.

Правительство стремится максимизировать доход от использования природных ресурсов посредством стимулирования работ по разведке и освоению месторождений. Для достижения этих целей нужна фискальная система, которая обеспечивала бы :

- приемлемый доход для государства и для нефтяных компаний;

- предотвращение чрезмерных спекуляций;

- сокращение излишнего административного давления;

- здоровую конкуренцию и рыночную эффективность.

При разработке эффективной фискальной системы необходимо учитывать не только политические и геологические риски, но и потенциальную прибыль. Нефтяная компания стремится к приобретению собственности и получению дохода, для чего ей необходимо осуществлять поиск и разработку запасов нефти и газа с наименьшими издержками и наибольшей возможной прибылью.

Для обоюдовыгодного соблюдения экономических интересов сторон между государством и нефтяной компанией заключается нефтяное соглашение. В выборе конкретного типа нефтяных соглашений государство должно стремиться к отбору таких механизмов, с использованием которых оно в наиболее полной мере сможет достичь стоящие перед ним цели.

Одним из старейших типов соглашений между государством, располагающим месторождениями, и нефтяной компанией является концессия . Основа концессионного соглашения состоит в том, что государство передает нефтяной компании или группе нефтяных компаний право на осуществление определенных видов деятельности, включая геологоразведочные работы, добычу и транспортировку нефти или газа в пределах данной географической территории и в течение определенного периода времени. Государство обычно запрашивает ежегодную арендную плату в соответствии с размером территории, на которую предоставляется концессия, и устанавливает выплату роялти и специальный налоговый режим, связанный с деятельностью по добыче нефти. Уровень роялти и налогообложения может существенно различаться.

В соглашении о концессии роялти изменяется от 10 до 30% и может достигать 40%, в зависимости от состояния рынка. Налоги выплачиваются в соответствии с доходом после удержания роялти и затрат. В случае предоставления концессии выплата роялти начинается с первого дня добычи, в отличие от некоторых других контрактов. Роялти не зависит от уровня рентабельности компании . Роялти является процентным отчислением от дохода при продаже либо может взиматься натурой. Налоги выплачиваются на прибыль. Компании предпочитают более высокие ставки налогов, чем роялти.

Вторым видом соглашений является соглашение о разделе продукции . Соглашения о разделе продукции впервые получили распространение в начале 60-х годов в Индонезии. В случае заключения соглашения о разделе продукции нефтяная компания является подрядчиком по отношению к государству, на территории которого расположено месторождение. В соответствии с соглашением о разделе продукции государство, представленное иногда национальной нефтяной компанией, играет более активную роль в разработке собственных природных ресурсов. В соответствии с соглашением о разделе продукции добытая нефть или газ делятся между государством и иностранной нефтедобывающей компанией. После такого деления продукции, от которого и происходит название контрактов такого типа, иностранная нефтедобывающая компания, как налогоплательщик, выплачивает меньшую сумму налогов, чем она должна была бы выплатить по условиям соглашения о предоставлении концессии. В редких случаях также устанавливается и роялти. Контракт о разделе продукции в совокупности двух своих основных принципов, а именно разделения продукции и подоходного налога, обычно обладает большей гибкостью и характеризуется большим контролем над иностранной нефтяной компанией.

Третьим видом соглашений являются рисковые сервисные контракты . Рисковые сервисные контракты в какой-то степени похожи на контракты на условиях распределения продукции тем, что нефтяные компании несут все издержки по поисково-разведочным работам. Если месторождение не найдено, контракт расторгается, и компания прекращает геологоразведочные работы. В случае, если месторождение обнаружено, государство обладает правом полной собственности на открытые запасы и может заключить контракты на их разработку как с компанией, выполнявшей геологоразведочные работы, так и с другой компанией по собственному выбору.

В отличие от контракта на добычу, компания, открывшая месторождение, получает государственную компенсацию за свою деятельность, и это может осуществляться либо сырой нефтью, либо в денежной форме. Привлекательность такого типа контрактов для нефтяных компаний заключается в том, что возможно получение некоторой доли продукции по договорным ценам. Такой тип контракта целесообразно использовать там, где имеется высокая вероятность обнаружения промышленных месторождений при небольших затратах. Контракты такого типа с большим успехом используются в Бразилии. По условиям рисковых сервисных контрактов 100% добытой нефти принадлежит государству, на территории которого расположено месторождение. Иностранная нефтяная компания получает вознаграждение за открытие месторождения в виде денежных выплат за каждый баррель. Нужно также отметить, что существует безрисковый сервисный контракт , принцип действия которого схож с рисковым. Разница состоит только в том, что нефтяная компания осуществляет добычу за счет государства. Возможные риски, определяемые политическим положением и открытием месторождения, относятся на счет государства.

Также одним из распространенных видов соглашений являются совместные предприятия . Совместные предприятия имеют место там, где государство, через свою национальную нефтяную компанию или какой-либо другой государственный орган, становится партнером в разработке и эксплуатации промышленного месторождения. Совместное предприятие (или участие в капитале, как это называется, если одним из партнеров СП является государство) является партнерством. Партнеры в СП разделяют риски и доходы в соответствии с условиями нефтяного соглашения, однако часто в разной степени. Партнер, который создает предприятие, например, может получать дополнительные выплаты или компенсации, либо держатель прав на нефть может получать "содержание" в виде выплат другими партнерами полностью или частично его доли затрат до того, как будут пробурены все запланированные скважины. Существует бесконечное множество вариантов таких соглашений. Там, где применяется государственное участие, государство может пропустить этап разведочных работ и начать выплачивать свою долю уже после начала промышленной эксплуатации промысла.

Читайте также: