Бюджетно налоговая политика обществознание

Опубликовано: 27.04.2024


  • Что такое бюджетно-налоговая политика государства
  • Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
  • Основные инструменты налогово-бюджетной политики
  • Плюсы и минусы фискальной политики
  • Итоги

Что такое бюджетно-налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшее время вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

Об изменениях в налогообложении с 2020 года читайте в этой рубрике нашего сайта.

  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

2.12 Роль государства экономике.

I. Экономическая политика. Экономические цели и функции государства.

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие:

  • стимулировать экономический рост;
  • создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу
  • поддержание сбалансированного общественного производства
  • повышение эффективности общественного производства
  • экономической деятельности, методы её осуществления и использования дохода от неё;
  • справедливое распределение дохода
  • стабильность цен
  • недопущение инфляции
  • сохранение природной среды
  • обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов);
  • заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу);
  • оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.

Экономические функции государства:

1) Стабилизация экономики
2) Защита прав собственности, частной собственности, защита прав потребителей.
3) Регулирование денежного обращения
4) Перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (например, пенсии, пособия, субсидии)
5) Регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками
6) Контроль над внешнеэкономической деятельностью
7) Производство общественных благ и т.д.(например, финансирование строительства медицинских центров, обеспечение охраны правопорядка, организация работы общественного транспорта
8) Компенсация внешних (побочных) эффектов
9) Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы
10) Финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды.
11) Финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания.
12) Защита конкуренции
13) Обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике — поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.


II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике.

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития.

Стабилизационное направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику.

Структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.

III. Общественные блага.

Благо — то, что удовлетворяет человеческую потребность.
Виды благ:
1. экономические - их запасы ограничены (нефть, газ)
2. неэкономические - к ним есть свободный доступ (солнце, воздух)
3. общественные - их предоставляет государство (транспорт, связь)

Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.

Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими, как правило, не взимается плата.

Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём это производство невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

IV. Фискальная и монетарная политика.
Методы государственного регулирования
Финансово-экономические методы управ­ле­ния вклю­ча­ют налоговые, бюджетные, инвестиционные, кредитные, венчурные, страховые, кон­троль­ные и це­ле­вые методы, а также си­сте­му государственно-частного парт­нер­ства и сти­му­ли­ро­ва­ния роста до­хо­дов населения.

Правовые методы опи­ра­ют­ся на си­сте­му нор­ма­тив­ных актов, тре­бо­ва­ни­ям ко­то­рых в обыч­ных усло­ви­ях долж­ны сле­до­вать все субъ­ек­ты хо­зяй­ствен­ной деятельности. Речь идет, например, о пра­во­вых нормах, опре­де­ля­ю­щих усло­вия за­клю­че­ния контрактов, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния предприятий; вза­им­ных обя­за­тель­ствах в об­ла­сти тру­до­вых отношений; нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ни­ях к ка­че­ству и сер­ти­фи­ка­ции опре­де­лен­ных тех­но­ло­гий и про­дук­ции и т. п.
Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, косвенное — экономических.

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике.

Монетарная политика — экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объёма наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.
Пред­ста­ви­те­ли тео­рии мо­не­та­риз­ма при­дер­жи­ва­ют­ся по­зи­ции со­кра­ще­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на экономику.
Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками.

Фискальная политика - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.

Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет — это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение. Основное место в расходах российского правительства занимают: национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение. Главные источники доходов государства — налоговые доходы.

Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги этого влияния — регулирование налогообложения и государственных расходов.

Налоги являются основным источником доходов госбюджета. С различными видами налогов (прямые, косвенные) и конкретными налогами, уплачиваемыми гражданами, вы познакомились в основной школе. Ведущее место в налоговых доходах занимают налоги, уплачиваемые предприятиями: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на внешнюю торговлю и др. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы зафиксирована в Конституции РФ. Некоторые российские предприниматели считают, что единственная возможность сохранить свой бизнес — это уклонение от уплаты налогов, сокрытие от учета части своих доходов. Далеко не все граждане, особенно получающие высокие доходы, вовремя и полностью платят налоги. Это не только затрудняет выполнение государством своих экономических функций в обществе, но и искажает данные о состоянии российской экономики, затрудняет разработку программ ее развития.

Как влияет налоговая политика любого государства на экономику? Если экономика страдает от высокой инфляции, для снижения ее, как вы уже знаете, необходимо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населения.

Если в экономике страны наблюдается спад производства и потребления, то государство стремится уменьшить налоговое бремя. Это способствует оживлению экономики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребительская активность населения возрастает в результате роста его платежеспособности.

Регулирование государством своих расходов может способствовать преодолению спада в производстве. Так, в кризисных ситуациях в экономике государство старается увеличить расходы на поддержку особо нуждающихся в помощи предприятий и отраслей хозяйства, расширяет государственную закупку товаров и услуг (например, государственный заказ оборонным предприятиям), стимулируя производителей к развитию производства и сокращая безработицу.

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводит к дефициту бюджета — одному из негативных экономических показателей. В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает экономический рост. Государство может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение дополнительные деньги или взяв в долг у населения. Но возможности кредитования государства населением обычно ограниченны, а выпуск государством новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к инфляции.

Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных). Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания — продажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государства владельцам его ценных бумаг представляет собой часть государственного долга. Умелое проведение операций с государственными ценными бумагами позволяет не только выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете, познакомившись с действием основных механизмов денежно-кредитной политики государства.

Дефицит бюджета и величина государственного долга — важнейшие показатели состояния экономики.

Как видим, государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику. Выбор варианта регулирования определяется разными факторами, которые были охарактеризованы в вышеизложенном материале.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Бюджетно-налоговая политика

Уяснить сущность бюджетно-налоговой (фискальной) политики, ее цели и инструменты,

Определить цели, применяемые инструменты и виды политики во время подъемов и спадов производства,

Уяснить принцип действия каждого инструмента бюджетно-налоговой политики.

Развивать навыки чтения и анализа экономического текста,

Обучать навыкам выявления причинно-следственных связей.

Развивать навыки аналитической работы,

Обучать способам оценки информации,

Развивать навыки работы в группе.

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Цели фискальной политики.

Инструменты фискальной политики.

Меры фискальной политики во время подъемов и спадов производства.

Приветствие, распределение по группам

Постановка цели, задач, мотивация

Гейне – за тучными коровами идут тощие, за тощими – полное отсутствие говядины - о чем идет речь?

Экономические подъемы и спады стали обыденностью в нашей жизни, они приводят к проблемам на рынке труда и изменению цен, т.е., создаются проблемы безработицы и инфляции.

Может ли правительство сделать что-то, чтобы сократить нежелательные последствия спадов?

Работа с текстом, составление опорной схемы по тексту.

- определить сущность фискальной политики, ее цели, инструменты.

Текст распечатан каждому ученику, прочитать текст, проработать его, выделить основные мысли, подготовить ответы на вопросы к тексту.

Каковы цели бюджетно-налоговой политики?

Какие два вида политики проводит государство?

Кто проводит кредитно-денежную политику, бюджетно-налоговую?

С помощью чего правительство воздействует на экономику?

Поясните сущность основного уравнения макроэкономики.

Различаются ли цели бюджетно-налоговой политики в краткосрочном ( SR ) и долгосрочном ( LR ) периодах?

Вопросы по тексту

Презентация опорного конспекта каждой группой на доске (ватмане),

- сравнение со схемой на слайде:

Б-н политика → ∆ T , ∆ G , ∆ Tr → ∆ Y (↓, ↑)

Б-н политика – это меры, которые предпринимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Цели в SR :

- стабильный уровень выпуска ВВП,

- полная занятость ресурсов,

- стабильный уровень цен.

Цели в LR :

- устойчивый экономический рост.

Инструменты:

Государственные закупки товаров и услуг,

Определение б-н политики

Первичная проверка понимания

Меры фискальной политики во время подъемов-спадов производства.

- на доске график «Цикличное развитие экономики», параллельно, при активном участии учеников по наводящим вопросам составляется схема , которая переносится в тетрадь.

Цель - рост деловой активности, борьба с безработицей,

Используемые инструменты политики:

Цель – снижение деловой активности, борьба с инфляцией,

Карточки с терминами и определениями, разложить на отдельно стоящих столах для каждой группы, дети подходят по одному и находят соответствующие пары карточек. побеждает команда быстрее всех нашедшая правильные ответы.

Подушная (аккордная) система налогообложения,

Тесты, разбирают в группах, потом обсуждение каждого вопроса

Что мы изучили сегодня на уроке, что узнали нового,

На слайдах термины , дети должны сказать что это:

Стабилизация экономики (стабильный уровень выпуска, цен, полная занятость ресурсов),

Государственные закупки товаров и услуг, налоги, трансферты,

Бюджетный дефицит, профицит,

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика,…

С. , выучить опорный конспект в тетр.

Выставление оценок

Что такое бюджетно-налоговая политика?

Бюджетно-налоговая политика – это использование государственных расходов и налогообложения для оказания влияния на экономику. Как правило, правительства используют бюджетно-налоговую политику в целях содействия высокому экономическому росту и сокращению бедности.

В прошлом значение бюджетно-налоговой политики как инструмента экономической политики попеременно возрастало и убывало. До 1930 года преобладал подход ограниченного правительства, или политика невмешательства государства в экономику. После краха фондового рынка и Великой депрессии директивные органы стали требовать, чтобы правительства играли более инициативную роль. Впоследствии страны сократили размеры и функции правительства, а рынки приняли на себя повышенную роль в распределении товаров и услуг. Во время последнего мирового кризиса более активная бюджетно-налоговая политика вновь в почете.

Когда государство пытается поднять экономику, в его распоряжении имеется два основных инструмента – денежно-кредитная политика и бюджетно – налоговая. Центральные банки воздействуют на денежную массу путем корректировки процентных ставок, норм обязательных резервов и продажи государственных ценных бумаг и иностранной валюты. Правительства воздействуют на экономику путем изменения уровня и вида налогов, масштабов и структуры госрасходов, а также форм заимствования.

Правительства прямо или косвенно воздействуют на способы использования ресурсов в экономике. Базовое макроэкономическое уравнение помогает понять, как это происходит.

В левой части представлен ВВП ( Y ), т.е., стоимость всех конечных товаров и услуг, производимых в экономике. В правой части показаны источники совокупных расходов или спроса: потребительские расходы ( C ), частные инвестиции ( I ), покупка товаров и услуг правительством ( G ), экспорт минус импорт (чистый экспорт Xn ). Из этого уравнения ясно, что правительство влияет на экономическую активность ( Y ), напрямую контролируя G и косвенно воздействуя на C , I и Xn путем изменения налогов, трансфертов и госрасходов.

Помимо обеспечения товаров и услуг, цели бюджетно-налоговой политики могут быть различными. В краткосрочном периоде правительства могут заострять внимание на макроэкономической стабилизации, например, стимулируя слабую экономику, противодействуя росту инфляции или помогая снизить внешнюю зависимость от иностранных кредитов. В долгосрочном периоде цель может заключаться в содействии устойчивому росту при помощи мер в сфере совокупного предложения для улучшения инфраструктуры или образования. В краткосрочном плане правительство пытается сгладить колебания экономического цикла или предпринять меры в ответ на стихийные бедствия, а в долгосрочном плане движущими силами могут быть уровень развития, демографическая ситуация или степень обеспеченности ресурсами.

(Марк Нортон, Асмаа Эль-Ганейни)

Каковы цели бюджетно-налоговой политики?

Какие два вида политики проводит государство?

Кто проводит кредитно-денежную политику, бюджетно-налоговую?

С помощью чего правительство воздействует на экономику?

Поясните сущность основного уравнения макроэкономики.

Различаются ли цели бюджетно-налоговой политики в краткосрочном ( SR ) и долгосрочном ( LR ) периодах?

Налоги. Бюджетно-налоговая политика

Налоги обеспечивают социальную справедливость, поскольку служат элементом перераспределения доходов в обществе.

Государственный бюджет является профицитным, если расходы бюджета превосходят его доходы.

Рост бюджетного дефицита означает снижение сальдо государственного бюджета.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика сопровождается снижением налоговых ставок и трансфертов.

К инструментам фискальной политики относятся государственные закупки товаров и услуг, налоги, социальные трансфертные выплаты и субсидии фирмам.

Выберите один вариант ответа

Задача стабилизационной политики состоит в:

Снижении уровня безработицы до нуля.

Поддержании ставки процента на неизменном уровне.

Снижении темпа инфляции до нуля.

Сглаживании циклических колебаний экономики.

Все ответы верны.

Какой из перечисленных налогов относится к прямым:

Налог на добавленную стоимость.

Единый социальный налог.

Налог на добычу полезных ископаемых.

Налог на имущество.

Что из перечисленного относится к расходам государственного бюджета?

Отчисления работодателей на социальное страхование.

Проценты по государственному внешнему долгу.

Прибыль государственных предприятий.

Налог на доходы чиновников.

Мерой сдерживающей фискальной политики является:

Повышение ставки процента.

Сокращение трансфертных платежей.

Уменьшение предложения денег.

Все ответы верны.

Мерой стимулирующей фискальной политики является рост:

Читайте также: