Налогообложение международных перевозок в рк

Опубликовано: 13.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация оказывает экспедиторские услуги компании в Республике Казахстан.
Может ли иностранная компания применить к организации налог на прибыль? Если да, то можно ли применить исключение двойного налогообложения?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доход, полученный в рассматриваемом случае российской организацией - исполнителем, не подлежит обложению подоходным налогом на территории Республики Казахстан.
В случае удержания налога на территории Республики Казахстан велика вероятность того, что организация не сможет воспользоваться положениями ст. 311 НК РФ, которыми предусмотрен механизм вычета из суммы российского налога на прибыль иностранного налога, уплаченного за рубежом.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Следовательно, доходы, полученные организацией от оказания услуг на территории Республики Казахстан, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ (п. 3 ст. 311 НК РФ). При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.
Пунктом 1 ст. 7 НК РФ установлен приоритет норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами, установленными НК РФ, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
В настоящее время между РФ и Республикой Казахстан действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 г.) (далее - Конвенция).
Указанная Конвенция распространяется в Республике Казахстан, в частности, на подоходный налог с юридических лиц (п. 3 ст. 2 Конвенции).
Согласно п. 1 ст. 8 "Международные перевозки" Конвенции прибыль, полученная резидентом договаривающегося государства от эксплуатации морских, речных, воздушных судов, железнодорожного или автомобильного транспорта в международной перевозке, облагается налогом только в этом государстве.
В данной норме доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг не упомянуты.
Полагаем, что в анализируемой ситуации необходимо руководствоваться п. 1 ст. 7 Конвенции, в силу которого прибыль предприятия договаривающегося государства (российской организации) облагается налогом только в этом государстве (РФ), если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение.
Таким образом, если предпринимательская деятельность российской организации в рамках заключенного договора на оказание экспедиторских услуг осуществляется без образования постоянного представительства на территории Республики Казахстан, доходы, получаемые от источников в иностранном государстве, подлежат налогообложению в Российской Федерации (смотрите письмо Минфина России от 10.04.2017 N 03-08-05/21229).
Отметим, что постоянное учреждение может возникнуть в случае оказания услуг, но только если деятельность такого характера продолжается в пределах страны более чем 12 месяцев (пп. "в" п. 3 ст. 5 Конвенции). Такая ситуация, в частности, возможна в случае заключения договора с казахской организацией на срок более года, в том числе когда предметом договора будет оказание экспедиторских услуг.
Так в постановлении Десятого ААС от 19.11.2013 N 10АП-10445/13 суд указал, что двенадцатимесячный период применяется к каждому отдельному проекту. Проект может рассматриваться как единый субъект, даже если он основан на нескольких контрактах, при условии, что он формирует единое коммерческое и географическое целое. При таких обстоятельствах в смысле Конвенции деятельность российского экспедитора на территории Республики Казахстан носит регулярный характер, в связи с чем образует постоянное представительство.
При этом действующее законодательство Республики Казахстан и Конвенция не содержат требований обязательного наличия офисного помещения, регистрации постоянного представительства, создания рабочих мест либо вывоза оборудования для отнесения осуществляемой деятельности к деятельности, приводящей к образованию постоянного учреждения (представительства) на территории Республики Казахстан.
В таком случае российский суд признает правомерность налогообложения доходов российской организации, получаемых от деятельности в Республике Казахстан, на территории Казахстана и возможность проведения зачета суммы уплаченного за пределами РФ налога при уплате налога на прибыль организаций в РФ (смотрите также письмо УФНС РФ по МО от 02.11.2006 N 22-22-И/0510).
Однако в изложенной в вопросе ситуации контрагент из Казахстана собирается удержать из доходов российской организации подоходный налог потому, что сомневается в фактическом праве организации на получение соответствующего дохода, т.е. в том, что организация является конечным получателем дохода.
Отметим, что похожая норма есть и в п. 1 ст. 312 НК РФ, согласно которой помимо подтверждения постоянного местонахождения иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, к которым относится и Конвенция, подтверждение, что иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
По сути, это дополнительное требование к получателю дохода, установленное национальным законодательством.
При этом ни список документов с целью определения фактического получателя дохода, ни их форма не установлены ни Конвенцией, ни законодательными актами РФ и, полагаем, Казахстана тоже.
Минфин России в этом случае (когда речь идет о подтверждении фактического получения дохода иностранными юрлицами) в качестве таких документов рекомендует принимать во внимание, в частности (письмо Минфина России от 19.12.2018 N 03-08-05/92537):
- документы, подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам;
- документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника выплаты такого дохода при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам;
- документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория) фактической предпринимательской деятельности.
Если контрагент не примет во внимание предоставленные документы и все-таки удержит подоходный налог на территории Республики Казахстан, то в этом случае велика вероятность того, что организация не сможет воспользоваться ст. 311 НК РФ, которой предусмотрен механизм вычета из суммы российского налога на прибыль иностранного налога, уплаченного за рубежом.
По мнению Минфина России, в случае удержания подоходного налога с юридических лиц у источника выплаты в Республике Казахстан не в соответствии с положениями Конвенции данный налог при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации не засчитывается в порядке п. 2 ст. 23 Конвенции (смотрите письма Минфина России от 21.05.2018 N 03-08-05/34062, от 10.04.2017 N 03-08-05/21229).
В такой ситуации организации следует обратиться в налоговый орган Республики Казахстан за возвратом налога, удержанного в данном государстве не в соответствии с положениями Конвенции. С этой целью также следует оформить документ, подтверждающий постоянное местопребывание в РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-08-05/45365, от 29.09.2014 N 03-08-05/48669, от 29.09.2014 N 03-08-05/48676, от 06.08.2013 N 03-03-06/1/31571, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2010 N 16-15/023299@).
Одновременно организация вправе представить свое дело для рассмотрения в Минфин России. Заявление должно быть представлено в течение 3 лет с момента первого уведомления о действиях, приводящих к налогообложению не в соответствии с положениями Конвенции (п. 1 ст. 25 Конвенции).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

3 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Транспорт (от лат. transportare – перемещать, перевозить) – сфера услуг, осуществляющая перевозки людей и грузов. В понятие «транспорт» включается совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, обеспечивающих их нормальную работу.

В международном товарообмене транспорт занимает особое место. С одной стороны, он является необходимым условием осуществления международного разделения труда; с другой – выступает на международных рынках в качестве экспортёра своей продукции, которая представляет специфический товар – транспортные услуги.

Понятие «международная перевозка» в Гражданском законодательстве Республики Казахстан соответствует понятию, используемому в Налоговых конвенциях.

Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса, международными перевозками признаются любые перевозки пассажиров, багажа, товаров, в том числе почты, морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемые между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является Республика Казахстан.

Правовое регулирование обязательств по перевозке регламентируется главой 34 «Перевозка» и главой 35 «Транспортная экспедиция» (ст. 708–714) Гражданского кодекса Республики Казахстан.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа производится на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами и изданными в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами и изданными в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно статье 689 Гражданского кодекса, по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза согласно договору или тарифу.

На отношения по перевозке распространяются общие правила Гражданского кодекса, международные соглашения, а также иные законодательные и нормативные акты, в том числе:

  • Закон Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года № 156-XIII «О транспорте в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.04.2014 г.);
  • Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года № 266-II «О железнодорожном транспорте» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.);
  • Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года № 284-II «О торговом мореплавании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.04.2014 г.);
  • Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 476-II «Об автомобильном транспорте» с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.04.2014 г.);
  • Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Постановлением Правительства РК от 18 июля 2011 года № 826) с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2013 г.;
  • Правила перевозок пассажиров и багажа морским транспортом. Постановление Правительства РК от 18 июля 2011 г. № 823;
  • Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте. Постановление Правительства РК от 13.12.2011 г. № 1522;
  • Правила предоставления услуг экспедитора (утверждены приказом министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 июля 2004 года № 296-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2012 г.);
  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. (ред. от 11.12.2009 г.) «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;
  • Договор от 28.05.2010 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан
  • «О применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза»;
  • Государственный стандарт ГОСТ «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте» СТ РК 1294–2004;
  • Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19.05.1956 г.);
  • Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее – СМГС) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2013 г.) и другие нормативные документы.

Казахстан является членом Международной федерации экспедиторских ассоциаций (фр. «Federation Internationale des Associations de Transitaires et Аssimiles» – ФИАТА), поэтому нормы ФИАТА применяются к отношениям, участниками которых являются экспедиторы Казахстана.

В современном мире выделяют шесть видов транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются как для перевозки грузов, так и пассажиров.

Транспортные операции можно разделить на три группы, связанные между собой последовательностью их выполнения во времени.

Первая группа операций включает в себя действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. В эту группу входят: планирование внешнеторговых перево­зок, анализ транспортных рынков, тарифов и условий перевозки, планирование расходов.

Вторая группа операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит в определении базисного условия контракта (покупатель или продавец оплачивают транспортировку), разработке транспортных условий договора, подготовке товара к транспортировке, заключении договора перевозки, организации контроля за движением груза, оформлении необходимой транспортной и таможенной документации и др.

Третья группа транспортных операций осуществляется после завершения процесса перевозки и состоит в разрешении возможных споров между отправителем, получателем груза и перевозчиком.

Основой для выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных его преимуществ – высокая маневренность – обеспечивает регулярность поставки.

Недостатки:

  • сравнительно высокая себестоимость перевозок;
  • возможность хищения груза и угона автотранспорта;
  • сравнительно малая грузоподъемность.

Преимущества железнодорожного транспорта:

  • хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;
  • возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния;
  • невысокая себестоимость перевозки.

Недостатки: низкая возможность доставки к пунктам потребления, монопольное положение.

Преимущества морского транспорта – низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

Недостатки:низкая скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малая частота отправок, зависимость от погодных и навигационных условий.

Преимущества речного транспорта – низкие грузовые тарифы.

Недостатки – малая скорость доставки, низкая доступность в географическом плане.

Преимущества воздушного транспорта – большая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

Недостатки:высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий.

В практике перевозок грузов различают два вида сообщений: смешанное сообщение и прямое сообщение.

Смешанное сообщение – это перевозка грузов различными или одним и тем же видом транспорта, но с перегрузкой (например, с одного автомобиля в другой). При этом каждый раз при перегрузке товара заключается новый договор перевозки, определяющий отношения сторон по ее осуществлению.

Прямое сообщение – это перевозка грузов по одному документу, выполняющему функции договора перевозки, даже если груз перегружался в пути. При перегрузках документ, выполняющий функцию договора перевозки, просто передается на следующий вид транспорта и следует с ним до следующей перегрузки или окончания доставки.

Транспортно-экспедиторское обслуживание представляет собой комплексную систему доставки, которая включает непосредственно перевозку товара от отправителя к получателю и выполнение связанных с перевозкой услуг.

В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – отправителя груза, получателя груза или иного заинтересованного в услугах экспедитора лица) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

Считается, что договор транспортной экспедиции наиболее применим в случаях, когда количество отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров и самостоятельное исполнение операций, связанных с оформлением перевозки, становится для грузоотправителя (грузополучателя) обременительным и экономически не оправданным.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным и исключительно транспортно-вспомогательным договором.

Клиентами являются отправитель и получатель груза, также клиентами могут быть и другие лица, связанные с перевозкой груза, в частности собственник имущества.

Экспедитором может быть только предприниматель. Часто в этом качестве выступают специализированные экспедиторские фирмы, порты, консолидирующие небольшие отправки в крупные партии грузов в интересах транспортных организаций.

Обязанности экспедитора может исполнять и сам перевозчик груза (ситуация наиболее распространена при автомобильных перевозках). В этом случае одно и то же лицо будет выполнять функции, составляющие содержание разных договоров с несовпадающими правами и обязанностями.

Экспедитор без согласования с клиентом вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если тому не препятствуют условия договора транспортной экспедиции. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за выполнение договора (ст. 711 Гражданского кодекса).

Договор транспортной экспедиции, как правило, является консенсуальным, но может быть и реальным, особенно когда в качестве экспедитора выступает сам перевозчик.

Договор транспортной экспедиции между экспедитором и клиентом заключается в письменной форме (п. 1 ст. 709 Гражданского кодекса). Принимая груз, экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ (расписку). При необходимости клиент выдает экспедитору доверенность (п. 2 ст. 709 Гражданского кодекса). Тот, в свою очередь, обязан представить клиенту оригиналы договоров, заключенных от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно подразделить на основные, формирующие предмет данного договора, и дополнительные.

К основным обязанностям экспедитора относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договоров перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза. Во исполнение этих обязанностей экспедитор заключает договор об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении, фрахтует транспортные средства, бронирует их тоннаж или оформляет заявки на их подачу под погрузку, оплачивает провозные платежи, доставляет груз к месту отправки и сдает перевозчику, составляет перевозочные документы, получает груз в пункте назначения и доставляет его на склад получателя.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено получение документов, требующихся для экспорта или импорта, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его затаривание и упаковка, маркировка, взвешивание, погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, сопровождение груза в пути и его хранение, заявление претензий к перевозчику и др. При этом экспедитор не осуществляет непосредственную перевозку груза.

Так, например, при перевозке железнодорожным транспортом экспедитор может оказывать следующие виды услуг:

  • оформление документов, сдача и выдача груза;
  • платежно-финансовые;
  • доставка грузов со/до склада клиента, погрузочно-разгрузочные и складские;
  • информационные;
  • подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава;
  • таможенное оформление;
  • иные экспедиторские услуги;
  • полный комплекс услуг по организации перевозок грузов от места отправления до места назначения;
  • заключение договора перевозки от своего имени (от имени экспедитора).

К услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов относятся:

  • заключение договора перевозки от имени клиента;
  • оформление транспортной железнодорожной накладной, в том числе международных и (или) комплекта перевозочных документов, транспортно-сопроводительных документов и экспедиторских документов;
  • оформление заявки на переадресовку груза;
  • предъявление груза к перевозке;
  • получение груза;
  • подписание коммерческого акта;
  • оформление претензий на основании коммерческих актов и иных документов.

Платежно-финансовые услуги предполагают:

  • расчет провозных платежей, тарифов, сборов и штрафов, стоимости иных работ;
  • оплату провозных платежей, сборов и штрафов, погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ.

Услугами по доставке грузов со/до склада клиента, погрузочно-разгрузочным и складским работам являются:

  • доставка груза со склада клиента до железнодорожной станции и/или от железнодорожной станции до склада клиента;
  • организация погрузки, выгрузки (разгрузки), перегрузки груза на железнодорожной станции и на складах клиента;
  • сортировка груза;
  • комплектование отправок (консолидация, деконсолидация груза);
  • маркировка, перемаркировка, упаковка груза;
  • ремонт транспортной тары и упаковки;
  • хранение, складирование груза;
  • разработка и согласование с перевозчиком технических условий погрузки и крепления груза.

Информационные услуги включают в себя:

  • уведомление клиентов об отправке, продвижении, о пересечении грузом границы, о прибытии и выдаче груза, а также о перегрузке груза на другие транспортные средства в пунктах перевалки;
  • контроль за продвижением груза в пути следования;
  • консультационные услуги в области перевозок груза.

Услуги по подготовке и оборудованию подвижного состава это:

  • обеспечение клиентов съемным оборудованием, необходимым для перевозки груза, вагонами и контейнерами;
  • предоставление клиентам и перевозчику запорно-пломбировочных устройств.

В услуги таможенного оформления входит оформление всех видов таможенных документов.

К иным услугам, связанным с перевозкой груза, относятся:

  • розыск утерянного груза до истечения сроков доставки;
  • организация сопровождения и/или охраны груза в пути следования;
  • организация страхования перевозки;
  • организация предоставления гарантий по всем видам риска.

Таким образом, объем и виды экспедиционных операций устанавливаются в договоре.

Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с условиями договора. В процессе исполнения договора клиент может давать ему указания. Особой обязанностью клиента, закрепленной в статье 710 Гражданского кодекса, является предоставление экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором. Причем экспедитор обязан сообщить клиенту груза об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации – запросить у клиента необходимые дополнительные данные. Непредоставление клиентом такой информации дает право экспедитору не приступать к исполнению .

Ваша фирма занимается экспортом. Или, наоборот, вы импортируете товар в Россию. Перевозку груза вы можете доверить как российской, так и иностранной компании. Причем от статуса фирмы-перевозчика может зависеть сумма налога, которую заплатите в бюджет именно вы. Как правильно поступить при заключении договора перевозки, нам расскажет Ирина ПЕРЕЛЕТОВА, генеральный директор ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало».

Итак, разберемся в последовательности действий бухгалтера в том случае, если перевозчик – иностранная фирма. Как известно, перечисляя деньги «иностранцу», вы рискуете стать налоговым агентом по НДС либо налогу на прибыль.

Есть представительство – плати налоги сам

Налог на прибыль платят не только российские фирмы, но и те иностранные компании, которые имеют представительства в России либо получают «доходы от источников в Российской Федерации» (ст. 247 НК). Что это за доходы сказано в статье 309 Налогового кодекса.

Выручка от международных перевозок – один из видов доходов «иностранца», выплачивая который российский заказчик может стать налоговым агентом (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК).

При этом под международными перевозками законодатели подразумевают любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом. Исключение составляют лишь перевозки в пределах России.

Итак, для того, чтобы решить, нужно ли вам платить налог за перевозчика, первым делом необходимо узнать, есть ли у него постоянное представительство в России. Ведь если иностранная фирма действует через свое представительство, налоги будет платить она сама.

Но даже при отсутствии постоянного представительства иностранного перевозчика есть возможность избежать роли налогового агента. Для этого нужно внимательно изучить договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения со страной вашего партнера. Если, конечно, таковой имеется. Как известно, положения такого договора будут иметь приоритетное значение по отношению к нормам российского налогового законодательства (ст. 7 НК).

Итак, если в международном договоре сказано, что налоги с доходов от перевозок нужно платить только в стране транспортной компании, удерживать налог у иностранца вы не должны. Но только в том случае, если перевозчик подтвердит тот факт, что он имеет постоянное местонахождение в стране, с которой у России заключено соглашение (п. 1 ст. 312 НК).

Налоговый кодекс не устанавливает обязательной формы такого подтверждения. Однако налоговики высказали свои пожелания к реквизитам этого документа (п. 5.3 раздела II методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150).

В качестве подтверждения постоянного местопребывания перевозчиком могут быть представлены справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, или справки в произвольной форме. При этом, по мнению работников налоговых органов, в них должна содержаться следующая или аналогичная по смыслу формулировка: «Подтверждается, что организация . (наименование организации) . является (являлась) в течение . (указывается период) . лицом с постоянным местопребыванием в . (указывается государство) . в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)».

Кроме того, в документе должен быть указан календарный год, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. Этот год должен соответствовать тому периоду, когда вы пользовались услугами иностранных перевозчиков.

Подтверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства, указанным в международном договоре. Если оно составлено на иностранном языке, у вас также должен быть его перевод на русский. Имейте в виду, что компетентный орган может делегировать кому-нибудь свои полномочия. Если у вас возникли сомнения в статусе учреждения, выдавшего документ, обратитесь в Управлении международного сотрудничества и обмена информацией Федеральной налоговой службы.

В указанных документах должна быть проставлена печать (штамп) соответствующего органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа. Указанные документы подлежат легализации (приданию им юридической силы на территории РФ) в установленном законодательством порядке либо на таких документах должен быть проставлен апостиль (п. 5.3 раздела II методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150).

Кроме того, 28 июня 2005 г. Президиум ВАС, сославшись на Гаагскую конвенцию 1961 г., указал, что на документах, подтверждающих постоянное местопребывание, должен быть проставлен апостиль. В противном случае российская фирма, выплачивающая доход иностранцу, обязана выполнить функции налогового агента. В то же время Минфин рекомендует принимать документы без апостиля (письмо Минфина от 5 октября 2004 г. № 03-08-07). Также Министерство финансов в своем письме от 22 февраля 2006 г. № 03-08-05 сообщает, что оно совместно с ФНС проводит работу «по анализу и совершенствованию процедур принятия сертификатов постоянного местопребывания (резидентства)». К тому же Минфин обещает выпустить письмо по итогам этой работы и довести его до сведения налогоплательщиков, судов и налоговых органов. Однако пока это письмо не увидит свет, есть риски, что налоговики не примут документы, в которых отсутствует апостиль.

Имейте в виду, что такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.

Также, чтобы избежать конфликта с партнером, лучше сразу включить в договор условие о том, что при отсутствии подтверждения о его постоянном местопребывании, вы удержите из его выручки налог на доходы в размере, установленном законодательством РФ для таких случаев.

Кстати, если вы удержите налог только потому, что ваш партнер опоздал с подтверждением, в течение трех лет фирма-перевозчик сможет вернуть его из российского бюджета сама. Для этого она должна представить в вашу налоговую инспекцию заявление на возврат, подтверждение о постоянном местонахождении, копии договора перевозки и копии платежных документов, которые могут подтвердить, что налог на доходы вы заплатили (п. 2 ст. 312 НК).

Когда в товарищах согласья нет

А теперь разберемся в том, что нужно делать вам, если иностранный перевозчик не имеет постоянного представительства в России и соглашения об избежании двойного налогообложения с его страной не заключено (либо просто в нем нет положений, касающихся международных перевозок).

В этом случае избежать роли налогового агента вам не удастся. А значит, вы будете должны удержать из доходов перевозчика 10 процентов и заплатить их в российский бюджет (п. 1 ст. 310, подп. 2 п. 2 ст. 284 НК).

Удержание налога на прибыль с дохода иностранного перевозчика в бухучете вы отразите по дебету счета учета расчетов с зарубежным партнером (например, по дебету счетов 76, 60) в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Перечислить налог нужно одновременно с выплатой дохода. Причем сделать это можно либо в рублях по курсу Центробанка на дату перечисления налога, либо в валюте расчетов с иностранным партнером (п. 1 ст. 310 НК). Однако в Налоговом кодексе обозначен и другой срок перечисления налога – в течение трех дней с момента выплаты дохода (п. 2 ст. 287 НК). Причем с этим сроком соглашаются и налоговики (письмо УФНС по г. Москве от 14 декабря 2005 г. № 20-12/92363).

Также не забудьте сдать в свою налоговую в течение 28 дней со дня окончания налогового периода налоговый расчет (информацию) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Форма такого расчета утверждена приказом МНС от 14 апреля 2004 г. № САЭ-3-23/286@. Инструкцию по заполнению расчета можете найти в приказе МНС от 3 июня 2002 г. № БГ-3-23/275. Имейте в виду, расчет вы должны сдать даже в том случае, если по указанным выше причинам от обязанностей налогового агента вы освобождены. Дело в том, что доход иностранному перевозчику вы все равно выплачивали.

Расчет нужно составлять за каждый квартал (месяц), в котором вы платили иностранной фирме. Имейте в виду, что нарастающим итогом его заполнять не нужно.

Добавленной стоимости не будет

Агентом по НДС при заключении договора с иностранным перевозчиком ваша фирма не будет. И вот почему. Начиная с 2006 г. международные перевозки отнесены к деятельности «на территории Российской Федерации» только если они осуществляются российскими компаниями (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК). При этом пункт отправления или пункт назначения должен находиться в России. Подпункт же 5 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса гласит, что услуги по перевозке, не упомянутые в подпункте 4.1 пункта 1 этой статьи, считаются оказанными за пределами России.

В статье 146 Налогового кодекса сказано, что объектом по налогу на добавленную стоимость будут являться услуги, оказанные на территории России. А значит, с доходов иностранного перевозчика платить НДС не нужно. Следовательно, и налоговым агентом по НДС ваша фирма не будет.

Товар везет соотечественник

Казалось бы, если вы закажете перевозку российской фирме – никаких проблем у вас не будет. Уж налоги-то она платит сама. Однако и здесь есть свои нюансы.

Как было сказано выше, с услуг по международным перевозкам российские компании НДС платят (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК). Вот только ставка этого налога – 0%.

Нулевую ставку НДС российские фирмы (за исключением железнодорожных перевозок) применяют как при ввозе товаров на территорию России, так и при вывозе за рубеж (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК).

Экспорт по железной дороге также попал под нулевую ставку НДС в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.

Итак, получив счет-фактуру на услуги по международной перевозке, вы должны увидеть там ставку НДС – 0%. Однако отдельные перевозчики не желают связываться с подтверждением нулевой ставки. А следовательно, выделяют в своих документах восемнадцатипроцентный НДС.

При получении такого счета-фактуры возникает закономерный вопрос: можно ли по нему ставить НДС к вычету?

На первый взгляд все условия для этого выполнены (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК). Услуги использованы в облагаемых НДС операциях, от транспортной организации получен счет-фактура.

Однако если вы решите принять указанную сумму НДС к вычету, вероятнее всего вам придется отстаивать свою позицию в суде.

По мнению налоговиков, даже если перевозчик выставил вам в счете-фактуре 18%, соответственно заплатив эту сумму налога в бюджет, принять к вычету НДС вы не сможете. Это связано с тем, что в нем неправильно указана ставка налога. А поскольку ставка НДС— это обязательный реквизит счета-фактуры, то это является нарушением порядка его оформления (п. 2 ст. 169 НК). Данная позиция ФНС России изложена, например, в письме от 13.01.2006 № ММ-6-03/18.

При этом некоторые суды считают, что экспортер в такой ситуации имеет право возместить налог из бюджета. Такой вывод содержит, например, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 декабря 2004 г. по делу № Ф03-А73/04-2/3726. Возмещение возможно, если транспортная организация перечислит налог со стоимости услуг в бюджет. А сделать это ее обязывает пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса. Соответственно экспортер имеет право на возмещение НДС.

Однако вам также необходимо иметь в виду мнение Президиума ВАС РФ, изложенное в постановлении от 20 декабря 2005 г. № 9263/05. В указанном постановлении экспортеру было отказано в возмещении восемнадцатипроцентного НДС, предъявленного ему транспортной компанией. В частности, Президиум ВАС РФ указал, что перевозка экспортируемых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов. В свою очередь, перевозчик не может по своему усмотрению менять ставку налога. А значит, «применение обществом-перевозчиком к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству».

Таким образом, если вы все же надумаете принять «транспортный» НДС к вычету, не забывайте о налоговых рисках, связанных с таким решением.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Имейте в виду, что такие документы, как свидетеьство о регистрации на территории иностранных государств(сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.

Выручка от международных перевозок – один из видов доходов «иностранца», выплачивая который российский заказчик может стать налоговым агентом согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

1. Оборот по реализации услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке.

Международной перевозкой признается:

1) транспортировка товаров, в том числе почтовых отправлений, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан;

2) транспортировка по территории Республики Казахстан транзитных грузов;

3) перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа в международном сообщении;

4) услуга по проследованию пассажирских поездов (вагонов) в международном сообщении.

Для целей настоящей главы перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, установленными пунктом 4 настоящей статьи.

2. В случае осуществления международной перевозки несколькими перевозчиками, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи, к международной относится перевозка, осуществляемая перевозчиком до границы Республики Казахстан или перевозчиком, посредством транспорта которого пассажиры, товары (почтовые отправления, багаж, грузобагаж) были ввезены на территорию Республики Казахстан.

3. В случаях осуществления международной перевозки несколькими перевозчиками в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении и международном железнодорожно-водном сообщении с перевалкой груза с железнодорожного на водный транспорт международной признается перевозка, осуществляемая перевозчиками на железнодорожном и водном транспорте.

4. Для целей настоящей статьи подтверждающими международные перевозки документами являются:

1) при перевозке грузов:

в международном автомобильном сообщении – товарно-транспортная накладная;

в международном железнодорожном сообщении, в том числе в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении и международном железнодорожно-водном сообщении с перевалкой груза с железнодорожного на водный транспорт, – накладная единого образца;

воздушным транспортом – грузовая накладная (авианакладная);

морским транспортом – коносамент или морская накладная;

транзитом двумя или более видами транспорта (смешанная перевозка) – единая товарно-транспортная накладная (единый коносамент);

по системе магистральных трубопроводов:

копия декларации на товары, помещенные под таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления, за расчетный период либо декларация на товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, за расчетный период;

акты выполненных работ (оказанных услуг), акты приема-сдачи грузов от продавца либо от других лиц, осуществлявших ранее доставку указанных грузов, покупателю либо другим лицам, осуществляющим дальнейшую доставку указанных грузов;

2) при перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа:

при регулярных перевозках – отчет о продаже проездных билетов, проданных в Республике Казахстан, а также расчетные ведомости о пассажирских билетах, составленные автовокзалами (автостанциями) по пути следования;

при нерегулярных перевозках – договор об оказании транспортных услуг в международном сообщении;

отчет о продаже проездных, перевозочных и почтовых документов, проданных в Республике Казахстан;

расчетная ведомость о пассажирских билетах, проданных в Республике Казахстан, в международном сообщении;

балансовая ведомость по взаиморасчетам за пассажирские перевозки между железнодорожными администрациями и отчет об оформлении проездных и перевозочных документов;

лоджит (центрально-загрузочный график);

сводно-загрузочная ведомость (проездной билет и багажная квитанция);

при услуге по проследованию пассажирских поездов (вагонов) в международном сообщении:

натурный лист пассажирского поезда.

Документы, указанные в настоящем пункте, могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в электронной форме.

5. Декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт товаров. При наличии декларации на товары в виде электронного документа, предусмотренной настоящим пунктом, представление документов, установленных абзацем восьмым подпункта 1) части первой пункта 4 настоящей статьи, не требуется.

Сноска. Статья 387 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2021).

Связаться с менеджером

  • Бухгалтерский учет
  • Расписание тестирования
  • Семинары
  • Онлайн курсы на analys.kz
  • Мини онлайн курсы на analys.kz
  • Клуб ТСник
  • Архив Видео записей
  • Курс Налоговый консультант
  • Курс Финансовый аналитик

Налогообложение международных перевозок

Оборот по реализации услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке.
Международной перевозкой признается:
1) транспортировка товаров, в том числе почтовых отправлений, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан;
2) транспортировка по территории Республики Казахстан транзитных грузов;
3) перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа в международном сообщении;
4) услуга по проследованию пассажирских поездов (вагонов) в международном сообщении.
Перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами.
В случае осуществления международной перевозки несколькими перевозчиками, за исключением случая, установленного пунктом 3 настоящей статьи, к международной относится перевозка, осуществляемая перевозчиком до границы Республики Казахстан или перевозчиком, посредством транспорта которого пассажиры, товары (почтовые отправления, багаж, грузобагаж) были ввезены на территорию Республики Казахстан.
В случае осуществления международной перевозки несколькими перевозчиками в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении международной признается перевозка, осуществляемая перевозчиками на железнодорожном и водном транспорте.
Подтверждающими международные перевозки документами являются:
1) при перевозке грузов:
в международном автомобильном сообщении – товарно-транспортная накладная;
в международном железнодорожном сообщении, в том числе в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении, – накладная единого образца;
воздушным транспортом – грузовая накладная (авианакладная);
морским транспортом – коносамент или морская накладная;
транзитом двумя или более видами транспорта (смешанная перевозка) – единая товарно-транспортная накладная (единый коносамент);
по системе магистральных трубопроводов:
копия декларации на товары, помещенные под таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления, за расчетный период либо декларация на товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, за расчетный период;
акты выполненных работ (оказанных услуг), акты приема-сдачи грузов от продавца либо от других лиц, осуществлявших ранее доставку указанных грузов, покупателю либо другим лицам, осуществляющим дальнейшую доставку указанных грузов;
2) при перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа:
автомобильным транспортом:
при регулярных перевозках – отчет о продаже проездных билетов, проданных в Республике Казахстан, а также расчетные ведомости о пассажирских билетах, составленные автовокзалами (автостанциями) по пути следования;
при нерегулярных перевозках – договор об оказании транспортных услуг в международном сообщении;
железнодорожным транспортом:
отчет о продаже проездных, перевозочных и почтовых документов, проданных в Республике Казахстан;
расчетная ведомость о пассажирских билетах, проданных в Республике Казахстан, в международном сообщении;
балансовая ведомость по взаиморасчетам за пассажирские перевозки между железнодорожными администрациями и отчет об оформлении проездных и перевозочных документов;
воздушным транспортом:
генеральная декларация;
пассажирский манифест;
карго-манифест;
лоджит (центрально-загрузочный график);
сводно-загрузочная ведомость (проездной билет и багажная квитанция);
при услуге по проследованию пассажирских поездов (вагонов) в международном сообщении:
натурный лист пассажирского поезда.
Документы могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в электронной форме.
Декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт товаров. При наличии декларации на товары в виде электронного документа, представление документов не требуется.

Читайте также: