Налоговые проверки крупнейших налогоплательщиков

Опубликовано: 14.05.2024

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.


    На выходных был в гостях у Васи. Вася — один из людей, вдохновивших меня заняться налогами. Сам он бывший налоговик. А потом стал «решать вопросики». Смотря на его достаток 13 лет назад, я понял, что налоги — это хорошо. Большой дом на Ильинке, миллионов на 200, множество квартир, вилла в Испании, приличный семейный автопарк.

    От Васи я узнаю о том, что происходит в верхних эшелонах власти. Особенно в ФНС.

    Он рассказал о новой инспекции, созданной по поручению Президента, которая трясет крупнейших государственных подрядчиков. Суммы доначислений по каждому проверяемому юрлицу исчисляются миллиардами.

    В сетях об этой инспекции информации почти нет. Поэтому расскажу.

    12 февраля 2020 года Владимир Владимирович Путин провел совещание где произнес, что нужно следить за деньгами из нацпроектов и поручил создать специально уполномоченное подразделение ФНС. И, почти сразу, 6 апреля, ФНС создала специальную инспекцию, которая следит за исполнением крупнейших господрядов.

    Называется новая инспекция: «Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных № 4». В простонародье: «Четверка». По меркам ФНС, четверка наделена безграничными полномочиями и властью.

    «Четверка» мониторит не только текущие нацпроекты, но и проводит проверки по уже закрытым крупным контрактам.

    Их деятельность слегка тормознулась из-за ковида и возросшей нагрузки на всех налоговиков. Но сейчас работа новой службы потихоньку возвращается в намеченное русло.

    Что же конкретно делает инспекция? А очень просто. Поднимают старые дела и детально проверяют, были ли обналичены или выведены за границу денежные средства с крупнейших государственных подрядов.

    Проверяют всё то, что случайно или намеренно могли пропустить обычные налоговики в территориалках, местных управлениях или в инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам.

    Работает новая инспекция крайне жестко: в связке с ГУЭБиПК и ФСБ.

    И речь не об региональных управлениях силовых структур.

    По указанию высшего руководства, Инспекция взаимодействует именно с управлением ФСБ по РФ и с главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции Российской Федерации.

    К примеру, те обыски в регионах, которые уже проводили по материалам «четверки», осуществлял «десант» ФСБ из Москвы.

    Взаимодействие «четверки» и ФСБ на таком уровне исключает коррупционную составляющую с участием регионалов. С местными силовиками уже никак и ничего не порешать, они не влияют на процесс. Первые проверки показали, что региональные плательщики недооценили возможности этой инспекции. Надеялись до последнего, что проводить проверку будут территориальные органы. А прилетели специалисты из «четверки» и московские фейсы. Местных налоговиков и силовиков к проводящимся проверкам не допускают, вдруг что-нибудь испортят.

    Пару лет назад ФНС приняла практику отрабатывать определенные отраслевые ниши в бизнесе. К примеру, разом начали кошмарить всю сферу клининга. Или зерновиков, которые упорно возмещались из бумажного НДСа (Операция «Зерно»). Потом трясли крупных аутстафферов.

    Похожую практику использует и «четверка». Конкретно сейчас ведомство заинтересовано в крупных региональных стройках и экологических проектах. По ним идет ряд выездных проверок. Постоянно идёт оценка, кто из господрядчиков забыл заплатить денег в бюджет или заплатил деньги не туда: регионалам привычно получать деньги из бюджета, закрываться бумажным НДСом, немножко заносить на местах и жить спокойно. Сейчас они этой спокойной жизни лишатся.

    Вася поведал, что первыми под удар попадут дорожники, занимавшиеся строительством протяженных участков федеральных трасс М-4 «Дон» и М-6 «Каспий». И назвал астрономические цифры, прошедшие мимо бюджета.

    Да и отрабатывать дорожников легче, т.к. осенью прошлого года в офисах этих компаний уже прошли обыски. Тогда, в ходе обысков, изъяли бухгалтерию и обнаружили, что несколько миллиардов бюджетных средств были обналичены и частично выведены в оффшор.

    А ведь это одна из крупнейших региональных автодорожных компаний, я про них чуть-чуть знаю через армянскую диаспору.

    Структура из тех, про которые обычно думают, что никто и никогда их трогать не станет. Любые проблемы от них отлетали, уровень влияния и связи позволяли решать любые вопросы.

    Но всё изменилось, и теперь кресла представителей «Автодора» закачались. Дорожники и некоторые другие, похоже, станут первыми примерами того, что бюджет в таком объёме и без уплаты налогов больше потрошить нельзя. Как-то привыкли крупнейшие регионалы, что с налоговой можно всегда договориться. Халява кончилась.

    Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

    Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

    Какие проверки

    Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

    Виды проверок / Свойства

    Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

    Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

    по заявлению потребителей либо третьих лиц.

    Основание для визитов налоговых инспекторов

    Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

    отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

    если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

    обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

    нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

    обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

    отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

    Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

    Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

    Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

    Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

    Истребование документов у налогоплательщика,

    Истребование документов у контрагентов,

    Участие переводчика или стороннего эксперта,

    Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

    Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

    Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

    требование документов (информации),

    получение экспертного заключения,

    Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

    По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

    Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

    Актуальный ежегодный график планов проверок


    Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

    Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


    Скриншот результата проверки

    В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

    На 2021 год мораторий продлен

    Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

    Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

    осуществляющие деятельность в социальной сфере,

    сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

    предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

    Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

    компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

    субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

    Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

    ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

    Подготовьте следующие документы:

    Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

    Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

    Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

    Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

    Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

    В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

    Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

    В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

    Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

    Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

    Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

    Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

    Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

    Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

    Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

    Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

    Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

    Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

    Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

    Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

    информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

    обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

    меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

    объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

    консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

    самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

    профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

    Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

    Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

    Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

    рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

    формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

    создают счета и договора

    напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

    Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


    Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

    Дата публикации: 02.04.2021

    В последнее время появилась тенденция к переводу организаций в межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, несмотря на то, что у них суммовые показатели меньше 10 миллиардов рублей.

    Администрирование налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, происходит по особым условиям, при этом контроль за их деятельности со стороны ФНС ведется с большим вниманием, чем за деятельностью иных компаний.

    Большая часть межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в Москве, часть межрайонных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам расположены в таких городах, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Кемерово. Принцип отраслевого администрирования, а не территориального, порождает такую ситуацию, когда налогоплательщик, место нахождения которого Сибирь или Урал, вынужден состоять на учете в межрегиональной или межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, находящейся в Москве и, соответственно, отчитываться, направлять корреспонденцию и своих представителей в другой город.

    Администрирование в рамках отраслевой специализации позволяет обеспечить предметное изучение сотрудниками инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам особенностей осуществления предпринимательской деятельности в определенной отрасли. Данное обстоятельство, в свою очередь, гарантирует более пристальный контроль в отношении крупнейших налогоплательщиков. При этом большое внимание в работе отраслевых инспекций уделяется аналитической работе — сравнение аналогичных налогоплательщиков в сопоставимых условиях, выборки и построение гипотезы о потенциальных нарушениях, пополнение системы налоговых рисков.

    Изменения, направленные на совершенствование уровня налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, с точки зрения эффективности работы Службы, себя оправдала. Высокая доля поступлений в бюджет Российской Федерации от крупнейших налогоплательщиков, изменения в структуре межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и изменения нормативных актов, регулирующих администрирование крупнейшими налогоплательщиками, свидетельствует о том, что реформа системы администрирования крупнейших налогоплательщиков продолжит развитие и в будущем.

    Также, в работе с крупными налогоплательщиками ФНС России делает ставку прежде всего на налоговый мониторинг – форма налогового контроля, предполагающая не только комфортное взаимодействие между инспекцией и налогоплательщиком (в формате онлайн), но и нацеленная на возможность выявлять налоговые риски на самой ранней стадии.

    В соответствии с положениями пункта 1 статьи 83 НК РФ особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков определяет Минфин. Так, по общему правилу, крупнейшими налогоплательщиками могут быть только организации, отвечающие определенным критериям, которые установлены Приказом ФНС от 16.05.2007 г. № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@»:

    - показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации (за любой отчетный год из предшествующих трех лет, не считая последнего);

    - признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;

    - наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности;

    - проведение налогового мониторинга.

    Особого внимания заслуживают такие критерии, как показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год и проведение налогового мониторинга.

    • Показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации.

    От величины годового дохода зависит то, в какой инспекции ФНС России организация будет стоять на учете:

    - от 10 млрд. до 35 млрд руб. включительно – в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (налогоплательщики регионального уровня);

    - от 35 млрд руб. и выше – в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (налогоплательщики федерального уровня);

    Однако, если ФНС приняла решение об отнесении к категории крупнейших налогоплательщиков и территориальных особенностях администрирования, организация может быть переведена в межрайонную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам, если она и не подпадает под установленные критерии (п. 6.1 Приказа ФНС от 16.05.2007 г. № ММ-3-06/308@).

    • Проведение налогового мониторинга.

    В том случае, если в отношении организации налоговым органом принято решение о проведении налогового мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ, она может быть поставлена на налоговый учет в межрайонную инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

    Налоговый мониторинг – это форма контроля, которая применяется ФНС России с 2016 г. Ее смысл заключается в добровольном предоставлении налогоплательщиком финансово-хозяйственной информации о своей деятельности посредством онлайн-взаимодействия.

    Если в ходе проведения мониторинга будут выявлены нарушения, налоговый орган потребует представить пояснения и внести исправления.

    В случае выявления нарушений, налоговым органом составляется мотивированное заключение, которое не является решением о привлечении к ответственности и не влечет наложения штрафа.

    Безусловным плюсом налогового мониторинга является отсутствие камеральных и налоговых проверок, однако, налоговым законодательством предусмотрены случаи, когда налоговые проверки проводятся.

    Перейти на налоговый мониторинг могут организации, которые соответствуют одновременно следующим условиям:

    - общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за предыдущий год составила не менее 300 млн руб.;

    - доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год составили не менее 3 млрд руб.;

    - балансовая стоимость активов на 31 декабря прошлого года составляла не менее 3 млрд руб.

    Такая форма контроля проводятся в отношении ряда крупнейших налогоплательщиков, и работа по привлечению большего их числа продолжается и в настоящее время.

    Налоговый мониторинг не является обязательным, а носит заявительный характер.

    При этом администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и в межрайонных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам. Территориальные особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков не установлены.

    Основной целью администрирования по отраслям является анализ и сравнение равных налогоплательщиков в отрасли, выявление отраслевых рисков, характерных для организаций со схожими бизнес-моделями.

    Структура инспекций, осуществляющих администрирование крупнейших налогоплательщиков выглядит следующим образом:

    • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (налоговое администрирование КН, отнесенных к транснациональным компаниям (доля участия ин. лиц(а) в уставном капитале организации прямо или косвенно превышает 50%, и (или) контролирующим лицом такой организации не являются резиденты РФ).
    • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (добыча (предоставление услуг по добыче) нефти и газа природного горючего, производство нефтепродуктов, оптовая торговля, транспортировка нефти, нефтепродуктов и горючего природного газа с использованием трубопроводного вида транспорта, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов).
    • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 3 (оптовая и розничная торговля, производство и (или) реализация пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, растениеводство и животноводство).
    • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (производство машин, транспортных средств, оборудования, техники и иных товаров, производство которых осуществляет Организация, не администрируемая иной межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в том числе для нужд оборонно-промышленного комплекса, строительство зданий и инженерных сооружений).
    • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 5 (добыча полезных ископаемых, за исключением нефти и газа природного горючего, металлургическое производство, производство химических веществ и химических продуктов).
    • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 6 (обеспечение электрической энергией и газом, водоснабжение, оказание транспортных услуг и иных услуг, оказываемых организацией).
    • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (деятельность в области информации и связи)
    • Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 9 (администрирование в финансово-кредитной и страховой сфере).

    Межрегиональные и межрайонные инспекции ставят на учет крупнейших налогоплательщиков самостоятельно, без каких-либо заявлений последних.

    После постановки на учет в качестве крупнейшего, организации направляется уведомление, в котором указан КПП налогоплательщика в качестве крупнейшего, у которого 5-й и 6-й знаки – 50.

    Вместе с тем, организация продолжает состоять на учете в инспекции по месту нахождения, в связи с чем ей присваивается КПП по двум основаниям: по месту нахождения и по отнесению к крупнейшим налогоплательщикам.

    Таким образом, возникает проблема «двойного» учета, поскольку пунктом 3 статьи 80 НК РФ предусмотрено представление всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам, а по страховым взносам – в налоговый орган по месту своего нахождения.

    Подводя итог вышеописанному, особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков могут вызывать определенные трудности у налогоплательщиков не готовых к принудительному переходу в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам.

    Функционирование налогоплательщиков, причисляемых к крупнейшим, происходит по особым условиям, нашедшим отражение в налоговом законодательстве, при этом контроль их деятельности со стороны уполномоченных структур ведется с большей строгостью, чем в отношении иных предприятий.

    Критерии, используемые в отношении крупнейших плательщиков налога

    Критерии причисления компаний к указанной категории определяются и периодически корректируются ФНС РФ. Действующим законодательством четко определен перечень субъектов, допускаемых к пребыванию в качестве крупнейшего налогоплательщика (КН) с разграничением их контролирования по предмету налогообложения в рамках разных (региональных, федерального) уровней (Приказы ФНС РФ №№ММ-3-06/308, ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/582 от 16.05.2007, 19.09.2014, 26.10.2016 соответственно).

    Список критериев, присутствие которых делает возможным добавление предприятия к числу крупнейших налогоплательщиков, включает ряд понятий:

    • значения ФЭД (финансовой и экономической деятельности), рассматриваемые за отчетный срок (12 месяцев), на основе анализа налоговой, бухгалтерской информации по отчетности изучаемой компании;
    • параметры, свидетельствующие о наличии взаимозависимости с другими лицами, а также о воздействии анализируемого субъекта на ведение деятельности взаимозависимой структурой, включая финансовые результаты ее деятельности;
    • наличие у рассматриваемого хозяйствующего субъекта лицензии или иного вида специального документа, предоставляющего своему обладателю возможность занятия определенным вариантом деятельности (лицензии);
    • постоянный налоговый мониторинг в отношении компании.

    Показатели ФЭД

    Предприятие может относиться к числу крупнейших налогоплательщиков по результатам его деятельности, принимаемым к рассмотрению за любые 3 года, предшествовавшие наступлению отчетного периода. При определении статуса организации не учитываются данные за отчетный год.

    К сведению! Присвоенный компании статус остается неизменным в срок до 2 лет после того, как ее деятельность прекратила соответствовать необходимым критериям. Присвоенный статус сохраняется предприятием, возникшим после процедуры реорганизации крупнейшего налогоплательщика, в течение 3-летнего периода (с учетом года проведения реорганизации).

    Статус признается утраченным субъектом, который признан банкротом в судебном порядке и по отношению к которому предпринято исполнение конкурсного производства (Приказ ФНС РФ № ММВ-7-2/428, 27.06.2012). Указанное положение не распространяется в отношении кредитных компаний, администрируемых на уровне федеральной НС. Таковые сохраняют полученный статус до момента ликвидации принудительного характера.

    Некоммерческой компании статус КН присваивается при наличии доходов, уровень которых соответствует установленным критериальным значениям.

    Для предприятий, подпадающих под федеральный уровень администрирования, в обязательном порядке предусматривается соблюдение не менее 1 из следующих параметров:

    • Уровень налоговых начислений больше показателя в размере 1 млрд руб. или по компаниям, занятым предоставлением услуг в отраслях связи или транспорта, — 300 млн руб.
    • Величина полученных доходов составляет от 20 млрд руб. (по кодам 2340, 2320, 2310, 2110 данных отчетной формы №2).
    • Совокупный размер активов предприятия начинается с позиции свыше 20 млрд руб.

    К сведению! Критерии администрирования налогообложения федеральной НС применимы также к юридическим лицам, занятым деятельностью в некоторых определенных экономических сферах.

    К примеру, на некоторые стратегические структуры, включая ВПК (военно-промышленный комплекс), распространены аналогичные показатели:

    • часть государственного вклада покрывает больше половины (50%);
    • среднесписочное число сотрудников в организации превышает 100 человек;
    • общая сумма договоров экспортного характера по изделиям стратегического предназначения превышает значение в 27 млн руб.;
    • общая величина поступлений средств по экспортным соглашениям, связанным с товарами стратегического предназначения, – от 20% всей выручки.

    Для предприятий, отнесенных к региональным уровням администрирования, предусматривается соответствие некоторым параметрам, но при этом не учитывается сфера занятости юридического лица.

    В числе контролируемых критериев, по которым требуется одновременное соответствие всем из них:

    • полученный доход, отражаемый в отчетной форме №2 – в пределах значений интервала 2–20 млрд руб.;
    • рассчитанная сумма налоговых платежей — в пределах значений интервала 75 млн руб.–1 млрд.руб.;
    • активы компании соответствуют показателям в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб.;
    • штатное количество сотрудников представлено более чем 50 единицами.

    К сведению! Показатели ФЭД, определяющие вынесение налогоплательщика в категорию КН при администрировании на уровне региона, разрешено устанавливать управлениям НС отдельных субъектов страны при условии обязательного согласования критериев с ФНС (Приказы ФНС №№ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/295 от 19.09.2014, 20.07.2015 соответственно). Предприятия, работающие по специальным режимам налогообложения, законодательно не имеют права перемещения в категорию КН.

    Взаимозависимость компаний и наличие лицензии для деятельности

    Предприятие может быть введено в число крупнейших налогоплательщиков в ситуации, когда взаимоотношения с ним отражаются на функционировании юридической компании, показатели работы которой отвечают критериям КН. Подобного рода контакты представляют собой взаимозависимость компаний (ст. 105 НК РФ).

    Администрирование налоговых сумм взаимозависимого предприятия осуществляется на уровне (региональном, федеральном), на котором ведется контроль субъекта, чье функционирование характеризуется соответствующими критериальными показателями.

    Хозяйствующие субъекты, получившие государственное разрешение, т.е. лицензию, на занятие некоторыми видами деятельности, подлежат федеральному уровню контроля. При этом не принимается в расчет соответствие/несоответствие оцениваемым параметрам КН (величине налоговой выплаты или полученной выручки, размерам имеющихся активов или штатного состава, факту взаимозависимости).

    К подобного рода вариантам деятельности отнесены (Приказ ФНС РФ №ММВ-7-2/274, 24.04.2012):

    • банковские операции;
    • пенсионное обеспечение (НПФ);
    • страхование пенсионное и некоторые иные его виды, а также перестрахование;
    • брокерские услуги посреднического типа;
    • деятельность на профессиональном уровне в работе фондового рынка.

    Взаимоотношения КН с ФНС

    Согласно НК РФ (ст. 83) организация (включая КН), в чьем составе присутствуют обособленные структуры, должна выполнить налоговую регистрацию во всех местах присутствия подразделений. При каждом изменении собственной организационной структуры предприятие уведомляет налоговое управление в регионе своего присутствия.

    При создании предприятием, зарегистрированным в пределах РФ, обособленных подразделений (не в виде филиалов, представительств) на территории РФ или изменении данных по созданным прежде подразделениям срок подачи уведомления в НС составляет 1 месяц.

    Если предприятие произвело ликвидацию собственных обособленных структур, занимавшихся деятельностью на территории РФ, то сведения о закрытии должны быть направлены в ФНС в срок до 3 дней. Под указанную норму подпадают все типы обособленных подразделений, включая представительства или филиалы.

    К сведению! Уведомление в НС должно направляться в течение 1 месяца в случае начала участия организации в компаниях, обладающих и не обладающих резидентством РФ. Правило не распространяется на компании в виде ООО или хозяйственных обществ.

    Читайте также: