Налогообложение коммерческой деятельности оканова т н

Опубликовано: 26.03.2024

В начале деятельности сельскохозяйственного кооператива (некоммерческая организация) от членов кооператива были получены денежные средства - паевые взносы. На них были приобретены основные средства и товары. Приобретенные ОС сдаются в аренду как членам кооператива, так и сторонним лицам. Товары также реализуются как членам кооператива, так и сторонним лицам. Во всех случаях стоимость аренды и стоимость товаров определены с наценкой (как членам кооператива, так и сторонним лицам). На доходы, получаемые от этой деятельности, в дальнейшем также осуществляется оптовая торговля (с наценкой), то есть вся деятельность приносит прибыль (является коммерческой). Согласно смете заработная плата председателя и главного бухгалтера относится к некоммерческой деятельности. Рассмотрим, каким образом формируется налогооблагаемая база по налогу на прибыль по коммерческой деятельности кооператива, а также как в бухгалтерском и налоговом учете отражаются общехозяйственные расходы (зарплата председателя и бухгалтера, коммунальные расходы, услуги связи, аренда офиса).

Налоговая база для целей исчисления налога на прибыль рассчитывается как доходы, полученные от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, произведенных непосредственно для получения этих доходов.

Общехозяйственные расходы (заработная плата председателя, бухгалтера, коммунальные расходы, услуги связи, аренда офиса), оплата которых осуществляется независимо от ведения предпринимательской деятельности, в расчете налоговой базы по налогу на прибыль не участвует.

Для целей бухгалтерского учета распределение общехозяйственных расходов может осуществляться пропорционально суммам выручки, полученным в результате осуществления предпринимательской деятельности, и целевых средств, полученным для ведения уставной деятельности.

Налоговый учет. Согласно ст. 50 Гражданского кодекса и п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью в том случае, если это служит достижению целей, ради которых она создана, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

В этом случае некоммерческая организация будет являться плательщиком налога на прибыль.

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.

При этом к доходам на основании п. 1 ст. 248 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль относятся:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг);
  • внереализационные доходы.

Исключение составляют доходы, поименованные в ст. 251 Налогового кодекса.

Так, на основании п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели таких целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Соответственно, расходы, связанные с выполнением уставной деятельности некоммерческой организации, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Статьи этих расходов, их состав отражаются в финансовом плане или в смете.

В составе расходов, осуществляемых в процессе ведения предпринимательской деятельности, должны быть учтены затраты, соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение доходов.

Отметим, что каких-либо особых условий для учета расходов для целей исчисления налога на прибыль некоммерческими организациями, ведущими предпринимательскую деятельность, НК РФ не устанавливает.

Не установлен ни одним нормативным документом и порядок распределения такими организациями (осуществляющими как некоммерческую, так и предпринимательскую деятельность) общехозяйственных расходов (как для целей налогового учета, так и бухгалтерского).

Отметим, что до недавнего времени допускалось распределять общехозяйственные расходы для целей налогового учета пропорционально суммам выручки и целевых средств (письмо Минфина России от 31.10.2005 N 03-03-04/4/73).

Однако в 2010 году целый ряд писем, посвященных этой проблеме, стал говорить об обратном (письма Минфина России от 20.01.2010 N 03-03-06/4/4, от 19.03.2010 N 03-03-06/4/25, от 02.04.2010 N 03-03-06/4/38), из чего следует, что воспользоваться в настоящее время таким принципом распределения для целей налогового учета НКО вряд ли представится возможным.

В этих письмах Минфин России обосновывает свою позицию тем, что "доходы, полученные от предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль могут быть уменьшены некоммерческими организациями лишь на расходы, непосредственно связанные с осуществлением такой деятельности". Из положений п. 4 ст. 252 НК РФ следует, что налогоплательщик вправе определять только группу затрат, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то есть в рамках коммерческой деятельности. При этом в ст. 272 НК РФ установлен порядок признания расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, при методе начисления. Положения п. 1 ст. 272 НК РФ, в соответствии с которым расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика, также действуют только в отношении доходов и расходов, формирующих налоговую базу для целей исчисления прибыли (целевые поступления в формировании этой налоговой базы не участвуют).

В связи с этим Минфин России делает вывод, что "распределение таких расходов требуется налогоплательщику только в случае ведения им видов предпринимательской деятельности, для которых установлен разный режим налогообложения". Для некоммерческих организаций положения главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью не предусматривают.

Таким образом, из прямого прочтения разъяснений, представленных в письмах Минфина России в 2010 году, получается, что некоммерческие организации вправе учесть в составе расходов для целей налогового учета только те затраты, которые непосредственно связаны с осуществлением деятельности, приносящей доход, или, говоря иначе, только прямые затраты. Распределять для целей налогообложения прибыли общехозяйственные расходы между коммерческой и некоммерческой деятельностью НКО не вправе.

Следовательно, руководствуясь позицией Минфина России, налоговая база для целей исчисления налога на прибыль будет рассчитываться как доходы, полученные от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, произведенных непосредственно для получения этих доходов (например, налоговая база при реализации товаров будет равна разнице между полученными доходами от реализации товаров и стоимости их приобретения).

Общехозяйственные расходы (заработная плата председателя, бухгалтера, коммунальные расходы, услуги связи, аренда офиса), оплата которых осуществляется независимо от ведения предпринимательской деятельности, в расчете налоговой базы по налогу на прибыль не участвует.

Пропорциональное распределение общехозяйственных расходов для целей налогового учета, по нашему мнению, может привести к возникновению у НКО споров с налоговым органом и разрешению их в судебном порядке.

Об этом, кстати, свидетельствует наличие арбитражной практики, складывающейся как в пользу налоговых органов, так и в пользу налогоплательщиков.

Арбитражные суды, выступая на стороне налогоплательщика, указывают на то, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, подлежат распределению на основании п. 1 ст. 272 НК РФ, т.е. пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. "Иное допускало бы различное применение норм налогового законодательства к коммерческим и некоммерческим организациям и противоречило принципу равенства налогообложения" (постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2009 N А56-50333/2008, Московского округа от 14.04.2009 N КА-А40/2761-09).

При этом судьи, поддерживающие позицию налоговых органов в этом вопросе, указывают на то, что общехозяйственные расходы кооператива, связанные с его организационной и административной деятельностью, должны покрываться за счет целевых поступлений, то есть паевых, дополнительных и иных обязательных взносов, на основании данных раздельного учета и не могут оказывать влияние на уменьшение налогооблагаемой прибыли в силу прямого указания п. 34 ст. 270 НК РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2010 N А67-4264/2009).

Бухгалтерский учет. Еще раз обращаем внимание, что нормативные документы, регулирующие порядок распределения общехозяйственных расходов некоммерческих организаций, осуществляющих как некоммерческую деятельность, так и предпринимательскую, отсутствуют.

В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также МСФО.

Руководствуясь вышеуказанными положениями, НКО, в случае необходимости, вправе самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета (в отличие от налогового) порядок распределения общехозяйственных расходов. По нашему мнению, наиболее приемлемый вариант для целей бухгалтерского учета в рассматриваемой ситуации - распределение расходов пропорционально суммам выручки и целевых средств.

Сумму общехозяйственных расходов за отчетный период, приходящуюся на некоммерческую и предпринимательскую деятельность, организации следует оформлять бухгалтерской справкой, оформленной в соответствии с требованиями п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Е. ТИТОВА,
О. МОНАКО

Статья опубликована в журнале
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
№ 11 май 2011 г.

Список литературы:

  • Гражданский кодекс РФ
  • Налоговый кодекс РФ
  • О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
  • Письмо Минфина России от 20.01.2010 N 03-03-06/4/4
  • Письмо Минфина России от 19.03.2010 N 03-03-06/4/25
  • Письмо Минфина России от 02.04.2010 N 03-03-06/4/38

Автор: Головченко О.Н.

Роль глобальной сети Интернет невозможно преувеличить в условиях быстро развивающихся экономических отношений как внутри Российской Федерации, так и на мировом рынке. Однако, несмотря на быстрорастущую предпринимательскую деятельность в виртуальном пространстве, законодательство о налогах и сборах Российской Федерации ограничено в использовании правовых механизмов налогообложения субъектов электронной коммерции ввиду специфики соответствующей деятельности, в результате чего на практике постоянно возникает ряд вопросов, требующих их законодательного регулирования.

Одним из таких вопросов является контроль за соблюдением субъектами электронной коммерции законодательства о налогах и сборах Российской Федерации и привлечение их к налоговой ответственности, так как от уровня поступлений налоговых доходов в бюджет бюджетной системы Российской Федерации зависит надлежащее функционирование всей финансовой системы страны.

На сегодняшний день термин "электронная коммерция" на законодательном уровне не закреплен независимо от того, что существует значительное число научных трудов, содержащих доктринальные определения данного понятия, рекомендации и предложения по урегулированию данного вопроса. При этом некоторые авторы считают, что электронная коммерция — достаточно неблагодарный термин с точки зрения поиска его дефиниции, так как приходится довольствоваться теми дефинициями, которые содержатся либо в зарубежном законодательстве и международных актах, либо в отечественной и зарубежной доктрине[1].

В первую очередь отметим Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле[2], который под электронной коммерцией понимает способ заключения торговых сделок посредством использования различных электронных средств передачи данных. Если обратиться к законодательству США, то электронная коммерция понимается как способ осуществления торговых операций посредством использования сети Интернет. Причем данный термин используется в налоговом законодательстве США, что в свою очередь облегчает осуществление контрольных мероприятий в отношении субъектов соответствующей предпринимательской деятельности[3].

В соответствии с рекомендациями таких интеграционных объединений, как Всемирная торговая организация и Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, ключевое значение для субъектов электронной коммерции имеет способ заключения договоров посредством использования сети Интернет с применением специализированной формы заказа на сайте субъекта предпринимательской деятельности, предлагающей реализацию товара, работы, услуг.

В рамках Европейского союза электронная коммерция предусматривает обработку и передачу данных в электронном виде, включая текст, звук и видео. Термин охватывает множество разнообразных видов деятельности, включая электронный перевод средств, электронную торговлю акциями, прямой потребительский маркетинг и послепродажное обслуживание, реализацию товаров, работ, услуг. Важнейшие части этого определения — любая обработка данных, которая сочетается с коммерческой деятельностью. Это определение можно считать довольно широким, недостаток которого заключается в том, что оно может включать различные виды коммерческой деятельности, связанные с увеличением проблем в исчислении и уплате налогов.

При этом для целей налогообложения государства — члены ЕС используют такой термин, как "косвенная электронная коммерция", под которой понимается электронное упорядочение материальных товарных ценностей, которые должны быть фактически доставлены с использованием традиционных каналов, таких как почтовые услуги или коммерческие курьеры, иные способы доставки[4]. Термин "прямой электронной коммерции" используется при предоставлении программного обеспечения, видео или музыки, загрузке книг и иных информационных услуг.

В любом случае определения по всему миру существенно различаются в зависимости от различных исследований и источников его применения. Некоторые определения включают все финансовые и коммерческие транзакции, которые происходят в электронном виде, включая электронный обмен данными, электронные переводы средств и всю деятельность кредитных/дебетовых карт. Другие ограничивают электронную торговлю розничными продажами для потребителей, для которых транзакции и платежи происходят в открытых сетях, таких как Интернет[5].

Таким образом, анализируя общие черты электронной коммерции в зарубежных странах для целей налогообложения, необходимо выделить ключевой элемент соответствующих правоотношений — это осуществление предпринимательской деятельности посредством использования сети Интернет, что в свою очередь зачастую понимается как электронная торговля. То есть Интернет используется в качестве инструмента связи со своими контрагентами. Причем налогообложение операций, осуществляющихся через сеть Интернет, не зависит от способа передачи соответствующих товаров, работ, услуг. Вне зависимости от того, входит ли какое-либо государство в то или иное интеграционное объединение — вопросы налогообложения соответствующих сделок разрешаются на национальном уровне. Главное, чтобы соблюдались условия ухода от двойного налогообложения, принципы конкуренции и правила трансфертного ценообразования между транснациональными компаниями.

С учетом специфики способа заключения сделки посредством сети Интернет у налоговых органов возникают вопросы относительно контроля за правильностью исчисления сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем рассмотрим особенности налогообложения субъектов электронной коммерции, проанализировав законодательство о налогах и сборах Российской Федерации.

В настоящее время НК РФ содержит требования в отношении особенностей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при оказании услуг в электронной форме через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно, с использованием информационных технологий. Данные положения применяются к иностранным организациям[6], которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации. Причем в сети Интернет можно найти название соответствующих требований законодательства о налогах и сборах Российской Федерации как, например, "налог на Гугл".

К услугам, реализация которых подлежит обложению НДС, относятся[8]:

— предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин;

— размещение предложений о приобретении товаров (работ, услуг);

— предоставление технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых для установления контактов и заключения сделок между продавцом и покупателем;

— обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети Интернет, поддержка электронных ресурсов пользователей;

— хранение и обработка информации;

Также рекомендуется Вам:

— предоставление вычислительной мощности для размещения информации;

— предоставление услуг хостинга, доменных имен;

— администрирование сайтов, информационных систем;

— автоматизированные услуги по поиску, выборке, сортировке данных;

— предоставление прав на использование электронных книг и других электронных изданий;

— оказание услуг по поиску и (или) предоставлению заказчику информации о потенциальных покупателях и др.

Отметим, что реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети Интернет, к услугам в электронной форме не относится. При этом все остальные сделки, в том числе с участием российских и/или иностранных компаний, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Данное условие применяется ко всем организациям, применяющим общую систему налогообложения.

Рассмотренные выше положения послужили важным шагом к устранению таких пробелов законодательства, как обложение налогом реализации виртуальных товаров при участии в многопользовательских онлайн-играх, которые размещены в сети Интернет и являются общедоступными для всех физических лиц, что создает равные условия для ведения бизнеса на территории Российской Федерации как отечественными, так и иностранными компаниями. Это дало основание налоговым органам в рамках осуществления налогового контроля начислять суммы налогов за проведенные операции, так как местом реализации услуг, согласно действующему законодательству, признается место нахождения покупателя товаров (работ, услуг). При этом суды придерживаются позиции налоговых органов при квалификации соответствующих сделок, оказанных в электронной форме иностранными организациями с последующим взысканием недоимки, пеней и штрафов.

Так, например, налогоплательщик обратился в суд на решение налогового органа о начислении НДС. При рассмотрении дела суды установили, что общество является владельцем интерактивных многопользовательских компьютерных онлайн-игр, размещенных на сайтах в сети Интернет, право пользования которыми предоставляется физическим лицам без внесения абонентской платы на основании лицензионного договора. При этом возможность использования дополнительного функционала игры предоставляется за плату и компенсируется пользователями путем перечисления денежных средств через агрегаторов платежей. Суды пришли к выводу о наличии у общества обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС в отношении услуг по организации игрового процесса путем предоставления возможности использования дополнительного функционала игры за дополнительную плату[9]. Таким образом, решена еще одна проблема налогообложения значительной массы денежных средств, которые ранее не подлежали налогообложению ввиду отсутствия регулирования со стороны законодательства.

С практической точки зрения взаимодействие налоговых органов с иностранными организациями — плательщиками НДС осуществляется в электронном формате через сайт ФНС РФ. Для постановки на налоговый учет иностранные организации обязаны заполнить электронную форму, в которой необходимо указать сведения о себе и о тех услугах, которые они оказывают или планируют оказывать в будущем российским потребителям. После этого им присваивается идентификационный номер налогоплательщика и открывается "Личный кабинет налогоплательщика". Дальнейшее взаимодействие (представление деклараций, обмен документами, письмами и т.д.) осуществляется через Личный кабинет налогоплательщика[10].

В целях контроля за такими организациями налоговый орган вправе истребовать информацию в отношении операций перевода денежных средств в адрес указанной иностранной компании у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи[11].

Что касается иных сделок, заключенных посредством сети Интернет, то стороны, признающиеся организациями для целей налогообложения, должны обеспечить наличие оригинальных первичных документов, которые подтверждают правильность исчисления и уплаты налогов. При этом законодателем предусмотрен порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном формате по телекоммуникационным каналам с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, который устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном формате утверждаются ФНС РФ. То есть несоблюдение соответствующих требований законодательства о налогах и сборах Российской Федерации в результате может привести к отказу налоговых органов в использовании права налогоплательщика на вычет входного налога на добавленную стоимость. К тому же согласно ст. 126 НК РФ предусматривается ответственность налогоплательщиков за несвоевременное предоставление в налоговые органы документов или иных сведений, предоставление заведомо ложных сведений или документов, необходимых для осуществления налогового контроля, и влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Особое место в законодательстве о налогах и сборах уделяется взаимозависимым лицам, сделки между которыми подлежат особому контролю со стороны налоговых органов. В этом случае непредоставление налоговому органу документов, выразившееся в отказе контролируемого лица предоставить соответствующие сведения, или предоставление заведомо ложных сведений влечет взыскание штрафа, размер которого составляет 100 000 рублей.

Что касается особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль организации, то согласно п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, в том числе иностранные организации, которые получают доход от источников на территории Российской Федерации.

Для организаций, осуществляющих электронную коммерцию, объектом налогообложения согласно ст. 247 НК РФ признается прибыль, которая определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При этом, согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, которые были получены российскими организациями, занимающимися электронной коммерческой деятельностью, от источников за пределами Российской Федерации, также должны быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Учитывая мировую практику налогообложения соответствующих операций, согласно которой налогообложение осуществляется по месту нахождения покупателя товаров (работ, услуг) при использовании сети Интернет, можно сделать вывод о двойном налогообложении соответствующих сумм.

Вместе с тем в силу п. 3 ст. 311 НК РФ при исчислении налога в Российской Федерации предусмотрена возможность зачета уплаченных ранее сумм в порядке, установленном законодательством иностранных государств. Однако суммы налога, подлежащие зачету, не могут превысить сумму налога, которая подлежит уплате в России. При этом налогоплательщик обязан предоставить подтверждающий документ, выданный компетентными органами иностранного государства, подтверждающий уплату налога за пределами Российской Федерации, в бюджет иностранного государства.

Вместе с тем российские организации, осуществляющие электронную коммерческую деятельность, должны самостоятельно обеспечить своевременное получение соответствующих документов в сроки, которые закреплены международными правовыми соглашениями. Несмотря на то что сроки зачастую законодателем не определены либо нарушаются, подтверждающий документ действует в течение налогового периода, в котором он был представлен налогоплательщику.

Отметим, что физическое лицо также может быть полноценным участником соответствующих правоотношений и получать доход в сети Интернет. Однако контроль за исчислением и уплатой сумм налогов с полученных доходов зачастую осуществить невозможно. Речь идет об участии физических лиц в различных лотереях, интернет-играх и иных развлекательных мероприятиях. По правилам ст. 228 НК РФ физические лица, которые получили выигрыши от организаторов лотерей и азартных игр, за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе, обязаны самостоятельно исчислять суммы налога, которые подлежат уплате в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, исходя из суммы выигрыша, путем подачи декларации в налоговый орган.

Законодательство нередко идет на шаг позади технического прогресса, испытывая недостаток гибкости в мире быстро меняющихся технологий[12]. Осознавая сложность правового регулирования рассматриваемых отношений, считаем необходимым продолжать поиск правовых механизмов осуществления налогового контроля, расширения объектов налогообложения, что будет способствовать легализации полученного дохода субъектами электронной коммерции, увеличению доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Литература

1. Ем А.В. Налог на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме: проблемы администрирования / А.В. Ем // Налоги. 2017. N 6. С. 7 — 12.

2. Копина А.А. Порядок уплаты "налога на Google" / А.А. Копина // Налоги. 2016. N 14. С. 20 — 25.

3. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование / А.И. Савельев. 2-е изд. М.: Статут, 2016. 640 с.

4. Хаванова И.А. Виртуальное и реальное: теория потоков в контексте налогово-правового регулирования / И.А. Хаванова // Финансовое право. 2017. N 4. С. 35 — 40.

References

5. VAT Taxation of E-Commerce. Under special consideration of the 6th EU VAT Directive: Dis. … Master of Law / By A. Krensel. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.102.8607&rep=rep1&type=pdf.

[1] Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М.: Статут, 2016. 640 с.

[2] Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле. Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1996 год. Т. XXVII. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1998. С. 319 — 323.

[3] Section 1104(10) of the Internet Tax Freedom Act of 21.10.1998. N 105 — 277.

[4] A European Initiative in Electronic Commerce. KOM 1997. Page 157.

[5] VAT Taxation of E-Commerce. Under special consideration of the 6th EU VAT Directive / By Krensel A. Dissertation in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Law at the University of Cape Town.

[6] Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

[7] Копина А.А. Порядок уплаты "налога на Google" // Налоги. 2016. N 14. С. 20 — 25.

[8] Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

[9] Определение ВС РФ от 3 февраля 2016 г. N 305-КГ15-18998 об отказе в передаче кассационной жалобы налогоплательщика для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ (дело N А40-56211/2014); Определение ВС РФ от 30 сентября 2015 г. N 305-КГ15-12154 об отказе в передаче кассационной жалобы налогоплательщика для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ (дело N А40-91072/14) // СПС "КонсультантПлюс".

[10] Информационное письмо Информация ФНС России. О налогообложении электронных услуг, оказываемых в Интернете // СПС "КонсультантПлюс".

[11] Ем А.В. Налог на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме: проблемы администрирования // Налоги. 2017. N 6. С. 7 — 12.

[12] Хаванова И.А. Виртуальное и реальное: теория потоков в контексте налогово-правового регулирования // Финансовое право. 2017. N 4. С. 35 — 40.

Любая организация при выполнении основных направлений деятельности использует систему налогообложения в части уплаты налогов и сборов по законодательству РФ.

Нормативно-правовые акты в сфере налогообложения.

1. Законодательство РФ, субъектов, органов муниципальных образований о налогах и сборах.

2. Налоговый кодекс РФ, устанавливающий систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения в части установления, возникновения и обязанностей налогоплательщиков.

Состав и виды налогов, уплачиваемые коммерческими организациями.

1. Прямые - устанавливаются непосредственно на доход и на имущество налогоплательщика. ( К их числу относят: подоходный налог, налог на прибыль, на имущество, а так же владение и пользование.)

2. Косвенные – заключаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услугу и оплачиваются потребителями. ( К их числу относят: НДС, таможенную пошлину, а так же налог на операции с ценными бумагами.)

Экономическая сущность налогов и сборов

Под налогами понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взымаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Основные функции налогов

1) Фискальная-отражает предназначение налогов, причину их появления и способ формирования.

2) Распределительная-направлена в качестве инструмента, для распределения основных макроэкономических показателей.(ВВП)

3) Стимулирующая-определяет дифференциацию налоговых ставок, введение налоговых льгот и т.д.

4) Контрольная-определяет контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой налогов и своевременным предоставлением налоговой отчетности.

В системе налогообложения предусмотрена уплата налогов и сборов в виде общего и спец. Режима налогообложения.

Общий режим налогообложения включает в себя след виды налогов:

1) Налог на прибыль организаций

3) Налог на имущество организаций

4) Страховые взносы

Основной особенностью особенностью общего режима является необходимость учета, исчисления, уплаты НДС.

К спец. режиму относят:

1) Систему налогообложения для с/х производителей.

2) Систему налогообложения для малого и среднего бизнеса.

3) Систему налогообложения при выполнении раздела готовой продукции.

При применении спец. режима налогообложения организация уплачивает единый налог, который исчисляется по-разному.

Система налогообложения включает в себя федеральные, региональные и местные налоги.

35. Порядок образования финансовых результатов

Финансовый результат - это конечный экономический итог хозяйственной деятельности предприятия, который выражается в форме прибыли (дохода) или убытка.

В рыночных условиях хозяйствования прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, продуктивность произведенных затрат.

Прибыль характеризует не весь полученный доход, а только ту его часть, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. В количественном выражении прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами на предпринимательскую деятельность.

Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей - вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т. п., а также с действующим порядком ее налогового регулирования.

Финансовый результат определяют по счету 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки.

Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:

1. финансового результата от продажи продукции (работ, услуг);

2. финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);

3. операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);

4. внереализационных прибылей и убытков;

5. чрезвычайных доходов и расходов. [11]

Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 «Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Финансовый результат от продажи имущества, операционные и внереализационные доходы и расходы вначале отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого затем ежемесячно списывают на счет 99.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 21.10.2019 2019-10-21

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Басалыко, В. М. Налогообложение субъектов электронной коммерческой деятельности / В. М. Басалыко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63204/ (дата обращения: 21.05.2021).

На сегодняшний день все большее значение приобретает электронная коммерция. Все чаще предприниматели обращаются к продаже товаров посредством сети Интернет. Однако, в отличие от иностранных государств, Российская Федерация не спешит модернизировать правовые механизмы налогообложения субъектов электронной коммерции.

Начнём с самого главного. В российском законодательстве в принципе отсутствует понятие электронной коммерции. В зарубежной практике существуют разнообразные подходы раскрытию термина. Так, Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принимает такой способ заключения торговых сделок, при котором используются различные электронные средства передачи данных. Подобным образом данное определение расшифровывается в законодательстве США. В нём электронная коммерция это особый способ осуществления торговых операций через сеть интернет.

Мировая практика по-разному подходит к закреплению данного термина. Одни страны включают него финансовые и коммерческие транзакции, которые происходят в электронном виде, другие стараются отграничить категории, например электронной торговли розничными продажами для потребителей и рынок оптовой торговли. Однако, анализируя сходные черты электронной коммерции за рубежом, можно сделать вывод, что ключевым элементом соответствующих правоотношений является осуществление предпринимательской деятельности посредством использования сети Интернет. То есть, Интернет понимается, как инструмент связи с контрагентами.

Ещё одной сложностью в совершенствовании законодательства, касающегося электронной коммерции, является то, что Интернет-торговля зачастую носит трансграничный характер. Это означает, что отсутствие физических границ — одна из ключевых её особенностей. Во многих случаях, покупка и поставка товаров или услуг не привязаны к определённому месту, определённому государству. Часто возникают вопросы, по каким правилам тогда необходимо регулировать такие сделки. Интересно то, что единого подхода к этой проблеме нет не только в нашем государстве, но и в целом в мире.

Проблемы налогообложения электронной коммерции возникают также в части администрирования прямых налогов, как правило, они связаны с определением постоянного представительства, так и в части косвенных налогов, в основном связанных с расчетом и уплатой НДС.

В 2002-м году европейский Союз ввёл правила, согласно которым все операции, осуществляемые цифровом пространстве, должны быть приравнены к услугам и подлежать налогообложению по месту нахождения покупателя.

Регламент уплаты НДС, который действует в европейском Союзе, устанавливает ряд требований для определения местонахождения клиента. Например, те услуги, которые представляются через мобильные сети, предполагают, что местонахождение клиента определяется по коду страны на номере телефона, который был использован для получения данной услуги.

Для упрощения налогового администрирования НДС в 2015 г. в ЕС был введен специальный механизм, называемый Mini one Stop Shop (далее — MOSS), позволяющий налогоплательщикам, осуществляющим трансграничные операции внутри ЕС, не регистрироваться в каждой юрисдикции, а сдавать отчетность по НДС только в одном государстве, в котором у них находится постоянный офис.

Основной задачей механизма описанного выше можно назвать снижение административной нагрузки на налогоплательщиков. Однако в настоящее время механизм работает не полностью. Все потому, что механизм не является обязательным, таким образом, не все государства его используют и принимают во внимание.

Помимо этого, Европейском союзе существует большой риск двойного налогообложения, так как правила аудита НДС не согласовано. Таким образом, если национальные налоговые органы не согласны по каким-либо пунктам, субъект подвергается налогообложению двойном размере.

Что касается Российской федерации, в области налогового администрирования электронной коммерции все уже достигнуты определённые успехи, речь идёт о введении статьи 174.2 в НК РФ. В данной статье говорится, что реализация цифровых услуг облагается НДС по месту нахождения покупателя. При этом чтобы местом реализации считалась территории РФ, должны быть выполнены названные в законе условия.

Все же налоговое администрирование, точнее его законодательное совершенствование, нужно развивать. В настоящее время у налоговых органов даже нет необходимого оборудования, для того чтобы они могли оценить реальные объемы продаж на рынке электронной коммерции. Это очень важно, так как электронная коммерция с каждым годом будет только набирать обороты.

Таким образом, Российская Федерация только начинает развивать законодательство области электронной коммерции. Правила налогообложения зарубежных интернет компаний постепенно приносят результат, но этого явно недостаточно.

Необходимо продолжать совершенствовать законодательство с учётом зарубежной практики. Очень важно закрепить ряд основополагающих понятий в законодательстве, как минимум термины «электронная коммерция», «цифровой товар», «цифровая поставка».

Очень важно начать внедрять и использовать механизмы, которые успешно показали себя в практике зарубежных стран и начать формировать единую концепцию в международной среде. Можно начать с создания единого законодательства в части налогообложения электронной торговли внутри ЕАЭС, а также разработать систему по автоматическому обмену информацией о счетах и переводах налогоплательщиков.

Ну и конечно, нужно обеспечить наши налоговые органы всем необходимым оборудованием для того, чтобы разработать специализированное программное обеспечение для налоговых органов, которое позволит отслеживать все транзакции, совершаемые налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность в цифровом пространстве, что позволит повысить качество налогового администрирования и снизит количество злоупотреблений со стороны налогоплательщиков.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2019)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2019)
  3. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле. Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1996 год. Т. XXVII. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1998. С. 319–323. // КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2019)
  4. Головченко О.Н // Налогообложение субъектов электронной коммерческой деятельности «Финансовое право», 2019, N 2
  5. Ем А. В. Налог на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме: проблемы администрирования // Налоги. 2017. N 6. С. 7–12.
  6. Хаванова И. А. Виртуальное и реальное: теория потоков в контексте налогово-правового регулирования // Финансовое право. 2017. N 4. С. 35–40.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность налоговой системы

Все предприятия и организации при осуществлении коммерческой деятельности должны использовать систему налогообложения, уплачивая налоги и сборы в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая система – неотъемлемая часть каждого государства, целью которой во все времена было обеспечение текущих потребностей страны и общества.

Государство использует налоги посредством фискальной и стимулирующей функции только в тех случаях, когда в государстве царит атмосфера уважения к налоговой системе, основанное на понимании ее роли и знании правил взимания налоговых платежей. Современная налоговая система нашей страны была создана в 1991 году, когда был принят пакет законопроектов о налоговой системе, которым были установлены перечень налогов, сборов и пошлин и определены обязанности налоговых служб и налогоплательщиков.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налогообложение коммерческой деятельности 450 руб.
  • Реферат Налогообложение коммерческой деятельности 270 руб.
  • Контрольная работа Налогообложение коммерческой деятельности 210 руб.

Налогообложение коммерческой деятельности осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере налогообложения, основными из которых являются:

  • Законодательство государства о налогах и сборах, законы субъектов и органов муниципалитетов;
  • Налоговый Кодекс нашей страны, которым определены существующие налоги и сборы, важные принципы сферы налогообложения, пути возникновения обязанностей граждан и предприятий в уплате налогов.

Виды налогов

Коммерческие организации уплачивают налоги, состав и вид которых определены налоговым законодательством, при этом налоги классифицируются на:

  1. Прямой налог, который установлен непосредственно на доход (имущество) плательщика (налог на владение и пользование, подоходный налог, налог на прибыль, имущественные налоги);
  2. Косвенный налог, представляющий собой надбавку к цене продукции или к тарифу на услуги. Этот вид налога оплачивают потребители (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, налоги на операции с ценными бумагами).

Сущность и основные функции налогов

Сущность налогов заключается в том, что они представляют собой обязательные, индивидуальные, безвозмездные платежи, которые взимаются с предприятий и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность, путем отчуждения принадлежащих им денежных средств для финансирования и обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

Для налогов характерны следующие основные функции:

  1. Фискальная, отражающая предназначение налогового платежа, причину его появления и способы формирования.
  2. Распределительная, направленная на распределение важных макроэкономических показателей (ВВП) в качестве инструмента.
  3. Стимулирующая, определяющая дифференциацию налоговых ставок, ввод налоговых льгот и др.
  4. Контрольная, определяющая контроль правильного исчисления, своевременную оплату налогов и своевременное предоставление налоговой отчетности.

Системой налогообложения коммерческих предприятий предусматривается уплата налогов и сборов в виде общего и специального режима налогообложения.

В соответствии с общим режимом налогообложения, взимаются налоги:

  • НДС,
  • Налог на прибыль компании,
  • Имущественный налог,
  • Страховой взнос.

Основная особенность общего режима - необходимый учет, исчисление, уплата налога на добавленную стоимость. По специальному режиму взимаются налоги:

  1. С предприятий малого и среднего бизнеса,
  2. С сельскохозяйственных предприятий,
  3. С предприятий, осуществляющих раздел готовой продукции.

Применяя специальный режим налогообложения, предприятия уплачивают единый налог, исчисляемый для каждого случая по-разному. Система налогообложения классифицирует налоги также по уровням:

  • Федеральный,
  • Региональный,
  • Местный налог.

Читайте также: