Виды налогов и платежей в 1с

Опубликовано: 05.05.2024

Автор: Юлия Антонцова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», сентябрь 2019 г.

Рассмотрим, как реализован и для чего используется механизм учета расчетов по налогу на прибыль организаций.

Для учета налога на прибыль организации в типовом плане счетов предусмотрен субсчет 68.04 «Налог на прибыль». К нему открыт счет 68.04.1 «Расчеты с бюджетом», который обобщает информацию о расчетах организации с бюджетом по налогу на прибыль.

По кредиту этого счета отражается начисление сумм налога, а его фактическая уплата в бюджет – по дебету. На нем фиксируются не только операции начисления и уплаты налога, а также суммы налога, относящиеся к предыдущим отчетным периодам, штрафы и пени по налогу. Программа позволяет вести учет разных видов расчетов отдельно друг от друга, при помощи набора аналитических субконто.

На счете 68.04.1 учет ведется по аналитике: «Виды платежей в бюджеты (фонды)» и «Уровни бюджетов».

Уровней бюджета, в которые уплачивается налог только два: федеральный и региональный. А для видов платежей в программе предусмотрен справочник, содержащий предопределенные элементы и не требующий никаких дополнительных настроек.

Для налога на прибыль могут быть выбраны значения, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Значения платежей по налогу на прибыль

Вид платежа

Применение

Налог (взносы): начислено / уплачено

Отсюда следует, что данный вид платежа не предназначен для использования в операциях, введенных вручную.

Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно)

Используется для самостоятельного доначисления пользователями налога на прибыль в программе. Вид платежа используется в случаях, когда организацией были обнаружены ошибки в отчетности прошлых отчетных периодов и в результате часть налога была недоплачена. Проводки по доначислению сумм налога вносятся пользователями с помощью операции, введенной вручную.

Налог (взносы): доначислено / уплачено (по акту проверки)

Предназначен для доначисления сумм налога в тех случаях, когда ошибки в учете были обнаружены в ходе выездной или камеральной проверки. Проводки по доначислению сумм налога также вносятся пользователями с помощью операции, введенной вручную.

Штраф: начислено / уплачено

Применяется для начисления штрафов, наложенных на организацию в результате проверки. Проводки по начислению штрафных санкций вносятся при помощи операции, введенной вручную.

Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно)

В случае несвоевременной уплаты налога в бюджет организациям необходимо самостоятельно исчислить и уплатить пени. Для этого и используется данный вид платежа. Операции по начислению пени пользователь вносит с помощью операции, введенной вручную.

Пени: начислено / уплачено (по акту проверки)

Также применяется для отражения проводок по начислению и уплате пени в программе. Однако этот вид платежа следует использовать, если факт нарушение сроков уплаты выявлено в ходе налоговой проверки. Операции по начислению пени пользователь вносит с помощью операции, введенной вручную.

В оборотно-сальдовой ведомости по счету 68.04.1 пользователь может видеть суммы по каждому из видов платежей отдельно, что позволяет детально анализировать расчеты по налогу на прибыль. При заполнении регламентированной отчетности в программе также используются данные этого вида субконто. Рассмотрим, как это работает.

Пример.

В оборотно-сальдовой ведомости кредитовый оборот по виду платежа «Налог (взносы): начислено / уплачено» совпадает с суммой в строке 180 «Сумма исчисленного налога» Листа 02 Декларации по налогу на прибыль.



А также кредитовый оборот совпадает с суммой текущего налога на прибыль в строке 2410 Отчета о финансовых результатах.


Можно увидеть расшифровку строки 2460 «Прочее» Отчета о финансовых результатах. В эту строку относятся суммы доначисленного налога, а также штрафы и пени.


Представленный пример наглядно иллюстрирует, как использование аналитических субконто счета 68.04.1 влияет на заполнение бухгалтерской и налоговой отчетности. Поэтому при внесении ручных операций, затрагивающих этот счет, необходимо принимать во внимание особенности работы с субконто «Виды платежей в бюджет (фонды)» и следовать описанным выше рекомендациям по их применению.

В обновлении 10.3.10 типовой конфигурации «Управление торговлей, ред.10.3» порядок заполнения платежных поручений на уплату платежей в бюджет приведен в соответствие с Приказом Минфина РФ №102н от 01.10.2009 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ от 24.11.2004 №106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ».

Перечисление денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды, в таможню, по аренде государственного имущества и подобные платежи в адрес разного рода государственных структур оформляются документом «Платежное поручение исходящее».

Для оформления платежа можно:

- выбрать операцию «Перечисление налога»;

- выбрать другую операцию документа, перейти на закладку «Перечисление в бюджет» и установить флажок «Перечисление в бюджет».

Исключения: закладка «Перечисление в бюджет» невидима при выборе вида операции «Перевод на другой счет» и «Перечисление денежных средств подотчетнику».

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА

Для перечисления таможенного платежа в документе «Платежное поручение исходящее» нужно выбрать вид операции «Перечисление налога», указать налоговый орган и сумму платежа.

На закладке «Перечисление в бюджет» нужно заполнить поля 101, 104 – 110 платежного поручения.

Порядок заполнения этих реквизитов соответствует Приказу Минфина РФ №102н от 01.10.2009 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ от 24.11.2004 №106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ».

Правила заполнения полей 104 – 110 определяются выбранным в платежном поручении видом перечисления в бюджет:

- Налоговый платеж - используется для перечисления в бюджет налогов, сборов и других платежей, администрируемых налоговыми органами;

- Таможенный платеж - используется для перечисления в бюджет таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности;

- Иной платеж - используется для всех прочих перечислений денежных средств в бюджет (при аренде или покупке имущества, за услуги, оказанные государственными органами, административные платежи и сборы и т.д.). Вид перечисления «Иной платеж» устанавливается по умолчанию для всех видов операции, кроме операции «Перечисление налога».

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ПЛАТЕЖА

Для перечисления таможенного платежа в документе «Платежное поручение исходящее» нужно выбрать вид операции «Прочие расчеты с контрагентами», указать контрагента (таможню), сумму платежа, договор (с видом «Прочее»). Затем перейти на закладку «Перечисление в бюджет» и на этой закладке установить флажок «Перечисление в бюджет», указать вид перечисления «Таможенный платеж», заполнить другие необходимые реквизиты.
title

Перечисление таможенного платежа

Платежное поручение распечатывается или передается в программу «Клиент-банка». При поступлении выписки банка в платежном поручении ставится флажок «Оплачено».

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ПЛАТЕЖА ЗА АРЕНДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

Для перечисления платежа за аренду госимущества в документе «Платежное поручение исходящее» нужно выбрать вид операции «Оплата поставщику», указать контрагента (госучреждение, управляющее имуществом), сумму платежа, договор (с видом «С поставщиком»). Затем перейти на закладку «Перечисление в бюджет» и на этой закладке установить флажок «Перечисление в бюджет», указать вид перечисления «Иной платеж», заполнить другие необходимые реквизиты.
title

Перечисление платежа за аренду государственного имущества

Платежное поручение распечатывается или передается в программу «Клиент- банка». При поступлении выписки банка в платежном поручении ставится флажок «Оплачено».

Оплата налогов в 1 С, осуществляется безналичным способом расчётов, используются при этом платежные поручения. Оформляются платежи в программе «1С: Бухгалтерия 8» версия 3, с помощью следующих документов: платёжное поручение; списание с расчётного счёта. Денежный документ — платежное поручение в программе «1С: Бухгалтерия 8» версия 3 нужно, для осуществления платежей, в безналичной денежной форме, собственник расчётного счёта сам даёт поручение банку на осуществление списания денежных средств со счёта.


Платежное поручение в 1С не формируют бухгалтерских и налоговых проводок, они необходимы только для создания форм документов и их распечатки на бумаге.

Фирмы, осуществляющие через систему «Клиент-Банк» перечисление денег, могут не формировать в программе «1С: Бухгалтерия 8» платежные поручения, так как данная форма передаётся в электронном виде с электронно-цифровой подписью (ЭЦП) в банк. Также можно распечатать через банковскую программу платёжное поручение, для создания архива на бумажном носителе.

Какие уровни бюджетов у налогов?

Если следовать НК РФ, то они подразделяются на следующие уровни:

  • Местные;
  • Региональные;
  • Федеральные;

К Федеральным налогам относятся:

  • Налог на прибыль (4, гл. 25 НК РФ) – исчисляется он, с конечных результатов деятельности фирмы, плательщиками являются, зарегистрированные на территории России, юридические лица; Одна часть этого налога поступает в бюджет Федерации, другая – в территориальный бюджет.
  • Налог на добавленную стоимость (далее по тексту НДС) (4, гл. 21 НК РФ) – в исчислении очень сложный, относится он к косвенным налогам, который взимается государством в виде надбавки с потребителей (покупателей) через цену товара;
  • Налог на доходы физических лиц (далее по тексту НДФЛ) (4, гл. 23 НК РФ) — взимаемый с доходов работающих граждан, перечисления производятся в доход государства;
  • Акцизы (4, гл. 22 НКРФ) – налог только на товары (алкоголь, табак и другие), покупаемые внутри России, исключение составляют услуги и работы. Взимается только в сфере производства.
  • Государственная пошлина (далее по тексту госпошлина) – сбор за выполнение определенных функций и действий уполномоченными на это органами. Уплачивается госпошлина гражданами и организациями в предусмотренных законом размерах;
  • Водный налог (4, гл. 25.2 НК РФ) – берётся за использование, в работе фирмы, водных ресурсов. Налогоплательщиками являются ИП и юридические лица;
  • Налог на добычу полезных ископаемых (4, гл. 26 НК РФ) – он взимается за использование в деятельности фирмы, недр земли, взимается государственными органами с ИП и юридических лиц;
  • Сбор за пользование животным миром – сбор на использование различных видов животных в своей деятельности организации, берётся государством с ИП или юридических лиц.

Региональными налогами являются:

  • Налог на игорный бизнес;
  • Налог на имущество организаций (4, гл. 30 НК РФ);
  • Транспортный налог.

У городских и районных управ, есть полномочия, разрабатывать и вводить в действие местные налоги или изменять действующие федеральные налоги, с разрешения федеральных органов. При разработке местных налогов учитывается то обстоятельство, что они не должны противоречить действующему законодательству.

Перечень местных налогов:

  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

Одна часть проплачивается в бюджет Федерации, от рассчитанной суммы местного налога, а вторая – в бюджет города или района. С федеральными властями согласовывается процентное соотношение этих частей.

Какие фонды для уплаты существуют?

Налоги подразделяются, на перечисляемые плательщиками в фонды:

  • Внебюджетные;
  • Бюджетные.

Налоги, уплачивающие в бюджетные фонды:

  • Земельный налог;
  • Налог на прибыль;
  • НДС;
  • Другие.

Налоги, уплачивающие во внебюджетные фонды:

  • Страховые взносы;
  • Другие.

Какие способы создания платежного поручения в 1С существуют?

Способы создания платежного поручения в программе «1С: Бухгалтерия»:

  • Самим создать документ;
  • Создать на основании приходных документов в программе.

Его форма приведена в Положении Банка России. Говорится в нём, как правильно осуществить заполнение полей расчётно-платежного документа и реквизитов в нём.

Для формирования документа «Платежное поручение», в меню найти раздел «Банк», потом журнал «Платежное поручение», далее создать в нём новый документ.

Можно формировать платежное поручение на основании приходных операций:

  • Поступление товаров и услуг;
  • Поступление НМА;
  • И другие.

Установлены особые правила при перечислении денежных средств, в государственный бюджет. Эти правила также относятся и к уплате налогов. Приказ № 107н Минфина России.

Для верного заполнения реквизитов платежного поручения в программе «1С:Бухгалтерия», требуется тщательное изучение всех полей в документе. После этого можно приступать к работе.

Заполнение платежных поручений в программе 1С, не вызывает особого труда и времени.

Заходим в журнал платежных поручений и создаём новый документ, в котором указывается «вид операции» — уплата налога.


Далее поэтапно заполняются в 1С необходимые поля при оплате налогов:

  • Поле «Организация» заполняется из справочника «Организации», в том случае, если в одной программе осуществляется учёт по нескольким организациям, тогда нужно выбрать ту, по которой будет производиться оплата налогов.

Реквизиты организации, её КПП (код причины постановки на учет) и ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) проставляются из карточки организации.

Наименование плательщика, ИНН и КПП должны соответствовать значению, которое указано в свидетельстве о постановке на учёт, выданное налоговым органом.


  • Поле «Налог» заполняется из справочника «Налоги и взносы», в котором указывается: наименование налога, КБК (код бюджетной квалификации), счёт учёта.


  • Затем выбирается поле «Получатель» из справочника «Контрагенты». В справочнике «Контрагенты» лучше создать отдельные папки, такие как: банки, налоговые инспекции, покупатели, поставщики и так далее, в зависимости от специфики работы вашей организации и от вашего видения этого справочника;


Счёт получателя, ИНН и КПП проставляются автоматически из карточки получателя, справочника «Контрагенты»;

  • Далее указываем поле «Статья ДДС» (движение денежных средств) из справочника «Статьи движения денежных средств», в котором существует три реквизита: наименование статьи, вид движения, код;


  • «Счёт получателя», двадцатизначный номер счёта автоматически проставляется из карточки контрагента, а также наименование банка;
  • «Вид платежа», указывается «Телеграфом», «Почтой» или «Срочно»;

В платежных поручениях, представляемых в учреждения Банка России для осуществления платежа почтовым или телеграфным способом, проставляется соответственно «почтой» или «телеграфом». В платежных поручениях, представляемых для осуществления электронных расчетов, в этом поле проставляется «электронно» согласно нормативным актам Банка России, регламентирующим электронные расчеты. В других случаях поле не заполняется.Указания ЦБ РФ от 03.03.2003 № 1256-У.

  • ИНН, КПП проставляется автоматически из карточки получателя;
  • Проставляется номер очерёдности;

В январе 2014 года, в своём письме, Минфин России сообщил, что очередность платежа, по налогам и сборам, должна соответствовать значению 5.

Соответственно в пятую очередь будет оплата налогов в 1С, через систему «Клиент-Банк» по документу «Платежное поручение».

  • «Сумма платежа» – сумма налога, которую необходимо оплатить, валюта автоматически проставляется из реквизитов выбранного расчетного счета;
  • КБК;

Коды бюджетной классификации были утверждены приказом № 65н Минфина России от 1 июля 2013 г. Самые последние изменения в КБК на 2016 год были внесены приказом № 90н Минфина России от 8 июня 2015 г.

Проверяйте актуально ли, КБК бюджетных платежей в настоящее время, поскольку они часто меняться.

КБК указывается в карточке «Виды налогов или иных платежей в бюджет», занести его можно вручную или использовать помощника «Ввода КБК».

Также в этой карточке указывается бухгалтерский счёт, на котором будет учитываться налог. Для этого есть окно, при нажатии на которое выходит план счетов БУ (бухгалтерского учёта), дальше выбираем счёт учёта.

  • Код ОКТМО (Общероссийский Классификатор Территорий Муниципальных Образований). С 2014 года налогообложение претерпело ряд изменений. Так, код ОКАТО, который до этого прописывался в платежной документации, заменен на код ОКТМО;
  • Основание платежа. Могут быть такими, например: ТП — платежи текущего года и другие значения;
  • Налоговый период. Например: КВ – квартальные платежи, ГД – годовой платёж и другие;
  • Год периода;
  • Квартал;

Предыдущие три позиции в сумме составляют десять знаков, эти значения могут принимать такой вид, к примеру: «МС.02.2016»; «КВ.01.2016»;

  • Статус составителя. Выбирается код из справочника статус составителя;
  • Заносится текст назначения платежа. Например: авансовый платеж по налогу на прибыль, при этом необходимо указать квартал и год.

Платежное поручение можно распечатать, нажав на кнопку, которая находится в верхнем поле документа, называется оно «Платёжное поручение» со значком принтера.

После оплаты платежного поручения, банк предоставляет выписку по расчётному счёту. Только после этого в программе мы создаём на основании платежного поручения операцию, которая называется «Списание с расчётного счёта».

Что такое банковские выписки?

Фирма ежедневно получает банковскую выписку по движению денежных средств (сокращенно ДДС). К ней, прикладываются все оправдательные документы, на основании которых, произведен приход или расход средств на расчётном счёте. Данный документ находится в разделе «Банк и касса».


Журнал «Банковские выписки» состоит из двух видов документов:

  • Поступление на расчетный счёт;
  • Списание с расчетного счёта.

Список документов в этом журнале можно отобрать по организации, банковскому счёту, получателю и другим позициям, указанным в платежном поручении.

Благодаря журналу можно проверить в 1С, все ли документы по движению денежных средств отражены по расчётному счёту, в том числе и по оплате налогов.

Суммы по приходу и расходу отражаются в выписке автоматически, данные берутся из платежных документов. Если платежные документы в 1С сформированы до отражения выписки банка, то они отразятся в ней. Если они не были созданы в «1С: Бухгалтерия», то их можно создать, нажав на пиктограмму «Вести на основании» — «Списание с расчётного счёта».

Бухгалтерские проводки в 1С по оплаченным налогам формируются в выписке банка, такие как:

  • НДС, появляются бухгалтерские проводки в базе «1С: Бухгалтерия»:

  • Налога на прибыль, перечисляются 2 % от налоговой базы в долю федерального бюджета и 18 % в долю территориального бюджета.

Д-т 68.04.1, субконто – федеральный бюджет К-т 51;

Д-т 68.04.1, субконто – территориальный бюджет К-т 51;

  • Налога на доходы физических лиц, отражаются бухгалтерские проводки:

  • Налога на имущество, отражаются проводки по бухгалтерскому учёту:

  • Земельный налог, отражаются записи по бухгалтерскому учёту:

  • Транспортный налог, в программе отражаются записи по счетам:

Как происходит выгрузка в Клиент-Банк?

Платежные поручение, на оплату налогов, сформированные в базе 1С необходимо выгрузить в программу банка. Выгрузка осуществляется через специальный файл. В журнале платежных поручений есть кнопка «Выгрузить». При нажатии на неё, появляется в окне специальная обработка. Указывается фирма плательщик и её расчётный счет для оплаты налогов. Далее указывается период (это может быть не один рабочий день), за который выгружаются платежные поручения оплаченных налогов, и прописывается путь, куда сохраняется полученный файл.

Оставить заявку

Оставьте свое имя и номер телефона, оператор свяжется с Вами в рабочее время в течение 2 часов.

Хочу получать новости об акциях, скидках и мероприятиях от 1С:Франчайзи Виктория

Рассылка выходит раз в неделю, Ваш адрес не будет передан посторонним лицам.

В «1С:Бухгалтерии 8», ред. 3.0, начиная с версии 3.0.32, предусмотрена возможность автоматического расчёта сумм налога (авансовых платежей по налогу) на имущество, транспортного и земельного налогов с отражением начисленных сумм в бухгалтерском и налоговом учёте. Чтобы воспользоваться такой возможностью, в информационную базу необходимо ввести корректные данные.

Общее для всех налогов.

1. Проверяем, введена ли информация о налогоплательщике в местах постановки на учёт в качестве плательщика налога на имущество, заполнен ли справочник «Организации» и «Регистрации в налоговом органе». Из первого справочника берутся сведения о наименовании налогоплательщика и присвоенном ему ИНН, а из второго – сведения о КПП по месту постановки на учёт и о представителе налогоплательщика.

Начисление имущественных налогов

2. Необходимо ввести сведения о способе отражения расходов по налогу в учёте. В подразделе «Налоги» раздела «Справочники» открываем пункт «Способы отражения расходов по налогам».

Начисление имущественных налогов

По умолчанию данный регистр настроен на отнесение сумм налога (авансовых платежей по налогу) по всем объектам имущества, земельным участкам и транспортным средствам в дебет счёта 26 «Общехозяйственные расходы» на статью затрат «Имущественные налоги». При необходимости можно самостоятельно настроить счёт учёта затрат по имущественному налогу, а также задать для некоторых основных средств отдельный способ отражения расходов по налогам.

3. Внести информацию в регистр сведений «Порядок уплаты налога на местах» (подраздел «Налоги» раздела «Справочники») по каждому виду имущественного налога с указанием признаков уплаты по налоговому органу, уплаты авансовых платежей.

Начисление имущественных налогов

Налог на имущество

Проверяем, корректно ли отражены операции по принятию имущества к бухгалтерскому учёту, выполнены ли операции начисления амортизации за каждый месяц налогового (отчётного) периода. Напомним, что налог на имущество начисляется только в отношении недвижимого имущества.На движимое имущество налог нужно начислять только в том случае, если оно поставлено на баланс до 1 января 2013 года. Начисление амортизации (износа) в программе Бухгалтерия 3.0 производится с помощью регламентной операции «Амортизация и износ основных средств».

Проверяем, правильно ли указаны сведения о ставках налога, по которым налогом облагается имущество организации в целом. Эти данные указываются в регистре сведений «Ставки налога на имущество» (подраздел «Налоги» раздела «Справочники»).

Начисление имущественных налогов

В результате регламентной операции «Расчёт налога на имущество» формируются проводки по отражению расходов по налогу, а также запись в регистре «Расчёт налога на имущество». Кроме того, можно сформировать справку-расчёт, чтобы проанализировать формирование налоговой базы и непосредственно расчёт налога.

Земельный налог

1. Сведения, идентифицирующие запись регистра. К ним относятся:

  • дата, с которой организация признаётся плательщиком по земельному участку;
  • организация, на которую зарегистрировано право на земельный участок;
  • земельный участок как объект бухгалтерского учёта (выбирается из справочника «Основные средства»).

2. Сведения о земельном участке. Здесь указываются:

  • код категории земель, к которой относится земельный участок, согласно регистрационным документам (выбирается из перечня);
  • кадастровый номер земельного участка согласно регистрационным документам;
  • кадастровая стоимость земельного участка.

3. Сведения о постановке земельного участка на учёт в налоговом органе. На закладке «Налоговый орган» с помощью переключателя выбирается место постановки земельного участка на учёт: «По месту нахождения организации», «С другим кодом по ОКТМО» или «В другом налоговом органе».

4. Сведения для расчёта земельного налога. На закладке «Земельный налог» приводятся сведения для расчёта налога:

  • код бюджетной классификации, на который должна быть зачислена сумма земельного налога, выбирается из предопределённого перечня кодов;
  • налоговая ставка в процентах от кадастровой стоимости, применяемая в отношении земельного участка;
  • налоговая льгота.

Начисление имущественных налогов

Таким образом, если в информационную базу корректно введены сведения о земельных участках, информация о налогоплательщике, а также о налоговом органе, в котором он состоит на налоговом учёте, при закрытии месяца в конце квартала (например, сентября) появляется регламентная операция «Расчёт земельного налога», которая формирует проводки по отражению расходов по налогу. Для автоматического заполнения показателей налоговой декларации по земельному налогу на сумму авансовых платежей при проведении документа дополнительно вводятся записи в регистр сведений «Расчёт земельного налога». Для документального подтверждения выполненных расчётов следует сформировать справку-расчёт земельного налога.

Транспортный налог

1. Сведения, идентифицирующие запись регистра. В этой группе сведений указываются:

  • дата государственной регистрации транспортного средства согласно документу о государственной регистрации;
  • организация, на которую зарегистрировано транспортное средство;
  • наименование транспортного средства (выбирается из справочника «Основные средства»);
  • комментарий (заполняется при необходимости).

2. Сведения о транспортном средстве:

  • регистрационный знак;
  • идентификационный номер согласно документу о государственной регистрации;
  • марка и модель согласно документу о государственной регистрации.

3. Сведения о постановке транспортного средства на учёт в налоговом органе. На закладке «Налоговый орган» с помощью переключателя выбирается место, где транспортное средство поставлено на учёт: «По месту нахождения организации» или «В другом налоговом органе».

4. Сведения для расчёта транспортного налога. На закладке «Транспортный налог» приводятся сведения для расчёта налога:

  • код вида транспортного средства (указывается из предложенного перечня);
  • налоговая база и единица её измерения;
  • налоговая ставка;
  • налоговая льгота.

Начисление имущественных налогов

Если всё заполнено правильно, регламентная операция «Расчёт транспортного налога» формирует проводки по отражению расходов по налогу в учёте. Для автоматического заполнения показателей налоговой декларации по транспортному налогу на сумму авансовых платежей при проведении документа дополнительно вводятся записи в регистр сведений «Расчёт транспортного налога». Для документального подтверждения выполненных расчётов следует сформировать справку-расчёт транспортного налога.

Надеемся, эта информация окажется для вас полезной, и вы легко сможете автоматически рассчитывать суммы налогов.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: