По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные

Опубликовано: 13.04.2024

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие ­ к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.

Прямые налоги – исторически первые

Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.

В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.

Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.

Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.

Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.

Свойства прямых налогов

Прямым налогам присущи:

  • обязательность – их взимают независимо от воли плательщика;
  • непосредственность – прямая связь между государством и предпринимателем: налоговое бремя ощущается плательщиком постоянно и регулярно;
  • направленность – сразу по перечислении средства от этих налогов получает федеральный, региональный или местный бюджет;
  • расчетность – вычисляются по специальной формуле: произведение процентной налоговой ставки на количественный эквивалент законодательно установленной базы;
  • диференцированность – для определенных категорий плательщиков возможны налоговые льготы или даже возможность не уплачивать определенный налог;
  • декларированность – государственные органы заранее имеют информацию о сумме перечисляемого налога, так как предприниматель подает соответствующую налоговую декларацию или другой отчетный документ;
  • прямое влияние на экономику – от прямого налогообложения во многом зависит управление экономическими процессами: от поддержки приоритетных отраслей бизнеса до подавления менее приемлемых.

Виды прямых налогов

  1. По факту получения прибыли прямые налоги могут быть разделены на:
    • налогообложение фактического дохода: плательщик отчисляет процент с реально полученной прибыли, исходя из своей платежеспособности (например, налог на прибыль, подоходный налог и т.п.);
    • налогообложение предполагаемой прибыли: объект, облагаемый налогом, потенциально представляет собой источник прибыли, с которой и будет снят определенный процент (налог на имущество, земельный, транспортный и др. налоги).
  2. Определив, подлежит ли плательщик к специальному режиму налогообложения, можно выделить:
    • реальные налоги – уплачиваемые на общих основаниях, в зависимости от реальных доходов (например, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и пр.);
    • личные – начисляемые с учетом индивидуальных особенностей плательщика, если ему предоставляются какие-либо льготы (например, подоходный налог с населения, налог с наследства или дарения, налог на прирост капитала и др.).
  3. От того, кто именно будет плательщиком, зависит, предназначен налог для:
    • физических лиц – например, НДФЛ, на воду, транспортный, на земельный участок и др.;
    • юридических лиц (организаций) – НДФЛ с сотрудников, на водные ресурсы и т.п.;
    • уплаты как теми, так и другими.

Косвенные налоги: кто платит, их свойства и виды

Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.

Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.

Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.

Свойства косвенных налогов

Косвенные налоги обладают следующими особенностями:

  • полная или частичная включенность – в надбавку может быть включен как весь налог полностью, так и его определенная часть;
  • ответственность предпринимателя – на самом деле, предприниматель является посредником между государством и фактическим плательщиком налога, но именно с него спросят за несвоевременность или неполную уплату налога;
  • закрытость – потребитель не знает, какую именно сумму из цены товара или услуги он платит государству;
  • неуклонность – не уплатить такой налог невозможно, так как потребитель автоматически дает на него средства, заплатив за товар или услугу;
  • неравномерность – такие налоги распределяются неодинаково, они вводятся большей частью на товары и услуги, спрос на которые повышен.

Виды косвенных налогов

  1. Индивидуальные налоги (их еще называют акцизами) – установлены на товары повышенного спроса, чтобы государство могло получить в свой бюджет процент от сверхприбыли реализаторов или производителей. Также ими облагаются товары, неумеренное потребление которых может причинить вред здоровью, чтобы ограничить их реализацию, например, алкогольные и табачные изделия. Распространены они и на некоторые предметы роскоши. Индивидуальный налог представляет собой процент от цены, по которой продается товар.
  2. Универсальные налоги – начисляются, исходя из той наценки, которая устанавливается на товар (услугу) на разных этапах ее производства и реализации. Облагаются все товары, кроме отдельно оговоренных социально-значимых групп. Примером является налог на добавленную стоимость.

Не подлежат обложению НДС:

  • некоторые медицинские товары и услуги;
  • сдача в аренду помещений иностранцам;
  • услуги по воспитанию детей дошкольного возраста;
  • услуги архивов;
  • организация питания в медицинских и образовательных учреждениях;
  • пассажирские перевозки внутри города или другой территориальной единицы;
  • ритуальные услуги;
  • некоторые другие виды услуг, перечисленные в п.9-30 ст.149 НК РФ.
  • Фискальная монополия – взнос, который платит физическое лицо или организация за определенные правовые действия государственных органов (оказание ими предусмотренных законом услуг). Примером может служить сбор за лицензию, разрешение, регистрацию, оформление документов, а также налоги с оборота.
  • Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.

    Этот материал обновлен 20.04.2021

    Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

    Что делает налог косвенным

    Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

    Отличие косвенных налогов от прямых

    Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

    Виды косвенных налогов

    Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

    В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

    НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

    Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

    Ставка НДС в России может иметь три значения:

    1. 20% — основная ставка.
    2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
    3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

    Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

    Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

    Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

    В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
    1500 − 1000 = 500 Р .

    Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

    Косвенные налоги в бухгалтерском учете

    Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

    Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

    Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

    1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
    2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
    3. С предоплаты будущих поставок.
    4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

    Соотношение прямых и косвенных налогов

    Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

    1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
    2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
    3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
    4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

    В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

    Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации, т.е. разделения на виды (рис. 8.2). В современной теории и практике налогообложения налоги классифицируются следующим образом:

    ¦ по способу взимания налогов;

    ¦ органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги;

    ¦ порядку введения налога;

    ¦ уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

    ¦ целевой направленности введения налога. Рассмотрим подробно каждый вид.

    По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

    Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому размер такого налога точно определен. Прямые налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от объекта налогообложения (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.); личные прямые налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платеже

    способность плательщика налогов. К ним относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций и др.

    Рис. 8.2. Классификация налогов

    Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, НДС, налоги с оборота и др.). По объектам взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров, и косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы, услуги: НДС, фискальные монополии (ими облагаются товары и услуги, чье производство и реализация сосредоточены в руках государства), таможенные пошлины. Косвенные налоги оплачиваются в конечном счете потребителями товаров (работ, услуг), так как входят в их цену. Поэтому их называют также налогами на потребление.

    По субъекту-налогоплательщику выделяют следующие виды налогов.

    Налоги с физических лиц. К ним относятся подоходный налог (налог на доходы), налог на имущество физических лиц, курортный сбор и др.

    Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС, акцизы и др.).

    Смешанные налоги. Их уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и т.д.).

    По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, последние можно разделить на три группы: федеральные, региональные и местные.

    Федеральные (общегосударственные) налоги. Для них размеры налоговых ставок, объекты налогообложения и порядок зачисления суммы в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.

    Региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей и округов). Их отличительная черта в том, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методы исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации.

    Местные налоги и механизм их сбора вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством РФ. Особенностью местных налогов является то, что некоторые из них, например, земельный налог, налог с имущества физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные же ставки таких налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления. Другие налоги и сборы, такие как курортный сбор, вводятся районными и городскими органами власти.

    По порядку введения налога выделяют общеобязательные и факультативные налоги.

    Общеобязательные устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории, независимо от уровня бюджета, в который они поступают. К таким налогам относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, земельный налог и др.

    Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно могут вводиться законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти субъектов Федерации. Взимание этих налогов на определенной территории находится в компетенции органов местного самоуправления. К ним относится, например, налог с продаж, взимание которого прекращено с 2004 г., а также все местные налоги, за исключением общеобязательных.

    По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоговые платежи делят на закрепленные и регулируемые.

    Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди закрепленных выделяют налоги, поступающие в федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет, внебюджетные фонды.

    Регулируемые налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, соответствующей действующему бюджетному законодательству. К ним относится налог на прибыль с предприятий и организаций. Одна часть налога поступает в федеральный бюджет, другая — в бюджет субъекта Федерации.

    По целевой направленности введения налога налоги делятся на абстрактные и целевые.

    Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, в то время как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. Для целевых налоговых платежей создается специальный фонд или в бюджете вводится специальная статья

    Классификация налогов

    Классификация налогов - группировка налогов по методам взимания и некоторым другим характеристикам. Основными категориями налогов являются:

    - прямые налоги: реальные и личные;

    - косвенные налоги: акцизы и таможенные пошлины.

    Классификация налогов

    группировка налогов, обусловленная методом их взимания, характером применяемых ставок, налоговых льгот и т.д. В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

    Прямые налоги - налоги на доход или имущество налогоплательщика.

    Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, скрытые в цене или тарифе.

    В современных условиях к налогам можно отнести и взносы на социальное страхование, которые носят обязательный характер.

    Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным налогам относят поземельный, подомовой, промысловый налоги и налог на ценные бумаги. Личные налоги включают подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, налог с наследства и дарений, поимущественный налог, подушный налог.

    Косвенные налоги включают акцизы, государственные фискальные монополии и таможенные пошлины. По способу взимания акцизы подразделяются на индивидуальные (на пиво, сахар, бензин и т.п.) и универсальные. С 1970-х годов среди универсальных акцизов все большее значение приобретает налог на добавленную стоимость.

    Классификация налогов

    англ. tax classification) – группировка налогов по видам. Обусловлена разл. основами классификации: способом взимания налогов, субъектом-налогоплательщиком; характером применяемых ставок, налоговых льгот; источником и объектом налогообложения; органом, устанавливающим налоги; порядком введения налога; уровнем бюджета, в к-рый зачисляется налог; целевой направленностью введения налога и пр. Налоги по методу установления или способу взимания подразделяют на прямые и косвенные. Налоги прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют: реальные прямые налоги, к-рыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог с владельцев трансп. средств, земельный налог и др.); личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактич. платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, подвергаемое налогообложению). Налоги косвенные (адвалорные налоги) взимаются через цену товара и вытекают из фактов хоз. жизни и оборотов, финанс. операций (акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог с продаж, налог с оборота и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, крыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, к-рыми облагаются все товары, работы и услуги за некоторыми исключениями (НДС), фискальные монополии, некрыми облагаются товары и услуги гос. сектора (налог с оборота в СССР), а также таможенные пошлины. Др. критерием деления налогов на прямые и косвенные часто называют возможность переложения налогов на потребителей: окончательным плательщиком прямых налогов становится получатель дохода, тогда как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает конечный потребитель товара, на к-рого налог перекладывается путем надбавки к цене. По субъекту-налогоплательщику выделяют налоги: с физических лиц (налог на доходы, налог на имущество физических лиц и др.); с пр-тий и орг-ций – юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий и организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физич. лицами, так и пр-тиями и орг-циями (госпошлина, нек-рые таможенные пошлины, налог с владельцев трансп. средств). По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, выделяют: федеральные (общегос.) налоги (размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы исчисления налогов, порядок зачисления сумм налогов в бюджеты разл. уровней определяются законодательством РФ и являются едиными на всей ее тер.); региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов г. Москва и Санкт-Петербург) – конкретные размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством РФ законодат. органами субъектов Федерации); местные налоги (механизм их исчисления и взимания вводятся муниципальными образованиями в соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации). По порядку введения налога различают: общеобязательные налоги – устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее тер. независимо от бюджета, в к-рый они поступают, по нек-рым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательством нижестоящих органов управления (все федеральные налоги, предусмотренные ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», а также налог на имущество пр-тий, лесной доход, плата за воду, налог на имущество физич. лиц и др.); факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов гос. власти краев, областей и др. (сбор на нужды образовательных учр-ний, взимаемый с юридич. лиц, все местные налоги за исключением общеобязательных). По уровню бюджета, в к-рый зачисляется налоговый платеж, налоги делят на: закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд) и регулирующие или разноуровневые (поступают одновременно в бюджеты разл. уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству). По характеру использования налогового платежа выделяют: общие налоги (покрывают разл. расходы бюджета) и целевые (платеж идет по строго определенному назначению, напр., отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы). По периодичности уплаты налога выделяют: регулярные (систематич., текущие) налоги – взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налога; и разовые – связанные с каким-либо событием, не образующим системы (напр., таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения). Налоги дифференцируются по источнику налогообложения: издержки произ-ва (себестоимость), прибыль (доход). Правильность расчета налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). При классификации налогов по объектам налогообложения образуется пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хоз. операции, финанс. операции, обороты по реализации) и пр., охватывающие нек-рые налоги и разовые сборы. Существуют и др. основания для К.н

    Классификация налогов

    группировка налогов, сборов и других платежей обязательного характера, обусловленная целями и задачами систематизаций и сопоставлений. В основу классификации могут быть положены методы исчисления и взимания, распределение доходов (поступлений) по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии, используемые для классификации налогов. Поскольку цели и задачи законодателей, налоговых и статистических органов, налогоплательщиков, исследователей различаются между собой, существует множество различных видов и типов классификаций налогов. Расхождения между отдельными классификациями возникают в результате:

    1) включения или невключения в отдельные группировки местных налогов и сборов;

    2) неучета перераспределяемых поступлений по другим звеньям бюджетной системы;

    3) отнесения налогов на прирост капитала к разным налоговым группам (к числу подоходных или к числу поимущественных налогов);

    6) неучета взносов и платежей в фонд социального страхования и другие фонды социального назначения;

    7) включения или невключения в разряд «личных налогов» корпорационного налога. Искажения, возникающие в результате использования при международных сравнениях несопоставимых налоговых классификаций, приводят не только к неверным теоретическим выводам, но могут быть причиной крупных практических просчетов. Анализируя данные сравнительной статистики в области налогообложения, следует помнить о том, что системы налогообложения в отдельных странах до сих пор существенно различаются, и это может приводить к значительным расхождениям даже в тех случаях, когда при сопоставлениях применяется единая методология группировки налогов. Все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:

    1) прямые налоги;

    2) косвенные налоги;

    3) пошлины и сборы. Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными — налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные налоги. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами — совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовый, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц (подоходный налог с физических лиц), налоги на прибыль (доход) организаций (корпорационный), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество физических лиц и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. Эти налоги относятся к группе личных налогов. Основными видами косвенного налогообложения являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы, а также государственная пошлина.

    Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость (универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами.

    Налог на добавленную стоимость нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы. К недостаткам традиционной классификации следует отнести путаницу, которая порождается включением или невключением в число налогов взносов на социальное страхование и других взносов и сборов обязательного характера. В одних странах эти обязательные отчисления производятся в независимые от государственного бюджета фонды (автономные бюджеты, присоединенные бюджеты), в других — они поступают непосредственно в федеральный бюджет (например, в США), в третьих странах встречаются элементы двух вышеуказанных систем (смешанный вариант). Сложности обеспечения четкой классификации увеличиваются и в связи с тем, что в ряде стран параллельно со взносами на социальное страхование (обязательными и добровольными) существуют налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы). Последние могут иметь характер целевых налогов, что сближает их со взносами социального назначения. Для международных сопоставлений часто применяется система налоговой классификации ОЭСР, которая является наиболее детальной, подробной и в то же время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной группе, подгруппе и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения того или иного налога к определенной группе служит объект налогообложения. Взносы на социальное страхование для целей обобщения статистических данных, их сопоставления и анализа тенденций по всем странам условно отнесены к налогам, но выделены в отдельную группу.

    Близкие по характеру налоги на фонд оплаты труда, на выплаченную заработную плату и т.д. объединены в группу «Налоги на заработную плату и рабочую силу». Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и с юридических лиц, а также по другим существенным признакам. Дробность в подразделении видов налогов и однородность объединения объектов классификации в разряды и группы позволяют не только анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку данных для конкретных целей исследования. Так, объединение групп «Взносы на социальное страхование» и «Налоги на заработную плату и рабочую силу» может дать исходную информацию об уровне налогообложения расходов на выплату заработной платы и жалованья в каждой отдельной стране. С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая Международным валютным фондом (МВФ).

    Для обеих классификаций общими являются принципы формирования и названия основных групп (разделов) налогов, но классификация МВФ менее подробная (особенно в отношении налогообложения товаров и услуг). Кроме того, существует ряд различий в группировках и названиях отдельных рубрик. Сильно отличается от классификаций ОЭСР и МВФ классификация по Системе национальных счетов (СНС) и по Европейской системе экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС). СНС использует подход, схожий с традиционной налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел.

    Пошлины, сборы и налоги на использование отдельных видов товаров и услуг или на разрешение использовать товары или осуществлять определенные виды деятельности, объединяемые в один раздел классификациями ОЭСР и МВФ, здесь включаются в разные разделы. ЕСЭИС выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные налоги и таможенные пошлины и сборы, что не характерно ни для одной из вышеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регистрационные сборы и пошлины. Различия между классификациями ОЭСР и МВФ и классификациями СНС и ЕСЭИС определяются тем, что две первые системы подчинены задачам систематизации и международного сопоставления налоговых поступлений, а две последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при использовании методики национальных счетов. Отличия классификации МВФ от классификации ОЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к регистрации и сопоставлениям данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сборов в сфере международных расчетов. Преимущество системы ОЭСР по сравнению с системами ЕСЭИС и СНС в области сравнительного анализа налоговых систем заключается в том, что первая классификация (это характерно и для системы МВФ) делает группы «Прочих налогов» и «Других налогов и сборов» самыми малочисленными. В результате сгруппированные в разделы и подразделы налоговые поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми.

    Читайте также: