Налогообложение гранта при есхн

Опубликовано: 11.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 апреля 2013 г. N 03-11-11/132 О налогообложении субсидий, полученных КФХ, применяющим ЕСХН, на создание и развитие субъекта малого предпринимательства, а также на его бытовое обустройство

Вопрос: Согласно протокола заседания комиссии по программе "Начинающий фермер" по области от 25.06.2012 г., я, ИП и глава КФХ, являюсь грантополучателем и получателем единовременной помощи в 2012 году. Система налогообложения - ЕСХН. Федеральным законом от 02.10.2012 г. N 161-ФЗ статья 217 Налогового Кодекса РФ дополнена пунктом 14.1, вступающим в силу с 01.01.2013 г. и применяющимся в отношении грантов и субсидий, полученных после 01.01.2012 г. Прошу предоставить разъяснения по поводу налогообложения налогом на доходы физических лиц единовременной помощи по программе "Начинающий фермер", полученной в 2012 г. Распространяются ли положения пункта 14.1 статьи 217 НК РФ (в ред. ФЗ N 161) только в отношении грантов и субсидий, полученных после 01.01.2012 г., и единовременной помощи, полученной только после 01.01.2013 г.?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения субсидий, полученных крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на создание и развитие субъекта малого предпринимательства, а также на его бытовое обустройство, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Таким образом, средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на создание и развитие собственного бизнеса, не являются грантами в целях статьи 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном главой 26.1 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.

При этом следует иметь в виду, что согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (к которым относятся также крестьянские (фермерские) хозяйства), осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может производиться в формах и видах, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и подразделом "Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе" раздела VI Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446, для повышения финансовой устойчивости создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств с 1 января 2012 года осуществлялись меры государственной поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм, созданных на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка начинающих фермеров осуществлялась посредством предоставления грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на его бытовое обустройство. Финансирование мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм осуществлялось на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников - средств крестьянских (фермерских) хозяйств.

Исходя из этого, средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на его создание, и единовременная помощь на его бытовое обустройство должны отражаться в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Обзор документа

Средства, полученные в рамках целевого финансирования (в том числе гранты), не учитываются при исчислении ЕСХН. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов (расходов). В противном случае эти средства подлежат налогообложению с даты их получения.

Однако средства, полученные плательщиком ЕСХН на создание и развитие собственного бизнеса, не являются грантами. Грантами признаются денежные средства или иное имущество при соблюдении следующих условий: они предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физлицами, некоммерческими организациями, иностранными и международными организациями и объединениями по перечню Правительства РФ на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физкультуры и спорта (кроме профессионального), охраны здоровья и окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, соцобслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан. Таким образом, указанные средства учитываются в качестве внереализационных доходов.

Вместе с тем установлен особый порядок учета субсидий, полученных на создание и развитие субъекта малого предпринимательства, в рамках ЕСХН. Они отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более 2 налоговых периодов с даты получения. Если по окончании 2-го периода сумма средств поддержки превысит сумму затрат, разница между суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого периода.

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе разъяснения Минфина России (письмо от 21.07.2014 № 03-04-07/35645) по вопросу налогообложения средств, полученных в виде грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Действительный государственный советник РФ III класса Д.Ю. Григоренко

Приложение
Письмо
Министерства финансов РФ
от 21.07.2014 № 03-04-07/35645

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу налогообложения средств, полученных в виде грантов на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 217 Кодекса, введенным в действие Федеральным законом от 02.10.2012 № 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.10.2012 № 161-ФЗ), от налогообложения налогом на доходы физических лиц освобождаются суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.10.2012 № 161-ФЗ установлено, что положения пункта 14.1 статьи 217 Кодекса применяются в отношении грантов, полученных после 1 января 2012 года.

Вместе с тем Кодексом не предусмотрена аналогичная норма в отношении фермеров, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и упрощенную систему налогообложения.

Так, в соответствии со статьями 346.5 и 346.15 Кодекса налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога и налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы в порядке, установленном статьей 250 Кодекса. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

Грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Таким образом, средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим единый сельскохозяйственный налог или упрощенную систему налогообложения, на создание и развитие собственного бизнеса, не являются грантами в целях статьи 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке, предусмотренном главой 26.1 или главой 26.2 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.

При этом следует иметь в виду, что согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 346.5 и пункту 1 статьи 346.17 Кодекса предусмотрен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" налогоплательщиками, применяющими единый сельскохозяйственный налог и упрощенную систему налогообложения (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (к которым относятся также крестьянские (фермерские) хозяйства), осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, может производиться в формах и видах, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется, в том числе, путем предоставления бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 3 и 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166, гранды на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров.

Приказом Минсельхоза России от 06.03.2012 № 172 утверждена целевая программа "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов", предусматривающая выделение грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также оказание единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров на условиях софинансирования соответствующих региональных программ. Указанные меры поддержки оказываются в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.

Исходя из этого средства, полученные крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим единый сельскохозяйственный налог или упрощенную систему налогообложения, на его создание и развитие, а также на единовременную помощь на его бытовое обустройство, должны отражаться в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 и пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕСХН


Что собой представляет единый сельскохозяйственный налог, для кого он предназначен, как правильно его посчитать и уплатить, рассказывается в нашем материале.

Что такое ЕСХН в налогообложении

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — это специальный налоговый режим, который предназначен для организаций и предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию. Работа на нем освобождает организации от уплаты:

  • налога на прибыль (исключение составляют доходы по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств);
  • налога на имущество в отношении имущества, которое организация использует для производства, переработки и продажи сельхозпродукции, а также для оказания услуг сельхозпроизводителям.

Индивидуальные предприниматели, работающие на ЕСХН, не платят:

  • НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности (исключение — доходы от дивидендов и доходы, облагаемые по ставкам 35 и 9 процентов (полный перечень можно посмотреть в пп. 2, 5 ст. 224 НК РФ);
  • налог на имущество физлиц в отношении имущества, которое используется для производства, переработки и продажи сельхозпродукции.

До 01.01.2019 физические и юридические лица, работающие на ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС. Изменения, внесенные Законом «О внесении изменения в части первую и вторую НК РФ» от 27.11.2017 № 335-ФЗ, данное послабление отменили.

Плательщики ЕСХН имеют право на освобождение от НДС в 2021 году при соблюдении одного из следующих условий (п. 1 ст. 145 НК РФ):

  • переход на ЕСХН и реализация права на освобождение происходят в течение одного календарного года;
  • сумма доходов от деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН, за 2020 год не превысила 80 млн рублей (в дальнейшем данная сумма уменьшена до 70 млн рублей за 2021 год и 60 млн рублей — за 2022-й и последующие годы).

Для получения права на освобождение в налоговую инспекцию необходимо подать уведомление и подтверждающие документы до 20-го числа месяца, с которого будет действовать освобождение. Форма уведомление утверждена Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н. Организации и предприниматели, получившие освобождение, не могут от него отказаться в дальнейшем.

Чем отличается ЕСХН от УСН

ЕСХН, как и упрощенная система налогообложения (УСН), представляет собой спецрежим, применение которого освобождает от уплаты отдельных налогов. Однако между ними существует немало различий:

  • в отличие от УСН плательщики ЕСХН не освобождены от уплаты НДС;
  • на ЕСХН могут работать только производители сельскохозяйственной продукции, при условии, что доля от такой деятельности составляет не менее 70 процентов от всех их доходов. Для плательщиков УСН не установлен конкретный перечень видов деятельности. Существует ряд компаний, которым запрещено переходить на этот спецрежим, в частности, банкам, организациям с филиалами и так далее (п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • для некоторых категорий плательщиков ЕСХН — рыболовецких артелей и рыбохозяйственных организаций — установлены дополнительные ограничения. Они должны работать на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Кроме того, среднесписочная численность рыбохозяйственных организаций не должна превышать 300 сотрудников. На УСН действуют другие правила уже в отношении всех, кто применяет этот спецрежим. Сотрудников не должно быть более 130 человек, доход не должен превышать 200 млн рублей, а доля участия других организаций — 25%;
  • в отличие от УСН, плательщики ЕСХН не могут выбрать объект налогообложения. Для них он един — «Доходы минус расходы». На УСН существует выбор между объектами «Доходы» и «Доходы минус расходы»;
  • на ЕСХН необходимо уплатить авансовый платеж по итогам полугодия и налог по итогам года, а на УСН предоплату вносят ежеквартально. При этом сдавать авансовые расчеты на обоих спецрежимах не нужно.

Кто может применять ЕСХН

Существует несколько категорий налогоплательщиков, которые могут применять ЕСХН.

Во-первых, организации и ИП, которые непосредственно производят, перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию. Доход от такой деятельности, а также от оказания услуг сельхозпроизводителям должен составлять не менее 70 процентов от всех их доходов. К сельскохозяйственной продукции относят продукцию животноводства сельского и лесного растениеводства.

Полный список можно найти в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 № 458.

Во-вторых,компании и ИП, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям, в частности, услуги:

  • по подготовке полей;
  • по посеву и выращиванию зерновых и плодовых культур;
  • по обрезке фруктовых деревьев;
  • по перегонке и выпасу скота и так далее.

Доля доходов от такой деятельности также должна составлять не менее 70% от общего дохода.

В-третьих, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в том числе животноводческие, снабженческие, растениеводческие и другие. К ним также применяют правило о доходе.

В-четвертых, сельскохозяйственные производственные кооперативы, в том числе рыболовецкие артели, осуществляющие рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Доля от продажи улова и рыбной продукции собственного производства должна составлять 70 процентов и более.

В-пятых,рыбохозяйственные организации и ИП, удовлетворяющие требованиям, установленным для рыболовецких артелей. Кроме того, их среднесписочная численность не должна превышать 300 работников.

Не могут применять спецрежим:

  • компании и ИП, производящие подакцизные товары (исключение — подакцизный виноград, вино, виноматериалы собственного производства);
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения;
  • компании, организующие и проводящие азартные игры.

Как перейти на ЕСХН

Компания или ИП, желающие перейти на ЕСХН, должны подать в налоговую инспекцию уведомление до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором будет осуществлен переход. В документе необходимо указать долю дохода от реализации сельхозпродукции. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС РФ от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@.

Вновь созданная фирма или вновь зарегистрированный предприниматель могут уведомить ФНС в течение 30 дней с момента постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). Если пропустить этот срок, придется до конца года работать на общей системе налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, утратившие право на уплату налога на профессиональный доход, должны уведомить о переходе на ЕСХН в течение 20 дней с момента снятия с учета в качестве самозанятого. (п. 6 ст. 15 Закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Когда сдавать декларацию по ЕСХН

Декларацию по ЕСХН необходимо подавать единожды по окончании налогового периода, которым является год. В течение года ничего сдавать не нужно. Плательщики ЕСХН подают декларацию в налоговую инспекцию по месту своего нахождения не позднее:

  • 31 марта года, следующего за отчетным (декларацию за 2020 год необходимо сдать до 31.03.2021);
  • 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация или ИП прекратили свою деятельность в качестве сельхозпроизводителя по п. 9 ст. 346.3 НК РФ.

Документ можно подать:

За подачу документов на бумажном носителе тем, чья среднесписочная численность превышает 100 работников, грозит штраф 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ).

Как заполнить декларацию ЕСХН

Бланк декларации по ЕСХН утвержден Приказом ФНС РФ от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@. Документ будет действовать с 29.03.2021 в обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 18.12.2020 № ЕД-7-3/926@). В период с 29.03.2021 по 31.03.2021 сдать декларацию можно как по старой, так и по новой форме (письмо ФНС РФ от 12.02.2021 № СД-4-3/1776@).

Документ состоит из титульного листа и четырех разделов.

На титульном листе необходимо указать:

  • данные налогоплательщика (название, ИНН, КПП);
  • номер корректировки, при подаче первичной декларации следует проставить «0»;
  • налоговый период «34» — календарный год;
  • год, за который сдается отчетность (2020-й);
  • код налоговой инспекции.

В разделе 1 указываем:

  • в строках 001 и 003 — код ОКТМО, в строке 001 код проставляют все налогоплательщики, в строке 003 — только те, которые сменили свое местонахождение;
  • в строке 002 — сумму авансового платежа;
  • в строке 004 — сумму, которую необходимо заплатить по итогам года с учетом аванса;
  • в строке 005 — сумму налога к уменьшению, если сумма аванса превысила сумму налога, исчисленного за год.

В разделе 2 прописываем:

  • в строке 010 — полученные доходы, их размер берем из книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н;
  • в строке 020 — понесенные расходы;
  • в строке 030 — налоговую базу по налогу (из доходов вычитаем расходы), при отрицательной разнице налоговая база равна нулю;
  • в строке 040 — сумму убытков прошлых лет, на которые уменьшена налоговая база;
  • в строке 045 — ставку налога;
  • в строке 050 — сумму налога за год (налоговую базу уменьшаем на сумму убытков прошлых лет и умножаем на налоговую ставку).

Раздел 2.1 заполняют только те, кто имеет убытки прошлых лет. Полученные убытки можно учитывать при расчете налога в течение 10 лет.

Раздел 3 оформляют только налогоплательщики, получившие денежные средства, а также другое имущество в рамках целевого финансирования или благотворительной деятельности.

Что входит в расходы при ЕСХН

При расчете налоговой базы из суммы полученных доходов вычитают сумму произведенных расходов. Перечень расходов превышает 40 позиций (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). В него входят, в частности, траты:

  • на покупку и изготовление основных средств, их реконструкцию, модернизацию;
  • на оплату труда и больничных;
  • на уплату обязательных страховых взносов и вносов по некоторым видам добровольного страхования;
  • на командировки;
  • на услуги связи и так далее.

Расходы плательщика ЕСХН должны быть (п. 3, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ):

  • обоснованными, то есть экономически оправданными и выраженными в денежной форме;
  • подтвержденными документами, оформленными в соответствии с законодательством или обычаями делового оборота;
  • оплаченными.

Как рассчитать налог ЕСХН

Сумму налога следует считать по формуле: налоговая база, умноженная на ставку налога. Как мы выяснили ранее, для определения налоговой базы из полученных доходов вычитают расходы и убытки прошлых лет.

Налоговая ставка равна 6 процентам. Регионы могут устанавливать с 01.01.2019 дифференцированные ставки в пределах от 0 до 6 процентов в зависимости:

  • от вида сельхозпродукции;
  • от места ведения деятельности;
  • от размера доходов вследствие продажи сельхозпродукции собственного производства;
  • от среднесписочной численности работников.

Например, для сельхозпроизводителей Московской области с 01.01.2019 по 31.12.2021 действует нулевая ставка налога (Закон Московской области «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Московской области» от 27.08.2018 № 145/2018-ОЗ).

Пример

ИП Иванов А.П. за первое полугодие 2020 года получил доходы в размере 3 879 500 рублей. Расходы составили 2 158 600 рублей. Авансовый платеж составил (3 879 500 — 2 158 600) х 6 процентов = 1 720 900×6 процентов = 103 254 рубля.

Во втором полугодии доходы составили 1 460 200 рублей расходы — 1 350 000 рублей. Итоговая сумма налога составит: доходы за годы (3 879 500 1 460 200) — расходы за год (2 158 600 1 350 000) х 6 процентов = 5 339 700 — 3 508 600×6 процентов = 109 866 рублей. Уменьшим полученную сумму на размер уплаченного аванса: 109 866 — 103 254 = 6 612 рублей. Таким образом, по итогам 2020 года предпринимателю необходимо заплатить 6 612 рублей.

Как оплатить налог ЕСХН

ЕСХН платят два раза в год:

  • авансовый платеж по итогам I полугодия — не позднее 25 июля текущего года;
  • итоговый платеж — не позднее 31 марта следующего года.

ИП Иванов А.П. из примера, приведенного выше, должен заплатить:

  • 103 254 рубля — не позднее 27.07.2020;
  • 6 612 рублей — не позднее 31.03.2021.

Совмещение ЕСХН с другими режимами

До отмены системы налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход плательщики ЕСХН могли совмещать этот спецрежим с ЕНВД. Его с УСН и ОСНО сочетать запрещено. После отмены ЕНВД с 2021 года юрлица не имеют право совмещать ЕСХН с какой-либо другой системой налогообложения.

Индивидуальные предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентной системой налогообложения. Они должны вести раздельный учет доходов и расходов по этим спецрежимам. Семидесятипроцентную долю доходов от продажи сельхозпродукции необходимо считать от доходов, полученных по обеим системам налогообложения (письмо Минфина РФ от 17.10.2011 № 03-11-09/64).

Преимущества и недостатки ЕСХН

К преимуществам ЕСХН можно отнести:

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДФЛ;
  • минимальное количество отчетов — ежегодно необходимо сдавать лишь декларацию по ЕСХН;
  • возможность для ИП совмещать этот спецрежим с патентной системой налогообложения;
  • отсутствие минимального налога, если фирма сработала в убыток. Например, на УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» придется заплатить 1 процент от доходов, определяемых по ст. 346.15 НК РФ (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

К недостаткам отнесем:

  • жесткие требования к доле доходов от продажи сельхозпродукции;
  • обязанность уплачивать НДС в отличие от УСН или ПСН. Хотя для компаний, работающих с поставщиками, уплачивающими НДС, данный факт стал плюсом, так как позволил принимать «входной» НДС к вычету. Фирмы и ИП, чья выручка невелика, могут получить освобождение от уплаты налога;
  • отсутствие возможности для юрлиц совмещать ЕСХН с какой-либо другой системой налогообложения.


Содержание Содержание
  • Порядок документооборота при получении гранта
  • Бухгалтерский учет грантов в коммерческих организациях
  • Пример учетных операций в коммерческой организации
  • Общие понятия налогообложения грантов
  • Налогообложение физических лиц
  • Особенность учета поступлений у организаций на УСН
  • Учет грантов плательщиками ЕСХН
  • Бухгалтерский учет грантов в бюджетных организациях
  • Пример учета поступления гранта в учреждении
  • Разница в учете грантов в бюджете, НКО и коммерческой структуре
  • Рубрика "Вопросы и ответы"

Гранты представляют собой средства целевого назначения, направляемые организациям или физическим лицам. Средства предназначены для реализации программ изысканиям и исследованиям в областях науки, социологии, здравоохранения, спорта и других областей. Выдача грантов осуществляется в рамках условий, устанавливаемых грантодателями с обязательной отчетностью по выполненной работе. В статье расскажем про учет гранта при разных налоговых режимах, дадим примеры проводок.

Порядок документооборота при получении гранта

Выдачу грантов осуществляет Правительство, Президент РФ, частные фонды, включая организации иностранного происхождения. Требования по предоставлению грантов определяются источником финансирования. Гранты, выдаваемые государственными органами, направлены на поддержку молодых ученых, развитие науки, исследований и учреждений.

Выдача грантов осуществляется преимущественно на конкурсной основе. На субсидию оформляется договор – основной документ, регулирующий порядок реализации проекта. В документе указываются:

  • Реквизиты и адреса сторон.
  • Предмет договора, права и обязанности сторон.
  • Порядок представления средств.
  • Подробное описание задания и научных задач.
  • План проводимых этапов работ.
  • Смета, рассчитанная на каждый этап.

В приложении к документу представляют договоры с лицами, осуществляющими практическую реализацию проекта.

Бухгалтерский учет грантов в коммерческих организациях

  • Ведение раздельного учета целевого финансирования и расходования от других средств учреждения или организации.
  • Соблюдение безвозвратной природы гранта.
  • Использование средств строго на цели, обозначенные договором.

Первичная документация, подтверждающая расходование целевых средств, находится в распоряжении предприятия. Грантодателю предоставляются копии. Если часть проекта осуществляется по распоряжению и от имени донора с указанием его реквизитов, стороны определяют место хранения оригиналов документов первичного учета.

Пример учетных операций в коммерческой организации

Организация ООО «Наукоград» получило грант от НКО «Поиск» на проведение научных изысканий в сумме 125 000 рублей. По результатам первого этапа работ НКО приняла отчет по затратам на реализацию проекта в сумме 28 000. В учете ООО «Наукоград» произведены записи:

  1. Учтено поступление средств гранта: Дт 51 Кт 86 на сумму 125 000 рублей;
  2. Отражено признание сумм в качестве доходов будущих периодов: Дт 86 т 98 на сумму 125 000 рублей;
  3. Произведены расходы, осуществленные для исполнения проекта: Дт 91/2 Кт 60 на сумму 28 000 рублей;
  4. По мере произведения расходов суммы учтены в прочих доходах: Дт 98 Кт 91/1 на сумму 28 000 рублей.

Суммы доходов полученных грантов списываются в периоде фактического признания расходов.

Общие понятия налогообложения грантов

Целевое финансирование в виде грантов не является объектом налогообложения и не включается в облагаемую прибылью или единым налогом базу (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы, осуществляемые за счет средств полученного гранта, не учитываются в затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу. В статье приводится точное понятие гранта, его назначения и организаций, предоставляющих целевые средства. Условия признания целевого поступления грантом указаны в таблице.

Признак Подробное описание
Характеристика гранта Передача средств производится безвозмездно и без возврата
Ограниченный перечень грантодателей Физические лица, некоммерческие организации и иностранные компании согласно перечня Правительства
Виды исследовательских направлений Образование, искусство, культура и другие, приведенные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

Из положений следует, что средства, предоставляемые коммерческими организациями, фондами или направленные на иные, не поименованные в перечне статьи, не могут признаваться грантами в целях налогообложения. Целевые поступления, не соответствующие условиям или не учитываемые отдельно, включаются в состав доходов предприятий.

Налогообложение физических лиц

В рамках проекта могут заключаться отдельные договоры с лицами, непосредственно исполняющими проект. В рамках программы участникам выплачивается вознаграждение, установленное сметой. В п. 6 ст. 217 НК РФ указано об освобождении от уплаты НДФЛ приведены ограничения, при которых положение реализуется.

Не подлежат налогообложения доходы, полученные в виде грантов, направленные на поддержку российского образования, культуры, науки, искусства. Поступления должны производиться от компаний, зарегистрированных в стране и за рубежом по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Особенность учета поступлений у организаций на УСН

Предприятия, использующие в учете упрощенную систему налогообложения, применяют кассовый метод учета доходов и расходов, что определяет порядок документального оформления грантов. Поступления, не соответствующие положениям ст. 251 НК РФ, должны включаться в состав доходов. В учете целевых средств налогоплательщиками, применяющими схему налогообложения «доходы минус расходы», имеются особенности:

Аналогичный порядок используют предприятия, применяющие в качестве объекта «доходы» в случае ведения ими учета расходуемых по смете средств.

Учет грантов плательщиками ЕСХН

О необходимости обязательного следования назначению грантов указано в письме Минфина от 04.04.2013 № 03-11-06/1/10980. Документ подробно раскрывает порядок учета гранта и субсидии для реализации налогообложения в рамках НК РФ. В случаях, если плательщики ЕСХН получают целевые средства на развитие, обустройство бизнеса, поступление относится к субсидии, порядок учета которой аналогичен учету гранта, но налогообложение отличается.

Условие Гранты Субсидии
Назначение Согласно ограниченного перечня, указанного в НК РФ Назначение программы произвольное
Грантодатели Строго ограниченный список Не ограничен законодательством
Раздельный учет Обязателен Необходим, но не обязателен
Отчетность лицу, предоставившему средства Обязателен По согласованию сторон
Налогообложение Не являются доходом Являются внереализационным доходом

Субсидии учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально доходам, произведенным в рамках целевого финансирования. По итогам второго периода разница подлежит налогообложению. В организации необходимо вести раздельный учет.

Бухгалтерский учет грантов в бюджетных организациях

Квалификации доходов и расходов в рамках грантов подлежат только поступления, финансируемые из бюджета по программам правительства. Кроме грантов, выделенных бюджетом, учреждения имеют право на участие в конкурсах и получение средств от иных организаций, физических лиц или фондов.

В данном случае поступления учитываются как доходы от ведения деятельности. В ряде бюджетных учреждений для учета поступлений и расходования средств на реализацию программ открывается отдельный счет в Казначействе. В бюджетном учете поступление денежных средств отражается по дебету счета 220111000 и кредиту 220580000.

Более точное КБК устанавливается распорядителем средств в зависимости от назначения проекта. Особенность расходования бюджетных средств состоит в строгом соответствии кодам бюджетной классификации. При оформлении договора требуется учитывать годовое ограничение по использованию средств бюджета в рамках утвержденных смет.

Пример учета поступления гранта в учреждении

Бюджетная организация МУП № 3 приняла участие в конкурсе на реализацию проекта, финансируемого грантом. Выигранная сумма целевого финансирования составила 60 000 рублей. В учете МУП № 3 производятся записи:

  1. Отражено начисление суммы гранта: Дт 220580000 Кт 240110180 на сумму 60 000 рублей;
  2. Отражено перечисление средств гранта: Дт 220111000 Кт 220580000 на сумму 60 000 рублей.

Перечень статей расходов задается в смете, предоставляемой грантодателем. Каждая статья указывается в соответствии с КБК. Необходимость утверждения сметы с указанием кодов классификации возникает как для бюджетных грантов, так и для внебюджетных целевых поступлений.

Разница в учете грантов в бюджете, НКО и коммерческой структуре

Имеется ряд различий при оформлении поступлений в виде грантов, признания учете и документообороте.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Можно ли изменить смету, утвержденную при составлении договора на предоставление гранта?

Можно, при условии утверждения документа лицом, предоставившим грант. Внесение изменений в смету утверждается дополнительным соглашением к договору.

Вопрос №2. Как осуществляется отчетность по грантам?

Форма отчета по гранту устанавливается в приложении к договору о финансировании. Если форма особо не оговорена, отчет представляется в произвольной форме. К отчету прилагаются копии первичных документов, подтверждающих обоснованность расходов.

Вопрос №3. Можно ли учитывать в составе гранта лабораторное имущество, переданное для реализации проекта?

Имущество, равно как и денежные средства, может поступать в рамках программы целевого финансирования. Передача должна быть произведена по акту и на безвозмездной, безвозвратной основе. Учет имущества необходимо вести обособленно. Имущество, приобретенное в рамках проекта, учитывается аналогично и не подлежит возврату после реализации проекта.

Вопрос №4. Учитывает ли предприятие средства в виде гранта, направленные по договору работнику предприятия и перечисленные на счет организации?

Средства в форме гранта, предоставленные сотруднику через расчетный счет предприятия, не являются собственностью юридического лица. Поступление учитывается как средства во временном распоряжении.

Вопрос №5. Имеет ли право коммерческая организация учитывать начисленный поставщиками НДС при условии, что приобретение продукции производилось в рамках предоставленного гранта?

Нет, вычет по выставленному налогу произвести нельзя. Если по суммам в рамках гранта налогообложение НДС отсутствовало, то и уменьшение базы не допускается законодательством.

Портал поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края

  • Линия прямых обращений
  • Программы развития
    • Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае
    • Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края
  • Меры поддержки бизнеса
    • Антикризисные меры поддержки
    • Финансовая поддержка
    • Образовательная поддержка
    • Консультации
    • Продвижение
    • Имущественная поддержка
    • Закупки
    • Защита прав предпринимателей
    • Реестр получателей поддержки
  • Организации поддержки
    • Центр оказания услуг "Мой бизнес"
    • Краевой сельскохозяйственный фонд
    • Фонд развития промышленности Хабаровского края
    • Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края
  • Площадки для инициатив
    • Совет по предпринимательству
    • Проектная группа и офис по улучшению инвестиционного климата
    • Общественные советы
    • Общественные объединения предпринимателей
    • Оценка проектов и действующих актов
  • Совет по предпринимательству
    • О совете
    • Президиум
    • Заседания Совета
    • Встречи с Губернатором края
    • Комитеты и группы
    • Муниципальные советы
    • Ближайшие мероприятия
    • Контакты
  • Мероприятия и конкурсы
    • Предприниматель года
    • Дальневосточный форум предпринимателей
    • Муниципальная команда
    • Молодой предприниматель России
    • Бизнес-успех
    • Лидеры России
    • Лучший социальный проект года

Производите сельхозпродукцию или планируете открыть бизнес в этой сфере?

Возможно, вам подойдет такой выгодный налоговый режим, как единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Эту систему могут применять и компании, и ИП. Ключевые бонусы для компаний – освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на имущество, для ИП – освобождение налога на имущество и НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности.



От каких налогов освобождаются те, кто применяют ЕСХН?

Компании освобождаются от

ИП освобождаются от

  • Налога на имущество физических лиц, используемого для ведения бизнес
  • Налога на доходы физических лиц (с доходов от предпринимательской деятельности)

Кто может применять единый сельскохозяйственный налог?

Дополнительное условие для рыбохозяйственных компаний и ИП

Плательщики ЕСХН — как ИП, так и компании — с 2019 года должны платить НДС, но можно ли получить освобождение?

Да, но для этого необходимо выполнить ряд условий:

01 Предварительно уведомить налоговую. Это нужно сделать не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого планируется использовать право на освобождение от уплаты НДС.

02 Переходить или ранее работать в рамках сельскохозяйственного налога

03 Сумма доходов от сельскохозяйственной деятельности не превысит 100 млн руб. за 2018 год, 90 млн руб. за 2019 г., 80 млн руб. за 2020 г., 70 млн руб. за 2021 г., 60 млн руб. за 2022 г. и последующие годы (ст.145 НК РФ)


Как производится расчёт налоговой суммы?

Есть ли какие-то послабления для тех, кто получил убыток?

01

Если у вас убытки более чем в одном налоговом периоде, их перенос производится в той очередности, в которой они получены

02

Нужно подтвердить убытки документально


О чём ещё важно знать

Как перейти на ЕСХН?

01 Подать заявление можно при регистрации бизнеса

02 Перейти на ЕСХН можно только с начала следующего календарного года. Уведомление подается в налоговую не позднее 31 декабря. Его также можно подать вышеуказанными способами

Каков порядок уплаты налога?

Платежи переводятся по итогам отчетного (за полугодие) и налогового (за календарный год) периодов. Суммы платежей вы устанавливаете сами; при этом их не нужно подтверждать дополнительными документами.

01 Аванс выплачивается не позднее 25 июля отчётного года
02 Всю сумму налога (за вычетом аванса) оплачиваются не позднее 31 марта года, следующего за отчетным
03 Если 25 июля или 31 марта – это нерабочий день, то перечислить аванс или налог плательщику нужно в ближайший следующий за ним рабочий день

Как подать декларацию в налоговую?

01 Скачайте бланк и заполните форму налоговой декларации от руки или на компьютере

02 Способы подачи декларации

через личный кабинет на сайте налоговой, для чего вам потребуется электронная подпись и установка специального программного обеспечения для работы с ней

Читайте также: