Госдума приняла большой пакет поправок в налоговый кодекс обобщение

Опубликовано: 26.04.2024

Подготовлен масштабный проект поправок в НК РФ
TeoLazarev / Depositphotos.com

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий ряд поправок в налоговое законодательство части реализации отдельных положений основных направлении бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики России 1 . Документом предусматривается, что большинство положений вступят в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но для ряда положений установлены иные сроки вступления в силу и их применения.

Законопроектом предусматриваются меры по совершенствованию налогового администрирования, по уточнению отдельных положений налогового законодательства, затрагивающих вопросы НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль организаций, госпошлины, земельного налога, налога на имущество физлиц и страховых взносов.

В части налогового администрирования предлагается в частности скорректировать полномочия представительных органов муниципальных округов по установлению местных налогов и сбора для формирования бюджетов муниципальных округов на 2021 - 2023 годы. Также предлагается увеличить до 10 тыс. руб. пороговое значение суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов для обращения налоговых органов в суды с заявлением об их взыскании с физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 48 Налогового кодекса).

Еще одно изменение касается установления единых для физлиц и организаций условий направления требований об уплате недоимки и задолженности по пеням и штрафам в случае, если сумма недоимки не превышает 3 тыс. руб.

Кроме того, предлагается установить, что проценты, начисленные налоговым органом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного платежа, подлежат уплате плательщику на основании такого решения без соответствующего заявления плательщика, а также предусмотреть возможности внесения изменений в налоговые декларации (расчеты) без применения действующей процедуры, основанной на истребовании налоговыми органами у плательщиков пояснений и подтверждающих документов.

Также законодатель намерен включить в НК РФ нормы, разрешающие использование доверенности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя, или нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к удостоверенной нотариально.

В части НДС законопроектом предлагается скорректировать условия предоставления права на применение нулевой ставки налогоплательщикам, реализующим иностранным покупателям товары в виде водных биоресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ и (или) произведенных из них товаров.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Законопроектом уточняется перечень компенсационных и иных выплат, освобождаемых от обложения НДФЛ, определяются особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества, приобретенных по договорам, связанным с долевым строительством. Также предлагается освободить от налога доходы в натуральной форме, возникающие при предоставлении во временное пользование жилых помещений и (или) питания работникам медорганизаций, организаций соцобслуживания, если такие они выполняют свои обязанности в изолированном режиме на период введения ограничительных мероприятий в связи с новой коронавирусной инфекцией.

Подготовлены поправки в порядок исчисления налога на прибыль. Так, например, уточняются правила применения нулевой ставки налога в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями иностранным компаниям, фактическое право на которые имеют организации - налоговые резиденты РФ. Также корректируются правила формирования налоговой базы НКО с учетом проблем распределения ими расходов между уставной и платной деятельностью, и уточняется перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению.

Кроме того, устанавливается порядок формирования остаточной стоимости нма по аналогии с порядком формирования остаточной стоимости основного средства. Прописывается порядок формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам за год.

В части исчисления и уплаты имущественных налогов законопроектом предлагается расширить перечень документов, передаваемых в налоговые органы физлицами через МФЦ, усовершенствовать процедуры рассмотрения налоговыми органами документов, полученных от физлиц и юрлиц, установить порядок налогообложения уничтоженных транспортных средств, предусматривающий прекращение исчисления транспортного налога в отношении таких транспортных средств не с момента снятия транспортного средства с учета, а с 1 числа месяца, в котором оно было уничтожено. Кроме того, определяется порядок взаимодействия налоговых органов и уполномоченных органов в целях администрирования земельного налога в отношении земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, а также устанавливается понижающий коэффициент, применяемый при исчислении налога на имущество физлиц в отношении вновь образованных объектов недвижимости.

Госдума приняла большой пакет поправок в Налоговый кодекс. Обобщение

Москва. 11 ноября. INTERFAX.RU - Госдума в среду приняла в окончательном, третьем чтении большой (93 страницы) пакет правительственных поправок в Налоговый кодекс (НК) РФ, который затрагивает вопросы взимания налога на добавленную стоимость (НДС), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), долговое финансирование контролируемых сделок, работу участников региональных инвестиционных проектов, безналоговый вывод дивидендов в офшоры, а также процедуру продажи квартир, купленных по договору долевого участия (ДДУ).

Законопроект (N1022670-7) был внесен в парламент в сентябре. В базе данных Госдумы он получил комментарий как законопроект, направленный на реализацию отдельных положений основных направлений налоговой политики.

НДС и все, все, все

Принятый закон продлевает на 2021 год действие ставки НДС в размере 10% на перевозки пассажиров и багажа на внутренних авиарейсах в том случае, когда хотя бы один из пунктов маршрута находится в Москве или Московской области.

НДС в размере 10% на все внутренние авиаперевозки был введен в 2016 году, и предполагалось, что его действие завершится 31 декабря 2021 года. Ранее Минфин заявлял, что выступает против продления данной нормы, однако депутатам удалось убедить министерство.

Участники и клиенты финансового рынка в новом законе получили освобождение от НДС ряда услуг, которые предоставляет инвестиционная платформа или так называемый супермаркет финансовых продуктов (marketplace). Через эту платформу граждане могут инвестировать свободные средства: заключать сделки на предоставление банковских, страховых услуг, совершать сделки с финансовыми инструментами. В принятом законе приводится закрытый перечень услуг финансовых платформ, которые освобождаются от уплаты НДС: услуги по обеспечению взаимодействия участников финансовой платформы через интернет, услуги по информационному обеспечению.

Кроме того, уточняется, что от НДС освобождаются услуги по размещению (выкупу) облигаций федерального займа для физических лиц, оказываемых уполномоченными организациями, в том числе с использованием финансовой платформы.

Российские компании освобождаются от уплаты НДС при покупке за границей рекламы и маркетинговых услуг для реализации отечественного программного обеспечения (ПО). Для получения вычета по НДС программы, в отношении которых с иностранными контрагентами заключаются договоры на рекламу и маркетинговое обслуживание, должны быть включены в российский реестр ПО.

В РоссииГосдума приняла закон о налоговом маневре в IT-отрасли
22 июля 2020 Госдума приняла закон о налоговом маневре в IT-отрасли Читать подробнее

Рыбопромышленники получили возможность представлять к вычету НДС при продаже на экспорт водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России.

НДФЛ: долевка и облигации

Принятый закон устанавливает, что минимальный срок владения квартирой, купленной по договору долевого участия (ДДУ), после которого можно не уплачивать НДФЛ, считается не с момента оформления собственности, а с момента покупки "долевки". Сейчас от уплаты НДФЛ (в размере 13%) при продаже жилья освобождены физические лица, владевшие им минимальный срок. При наследовании, дарении, приватизации, договорах пожизненной ренты в отношении единственного жилья минимальный срок составляет три года, для всех остальных случаев - пять лет. В итоге минимальный срок владения для квартир, купленных по ДДУ, начинал отсчитываться с момента оформления их в собственность (сдачи дома), а не с момента оплаты по договору ДДУ.

Функции налогового агента по НДФЛ при покупке любых облигаций, совершенных с использованием инвестиционных платформ, возлагаются на депозитарии. Гражданам - потребителям финансовых услуг не нужно будет в этом случае подавать декларацию в налоговые органы.

Законопроект уточняет перечень компенсационных и социальных выплат, освобождаемых от НДФЛ.

НДПИ: алмазы и нефть

Корректируется база для расчета НДПИ при добыче драгоценных камней, в том числе алмазов. Согласно действующему законодательству, НДПИ при добыче алмазов и других драгоценных камней составляет 8%. База для НДПИ рассчитывается на основании прейскурантов Минфина. Министерство рассчитывает их на основе предложений Гохрана, АО "В/О "Алмазювелирэкспорт" и компаний по добыче. Прейскурант пересматривается в случае изменения цены более чем на 10%, которое держится в течение 90 дней. Принятый закон при начислении НДПИ предлагается оценивать стоимость драгоценных камней исходя из цены их реализации, а не из действующей сейчас первичной оценки, то есть прейскурантов Минфина, при этом цена должна быть не ниже прейскурантов.

Отдельно описывается порядок оценки стоимости алмазов специальных размеров (массой 10,80 карата и более).

Госдума упростила процедуру учета фактических потерь в расчете компаниями базы по НДПИ при добыче трудноизвлекаемой нефти (с коэффициентом сложности добычи (Кд) меньше 1). Сейчас анализ так называемой добываемой "скважинной жидкости" (смеси нефти, воды и примесей) нужно проводить не реже четырех раз в месяц. Поправки разрешают проводить замеры с учетом времени работы скважины, но не реже одного раза в месяц. В итоге нововведений четыре проверки в месяц могут понадобиться только в случае, если скважина работает в постоянном режиме.

Налог на прибыль: РИПы И НИОКРы

Участники региональных инвестиционных проектов (РИП) в случае невыполнения инвестиционных обязательств могут лишиться права на предоставление льгот, основная из которых - льгота по налогу на прибыль.

"Коллеги, мы об этом говорили, что у нас должны быть льготы, связанные с инвестициями. Если инвестиций не делается, то надо снимать. Не выполнил обязательства по инвестициям - не может получать льготы", - пояснял ранее суть поправки глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров. Как сообщалось, депутаты также намерены добиться возврата компаниями недоплаченных налогов по итогам прошедших налоговых периодов в случае нарушения инвестиционных соглашений по РИП.

Одновременно принятый закон позволяет компаниям получить инвестиционный налоговый вычет при расчете налога на прибыль и включить туда до 90% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). При этом регионы вправе снизить предельный размер вычета, определить виды разработок, по которым могут быть предоставлены льготы.

Корпоративка

Принятый закон запрещает применять нулевую ставку по налогу на дивиденды, если они выплачиваются хоть и российскому акционеру, но через иностранные компании группы. Предусмотрен переходный период с 2021 года по конец 2023 года. Речь идет о структуре с двумя российскими компаниями, между которыми находится иностранная компания. Сейчас налог на дивиденды в данном случае составляет 0%, и такая возможность у компаний сохранится до конца 2023 года. Затем ставка составит 13%. Ранее эксперты, опрошенные "Интерфаксом", отмечали, что предлагаемые изменения окажут существенное влияние на российские компании, которые создают вместе со своими иностранными партнерами зарубежные совместные предприятия для ведения операционной деятельности в России через российские проектные компании.

Уточняется порядок расчета показателя, используемого для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.

Долговое финансирование

Принятый закон расширяет на 2020 и 2021 годы интервалы так называемой безопасной гавани процентных ставок по долговым обязательствам в контролируемых сделках. Кроме того, законопроект при применении правил недостаточной капитализации (специальное правило налогообложения процентов по займам, было введено в НК в 2002 году для борьбы с минимизацией налогообложения) для долговых обязательств, возникших до 1 января 2020 года, предлагает использовать в течение 2020-2021 годов валютную оговорку: величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, будет определяться по курсу ЦБ на последний день отчетного или налогового периода, но не превышающему курс на 28 февраля 2020 года.

Эксперты, комментируя ранее законопроект, отмечали, что поправки направлены на сокращение случаев применения правил недостаточной капитализации в условиях существенного роста рублевой оценки валютных внутригрупповых долгов и уменьшения собственного капитала.

Прочее

Увеличивается пороговое значение суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3 тыс. рублей до 10 тыс. рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании с физических лиц, которые при этом не являются индивидуальными предпринимателями.

С 1 июля меняются правила проведения камеральных налоговых проверок в отношении признанной непредставленной налоговой декларации. Определен закрытый перечень ситуаций, когда декларация будет считаться непредставленной.

Из другого законопроекта в этот "переехала" норма о том, что не является разглашением налоговой тайны представление от ФНС оператору системы "Одно окно" в сфере ВЭД сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке 0%.

В декларации по налогу на имущество будет необходимо указывать среднегодовую стоимость движимого имущества, при том, что сейчас данное имущество не является объектом налогообложения.

Для большинства норм срок вступления в силу - через месяц после официального опубликования.

Госдума в среду приняла в окончательном, третьем чтении большой (93 страницы) пакет правительственных поправок в Налоговый кодекс (НК) РФ, который затрагивает вопросы взимания налога на добавленную стоимость (НДС), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), долговое финансирование контролируемых сделок, работу участников региональных инвестиционных проектов, безналоговый вывод дивидендов в офшоры, а также процедуру продажи квартир, купленных по договору долевого участия (ДДУ).

Госдума приняла большой пакет поправок в Налоговый кодекс. Обобщение, изображение №1

Законопроект (N1022670-7) был внесен в парламент в сентябре. В базе данных Госдумы он получил комментарий как законопроект, направленный на реализацию отдельных положений основных направлений налоговой политики.

НДС и все, все, все

Принятый закон продлевает на 2021 год действие ставки НДС в размере 10% на перевозки пассажиров и багажа на внутренних авиарейсах в том случае, когда хотя бы один из пунктов маршрута находится в Москве или Московской области.

НДС в размере 10% на все внутренние авиаперевозки был введен в 2016 году, и предполагалось, что его действие завершится 31 декабря 2021 года. Ранее Минфин заявлял, что выступает против продления данной нормы, однако депутатам удалось убедить министерство.

Участники и клиенты финансового рынка в новом законе получили освобождение от НДС ряда услуг, которые предоставляет инвестиционная платформа или так называемый супермаркет финансовых продуктов (marketplace). Через эту платформу граждане могут инвестировать свободные средства: заключать сделки на предоставление банковских, страховых услуг, совершать сделки с финансовыми инструментами. В принятом законе приводится закрытый перечень услуг финансовых платформ, которые освобождаются от уплаты НДС: услуги по обеспечению взаимодействия участников финансовой платформы через интернет, услуги по информационному обеспечению.

Кроме того, уточняется, что от НДС освобождаются услуги по размещению (выкупу) облигаций федерального займа для физических лиц, оказываемых уполномоченными организациями, в том числе с использованием финансовой платформы.

Российские компании освобождаются от уплаты НДС при покупке за границей рекламы и маркетинговых услуг для реализации отечественного программного обеспечения (ПО). Для получения вычета по НДС программы, в отношении которых с иностранными контрагентами заключаются договоры на рекламу и маркетинговое обслуживание, должны быть включены в российский реестр ПО.

Рыбопромышленники получили возможность представлять к вычету НДС при продаже на экспорт водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России.

НДФЛ: долевка и облигации

Принятый закон устанавливает, что минимальный срок владения квартирой, купленной по договору долевого участия (ДДУ), после которого можно не уплачивать НДФЛ, считается не с момента оформления собственности, а с момента покупки "долевки". Сейчас от уплаты НДФЛ (в размере 13%) при продаже жилья освобождены физические лица, владевшие им минимальный срок. При наследовании, дарении, приватизации, договорах пожизненной ренты в отношении единственного жилья минимальный срок составляет три года, для всех остальных случаев - пять лет. В итоге минимальный срок владения для квартир, купленных по ДДУ, начинал отсчитываться с момента оформления их в собственность (сдачи дома), а не с момента оплаты по договору ДДУ.

Функции налогового агента по НДФЛ при покупке любых облигаций, совершенных с использованием инвестиционных платформ, возлагаются на депозитарии. Гражданам - потребителям финансовых услуг не нужно будет в этом случае подавать декларацию в налоговые органы.

Законопроект уточняет перечень компенсационных и социальных выплат, освобождаемых от НДФЛ.

НДПИ: алмазы и нефть

Корректируется база для расчета НДПИ при добыче драгоценных камней, в том числе алмазов. Согласно действующему законодательству, НДПИ при добыче алмазов и других драгоценных камней составляет 8%. База для НДПИ рассчитывается на основании прейскурантов Минфина. Министерство рассчитывает их на основе предложений Гохрана, АО "В/О "Алмазювелирэкспорт" и компаний по добыче. Прейскурант пересматривается в случае изменения цены более чем на 10%, которое держится в течение 90 дней. Принятый закон при начислении НДПИ предлагается оценивать стоимость драгоценных камней исходя из цены их реализации, а не из действующей сейчас первичной оценки, то есть прейскурантов Минфина, при этом цена должна быть не ниже прейскурантов.

Отдельно описывается порядок оценки стоимости алмазов специальных размеров (массой 10,80 карата и более).

Госдума упростила процедуру учета фактических потерь в расчете компаниями базы по НДПИ при добыче трудноизвлекаемой нефти (с коэффициентом сложности добычи (Кд) меньше 1). Сейчас анализ так называемой добываемой "скважинной жидкости" (смеси нефти, воды и примесей) нужно проводить не реже четырех раз в месяц. Поправки разрешают проводить замеры с учетом времени работы скважины, но не реже одного раза в месяц. В итоге нововведений четыре проверки в месяц могут понадобиться только в случае, если скважина работает в постоянном режиме.

Налог на прибыль: РИПы И НИОКРы

Участники региональных инвестиционных проектов (РИП) в случае невыполнения инвестиционных обязательств могут лишиться права на предоставление льгот, основная из которых - льгота по налогу на прибыль.

"Коллеги, мы об этом говорили, что у нас должны быть льготы, связанные с инвестициями. Если инвестиций не делается, то надо снимать. Не выполнил обязательства по инвестициям - не может получать льготы", - пояснял ранее суть поправки глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров. Как сообщалось, депутаты также намерены добиться возврата компаниями недоплаченных налогов по итогам прошедших налоговых периодов в случае нарушения инвестиционных соглашений по РИП.

Одновременно принятый закон позволяет компаниям получить инвестиционный налоговый вычет при расчете налога на прибыль и включить туда до 90% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). При этом регионы вправе снизить предельный размер вычета, определить виды разработок, по которым могут быть предоставлены льготы.

Корпоративка

Принятый закон запрещает применять нулевую ставку по налогу на дивиденды, если они выплачиваются хоть и российскому акционеру, но через иностранные компании группы. Предусмотрен переходный период с 2021 года по конец 2023 года. Речь идет о структуре с двумя российскими компаниями, между которыми находится иностранная компания. Сейчас налог на дивиденды в данном случае составляет 0%, и такая возможность у компаний сохранится до конца 2023 года. Затем ставка составит 13%. Ранее эксперты, опрошенные "Интерфаксом", отмечали, что предлагаемые изменения окажут существенное влияние на российские компании, которые создают вместе со своими иностранными партнерами зарубежные совместные предприятия для ведения операционной деятельности в России через российские проектные компании.

Уточняется порядок расчета показателя, используемого для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.

Долговое финансирование

Принятый закон расширяет на 2020 и 2021 годы интервалы так называемой безопасной гавани процентных ставок по долговым обязательствам в контролируемых сделках. Кроме того, законопроект при применении правил недостаточной капитализации (специальное правило налогообложения процентов по займам, было введено в НК в 2002 году для борьбы с минимизацией налогообложения) для долговых обязательств, возникших до 1 января 2020 года, предлагает использовать в течение 2020-2021 годов валютную оговорку: величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, будет определяться по курсу ЦБ на последний день отчетного или налогового периода, но не превышающему курс на 28 февраля 2020 года.

Эксперты, комментируя ранее законопроект, отмечали, что поправки направлены на сокращение случаев применения правил недостаточной капитализации в условиях существенного роста рублевой оценки валютных внутригрупповых долгов и уменьшения собственного капитала.

Прочее

Увеличивается пороговое значение суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3 тыс. рублей до 10 тыс. рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании с физических лиц, которые при этом не являются индивидуальными предпринимателями.

С 1 июля меняются правила проведения камеральных налоговых проверок в отношении признанной непредставленной налоговой декларации. Определен закрытый перечень ситуаций, когда декларация будет считаться непредставленной.

Из другого законопроекта в этот "переехала" норма о том, что не является разглашением налоговой тайны представление от ФНС оператору системы "Одно окно" в сфере ВЭД сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке 0%.

В декларации по налогу на имущество будет необходимо указывать среднегодовую стоимость движимого имущества, при том, что сейчас данное имущество не является объектом налогообложения.

Для большинства норм срок вступления в силу - через месяц после официального опубликования.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ

Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, вносящий многочисленные изменения в Налоговый кодекс.

Документ был инициирован Правительством РФ, краткий обзор его приводит ТАСС.

По самым интересным изменениям будут отдельные материалы на «Клерке».

Предусматривается увеличение порогового значения суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3 тыс. до 10 тыс. рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании этих платежей с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Устанавливаются единые для физических лиц и организаций условия направления требований об уплате недоимки и задолженности по пеням и штрафам в случае, если сумма недоимки не превышает 3 тыс. рублей.

Устанавливаются общие правила, согласно которым проценты, начисленные налоговым органом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного платежа, подлежат уплате плательщику на основании такого решения без соответствующего заявления плательщика.

Закон в целях предоставления права на применение налоговой ставки НДС в размере 0% налогоплательщикам, реализующим иностранным покупателям товары в виде водных биоресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ и (или) произведенных из них товаров, а также права на налоговые вычеты, дополняет Налоговый кодекс нормой, согласно которой местом реализации таких товаров будет признаваться территория РФ, если в момент начала отгрузки и транспортировки эти товары находятся в исключительной экономической зоне РФ.

Законом также предусматривается обязанность публиковать сведения о свидетельствах о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом (операции с денатурированным этиловым спиртом), в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования ФНС России.

Изменения, касающиеся НДФЛ

Закон уточняет перечень компенсационных и иных выплат, освобождаемых от обложения НДФЛ, определить особенности освобождения от налогообложения НДФЛ доходов от продажи объектов недвижимого имущества, приобретенных по договорам, связанным с долевым строительством.

Также предусматривается освобождение от налогообложения НДФЛ доходов в натуральной форме, возникающих при предоставлении во временное пользование жилых помещений и (или) питания работникам медицинских организаций, организаций социального обслуживания, если такие лица выполняют свои обязанности в изолированном режиме на период введения ограничительных мероприятий в связи с новой коронавирусной инфекцией.

Изменения в части налога на прибыль

Уточняются правила применения нулевой ставки налога на прибыль организаций в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями иностранным компаниям, фактическое право на которые имеют организации — налоговые резиденты РФ. Уточняются правила формирования налоговой базы некоммерческих организаций (НКО) с учетом проблем распределения ими расходов между уставной и платной деятельностью, а также уточняется перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению. Уточняется порядок расчета показателя, используемого для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.

В соответствии с законом, исключаются нормы, позволяющие обходить запрет на применение нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль организаций к прибыли от реализации акций компаний, активы которых более чем на 50% представлены недвижимостью в РФ.

Субъекты РФ наделяются правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.

Поправки ко второму чтению

Во втором чтении документа была одобрена поправка правительства, которая продлевает на 2021 год действие ставки НДС в размере 10% на перевозки пассажиров и багажа на внутренних авиарейсах через Москву. Согласно действующему законодательству, срок действия этой пониженной ставки истекает в 2021 году. Ранее была установлена нулевая ставка НДС на авиаперевозки в обход Москвы.

Кроме того, предлагалось освободить от НДС покупку за рубежом рекламы и маркетинговых услуг для реализации российского программного обеспечения (ПО), включенного в российский реестр программ. Как сообщил ранее замглавы Минфина Алексей Сазанов, эта мера призвана стимулировать экспорт российского ПО.

Также по инициативе кабмина была внесена норма, согласно которой участники региональных инвестиционных проектов могут потерять права на предоставление налоговых льгот, если они не выполняют свои инвестиционные обязательства.

Поправками также предусматривается уточнение порядка направления налогоплательщику налогового уведомления: в частности, налогоплательщик вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через МФЦ на основании заявления . Уточняются правила возврата суммы излишне уплаченного налога: в частности, возврат таких сумм осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога.

Уточняется, что не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом оператору информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности по его запросу сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке 0%, организациям и индивидуальным предпринимателям — участникам внешнеэкономической деятельности из налоговых деклараций по указанному налогу.

При проведении операций выкупа облигаций, размещенных с использованием финансовой платформы в соответствии с законом «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы», налоговым агентом по уплате НДФЛ признается депозитарий, держатель реестра (регистратор). Устанавливается ставка госпошлины в размере 35 тыс. рублей за внесение сведений о юрлице в реестр операторов финансовых платформ.

Вводится льгота по налогу на прибыль в отношении грантов институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку госпрограмм и проектов за счет субсидий, предоставленных органом госвласти в сфере информационных технологий.

17 февраля Президентом был подписан Федеральный закон № 6-ФЗ, который внес внушительный пакет поправок в российское налоговое законодательство и регулирование в сфере ТЦО. Часть поправок – технические, другие же вносят изменения, которые можно рассматривать как принципиальные. Обо всем по порядку.

Все правки можно разделить на несколько блоков:

Поправки в отношении признаков отнесения сделок к контролируемым

Расширение перечня внешнеторговых сделок с независимыми лицами, признаваемых контролируемыми

На этапе рассмотрения Законопроекта много шума наделала поправка в подпункте 2 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ. Ныне действующая редакция данной нормы приравнивает к сделкам между взаимозависимыми лицами «сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли». При этом пункт 5 той же статьи конкретизирует, что такие сделки признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

нефть и товары, выработанные из нефти;

драгоценные металлы и драгоценные камни.

Суть внесенных изменений заключается в исключении фразы «мировой биржевой торговли» и добавлении прямой отсылки на группы товаров, указанные в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ. Таким образом, теперь под ТЦО контроль будут подпадать все сделки из указанных выше пяти групп, независимо от того котируются ли такие товары на бирже или нет.

Несмотря на то, что указанные выше группы товаров из пункта 5 статьи 105.14 НК РФ по определению являются биржевыми (относятся к классу так называемых commodities), можно найти примеры товаров из этих групп, по которым биржевой котировки нет. В частности, существует значительное количество товаров нефтехимического комплекса РФ, по которым биржевые индикаторы отсутствуют.

Кроме того, следует принимать во внимание, что коды ТН ВЭД ЕАЭС «контролируемых» товаров определяются Минпромторгом РФ в соответствии с утвержденным Перечнем (п. 6 ст. 105.14 НК РФ). Сделки в области внешней торговли с товарами, которым присвоены коды, отсутствующие в перечне, не являются контролируемыми сделками. Аналогичный вывод неоднократно высказывался Минфином РФ (см., например, Письма Минфина России от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985). Текущая редакция Перечня утверждена Приказом Минпромторга России от 28.04.2018 № 1714 и содержит ограниченный перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС в отношении нефти и товаров, вырабатываемых из нее, цветных металлов и драгоценных металлов. При этом ни одного товара из группы черных металлов в перечне не приведено.

Вместе с тем следует учитывать, что Минпромторг РФ включал те или иные товары не произвольно, а с учетом доступности надежных биржевых индикаторов по тем или иным товарам. Именно поэтому в текущем перечне представлены первичные, необработанные формы цветных металлов. Специфика рынка черных металлов (да и ряда цветных, например, титана) заключается в том, что предметом торговли выступают разнообразные формы продукции первых и последующих переделов переработки сырья, неоднородные как по себестоимости изготовления, так и по области применения и целевым потребителям (например металлопрокат разнообразных форм и сечения). Таким образом, следует ожидать обновлений в перечне «контролируемых» товаров.

С учетом изложенного, значительное количество экспортируемых в адрес независимых лиц товаров подпадет под ТЦО-контроль. Это потребует от экспортеров как перенастройки критериев для заполнения уведомлений о контролируемых сделках, так и разработки подходов к обоснованию цен по новым сделкам, подпадающим под контроль в сфере трансфертного ценообразования.

Несмотря на то, что фактически под новые критерии подпадут сделки, заключенные с 1 января 2022 года, мы рекомендуем начинать такую работу уже в текущем году.

Изменения в пункте 9 статьи 105.14 НК ФР

Касательно сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала)

Пункт 9 статьи 105.14 НК РФ конкретизирует порядок определения суммы доходов для расчета так называемых «пороговых значений» для признания сделки контролируемой. Теперь в данный пункт добавлен абзац следующего содержания:

В случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), для целей настоящей статьи доходы по сделкам между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, учитываются в соответствии с порядком, установленным главой 25 настоящего Кодекса, с применением метода начисления.

Некоторые налогоплательщики поспешили рассматривать данный абзац как введение нового критерия по признанию сделок взаимозависимыми. Обращаем внимание, что данный абзац не затрагивает фундаментальных оснований для признания сделки контролируемой, а лишь уточняет порядок расчета доходов для «пороговых значений».

Иными словами, сделка между двумя российскими взаимозависимыми лицами, совершенная через комиссионера, признается контролируемой при условии превышения порога в 1 млрд. руб. Причем это справедливо как до внесения указанного уточнения, так и после. Просто теперь, с 1 января 2021 года, конкретизировано, что, независимо от действий комиссионера (агента), доходы по сделкам между продавцом и покупателем по сделке учитываются по методу начисления.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Если же агент осуществляет действия от своего имени, он обязан информировать принципала о порядке исполнения его поручений посредством предоставления отчета агента (ст. 1008 ГК РФ). Аналогичный порядок применим и для взаимоотношений комиссионер-комитент (п. 1 ст. 990 ГК РФ, ст. 999 ГК РФ). Кроме того, в пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ установлено, что совокупность сделок, совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами (при условии минимального функционала и рисков на стороне посредника).

Таким образом, новый абзац кардинальных изменений не внес, по сути, совокупность ранее действовавшей редакции п. 9 ст. 105.14 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ и положений ст. 1005 и ст. 1008 ГК РФ (или ст. 990 и ст. 999 ГК РФ) позволяла прийти к такой же трактовке порядка определения доходов для целей «порогового» значения. Но новый абзац позволит избежать недоразумений.

Касательно сделок с лицом, не являющимся плательщиком налога на прибыль

Помимо упомянутого выше абзаца, пункт 9 статьи 105.14 НК дополняется предложением следующего содержания:

В случае, если лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного главой 25 настоящего Кодекса, с применением метода начисления.

Как и по вышеупомянутой новелле, можно констатировать, что изменения носят технический характер, призванный устранить возможные недоразумения и конкретизировать порядок определения доходов для целей расчета «порогового» значения. Теперь, если контрагент по сделке не исчисляет налог на прибыль, то для целей расчета «порога» по выручке следует применять метод начисления в порядке установленной главой 25 НК РФ.

Обе новеллы вступают в силу с 1 января 2021 года, но, по сути, аналогичный подход надлежит применять и к сделкам, например, 2020 года.

Transfer pricing.jpg

Вопросы заключения соглашения о ценообразовании (СОЦ)

Несмотря на то, что Глава 14.6 «Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения» была введена в НК РФ уже очень давно, фактически СОЦ заключаются в нашей стране относительно редко (по разным оценкам, в последнее время в РФ заключалось не более десяти СОЦ в год). Это контрастирует с международной практикой, согласно которой в отдельных юрисдикциях такие соглашения являются надежным фундаментом выстраивания доверительных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Долгое время препятствием было отсутствие порядка заключения соглашения о ценообразовании с участием российских и зарубежных налоговых органов. С изданием Приказа Минфина России от 29.03.2018 № 60н законодательные пробелы, обусловленные отсутствием формальной процедуры заключения соглашений о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок с участием зарубежных налоговых органов, были устранены. Как предполагалось, Приказ также должен был способствовать использованию налогоплательщиками данного инструмента.

Однако ряд серых зон, препятствующих заключению СОЦ, все еще оставался. Изменения, внесенные Федеральным законом от 17.02.2021 № 6-ФЗ, поспособствуют устранению и этих ограничений. Среди позитивных моментов можно отметить:

возможность учета особенностей применения методов ТЦО, предусмотренных законодательством иностранного государства, в случае если результаты применения методов ТЦО в редакции НК РФ не отличаются существенным образом от результатов применения методов ТЦО в редакции соответствующих нормативно-правовых актов иностранного государства;

ограничения на проведение ТЦО проверки по контролируемым сделкам, в отношении которых налогоплательщик обратился с заявлением о заключении СОЦ в случае, если не принято решение о заключении либо об отказе.

Вместе с тем, не обошлось и без негативных моментов. Так, срок рассмотрения заявлений и других документов, представленных налогоплательщиком, о заключении СОЦ по внешнеторговым сделкам (наиболее актуальные сделки в контексте СОЦ) увеличен с 6 месяцев до 24 месяцев (с возможностью увеличения такого срока до 27 месяцев). Кроме того, Федеральным законом вводится двухлетний период для принятия решения о проведении проверки в связи с совершением контролируемых сделок в случае мотивированного отказа налогового органа от заключения СОЦ. Такой двухлетний период начинает течь со дня принятия решения об отказе. Учитывая, что ранее в НК РФ такое положение отсутствовало, это может привести к продлению периода, в течение которого налоговый орган может принять решение о ТЦО проверке для налогоплательщиков, «дерзнувших» попробовать заключить СОЦ, по сравнению со стандартным периодом на принятие решения о ТЦО проверке (два года с даты подачи уведомления о контролируемых сделках).

В дополнение, законодатели предостерегли слишком ретивых налогоплательщиков от желания обжаловать отказ в заключении СОЦ, так как срок, в течение которого может быть вынесено решение о ТЦО проверке, приостанавливается в случае попытки обжалования решение об отказе в суде. То есть указанное выше продление периода принятия решения о проверке может еще увеличиться на срок судебного разбирательства. А если прибавить сюда фактически продленный на 21 месяц период рассмотрения заявления и других документов о СОЦ по внешнеторговым сделкам, то период ТЦО неопределенности увеличивается весьма существенно.

Учитывая, что при попытке заключения СОЦ налогоплательщик уже «раскрыл все карты» перед налоговым органом, мотивированный отказ налогового органа может обернуться «мотивированными доначислениями».

В то же время, счастливчики, получившие-таки возможность заключить СОЦ, в качестве «бонуса» получат увеличение сроков хранения данных бухгалтерского и налогового учета по сделкам, ставшим предметом СОЦ, по внутрироссийским и внешнеторговым сделкам до 6 и 10 лет соответственно. Отметим, что рассматриваемым Федеральным законом № 6-ФЗ увеличивается срок хранения всех документов налогового учета с 4-х до 5-ти лет, но это увеличение блекнет на фоне увеличения сроков для стороны СОЦ.

Указанные обстоятельства приводят к мысли, что лозунги «не навреди» и «не уверен – не обгоняй» все еще остаются главными лозунгами налоговых и финансовых подразделений компаний при рассмотрении вопросов о целесообразности попыток заключить СОЦ.

В этой связи, в ближайшие годы инструментарий СОЦ вряд ли будет доступен широкому кругу налогоплательщиков. С другой стороны, он и не задумывался для массового использования. Одна только государственная пошлина, которая в настоящее время составляет 2 млн. руб. (пп. 133 ст. 333.33 НК РФ) дает понять, что СОЦ – это инструмент точечного применения.

Мы рекомендуем компаниям, которые рассматривают возможность заключить СОЦ, провести качественную методологическую проработку всех аспектов, прежде чем предпринимать практические шаги.

Прочие вопросы

Хранение документов

Как отмечено выше, Законопроект увеличил сроки хранения первичных документов с четырех до пяти лет. Однако нужно учитывать, что сроки хранения сведений закреплены не только в НК РФ, но и, например, в правилах Росархива, где установлено, что первичные документы нужно хранить 5 лет, а документы о получении зарплаты - 6 лет.

Таким образом, во многих случаях указанная поправка в НК РФ не изменит работу бухгалтерии.

Раскрытие сведений о лицах, имеющих доступ к банковскому счету по доверенности

Закреплена обязанность банков в течение 3 дней со дня получения запроса от налогового органа предоставить:

копии паспортов лиц, которые вправе получать деньги со счета клиента (распоряжаться средствами на счете), и доверенностей на такие действия;

документы, которые определяют отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (договор на открытие счета, заявление и т.п.);

карточки с образцами оттиска печати и подписей;

сведений о бенефициарах, выгодоприобретателях, представителях клиента.

Указанные документы могут запросить в ходе встречной проверки, при вынесении решения о блокировке счетов или взыскании недоимки, либо по запросу иностранного уполномоченного органа (в рамках обмена информацией).

Несмотря на то, что ряд комментаторов уже охарактеризовали данный законопроект, как своего рода отмену банковской тайны, принципиальными эти новеллы не назовешь. По сути, для налоговых органов банковской тайны нет уже давно. Можно вспомнить как в 2019 году нынешний Глава Правительства, а тогда Руководитель ФНС РФ, Михаил Мишустин показал журналисту Financial Times систему, позволяющую налоговому ведомству в реальном времени отслеживать все покупки, сделанные россиянами.

Читайте также: