Феодал пользовавшийся налоговыми льготами

Опубликовано: 21.04.2024

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: феодал 6 букв

Арпады Правили в период формирования феодальных отношений и начала феодальной раздробленности

Бобыли - бедное, иногда бездворовое, феодально-зависимое население в Русском государстве 15 - начале 18 веков

Боярин - 1) Представитель высшего сословия феодалов [на Руси IX века - начала XVIII века]

Буржуа 2) Житель города, который занимался торговлей, ремеслом и тому подобное [в Западной Европе в эпоху феодализма]

Бусидо Бусидо - феодальный кодекс поведения японских самураев

Вайшии С первых веков нашей эры, с развитием феодальных отношений и превращением общинников в зависимых крестьян, земледельцы (а также большинство ремесленников) начали рассматриваться как шудры (сословие неполноправных), а вайшиями продолжали называть главным образом торговцев

Вассал (латинское - слуга) - феодал, зависимый от более крупного феодала (сеньора), получивший от него земельный участок и обязанный за это ему служить

Виллан - Крестьянин, находившийся в экономической и политической зависимости от феодала (в средние века в странах Западной Европы).

Волхвы С распространением христианства на Руси язычество и волхвы подверглись гонениям со стороны государства, чем объясняется участие вохвов в антифеодальных движениях [они возглавляли восстания крестьян и горожан в 11 веке в Суздале, Киеве, Белоозере]

Гамлет Саксон Грамматик излагает историю мести Амлета за убийство отца вполне «в духе разбойничьей морали средневекового феодального рыцарства» (Александр Аникст).

Герцог (немецкое Herzog), у древних германцев военный вождь племени; в средние века в Западной Европе крупный феодальный владетель, с конца средних веков — один из высших дворянских титулов

Гуситы — сторонники Реформации в Чехии (отчасти в Словакии) в 1-й половине 15 века, участники так называемых гуситских войн 1419—37 годах против католической церкви, феодального гнёта и немецкого засилья

Дедина - Наследственное имение, владение, находившееся в собственности какого-либо рода (в феодальную эпоху на Руси).

Джирга По мере складывания феодальных отношений у афганцев собрание всех полноправных членов племени (ахле-джирга) стало вытесняться собранием вождей родов (джирга - и маликан) При решении чрезвычайных государственных вопросов в современном Афганистане созывается так называемая Большая Джирга (Лойя Джирга) - собрание представителей племенной и сановной знати, помещиков, крупного капитала, высшего мусульманского духовенства (деятельность Большой Джирги не регламентируется конституцией) Советская историческая энциклопедия

Динаты Обычно в динатах видят крупных землевладельцев, феодалов; согласно другой гипотезе (французского византиниста Поля Лемерля), определяющим принципом принадлежности к динатам являлось не владение определённым имуществом (землёй), а обладание светской или духовной властью

Донжон (французское donjon), главная, отдельно стоящая башня феодального замка, четырёхугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля

Закупы По Русской правде закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство

Йонаго Город возник в начале 17 века у феодального замка

Кадеты (от французского cadet - младший) - 1) в феодальных Франции и Пруссии молодые дворяне на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры

Кедири феодальное государство на Восточной Яве, существовавшее в 1042—1222 годах

Когурё одно из корейских племён, позднее название одного из трёх раннефеодальных государств (Когурё, Пэкче, Силла).

Колоны В средневековой Западной Европе одна из категорий феодально-зависимых крестьян

Коттер - представитель части феодально зависимых крестьян средневековой Англии, державший очень мелкий надел - дом с приусадебным участком

Кремль центральная укрепленная часть русского феодального города

Кутюмы (от французского coutume - обычай) - в феодальной Франции правовые обычаи отдельных провинций, округов, городов и так далее

Куявия Большинство историков считает, что Куявия — раннефеодальное государственное объединение восточнославянских племён Среднего Приднепровья, столицей которого была Куяба (Киев).

Ладога До 10 века опорный пункт на торговом пути из Балтийского моря на Волгу (в Болгары) и на Днепр («из варяг в греки»); в 11—15 веках крепость и торгово-ремесленный центр Новгородской феодальной республики, а с 1478 Московского великого княжества

Лазика В 4—6 веках в Лазике происходило формирование феодальных отношений; официальной религией (с 523) стало христианство, распространённое в Лазике еще раньше

Лютичи Лютичи находились на стадии феодализации

Магнат 2) Обладатель больших поместий; крупный феодал (в феодальных государствах) Магнат - Представитель крупного промышленного или финансового капитала

Маркиз 2) в средневековой Франции и Италии (с Х века) крупный феодал, на иерархической лестнице находившийся между герцогом и графом

Октруа - В средневековой Франции - ввозные пошлины в пользу феодала или города

Поляне В эпоху феодальной раздробленности на земле полян возникли самостоятельные княжества: Киевское, Черниговское и Переяславское

Пятины По мнению некоторых русских дореволюционных историков, пятина — очень древняя форма административного устройства Новгородской феодальной республики, связанная с делением Новгорода на 5 «концов»; каждая пятина была подчинена старосте того «конца», к которому она принадлежала

Рыцарь В феодальной Европе — лицо, принадлежавшее к военно-дворянскому сословию

Сеннар (Сеннарский султанат) — феодальное государство XVI—XIX веков в Северо-Восточной Африке на территории современного Судана

Серваж - вид феодальной зависимости в средневековой Западной Европе

Смерды наименование феодально-зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах

Тархан - 1) Феодал, пользовавшийся налоговыми льготами (у некоторых тюркских народов в период средневековья).

Тюдоры Основатель - Генрих VII Тюдор (король в 1485-1509), происходил по отцу из уэльских феодалов, по матери был родственником Ланкастеров

Тюшены Восставшие отказывались платить налоги, убивали сборщиков налогов, разрушали феодальные замки, усадьбы

Угедей При Угедее было завершено завоевание монгольскими феодалами Северного Китая, завоёваны Армения, Грузия и Азербайджан, предприняты походы Батыя в Восточную Европу; организована почтовая служба (ям), произведена перепись населения, закончена постройка столицы Каракорум

Уздень - Тот, кто принадлежал к феодальному дворянству в Кабарде и Дагестане

Феодал - 1) Представитель господствующего класса при феодализме; владелец феода, сеньор

Фиески - итальянский феодальный род, игравший видную роль в средневековой Генуе

Фронда Парижский парламент временно блокировался с народными антифеодальными силами и потребовал ряда реформ, часть которых носила буржуазный характер

Холопы Феодал мог убить, продать, наказать холопа, а также нес ответственность за действия своего холопа

Хорезм 4—6 века — время начавшейся феодализации и формирования новой, афригидской культуры, характерной для раннефеодального Хорезма вплоть до 8 века

Хоромы Хоромы - Большой жилой деревянный дом в феодальной России; Большой жилой деревянный дом на Руси; Жилой дом богача

Шамхал - Дагестанский феодал

Шэньши [китайское, буквально учёные мужи, носящие широкий пояс (в древности служивший символом власти); неточное английское — gentry (джентри)], часть господствующего класса в феодальном Китае

Эгмонт Обращение писателя к истории нидерландской революции XVI-XVII веков вызвано всплеском антифеодальных настроений в Германии

Эклога Хотя эклога по-прежнему закрепляла рабство, в ней отражена более высокая ступень развития феодальных отношений, в частности упрощалась процедура отпуска рабов на волю

Эмират - 1) Система государственного управления в феодальных мусульманских странах

Ягайло Оппозиция унии со стороны литовских феодалов вынудила Ягайло в 1392 передать власть в Литве Витовту

§ 13. Феодальное общество

Феодалы и феодализм

Со времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьезные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и общие черты. Одной из таких черт являлось сходство в устройстве общества.


Конный воин. Средневековая статуэтка

Средневековье было неспокойным временем. Короли часто враждовали друг с другом, вели долгие войны. В этих условиях собирать народное ополчение правителям государств становилось все труднее. Крестьяне-общинники предпочитали не воевать, а работать на своих участках, поэтому Карлу Мартеллу во Франкском королевстве, Альфреду Великому в Англии и другим правителям пришлось создать постоянное войско. Его основу составила конница, а не пеший строй, как раньше.

Занятие военным делом стало профессией, и чтобы вознаградить конника за его службу, а также возместить расходы на покупку коня и военного снаряжения, короли вынуждены были давать воинам поместья – земли с работавшими на них земледельцами. Впоследствии поместье, данное за военную службу, стало передаваться по наследству и называться феодом, а его владелец – феодалом. Феод передавался по наследству только при условии несения военной службы, поэтому он считался условной собственностью. От слова «феод» произошло понятие феодализм, означающее весь строй жизни средневекового западноевропейского общества.


Что значит условная собственность на землю?

К концу XI века феодализм господствовал в Западной Европе. В таких странах, как Франция и Италия, переход к нему состоялся раньше, в Англии и Германии – несколько позже.

К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности. Крестьянам следовало обрабатывать господскую пашню, ремонтировать дороги и мосты, строить амбары феодала, чистить хозяйские пруды, то есть работать на барщине. Другой повинностью был оброк. Зависимость земледельцев была разной: одни работали на феодала всего нескольких дней в году, другие трудились несколько дней в неделю.

Самым тяжелым было положение лично зависимых крестьян, которые без согласия хозяина не могли покинуть поместье, жениться, наследовать имущество. Но даже у них было свое жилище, орудия труда и участок земли. Начиная с XIV века барщина и оброк заменялись выплатой денег, а крестьяне могли выкупить личную зависимость.

Размер оброка, срок барщины, а также обязанности феодала по отношению к крестьянам определялись договором. Если он нарушался, крестьяне могли протестовать и даже поднимали восстания. Но мятежи жестоко подавлялись.

В Западной Европе не было «земли без господина», по словам средневековой поговорки. Владение феодала называлось поместьем. В самом живописном его уголке располагался господский двор, где находились дом, хозяйственные постройки – амбары, скотный двор, конюшня, птичник, а также мельница и церковь. Крестьянское хозяйство состояло из небольшой хижины с подворными постройками, огорода и маленького сада. С разрешения феодала крестьяне совместно пользовались лугами, лесами, пустошами, реками и озерами. Каждая семья обрабатывала свои пахотные наделы, лежащие чересполосно, то есть вперемежку с участками других крестьян и господской землей.


Феодальное поместье. Схема

Платя оброк со своего участка и обрабатывая господскую землю на барщине, зависимые крестьяне полностью обеспечивали феодала продуктами питания. Необходимые изделия изготавливали ремесленники, жившие в поместье, – кузнецы, ювелиры, сапожники, плотники. В каждой деревне производилось практически одно и то же, поэтому торговля между поместьями была развита очень слабо. Денег у крестьян почти совсем не было, а феодалы покупали только то, чего не было у них в поместье, – соль, оружие, предметы роскоши. С течением времени феодальное поместье превратилось в маленький замкнутый мирок, где господствовало натуральное хозяйство.


Используя схему и текст параграфа, назовите основные части феодального поместья.

Благодаря натуральному хозяйству феодалы были почти полностью независимы в хозяйственном отношении. Эта независимость феодалов подкреплялась и их политическими правами.

Так, например, графы и герцоги имели право собирать налоги с подвластной территории, судить население, возглавлять ополчение, вести войну, издавать указы в своем поместье и даже чеканить собственную монету. Не случайно герцогов и графов называли «феодалами в короне». Действительно, их поместья представляли собой маленькие государства, где они были полными хозяевами.


Сражающиеся воины. Средневековый рисунок

Больше всего от войн между феодалами страдали крестьяне, жившие в поместьях противников. Их дома сжигались, посевы вытаптывались, скот угонялся. Междоусобные войны значительно ослабили центральную власть в странах Западной Европы. Западноевропейские государства распались на части. Начался период феодальной раздробленности. Лишь в XII веке были сделаны первые шаги по образованию единых западноевропейских государств. Стали расти города, оживилась торговля, усилилась королевская власть.

Важной чертой феодализма являлось особое устройство общества. В Средние века считалось, что общество делится на три больших сословия: «молящихся», «воюющих» и «работающих». К «молящимся» относили христианских священников. Их обязанности заключались в том, чтобы молиться о спасении человеческих душ и помогать людям искупить грехи. «Воюющие» – король и феодалы должны были наказывать тех, кто не следует христианскому учению или не принимает христианской веры, а также защищать «молящихся» и «работающих» от врагов. «Работающие» (крестьяне, а впоследствии и горожане) были обязаны кормить «молящихся» и «воюющих».


Столкновение отрядов феодалов. Средневековая миниатюра

Такое представление об устройстве общества было очень прочным и сохранялось на протяжении всей эпохи Средневековья. Считалось, что людей на сословия поделил сам Господь Бог, и существование каждого из них необходимо для нормальной жизни всего общества. Средневековые мыслители порой сравнивали общество с человеческим телом, где крестьяне – это ноги, прочно стоящие на земле, воины-феодалы – руки, крепко держащие меч, священники и монахи – грудь, хранилище души, а король – мудрая голова, управляющая всем телом.


Почему деление общества на сословия сохранялось на протяжении многих веков?

К XI веку в большинстве стран Западной Европы утвердился феодализм, главным признаком которого является условная собственность на землю. Поскольку земля – основа хозяйственной жизни в Средние века – принадлежала феодалам, все общество называется феодальным.


Феодальные повинности — обязанности зависимых крестьян, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.

Барщина — принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк— платеж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.

Натуральное хозяйство — хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.

Политика — область деятельности, связанная с завоеванием власти и государственным управлением.

Сословие — группа людей, имеющих закрепленные законом права и обязанности, передаваемые по наследству.


«Дом Божий, единым почитаемый, разделен на три части: одни молятся, другие сражаются, третьи работают».

(Христианский писатель Адальберон Панский)

1. Что такое феод? Как он связан с военной службой? Почему короли давали феод во временное пользование, а не навсегда?

2. Каковы были пути превращения свободных крестьян в зависимых?

3. Чем положение свободных крестьян отличалось от положения зависимых?

4. Что такое натуральное хозяйство?

5. Какие причины привели к феодальной раздробленности в Западной Европе?

6. Что такое сословия? Какие сословия существовали в средневековом обществе?

В документе XIII века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор, отдавали одного или двух поросят и несколько кур, чистили мельничные канавы, приносили лепешку и вино к столу феодала, жали хлеб на поле феодала и отвозили его в хозяйские амбары, привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка, сдавали ячмень для пива. Определите, какие из вышеназванных повинностей составляли барщину, а какие – оброк.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Феодальное сопротивление

Феодальное сопротивление Мифы и реалии опричнины Могла ли революция не вызвать контрреволюции, или по крайней мере серьезного противодействия тех, кто терял привилегии, власть, имущества? Английская и французская антифеодальные революции вызвали отчаянное

§ 10. Феодальное общество

§ 10. Феодальное общество Феодалы и феодализмСо времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство Правительство первого Романова не только восприняло от своих предшественников, но и значительно усилило двщэянский характер налоговой политики.В условиях хозяйственного запустения правительство, стремясь поддержать

Феодальное королевство

Феодальное королевство Каким они видели его? Каким видел свое королевство, например, Роберт Благочестивый, который правил «Королевством франков, аквитанцев и бургундцев» до того, как оно стало именоваться просто Францией?В первую очередь он видел в этом королевстве

Феодальное общество и его кризисы

Феодальное общество и его кризисы /85/ Центральноевропейское общество средних веков и раннего нового времени – так же как и общество всей остальной Европы – было глубоко аграрным по своему характеру. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Высшие слои – знать

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы § 1. Салическая правдаФормирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая,

Феодальное распыление Европы.

Феодальное распыление Европы. Западная империя окончательно распалась на ряд самостоятельных государств — Францию, Германию, Италию и Бургундию, или Арелат. Но это были государства лишь по имени. В IX—XI веках на всей территории Западной Европы господствует политическая

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности Изменения в сословной структуре. В XIII–XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном

1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди 2.1. Вотчины. С конца XV в. структура землевладения менялась. С одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов боярская вотчина, с другой – происходило сокращение общего фонда боярских земель в результате их

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

Они сражались на турнирах, ходили в военные походы, чтили даму сердца и проявляли благородство к нищим и больным.

Однако не все знают, что они относились к категории феодалов - господствующего класса Средневекового общества.

Феодализм

Сегодня мы узнаем, что это за люди, чем они жили и кому служили.

Феодализм — это.

Феодализм (от лат. Feufum) — это вид социально-правовых отношений в обществе, который характеризуется жесткой иерархией (это как?) и существованием системы подчинения зависимых крестьян феодалам.

Начал формироваться в V-VI вв н.э и просуществовал до Нового времени. В основе феодализма лежит особый способ производства, основанный на сочетании крупных феодальных владений (вотчин) и мелкого крестьянского индивидуального хозяйства.

Крестьяне испытывают внеэкономическое принуждение со стороны феодалов, которое выражается в ограничении их личной свободы (это как?) и присвоении производимого ими продукта в виде натурального или денежного оброка.

Крестьяне

Еще одной формой феодальной зависимости выступала барщина , во время которой крестьяне обрабатывали господское поле, убирались в замке, чинили мосты и дороги, а также выполняли другую работу.

Кто такие феодалы

Феодал — это представитель господствующего слоя феодального общества, владелец земли с зависимыми крестьянами (феода).

После реформы Карла Мартелла, проведенной во Франкском государстве, феоды (бенефиции) стали выдаваться за службу у сеньора.

В средневековых государствах Западной Европы феодалы были выстроены в виде социальной иерархии, называвшейся феодальная лестница .

На ее вершине находился король, власть которого зачастую носила над подчиненными номинальный характер. Далее располагались:

  1. герцоги и графы;
  2. бароны;
  3. рыцари.

Феодал, занимавший более низкую ступень, назывался вассалом , а его непосредственный «начальник», дававший землю за службу, сеньором .

Вассальные отношения возникали только между соседями по феодальной лестнице, поэтому рыцари не подчинялись королю напрямую.

Во время раздробленности герцоги и графы обладали по отношению к королю большой вольностью, которая давала им право выступать судьями, чеканить собственную монету и облагать налогами подвластное население.

Сеньор по отношению к вассалам выступал не только как лицо, требующее выполнения служебных обязанностей, но и как защитник в случае военной угрозы.

Рыцари

Особую категорию составляли рыцари — военные феодалы , которые жили в замках, принимали участие в турнирах и ходили в военные походы.

Чтобы получить этот статус претендент (обязательно феодал) должен был пройти обряд посвящения. В разное время он включал вручение оружия, облачение в кольчугу и каску, а также удар ладонью по шее (colee).

У каждого рыцаря была своя прекрасная дама (нередко вымышленная), а их поведение регулировал «Кодекс рыцарской чести», требовавший проявление благородства, мужества и доблести.

Признаки феодализма

Отвечая на вопрос, что такое феодализм нужно знать основные признаки этого общественного строя.

К ним относится:

  1. господство натурального хозяйства (производство продуктов для собственного потребления);
  2. преобладание традиционной экономики;
  3. присутствие крупной земельной собственности (феоды, лены, вотчины);
  4. вассальные отношения - иерархическое соподчинение социальных групп;
  5. существование мелкого производства зависимых крестьян, отличавшегося низким уровнем развития агрокультуры;

Феодал

Подробнее о феодальной системе смотрите в этом видео:


Феодальная вотчина

В средневековых государствах феодальной вотчиной называлось крупное землевладение, принадлежавшее феодалу. Она представляла собой хозяйственный комплекс, который включал землю, хозпостройки, инвентарь, церковь, а также аппарат управления (администрация, судебный орган).

Вотчина

С развитием вотчин в руках крупных землевладельцев концентрировалась большая власть, которая включала судебные, налоговые, административные функции.

Со временем они получили юридическое оформление в качестве феодального иммунитета - особой привилегии, которая препятствовала вмешательству королевской администрации в дела вотчины.

Неизменным атрибутом вотчины был принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала, который вытекал из их зависимости по отношению к сеньорам.

Земли крестьян были разделены чересполосно и относились к категории тягловых (обложенных оброком и барщиной ). Здесь преобладал принудительный севооборот, сопровождавшийся выпасом скота по пару и жнивью.

Феодальные междоусобицы

Между феодалами нередко вспыхивали внутренние вооруженные конфликты, которые назывались феодальными междоусобицами. Участниками столкновений были не только люди, причастные к конфликту, но и члены их семей.

Это приводило к затяжным, многолетним тяжбам, вовлекающим в оборот войны несколько поколений феодалов.

Причины усобиц часто были связаны с делением земли и хозяйственными спорами. Также они могли возникать из-за личных оскорблений и недопониманий. Фактором, вовлекавшим в междоусобицу, служила месть за обиженного и убитого родственника.

Независимо от причин, подобная борьба уносила жизни многих феодалов, поэтому власти старались ограничить или запретить усобицы. Вспомним «Русскую правду», разрешившую кровную месть только для близких родственников.

Вместо заключения

Феодализм господствовал в Западной Европе свыше тысячи лет . За это время он преодолел эволюционный путь от более прогрессивного общественного строя, сменившего рабовладение, до социального явления, из недр которого стали вызревать капиталистические отношения (это как?).

В эпоху позднего феодализма в Европе возникли абсолютные монархии (это как?), совершились Великие географические открытия, началось первоначальное накопление капитала, прошли первые буржуазные революции.

В общем, появились условия, способствовавшие переходу общества на капиталистическую стадию развития.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (5)

Хоть внешне это не так заметно, по сути со времен феодализма мало что изменилось. Прогресс немного сгладил кастовые различия, но не стер их.

Тогда и государств практически не существовало, феодал сам был как государь. Непонятно, почему крестьяне не устраивали бунты ни на Западе, ни у нас, ведь это же огромная сила, которая могла снести феодала, ну или хотя бы заставить его считаться с мнением крестьян.

Откуда у феодалов было столько средств на содержание своей армии, на содержание своей усадьбы? Небось грабили всех и вся, другого объяснения трудно найти.

Виктор: ну, Вы прям. Правду матку режете, да еще в такой резкой форме. Открыли нам глаза на феодализм и его гнилое нутро. Недемократичный строй был, как они могли так поступать? Куда смотрел феодальный уполномоченный по правам человека?

Меня удивляет, что эти феодалы жили в огромных замках, ведь в те времена технологии строительства были весьма примитивны, даже сейчас попробуйте построить замок или дворец, это очень непросто. Современные люди предпочитают жить в компактных коттеджах, ибо замок слишком дорогое удовольствие.

Феода́л — владелец феода. Каждый феодал (кроме тех, кто находился на верхней или нижней ступени лестницы) был и вассалом, и сеньором одновременно.

Феодалы в России

В России феодальные владения были представлены вотчинами, поместьями и посессионными крестьянами разных владельцев (вотчинников, помещиков, монастырей и мануфактур). С XV века развивались на основе крепостного права.

Феодалы в Западной Европе

Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высокопоставленный господин, он не имел права вмешиваться в его отношения с вассалами. Так, во Франции действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что даже король был лишён возможности через головы своих вассалов — герцогов и графов— отдавать приказания их вассалам.

В Англии иначе: «Вассал моего вассала — мой вассал».

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство.

  • сбор огромных налогов с населения его страны;
  • суд над обычными жителями;
  • объявление войны другим феодалам и заключение мира с ними;
  • обеспечение безопасности вверенного феода.

Между сеньором и вассалом заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные войны. Их целью был захват:

  • земель, населённых крестьянами;
  • знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
  • добычи (грабёж чужих крестьян, церквей и т. п.).

Мораль и обычаи феодалов

Феодалы обычно презирали расчётливость и бережливость. Чтобы заслужить уважение других феодалов, рыцарь должен был проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военная добыча чаще всего шли на подарки, пиры, охоту, дорогую одежду, на содержание множества слуг и воинов. Позднее феодалы выработали особые правила рыцарской чести: рыцарь должен искать подвигов, бороться с врагами христианской веры, защищать слабых и обиженных. Правила чести применялись только в отношениях между феодалами. Но и здесь они постоянно нарушались. В повседневной жизни, в семье многие феодалы были грубы, жестоки и заносчивы. К труженикам крестьянам, ко всем «неблагородным» они относились свысока, называли их «подлым простонародьем». «Лучше всего, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется»,- говорили господа. Даже в рыцарских песнях феодалы выражали ненависть к людям, которые их кормили и одевали:

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Феодальная (средневековая) монархия
  • Феодальная монархия

Смотреть что такое "Феодалы" в других словарях:

Висконти (ломбардские феодалы) — Висконти (Visconti), знатный род ломбардских феодалов (известен с конца 10 в.); в 1277‒1447 ‒ тираны Милана. Оттон В., архиепископ Милана (с 1262), стал в 1277 властителем города. К началу 14 в. преемники Оттона, опираясь попеременно на пап и… … Большая советская энциклопедия

Положение народных масс в Китае 19 в. Крестьянские восстания — Феодалы и ростовщики, отнимая у крестьян не только прибавочный, но нередко и часть необходимого продукта, обрекали их на нищенское полуголодное существование. «. Таких, которые живут в тепле, когда стоят холода, и не стонут от голода в… … Всемирная история. Энциклопедия

Англия в XIV—XV вв. Восстание Уота Тайлера — Большими изменениями в социально экономической и политической области характеризовалась также история Англии XIV и XV вв. Как и во Франции, в Англии развивались товарно денежные отношения и шел процесс постепенного складывания единого внутреннего … Всемирная история. Энциклопедия

Речь Посполитая, образование государства — В конце XV начале XVI в. Польша являлась одной из сильнейших держав в Центральной и Восточной Европе. Политическое укрепление Польши было обусловлено экономическим подъёмом XIV XV вв. и стояло в тесной связи с успешным исходом борьбы с основным… … Всемирная история. Энциклопедия

Украина, Белоруссия и Литва — К началу XVI в. вся Белоруссия и большая часть Украины (от Владимира Волынского и Винницы до городов Ромны и Гадяч включительно) находились под властью Великого княжества Литовского. В состав Великого княжества Литовского тогда входила почти вся… … Всемирная история. Энциклопедия

Монголия в XVI - первой половине XVII в. — В 1368 г. народные массы Китая свергли Юаньскую династию монгольских феодалов и изгнали их из своей земли. Эфемерная военно феодальная империя Чингис хана и его преемников начала распадаться. Полуторавековая завоевательная политика монгольских… … Всемирная история. Энциклопедия

Германия в IX—начале XII в. — Восточнофранкское государство в IX начале X в. и его хозяйственное развитие Так же как и Западнофранкское государство (Франция), Восточнофранкское государство (Германия) выделилось из состава Каролингской империи в результате её распада. По… … Всемирная история. Энциклопедия

Франция в IX—XI вв. — Начало существованию Франции как самостоятельного государства было положено Верденским договором 843 г., он оформил окончательный раздел империи Карла Великого и зафиксировал выделение Западнофранкского королевства из состава империи. Восточными… … Всемирная история. Энциклопедия

Японское феодальное государство — К началу XVI столетия Япония распалась на несколько крупных феодальных княжеств, правители которых не желали признавать над собой никакой власти. Иностранцы именовали их «королями», так как часто не имели представления о том, что в Японии… … Всемирная история. Энциклопедия

История Эфиопии — Руины храма в Йехе (провинция Тигре, Эфиопия). Содержание … Википедия


Лекция 4. Налоги в средневековой Европе

В Западной Европе по мере развития государства увеличивались потребности в денежных ресурсах. Происходила концентрация власти, создавались регулярные королевские армии, возникала оплачиваемая государственная служба. В средние века налоги носили неопределенный и зачастую временный характер. Не существовало и налогового аппарата. Когда королю нужны были деньги, то он обращался к сословиям и они сами раскладывали между собой необходимую сумму. В конечном виде налог превращался в поземельное, поимущественное или подушное обложение. При этом городская община, как правило, несла ответственность за уплату определенной суммы. Другой формой, перенятой еще от римлян, была система откупщиков. Существовало огромное количество разнообразных временных налогов. Например, сборы на содержание королевской свиты с жителей той провинции, где она в данный момент присутствовала. Налоги платились при рождении у короля ребенка, при возведении старшего сына короля — наследника престола в ранг рыцаря, при замужестве королевских дочерей и т. д.

Главная тяжесть налогов ложилась обычно на людей, принадлежавших к третьему сословию, а именно сельских жителей и горожан недворянского происхождения.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI—XVII вв. в Европе. Но и это государство еще не имело теории налогов и достаточного аппарата чиновников для их регулярного сбора. Процветала, вызывая всеобщую ненависть населения, система откупов. В качестве основных налогов, практиковавшихся почти во всех странах, можно назвать поземельные налоги, налоги со строений, подушные (поголовные) налоги, акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги.

Поземельный налог выступал в двух формах – в виде уже известной десятины и в виде налога на доход. Обычно определялся чистый доход с учетом издержек. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с реально полученным результатом. Нередко одновременно устанавливались обе формы налога: первая десятина шла в пользу церкви, вторая — государства.

Поземельный налог взимался еще во Франкском государстве раннего средневековья.

В государстве Меровингов данный налог, как правило, вносился деньгами, реже натурой. Налогоплательщиками являлись все владельцы земли, получающие с нее доход, а также владельцы домов в городских поселениях. Знатные франки и высшие сановники церкви нередко получали от короля привилегии не платить налогов, но само наличие освобождений свидетельствует о всеобщности обложения.

По мере становления государства в Англии все землевладельцы уплачивали налог в размере 10% от объявляемого ими самими дохода. Указанные сведения в отдельных случаях проверялись чиновниками. При этом имелся необлагаемый минимум в виде дохода до 60 фунтов стерлингов.

Чистый доход для измерения величины налога применялся в германских государствах. В Пруссии земли были разделены на классы в зависимости от их качества и месторасположения. Землевладельцы дворяне платили налог 20 или 25% от чистого дохода, духовенство — 40 или 45%. В Силезии духовенство вносило налог в размере 50% от чистого дохода, с имений Тевтонского и Мальтийского орденов взималось 40%, дворяне платили 35,5%, простые люди — 25,5%.

К. поземельным налогам относились также подати с рудников. Одним из наиболее древних и распространенных является налог со строений. Налог «с дыма» существовал не только у древних славян.

В Великобритании в средние века взималась подать со строений по количеству дымов, с каждого дыма по два шиллинга. Затем подать с дыма преобразовалась в подать с окна, что упростило контроль за ее сбором. Два шиллинга стали взимать с любого строения, но если оно имело более 10 окон, то налог увеличивался еще на 4 шиллинга, а с дома с 10-ю и более окнами—на 8 шиллингов. Впоследствии система модернизировалась. Был введен налог 3 шиллинга с дома и 2 пенса с каждого окна в этом доме, если их не больше 7. Для больших домов добавка постепенно увеличивалась с 2 пенсов до 2 шиллингов для строений, имеющих 25 и более окон.

Подушный, или поголовный, налог несмотря на свои очевидные недостатки являлся одной из основных форм налогообложения еще со времен римского владычества в Европе. В государстве франков вносить подушную подать был обязан каждый, кто не владел землей или домом, т. е, не платил поземельного налога. Ею облагались и несовершеннолетние, за которых вносить подать был обязан глава семьи. Феодалы платили налог за зависимых от них крепостных. Освобождались от нее вдовы и сироты. Уплата подушной подати в данном случае свидетельствовала о низком общественном положении человека, об отсутствии у него имущества.

В Англии положение с поголовным налогом было совсем другое. Существовал он там с 1379 г. и изменялся в связи с общественным положением человека иначе. Например, в 1641г. герцоги платили по 100 фунтов стерлингов, бароны — по 40 фунтов стерлингов, нетитулованные лица — от 5 шиллингов до 5 фунтов стерлингов.

В Дании еще в середине XVIIIв. каждый житель должен был платить ежегодный подушный налог в 1 талер. От него освобождались лишь солдаты и дети до 12 лет.

В XIII в. во Франции был введен акциз на соль. Оттуда само понятие акцизного налога перешло в Голландию, где акцизы весьма прижились. Затем перекочевали в Англию и другие страны Европы. Главным образом облагались ими алкогольные напитки и табачные изделия, но нередко они распространялись на массу предметов потребления. Так было в Англии во времена Кромвеля.

Таможенные пошлины отнюдь не всегда взимались на государственных границах. В описываемые времена, кроме внешних, функционировало множество внутренних пошлин: мостовой сбор при переезде через мост, причальная пошлина — на устройство причалов, торговые пошлины. В Англии, например, таможенные пошлины взимались еще со времен господства римлян. А с 979г., по сведениям , они стали постоянными. В том году король Этельред повелел взимать с каждой прибывающей для торговли лодки по полпенни пошлины, а с большой лодки — 1 пенни.

1187 г. в Англии и во Франции была установлена «саладинова десятина». Это было ответом на успешные действия султана Садах Ад Дина, разгромившего основанное крестоносцами Иерусалимское королевство. Налог взимался с имения тех, кто не принимал личного участия в крестовых походах. В дальнейшем парламенты весьма часто позволяли королям и правителям пользоваться этой мерой.

Коммунальные и местные налоги возникли, как говорилось выше, еще в Древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование определенной потребности общины.

В Англии местное налогообложение стало развиваться с XVI в. на основе налога для бедных. Именно тогда королевским законодательством содержание неимущих было возложено на общины. Затем для каждой потребности вводился или новый налог, или надбавка к налогу на бедных. Постепенно появились дорожный налог, налог на содержание церквей, на устройство плотин, на очистку рек, на содержание стражи и освещения, на устройство публичных библиотек и музеев, на здравоохранение и т. д.

Административно-хозяйственной единицей стал приход. Первоначально он был связан с церковью. Приходы могли объединяться в округа. Более крупной административной единицей являлось графство, что сохранилось до сих пор. Графство могло взимать свои налоги. Одним из важных видов местных налогов были налоги городов.

Другой тип местного налогообложения можно было наблюдать во Франции. У департаментов и провинций почти не было финансовой самостоятельности. Источники финансовых ресурсов строго регламентировались сверху. Доходы общине давали эксплуатация принадлежащих ей имущества и процентные надбавки к государственным прямым налогам: поземельному, со строений, личному, промысловому. Надбавки могли быть общими и целевыми (субвенции), но всегда определялись вышестоящими органами управления.

Как отмечалось выше государство не имело достаточного количества квалифицированных чиновников и в результате сборщиком налогов становился, как правило, откупщик. На откуп обычно отдавались косвенные налоги, чрезвычайные налоги. Прямые налоги, носившие регулярный характер, чаще всего собирала община. В странах континентальной Европы практиковался метод, при котором определенный налог, как только было получено право на его взимание, выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль. Естественно, народ ненавидел откупщиков. Серьезно страдала и государственная казна. Вот что писал об этом методе Н. Тургенев: «Полагают, что во Франции издержки сбора налога с соли вместе с выигрышем откупщиков равнялись доходу, который получало Правительство от сего налога. Сюлли говорит, что в начале его министерства казна Государственная получала 30 миллионов дохода, между тем как народ платил 150 миллионов. По смерти Людовика XIV многие утверждали, что Франция в последние годы царствования сего короля платила 750 миллионов ливров, из коих король получал только 250 миллионов».

Попытка серьезно ограничить деятельность откупщиков и поставить ее под контроль государства была предпринята в 60-х годах XVIв. во Франции, когда экономикой страны управлял Жан Батист Кольбер (1619-1683). В 1662г. там законодательно ограничили норму комиссионных по откупам до одной шестой от цены откупа. Ранее она практически доходила до одной четвертой. После введения указанного закона в целом по основным откупам при небольшом повышении общего сбора налогов с 36,7 млн. ливров до 39,4 млн. ливров, или на 7%, чистый доход государства вырос в 1662 г. по сравнению с 1661г. с 10,9 млн. ливров до 18,5 млн. ливров, или почти на 70%. Расходы на сбор налогов, куда входили и комиссионные откупщиков, сократились с 25,8 млн. ливров до 20,9 млн. ливров, или более чем на 23%.

Переход от откупов к государственной системе установления и сбора налогов становился все более насущным. Отвечал он и интересам налогоплательщиков. Практические потребности неизбежно должны были породить и научную теорию.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох.

(1225 или 1226—1274), известный церковный деятель и философ, высказывался относительно налогов, определив их как «дозволенную форму грабежа». Он полагал наиболее богоугодной формой финансирование государственных расходов за счет богатства знатных людей. Впрочем он не отрицал необходимости налогов в определенных случаях. Ф. Аквинский писал: «Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие».

Итак, критерий установления налогов по Ф. Аквинскому — это здравый смысл правителя, направленный на всеобщее благо.

В изданной в 1625г. книге «Опыты или наставления нравственные и политические» английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626), лорд-хранитель большой печати при короле Якове Стюарте, пишет: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество: примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени субсидии в Англии. Заметьте, что речь у нас идет сейчас не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа».

Французский писатель и философ Ш. Монтескье (1689—1755) с полным основанием высказался, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

В конце XVII — начале XVIIIвв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т. е. освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Налоги на предметы потребления давали крупные доходы, но они в малой степени сдерживали развитие торговли.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10—15% всех своих доходов.

Тогда же началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французский экономист Ф. Демэзон писал в 1666 г., что акциз «способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги…».

Английский экономист Уильям Петти (1623—1687), известный как автор теории трудовой стоимости, обосновывал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения. Он доказывал: «Доводы в пользу акциза сводятся к следующему.

Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.

Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа, как это ясно видно на примере голландцев и евреев и всех других, наживших большие состояния.

В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. Они уплачивают также добровольные взносы и десятины. Между тем при акцизе никто не должен, собственно говоря, платить еще и другим способом и больше чем один раз.

В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент. В силу всех этих причин при акцизе требуются не отдельные соглашения с семьями и не сдача всего налога на откуп, а собирание его особыми чиновниками, которые, будучи полностью заняты, не потребуют и четвертой части расходов, каких требует взимание наших теперешних многочисленных и многообразных налогов».

Практика налогообложения развивалась в соответствии с теорией. Так, назначенный в 1769г. министром финансов Франции аббат Тэрре отдавал предпочтение косвенным налогам, поскольку считал, что «налоги на расходы наименее обременительны. они взимаются постепенно и, так сказать, незаметно».

Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино — немного больше, грубые ткани — очень мало, а предметы роскоши — очень высоко и так далее.

Тот же аббат Тэрре в 1770г. собственноручно начертал на письме одного интенданта: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты двадцатины».

В те же годы (последняя треть XVIIIв.) создавалась подлинно научная теория налогообложения. Ее основоположником с полным правом считается шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). Кстати, именно он в опровержение известного высказывания Ф. Аквинского подчеркнул, что налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. В 1776г. вышла книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней автор писал следующее: «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такое отягощение подарок или взятку. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его сбор может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным гнетом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов».

Итак, из приведенной цитаты можно вынести четыре основных принципа, которые не устарели и до нашего времени:

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам (вспомним надпись аббата Тэрре).

2. Принцип определенности, требующий, чтобы - сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшие удобства для плательщика.

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику.

Читайте также: