Проблемы налоговой политики рф 2020

Опубликовано: 23.04.2024

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.


Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Кручинина Евгения Ильинична
Агапова Анна Александровна

1. факультет экономики и права,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
2. к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Kruchinina Evgeniya Ilyinichna
Agapova Anna Alexandrovna

1. Faculty of Economics and Law,
Plekhanov Russian University of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting and Taxation
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

Аннотация: Для преодоления последствий пандемии многие страны используют различные инструменты поддержки экономики, в том числе бюджетные меры. Это неудивительно, поскольку значительная часть предприятий переживает падение спроса на свои услуги и, как следствие, резкое снижение прибыли. На фоне экономических проблем гибкое управление налоговыми обязательствами становится одной из важнейших задач любой компании. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В частности, если в начале 2020 года, до начала эпидемии COVID-19 в России, ожидался рост экономики на 1,9%, то к 2021 году увеличение должно составить не менее 3,1%. Вместе с тем приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла.

Abstract: To overcome the consequences of the pandemic, many countries use various tools to support the economy, including budgetary measures. This is not surprising, since a significant part of enterprises is experiencing a drop in demand for their services and, consequently, a sharp decline in profits. Against the backdrop of economic problems, the flexible management of tax liabilities becomes one of the most important tasks of any company. Given the macro-forecast prepared by the Ministry of Finance of Russia is fundamental, with great uncertainty due to the unpredictability of the abolition of quarantine measures, but does not take into account the measures currently included in the Economic Recovery Plan. In particular, while at the beginning of 2020, before the beginning of the coronavirus epidemic in Russia, the economy was expected to grow by 1.9%, by 2021 the increase should be at least 3.1%. At the same time, the priority of the national economic recovery plan is to increase citizens' incomes, restore effective employment and restart the investment cycle.

Ключевые слова: налогоплательщики, офшорные государства, инвестиции, налогообложение, государственная политика, налоговое планирование, корпорации

Keywords: taxpayers, offshore states, investment, taxation, government policy, tax planning, corporations

Введение. Необходимость регулирования процедуры налогового аудита сейчас как никогда актуальна. В Налоговом кодексе только 15 статей (статьи 87-101 НК РФ) посвящены налоговым проверкам и, соответственно, различным процессуальным действиям при их проведении. Регулировать все имеющиеся нюансы, появляющиеся при осуществлении налоговых проверок, с помощью пятнадцати статей для налогоплательщиков является очень затруднительно [1, 2]. В связи с этим существует необходимость совершенствования действующего налогового законодательства и определения процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Выездная налоговая проверка — это серьезная проверка для налогоплательщика, которую можно преодолеть, зная, в каких случаях налогоплательщик включен в план проверки, какие полномочия предоставляются налоговым органам, что происходит после завершения проверки [3, 4].

При этом по действующему законодательству налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, и предоставляет контролирующим органам право проводить выездные мероприятия. В этом случае выездная проверка является наиболее «проблемной» для налогоплательщика, так как связана с присутствием должностных лиц налоговой службы на территории налогоплательщика и представлением первичных документов [5, 6].

Целью исследования является изучение сущности налоговой политики РФ с учетом влияния карантинных мер. В качестве объекта исследования является действующая налоговая политика государства. Предметом исследования является сущность и роль налоговой политики государства, с учетом влияния на экономику по причине влияния COVID-19. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность налоговой политики, выявить основные проблемы и сложности ее проведения с учетом влияния на экономику CОVID-19, определить степень влияния пандемии на рабочее население и государство в целом, с учетом сведений статистических данных.

Основная часть. Налоговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики государства, направленной на формирование такой налоговой системы, которая будет способствовать накоплению и рациональному использованию национального богатства страны, способствовать гармонизации экономических и социальных интересов и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Основными целями проводимой налоговой политики являются:

  1. Меры, направленные на снижение уровня инфляции [7].
  2. Факторы, способствующие увеличению национального дохода [8].
  3. Меры, направленные по решению проблем с безработицей в целях выравнивания экономических колебаний [9].

В этой связи целями налоговой политики для снижения инфляции могут достигаться за счет следующих факторов.

  1. Фискальный факторы, с помощью которых для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, осуществляется достижение заданных параметров экономической и социальной политики государства, с учетом управленческих функций государства.
  2. Экономическое взаимодействие, которое способствует более эффективному участию государства в регулировании экономики страны, а также способствует поддержанию заданных параметров экономического роста [10, 11]. При данном подходе в большей степени ликвидируется действующее неравенство в социальном аспекте, а также стимулируется накопление инвестиций, направленных на увеличение капитала.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства в отношении полученных доходов между категориями групп населения. При этом в большей степени направлено на защиту социальных слоев населения.
  4. Экологические — содействие охране окружающей среды и рациональному использованию природных биоресурсов, с учетом порядка сохранения природного наследия.
  5. Международные — контроль за устранением двойного налогообложения, устранить возможность уклoнeния oт уплаты налогов, унификация налоговых систем национальных экономических систем разных стран [12, 13].

Вместе с тем в текущем налоговом периоде из-за ограничительных мер во многих странах мира и, в частности, в России, экономическая сфера терпит значительные убытки (табл. 1).

Ограничительные меры, связанные с CОVID-19 в мировой экономике на август 2020г.


Составлено по данным https://interfax.by/news/policy/raznoe/1273122/

При этом, чтобы понять, необходимо составить список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии: торговля ВЭД, транспорт (воздушный, автомобильный), туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, oфф-лайн услуги и развлечения (парикмахерские, фитнес, спортивные, театральные, кино и т.д.). Однако можно выделить и сферы экономики, в которых наблюдаются положительные тенденции: электронная торговля, продукты питания и готовые блюда, онлайн-развлечения, производство и реализация лекарственных товаров и медикаментов, медицина, особенно дистанционная медицина. При этом особенно примечательна нефтяная промышленность, которая вступила в зону турбулентности после неудачных переговоров в странах ОПЕК, когда влияние CОVID-19 начало распространяться на территории стран ЕС и США. Падение общемирового спроса более, чем на 20% привело к серьезному кризису перепроизводства, заполнив все возможные пробелы складских мощностей и полному использованию всех имеющихся танкеров. Продление этой ситуации на три-шесть месяцев приведет к вынужденному закрытию большого количества скважин, а не только битумных сланцев [14]. Но это также грозит заморозкой инвестиций в новые проекты, приостанавливая существующие, что может вызвать гораздо большие проблемы, чем просто переизбыток поставок нефти. Как следствие, многие малые и средние предприятия могут не выжить в текущем кризисе.

План восстановления экономики. Приоритетом плана восстановления национальной экономики является увеличение доходов и сокращение расходов, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла, по мнению Минфина России. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути цифрoвизации и дистанционной работы. Нет сомнений, что борьба с кoронавирусом — благородная и очень дорогая задача, однако решая ее, государство корректирует правила в экономике. Было установлено, что в какой-то ситуации — это возможно, для того, чтобы сохранить ежедневную работу бизнеса до очень благородных целей, ограничивать свободное передвижение товаров и людей по одним и тем же основаниям, изменить налоговую систему, которая формировалась на протяжении многих лет и расширить почти всю экономическую деятельность, находящуюся в состоянии неизвестности и неустойчивости, не дожидаясь возвращения к нормальной жизни.

В этой связи устойчивая бизнес-модель кризиса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что крупнейшая российская компания совместно с ОАО «Газпром» и Сбербанком станет универсальным рынком («государственные услуги» условно), на котором можно будет сконцентрировать большую часть жизненно важных услуг и обеспечить население наиболее востребованными — сначала услугами, а затем и товарами. Выход из кризиса представляет собой комплекс мер, которые должны быть приняты в среднесрочной перспективе. Между тем важно понимать, что на макроэкономическом уровне кризисные явления в экономике 2020 года являются решающей проверкой качества и количества как науки, так и всей инновационной сферы экономики, а также способности государством объединить общие усилия для преодоления сложившейся ситуации. Прежде чем обсуждать необходимость принятия каких-либо мер по смягчению последствий и восстановлению, важно понять, какими ресурсами и инструментами государство располагаем. С начала 2020 года в стране накоплены значительные денежные средства в виде резервов, управляемых Банком России. При этом сбалансированные показатели бюджета страны наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Полным ходом идет работа по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности. Показатель инфляции достиг своего многолетнего минимума. Низкий уровень безработицы и рост реальных доходов населения. Сформирована и развивается независимая от государства информационная среда. Таким образом в стране имеются финансовые и нематериальные ресурсы.

Вместе с тем важно скорректировать для формирования новой структуры – антикризисной политики государства, которая способна скоординировать деятельность всех структур, связанных с эпидемией. При этом сформированная структура должна привлечь, включая сообщество экспертов и использование кадровых резервов для повышения эффективности работы гос структур. Многие эксперты и профессионалы, аналитики и предприниматели, по разным причинам не связанные с государственными органами, откликнутся на призыв и примут участие в борьбе с угрозой, которая нависает над обществом в целом. Таким образом, для снижения отрицательного воздействия на экономику важно в среднесрочной перспективе:

  1. Пересмотреть бюджет на 2020 год и разделить его на периоды, с возможностью немедленного перераспределения финансовых ресурсов., посредством осуществления вливания денежных средств в экономику.
  2. Восстановить в полном объеме величину денежной массы.
  3. Строго контролировать действующие операции, связанные с иностранной валютой и ее регулированием.
  4. Борьба с безработицей — субсидирование работодателей, в период действия антикризисных мер, части налогов, не превышающей один вид льгот, для новых работников, имеющих официальный статус безработного свыше двух месяцев.
  5. Вовлечение трудоспособного населения, получившего статус безработного, в сезонные или иные работы [15].

Следует отметить, что по мнению большинства экономистов безработица в России в 2020 году будет самой высокой с 2011 года и вырастет до 5,7%. В среднесрочной перспективе уровень безработицы начнет снижаться: в 2021 году он составит 5,4%, в 2022 году — 4,9%, в 2023 году — 4,7%. При этом реальные располагаемые доходы уменьшатся на 3,8% в конце этого года, а затем начнут увеличиваться на 2,8% в 2021 году, на 2% в 2022 году и на 2,6% в 2023 году. По данным Росстата, во втором квартале реальные доходы населения сократятся на 6%, без антикризисных мер поддержки населения снижение составит 7,5% (рис. 2).


Рисунок 2. Динамика безработицы в России на рынке труда за 2020 год.

Вместе с тем актуальный макропрoгноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому министерство уточнит его параметры в августе — сентябре. Кроме того, макропрoгноз не учитывает мер, которые закладываются сейчас в план восстановления экономики. В январе, до начала эпидемии корoнавируса в России, МЭР прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 — на 3,1%. По данным Минэкономразвития, российская экономика не вернется на докризисный уровень до первой половины 2022 года. «Ключевым фактором снижения ВВП в этом году является внутреннее ограничение, по сути, второй квартал и постепенный выход из него. К 2021 году мы все еще ожидаем восстановления экономики на уровне 2,8%. Если говорить в годовом исчислении, то выход на докризисный уровень — это все равно первая половина 2022 года», — сказал Решетников журналистам на брифинге, добавив, что министерство ожидает отмены карантинных ограничений в августе-сентябре [16, 17]. По оценкам Минэкономразвития, самое большое падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда из-за карантина экономика замедлилась — на 9,5% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в третьем и четвертом кварталах падение замедлится до 6,3% и 5,2% соответственно. Отмечено, что с ослаблением карантинных ограничений активная фаза восстановления начнется в четвертом квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы рост российской экономики составит 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году (табл. 3).

Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации.


Составлено по данным http://news.sarbc.ru/main/2019/07/29/235674.html

Поскольку в первом полугодии 2020 года стало ясно, что обычные способы не работают, на данный момент государство применяет ряд налоговых мер для минимизации уровня безработицы, в частности, к ним отнесены:

  • снижение ставок страховых взносов. Совокупная ставка взносом на социальное страхование малых и средних предприятий снижена с 30 до 15%. Сниженная ставка применяется к той части заработной платы работника, которая превышает минимальную заработную плату за календарный месяц [18, 19].
  • Отдельные категории плательщиков вправе уплачивать ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ с апреля до конца 2020 года на основе фактически полученной прибыли. Соответствующий подход должен быть изложен в учетной политике и доведен до сведения налогового органа.
  • Введен особый порядок налогообложения федеральных субсидий для малых и средних предприятий, субсидии, освобождаемых от НДФЛ. Величина расходов, понесенных в связи с субсидиями, не учитываются при расчете налога на прибыль.
  • Поощрительные надбавки к определенным специальным условиям труда и дoпoлнитeльнaя нагрузка для работников медицины, оказывающих квалификационную и качественную помощь в связи с повышенной заболеваемостью СОVID-19, освобождаются от НДФЛ.
  • С апреля 2020 года был разработан третий пакет мер по поддержке экономики и бизнеса в условиях пандемии СОVID-19, в частности, предусмотрены дополнительные условия для таких категорий организаций по получению задержки или выплате [20].

Заключение. В соответствии с поставленной целью в исследовании были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность налоговой политики в том числе в условиях влияния CОVID-19, выявлены основные проблемы в экономике. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, однако не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В январе, до начала эпидемии кoрoнaвируca в России, ожидался рост экономики на 1,9% в 2021 году — 3,1% в 2020 году. Определено, что задачи плана восстановления национальной экономики России в ближайшее время будут представлены правительству сотрудниками министерства экономического развития.

Следовательно, приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути оцифровки и дистанционной работы. Очевидно, что экономика имеет больший запас прочности, чем это может показаться в один из моментов 2020 года.

Реализация макроэкономического прогноза, разработанного в связи со сложившейся неблагоприятной внешней конъюнктурой в любом случае должна обеспечить социальную стабильность и среди прочих мер предполагает компенсацию дополнительных инфляционных издержек уязвимым категориям граждан. В связи с этим, и учитывая тот факт, что в России разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями населения значительно больше, чем в ведущих развитых странах, усиление социального характера налогообложения физических лиц является одним из важнейших направлений налоговой политики РФ в современных условиях.

Между тем 2015 и 2016 годы знаменательны вступлением в силу целого ряда законодательных поправок, влекущих за собой повышение налогового бремени, которое ложится на физических лиц. Во-первых, речь идет о главе НК, посвященной налогу на недвижимость (ее разработка началась еще в 2004 году, а принятие планировалось в 2010 году), которая существенно пересматривает всю систему личного поимущественного налогообложения. Самое главное в новом законе - переход на новый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и отказ от некоторых налоговых льгот действовавших ранее. Несмотря на то, что предусмотрен пятилетний переходный период для регионов, в течение которого сумма налога, рассчитываемого по новым правилам (не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости), будет повышаться на 20% в год, очевидно неизбежное увеличение налога примерно в три-четыре, а то и в пять раз. Кроме того, если раньше, право на полный имущественный вычет по НДФЛ при продаже объектов недвижимости, возникало у физических лиц при условии владения им не менее трех лет, то при продаже объектов с 2016 года предельный срок владения объектом недвижимого имущества в целях предоставления вычета по НДФЛ составит уже 5 лет (за некоторыми исключениями). Еще одна важная поправка призвана перекрыть канал увода доходов от продажи имущества от налогообложения: если ранее для целей исчисления НДФЛ, как правило, принималась договорная стоимость продаваемой недвижимости, то с 2016 года, если доход от продажи будет составлять менее 70% её кадастровой стоимости, то налогооблагаемый доход от продажи будет приравниваться к 70% кадастровой стоимости. При этом для физических лиц введена новая обязанность по информированию налоговых органов о принадлежащем им облагаемом имуществе в случае неполучения ими налогового уведомления на уплату налога по данному имуществу (недвижимость, транспортные средства).

В связи с названными изменениями, по сути ухудшающими положение налогоплательщиков - физических лиц, особое значение приобретает расширение льгот в области подоходного налогообложения. В настоящее время налоговым законодательством РФ предусмотрены следующие виды налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, а также профессиональные налоговые вычеты.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются только в отношении доходов, которые облагаются по ставке 13%, за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных налоговыми резидентами РФ в виде дивидендов. Право на стандартный вычет на себя получают отдельные категории физических лиц, например, Герои РФ, «чернобыльцы» и др. Вычеты на детей вправе получить родители, усыновители, опекуны, попечители, а также приемным родители и их супруги, на обеспечении которых находится ребенок. Вычеты полагаются на всех детей до 18 лет, а также на детей до 24 лет, являющихся учащимися очной формы обучения, аспирантами, интернами, ординаторами, студентами или курсантами. На первого и второго ребенка вычеты предоставляются в размере 1400 руб. в месяц. На третьего и последующих детей, а также детей-инвалидов или учащихся в возрасте до 24 лет, являющихся инвалидами I или II группы, вычет равен 3000 руб. в месяц. Единственным родителям (приемным родителям), усыновителям, опекунам и попечителям вычеты полагаются в двойном размере. Кроме того, вычет в двойном размере дается одному из родителей на основании его заявления, если другой родитель отказался от получения налогового вычета. Вычеты предоставляются с начала года до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 280 000 руб. Для получения вычета работник должен подать работодателю (налоговому агенту) соответствующее заявление и приложить к нему необходимые документы или по окончании года представить декларацию в налоговый орган.

Несмотря на то, что со следующего года предельный доход для получения стандартных вычетов на ребенка увеличивается до 350 000 руб., а родитель, усыновитель, жена или муж родителя ребенка-инвалида сможет получать в качестве вычета 12 тыс. руб. ежемесячно, (приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя - 6 тыс. руб.), данные изменения в налоговом законодательстве вряд ли приближают российскую налоговую политику в области налогообложения физических лиц к общемировой практике предоставления льгот и права выбора вариантов налогообложения доходов физическими лицами. Сумма вычета на детей – не инвалидов по-прежнему лишена экономической обоснованности и не привязана к величине прожиточного минимума региона.

В большинстве высокоразвитых стран мира существует необлагаемый налогом минимум, установленный для каждой группы налогоплательщиков, а для супругов имеется возможность, как рассчитывать налог и подавать налоговую декларацию отдельно, так и декларировать общий доход семьи. В России семья не является самостоятельным субъектом налогообложения, что, несомненно, лишний раз свидетельствует о нарушении социальной справедливости в подоходном налогообложении.

В современных условиях одним из приоритетных направлений налоговой политики выступает повышение эффективности налогового контроля в области трансфертного ценообразования. Российское законодательство не определяет понятие трансфертного ценообразования, но опирается на стандарты, выработанные в этой области на международном уровне, и в частности, Рекомендациями Организации по экономическому сотрудничеству и развитию «О трансфертном ценообразовании для транснациональных компаний и налоговых ведомств». Во внутрироссийской налоговой практике под трансфертным ценообразованием подразумеваются отношения между хозяйствующими субъектами в области заключения сделок по ценам, отличным от рыночных, что позволяет налогоплательщикам минимизировать свои налоговые обязательства. Такого рода отношения складываются, прежде всего, при заключении сделок между взаимозависимыми лицами. В связи с этим Налоговый кодекс определяет критерии определения взаимозависимости организаций и физических лиц, к каковым относятся:

1) значительная (более 25%) доля участия:

· одной организации в другой;

· физического лица в организации,

· одного и того же лицо прямо и (или) косвенно в разных организациях.

2) доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;

3) физические лица состоят в отношениях родства или одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами только при соблюдении определенных условий, касающихся суммы доходов по осуществленной сделке, применения хозяйствующими субъектами льготных режимов и ставок налогообложения. К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли и сделки с лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах. Кроме того, в российском законодательстве четко определен круг лиц цены по сделкам которых налоговые органы не будут контролировать в любом случае.

Налогоплательщики сами должны представлять в налоговые органы сведения о контролируемых сделках, совершенных ими в течение календарного года, но в случае судебного разбирательства бремя доказывания отклонения цены от рыночной возложено на налоговые органы.

В России в соответствии с Руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию предусмотрены следующие методы определения рыночной цены:

1. Наиболее предпочтительные: метод сопоставимых рыночных цен; метод цены последующей реализации; затратный метод.

2. Методы сделок на основе прибыли (применяются в случае ограничения информации по аналогичным сделкам): метод сопоставимой рентабельности; метод распределения прибыли.

В целях предотвращения возникновения спорных ситуаций при определении рыночного характера цен в РФ крупнейшие налогоплательщики (сумма ежегодных налоговых платежей которых превышает 1 млрд руб. или годовая выручка составляет более 20 млрд. руб.) вправе подать заявление на заключение соглашения о ценообразовании с налоговыми органами, в котором закрепляется порядок применения цен или методы определения цен по контролируемой сделке.

Таким образом, в качестве существенных проблем современной российской налоговой политики можно выделить необходимость усиления социальной направленности подоходного налогообложения и реализации на практике механизма контроля международных и внутренних сделок с применением трансфертных цен.

1. Налоговый кодекс РФ часть первая. URL: www.consultant.ru.

2. Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых ведомств - 1995 г.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 23.11.2020 2020-11-23

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Мартынова, А. О. Влияние пандемии на налоговую систему Российской Федерации / А. О. Мартынова, К. Г. Князян, Е. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 518-520. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75543/ (дата обращения: 20.05.2021).

В данной статье авторами рассмотрены проблемы влияния пандемии на налоговую систему Российской федерации.

Ключевые слова: пандемия, налоги, государственная поддержка, налоговый учет.

Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 внесло изменения почти во все сферы жизнедеятельности нашей страны, что не могло не оказать влияния на сферу налогообложения. За период пандемии государственными органами были подготовлены значительные поправки в налоговое законодательство Российской Федерации, некоторые из них мы рассмотрим ниже. Российские власти сдержали экономический спад в стране, а также приняли меры, позволяющие помочь населению и бизнесу. Так налоговые послабления для компаний и предпринимателей стали одной из главных инициатив правительства. В тоже время резко увеличившиеся расходы государства привели к образованию дефицита бюджета. [4]

Для того, чтобы пополнить казну было предложено пересмотреть льготы в нефтегазовом секторе, повысить НДПИ и индексировать ставки акцизов на табачную продукцию. Кроме этого, обновление соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран и повышение ставки НДФЛ до 15 % для граждан, которые зарабатывают более 5 млн рублей в год должны были принести дополнительные доходы бюджету. [1]

На фоне пандемии коронавируса власти стран принимают различные меры по сдерживанию распространения болезни. Наряду с самоизоляцией и карантином, одной из самых распространенных мер, стали запрет и ограничения на въезд и выезд из страны. Безусловно, это может серьезно повлиять на собственников бизнеса, которые управляют налоговым резидентством и проводят большую часть года за пределами домашней юрисдикции. Такое резкое ограничение международной мобильности может привести к незапланированному изменению налогового резидентства, поскольку во многих странах именно длительность фактического нахождения напрямую влияет на налоговый статус. В результате фискальные обязательства физических лиц могут существенно увеличиться. [2,с.5]

Для того, чтобы минимизировать негативное влияние мер безопасности на налоговые обязательства, нужно проработать следующие вопросы:

– — В какой стране вы можете безопасно проживать и стать налоговым резидентом или провести значительное количество времени, не устанавливая налогового резидентства?

– Ввела ли страна вашего пребывания какие-либо временные ограничения, позволяющие не признавать вас налоговым резидентом или снять с вас обязательства по представлению налоговой отчетности?

– Если вы находитесь в стране, где обычно не проживаете и не признаетесь налоговым резидентом, какие налоговые последствия возникнут у вас, если в ближайшее время из страны не получится выехать?

– Есть ли смысл корректировать планы на получение существенных доходов или проведение сделок купли-продажи, реструктуризацию активов?

– Стоит ли рассмотреть возможность получения второго гражданства или вида на жительство, которое обеспечивает бóльшую свободу проживания и перемещения за рубежом при возникновении чрезвычайной ситуации? Команда КПМГ оперативно отслеживает влияние пандемии на налогообложение физических лиц и готова оперативно решать вопросы клиентов, которые связаны с налоговым резидентством.

В первую очередь в 2020–2021 годах Бюджетная политика РФ будет ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями. Для того, чтобы поддержать граждан, бизнес реализуются пакеты мер, в стоимостном выражении составляющие порядка 5 % ВВП», — констатирует глава Минфина Антон Силуанов.

С 1 января в Госдуму внесен законопроект о повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 3,5 раза, что в 2021-м принесет бюджету 56 млрд рублей.

Для выработанных месторождений с 2021-го планируется отменить льготы по НДПИ. Это принесет дополнительные 260 млрд рублей. Система налогообложения нефтяной отрасли наполовину состоит из льгот. [1]

Также ниже представленные категории налогоплательщиков были освобождены от уплаты авансовых платежей и имущественных налогов по ним за II квартал 2020 года:

– ИП и организации, которые включены на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов МСП, работающих в пострадавших отраслях российской экономики. Перечень таких отраслей утверждается Правительством РФ;

– Лица, которые включены в реестр социально-ориентированных некоммерческих организаций, являющихся с 2017 года получателями грантов Президента РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;

– Компании, которые включены в реестр некоммерческих организаций, и пострадали в наибольшей степени из-за распространения новой коронавирусной инфекции, который ведет Минэкономразвития России;

– Религиозные централизованные организации, религиозные организации, которые входят в их структуру, также социально-ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых они являются. [3, с. 15]


От успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом. Создание оптимальной соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы является ключевой макроэкономической задачей любого государства.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно она является рычагом, с помощью которого государство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.).

С другой стороны осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Основные направления современной налоговой политики:

– обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;

– повышение предпринимательской активности;

– развитие человеческого капитала.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одобрены Правительством РФ01.07.2014,проанализировав данные табл. 1.

Из данной таблицы видно, что величина налоговых доходов (рассчитывается как сумма всех налоговых поступлений, поступлений сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное государственное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля ВВП, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году.

При анализе уровня налогового бремени по отдельным группам налогов в России необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (табл. 2).

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007–2013 гг. ( % к ВВП)

Читайте также: