Налогообложение банковской деятельности курсовая

Опубликовано: 17.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

Основной целью работы является исследование механизма и особенностей налогообложения коммерческих банков, выявление проблем налогообложения и путей их разрешения, на примере ОАО АК «Байкалбанк» в г. Улан-Удэ. Эта цель определяет логическое построение курсовой работы.
Задачи, которые предстоит решить:
• рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения кредитных организаций в РФ;
• охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;
• изложить порядок формирования доходов, расходов и затрат банков;
• рассчитать основные налоги, перечисляемые банком в федеральный, региональный и местный бюджеты;
• исследовать и проанализировать различные способы оптимизации налогов, уплачиваемых банками, в современных условиях функционирования, а также рассмотреть возможные методы легальной экономии уплачиваемых сумм налогов ОАО АК «Байкалбанк».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ……………………..……………………….
1.1. Элементы, принципы и процесс налогообложения банков РФ……………………….
1.2. Система налогов уплачиваемых коммерческими банками……………….
1.3. Проблемы налогообложения на современном этапе……………………………………………………..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО АК «БАЙКАЛБАНК»…………………………………………………………….
2.1. Краткая характеристика ОАО АК «Байкалбанк» ..…………………….
2.2. Анализ основных налогов уплачиваемых ОАО АК «Байкалбанк»…………………………………………………………………….
2.3. Оптимизация системы налогообложения….……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГ БОУ ВПО «ВСГУТУ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра «Финансы и кредит»

по дисциплине «Банковское дело»

на тему: «Налогообложение банковской деятельности»

Выполнил: студент гр. 550-1

Проверил: к.э.н., доцент

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ……………………..……………………….

1.1. Элементы, принципы и процесс налогообложения банков РФ………………………. . . .

1.2. Система налогов уплачиваемых коммерческими банками………………. .

1.3. Проблемы налогообложения на современном этапе……………………………………………………..

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО АК «БАЙКАЛБАНК»……………………………………………… …………….

2.1. Краткая характеристика ОАО АК «Байкалбанк» ..…………………….

2.2. Анализ основных налогов уплачиваемых ОАО АК «Байкалбанк»……………………………………………… …………………….

2.3. Оптимизация системы налогообложения….……………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….

Банковская система является одним из важнейших звеньев структуры рыночной экономики, способствующим активному становлению и развитию государства. Коммерческие банки – неотъемлемая часть финансового сектора, основная функция которых заключается в перераспределении капиталов, повышающем общую эффективность производства в стране. Осуществляя свою специфическую деятельность (привлечение вкладов, размещение средств в кредиты, обслуживание счетов, операции с ценными бумагами), кредитные организации, в частности, банки, обязаны уплачивать соответствующие налоги (на прибыль, имущество, добавленную стоимость и т.д.).

Однако налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой банковской работы. Эти особенности отражаются на таких элементах процесса налогообложения, как исчисление налогооблагаемой базы по ряду налогов, освобождение от косвенного налогообложения значительного перечня операций и услуг, предоставление льгот, формирование доходов и расходов.

Недостаточная теоретическая и практическая разработка данного вопроса, а также непрерывные изменения в области законодательства подчеркивают актуальность выбранной темы квалификационной работы.

Основной целью работы является исследование механизма и особенностей налогообложения коммерческих банков, выявление проблем налогообложения и путей их разрешения, на примере ОАО АК «Байкалбанк» в г. Улан-Удэ. Эта цель определяет логическое построение курсовой работы.

Задачи, которые предстоит решить:

  • рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения кредитных организаций в РФ;
  • охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;
  • изложить порядок формирования доходов, расходов и затрат банков;
  • рассчитать основные налоги, перечисляемые банком в федеральный, региональный и местный бюджеты;
  • исследовать и проанализировать различные способы оптимизации налогов, уплачиваемых банками, в современных условиях функционирования, а также рассмотреть возможные методы легальной экономии уплачиваемых сумм налогов ОАО АК «Байкалбанк».

Объектом исследования является Открытое акционерное общество акционерный коммерческий банк «Байкалбанк» и его отчетность.

Предметом исследования определен механизм взаимодействия банка и налоговых органов по вопросу налогообложения.

Курсовая работа разделена на две главы. В первой главе данного исследования рассмотрены теоретические основы налогообложения кредитных организаций, отличия от исчисления налогов в организациях, не относящихся к сфере банковских услуг, особенности определения налоговой базы по некоторым видам налогов, ставка и порядок начисления каждого налога, подлежащего уплате.

Вторая глава имеет практический характер и раскрывает процесс налогового учета в ОАО АК «Байкалбанк», находящемся в г. Улан-Удэ. Также в ней приводится характеристика организации, и формируются рекомендации по оптимизации налогообложения.

Методологической и теоретической базой курсового исследования являются законодательные и нормативные акты, данные консолидированной финансовой отчетности, бухгалтерского баланса и сведений для акционеров выбранной организации, публикации российской финансовой и экономической прессы, электронные ресурсы по выбранной тематике, материалы семинаров, учебные пособия, а также результаты исследований.

Информационную основу работы составили отчеты о прибылях и убытках ОАО АК «Байкалбанк», сводные оборотные ведомости, годовой баланс и прочая отчетность банка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Элементы, принципы и процесс налогообложения банков РФ

Коммерческие банки как субъекты налогового права являются плательщиками налогов и несут ответственность за выполнение налоговых обязательств в соответствии с единым для всех сфер деятельности налоговым законодательством.

В отличие от других действующих организаций, во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:

  • непосредственно как самостоятельный налогоплательщик;
  • как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;
  • как налоговый агент (в части исчисления, удержания налогов из средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Рассматривая банки как самостоятельных налогоплательщиков, необходимо обозначить некоторые основные элементы налогообложения, т.е. отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, понятия, которые в совокупности определяют условия обложения налогом 1 .

  1. Объект налогообложения - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
  2. Налоговая база – это доход налогоплательщика в российской валюте по видам, подлежащим налогообложению.
  3. Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.
  4. Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
  5. Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством преимущества, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
  6. Порядок исчисления налога - НК устанавливает общее правило, в соответствие с которым плательщик сам должен исчислять сумму налога, подлежащей к уплате, исходя из налоговой базы и ставки налога.
  7. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно произойти (уплата налога).
  8. Уплата налога производится разовой выплатой всей суммы долга, либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ, в наличной или безналичной форме в установленные применительно к каждому налогу сроки.

Налоговая система России формируется на следующих основных экономических началах:

    • Принцип всеобщности налогообложения;
    • Принцип равенства налогообложения (принцип недискриминации);
    • Принцип платежеспособности;
    • Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле;
    • Принцип наличия экономического основания для взимания налогов;
    • Принцип единства экономического пространства России;
    • Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов;
    • Принцип презумпции правоты налогоплательщика.

Налоговый учет в банке основывается на данных первичных учетных документов, аналитических регистров налогового учета, бухгалтерского учета и расчетов налоговой базы. Банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от понесенных при осуществления банковской деятельности на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете.

1.2. Система налогов уплачиваемых коммерческими банками

Коммерческие банки обязаны уплачивать в бюджет некоторые виды федеральных, региональных и местных налогов (если законодательством округа предусмотрены такие отчисления), указанные в ст. 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

  1. Налог на прибыль.

С 1 января 2002 года банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль согласно главе 25 НК РФ. В соответствии с нормами главы 25 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается реально полученная прибыль, которая определяется как полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. 2 При этом расходами признаются любые затраты при условии, что налогоплательщик может доказать их обоснованность и необходимость для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Потому законом предусмотрены открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. Банки, так же как и другие организации, при формировании налоговой базы применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам).

Банки, как и другие плательщики налога на прибыль, должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов - методом начисления или кассовым методом.

При кассовом методе за основу признания доходов и расходов принимается день поступления средств на корреспондентский счет банка и, соответственно, фактическая оплата расходов. Однако в случае превышения предельного размера суммы выручки от реализации услуг без учета НДС одного миллиона рублей за квартал, банк обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начислений.

Согласно ст. 249 и 250 НК РФ, доходами при исчислении налога на прибыль предприятий (организаций, в том числе и банков) признаются:

  1. Доходы от реализации товаров (работ, услуг).
  2. Внереализационные доходы – не связанные с основной деятельностью (от долевого участия в других организациях, от сдачи имущества в аренду, в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде, в виде безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами основных средств и нематериальных активов, в виде стоимости излишков материально – производственных запасов, которые выявлены в результате инвентаризации и прочие).

Библиографическая ссылка на статью:
Литвинова С.А. Налогообложение коммерческих банков: особенности и направления развития // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52143 (дата обращения: 20.05.2021).

В современной рыночной экономике банковская система является одним из важных элементов сложившейся структуры экономических взаимоотношений. Тесное переплетение товарного производства с банковской системой исторически обусловлено и постоянно развивалось. В данном взаимодействии банки служат катализатором роста эффективности производства. Основная роль банков в этом процессе – посредническая, поскольку их деятельность в основном направлена на перераспределение капиталов.

Кредитные учреждения являются посредниками в перераспределении капиталов и относятся к группе финансовых посредников. Прежде всего, надо отметить, что банк, как кредитная организация, для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством (ст. 1 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности»)[1]. В конкретном случае – при предоставлении кредита – банк, привлекая денежные средства физических и юридических лиц и затем, размещая их от своего имени и за свой счет (т. е. проводя банковские операции), осуществляет реальную экономическую деятельность, направленную на получение дохода и, соответственно, прибыли, что является основной целью его деятельности.

Поскольку банки являются одним из основных элементов финансовой системы России, они оказывают большое влияние на ее современное развитие.

Особый статус банков обоснован возможностью осуществления посреднических операций между хозяйствующими субъектами. Кроме того, банки являются источником заемных ресурсов для юридических и физических лиц. Предоставление ресурсов, необходимых для осуществления производственного процесса на фоне осуществления посреднических операций, позволяют оптимизировать размещение и потоки денежных средств.

Перечисленные особенности банков как субъекта рыночной экономики свидетельствуют о наличии некоторых исключительных черт в сущности банков как субъектов налогообложения.

Главной особенностью банков во взаимоотношениях с налоговой системой РФ является их неоднородный характер. Банк выступает в качестве:

  • плательщика налогов;
  • посредника между налоговой системой и другими налогоплательщиками;
  • налогового агента, осуществляющего исчисление и удержание налогов и перечисления их в бюджет.

На сегодняшний день можно смело утверждать, что нет систематической методологии по исчислению налоговой нагрузки кредитных организаций.

Развитие системы налогообложения банков должно быть скоординировано и взаимосвязано с развитием иных отраслей. Налоговое законодательство банков на современном этапе является сложным и динамичным. Это является проблемой, так как неоднозначность его требований, норм, правил в результате значительно увеличивает риски, которые впоследствии отражаются на финансовом состоянии банков, и их репутации. Для решения этой проблемы необходимо разработать новые или усовершенствовать действующие методы идентификации, систему формирования налоговой базы, и в целом пересмотра методики налогового учета в России.

Также, недостатком определим полное отсутствие определенности в реализации порядка налогообложения относительно банковского продукта, ведения бухгалтерского учета, так как эти критерии зачастую подталкивают к судебным спорам налоговые органы и банки. Рассматриваемая проблема подразумевает необходимость разработать и применить новые формы, методику налогового администрирования, которые непременно будут учитывать волатильность этих связей.

Необходимо отметить, что методология налогообложения банков и налогового контроля, мониторинг банков и налоговый анализа должны быть взаимосвязаны. Это в результате поспособствовало бы гармонии интересов и банка и налоговых органов России.

Определим проблематику налогообложения банков России с развитием интеграционных процессов.

Основным направлением развития послужит максимальное присутствие иностранных банков, что непосредственно усилит экономическое развитие России, с помощью увеличения делового оборота, его размеров, а соответственно, росту налоговых отчислений. Также наличие иностранных банков повысит уровень конкуренции с ними. Так как конкуренция в настоящее время является основой развития банковского сектора, и необходимостью стабильности к созданию высокого уровня мотивации для роста.

На сегодняшний день основной причиной оптимизации вопросов налогообложения банков России является закономерность совершенствования национальной налоговой системы, а также особая роль налогов в банках.

Помимо этого, перспективы развития налогообложения коммерческих банков России обусловлены современным статусом банков для налоговых правоотношений, тем самым стремлением участников­ налогообложения совершенствовать обращение денежных потоков.

Таким образом, чтобы развивать налогообложение банковской деятельности необходимо:

1. Внести ясность, справедливость, простоту системы налогообложения.

2. Постоянно совершенствовать учетную и контрольную деятельность кредитный учреждений. Проводить мониторинг операций банков, которые могут нести риск или угрозу законодательства.

Эти направления позволят избежать рисковых решений и приведут к урегулированию налоговых споров.

Также целесообразно повысить уровень информатизации налоговых органов в России, тем самым максимально применять возможности Интернет и существующих программ по реализации исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков.

Реализация в полной мере предложенного направления развития налогообложения банков России, предоставит возможность для борьбы с коррупцией, а также наладит систему профессиональной этики специалистов налоговых органов России. Также это будет гораздо удобнее, и обеспечит полный контроль доходов и расходов налогоплательщика.

За последний период времени совершенствование банковской системы связано также с вопросами, фундаментом которых выступают недостатки внутренних ресурсов для обеспечения в полной мере потребностей современной экономики, в связи с эти банки должны постоянно пополнять активы за счет зарубежных банков.

Отметим, что действующая налоговая система, не беря во внимание предложенные нами направления, в малой степени рассматривает привлечение долгосрочных ресурсов, и реализацию их на финансирование экономики страны. Следовательно, банки направляют свою деятельность на краткосрочное кредитование, тем самым снизив интересы экономики.

Предложенные направления развития предопределят повышение и стабилизацию финансового состояния банков, рассмотрение вопроса налоговой базы на величину доходов, это поспособствует росту объемов долгосрочного кредитования, поможет снизить вложение денежных средств банков в спекулятивные операции. Это значительно улучшит прогнозные перспективы в совершенствовании инструментальных аспектов налоговой системы.

Развитие банковского бизнеса в России и налоговой системы – это два взаимодействующих и в тоже время параллельных аспекта. Ведь с помощью совершенствования налогообложения банков можно добиться возможности снизить финансовые недочеты и стабилизировать экономику страны­ в целом.

Для создания эффективных условий развития налогообложения банков России, необходимо совершенствовать систему как изнутри, чтобы повысить уровень ее качества, так и в окружении, тем самым устранить существующие барьеры в банковской системе.

Многолетний анализ совершенствования налогообложения банков России отечественных и зарубежных авторов, позволяет сделать вывод, что в настоящее время необходимо в большей степени ориентироваться на реформирование налоговой системы, на перспективы развития мировой налоговой политики, но при этом беря во внимание опыт и динамику отечественных исследований налогообложения банков России.

Проанализировав налогообложение банков России, отметим, что необходимо систематически дорабатывать законодательные азы банковской и налоговой деятельности, возможно заимствование за рубежом.

Важнейшим звеном модели изменения системы налогообложения коммерческих банков в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, основной целью которой являлось создание совершенно новой национальной инновационно-ориентированной экономики и усиление инвестиционной направленности коммерческих банков, где система налогообложения должна была стимулировать банки вкладывать деньги в приоритетные национальные проекты.

Как показывает анализ инвестиционной деятельностью на сегодняшний день в основном занимаются крупные коммерческие банки, имеющие для этого достаточные ресурсы и возможности. Но и перед некоторыми из них стоит проблема наличия соответствующим образом разработанной технологии, позволяющей до минимума снизить кредитные риски, временные издержки, издержки, связанные с процедурой проведения комплексной экспертизы представленного предприятием проекта и финансового состояния потенциального заемщика.

Рассматривая налоговую политику государства последних лет в области стимулирования инвестиционной деятельности банков можно говорить о том, что исходя из обозначенных долгосрочных целей государства и общемировой тенденции экономики данное воздействие осуществляется косвенно, используется смешанная модель налоговой системы. Такая модель в условиях сравнительной нестабильности экономики России и специфичностью ее развития, наиболее эффективна, так как позволяет быстро корректировать элементы в зависимости от внешних условий. Так, изменяя структуру налоговых баз, процентные ставки и предоставляя льготы, государство стимулирует отдельные виды деятельности коммерческих банков или отдельные операции (например, при общем изменении ставки налога на прибыль воздействие осуществляется на все виды банков, при изменении порядка налогообложения операций с ценными бумагами – только операции банков-участников рынка ценных бумаг). Однако для стимулирования инвестиционной деятельности в целом (не только покупки-продажи ценных бумаг, но и инвестиций в реальный сектор экономики и инвестиций в инновационные проекты) не предусмотрено никаких специальных регуляторов[2].

Анализируя систему налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков, наблюдается тенденция к унифицированию налогообложения банков и организаций, что характеризуется неэффективностью налоговых ставок, множественностью элементов налогооблагаемых баз, ограниченным и жестким режимом льготирования. Самым собираемым налогом с банков остается налог на прибыль, который является абсолютно фискальным и не преследует целей стимулирования конкретных видов деятельности.

Сейчас механизм налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков не предполагает специального режима и базируется на общих нормах налогового законодательства, не смотря на всю свою специфичность. На начальном этапе формирования устойчивых инвестиционных потоков со стороны коммерческих банков, целесообразно было бы ввести пониженную ставку налога на прибыль в том случае, если банк регулярно направляет прибыль не на выплату процентов и увеличение собственного капитала, а на инвестиционную деятельность, кредитование реального сектора экономики, поддержку инновационных проектов. Так как налоги от основной деятельности уплачиваемые коммерческими банками, снижают чистую прибыль неравномерно, необходимо внести ряд поправок в законодательство, которые способствовали бы накоплению определенных банковских доходов[3].

Дальнейшее совершенствование системы налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков должно происходить в рамках «Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года», а именно применение дифференцированных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, изменение состава налоговых баз и механизма формирования резервов (расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль).

В заключение целесообразно отметить, что налогообложение банков России носит поступательный характер, это отражено в повышенной эффективности реального механизма и инструментария налогообложения, которые учитывают специфику и налогового аппарата и банковских учреждений России.

Среди других налогов коммерческими банками вносятся в бюджет: налог на превышение фонда оплаты труда по сравнению с нормируемой величиной. Ставка данного

Особенности налогообложение банковской деятельности

Другие курсовые по предмету

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Роль налогов в банковской системе

Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:

1. Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом. областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов.

2. Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли.

3. Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики.

4. Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции.

5. Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения.

6. Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России.

7. Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.

2. Налогообложение прибыли банков

В 1992 - 1993 годах налогообложение результатов деятельности банков осуществлялось в соответствии с Законом РСФСР " О налогообложении доходов банков", который был введен в действие с 1 января 1992 году, и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 7 апреля 1992 г. № 7 "О порядке налогообложения доходов банков" (далее по тексту Инструкция).

Принятие данного закона свидетельствовало, во-первых, о том, что в России произошло становление двухуровневой банковской системы, на первом уровне которой находился Центральный банк РФ, а на втором - все остальные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на совершение соответствующих банковских операций. Действие закона распространялось только на второй уровень банковской системы.

Во-вторых, принятием закона законодатель отделил банки и другие кредитные учреждения, с точки зрения налогообложения, от других субъектов предпринимательства.

Налогообложение дохода (а не прибыли) объяснялось прежде всего тем, что данный закон носил явно временный характер и отражал период становления налоговой системы в целом. Как известно налогообложение прибыли является более гибким рычагом регулирования деятельности субъекта предпринимательства, так как прибыль представляет собой определенный результат его деятельности, и то время, как размер дохода может не учитывать произведенные затраты для прибыли.

C 1 января 1994 года Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней был отменен действующий порядок налогообложения доходов банков, кредитных учреждений и страховых организаций. Установлено, что налогообложение этих организаций производится в порядке и на условиях, определенных Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Этот Указ с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президента РФ № 2292 от 24 декабря 1993 года, применяется начиная с результатов финансово-хозяйственной деятельности за первый квартал 1994 года предприятий, организаций, банков, кредитных учреждений и страховщиков.

Таким образом, объектом обложения налогом становится валовая прибыль, при этом следует учитывать особенности определения валовой прибыли, расходов, включаемых в себестоимость, и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли банков. Эти особенности были учтены в Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями (далее именуется - Положение), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 490.

Положением в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" устанавливаются особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, а также порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении банков и других кредитных учреждений в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в Законе РФ "О налоге на прибыль с предприятий и организаций" и касающиеся порядка определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, толкуются Положением с учетом специфики деятельности банков.

Все банки, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение банковских операций, исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения определяемой в соответствии с Положением общей суммы доходов (без учета налога на добавленную стоимость и специального налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства) на сумму расходов, включаемых в соответствии с Положением в себестоимость оказываемых услуг, и уточнению полученной разницы на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты их деятельности.

Положение, учитывая специфику предоставляемых банками услуг, фактически определяет какие расходы и затраты относятся на себестоимость при исчислении прибыли банка.

В Положении отдельным разделом выделены доходы и расходы, непосредственно относимые на финансовые результаты деятельности банка и расходы, не подлежащие отнесению к расходам, включаемых в себестоимость оказываемых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.

Если состав доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы не претерпел существенных изменений, то расходы банка, относимые на себестоимость оказываемых услуг значительно пополнились.

Перечень расходов довольно широкий, в частности были отнесены:

  • суммы, причитающиеся к уплате банком в соответствующий бюджет в виде налога на имущество банка, земельного налога, транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на приобретение транспортных средств и налога на владельцев транспортных средств, сбора на нужды образовательных учреждений, таможенных пошлин, а также других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг) или относимых на издержки.
  • обязательные отчисления банка в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. производимые в соответствии с законодательством.
  • платежи по обязательному страхованию имущества банка и отдельных категорий работников банка в соответствии с законодательством.
  • другие.

3. Доходы и расходы, относимые непосредственно на финансовые результаты деятельности банка

Положение вводит понятие доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты деятельности банков. Эти виды расходов и доходов не участвуют при исчислении налогооблагаемой базы, а лишь учитываются при определении прибыльности или убыточности деятельности банка в данный отчетный период.

К таким доходам относятся дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и другим выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим банку, а также доходы, полученные от долевого участия в деятельности других банков, предприятий и организаций.

Указанные доходы облагаются налогом у источника их выплаты:

  • положительные курсовые разницы по операциям банка в иностранной валюте, включая нереализованные положительные курсовые разницы по открытой валютной позиции;
  • присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договора, а также доходы от возмещения причиненных банку убытков, включая выплаты, связанные со страхованием кредитных рисков;
  • суммы, поступившие от работников банка в возмещение убытков и расходов, понесенных банком по их вине;
  • прибыль банка прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • доходы от реализации банком в установленном законодательством порядке объектов залога и заклада (материальных и нематериальных активов, товаров народного потребления и иного имущества); возврат клиентам ссуд, ранее списанных в убытки банка;
  • др

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Система налогообложения в России за последние годы прошла очень длинный путь, многое было сделано для ее развития и совершенствования. Однако действующая система налогообложения еще далека от совершенства и требует дальнейших корректировок. Это относится и к налогообложению такого типа финансовых учреждений, как коммерческие банки и страховые компании. В экономике современной страны банки занимают особое место. Они выполняют функцию посредника в платежах, способствуют упорядочиванию и рационализации денежного оборота. Кризисные явления в банковской сфере представляют особую опасность для экономики в силу того, что они задевают не только сами банки, но и их клиентов. Необходимо также учитывать, что важнейшим условием экономического роста являются инвестиции в реальный сектор, что также невозможно без развитой банковской системы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..2
Современная банковская система…………………………………………….3
Банки и их роль в экономической системе………………………………3
Банки – финансовые посредники между государством и налогоплательщиками …………………………………………………….6
Банки как налогоплательщики и налоговые агенты…………………..10
Налогообложение банков……………………………………………………15
2.1Налоговый учет и учетная политика банка для целей налогообложения……………………………………………………………..15
2.2 Налог на прибыль………………………………………………………..19
2.3Налог на добавленную стоимость………………………………………..24
Заключение …………………………………………………………………………..31
Список литературы …………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Налоги Недова Т.И..docx

по дисциплине «Налоги и налогообложение» на тему:

«Особенности налогообложения в банковской сфере деятельности »

Выполнила студентка 33 гр: Недова Т.И.

  1. Современная банковская система…………………………………………….3
    1. Банки и их роль в экономической системе………………………………3
    2. Банки – финансовые посредники между государством и налогоплательщиками …………………………………………………….6
    3. Банки как налогоплательщики и налоговые агенты…………………..10
  2. Налогообложение банков……………………………………………………15

2.1Налоговый учет и учетная политика банка для целей налогообложения……………………………………… ……………………..15

2.3Налог на добавленную стоимость………………………………………..24

Банки являются частью единого экономического организма, одним из важнейших секторов экономики. Финансовое состояние банков и экономики в целом - это два сообщающихся взаимосвязанных сосуда, от того, как обстоят дела в каждом из них, зависит не только их собственное развитие, но и развитие общественных отношений в целом.

Система налогообложения в России за последние годы прошла очень длинный путь, многое было сделано для ее развития и совершенствования. Однако действующая система налогообложения еще далека от совершенства и требует дальнейших корректировок. Это относится и к налогообложению такого типа финансовых учреждений, как коммерческие банки и страховые компании. В экономике современной страны банки занимают особое место. Они выполняют функцию посредника в платежах, способствуют упорядочиванию и рационализации денежного оборота. Кризисные явления в банковской сфере представляют особую опасность для экономики в силу того, что они задевают не только сами банки, но и их клиентов. Необходимо также учитывать, что важнейшим условием экономического роста являются инвестиции в реальный сектор, что также невозможно без развитой банковской системы.

Очевидно, что обеспечение надежности функционирования кредитных организаций, их способность гарантировать своевременность и быстроту платежей, расширение кредитования реального сектора экономики и развитие рынка ценных бумаг превращают вопрос о совершенствовании порядка налогообложения банков в один из наиболее актуальных теоретических и практических вопросов становления и развития экономики России.

Основной целью курсовой является: раскрыть особенности банка как субъекта налоговых отношений; выявить специфику налогообложения банков в Российской Федерации (на примере налога на прибыль и НДС), дать анализ обложения банков данными налогами на современном этапе развития российской экономики; Предметом исследования является система налогов, уплачиваемых банками в современной рыночной экономике России. Объектом исследования является совокупность экономических и правовых отношений, складывающихся в процессе налогообложения банков.

  1. Современная банковская система
    1. Банки и их роль в экономической системе

Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является банковский рынок, который базируется в основном на банках, без которого рыночная экономика не может функционировать. Банковская система выступает в качестве важной рыночной составляющей и гибким инструментом для реализации макроэкономических задач.

Развитие деятельности банков – необходимое условие для создания рыночного хозяйства. Банки играют роль действенного орудия государства в реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности. В то же время банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику микропроцессов.

Двухуровневая банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

В рыночной экономике кредитные организации выполняют особые функции по реализации той или иной группы денежных отношений как между субъектами экономической деятельности, так и между субъектами экономических отношений и государством. В том и другом случаях деньги непосредственно меняют владельца, «двигаясь» в различных формах, в том числе:

  1. В форме уплачиваемых налогов и сборов в бюджетную систему страны и обратно в форме бюджетных ассигнований на финансирование расходов по выполнению органами государственной власти и местного самоуправления своих функций;
  2. В форме кредита путем аккумуляции свободных денег и их передачи во временное пользование на возмездной и платной основе.

В указанных формах реализуются денежные отношения в налоговой, бюджетной и кредитной сферах экономики. В кредитной сфере, являющейся частью финансового рынка, именуемой денежным рынком или рынком ссудного капитала, основными субъектами деятельности являются банки.

В соответствии со статьей 11 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) понятие «банк» для целей налогообложения включает коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ (ЦБ РФ) на определенные банковские операции. Таким образом, определение понятия «банк» в налоговом законодательстве шире и включает в себя также небанковские кредитные организации (НКО).

Во взаимоотношениях с государством (его налоговым и таможенными органами) банки выступают в качестве:

  1. Посредника между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово – хозяйственные операции все организации и индивидуальные предприниматели, производятся платежи по налогам и сборам юридическим и физическими лицами;
  2. Налогоплательщика и по тем налогам и сборам, которые банки обязаны уплачивать; налогового агента в части исчисления, удержания и перечисления в бюджетную систему сумм налогов по доходам, источником выплаты которых являются сами банки (например, налог на доходы физических лиц, налог на доходы по ценным бумагам и др.).

Состав налоговых отношений как неотъемлемой части экономических отношений между банками, государством и хозяйствующими субъектами

Роль банков в системе налоговых отношений

Состав налоговых отношений

Банки являются непростыми участниками налоговых правоотношений, которым принадлежит особая роль в финансово – кредитной сфере и экономической системе страны. «Посредническая» миссия банков в экономической системе позволяет налоговым органам в установленном порядке использовать банковскую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, принуждения налогоплательщика выполнять свои обязательства перед государством и его бюджетной системой.

Таким образом, в своей деятельности банк выступает одновременно налогоплательщиком по своим налоговым обязательствам, налоговым агентом и лицом, способствующим уплате налогов другими налогоплательщиками, являясь финансовым посредником между конкретным налогоплательщиком и государством.

    1. Банки – финансовые посредники между государством и налогоплательщиками

В соответствии с статьей 45НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленные сроки или, по желанию, - досрочно. Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату конкретного налога при наличии достаточного денежного остатка на счете клиента – налогоплательщика. Налог не может быть признан уплаченным в случает отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджетную систему, а также если на момент предъявления клиентом –налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных средств на счете удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога считается исполненной:

  • С момента предъявления в банк поручения на перечисление бюджетную систему (соответствующий счет Федерального казначейства) денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии в нем достаточного денежного остатка;
  • С момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению денежных средств в бюджетную систему;
  • Со дня удержания сумм налога налоговым агентом.

Неисполнение или не надлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в адрес налогоплательщика требования об уплате налога.

В случае неуплаты или не полной уплаты налога в установленный срок налоговые органы своим решением в принудительном порядке взыскивают с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя неуплаченную сумму (недоимку) путем направления в банк, в котором открыты их счета, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисления в бюджетную систему необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается в течение двух месяцев (не позднее) после истечения срока исполнения требования налогового органа об уплате налога и затем доводится до сведения налогоплательщика или налогового агента в течении шести дней после вынесения указанного решения.

Инкассовое поручение налогового органа должно быть направлено в банк в течение месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в законодательно установленной очередности. Инкассовое поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента), с которых должно быть произведено перечисление налога и пени, а также сумму платежа, подлежащую перечислению в бюджетную систему.

Взыскание налога и пени может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности рублевых средств с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента. На производится взыскание налога с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора.

Инкассовое поручение исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения налогового органа, если взыскание налога производится с рублевых счетов, а если с валютных, то не позднее двух операционных дней ( в эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ на дат продажи валюты).

Если обязанность по исчислению и удержанию налога законодательно возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налогового платежа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой (1/150) ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый календарный день просрочки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в подробном рассмотрении теоретических и практических вопросов регулирования налогообложения банков, а так же разработка основных направлений совершенствования налогообложения в банковской сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативно- правовое регулирование налогообложения банков;
- рассмотреть элементы, принципы и процесс налогообложения банков;
- определить систему налогов уплачиваемых банками;
- провести анализ основных налогов, уплачиваемых банками;
- исследовать оптимизацию системы налогообложения;

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы налогообложения в банковской сфере 7
1.1 Нормативно-правовое регулирование и процесс налогообложения банков 7
1.2 Система налогов уплачиваемых банками 11
Глава 2. Анализ особенности налогообложения банков 20
2.1 Анализ основных налогов уплачиваемых банком 20
2.2 Оптимизация системы налогообложения 24
Глава 3. Пути совершенствования налогообложения банков 29
3.1 Развитие системы налогообложения банковской деятельности 29
3.2 Совершенствование налогового контроля как элемента управления налогообложением банков 33
Заключение 38
Список использованных источников 41

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая работа по налоговому праву.docx

Глава 1. Теоретические основы налогообложения в банковской сфере 7

1.1 Нормативно-правовое регулирование и процесс налогообложения банков 7

1.2 Система налогов уплачиваемых банками 11

Глава 2. Анализ особенности налогообложения банков 20

2.1 Анализ основных налогов уплачиваемых банком 20

2.2 Оптимизация системы налогообложения 24

Глава 3. Пути совершенствования налогообложения банков 29

3.1 Развитие системы налогообложения банковской деятельности 29

3.2 Совершенствование налогового контроля как элемента управления налогообложением банков 33

Список использованных источников 41

Правовое регулирование налогообложения банков выделяется в самостоятельный институт налогового и банковского права. Банки, превратившись в новых экономических условиях в основные структурные звенья финансово - промышленных групп, транснациональных корпораций, государственных и негосударственных финансово - инвестиционных консорциумов, ассоциаций экономического взаимодействия, банковских холдингов и других финансово - промышленных конгломератов, стали владельцами, пользователями и распорядителями крупных доходов и соответственно крупнейшими налогоплательщиками.

Однако налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой банковской работы. Эти особенности отражаются на таких элементах процесса налогообложения, как исчисление налогооблагаемой базы по ряду налогов, освобождение от косвенного налогообложения значительного перечня операций и услуг, предоставление льгот, формирование доходов и расходов.

В современных условиях хозяйствования вопрос о совершенствовании налогообложения российских банков приобретает особое значение. Их кризисное положение, с одной стороны, и необходимость расширения инвестиций в экономику, с другой стороны, превращают ее в один из наиболее актуальных теоретических и практических вопросов национальной экономики. При этом особую актуальность приобретает вопрос надежности банков и это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития организаций.

Постоянные изменения налогового законодательства, а также формирование нового финансового, гражданского, административного, уголовного, процессуального законодательств внесли существенные коррективы в систему налоговых правоотношений, возникающих в связи с налогообложением банков.

Актуальность темы курсовой работы. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, формирования национальной налоговой системы. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство. Вместе с тем налогообложение банков представляет собой одну из наиболее интересных тем в контексте развития интеграционных процессов в банковском бизнесе.

Недостаточная теоретическая и практическая разработка данного вопроса и непрерывные изменения в области законодательства так же подчеркивают актуальность выбранной темы курсовой работы.

Цель курсовой работы заключается в подробном рассмотрении теоретических и практических вопросов регулирования налогообложения банков, а так же разработка основных направлений совершенствований налогообложения в банковской сфере.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить нормативно- правовое регулирование налогообложения банков;

- рассмотреть элементы, принципы и процесс налогообложения банков;

- определить систему налогов уплачиваемых банками;

- провести анализ основных налогов, уплачиваемых банками;

- исследовать оптимизацию системы налогообложения;

Объектом исследования является совокупность экономических и правовых отношений, складывающихся в процессе налогообложения банков.

Предметом изучения является совокупность законодательных норм регулирующих процесс налогообложения в банках.

Практическая значимость заключается в том, что рассмотрение данной темы дает возможность использования полученных теоретических знаний и предложенных путей совершенствования налогообложения банков на практике.

Методологическую основу данного исследования составляет диалектический метод научного познания объективной действительности. При проведении исследования применялись такие частные и специальные методы, как методы статистического, логического, формально-юридического, функционального, сравнительно-правового и системно-структурного анализа.

Теоретическая основа. При написании данной курсовой работы были использованы такие источники как: нормативно-законодательная база, специализированные учебники, практическая и научная литература, периодические издания, а так же информация предоставленная Интернет-сайтами.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения в банковской сфере

1.1 Нормативно-правовое регулирование и процесс налогообложения банков

В соответствии с законодательством банки являются юридическими лицами. Поэтому при налогообложении к ним применяются установленные законодательством РФ о налогах и сборах общие правила налогообложения юридических лиц.

В отдельных случаях налоговым законодательством для банков учтены особенности, осуществляемой ими предпринимательской деятельности по оказанию клиентам банковских услуг.

Правовой основой налогообложения банков являются нормы налогового законодательства России, определяемые:

- нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

- специальным налоговым законодательством РФ, которое, в свою очередь, включает следующие элементы;

1. Федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее: Налоговый кодекс РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах.

2. Региональное законодательство о налогах и сборах, в том числе: законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

4. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права).

5. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам.

6. Акты органов общей компетенции, в том числе: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления.

7. Акты органов специальной компетенции, в том числе ведомственные подзаконные нормативные акты по вопросам, связанные с налогообложением и сборам органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

8. Решения Конституционного Суда РФ [17].

Банки как субъекты налогового права являются плательщиками налогов и несут ответственность за выполнение налоговых обязательств в соответствии с единым для всех сфер деятельности налоговым законодательством.

С 2009 года были внесены некоторые изменения в налоговое законодательство, в частности, повышены меры ответственности банков за нарушение их обязанностей. Увеличены размеры штрафов:

- с 10 до 20 тысяч руб. повышен штраф за открытие банком счета лицу, не предъявившему свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе, а также за открытие счета при наличии у банка решения инспекции о приостановлении операций по счетам этого лица [1, п.1 ст.132];

- с 20 до 40 тысяч руб. повышается штраф за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, изменении реквизитов счета налогоплательщика [1,п.2 ст. 132].

Ответственность, установленная Налоговым Кодексом РФ за нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) о перечислении налога (сбора) [1,ст.133], а также за не перечисленные в установленный срок налоги (сборы) по поручению инспекции, с 1 января 2009 г. применяется также в случае просрочки перечисления авансового платежа, пеней и штрафов [1, п.1 ст.135].

В соответствии с Законом РФ "О налогообложении доходов банков" плательщиками налога на доход являются:

- кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций;

- Банк внешней торговли Российской Федерации;

- Сберегательный банк Российской Федерации;

- специальные банки (банки развития), созданные в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими законодательными актами Российской Федерации для финансирования отдельных целевых республиканских (Российской Федерации), региональных и иных программ;

- банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками налога [8, ст. 1].

В отличие от других действующих организаций, во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:

- непосредственно как самостоятельный налогоплательщик;

- как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

- как налоговый агент (в части исчисления, удержания налогов из средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Рассматривая банки как самостоятельных налогоплательщиков, необходимо обозначить некоторые основные элементы налогообложения, т.е. отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, понятия, которые в совокупности определяют условия обложения налогом [15].

- Объект налогообложения - это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

- Налоговая база – это доход налогоплательщика в российской валюте по видам, подлежащим налогообложению.

- Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

- Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

- Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством преимущества, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

- Порядок исчисления налога - НК устанавливает общее правило, в соответствие с которым плательщик сам должен исчислять сумму налога, подлежащей к уплате, исходя из налоговой базы и ставки налога.

- Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно произойти (уплата налога).

- Уплата налога производится разовой выплатой всей суммы долга, либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ, в наличной или безналичной форме в установленные применительно к каждому налогу сроки.

Налоговая система России формируется на следующих основных экономических началах:

  1. Принцип всеобщности налогообложения;
  2. Принцип равенства налогообложения (принцип не дискриминации);
  3. Принцип платежеспособности;
  4. Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле;
  5. Принцип наличия экономического основания для взимания налогов;
  6. Принцип единства экономического пространства России;
  7. Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов;
  8. Принцип презумпции правоты налогоплательщика.

Читайте также: