Международные соглашения по налоговым вопросам являются наиболее представительном родовым

Опубликовано: 23.04.2024

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ - межгосударственные (межправительственные) соглашения, регламентирующие вопросы налогообложения; разновидность международных договоров. Могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние соглашения. По содержанию международные налоговые соглашения подразделяются на следующие группы: - соглашения по вопросам взимания таможенных пошлин - таможенные конвенции, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Соглашение о создании зоны свободной торговли, Соглашение о Таможенном союзе, налоговые статьи Ломейских конвенций, Андского пакта и договоров по созданию таких организаций, как:

- Европейское Экономическое Сообщество;

- Европейская Ассоциация Свободной Торговли;

- Латиноамериканская Ассоциация Интеграции;

- Латиноамериканская экономическая система;

- Карибское Сообщество; - соглашения об избежании двойного налогообложения - многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

- доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

- имущества и доходов от реализации имущества;

- доходов и имущества в сфере международных перевозок;

- доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности); - соглашения о предоставлении на основе взаимности привилегий, иммунитетов и различного рода налоговых льгот определенным категориям учреждений (организаций) и лиц (и членам их семей):

- по дипломатическим представительствам - дипломатические конвенции (Венская конвенция 1961 г. и двусторонние соглашения);

- по консульским учреждениям - консульские конвенции (Венская конвенция 1963 г. и двусторонние консульские конвенции);

- по международным организациям - конвенции о льготах международным организациям и их служащим (Венская конвенция 1969 г.). - соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах:

- соглашения и протоколы к соглашениям, устанавливающие правила обмена информацией между налоговыми органами (налоговыми властями, компетентными органами) по вопросам применения соглашения об избежании двойного налогообложения;

- по применению единых ставок и общих правил взимания внутренних косвенных налогов и сборов (НДС, акцизов, государственной пошлины и т.д.). - комбинированные соглашения - соглашения, регламентирующие взимание различного рода налогов, освобождения от двойного налогообложения, взаимное сотрудничество налоговых органов (наиболее широкое распространение получили соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество). Первым международным налоговым соглашением считается соглашение, заключенное между Францией и Бельгией в 1843 г. Соглашения, заключавшиеся во второй половине XIX в., как правило, ограничивались сферами налогообложения международной торговли, международных перевозок, а также налогообложения наследств и недвижимого имущества.

После Первой мировой войны 1914-1918 гг. с повсеместным возникновением и расширением подоходного налогообложения на первый план выходят проблемы избежания двойного налогообложения доходов физических лиц и прибыли юридических лиц, получаемых в результате осуществления предпринимательской деятельности, выходящей за рамки отдельной страны. Вопросы стандартизации и нормализации международных налоговых отношений становятся предметом обсуждения на состоявшейся в Брюсселе в 1920 г. Международной финансовой конференции, а затем в финансовом комитете Лиги Наций. Было подготовлено несколько проектов типовых конвенций (об оказании административной и правовой помощи, об устранении двойного обложения налогами на доходы и капитал, налогами на дарение и наследство). Для разрешения проблем международных налоговых отношений и выработки эффективных методов избежания многократного налогообложения в международных экономических отношениях в 1937 г. была учреждена Международная налоговая ассоциация. С 1954 г. Центром международного сотрудничества по налоговым вопросам становится ОЕЭС (с сентября 1961 г. - Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР). Налоговым комитетом ОЭСР были подготовлены Модельная конвенция об устранении двойного налогообложения доходов и капитала (1963 г.) и Модельная конвенция ОЭСР (1977 г.), на которых основано большинство всех международных налоговых соглашений, действующих в современных условиях в сфере этих налогов. Впоследствии на базе Модельной конвенции ОЭСР (1977 г.) была разработана Модельная конвенция ООН (1980 г.). Модельные конвенции распространяются на все виды налогов на доходы и капитал. Основными целями являются:

- предотвращение уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога. Модельные соглашения содержат:

- перечисление видов налогов, регулируемых соглашением;

- определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

- определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве - источнике дохода таких видов доходов, как: - прибыль от коммерческой деятельности; - дивиденды; - проценты; - роялти; - доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму); - доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары); - других доходов;

- определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

- установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур и т.д.). В отличие от Модельной конвенции ООН Модельная конвенция ОЭСР разрабатывалась с учетом отношений, сложившихся между развитыми странами, что обусловило применение в качестве основного принципа обложения доходов по месту резидентства получателя дохода, а не по месту источника дохода. Установлена модельная конвенция по имуществу.

Часть первая НК РФ в редакции №123 от 01.04.2020

Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ (ТЕРРИТОРИЯМИ)

Ст.142.1 Понятия и термины, используемые при осуществлении автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)

Для целей настоящего Кодекса при осуществлении автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями) используются следующие понятия и термины:

1) международный автоматический обмен финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий) (далее - автоматический обмен финансовой информацией) - предоставление федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, компетентным органам иностранных государств (территорий) и получение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, от компетентных органов иностранных государств (территорий) информации, предусмотренной настоящей главой, на автоматической основе в соответствии с международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения;

2) организация финансового рынка - кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент, управляющий товарищ инвестиционного товарищества, иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента;

3) клиент организации финансового рынка (далее - клиент) - лицо, заключающее (заключившее) с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг;

4) финансовые услуги - услуги, связанные с привлечением от клиентов и размещением организациями финансового рынка денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента;

5) финансовая информация - информация об операциях, счетах и вкладах клиентов, сумме обязательств страховщика, заключившего договор добровольного страхования жизни, перед клиентами или выгодоприобретателями, сумме денежных средств и стоимости имущества указанных лиц, находящегося в распоряжении организации финансового рынка в соответствии с договором о брокерском обслуживании или договором о доверительном управлении организации финансового рынка, стоимости имущества указанных лиц, учитываемого организацией финансового рынка, осуществляющей депозитарную деятельность, пенсионных счетах указанных лиц, обязательствах центральных контрагентов перед указанными лицами, а также о выплатах и операциях, совершенных в связи с указанными в настоящем подпункте счетами и вкладами, договором добровольного страхования жизни, договором доверительного управления имуществом (в том числе удостоверенным выдачей инвестиционного пая), договором о брокерском обслуживании, депозитарным договором, пенсионным договором, договором с центральным контрагентом и иными договорами, в рамках которых организация финансового рынка принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента;

6) выгодоприобретатель - лицо (структура без образования юридического лица), к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, договора комиссии и договора доверительного управления;

7) лицо, прямо или косвенно контролирующее клиента - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Лицом, прямо или косвенно контролирующим клиента - физическое лицо, считается само это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что существуют иные физические лица, прямо или косвенно контролирующие клиента - физическое лицо;

8) финансовые активы - денежные средства, а также ценные бумаги, производные финансовые инструменты, доли участия в уставном (складочном) капитале юридического лица или доли участия в иностранной структуре без образования юридического лица, права требования из договора страхования, а также любой иной финансовый инструмент, связанный с указанными видами финансовых активов. Для целей настоящей главы недвижимое имущество, а также драгоценные металлы (кроме обезличенных металлических счетов) не признаются финансовыми активами.

Ст.142.2 Обязанности организации финансового рынка по представлению информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией

1. Организации финансового рынка обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, финансовую информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в отношении которых на основании мероприятий, установленных пунктом 1 статьи 142.4 настоящего Кодекса, или имеющейся у организации финансового рынка информации выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), финансовую информацию об указанных лицах, а также иную информацию, относящуюся к заключенному между клиентом и организацией финансового рынка договору, предусматривающему оказание финансовых услуг. Указанная информация представляется организацией финансового рынка по установленным форматам только в электронной форме. Условия, порядок и сроки представления указанной информации организацией финансового рынка, ее состав устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

2. Представление организацией финансового рынка федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации в соответствии с настоящей главой не является нарушением банковской тайны и не требует получения согласия клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих.

3. Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации вправе установить перечень организаций финансового рынка и (или) видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, в отношении которых не применяются положения настоящей главы в силу низкого риска совершения с использованием таких организаций финансового рынка и (или) таких договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов).

Ст.142.3 Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с осуществлением автоматического обмена финансовой информацией получает от организации финансового рынка информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, а также иную информацию, представляемую в соответствии с настоящей главой.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, передает такую информацию компетентным органам иностранных государств (территорий), включенных в перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией и налоговыми резидентами которых являются клиенты, выгодоприобретатели и (или) лица, прямо или косвенно их контролирующие.

Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Порядок передачи финансовой информации компетентным органам иностранных государств (территорий), указанным в пункте 1 настоящей статьи, получения финансовой информации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, от таких компетентных органов, а также требования к защите передаваемой финансовой информации определяются Правительством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и территориальные налоговые органы вправе использовать финансовую информацию организаций финансового рынка и компетентных органов иностранных государств (территорий), полученную в соответствии с настоящей главой, при осуществлении своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Финансовая информация в электронной форме от организаций финансового рынка и компетентных органов иностранных государств (территорий), поступившая в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, приравнивается к информации, полученной на бумажном носителе.

Ст.142.4 Обязанности и права организаций финансового рынка и их клиентов в связи с автоматическим обменом финансовой информацией

1. В целях исполнения обязанностей, установленных настоящей главой, организация финансового рынка в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, запрашивает, обрабатывает, в том числе документально фиксирует, и анализирует полученную информацию, а также принимает, в том числе документально фиксирует, обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты предоставленной клиентом информации.

2. Клиенты обязаны представлять в организацию финансового рынка информацию в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих, запрашиваемую организацией финансового рынка в соответствии с настоящей главой.

3. При исполнении обязанностей, предусмотренных настоящей главой, организация финансового рынка вправе использовать имеющуюся у такой организации информацию, полученную в связи с исполнением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4. В случае непредставления лицом, заключающим с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, организация финансового рынка вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.

5. В случае непредставления клиентом запрашиваемой в соответствии с настоящей главой информации организация финансового рынка вправе отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг (далее в настоящей главе - отказ в совершении операций), и (или) в случаях, предусмотренных настоящей главой, расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

6. Отказ в совершении операций означает прекращение организацией финансового рынка операций по договору, предусматривающему оказание финансовых услуг, за исключением операций, осуществляемых в целях, предусмотренных абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также операций по переводу денежных средств на банковский счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или по выдаче денежных средств клиенту.

7. В случае непредставления клиентом в течение пятнадцати дней со дня отказа в совершении операций информации, запрашиваемой организацией финансового рынка в соответствии с настоящей главой, организация финансового рынка вправе в одностороннем порядке расторгнуть заключенный с ним договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае представления клиентом информации, запрашиваемой организацией финансового рынка, после отказа в совершении операций до момента, когда договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, считается расторгнутым, организация финансового рынка вправе отменить принятое ранее решение о расторжении договора.

8. Если в результате проведения мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, организация финансового рынка выявит недостоверность или неполноту представленной клиентом информации либо придет к выводу о противоречии представленной клиентом информации сведениям, имеющимся в распоряжении организации финансового рынка, в том числе полученным из иных общедоступных источников информации, организация финансового рынка вправе отказать в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, либо в одностороннем порядке расторгнуть заключенный договор, предусматривающий оказание финансовых услуг.

9. Договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, считается расторгнутым по истечении одного месяца со дня направления организацией финансового рынка клиенту уведомления о расторжении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг, если иной срок не установлен договором, предусматривающим оказание финансовых услуг.

Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ст.142.5 Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении автоматического обмена страновыми отчетами

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе передавать страновые отчеты, полученные согласно положениям главы 14.4-1 настоящего Кодекса, компетентным органам иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, принимает, обрабатывает, хранит и использует при осуществлении своих полномочий по контролю и надзору страновые отчеты, полученные от компетентных органов иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

3. Порядок передачи страновых отчетов компетентным органам иностранных государств (территорий), получения страновых отчетов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, от компетентных органов таких государств (территорий), а также требования к защите передаваемой информации, содержащейся в страновых отчетах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ст.142.6 Ограничения использования информации, содержащейся в страновых отчетах

1. Информация из страновых отчетов, представляемая в соответствии с требованиями главы 14.4-1 настоящего Кодекса и (или) полученная от компетентных органов иностранных государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами, может быть использована федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальными органами при осуществлении своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Информация из страновых отчетов, представляемая в соответствии с требованиями главы 14.4-1 настоящего Кодекса и (или) полученная от компетентных органов иностранных государств (территорий) в рамках международного автоматического обмена страновыми отчетами, не является самостоятельным доказательством неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) без исследования иных доказательств.

Глава 20.3. ВЗАИМОСОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ДОГОВОРОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Ст.142.7 Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении автоматического обмена страновыми отчетами

В целях настоящего Кодекса взаимосогласительной процедурой в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения (далее в настоящей главе - взаимосогласительная процедура) признается процедура разрешения споров о порядке налогообложения лица в отношении его доходов, прибыли и имущества при применении положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Ст.142.8 Ограничения использования информации, содержащейся в страновых отчетах

1. Порядок проведения взаимосогласительной процедуры определяется положениями соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

2. Взаимосогласительная процедура может быть инициирована по заявлению лица, указанного в статье 142.7 настоящего Кодекса, или по запросу компетентного органа иностранного государства (территории), являющегося стороной международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

3. Порядок и сроки представления заявления о проведении взаимосогласительной процедуры, а также порядок и сроки рассмотрения указанного заявления определяются Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения.

© 2014-2021. Time-to-study.ru. Все права защищены.

Телефон
Телефон: +7 (952) 288-61-20

Электронная почта
E-mail: admin@time-to-study.ru

Заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ведении РФ.

Понятие международных договоров по налогообложению

Взаимоотношения в области налогов в рамках государства регулируются нормами национального налогового права, но в некоторых ситуациях нормами международного права. Международные договора считаются основной формой, которые общепризнанные системой законодательства.

Принципы и нормы международного договора по налогообложению

Нормы могут содержаться в налоговых договорах, конвенциях, а также в договорах, которые напрямую налогов не касаются.

Нормы подразделяются на:

  • материально-правовые;
  • процессуальные;
  • коллизионные.

Коллизионные нормы назначают, какие материально-правовые нормы какой страны регулируют налоговые отношения. Коллизионные и материально-правовые нормы содержатся в международных договорах и в налоговом законодательстве.

Именно с помощью материально-правовых норм определяются элементы налоговых отношений. Это объясняет власть государства над своей территорией.

Материально-правовые нормы назначают правила по налогообложению. Материально-правовые нормы определяют права и субъекты налоговых отношений.

Материально-правовые нормы чаще всего используются для корректировки норм, к которым отсылают коллизионные.

Нужно помнить, что коллизионные нормы как таковые не регулируют отношения, а направляет в русло правовой системы. Коллизионные нормы с одной стороны показывают многообразие правопорядков разных стран, а с другой их взаимодействие.

Материально-правовые нормы устанавливают налоговые объекты, ставки, льготы по некоторым налогам, а также требования к ним.

Процессуальные нормы регулируют порядок материально-правовых норм. Процессуальные нормы регламентируют налоговый контроль и регулируют начисление налогов. Процессуальные нормы содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В области экономических отношений с другими странами УНИДРУА – Международный институт унификации частного права в Риме, разработал документ, который называется «Принципы международных коммерческих договоров».

УНИДРУА о международная организация, которая занимается подготовкой документов частного права. В состав УНИДРУА входят больше 40 государств, в том числе Россия.

УНИДРУА подготавливает проекты международных договоров, типовых законов, сравнивает нормы частного права и др.

Принципы УНИДРУА могут быть как простые нормы, если страны применяют их добросовестно. Некоторые принципы УНИДРУА используются только случае ссылки на них. Эти принципы могут использоваться странами в качестве указания их в тексте международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров по налогообложению

Порядок заключения, исполнения и прекращения договоров в России регламентируется Конституцией РФ, ФЗ «О международных договорах РФ» и другие общепризнанные нормы международного права.

Документы о заключении международных договоров попадают на рассмотрение к Президенту и Правительству России.

Срок рассмотрения составляет 1 месяц, по истечении его дается ответ.

Перед тем как предоставить проект о заключении международного договора Президенту оно согласовывается с органами исполнительной власти. Предложение должно состоять из проекта договора, определения его соответствия законопроекту, оценки вероятных экономических результатов.

После принятия решения о заключении договора назначаются лица, которые будут представлять Россию для ведения переговоров. Эти лица имеют определенные полномочия. Если полномочия не даются, то переговоры ведет Президент России.

В соответствии со сроками, указанными в договоре он вступает в силу. Опубликованию подлежат официальные оповещения МИД о введении в силу контракта. Официально принятые договоры публикуют в Собрании законодательства России.

Международные договоры должны добросовестно выполняться в соответствии с нормами права. Правительство и Президент РФ обеспечивают надлежащие выполнение договоров. Исполнительная власть обеспечивает полноценное исполнение обязательств со стороны Российской Федерации.

Если договорные условия нарушаются, то МИД России предоставляет Президенту России проект о урегулировании условия договора.

Прекращение действия договора происходит на основании условия самого договора. Принять решение о прекращении также может Президент России, если на то есть необходимость.

Госдума РФ принимает предложение на рассмотрении выдвигает решение о приостановлении или прекращении действия договора. Затем принятое решение рассматривается в Совете Федерации, после этого оно попадает к Президенту. Он его рассматривает и в случае подписания оно вступает в силу.

Виды и наименования международных договоров по налогообложению

Международные договоры по налогообложению могут именоваться в виде как соглашений, пактов, конвенции, декларации и др.

Существуют многосторонние и двусторонние международные договоры. Двусторонние заключаются между двумя государствами, а многосторонние могут заключаться с 3 и более странами.

Виды международных договоров можно разделить на 4 группы:

1. Соглашений общего характера. Определяют общие подходы к налогообложению стран.

2. Налоговых соглашений. Делятся на многосторонние и двусторонние, которые имеют в свою очередь три подразделения: конвенции – договора рекомендательного характера, по вопросам прямых и косвенных налогов; ограниченные соглашения – распространяются на один вид налога; соглашения об оказании помощи по налогообложению.

3. Соглашений по налоговым вопросам, например, предоставление льгот.

4. Специфических соглашений. По вопросам конкретной международной организации.

Типы международных налоговых соглашений

Международные соглашения подразделяются на типы:

  • Соглашения о взаимодействии в налогообложении, о предоставлении некоторых льгот по налогам.
  • Соглашение об избежании двойного налогообложения.
  • Соглашения в области косвенных налогов, например, о принципах взыскания косвенных налогов.

Направления международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Международное двойное налогообложение – это взимание налогов сразу в двух странах с одного налогоплательщика за один объект и один период времени. Такое налогообложение называют еще излишним. Налоговые платежи, объекты и сроки уплаты оказываются идентичными.

Международные конвенции об избежании двойного налогообложения отличают прибыль от бизнеса, особые виды доходов, когда нужно установление особых налоговых режимов. Особые режимы применяются при отдельных видах деятельности. К данным видам относят:

  • перевозки пассажиров и грузов международного масштаба;
  • кредитные международные связи;
  • инвестиционная деятельность;
  • материализация авторских прав;
  • предпринимательская деятельность, осуществляемая заграницей.

Для перевозок такой режим вводится не только для регулировки цен, но и потому, что налоговым службам достаточно сложно определить доход данного перевозчика на территории другой страны.

Для инвестиционной деятельности также существуют особые условия существуют для стимулирования международной активности в данной сфере.

Если бы к данным видам применялись общие режимы, то это могло бы привести к увеличению себестоимости услуг, а также привело бы к дискриминации иностранных инвесторов, кредиторов, а также было бы сложно определить налоговые обязательства.

В результате развития внешнеэкономических отношений многие компании осуществляют деятельность на территории нескольких государств, а физические лица работают и продолжают получать инвестиционный доход. Таким образом, в большинстве стран мира совершенствование налогового законодательства актуально, ввиду устранения ситуаций, когда один объект налогообложения облагается аналогичными налогами в различных странах мира, что является международным двойным налогообложением.

Понимая, что двойное налогообложение не благоприятствует развитию международной торговли, некоторые государства между собой стремятся заключить соглашения и конвенции, подлежащие определению взаимного порядка взимания налогов с субъектов внешнеэкономической деятельности [3].

Законодательства различных стран делятся в зависимости от того, что имеет наибольшую юридическую силу: внутригосударственное законодательство или международные соглашения. Для определения степени влияния норм внутригосударственного законодательства на налоговые соглашения необходимо знать правовой статус межгосударственных соглашений в определенной стране.

Применение национального законодательства и международных налоговых соглашений в РФ имеет свои специфические черты [2]:

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ международные соглашения являются составной частью российской правовой системы, и при этом декларируется приоритет международного права над национальным. В РФ наибольшее значение имеют международные соглашения.

Нормы международных договоров имеют обязательную силу в тех странах, которые заключили международное соглашение в сфере налогообложения.

Международные налоговые соглашения действуют не напрямую, т.е. для применения положений договора, необходимо принять соответствующие нормативно-правовые акты внутри государства – участника международного договора.

В таких соглашениях предусматриваются специальные даты их непосредственного применения и обратная сила закона [2].

В данный момент РФ является участницей действующих двусторонних международных договоров об избежании двойного налогообложения с 81 страной, среди них: Япония, Швеция, Швейцария, Чили, Чехия, Хорватия, Таиланд, США, Турция, Норвегия, Кипр, Италия, Канада, Австралия, Казахстан, Испания, Финляндия, Болгария, Армения, Австрия, Китай, Албания, Белоруссия, Египет, Израиль и др. страны [1].

В налоговом законодательстве международные договоры, касающиеся налогообложения можно разделить на следующие группы:

Международные договоры общего характера.

2. Непосредственно налоговые соглашения:

– общие налоговые соглашения и конвенции;

– ограниченные налоговые соглашения;

– соглашения об оказании административной помощи.

3. Договоры, в которых предусмотрены различные налоговые вопросы:

– соглашения о налоговых режимах и предоставляемых льготах;

4. Иные соглашения по определенным организациям.

Налоговые договоры двустороннего и многостороннего характера делятся на три группы [3]:

1. Общие налоговые договоры – это международные соглашения, носящие рекомендательный характер, которые касаются вопросов о взаимоотношениях сторон касаемо непосредственно прямых и косвенных налогов.

Ограниченные налоговые договоры, распространяются на определенный вид налога, налогоплательщика и т. д.

Договоры, связанные с оказанием административной помощи в сфере налогообложения.

Соглашения, в которых затронуты налоговые вопросы, обычно связаны с установлением наиболее благоприятного налогового режима, предоставление различных прав, льгот и т.д. К примеру, в 1992 г. в «соглашении о регулировании взаимоотношений государств СНГ» одиннадцать стран дали свое согласие на принятие мер по устранению двойного налогообложения. То есть, этот документ представлял собой договор о принятии налоговых режимов и льготах для стран – участниц СНГ.

Международные налоговые договоры об избежании двойного налогообложения наиболее распространены во внешнеэкономических отношениях. Государства заключают соглашения для улучшения экономического сотрудничества. При отсутствии договора может возникнуть ситуация, когда объект налогообложения облагается налогом сначала в одном, а за тем и в другом государстве. К примеру, прибыль от осуществления деятельности представительства иностранной компании может облагаться налогом по месту нахождения данного представительства. Но, в то же время, полученная прибыль облагается налогом и по месту нахождения иностранной компании. Устранение вышеописанного и установление налоговых правил и норм для международных коммерческих операций является главной целью заключения налогового соглашения [2].

В последнее время налоговыми органами во многих странах мира уделяется все больше внимание предотвращению уклонений от уплаты налогов и сборов. И именно из-за этого в большинство соглашений последних лет включены такие положения, как обмен налоговой информацией и взаимная помощь по расследованию таких дел.

Обычно, налоговые соглашения заключаются со странами со средним уровнем налогообложения. Страны с нулевыми налогами, т.е. оффшорные зоны, подобного рода соглашения не заключают. Ведь в случае если нет налога, то нет и двойного налогообложения, таким образом, не имеет смысла договариваться о его исключении. Но предоставлять односторонние налоговые преференции оффшорным компаниям странам с высокими налогами совсем не правильно. Даже в случае если соглашение с такой страной заключено, то, в большинстве случаев, оффшорные компании из-под его воздействия в явном виде выводятся.

До недавнего времени исключением из данного правила был Кипр. Несмотря на действующую, на острове оффшорную зону, Кипру удавалось заключать значительное число налоговых соглашений, в том числе и с РФ – и при чем, весьма выгодных. В результате проведения налоговой реформы на Кипре и закрытия данной оффшорной зоны это положение изменилось, но не совсем радикально, потому что действующая с 2003 г. налоговая ставка на прибыль в 10 % все равно ниже ставок большинства развитых стран [3].

Помимо двусторонних налоговых договоров, так же могут действовать и другие многосторонние договоренности. Так, например, страны Евросоюза применяют к друг другу унифицированные правила и нормы по исключению двойного налогообложения по отношению к дивидендам, которые получают от дочерних компаний. Поэтому Кипр, после входа в Евросоюз резко увеличил свою внешнеэкономическую налоговую сеть [3].

Первые соглашения об устранении двойного разрабатывались в начале ХХ века. В 1963 г. свою первую модель налогового соглашения создала Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР). С тех пор ее берут за шаблон при заключении большинства налоговых соглашений. В 1977 г. ОЭСР представила более новую версию, а в 1992 г. – еще одну. Помимо этого, иногда к модели принимаются некоторые дополнения, и официальные комментарии ОЭСР. Но, тем не менее, структура самого соглашения остается в большей части неизменной.

Суть договора об устранении двойного налогообложения заключается в самом названии. Важным является то, что в отношении каких именно налогов предусмотрено устранение двойного налогообложения. Помимо этого, в соглашениях последних лет в наименование стали добавлять важное дополнение « … и предотвращении уклонения от уплаты налогов». Это означает, что в тексте соглашения обозначены специальные положения, направленные на взаимопомощь в налоговой сфере [2].

Возможно, применение односторонних мер по устранению двойного налогообложения, связанного с нормами внутригосударственного законодательства, и многосторонними мерами, которые реализуются при помощи соответствующих международных договоров и конвенций. Методы устранения международного двойного налогообложения (см. рис. 1).

pel1.tif

Методы устранения двойного налогообложения

По избежанию двойного налогообложения по отдельным видам доходов большая часть международных налоговых договоров следует основополагающим принципам [3]:

1. При налогообложении прибыли международные налоговые договоры подразумевают, что прибыль подлежит налогообложению в государстве основного местонахождения организации, ее получившей, независимо от места возникновения дохода.

2. При налогообложении прибыли от международных перевозок компания уплачивает налоги и сборы в государстве, где постоянно находится.

3. Проценты, а так же и дивиденды, которые выплачиваются компанией, подлежат налогообложению в государстве основного местопребывания компании. В случае, если проценты, а так же и дивиденды выплачиваются постоянным представительством компании, которая расположена за рубежом, или в случае если они получены от деятельности этого представительства, тогда налогообложение происходит по месту нахождения этого представительства.

4. Налогообложение дохода от интеллектуальной собственности может зависеть от того, выплачивает ли доход организация, осуществляющая свою деятельность через постоянное представительство или же нет. В этом случае такие доходы будут облагаться налогом только в государстве постоянного местопребывания лица, получающего доходы.

Таким образом, необходимость разработки и заключения соглашений по устранению двойного налогообложения полностью себя оправдывает, так как создает благоприятные условия для развития и осуществления внешнеэкономической деятельности.

Непосредственное действие норм международного права не означает их «автоматического» применения помимо национальной правовой системы. Стоит отметить, что Конституция РФ не опреде­ляет условий ратификации и иных специальных процедур по «вне­дрению» международных договоров в российскую правовую систе­му. Данные процедуры регламентируются Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». В нем указаны требования, при соблюдении которых договор может быть отнесен к категории «самоисполнимых». Официальное опубликование являет­ся одним из таких требований[85].

- исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавли­вающие иные правила, чем предусмотренные законом;

- об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударст­венных объединениях, если такие договоры предусматрива­ют передачу им осуществления части полномочий Россий­ской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федера­ции.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октяб­ря 2003 г. № 5 (п. 3) приводятся в обобщенном виде признаки меж­дународного договора, посредством которых суды при рассмотре­нии гражданских, уголовных или административных дел могут определять, может ли такой договор применяться непосредственно (т. е. является ли он «самоисполнимым»):

- договор официально опубликован;

- в договоре отсутствуют указания на обязательства госу- дарств-участников по внесению изменений во внутреннее за­конодательство этих государств;

- договор вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации;

- не требуется издания внутригосударственных актов для при­менения данного договора,

- положения договора способны порождать права и обязанно­сти для субъектов национального права;

В рассматриваемом Постановлении говорится и о месте меж­дународных соглашений в иерархии норм правовой системы. Если согласие на обязательность действующего международного договора было принято Российской Федерацией, форме федерального закона, то правила данного договора имеют приоритет в применении в отно­шении российских законов[86]. Стоит обратить внимание, что Поста­новление, говоря о приоритете правил международного договора, ис­пользует общий термин «законы Российской Федерации», не детализируя и уточняя правил в отношении отдельных форм (Кон­ституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов).

народного договора РФ было принято не в форме федерального зако­на), правила такого действующего договора имеют приоритет в при­менении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор.

В силу заключения налоговых соглашения (например, об из­бежании двойного налогообложения) права и обязанности по ним возникают у государств - участников этих соглашений. Для реали­зации их положений необходимо внутригосударственное право­творчество. Результатом такого правотворчества является обеспече­ние возможности применения норм международного договора субъектами внутригосударственного права[87]. Специфика междуна­родных соглашений, регулирующих вопросы налогообложения, со­стоит в том, что они затрагивают сферы деятельности и отношения, которые, как правило, регулируются внутренним правом государст­ва. Поэтому применение данных соглашений обусловлено введени­ем в национальную правовую систему новых норм, которые уста­новлены этими соглашениями и которые «заменяют» положения внутреннего законодательства либо восполняют имеющиеся в нем «пробелы»[88]. Безусловно, данная характеристика взаимодействия ис­точников национального и международного налогового права носит общий характер. Специфические особенности применения норм международных соглашений по налоговым вопросам определяются их целью, предметом, составом участников и иными факторами, что, в принципе, лежит и в основе дифференциации и классифика­ции таких соглашений.

Классификация международно-правовых источников норм налогового права, в том числе относящихся к правовому регулирова­нию налогообложения различных категорий налогоплательщиков, может быть весьма различной. Это вполне закономерно, учитывая и многообразие таких источников, и достаточно широкий выбор кри­териев самой классификации. Как вариант, может быть предложена хотя и достаточно консервативная, но вместе с тем, как представляет­ся, функциональная и относительно универсальная классификация, в которой используется совокупность следующих критериев: предмет правового регулирования, сфера применения, статус (юридическая сила), круг участников (организационно-правовая основа разработки).

- общепризнанные принципы и нормы международного права;

- нормы и принципы международного налогового права, а также типовые (модельные) и технические и рекомендатель­ные юридические документы, вырабатываемые в рамках деятельности международных организаций и форумов;

- международные соглашения[89], касающиеся регулирования налогов и иных обязательных платежей.

Международные соглашения по налоговым вопросам, как по общему их количеству, так и по перечню охватываемых ими вопро­сов и уровню правовой детализации, являются наиболее представи­тельном родовым объединением источников международных нало­гово-правовых норм. Оно включает все виды (типы) договоров, которые регулируют взаимоотношения государств в налоговой сфе­ре, определяют правила, связанные с налогообложением, исчисле­нием и уплатой налогов различными категориями налогоплатель­щиков (возникающими у них объектами налогообложения), осуществлением административного и правого сотрудничества. В связи с этим рассматриваемые источники можно дополнительно классифицировать на несколько групп (видов, подгрупп).

1. Общие (политические) соглашения, содержащие условия сотрудничества государств и фиксирующие их принципиальные до­говоренности в решении проблем, которые затрагивают условия и принципы налогообложения. В качестве примера таких соглашений можно привести Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.[90], в котором государства-участники, признавая необходимость облегчения торговли и содействия осуще­ствлению новых форм промышленного сотрудничества, согласились относиться благожелательно к заключению специальных двусторон­них соглашений по различным вопросам, представляющим взаимный интерес, в области торговли и промышленного сотрудничества, в ча­стности, с целью устранения двойного налогообложения и облегче­ния перевода прибылей и возврата стоимости вложенных средств.

2. Международные соглашения, определяющие условия эко­номической интеграции государств. Экономические отношения не­посредственно затрагивают налоговые вопросы, поэтому в указан­ных соглашения им, как правило, также уделяется внимание. Примером таких договоров могут служить международно-правовые документы, лежащие в основе создания таможенного и экономиче­ского союза европейских государств и интеграции России с государ­ствами - бывшими участниками Союза ССР.

3. Соглашения, главным предметом которых является регу­лирование отношений государств по вопросам взимания определен­ных видов налогов, а также предотвращение уклонения от уплаты налогов. Учитывая предмет данных соглашений, они могут условно обозначены в целом как «налоговые соглашения» и разделены на несколько видов (подгрупп).

Во-первых, соглашения, определяющие общие правила взаи­модействие государств в налоговой сфере, а также предусматри­вающие гармонизацию и унификацию их налоговых законода­тельств. Такие соглашения обычно заключаются (на различных

уровнях) в рамках интеграционного объединения государств, вы­ступая одним из элементов его правовой основы[91].

Во-вторых, наиболее многочисленными в рассматриваемой группе соглашений являются общие налоговые договоры об избе­жании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (или имущество)[92]. Как правило, они также включают положения о недис- криминации и обмене информацией. Наиболее распространены дву­сторонние соглашения данного вида. Реже они имеют многосторон­ний состав участников.

В-третьих, специальные (или ограниченные) налоговые со­глашения об избежании двойного налогообложения:

- в области транспорта и международных перевозок (напри­мер, Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Итальян­ской Республики об освобождении от двойного налогообло­жения в области морского судоходства от 20 ноября 1975 г.[93], Соглашение между Правительством СССР и Правительством

Греческой Республики об освобождении от двойного налого­обложения на доходы от морских и воздушных перевозок от 27 января 1976 г.[94])[95];

- отдельных видов объектов обложения (например, Конвенция ЮНЕСКО об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения от 13 декабря 1979 г.[96]);

- в отношении отдельных налогов, взимаемых с определенных объектов и (или) у некоторых категорий налогоплательщиков (например, Соглашение между Правительством СССР и Пра­вительством Финляндской Республики о взаимном освобож­дении авиапредприятий и их персонала от налогообложения и взносов на социальное страхование (заключено 5 мая 1972 г.)[97]; В-четвертых, соглашения, устанавливающие льготы и осво­бождения от уплаты налогов.

В-пятых, налоговые соглашения, касающиеся общих вопро­сов косвенного налогообложения[99].

4. Соглашения по вопросам международного информацион­ного, административного и правового сотрудничества в налоговой сфере. Рассматриваемые соглашения могут заключаться на межго­сударственном (межправительственном) уровне и между ведомст­вами двух или нескольких стран[100]. Межведомственное международ­ное сотрудничество может осуществляться и в рамках межправительственных соглашений, если для реализации их поло­жений договаривающиеся стороны наделили соответствующими полномочиями свои компетентные органы. Также можно отметить, что Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1994 г. № 1344 одобрен проект типового Соглашения между Правительством РФ и правительством иностранного государства о сотрудничестве и об­мене информацией в области борьбы с нарушениями налогового за- конодательства[101].

5. Международные соглашения, включающие положения, ре­гулирующие отдельные налоговые аспекты взаимоотношений госу­дарств. Данная группа соглашений также достаточно многочислен­на, поэтому в ней можно выделить несколько видов (подгрупп) документов.

Во-первых, соглашения, определяющие общий режим торго­во-экономических отношений межу государствами[102]. В них также затрагиваются налоговые вопросы, в частности, применение режима наибольшего благоприятствования в отношении внешнеторговых операций между резидентами договаривающихся государств.

Во-вторых, дипломатические и консульские конвенции и со­глашения, устанавливающие освобождение дипломатических и кон­сульских работников, а также дипломатических и консульских мис­сий от налогов, сборов и пошлин на территории принимающей стороны. Прежде всего, здесь следует назвать Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г.[103] и Венскую конвенцию о кон­сульских сношениях 1963 г.[104] Указанные вопросы также могут регу­лироваться и в двусторонних соглашениях[105].

В-третьих, соглашения о взаимоотношениях международных организаций со странами местонахождения этих организаций (пред­ставительств их органов). В данных соглашениях определяются правила размещения и функционирования организаций на террито­рии принимающей страны, предоставления налоговых льготах для этих организаций и их сотрудников, а также представительств госу­дарств при этих организациях[106].

В-четвертых, международные соглашения о порядке предос­тавления участков территории одного государства одному или не­сколькими иностранными государствами. Данные соглашения, как правило, включают нормы о действии налогового законодательства

принимающего государства в пределах данных участков, таможен-

ном и налоговом режиме возимого на них имущества и т.п.

6. Международные соглашения, регулирующие правила взи­мания таможенных платежей (таможенных пошлин и налогов, взимаемых при трансграничном перемещении товаров). Данная группа достаточно разнообразна по составу включенных в нее до­кументов, поэтому в ней также можно выделить их несколько видов (подгрупп). Более подробно об этом будет говориться в пятой главе пособия.

Читайте также: