Налогообложение банков в японии

Опубликовано: 11.05.2024

Как и другие развитые страны, Япония сталкивается с неравенством в доходах и благосостоянии граждан. Это остается наиболее важной и серьезной проблемой для страны. В значительной степени налоговая политика Японии, опираясь на прогрессивный подоходный налог (в сочетании с программами социального обеспечения), смягчает это неравенство.

Налоговая система Японии в ее современном виде является результатом реформы 1988 года, сократившей нагрузку на экономику и повысившей косвенные налоги населения. Главные составляющие – подоходный и корпоративный налоги.

Несколько категорий резиденции определяют налоговые обязательства. В целях налогообложения в Японии необходимо сообщать о доходе в виде заработной платы, о любых бонусных выплатах, в том числе и не денежных льготах, например, если работодатель предоставляет жилье, оно также считается налогооблагаемым.

Токио, Япония

Налоговые органы в Японии

Кокудзэй-тё (Национальное налоговое управление) – внешний орган Министерства финансов – контролирует 12 региональных налоговых бюро по всей Японии, в рамках которых создано 524 органа для осуществления администрирования.

Национальные

Это налоговое управление, отвечающее за оценку и сбор национальных доходов, было создано в качестве дочернего агентства Министерства финансов 1 июня 1949 года. Представляет трехуровневую организационную структуру, состоящую из головного офиса, региональных налоговых бюро и иных органов.

Штаб-квартира Кокудзэй-тё имеет четыре отдела:

  • Секретариат комиссара;
  • Налоговый департамент;
  • Отдел управления доходами и сборами;
  • Отдел экспертизы и уголовного розыска.

Последний на уровне регионального налогового бюро изучает корпоративные и потребительские налоги крупных корпораций и расследует случаи уклонения от уплаты средств.

Миссия налоговых органов Японии – предоставить возможность налогоплательщикам грамотно и беспрепятственно выполнять свои обязательства. Национальное налоговое управление несет ответственность за выполнение обязанностей, предусмотренных в статье 19 Закона об учреждении Министерства финансов, при должном учете прозрачности и эффективности.

Налоги в Японии

Местные органы

Местное налоговое управление – административный орган, отвечающий за оценку и сбор внутренних налогов на префектурном и муниципальном уровнях и имеющий тесные контакты с налогоплательщиками. Служба уполномочена оценивать и собирать внутренние налоги в пределах своей сферы ответственности. Организационная система управления варьируется в зависимости от масштаба налоговой инспекции. Как правило, имеет отделение по управлению доходами и сбору налогов, отделы для физических лиц, корпораций и налога на имущество.

Основные виды налогов

Подоходный и резидентский налоги господствуют в системе налогообложения в Японии, занимая значительную часть поступлений. Второй по величине источник – корпоративные налоги.

Налоги в Японии уплачиваются с доходов, имущества и потребления.

Подоходный налог

Как в Великобритании, США, ряде других стран, в Японии действует прогрессивное налогообложение – сумма рассчитывается на основе чистого дохода физического лица. Подоходный налог в Японии выплачивается ежегодно на национальном, префектурном и муниципальном уровнях.

Способ взимания зависит от статуса резидента, который определяется периодом проживания в стране. Налоговый кодекс Японии рассматривает три категории резиденций:

  • резиденты – лица, имеющие место жительства в государстве или проживающие в ней в течение одного года. Независимо от местоположения источника дохода, облагаются подоходным налогом;
  • непостоянные резиденты – лица, не имеющие японского гражданства и проживающие в стране в течение пяти лет или менее чем десять лет. Система налогообложения для них соответствует налогообложению для резидентов, но в Японии налог не будет взиматься с доходов, полученных за пределами страны, если средства не переводятся в нее;
  • нерезиденты – лица, проживающие в Японии менее года. Подоходный налог начисляется на доходы, полученные в стране.

Подоходный налог автоматически вычитается из платежной квитанции каждый месяц. Точный процент к оплате варьируется в зависимости от уровня дохода. В некоторой степени это похоже на систему PAYE, применяемую в Великобритании.

Налогооблагаемый доход Налоговая ставка
До 1 950 000 иен 5%
От 1 950 000 иен до 3 300 000 иен 10%
От 3 300 000 иен до 6 950 000 иен 20%
От 6 950 000 иен до 9 000 000 иен 23%
От 9 000 000 иен до 18 000 000 иен 33%
От 18 000 000 иен до 40 000 000 иен 40%
Более 40 000 000 иен 45%

Как правило, в большинстве случаев сотрудникам нет необходимости подавать налоговую декларацию: за них это сделает компания. Хотя могут попросить заполнить пару форм, подтверждающих статус, например, место проживания или количество иждивенцев. Исключения составляют покрытие страховых взносов, медицинских и операционных расходов в случае занятия индивидуальной трудовой деятельностью.

Налоговую декларацию обязаны самостоятельно подавать лица, если:

  • годовая зарплата превышает 20 миллионов иен;
  • имеют более чем одного работодателя;
  • располагают вторичным доходом (вторая работа, доля дивидендов), превышающим 200 000 иен в год;
  • трудятся на работодателя за пределами Японии.

Кроме того, потребуется подавать налоговую декларацию, если лицо решит покинуть страну в течение финансового года.

Налог на недвижимость

Лица, владеющие правом собственности на землю, здание, другие амортизируемые активы на 1 января каждого года, платят налог за этот календарный год и, скорее всего, получают счета где-то между апрелем и июнем. На основании уведомления средства можно внести единовременно или четырьмя платежами поквартально.

Даже если право собственности на недвижимость изменится 2 января или в последующую дату, ответственность за уплату налога не поменяется. Выплата состоит из котэйсисан-дзэй (налог на основные средства) и тосикэйкаку-дзэй (муниципальный налог). Они основаны на стандартизированной оценке имущества, которое делится на землю и структуру:

  • ставка налога на основные средства составляет 1.4% от стоимости имущества, указанной в «Книге налогов на основные средства» для конкретного актива;
  • муниципальный налог – 0.3% от «налогооблагаемой стоимости», что, как правило, ниже рыночной цены и применяется он только к объектам недвижимости, расположенным в определенных городских районах в соответствии с японским законодательством о зонировании.

Налогообложение производится посредством определения цены для конкретного участка земли в данной области, на основании расположения его по отношению к транспортным развязкам: дорогам, железнодорожным линиям.

Оценка структуры основывается на строительных материалах, особенностях (по мере старения она обесценивается). Хотя кондоминиумы располагают меньшими участками земли, они, как правило, оцениваются выше, чем дома, поскольку считаются более долговечными конструкциями.

Ставки определяются центральным правительством, но налоговый контроль осуществляется местными органами власти, которые получают 52 процента доходов, остальное делится между центральным правительством и префектурами. В большинстве населенных пунктов также взимается второй городской налог на услуги. Если жилой район обозначен как «городская зона», то есть жители имеют доступ к услугам и инфраструктуре, они платят дополнительный налог на имущество.

Одна из ироний взаимоотношений между налоговыми и городскими службами заключается в том, что дома, оцененные как «более прочные» (огнестойкие и устойчивые к землетрясениям), имеют высокие оценочные значения. Особенность в том, что владельцы таких домов платят налоги выше, даже несмотря на то, что эта «прочность» снижает вероятность того, что им потребуются услуги городских служб (например, пожарной).

По истечении первого года владелец собственности получает накладную от местного управления, в которой указываются различные сборы, но не значится стоимость самой собственности. Оценка имущества корректируется каждые три года, но большинство домовладельцев, как правило, никогда не встречаются с инспекторами.

Налог на недвижимость в Японии

Налоги на ведение бизнеса

Ставки местных взысканий могут варьироваться в зависимости от размера бизнеса и места расположения компании. Согласно законодательству, существует четыре вида налогов, взимаемых с прибыли корпораций:

  • корпоративный (национальный);
  • с корпоративных клиентов (местный);
  • с предприятий (местный);
  • специальный корпоративный (национальный, однако декларации подаются в местные органы власти).

Корпорации обязаны подать окончательную налоговую декларацию в течение двух месяцев после окончания финансового года. Продление срока подачи допускается, если компания получает одобрение налоговой инспекции в связи с проведением бухгалтерского аудита.

Если сумма корпоративного налога за первые шесть месяцев финансового года превышает 100 тысяч иен, требуется промежуточная декларация. Подача и оплата должна завершиться в течение двух месяцев после окончания первого полугодия.

В соответствие с налоговой реформой 2016 года, «чистый операционный убыток», понесенный в каждом финансовом году (начиная с 1 апреля 2020 года), может переноситься на следующие десять лет. Но если компания имеет капитал, превышающий 100 миллионов японских иен, или является дочерней компаний крупной корпорации с капиталом более 500 миллионов японских иен, сумма убытка, которая может быть вычтена из налогооблагаемого дохода, не может превышать 80% от его размера.

Хотя корпорация не может получить возмещение в принципе, малым и средним компаниям, отвечающим определенным критериям, разрешается переносить убытки на финансовый год.

Налоги на ведение бизнеса в Японии

Налогообложение физических лиц

Подоходный налог является лишь одним из аспектов налоговых обязательств. Резидентский налог на префектурном и муниципальном уровне взимается в зависимости от города, в котором проживает физическое лицо, а не от места работы. Сумма рассчитывается на основе чистого дохода. Ставка префектурного налога составляет 4%, муниципального – 6%.

Транспортные налоги

Автомобильный налог (дзидося-дзэй) часто путают с «налогом на вес транспортного средства» (дзидося дзюро-дзэй), который является национальным и оплачивается во время двухгодичного осмотра автомобиля. По сути, такой налог является местным, взимаемым различными префектурами.

Существует установленная законом, фиксированная базовая формула, которая рассчитывается исходя из рабочего объема двигателя, но некоторые префектуры предоставляют различные скидки для пожилых людей и инвалидов. Налог оплачивается самостоятельно и квитанция об уплате обязательна для двухгодичного осмотра.

Он взимается только с обычных автомобилей с белыми номерными знаками. Мини-автомобили, мопеды, вид специальных велосипедов – средства с желтыми номерными знаками – платят «налог на легкие автомобили», который взимает орган муниципалитета.

Грузовики и автобусы облагаются национальным налогом под отдельной статьей. Большие грузовые оцениваются на основе общего тоннажа без груза, в то время как автобусы – в зависимости от количества мест. По отдельной схеме оцениваются мобильные краны, кемперы, прицепы. Специальные транспортные средства, принадлежащие муниципальным и национальным правительственным организациям, налогом не облагаются.

Налог на приобретение автомобиля уплачивается лицами в качестве префектурного.

Потребительский налог

Это работающий как НДС, потребительский налог с товаров и услуг, которые оплачиваются в повседневной жизни. Ставка в настоящее время составляет 8% (6,3% национального и 1,7% местного).

С 1 апреля 2014 года НДС увеличился до 8% в Японии по сравнению с 5% предыдущих годов, с последующим повышением в 2015 году до 10%. Из-за экономической ситуации в Японии правительство Абэ приняло решение отложить повышение до апреля 2017 года. В 2016 году была объявлена вторая отсрочка, но повышение до 10% в октябре 2020 года находится на стадии обсуждения. Данная политика рассматривается в качестве меры по сокращению государственного долга. В ответ на повышение ставки до 10% с 1 октября 2020 года будут введены более низкие ставки налога на потребление для определенных товаров.

Другие виды налогов в Японии

Существуют налоги на алкоголь, табак и бензин. Они включены в цены, указанные в магазинах. Все наследники или получатели подарков (имущество, деньги или активы), проживающие в Японии, должны платить налог на наследство и дарение, независимо от их гражданства.

Система налоговых льгот и субсидии

Для своих плательщиков и лиц, представляющих определенные социальные категории, налоговый кодекс предусматривает льготы сроком до 5 лет.

Япония предлагает разнообразные субсидии и стимулы для привлечения иностранных инвестиций. Для предприятий, создающих региональные штаб-квартиры или научно-исследовательские центры и проекты, которые потенциально открывают возможности трудоустройства в особых зонах восстановления, меры правительства более чем благоприятные.

В Японии можно получить налоговый кредит с минимальным процентом, скидки на расходы в рамках исследований и разработок. Субсидии также покрывают затраты, связанные с оборудованием и арендой объектов.

Рассмотрим сложившуюся практику налогообложения банков в некоторых странах. Как правило, в странах запада система налогообложения банков связана с общей системой налогов на корпорации. Средние ставки налогов, уплаченных банками, например, в 1986 – 1988 гг. в некоторых странах представлены в таблице 1.3.1. Приведенные данные отображают общую тенденцию к понижению размера ставки в конце 80-х гг.[11]

Так, например, в Японии банки уплачивают следующие налоги:

- корпоративный налог на прибыль (37,5%);

- местный налог на прибыль (12,6%);

- местный душевой налог (7,76%).

Таблица 1.3.1 Средние ставки налогов уплаченных банками в 1986 – 1988 гг.

№ п/п Страна Размер ставки (%)
1986 г. 1988 г.
Бельгия 40,8
Канада 28,6
Франция 38,4
Италия 48,2
Япония 52,6 44 - 56*
Люксембург 44,6
Голландия 48,0
Швейцария 28,5 21 - 26*
Великобритания 35,6
США 24,1
Германия 55,2 49 - 60*

Примечание: * Ставка налогообложения зависит от ставок местных налогов, политики выплаты банками дивидендов и муниципальных ставок налога с продаж.

С учетом некоторых вычетов ставка налога в среднем составляет около 50% и колеблется в диапазоне от 44 от 56%. В Италии система налогообложения банков несколько иная: с банков взимается налог на прибыль корпораций (36%) и местный налог (16,2%). Однако реальная ставка составляет около 48%, так при исчислении налога 75% местного налога вычитается из облагаемого дохода. Во Франции банки (включая отделения иностранных банков) уплачивают налог с корпораций, равный 34% с нераспределенной прибыли, и 42% с прибыли, выплаченной в виде дивидендов. Налог на добавленную стоимость не взимается с основных видов банковских доходов (процентов, комиссий и т.д.), но он уплачивается (в размере 18,6%) с доходов операций по лизингу, торговли благородными металлами, трастовых операций и хранения ценностей в сейфах. В Великобритании банк уплачивает 33 – 35% от общего дохода с внутренних и внешних операций. В США ставка федерального налога на прибыль компании составляет 34% (в 1986 г. снижена с 46% до 34%). Реально банки уплачивают еще более низкую ставку. Это связано с тем, что в американской практике существуют некоторые вычеты доходов (по отдельным видам ценных бумаг) из налогооблагаемой базы.

Общая схема налогообложения корпорации имеет следующий вид:

· из суммы определенного дохода исключается не подлежащий налогообложению доход;

· производятся вычеты для исчисления облагаемого налогом чистого дохода, к которому применяются особые ставки налога.

Следует отметить, что любые убытки, которые возникают в результате деятельности, но не были показаны ранее для снижения задолженности по налогам, могут быть учтены.

· определяется сумма налога;

· из определенной суммы налога, перечисляемого Службе внутренних сборов, вычитаются суммы, определенные льготами.

Существует достаточно большое число льгот, но самой важной для крупных коммерческих предприятий считается льгота по налогообложению доходов, полученных от деятельности за рубежом. Она предоставляется в связи с налогами, выплаченными ино­странному правительству, в целях избежания двойного налогообложения.

Налоговая система США принципиально отличается от европейской: в США личный подоходный налог дает более 40 % всех поступлений, тогда как в Германии и Франции 12-13 %. Соответственно налог на при­быль корпораций в США дает 10-11 %, в то время как в Германии и Франции 2-4 %. И наоборот, если доля косвенных налогов в США всего 4 %, то в Германии, Франции 24-27 %, причем в Европе из косвенных налогов доминирует НДС, а в США - налог с продаж. Вместо НДС в США основным является на­лог на доходы корпорации. Банки облагаются налогом как корпорации, но существует ряд отличий при расчете налогооблагаемой базы: валовый доход минус обычные вычеты (зарплата, ремонт, безнадежные долги, рентные платежи, местные налоги, проценты за кредит, благотворитель­ная деятельность, амортизация, реклама, взносы в пенсионные фонды, расходы на НИОКР, убытки) и специальные скидки (операционные убыт­ки, 85 % от дивидендов). Ценные бумаги и инве­стиционные бумаги подразделяют на облагаемые налогом (в основном это государственные облигации и векселя, ценные бумаги, выпущенные раз­личными федеральными учреждениями, например Федеральной нацио­нальной ипотечной ассоциацией, а также корпорационные облигации и векселя) и ценные бумаги, не облагаемые налогом, к которым относятся в первую очередь облигации штатов и облигации, выпущенные местными властями (муниципальные). Последние обеспечивают процентный доход, освобождаемый от налогообложения. Стандартный налог на процентные доходы составляет 30 %, хотя для нерезидентов в странах, имеющих налоговые соглашения с США, ставка этого налога может быть меньше: Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды - 0 %, Япония, Австралия - 10 %. Крупные банки обычно подпадают под максимальную ставку налогообложения дохода и могут выиграть больше от сделок с портфелем ценных бумаг, минимизируя свое налоговое бремя.

Налогообложение юридических лиц в Германии - одно из самых вы­соких после Швеции. Сегодня основными налогами являются: корпоративный, налог на доход и на капитал (суммарная сред­няя ставка 10 %), налог на имущество (0,6 %) и НДС (ставка 15 %). Бан­ковские налоги в Германии включают в настоящее время шесть видов: корпоративный и личный налоги на доходы от финансовых активов (в том числе налоги на процентные доходы и доходы от прироста рыночной стоимости капитала), промысловый налог на доходы и на капитал, налог на собственный капитал, налог на наследство и дарение. Другими важными налогами в Германии, влияющими на предприни­мательскую деятельность, являются промысловый налог на доход (5 %) и налог на собственный капитал (0,2 %). При определении базы облагаемо­го налогом собственного капитала используется балансовая стоимость активов и пассивов компании. Промысловый налог на капитал уплачивается ежегодно, тогда как чистая стоимость активов (собственный капитал) оценивается раз в 3 го­да. Ставка налога для корпораций составляет 0,6 %. Активы до 500 тыс. марок освобождаются от налогообложения. Остаток облагается исходя из 75 % стоимости чистых активов, это означает, что активы корпорации в действительности облагаются по ставке 0,45 %. Убытки могут относиться как на прошлые, так и на будущие периоды в соответствии с правилами, применяемыми к личному подоходному налогу. Они могут быть отнесены в размере до 10 млн ма­рок на второй предшествующий год. Если это невозможно, убытки могут быть вычтены из дохода первого предшествующего года. Если прибыль и этого года не покрывает полностью понесенного убытка, он может быть перенесен на будущие периоды (количество лет здесь не ограничено). Ставка налога на операции с ценными бумагами (включая ценные бумаги, выпущенные землями и муниципалитетами, и облигации, обеспе­ченные закладными под недвижимость) составляет 0,1 % при следующих исключениях: этого налога нет для торгов между профессионалами (бан­ки, брокеры), а также для сделок нерезидентами вне Германии.

Во Франции предпочитают косвенные налоги - они, а точнее НДС, да­ют основную долю госбюджета (около 27 %). Ставка равна 18,6 % или 5,5 %. Банки из двух налогов (НДС и подоходный) могут выбрать только один. Из прямых налогов основной - подоходный с фирм и населения. Акционерные общества (в отличие от других форм) уплачивают налог на прибыль. Высоки во Франции как с юридических, так и с физических лиц взносы в фонды социального страхования (до 43 % совокупных доходов центрального бюджета). Во Франции филиалы несут полную ответственность, поэтому и при­быль облагается обычно отдельно по каждому филиалу акционерного об­щества. Консолидация разрешена только если головная фирма владеет 95 % акций филиалов. Ставка корпоративного подоходного налога в настоящее время со­ставляет 33,33 %. Доходы от прироста рыночной стоимости долгосрочно­го капитала, т. е. капитала, который находился на балансе, по крайней мере, 2 года (за исключением некоторых портфельных инвестиций), обла­гаются налогом по сокращенной ставке 18 %. Для этого чистый доход от капитала должен быть переведен на специальные резервные счета баланса банка. За исключением дивидендов, уплачиваемых при ликвидации банка, дивиденды не входят в сумму, переводимую на эти специальные счета, и облагаются по ставке 15,33 %. Общее налоговое бремя на доходы от при­роста рыночной стоимости капитала во Франции составляет 33,33 %. Со­кращенная ставка применяется к доходам, получаемым от использования патентов и определенных ноу-хау. Во Франции существует налог на общую сумму оборота корпораций, представляющий собой альтернативу прогрессивной шкале обложения подо­ходным налогом. Дивиденды, полученные банком, являются частью его налогообла­гаемого дохода. Холдинговым компаниям предоставляется привилегия, т. е. некоторая часть дивидендов освобождается от обложения подоходным налогом. К числу других налоговых обязательств, оказывающих влияние на деятельность банков, относится профессиональный налог, взимаемый на местном уровне. Налог основывается на двух элементах: 18 % фонда заработной платы рабочим и служащим; 8 % рентной стоимости зданий и 16 % оборудования, используемо­го в деятельности банка, независимо от того, принадлежат ли они банку или взяты в аренду. Согласно французскому законодательству убытки, учитываемые при налогообложении, могут относиться на будущие периоды в течение 5 лет, следующих за годом понесения потерь. Убытки в форме налоговых спи­саний по амортизируемым активам могут относиться на будущие периоды неограниченно. Во Франции действует жесткая система ответственности за неуплату налогов: при неумышленном сокрытии - штраф в 0,75 месячной суммы налога или 9 % за год; при умышленном сокрытии налог взимается в двойном размере, при серьезных нарушениях, таких как подделки счетов, предусматривается уголовная ответственность. [10]

Зарубежный опыт налогообложения банков доказывает, сколь нетривиальна и важна для экономики страны эта проблема. Будем надеяться, что совместными усилиями Министерства финансов, Национального банка и при участии банков удастся создать мо­дель налогообложения банков, которая обеспечит макроэкономи­ческие условия формирования устойчивой кредитной системы, обеспечивающей инвестиционный процесс и в конечном итоге - экономический рост.

Налоги в Японии

Фискальная система здесь действует в соответствии с традиционными принципами обложения, принятыми в большинстве западных стран. В тоже время налоги в Японии имеют определенную специфику, связанную с особенностями экономики и менталитета. Их можно условно разделить на две большие подгруппы:

  • общегосударственные;
  • местные, которые, в свою очередь, делятся на налоги префектов и муниципалитетов.

Важной отличительной черной фискальной системы считается многообразие существующих видов сборов и платежей. Следует отметить, что налоги в Японии играют очень важную роль в качестве не только источника наполнения государственного и местных бюджетов, но и важного дисциплинирующего фактора для граждан. Плательщики очень ответственно относятся к своим обязанностям по их уплате, понимая, что это обеспечивает их личный вклад в экономическое и социальное развитие государства. Кроме того, в Японии существует достаточно прозрачная система распределения поступлений в бюджет, поэтому граждане могут воочию увидеть реальные результаты использования государством средств, которые аккумулированы от населения.

Обязательства физлиц по отчислениям с доходов

Подоходный налог в Японии должны уплачивать все физические лица – как граждане данного государства, так и лица, приравненные по своему статусу к резидентам. Более того, если физлицо-нерезидент получает на территории Японии тот или иной доход (например, заработную плату и так далее), с него тоже взимаются платежи.
Подоходный налог в Японии, в отличие от большинства государств, взимается не только на общегосударственном уровне, но и на местном уровне — установлены отчисления в бюджет префектур и муниципалитетов. Поэтому общая сумма, которую приходится уплатить японцу, получается достаточно значительной. При этом существует небольшое послабление: законодательство позволяет произвести определенные вычеты из общей суммы дохода, чтобы уменьшить базу обложения. В частности, не включаются в сумму облагаемого налогом дохода затраты гражданина на лечение, а также некоторые другие виды расходов.


Подоходный налог в Японии начисляется по прогрессивной шкале в зависимости от общего размера полученного человеком дохода за отчетный период. Чем больше сумма заработка, тем выше ставка, которая применяется к плательщику. Такой подход признан социально справедливым.


Минимальная ставка общегосударственного НДФЛ составляет 10%, а максимальная — 50%. Последняя установлена для тех граждан, суммарный годовой доход которых превышает 30 миллионов иен. При этом в зависимости от места проживания плательщика он будет уплачивать дополнительно префектурный подоходный налог по ставке от 2% до 4%, а также муниципальный налог на доходы в пределах 3-12%.


При расчете учитываются различные виды поступлений, в том числе:

  • заработная плата;
  • дивиденды;
  • пенсии;
  • доходы, полученные физическим лицом от осуществления коммерческой деятельности;
  • доходы от использования недвижимого имущества (например, сдача в аренду) и так далее.

При расчете ставки играет роль не только общий размер поступлений, но и семейное положение плательщика. Для одиноких и для женатых граждан подоходный налог рассчитывается по-разному, поскольку во втором случае большую роль играет также размер поступлений супруга/супруги. Физическим лицам необходимо учитывать, что японское законодательство устанавливает крайне высокие штрафные санкции за несвоевременную подачу налоговой декларации — не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. В случае нарушения вышеуказанного срока наступает обязательство уплатить штраф в размере 15% от общей суммы начисленного налога.

Что уплачивают компании с прибыли?

Фискальное законодательство устанавливает обязанность всех субъектов предпринимательской деятельности, будь то юридические лица или индивидуальные предприниматели, в обязательном порядке уплачивать корпоративный налог. Базой для его расчета выступает чистая прибыль предприятия за отчетный период. Суммы доходов, которые идут для покрытия расходов, связанных с ведением хозяйственной деятельности, не включаются в величину, используемую при калькуляции.
Налог на прибыль в Японии имеет достаточно высокую ставку — свыше 33% от суммы чистой прибыли компании. Этот показатель намного выше корпоративного налога в большинстве европейских стран или, к примеру, в Соединенных Штатах Америки. Тем не менее, несмотря на столь невыгодную для бизнеса ставку, правительство Японии пока не собирается ее пересматривать в сторону снижения.


Кроме вышеуказанного общегосударственного сбора налог на прибыль в Японии взимается на местном уровне: и префекты, и муниципалитеты устанавливают собственные величины, которые необходимо уплачивать, — по ставкам 5% и 12,3% от суммы госналога соответственно.


Помимо общегосударственного корпоративного платежа юрлица вносят также установленный префектурой налог на количество трудоустроенных на предприятии лиц. В конечном итоге, суммарно, все вышеперечисленные сборы поглощают примерно половину прибыли коммерческого предприятия.

Налог на добавленную стоимость

В Японии установлен общеобязательный НДС, который обычно называют налогом на потребление, поскольку данный вид сборов начисляется на все виды потребительских товаров и услуг (кроме тех, которые пользуются льготами). Бремя по уплате НДС лежит на конечном покупателе товара или услуги, поэтому он относится к числу косвенных. В стране действует одна из самых низких ставок — всего 8% от цены товара/ услуги.

Что платят с недвижимости?

Абсолютно все собственники недвижимости (будь то граждане или юрлица) обязаны уплачивать ежегодный налог со всего имущества, которым они владеют: жилые или нежилые здания, помещения, земельные участки и так далее. Ставка составляет 1,4% от стоимости имеющихся в собственности объектов, согласно данным оценки.


Сотрудники «Прифинанс» обладают обширными теоретическими знаниями и богатым практическим опытом в данной сфере, поэтому ознакомят со всеми нюансами фискальной системы и подскажут легальные способы оптимизации нагрузки в каждом конкретном случае.

Как и в любой другой стране в Японии все компании обязаны платить налоги с прибыли, которую они получают в результате своей деятельности.

В Японии сейчас существует порядка пятидесяти различных налогов, которые подразделяются на центральные и местные, прямые и косвенные, обычные и целевые. Не мудрено, что в этой системе можно заплутать. Ведь даже чтобы элементарно купить машину платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.


Как и в любой другой стране в Японии все компании обязаны платить налоги с прибыли, которую они получают в результате своей деятельности. Однако налоговое бремя на многонациональные корпорации, которые ведут свою деятельность в стране в форме делового присутствия, власти Японии несколько смягчили.

Как и сколько платить

Многонациональные корпорации, осуществляющие деятельность, приносящую прибыль в Японии, осуществляют расчет и уплату налогов с использованием процедуры удержания у источника или процедуры самостоятельного расчета налоговых обязательств.

Объем дохода, облагаемого корпоративным налогом на прибыль, меняется в зависимости от характера деятельности корпорации. Термин «доходы, полученные внутри страны», определяются следующим образом:

1) Проценты по государственным и корпоративным облигациям, проценты по сберегательным и срочным вкладам, полученные офисами корпорации в Японии

2) Проценты по займам, выданные на финансирование хозяйственной деятельности в Японии

3) Дивиденды по акциям или другим ценным бумагам инвестиционных доверительных фондов внутренних корпораций

4) Встречное удовлетворение за использование недвижимого или иного аналогичного имущества в Японии; передача в аренду морских или воздушных судов резидентам или внутренним корпорациям

5) Оклады, заработная плата, премии и другие виды вознаграждения за оказание услуг на территории Японии

6) Выходные пособия или пенсии, выплачиваемые за услуги, оказанные резидентами

7) Встречное удовлетворение за услуги внештатных экспертов в Японии

8) Встречное удовлетворение за личные услуги, оказанные эстрадными артистами, внештатными экспертами, техническими экспертами и т.д.

9) Плата за использование или встречное удовлетворение за передачу патентных прав, «ноу-хау», авторских прав и т.д. в связи с оказанием услуг в Японии

10) Плата за использование машин и оборудования в связи с оказанием услуг в Японии

11) Вознаграждение, предлагаемое в Японии за услуги в области публичной огласки/рекламы

12) Пенсии, выплачиваемые на основании соглашений, заключенных в Японии

13) Прибыль от погашения дисконтных облигаций, выпущенных в Японии

14) Доход, эквивалентный фиксированному процентному доходу

15) Определенные типы доходов от передачи недвижимости в Японии

16) Распределение прибыли в соответствии с соглашениями с пассивными компаньонами (соглашениями типа «Токумэй Кумиаи») или иными аналогичными соглашениями, заключенными в Японии

17) Определенные типы доходов, отличные от перечисленных выше и связанные с управлением, владением или передачей активов в Японии

18) Доход от хозяйственной деятельности

Определение доходов, на которые распространяется действие налога с иностранных юридических лиц, осуществляются в порядке, регламентирующем расчет и уплату корпоративного налога. Иностранные юридические лица платят налог не только с суммы дохода, но и на подушной основе с использованием в качестве налоговой базы показателей размера капитала и количества работающих в ней сотрудников.

Корпорации с оплаченным капиталом свыше100 млн иен платят налог авансом с коэффициентом 1/4.

Доход, который был начислен в течение налогового года, становится налоговой базой в целях расчета суммы корпоративных налогов (к ним относятся корпоративные налоги на ликвидационный доход, корпоративные налоги на резервы, на пенсию по старости и т.д.).

Что касается ставок местных налогов, то они могут меняться в зависимости от объемов деятельности компании, а также от решений местных органов власти, в чьей юрисдикции она находится.



Стоит отметить, что в случае если «представительство», через которое иностранная компания работает в Японии, выполняет вспомогательные функции (например, поддержание связей с общественностью, реклама, распространение информации и т.п.), то доход с деятельности такого «представительства» налогом не облагается. Также не облагается налогом японские офисы иностранных компаний, которые используются в целях закупки или хранения имущества.

Сумма дохода, который используется в качестве налоговой базы для уплаты корпоративных налогов на доходы за каждый налоговый год, расчитывается путем внесения корректировок в сумму корпоративной прибыли.

Издержки и расходы, которые получаются в процессе получения прибыли, вычитаются из налоговой базы. Стоит отметить, что иностранные корпорации готовят подробные отчеты о произведенных за рубежом издержках и расходах, вычитаемых из налоговой базы. Далее данные издержки и расходы распределяются в соответствии с принципом отсутствия заинтересованности.

Примеры издержек и расходов, на которые распространяются ограничения по
изъятию из налоговой базы:

— Корпоративные налоги и штрафы

— Суммы пожертвований, не вычитаемые из налоговой базы

— Представительские расходы, не вычитаемые из налоговой базы

— Суммы переданных резервов

— Сумма превышения амортизируемого лимита амортизируемых и отложенных активов

— Списания стоимости активов

— Премии, дополнительные выплаты и пенсионные пособия директоров

Денежные переводы, которые производит филиал иностранной компании на счет главного офиса, не облагаются налогом. То есть со стороны филиала данный перевод не квалифицируется как расходы, а со стороны получателя — как доходы.

Согласно принятому порядку, в течение двух месяцев после завершения каждого налогового года иностранные компании должны готовить итоговую налоговую декларацию по уплате из суммы получаемого ими дохода корпоративного налога, налога с иностранных юридических лиц и налога с предприятий.

Суммы дохода и налога в налоговой декларации расчитываются на основании данных финансовой отчетности. Полученная сумма налога должна быть уплачена в течение вышеупомянутого периода.

Налоговые декларации представляются компанией с использованием синих или белых форм. Синияя форма дает право на некоторые налоговые льготы. Разрешение на использование данных форм выдает соответствующий национальный налоговый орган. Для этого компания должна подать заявку не позднее дня, предшествующего первому дню налогового года. Компании, только что учрежденные, должны подавать такую заявку не позднее дня, предшествующего дню, который наступает через три месяца после даты учреждения корпорации, либо последнему дню первого налогового года корпорации после учреждения компании с использованием более ранней из двух указанных дат.

Подоходный налог взимается в двух формах: самостоятельно начисляемый подоходный налог и подоходный налог, взимаемый у источника. В отличие от самостоятельно начисляемого, подоходный налог, взимаемый у источника, начисляется на суммы платежей независимо от того, осуществляются ли они. Сумма дохода, облагаемого подоходным налогом, взимаемым у источника, определяется с учетом налоговой категории получателя дохода.

Лица, выплачивающие доход, который подпадает под подоходный налог, удерживаемый у источника, обязаны перечислять на счет налогового органа сумму такого налога не позднее десятого дня месяца, следующего за месяцем, в течение которого был выплачен доход.

Типы доходов, которые облагаются подоходным налогом, взимаемым у источника:

1) Проценты (включая прибыль, полученную от выкупа определенных дисконтных облигаций)

3) Оклады, заработная плата, премии и аналогичные типы вознаграждения

4) Пенсионные пособия

5) Определенные компенсации, комиссии и т.д., выплачиваемые лицам, не являющимся сотрудниками плательщика

Типы дохода, которые облагаются подоходным налогом, взимаемым у источника:

1) Проценты (включая прибыль, полученную от выкупа определенных дисконтных облигаций)

3) Выигрыши, выплачиваемые владельцам скаковых лошадей по результатам скачек

4) Выплаты в счет распределения прибылей по контракту типа «Токумэй Кумиаи» (только когда в состав «Токумэй Кумиаи» входит 10 и более лиц)

Учреждение компаний и регистрация в налоговых органах

После учреждения в Японии в соответствии с действующим законодательством корпорации или филиала владелец должен в установленные сроки зарегистрировать юрлицо в налоговых органах. Заявка на регистрацию должна подаваться в случаях, когда иностранная корпорация получает доход, облагаемый корпоративным налогом в Японии, или когда иностранная корпорация осуществляет хозяйственную деятельность с помощью средств и лиц, соответствующих изложенным ниже условиям:

1) Когда срок выполнения строительно-монтажных или иных работ или надзора за выполнением таких работ превышает один год (регистрация производится по месту выполнения таких работ)

2) Когда иностранная корпорация прибегает к услугам следующих агентов:

— Лиц, которые имеют и часто используют право заключать деловые соглашения от имени такой иностранной корпорации

— Лиц, которые осуществляют хранение имущества от имени такой иностранной корпорации в объеме/количестве, соответствующем обычному уровню спроса со стороны клиентов, и доставку такого имущества по требованию клиентов

— Лиц, которые регулярно выполняют большой объем работ, необходимой для привлечения клиентов, проведения консультаций и осуществления иной деятельности, направленной на заключение деловых соглашений исключительно или преимущественно от имени такой иностранной корпорации


Договоры об избежании двойного налогообложения

Япония заключила со многими странами договоры, преследующие своей целью избежание двойного налогообложения доходов и предотвращение уклонения от уплаты налогов.


Корпорации, которые заключают внутренние сделки, и стороны импортных сделок должны готовить налогоые декларации и платить налоги, насчисленные на соответствующие фиксированные налоговые базы.

Для того, чтобы избежать двойного налогообложения на этапах производства и распределения работает схема, в рамках которой допускается вычет суммы налога на потребление, который берется с приобретаемых товаров, из суммы налога на потребление, взимаемого с реализуемых товаров.

Сумма налога на потребление может вычитаться при расчете суммы подлежащего уплате налога на потребление. При этом сумма таких вычетов ограничена в зависимости от процентной доли налогооблагаемых продаж. Если сумма налогооблагаемых продаж в течение базового периода не превышала 50 млн иен, произведение суммы выручки от реализации товаров и определенной процентной ставки, устанавливаемой отраслевыми соглашениями, может квалифицироваться как сумма обязательства по уплате налога на потребление с приобретаемых товаров за текущий налоговый год и вычитаться из налоговой базы в случае направления соответствующего уведомления.

Предприятия, освобожденные от уплаты налога

Корпорации, сумма налогооблагаемых продаж которых в течение базового периода не превышала 10 млн иен, вправе по своему усмотрению отказаться от использования описан ной выше налоговой льготы, вместо этого избрав продедуру вычета или возмещения сумм мы налога на потребление, уплаченного ими с приобретаемых товаров. Однако, стоит отметить, что только что учрежденные компании, капитал которой равен 10 млн иен или превышает эту сумму, в течение первого и второго налоговых годов не освобождается от уплаты налога на потребление.

Система личных налогов

Все физические лица делятся на резидентов и нерезидентов. Согласно принятым законам, резидентами являются лица, которые имеют постоянное место жительство в стране, или лица, которые живут в Японии в течение одного года. Весь доход резидентов облагается подоходным налогом.

Непостоянные резиденты — резиденты, которые не намереваются постоянно проживать на территории Японии и имеют постоянное или непостоянное место жительства в Японии в течение менее пяти лет. Их доходы облагаются налогом в соответствии с тем же порядком что и резиденты. Однако, если доход не выплачивался в Японии и не перечислялся в эту страну, он не облагается налогом.

Нерезиденты — лица, которые не являются резидентами. Начисление японского подоходного налога с нерезидентов осуществляется на сумму доходов, полученных на территории Японии.


Резиденты каждый год представляют декларацию по уплате подоходного налога. Налог уплачивается в период с 16 февраля по 15 марта следующего за отчетным года.

Декларацию могут не предоставлять лица, совокупный доход которых не превышает общую сумму налоговых вычетов, а также те лица, зарплата которых выплачивается в одном месте.

При этом нерезиденты, которые покидают территорию Японии, не назначив налогового агента, и уведомляют об этом начальника соответствующего налогового органа, обязаны представить декларацию по уплате подоходного налога и уплатить налог до отъезда из Японии.

Индивидуальные налоги

Термин «индивидуальные налоги, уплачиваемые по месту проживания», относится ко всем налогам, взимаемым с личного дохода местными органами государственного управления или органами местного самоуправления. Платить данные налоги должны все лица, которые постоянно проживают в Японии.


Прочие основные налоги

Помимо указанных выше налогов, в Японии действует еще несколько других налогов и сборов, взимаемых с дохода, стоимости имущества, стоимости сделок по приобретению имущества, сделок купли-продажи и других сделок.

Компании, будучи владельцами имущества, платят налог на основные средства и налог на цели городского планирования. Земельные участки, строения и амортизируемое имущество, которая компания использует в своей деятельности, облагаются налогом на основные средства по ставке 1,4%.

Налог на цели городского планирования представляет собой надбавку к налогу на основные средства и взимается по ставке 0,3% с площади земельных участков и строений, расположенных в градостроительных зонах.

Корпорации, работающие в крупных городах и имеющие помещения с общей площадью больше 1000 кв.м и/или имеют более 100 сотрудников, платят налоги на офисные помещения. Расчет данных налогов производится из расчета 600 иен за один квадратный метр площади и 0,25% фонда заработной платы.

Также действует налог на выдачу регистрационных свидетельств и лицензий, а также гербовый сбор за оформление определенных типов документов. Компаниям, работающим в Японии, также помнить о налоге на дарение, налоге на наследство и ряде других специальных налогов.

Японский флаг

Япония – одна из самых высокоразвитых в экономическом и технологическом плане стран мира. Однако внутренний уклад и функционирование этого государства в целом заметно отличаются от других стран, чья экономика развивается не менее успешно. По форме правления Япония является конституционной монархией. При этом государство делится на 47 префектур и насчитывает около 2000 муниципалитетов. В этой статье мы расскажем о том, как устроена и работает налоговая система Японии.

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

  1. Первая — это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.
  2. Вторая — прямые налоги на имущество.
  3. Третья — прямые и косвенные потребительские налоги.

Всего в Японии 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно подразделить на три крупные группы: прямые подоходные налоги с физических и юридических лиц, прямые налоги на имущество, прямые и косвенные потребительские налоги.

В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами:

Также особенностью является то, что финансовый год и налоговый период в Японии заканчивается в марте, а в апреле начинается новый.

Подробно рассмотрим некоторые виды налогов.

Подоходный налог уплачивают физические лица, признаваемые постоянными и временными резидентами Японии, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в отношении доходов, полученных от источников в Японии.

Все ставки дифференцированы по сумме доходов, получаемых гражданами, колеблются в интервале:

национальные — от 10% до 50%;

префектурные — от 2% до 4%;

муниципальные — от 3% до 12%.

Финансовый год в Японии заканчивается в марте, поэтому данная таблица сформирована в апреле 2015 года. Видим, реализованы налоги на 86,6% от плана. Из них «перевыполнили» план на 5% поступления подоходного налога. На 2% от планируемого увеличились поступления налога на наследство, это напрямую связанно с введением новой системы налогообложения наследства. В целом, план выполнен на 90% по отдельным видам налогов.

Сведения о размере налогов и сборов (апрель, 2015) (в млн йен, %)

Какие налоговые органы действуют в Японии


Несмотря на то что Япония – это унитарное государство, страна имеет хорошо развитое местное самоуправление, обладающее значительными полномочиями, в том числе и в плане введения различных налогов и их сбора. Фактически налоговые поступления в центральный и местные бюджеты примерно равны: соотношение собранных средств составляет примерно 53 на 47% в пользу центрального бюджета. Особенности налоговой системы Японии обусловили формирование двухуровневой системы налоговых органов.

Национальный уровень

На общегосударственном уровне налогообложение в стране находится в ведении Министерства финансов. В его структуру входят два подразделения: Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам. Эти подразделения занимаются в первую очередь вопросами планирования налоговой политики государства. Реализацией этой политики непосредственно занимается Национальное налоговое управление (ННУ), которое также входит в состав Министерства финансов страны. ННУ – очень мощная организация, имеющая в своем штате 56 466 сотрудников, распределенных между центральным аппаратом, 12 региональными налоговыми бюро, Региональной налоговой инспекцией на острове Окинава и 524 налоговыми инспекциями. Кроме того, в состав ННУ входит собственный колледж и Национальный налоговый трибунал, в котором можно обжаловать неверное начисление сборов. Именно эта организация и осуществляет налоговый контроль в Японии.

Все структурные подразделения ННУ разбиты на три отдела:

  • Отдел по налогообложению.
  • Отдел по сборам налогов.
  • Отдел, занимающийся проверками и расследованиями в случаях, связанных с уклонением от налогообложения.

Практической работой по выявлению нарушений в налоговой сфере и их пресечению руководит именно последний отдел. С этой целью в него входят подразделения по аудиту, расследованию и международному сотрудничеству в сфере борьбы с налоговыми нарушениями. При подготовке законодательных изменений в сфере налогообложения тесно сотрудничают Государственная налоговая комиссия при премьер-министре, аналогичная комиссия правящей партии либерал-демократов и Штаб по проведению структурных реформ, возглавляемый премьер-министром страны.

Ужесточение налоговой политики и налоговые льготы в Японии находятся в ведении этих трех организаций. В сфере сбора средств основной организацией является Министерство финансов. Каждый вид сборов в Стране восходящего солнца регламентируется отдельным законом. Следует учесть, что законы в этой области весьма объемны и трудны для понимания непрофессионалами, поэтому в стране действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.

Местный уровень

Япония Фудзи

Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти. Налогообложение в Японии организовано таким образом, что в структуре расходов граждан уплата налогов редко превышает 20%.

Для развитых стран это достаточно низкий уровень. Причем при нехватке средств правительство предпочитает брать взаймы, а не повышать налоги для своих граждан. По этой причине государственный долг Японии составляет порядка 200% ее годового ВВП.

Существуют местные налоги:

  1. На проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.
  2. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.
  3. Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

Основные виды налогов

Всего в стране действует порядка пятидесяти налогов, большую часть которых можно разбить на несколько основных групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Налоги на ведение бизнеса

Корпоративный налог Японии в паре с подоходным налогом с физических лиц обеспечивают около 70% поступлений в государственный бюджет. Все международные корпорации, получающие прибыль в Японии, обязаны платить налоги в этой стране.

Япония сакура
В частности, налогообложению подлежат:

  1. Процентные доходы с ценных бумаг государства и корпораций.
  2. Проценты, начисляемые на займы, выданные субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в стране.
  3. Дивиденды от акций.
  4. Встречное удовлетворение за использование движимого и недвижимого имущества.
  5. Все виды вознаграждений (зарплаты, премии и т.п.) за оказание услуг в стране.
  6. Пенсии и выходные пособия.
  7. Доходы от передачи авторских и патентных прав.
  8. Доходы от сдачи в аренду оборудования и машин.
  9. Доходы от рекламной деятельности.
  10. Прибыль от погашения японских облигаций.
  11. Распределение прибыли.
  12. Доходы от хозяйственной деятельности.

Все эти доходы считаются прибылью, и это еще не полный список. Налог в Японии на прибыль, в зависимости от объема облагаемой прибыли, может составлять для местных компаний от 22 до 30%, а для иностранных юридических лиц – от 29,33 до 40,87%.

Обложение налогом недвижимости

Недвижимость в Японии дорогая, и все ее владельцы, независимо от их физического или юридического статуса, ежегодно уплачивают на нее налог в размере 1,4% полной стоимости, определяемой местными властями. Дополнительно взимается 0,3% этой стоимости на местные нужды.

Система поощрений

Деньги Японии

В Японии существует довольно хорошо развитая система поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций, основные цели которой можно свести к созданию благоприятных условий для дальнейшего развития осуществляемой в рамках национальной экономики структурной перестройки, а также для ускорения экономического роста относительно менее развитых регионов страны. Для иностранной предпринимательской деятельности в Японии наиболее важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Многие иностранные предприниматели, имеющие значительный опыт работы на японском рынке, знают, что организация производственной деятельности в таких районах требует не только намного меньших затрат, но может быть осуществлена в более сжатые сроки и относительно проще.

Основными средствами поощрения инвестиций, желательных с точки зрения содействия решению стоящих перед страной экономических задач, являются налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы.

Система налоговых льгот

Система налоговых льгот, действующая в настоящее время, базируется на различных рода законах о региональном развитии и заключается в основном в мероприятиях по уменьшению или даже полному освобождению от обложения местными налогами.

Субсидии

Субсидии подразделяются на национальные и местных органов самоуправления. Национальные субсидии применяются при переносе производственных мощностей из «промышленно избыточных» регионов и при создании социальной инфраструктуры и инфраструктуры защиты окружающей среды: величина субсидии от размеров расширения или вновь построенных заводских площадей. Система при субсидировании региональной занятости основывается на дотациях — от 18 тыс. до 29 тыс. иен в месяц — на каждого работника, который получает работу в регионах с малой степенью занятости в результате строительства новых или расширения действующих производственных или иных мощностей и дается сроком на один год.

Читайте также: