Развитие налоговой системы рф доклад

Опубликовано: 26.05.2024


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.12.2019 2019-12-09

Статья просмотрена: 3529 раз

Библиографическое описание:

Понкратова, Р. А. История развития налоговой системы России / Р. А. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64986/ (дата обращения: 20.05.2021).

Издревле сложилось, что для успешного функционирования государства требовались налоги. Ведь налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В статье отражены основные периоды развития налоговой системы и налогообложения от Древней Руси до наших дней. Рассмотрены виды налогов в различные этапы становления налоговой системы.

Финансово-налоговая история Руси берёт начало с Ⅸ века, когда варяжскими князьями Рюриками были объединены два центра восточных славян — Новгород и Киев и создано древнерусское государство Киевская Русь. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались как «дань». В Лаврентьевской летописи говорится, что «варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». [3, с. 138] Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла.

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» — пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы, то есть пункты контроля на въезде город. [2, с. 23]

После завоевания Руси Золотой Ордой система налогообложения изменилась, но в пользу татаро-монгол. Известно 14 видов взимания с русских земель. из которых главным был «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана. Непомерные поборы привели к свержению системы баскачества, а политическое объединение Руси вокруг Москвы создало условия для ликвидации иноземной зависимости.

Налоговая система была реформирована во времена правления Ивана III, который, отменив «выход», ввел первые русские косвенные и прямые налоги.

Во второй половине ⅩⅥ в. многие налоги и сборы стали взыматься в денежной форме. Во время правления Ивана Ⅳ были введены «полоняничные деньги», которые представляли собой разновидность налога, взимавшегося с населения для выкупа людей, захваченных в плен татарами. Так же были введены сбор «четвертовых денег» — налог на содержание должностных лиц, пошлина при убое скота.

Во времена правления царя Алексея Михайловича система налогообложения России была упорядочена. В 1655 году был создан специальный орган — Счетная палата, в полномочия которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к соляному бунту, а к 1662 году произошло обесценивание медных денег, что повлекло за собой стихийные восстания. В 1679 было введено «подворное обложение» — это система взимания прямых налогов, взимаемых, в соответствии с данными переписных книг, с «уездных» (крестьяне, бобыли, задворные, деловые) и посадских люди.

В годы царствования Петра I была создана налоговая система, которая потом без изменений 70 лет кормила и содержала государство. В большой степени влияние на проводимые им реформы оказало знакомство царя с западноевропейским опытом.

Например, в 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50 % всех доходов в бюджете государства. С конца XVIII в. подушный налог становится в России главным доходом государства. Параллельно взимался оброчный сбор, взимаемый с крестьян за пользование земель.

В период правления Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная дань, введенная Петром Ⅰ, на долю которой приходилось до 33 процентов государственных доходов.

Прямые налоги обеспечивали в XVIII в. около 50 % доходов бюджета, вторую половину составляли косвенные налоги. При введении винной монополии винный акциз приносил бюджету 23–28 % доходов. Вторыми по значимости косвенными налогами стали таможенные пошлины (15 % доходов). Налоговое бремя на крестьян достигало 1/3 их доходов.

В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения — «Опыт теории налогов», автором которого выступал один из крупнейших деятелей русского либерализма, выдающийся экономист Николай Иванович Тургенев. Данное произведение и сейчас является классическим исследованием основ государственного налогообложения. [2, с. 35]

Во второй половине XIX в. произошли коренные изменения в российской финансовой системе. Подушное обложение было заменено налогом с городских строений, который впервые в истории России платило и дворянство. Вторым по значению выступал оброк — плата казенных крестьян за пользование землей.

В период правления Николая II было представлено немало проектов модернизации налоговой системы. В частности П. А. Столыпин разработал проект преобразования государственного управления и системы налогообложения в России, который можно рассматривать как одну из самых радикальных в мире программ по преобразованию налоговой сферы в I половине XX века. По сути, она содержала в себе все основные элементы современных на сегодняшний день налоговых систем развитых стран:

− поимущественное налогообложение основано на независимой оценке стоимости имущества;

− прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, учитывающее установленный законодательством размер прожиточного минимума;

− использование сочетания индивидуальных акцизов с единым налогом на оборот практически всех товаров (прообраз налога на добавленную стоимость).

Результатом всех этих мероприятий стала отлаженная система финансовых поступлений. Накануне первой мировой войны Россия занимала в мире достаточно прочное финансовое положение. Но мировая война, в которую России вступила 1 сентября 1914г., самым губительным образом сказались на финансовом благополучии государства, а именно возросла бумажно-денежная эмиссия, усилились темпы инфляции, а покупательная способность рубля падала. Одновременно с этим доходы госбюджета неумолимо сокращались. Февральская революция 1917 г. только усугубила положение.

После Октябрьской революции 1917 г финансовая система страны разрушилась, и ввиду высокой инфляции (до 40 % в месяц) налоги стали взиматься в натуральной форме. В январе 1919 г. была введена «продразверстка» — способ заготовки сельскохозяйственных продуктов, заключавшийся в обязательной сдаче крестьянским хозяйствами государству всех излишков хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. Завершение эпохи «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (НЭП) были ознаменован заменой продразверстки продналогом. Продналог — натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств. Продналог фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов. [4, C. 203]

Позже на замену продналогу пришел единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства.

Переход к нэпу, проявившийся в разрешении торговли, возрождении кустарных промыслов, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы

В период новой экономической политики происходит восстановление и развитие системы налогообложения. Преобладающее значение получают косвенные налоги. Введены акцизы на ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Всего в период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.

В конце 1930 года НЭП был ликвидирован, а налоговая система страны стала развиваться в направлении, противоположном общемировым тенденциям. От налогообложения перешли к административным методам изъятия прибыли. Также большое значение получил налог с оборота.

В годы Великой Отечественной войны в финансовой системе и финансовых органах какие-либо принципиальные изменения не осуществлялись. В результате временной потери ряда важнейших промышленных районов сократилась или полностью приостановилась хозяйственная деятельность на больших территориях, что неизбежно отразилось на объеме и структуре государственных доходов. За время войны были введены новые налоги, пересмотрены и заменены существующие. [1, с. 90]

Во время войны был введен военный налог, в основу которого был заложен принцип подушного обложения и налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан.

За 15 лет после Великой Отечественной войны в Советском союзе прошли две денежные реформы. Первая, в 1947 года провели обмен прежних денег на новые и одновременно отменили карточную систему распределения продуктов и товаров. Вторая, в 1961 году провели заодно и деноминацию рубля, обменяв послевоенные 10 рублей на 1 новый рубль. [3, с.]

В 1966 году была введена плата за фонды, представлявшая собой форму распределения прибыли предприятий. Так же был установлен подоходный налог с колхозов, с кооперативных и общественных организаций, налог с владельцев строений. Позже были введены такие налоги, как налог со зрелищ, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

За 70 лет советской власти «социалистические налоги» перестали быть налогами в классическом смысле слова, став механизмом изъятия и концентрации прибыли в руках государства. Хотя в советские времена формально и существовали налоги, они совершенно не отражали экономических реалий. Переход от административной к рыночной экономике потребовал коренного изменения налоговой системы страны. [3, с. 288]

По мнению бывшего министра финансов РФ М. М. Задорнова становление налоговой системы России можно разделить на три этапа:

«Первый — 1991–1992 годы — это очень спешное введение компенсирующих налогов. Главной задачей на этом этапе было просто стабилизировать систему и собирать хоть какие-то средства в бюджет.

Второй — 1993–1997-й — апробация и становление системы, введение НДС, экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты и газ, что обеспечило и обеспечивает до настоящего времени львиную долю поступлений в бюджет.

Третий — 1998–2001-й — формирование целостной налоговой системы, принятие Налогового кодекса. Он определил и формализовал правила игры между государством как сборщиков налогов и налогоплательщиками физическими и юридическими лицами». [3, с. 279]

Основой формирования налоговой системы является Налоговый кодекс, вступивший в законную силу 1 января 1999 года. Налоговый кодекс — это кодифицированный законодательный акт, который регулирует всю систему налоговых взаимоотношений в РФ.

Все налоги и сборы, взимаемые на территории РФ, поделены на три группы:

Федеральные — перечень налогов и сборов установлен НК РФ и является закрытым. К данной группе согласно ст. 13 НК РФ относятся:

− налог на добавленную стоимость (НДС);

− налог на доход физических лиц (НДФЛ);

− единый социальный налог;

− налог на прибыль организаций;

− налог на добычу полезных ископаемых;

− сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

К следующей группе относятся региональные налоги (ст. 14 НК РФ). Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с законами субъектов РФ. В разных регионах РФ действую разные налоговые ставки. К данной группе относятся следующие виды налогов:

− Налог на имущество организаций;

− Налог на игорный бизнес;

И третья группа состоит из местных налогов (ст. 15 НК РФ), которые устанавливаются, вводятся и прекращают действовать аналогично региональным налогам. Отличает данные два вида только то, что в отношении местных налогов действуют нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований. К данной группе относятся только два вида налогов:

− Налог на имущество физических лиц.

Исходя из истории становления налоговой системы, можно сделать вывод, что на современном этапе экономического развития вопросы развития экономики страны напрямую зависят от качества ее налоговой системы, от возможности обеспечить финансовую стабильность государства.

  1. Врублевская О. В. Налоги и налогообложение под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — 5-е изд. — М.: Питер, 2006. — 496 с.
  2. Леонова Н. Г. История и теория налогообложения. — Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2016. — 83 с.
  3. Починок Н. Фискал. — М., 2016. — 304 с.
  4. Содномова С. К. Теория и история налогообложения. — Иркутск: Издательство БГУЭП, 2008. — 148 с.
  5. Толкушин А. В. История налогов в России. — М.: ЮРИСТЪ, 2001. — 432 с.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ дата обращения: 03.12.2019).

Похожие статьи

Развитие налогового законодательства России и Германии.

Великая Отечественная война оставила большой отпечаток во всех сферах жизни людей.

община, налог распределял местный. Кроме подушного налога вводился налог на всех домашних

Усугубило положение и налоговая политика Германии в отношении России.

налог , РФ , инвентаризационная стоимость , имущественное.

Налоговое бремя некоторых прежних налогов была ослаблена, в основном это сказалось, для население с низким уровнем дохода. Введена подушная подать Петром I в 1724 году, как налог взимаемый в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире.

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие местные.

Налоговое законодательство в Российской Федерации регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — также НК РФ), определяющим правила установления, ведения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации [6].

Налоговая система России и перспективы ее развития

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством. Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах.

Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития

В статье анализируются перспективы и рассматриваются варианты развития имущественного налогообложения. Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Местные налоги и сборы. Разделение на три уровня системы налогов и сборов в РФ позволяет четко расставить полномочия

Основные термины (генерируются автоматически): налог, Российская Федерация, Налоговый Кодекс РФ, налоговая система, сбор, государственный.

Имущественное налогообложение: нововведения и тенденции

Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

В настоящее время в России система налогообложения объектов недвижимости состоит из трех основных налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и.

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале.

Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов. В 1991 г. в России можно было ввести в.

Актуальность применения зарубежного опыта налогообложения.

Ключевые слова: налоговая система, налоговые льготы, организация, налог на прибыль.

Большое значение в системе налогообложения России играет налог на прибыль

Это были в основном пошлины и другие косвенные налоги, а также земельные и подушные обложения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы РФ. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. изучить этапы реформирования налоговой системы РФ, структуру построения налоговой системы, механизм управления налоговой системой;
3. выявить существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 5
1.1 История возникновения налогов в России 5
1.2. Этапы реформирования налоговой системы РФ 8
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 17
1.1 Структура и классификация налогов. 17
1.2 Функции и принципы налогообложения. 21
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1. Структура построения налоговой системы РФ 22
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ 27
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРС НАЛОГИ.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Байкальский государственный университет

экономики и права» в г. Усть-Илимске

(Филиал ФГБОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)

по дисциплине ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ТЕМА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В рф

Студент группы НиНу-10 Чистякова О.Н.

Зав.кафедрой , к.и.н, доцент Афанасов О.В.

ГЛАВА 1. Становление и развитие налоговой системы РФ 5

1.1 История возникновения налогов в России 5

1.2. Этапы реформирования налоговой системы РФ 8

Глава 2. Экономические основы и принципы налоговой системы 17

1.1 Структура и классификация налогов. 17

1.2 Функции и принципы налогообложения. 21

Глава 3. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации 22

2.1. Структура построения налоговой системы РФ 22

2.2 Механизм управления налоговой системой РФ 27

Глава 4. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации 34

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги –основная форма доходов государства.

В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75–85 процентов. Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики: [6, с. 15]

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства;

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа) ;

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его;

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.

Налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.

Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы РФ. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:

  1. дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
  2. изучить этапы реформирования налоговой системы РФ, структуру построения налоговой системы, механизм управления налоговой системой;
  3. выявить существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.

Информационными источниками для написания работы послужили исследования следующих авторов: Врублевской О.В., Горского И.В., Карасева М.Н., Панскова В.Г., Романовского М.В., а также Конституция Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации.

ГЛАВА 1. Становление и развитие налоговой системы РФ

1.1 История возникновения налогов в России

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 –1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689–1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 –1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы. [10, с.33]

Таким образом, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством.

Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV–XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Только в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западных Европы, так и России. В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами.

Екатерина II (1729–1796) преобразовала систему управления финансами.

В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль.

На протяжении XIX в. в России главным источником доходов оставались прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины.

В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д. Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, происходили не только количественные, но и качественные изменения в налоговой системе.

Однако развитие налоговой системы России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).

Очередной спад во всей бюджетно-налоговой системе наступил после Октября 1917 года. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

Определенный этап налаживания финансовой и налоговой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. В течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.

В этот период важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.

После распада СССР в конце прошлого века в наследство России досталась тотальная государственная собственность практически на все средства производства (исключая, разве что, колхозную собственность в сельском хозяйстве, да и то с большой натяжкой) и соответствующие производственные отношения. Проводя в ускоренном темпе приватизацию, меняя и подстраивая по ходу производственные отношения, мы буквально ворвались в рынок. Российское Правительство, не имея собственного рыночного опыта, все преобразования делало по чужим рыночным экономическим лекалам, руководствуясь в основном наработками сторонних специалистов по товарно-рыночным вопросам. Времени на более или менее глубокомысленный анализ нюансов столь разноплановых рыночных экономических факторов и процессов не было. [7]

1.2. Этапы реформирования налоговой системы

Реформирование налоговой системы и налогового законодательства в России началось с принятия Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и других нормативных актов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов. Для этих законодательных актов характерна практическая невозможность их прямого непосредственного применения. Их реализация требовала принятия налоговым ведомством подзаконных актов – инструкций, разъясняющих порядок начисления и уплаты налогов. Число инструктивных документов, регулирующих взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом, доходило до тысячи. Нормы о налогообложении содержались в многочисленных актах, принятых в самые разные годы и отличающихся по своей юридической силе и отраслевой принадлежности. Дальнейшее развитие российского налогового законодательства происходило по пути всевозрастающего объема нормативных правовых актов.[9, с. 12]

Другой особенностью отечественного налогового законодательства середины 90-х годов прошлого века можно назвать его «сверхдинамизм» и постоянную изменчивость. Так, в каждый налоговый закон изменения и дополнения вносились в среднем по 2 раза в год, а в инструкцию по конкретному налогу – 4-5 раз в год.

Поспешная кодификация как наиболее предпочтительная форма совершенствования законодательства, обеспечивающая комплексное решение проблем налогообложения, стала неизбежной и привела к созданию четкой и стройной системы взаимосвязанных нормативно-правовых актов различного уровня, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере налогообложения. Эти нормативные акты и представляют собой современную систему российского законодательства.

Переход к рыночной экономике в России сопровождался глубоким социально-экономическим кризисом, который выявил следующие недостатки налоговой системы:

  1. высокое налоговое бремя подрывало возможности даже простого воспроизводства у добросовестных налогоплательщиков и способствовало формированию масштабного «теневого» сектора в экономике России;
  2. сложность и противоречивость налоговой системы создавали условия для построения разного рода схем «ухода» от налогов;
  3. многочисленные адресные льготы и ненадежные формы расчетов фактически означали индивидуальное налогообложение;
  4. преобладание в структуре налоговых платежей косвенных налогов неблагоприятно влияло на финансовые показатели предприятий. [6, с. 11]

Указанные недостатки во многом обусловлены тем, что в течение первого этапа экономических реформ органы власти рассматривали налоги только как средство формирования доходной части бюджета, т.е. делали упор на их фискальную функцию.

Налоговая система и исторический опыт ее развития

В статье рассмотрены сущность налогов, их функции в государстве, этапы становления и развития налоговой системы, структура налоговой системы

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налогообложение.

Налог - это основной источник образования финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения им основных функций.

История налогов уходит глубоко в прошлое. Их появление связано с возникновением общественных потребностей.

Первые налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости. Кроме того в разные времена и в разных странах они имели разнообразные формы и собирались различными способами. В большинстве случаев их сбор ассоциировался с несправедливостью и тем самым порождал негативное отношение к их сущности и органам власти. По мере развития государственности виды налогов постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Государственные власти разных стран мира тысячелетиями шли по пути реформирования налоговых систем, дабы сломить сложившиеся негативные противоречия по отношению к налогам.

Мировой опыт показывает, что проблемы налогообложения всегда волновали экономистов и государственных деятелей разных эпох. Ведь сегодня уже досконально известно, что уровень развития любого государства напрямую зависит от функционирования налоговой системы, на которую непосредственное влияние оказывает и исторический опыт ее развития. Поэтому тема данной исследовательской работы является актуальной.

Первые документальные подтверждения взимания налогов насчитывают около 2500 лет. Их формы и виды заставляют задуматься над тем, насколько изобретательны были правители.

Во времена Средневековья налоги были распространены слабо. В основном они устанавливались в пользу церкви. Благополучие короля и феодалов строилось на доходах, приносимых крестьянами, обрабатывавшими их земли. Впоследствии основным объектом налогообложения стала земля. Ведь именно она являлась главным источником богатства. В первое время размер налога определялся исходя из площади земельного участка. Позднее за основу брался доход, получаемый от использования участка. По мере развития государства совершенствовалось и налогообложение.

Так, в американских колониях Великобритании появилась всеобъемлющая система налогообложения собственности. Налог взимался не только с земли, построек, личного имущества, но даже с ожидаемого дохода.

Источником формирования казны древнерусского государства, потомками которого мы являемся, была дань (прямой налог) и торговые пошлины (косвенный налог).

Пожалуй не верным является мнение историков о том, что до принятия христианства на Руси (988) налоговая система не существовала. Ведь система «повозья», существовавшая в Древней Руси, и является первичной русской налоговой системой. Каждый находящийся под властью князя был обязан привести то, что мог.

По мере расширения влияния Киевской Руси изменялась и налоговая система. Теперь уже князь со своей дружиной выезжал для сбора податей, забирая все заслуживающее, на его взгляд, внимания. Никакой системности, экономически обоснованных стабильных норм в налогообложении в действиях князя, конечно, не было.

На первых стадиях образования Киевской Руси функции государства были ограничены обороной границ и их расширением, но позднее возникает необходимость в общественных постройках, поддержании внутреннего порядка, содержании аппарата управления. Это требует увеличения налогов, собираемых в различных формах: дань, оброк, подать, урок, поборы.

Первым создателем централизованной упорядоченной системы налогообложения на Руси можно считать княгиню Ольгу. Именно благодаря ей были установлены постоянные величины налоговых ставок, определены погосты — места сбора налоговых платежей, торговли и обмена.

Следующий этап изменения податной системы связан с татаро-монгольским игом на Руси. Налоговые платежи становятся формой платы за спокойное существование. Однако вскорости, из-за коррупции среди наместников Золотой Орды, обязанность по сбору дани была передана русским князям. Дань включала в себя четырнадцать платежей. В целях упорядочивания платежей был введен институт переписи населения, так называемая «запись в число».

После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована: введены прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.

Переход от раздробленности Руси сопровождался централизацией финансовой и налоговой систем. Большое значение имели реформы, проведенные Иваном III и Иваном IV, которые способствовали укреплению централизованного феодального государства.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме.

Весомые изменения в налоговой системе произошли во времена Петра I. Налоговые повинности были необходимы для ведения крупномасштабных военных действий, перестройки вооруженных сил и проведения политического и экономического реформирования. С 1718 г. вводились прямые налоговые сборы с каждой дворовой души. Для этого в период с 1718 по 1724 г. происходит подушная перепись всего мужского населения.

В XII в. до н.э. подушный налог существовал в Китае, в Средние века в Великобритании, Германии, Франции.

Реформаторские проекты Петра I требовали значительных затрат, поэтому вводились все новые и новые налоги. Их непомерное количество привело к тому, что уплата налогов стала непомерно непосильной для населения. В этот период впервые была объявлена налоговая амнистия, все прежние недоимки прощались.

Екатерина II также предприняла ряд мер в целях систематизации налоговой системы. Были созданы экспедиции государственных доходов, ревизий, взимания недоимок. Принципиально меняется налоговая политика. Если во времена Петра I половину всех бюджетных доходов составлял подушный налог, то в период правления Екатерины II косвенные налоги формируют бюджет империи.

XIX в.— век развития финансовой науки. Формируются основные принципы налогообложения: определенность налогов, перераспределение налоговой нагрузки во времени для облегчения налогового бремени, акцент на установление налогов с чистого дохода, а не с самого капитала, уменьшение издержек на сбор налогов.

В начале XX в. налоги в формировании доходов бюджетной системы социалистического государства играли относительно незначительную роль.
Налоговая система этого периода характеризовалась двумя направлениями:
введением новых налогов, выполняющих чисто революционные задачи;
отменой видов налогов, потерявших значение. И без того острая нехватка бюджетных средств сопровождалась, сознательной ликвидацией основных доходных источников государства.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.

В 1930 г. проводится реформа налоговой системы, которая могла бы отвечать потребностям ускоренного промышленного и военного строительства, реформирования сельского хозяйства. Появляется консолидированный акцизный сбор налог с оборота.

В 1960-е годы появилось множество предложений отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. По мнению ученых, это должно было способствовать ускоренному росту экономического благосостояния экономики. Однако все ограничилось незначительными налоговыми преобразованиями, и налоговая система СССР существовала без изменений вплоть до перестройки.

Принятие Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» совпало с периодом распада СССР. Однако именно этот законопроект заложил основы системы налогообложения большинства вновь образованных государств.

Система налогов, введенная в 1990 году, способствовала развитию свободы хозяйствования, и трансформировала правовую основу взаимоотношения предприятий и государства. Становление и развитие рыночных отношений потребовало перехода предприятий и организаций на налоговые принципы взаимоотношений с бюджетом. Назрела необходимость перехода к упорядоченной налоговой системе, без которой рынок и стоимостные рычаги не могут нормально функционировать.

Сегодня мы стоим на новом этапе развития налоговой системы молодого государства, в основу которого положены современные принципы налогообложения.

Налоговая политика органов власти требует своевременной корректировки приоритетов деятельности и механизмов реализации поставленных целей с помощью понятного и разумного правового поля. Именно об этом нас убеждают исторические факты развития налоговой системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоги не возникли одномоментно. Понятие налоговой системы как таковое появилось наравне с государством. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Налоги сегодня - это важный инструмент регулирования национальной экономики государства, основная форма его доходов.

Исторический характер развития налоговой системы указывает на ее способность приспосабливаться к постоянно меняющимся потребностям общества. Она является инструментом стабилизации экономики в кризисных ситуациях.

Библиографический список литературы:

Агабекян, О.В. Макарова, К.С. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов / О.В. Агабекян, К.С. Макарова- М. Издательский дом АТИСО, 2009. – 442 c.

Буланже М. "Податная политика Петра Великого"//Налоговое обозрение. 1999. № 1-2

Калинина О.В., Оценка эффективности российской налоговой системы// Финансы и кредит. – 2011. - №11. – с. 10-14

Карамзин Н. М. "История государства Российского". - М.: Книга, 1988.

Пушкарева В.М.. История финансовой мысли и политики налогов. 1996

Соловьев С. М. Соч. "История России с древнейших времен" Книга 2, Том 3. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. – М.: Прогресс, 1992. – 406с.

История русской экономической мысли. В 3-х т. Т.1 /Под ред. Пашкова А. И. - М.:ГИПЛ, 1955

Черник Д.Г. "Налоги в рыночной экономике". – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 383 с.

Юткина Т. Ф. "Налоги и налообложение" : Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2002.

Налоговая система и исторический опыт ее развития

В статье рассмотрены сущность налогов, их функции в государстве, этапы становления и развития налоговой системы, структура налоговой системы

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налогообложение.

Налог - это основной источник образования финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения им основных функций.

История налогов уходит глубоко в прошлое. Их появление связано с возникновением общественных потребностей.

Первые налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости. Кроме того в разные времена и в разных странах они имели разнообразные формы и собирались различными способами. В большинстве случаев их сбор ассоциировался с несправедливостью и тем самым порождал негативное отношение к их сущности и органам власти. По мере развития государственности виды налогов постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Государственные власти разных стран мира тысячелетиями шли по пути реформирования налоговых систем, дабы сломить сложившиеся негативные противоречия по отношению к налогам.

Мировой опыт показывает, что проблемы налогообложения всегда волновали экономистов и государственных деятелей разных эпох. Ведь сегодня уже досконально известно, что уровень развития любого государства напрямую зависит от функционирования налоговой системы, на которую непосредственное влияние оказывает и исторический опыт ее развития. Поэтому тема данной исследовательской работы является актуальной.

Первые документальные подтверждения взимания налогов насчитывают около 2500 лет. Их формы и виды заставляют задуматься над тем, насколько изобретательны были правители.

Во времена Средневековья налоги были распространены слабо. В основном они устанавливались в пользу церкви. Благополучие короля и феодалов строилось на доходах, приносимых крестьянами, обрабатывавшими их земли. Впоследствии основным объектом налогообложения стала земля. Ведь именно она являлась главным источником богатства. В первое время размер налога определялся исходя из площади земельного участка. Позднее за основу брался доход, получаемый от использования участка. По мере развития государства совершенствовалось и налогообложение.

Так, в американских колониях Великобритании появилась всеобъемлющая система налогообложения собственности. Налог взимался не только с земли, построек, личного имущества, но даже с ожидаемого дохода.

Источником формирования казны древнерусского государства, потомками которого мы являемся, была дань (прямой налог) и торговые пошлины (косвенный налог).

Пожалуй не верным является мнение историков о том, что до принятия христианства на Руси (988) налоговая система не существовала. Ведь система «повозья», существовавшая в Древней Руси, и является первичной русской налоговой системой. Каждый находящийся под властью князя был обязан привести то, что мог.

По мере расширения влияния Киевской Руси изменялась и налоговая система. Теперь уже князь со своей дружиной выезжал для сбора податей, забирая все заслуживающее, на его взгляд, внимания. Никакой системности, экономически обоснованных стабильных норм в налогообложении в действиях князя, конечно, не было.

На первых стадиях образования Киевской Руси функции государства были ограничены обороной границ и их расширением, но позднее возникает необходимость в общественных постройках, поддержании внутреннего порядка, содержании аппарата управления. Это требует увеличения налогов, собираемых в различных формах: дань, оброк, подать, урок, поборы.

Первым создателем централизованной упорядоченной системы налогообложения на Руси можно считать княгиню Ольгу. Именно благодаря ей были установлены постоянные величины налоговых ставок, определены погосты — места сбора налоговых платежей, торговли и обмена.

Следующий этап изменения податной системы связан с татаро-монгольским игом на Руси. Налоговые платежи становятся формой платы за спокойное существование. Однако вскорости, из-за коррупции среди наместников Золотой Орды, обязанность по сбору дани была передана русским князям. Дань включала в себя четырнадцать платежей. В целях упорядочивания платежей был введен институт переписи населения, так называемая «запись в число».

После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована: введены прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.

Переход от раздробленности Руси сопровождался централизацией финансовой и налоговой систем. Большое значение имели реформы, проведенные Иваном III и Иваном IV, которые способствовали укреплению централизованного феодального государства.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме.

Весомые изменения в налоговой системе произошли во времена Петра I. Налоговые повинности были необходимы для ведения крупномасштабных военных действий, перестройки вооруженных сил и проведения политического и экономического реформирования. С 1718 г. вводились прямые налоговые сборы с каждой дворовой души. Для этого в период с 1718 по 1724 г. происходит подушная перепись всего мужского населения.

В XII в. до н.э. подушный налог существовал в Китае, в Средние века в Великобритании, Германии, Франции.

Реформаторские проекты Петра I требовали значительных затрат, поэтому вводились все новые и новые налоги. Их непомерное количество привело к тому, что уплата налогов стала непомерно непосильной для населения. В этот период впервые была объявлена налоговая амнистия, все прежние недоимки прощались.

Екатерина II также предприняла ряд мер в целях систематизации налоговой системы. Были созданы экспедиции государственных доходов, ревизий, взимания недоимок. Принципиально меняется налоговая политика. Если во времена Петра I половину всех бюджетных доходов составлял подушный налог, то в период правления Екатерины II косвенные налоги формируют бюджет империи.

XIX в.— век развития финансовой науки. Формируются основные принципы налогообложения: определенность налогов, перераспределение налоговой нагрузки во времени для облегчения налогового бремени, акцент на установление налогов с чистого дохода, а не с самого капитала, уменьшение издержек на сбор налогов.

В начале XX в. налоги в формировании доходов бюджетной системы социалистического государства играли относительно незначительную роль.
Налоговая система этого периода характеризовалась двумя направлениями:
введением новых налогов, выполняющих чисто революционные задачи;
отменой видов налогов, потерявших значение. И без того острая нехватка бюджетных средств сопровождалась, сознательной ликвидацией основных доходных источников государства.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.

В 1930 г. проводится реформа налоговой системы, которая могла бы отвечать потребностям ускоренного промышленного и военного строительства, реформирования сельского хозяйства. Появляется консолидированный акцизный сбор налог с оборота.

В 1960-е годы появилось множество предложений отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. По мнению ученых, это должно было способствовать ускоренному росту экономического благосостояния экономики. Однако все ограничилось незначительными налоговыми преобразованиями, и налоговая система СССР существовала без изменений вплоть до перестройки.

Принятие Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» совпало с периодом распада СССР. Однако именно этот законопроект заложил основы системы налогообложения большинства вновь образованных государств.

Система налогов, введенная в 1990 году, способствовала развитию свободы хозяйствования, и трансформировала правовую основу взаимоотношения предприятий и государства. Становление и развитие рыночных отношений потребовало перехода предприятий и организаций на налоговые принципы взаимоотношений с бюджетом. Назрела необходимость перехода к упорядоченной налоговой системе, без которой рынок и стоимостные рычаги не могут нормально функционировать.

Сегодня мы стоим на новом этапе развития налоговой системы молодого государства, в основу которого положены современные принципы налогообложения.

Налоговая политика органов власти требует своевременной корректировки приоритетов деятельности и механизмов реализации поставленных целей с помощью понятного и разумного правового поля. Именно об этом нас убеждают исторические факты развития налоговой системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоги не возникли одномоментно. Понятие налоговой системы как таковое появилось наравне с государством. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Налоги сегодня - это важный инструмент регулирования национальной экономики государства, основная форма его доходов.

Исторический характер развития налоговой системы указывает на ее способность приспосабливаться к постоянно меняющимся потребностям общества. Она является инструментом стабилизации экономики в кризисных ситуациях.

Библиографический список литературы:

Агабекян, О.В. Макарова, К.С. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов / О.В. Агабекян, К.С. Макарова- М. Издательский дом АТИСО, 2009. – 442 c.

Буланже М. "Податная политика Петра Великого"//Налоговое обозрение. 1999. № 1-2

Калинина О.В., Оценка эффективности российской налоговой системы// Финансы и кредит. – 2011. - №11. – с. 10-14

Карамзин Н. М. "История государства Российского". - М.: Книга, 1988.

Пушкарева В.М.. История финансовой мысли и политики налогов. 1996

Соловьев С. М. Соч. "История России с древнейших времен" Книга 2, Том 3. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. – М.: Прогресс, 1992. – 406с.

История русской экономической мысли. В 3-х т. Т.1 /Под ред. Пашкова А. И. - М.:ГИПЛ, 1955

Черник Д.Г. "Налоги в рыночной экономике". – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 383 с.

Юткина Т. Ф. "Налоги и налообложение" : Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2002.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: