Налоги задушили малый бизнес

Опубликовано: 16.05.2024


Фото Jaap Arriens / NurPhoto via Getty Images
Фото Jaap Arriens / NurPhoto via Getty Images

Экономические проблемы государства и попытка увеличить налоговые сборы на фоне падения цен на нефть привели к тому, что прошлый год стал годом масштабного переворота в работе малого и среднего бизнеса (МСБ). Причин этому несколько: с одной стороны, борьба ЦБ и Росфинмониторинга с отмыванием денег, схемами по уходу от НДС, обналичкой, с другой — желание Минфина и ФНС собрать больше налогов.

Возможно, в голове у чиновников возникает баланс отношений с МСБ. Государство протоколирует преференции малому бизнесу и выделяет деньги через специальные фонды развития, но они часто испаряются и не доходят до адресата. А с другой стороны, ЦБ закручивает гайки, но в куда более ощутимом для предпринимателей виде: рассылает признаки компаний малого бизнеса, которым нужно закрыть счета. ЦБ поддерживает руководство крупных банков, например, руководитель Сбербанка Герман Греф назвал сектор малого бизнеса «фабрикой по отмыванию доходов».

Бизнес получил ужесточение налогового бремени и усиление регулирования. И если раньше это были проверки налоговиков и других госслужб, то теперь к ним добавился новый регулятор — банки. Они стали элементом фискальной политики — предприниматели должны знать и документально подтверждать им бенефициарных владельцев, кредитным организациям дали право отказывать в проведении операций и открытии счетов. Банки боятся Центробанк и спешат без промедления закрывать счета небольшим или подозрительным компаниям, заодно под нож попадают компании, которые не приносят кредитным организациям больших доходов.

Вероятно, регулятор предполагал, что кредитные организации предложат индивидуальный подход к каждому бизнесу, но на деле этого не происходит. Страх после массовой зачистки финансовой системы привел к тому, что банки с удвоенной скоростью и без разбора принялись выкашивать счета небольших компаний.

Причем банки закрывают счета без предупреждения: останавливают операции, перестают выдавать наличные и закрывают доступ в интернет-банк. И этого достаточно, чтобы перестать существовать бизнесу, если только не перейти на бартерную систему или криптовалюты. Предпосылки для этого есть, но бизнес к этому еще полноценно не готов.

В прошлом году российские банки в рамках закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» заблокировали более 600 000 счетов предпринимателей. За полгода закрыты около полумиллиона счетов. Проблема затронула множество представителей малого бизнеса.

Оснований для отказа в работе с малым бизнесом десятки, есть и те, что носят непубличный характер. Банк России и Росфинмониторинг считают, что достаточно подпадать лишь под несколько из них, чтобы закончить обслуживание в банке, а в итоге и бизнес. Среди них обслуживание юрлица со сроком регистрации менее двух лет, рост объема наличного оборота (более 30% от недельного оборота), проведение операций, которые не приводят к уплате налогов (платежи менее 0,5-0,9% от оборота), операции со счетами контрагентов с признаками транзитных, получение средств суммами до 600 000 рублей, регулярное снятие наличных (ежедневно или в течение трех-пяти дней со дня поступления), снятие наличных, не превышающих 600 000 рублей, наличие у компании нескольких корпоративных карт, через которые только снимаются наличные (без других операций), также регулятору не нравится работа предпринимателя с неправильными контрагентами — бизнес должен знать, кто из них платит налоги, является ли директор контрагента или адрес регистрации массовым.

Банк не дает возможности предпринимателю получать непрофильные платежи на расчетный счет, например, ресторатор не должен получать деньги за стройматериалы или собственник такого бизнеса не должен покупать за корпоративные средства автомобиль.

Список этих критериев неокончательный — ЦБ постоянно вводит новые. Это приводит к тому, что некоторые бизнесы открывать станет невозможно — в банке не должно быть счетов молодой курьерской фирмы, которая работает с интернет-магазинами, платит мало налогов и принимает деньги от покупателей.

Поведение банков напоминает введение американских санкций: никто из банкиров не хочет держать счета компании, которой по каким-то причинам отказал в обслуживании другой банк. Это приводит к лавинообразному эффекту — банкиры вдобавок к базам ЦБ делятся между собой базами закрытых ими же счетов, и предпринимателям отказывают в банковском счете везде. В результате открывать бизнес в некоторых регионах, где банковская сеть сократилась в результате чистки ЦБ, станет просто невозможно.

Бизнес тоже придумал выход из ситуации — он больше начал прибегать к услугам номинальных директоров, скрывает бенефициаров. Банки воспользовались ситуацией и выстроили два новых вида дохода на пострадавших бизнесменах: берут взятки, чтобы не закрывать счет, и официально берут комиссию за перевод средств (при блокировке) в другой банк — стоимость операции вывода доходит до 15-25% от суммы.

В результате страдают не только «отмывальщики», которые обычно имеют тесные отношения с банками (их счета закроют в последнюю очередь) и быстро приспосабливаются к новым подходам регулятора, а и обычные бизнесмены.

И, конечно, ни Банк России, ни Финмониторинг, ни банки никак не ответят за то, что бизнесмен в результате закрытия счета может потерять деньги и попасть по суд, если нарушит условия договоров, многие из которых могут грозить ему судебными последствиями и штрафами. Жаловаться предпринимателям некому.

В любом случае попытка обелить бизнес и заработать дополнительный налог приведет к тому, что цена входного билета для малого бизнеса вырастет. Это опять же неприятно, так как критерии ЦБ по кредитованию малого бизнеса тоже носят дискриминационный характер — за кредитование МСП банки могут получить дополнительное начисление резервов (что при проверках может выйти им боком), а в итоге получить деньги на развитие невозможно.

Что же делать предпринимателям? К банкам нужно относиться так же, как к регуляторам: иметь запасные счета и альтернативные способы оплаты-получения средств, проверять контрагентов (арбитраж, исполнительные производства) и не открывать фирму в массовом месте регистрации или с массовым номинальным директором. Стараться меньше снимать наличных, четко прописывать основания платежа и вовремя подавать отчетность и, возможно, авансировать налоги.

От государства ждут прекращения налогового и правоохранительного беспредела, глубокой проработки законодательной базы под МСБ, создание соответствующей бизнес-среды. Необходим специализированный и полноценный опорный банк под МСБ. Идею задвинули в дальний ящик. Помимо стандартных банковских услуг, такой банк должен полностью взять на себя сопровождение малого бизнеса, а это значит — вести бухгалтерию, оказывать налоговое и юридическое сопровождение, представлять интересы бизнеса во взаимодействии с государственными органами и судами, осуществлять проверку контрагентской базы. Под такой банк должны быть разработаны своя нормативная база и льготный режим резервирования.

В условиях ужесточения санкций, когда, как воздух, нужен новый качественный скачок в росте экономики, а вложения в инфраструктурные проекты уже свое отработали, именно сейчас пора от слов переходить к делу и принять срочные меры по стимулированию данного сектора экономики, но пока все идет по накатанной, к очередному ужесточению для бизнеса.

Правительство подводит малый и средний бизнес под красную черту

Антон Чаблин

Налоги начнут душить миллионы людей


2021 год принесет для малого бизнеса России множество плохих новостей, из которых самая трагичная — это отмена ЕНВД (Единый налог на вмененный налог). Это был один из самых популярных налоговых режимов, которым в России пользовались более 2 миллионов плательщиков.

Вместо него остаются только УСН и патентная система (самозанятые граждане еще могут воспользоваться налогом на профессиональный доход).

Федеральные депутаты от КПРФ до последнего пытались сохранить ЕНВД, требуя продлить переходный период для малого бизнеса до 2024 года. Требовали введения моратория и все крупнейшие бизнес-объединения страны, ратовал за сохранение ЕНВД бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Однако правительство, как всегда, к мнению бизнеса и оппозиции не прислушалось. Позиция Минфина и Минэкономики была проста: якобы ЕНВД используется для ухода от налогообложения.

Впрочем, массированный переход малого бизнеса на новые налоговые режимы может повторить ситуацию 2013 года, когда резко повысились ставки страховых платежей во внебюджетные фонды. В итоге это привело к массовому закрытию бизнеса и его уходу в тень.

Так что теперь делать бизнесменам, загнанным правительством в угол? Этот вопрос «Свободная пресса» задала специалистам по налогообложению.

Главный налоговый консультант юридической фирмы Tax Compliance Юлия Павлова считает, что отменять ЕНВД в условиях экономического кризиса было неверно.

— Компании, использующие режим ЕНВД, в условиях снижения потребительского спроса обязаны оплачивать налог, исходя из базовой доходности и физического показателя. Фиксированная сумма налога может стать как положительной, так и отрицательной стороной ЕНВД.

Все зависит от обстоятельств.

Возможно, грядущие изменения не так сильно скажутся на ведении бизнеса данной категории налогоплательщиков, потому что в условиях экономической нестабильности и перманентного снижения выручки обсуждаемый спецрежим не особо выгоден.

«СП»: — Ну а насколько сильно вырастет налоговая нагрузка на бизнес, который перейдет на иные режимы?

— Думаю, для налогоплательщиков, «ушедших» с ЕНВД, было бы разумной временной альтернативой введение «переходного» периода.

Для рассматриваемой категории налогоплательщиков при отмене ЕНВД возможно применение УСН: в данном спецрежиме используются аналогичная ставка 15%, но при этом уже учтены все расходы по деятельности экономического субъекта.

Если налогоплательщик является индивидуальным предпринимателем, то он может выбрать патентную систему налогообложения.

Аналогично единому налогу на вмененный доход расчет суммы патента будет устанавливаться, исходя из потенциального дохода, местоположения хозяйствующего субъекта (регион) и срока действия патента.

Рассчитать и сравнить налоговую нагрузку при применении либо патентной системы, либо УСН можно благодаря сумме патента (учитывая срок его действия) и предполагаемому доходу. Налогоплательщикам не запрещено совмещать данные режимы, нужно только вести отдельный учет доходов.

«СП»: — А вообще справедливы ли заявления правительства, будто ЕНВД использовали для «оптимизации», то есть для уклонения от налогов?

— Одна из основных схем оптимизации налогов — реализация товаров в адрес конечного покупателя через взаимозависимое лицо, применяющее спецрежим, что способствует освобождению от уплаты НДС и налога на прибыль с выручки. Еще один способ — это формирование нового юридического лица в том случае, когда компания практически превышает порог по выручке для применения УСН. А это, напомню, более распространенный режим налогообложения, нежели ЕНВД.

«СП»: — Велика ли вероятность повторения ситуации 2013 года, когда значительная часть бизнеса уйдет в тень?

— Я отвечу так. В настоящих экономических условиях вероятнее всего увеличение направленности налогоплательщиков на получение незаконного налогового обогащения.

Главой ФНС России сообщалось о совершенствовании информационных методов проверки деятельности и ужесточения контроля за деятельностью физических и юридических лиц, в связи с чем налогоплательщики могут начать прорабатывать экономическое обоснование финансово-хозяйственных сделок заранее.

Директор по развитию продуктов платформы «Рокет Ворк» Вячеслав Аскалепов:

— Многие предприниматели действительно ждали, что ЕНВД продлят, в Госдуму даже вносилось предложение о продлении этого режима до 2024 года. Поэтому к 2021 году многие оказались не готовы.

«СП»: — Главная проблема — повышение ставок?

— Думаю, предпринимателям-временщикам будет непросто освоиться с режимами ОСН и УСН, предполагающими ведение полноценного учета доходов и расходов. При этом, общий режим налогообложения (ОСНО), на который налоговая переведет таких предпринимателей-«молчунов» автоматически, часто невыгоден для налогоплательщиков.

Для общего режима характерны высокая налоговая нагрузка и значительный объем отчетности. Особенно это касается организаций. Декларацию по НДС приходится сдавать каждый квартал, да еще и электронно, что приведет к лишним денежным затратам, например на ЭЦП, бухгалтера или фирму-посредника.

«СП»: — Ну хоть какая-то логика в действиях правительства, в разгар кризиса отменяющего ЕНВД, есть?

— Коронакризис существенно сократил прибыль предприятий малого и среднего бизнеса, и дополнительные расходы могут просто похоронить его. Ровно как и недостаточная информационная кампания упразднения ЕНВД, из-за чего многие предприниматели с большой вероятностью могут ошибиться в выборе нового налогового режима и банально его «не потянуть».

«СП»: — Делать-то что бизнесменам, советуйте.

— Сейчас оптимальное решение проблемы — это переход на УСН. Да, организаций это не освободит от ведения бухгалтерского учета, но налоговая нагрузка может быть намного ниже, чем при ОСНО.

А для тех, кто работает без наемных сотрудников, хорошим вариантом станет регистрация самозанятости. При выборе самозанятого режима предприниматель может избавиться от «предпринимательского» статуса и освободиться от уплаты страховых взносов, да и налоговые ставки для НПД сейчас самые выгодные.

Индивидуальным предпринимателям придется уйти в тень, чтобы выжить

Зампредседателя следственного комитета (СК) Елена Леоненко предложила уравнять ответственность за уход от налогов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но что будет с малым бизнесом при таком раскладе? Одно дело, когда речь идет о компании с большими оборотами, которая может себе позволить заплатить за налоговые нарушения, а то и отбить их в суде с помощью нанятых адвокатов; другое дело — индивидуальный предприниматель, у которого нет своего юриста и лишних средств. Очевидно, если предложение СК будет поддержано, то в этом году мы увидим рост числа банкротств среди предпринимателей и массовый уход в тень микробизнеса.

Индивидуальным предпринимателям придется уйти в тень, чтобы выжить

Фото: Алексей Меринов

СК предлагает «уравнять ответственность за уход от налогов» для юридических и физических лиц. «Нужно понимать: если юридическое лицо уклонилось от уплаты налогов на крупную сумму, ему придется отвечать и через год, и через 10 лет, как только состоится суд. А у индивидуальных предпринимателей, сколько бы они ни утаили от казны, срок давности преступлений всего два года», — сказала в интервью Елена Леоненко.

Новые предложения, уравнивающие ответственность ИП с одной стороны, и средних и крупных предприятий с другой стороны, могут привести к тому, что бизнес, который надеется выстоять в пандемию, получит новый серьезный удар, убежден руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Отметим, что по сравнению с прошлым годом количество ИП в стране сократилось на 100 тысяч, юридических лиц — на 400 тысяч. Общее число микро-, малых и средних предприятий в РФ по итогам 2020 года снизилось на 300 тысяч — с 5,9 млн до 5,6 млн. Таковы итоги пандемии, когда предприниматели в полной мере ощутили падение оборотов, прибыли и низкий спрос.

«Пока в других странах предпринимателям снижают налоговую нагрузку, у нас идет такое ужесточение правил, — говорит Деев. — Это приведет к росту банкротств среди представителей малого и среднего бизнеса, а также к массовому уходу в тень микробизнеса».

Напомним, что все налоговые отсрочки и отсрочки по страховым взносам для малых и средних предприятий (МСП) закончили действовать в 2020-м и сейчас обескровленным предприятиям необходимо рассчитаться с долгами прошлого года. В сложившейся ситуации, когда обороты ИП падают вместе с падением реальных доходов граждан, казалось бы, куда разумнее было бы поддержать предпринимателей новыми налоговыми льготами, отменой обязательных проверок, а не запугивать их очередными карательными мерами.

Такие предложения на общую деловую атмосферу в стране влияют деструктивно, считает директор по развитию продуктов платформы «Рокет Ворк» Вячеслав Аскалепов. «Если такие поправки будут приняты, мы можем столкнуться с нежеланием людей открывать собственный бизнес, что на фоне общего положения МСП в коронакризис негативно повлияет на экономику страны в целом — ведь сейчас только малый и средний бизнес генерируют до 20% ВВП России», — подчеркнул собеседник «МК».

Между тем старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников высказал мнение, что с точки зрения закона такое уравнение наказаний за налоговые преступления справедливо, а с точки зрения бюджетной политики вполне объяснимо. «Кризис, вызванный пандемией, привел к серьезным незапланированным расходам федерального бюджета, которые надо как-то восполнять. Поэтому я думаю, что в этом году мы будем видеть планомерное ужесточение законодательства. В первую очередь оно будет направлено на бизнес, но со временем коснется и физических лиц», — считает эксперт.

По его словам, собираемость налогов — больной вопрос для нашего государства. Если юридические лица, особенно крупные компании, удалось худо-бедно вывести из тени, то мелкий бизнес и физические лица продолжают недоплачивать налоги. Для этого существует множество схем.

Но даже если и так, правильно ли закручивать гайки в такой неблагоприятный для бизнеса период, когда он и без всяких дополнительных «кошмариваний» на ладан дышит? Да и с точки зрения повышения собираемости налогов никто еще не доказал, что метод кнута, закручивания гаек и ужесточения наказаний, лучше пряника — налоговых льгот ради сохранения бизнеса как такового.

image

Лозунг о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса господствует повсюду, от кремлевских кабинетов высшего уровня до выступлений представителей несистемной оппозиции – они могут не сходиться во многом, кроме одного: ключ в развитии экономики России – в бизнесе.

У сторонников этой позиции есть три главных аргумента: малый и средний бизнес (МСБ) дает налоги в государственный бюджет, создает рабочие места и, наконец, обязательно вырастет в средний и крупный, станет локомотивом «новой экономики». Однако прошедшие годы убедительно показали, что эти громкие заявления никак не соотносятся с истинным положением дел. Так, давайте вместе разберёмся, с какими же преградами сталкивается МСБ в России? Но сначала немного статистики.

В США, странах Евросоюза и других государствах именно малый бизнес становится «локомотивом» экономики, делая решающий вклад в ВВП – от 40 до 80% и более. Весьма показательно и его участие во внешней торговле. По данным Евростата, 98% предприятий, торгующих в Европе, – это малый и средний бизнес, 70% из них – микропредприятия численностью до 9 человек. Именно в МСБ трудится 67% занятого населения Европы, а добавленная стоимость, которую он создает за год, оценивается в 3,9 трлн евро. Также малый бизнес создает поле для здоровой конкуренции, обеспечивает рабочие места и платит налоги.

В России все куда скромнее, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике невелика. Минэкономразвития ее оценивает в 20%, хотя независимые эксперты спорят с этой цифрой. Эксперты «Опоры России» подсчитали, что за последние два года его доля выросла с 19,5% до 21,5%.

При этом остальной вклад в наш ВВП делают крупные госпредприятия и корпорации. В стратегиях не раз звучали планы увеличить ту самую долю малого бизнеса до европейских показателей. Еще давно к 2020 году ее планировали довести до 50%, а теперь уже президент РФ Владимир Путин обозначил новый ориентир – 40% к 2030 году. Однако, эту цифру многие склонны считать слишком амбициозной и оторванной от реальности.

Эксперты отмечают, что в будущем стимулы для роста, которые позволили вырасти доле малого бизнеса на 2,5% за четыре года, себя уже не оправдают, тем более что в этой сфере остается еще много нерешенных проблем.

С малым бизнесом в России складывается весьма противоречивая ситуация. С одной стороны, малых предприятий действительно становится больше, но с другой, занятость в них падает, и, как следствие, их обороты и возможности уменьшаются.

В Счетной палате подсчитали, что количество предприятий в сфере малого и среднего бизнеса выросло за два года с 4,53 млн на 1 января 2015 года до 5,99 млн на 10 декабря 2017 года, то есть больше, чем на треть. За то же время число работников, которые в них трудятся, упало с 18 млн человек до 16 млн человек. Фактически это значит, что либо они перешли к другим, более крупным субъектам хозяйствования, либо ушли в тень и продолжают работать с малым бизнесом нелегально.

При этом не помогает даже государственное финансирование. Счетная палата, изучая эффективность реализации господдержки в ряде некоторых регионов – Ставрополье, Татарстане, Краснодаре и других, – выяснила, что по темпам создания рабочих мест в малых и средних предприятиях поддержка буквально провалилась. В рамках федеральной госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2014-2017 годах на малый и средний бизнес было выделено 120,5 млрд рублей, из которых 95% было потрачено. Однако, ключевой показатель ее реализации – 109,5 тысячи рабочих мест – достигнут так и не был, малые предприятия в исследуемых регионах обеспечили лишь 35,5 тысячи рабочих мест. Так, деньги на исполнение госпрограммы потрачены, а должные результаты не достигнуты. Не это ли называется расточительством?

Если смотреть в целом по России, то ситуация ненамного лучше. По данным Росстата, за шесть лет – с 2011 по 2016 год – численность малых и микропредприятий выросла с 1,84 до 2,77 млн единиц, в то время как число работников в них по сравнению с 2011 годом даже уменьшилось на 4%.

Расширять число работников малому бизнесу невыгодно. Даже легально оформить продавца простому ИП на рынке будет стоить еще дополнительно 43% к зарплате на руки: выплаты в Пенсионный фонд, ФФОМС, ФСС и НДФЛ. И это сверх тех расходов, которые предприниматель уже сам платит за себя и за свой бизнес. В последние годы платежеспособный спрос падал, и предпринимателям пришлось снижать издержки, в том числе за счет уменьшения рабочих мест.

Кредитный голод и деловой холод

Представители малого и среднего бизнеса в России первоочередной проблемой в развитии своего дела называют ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Бизнесмены жалуются на чрезмерно высокие ставки по кредитам, сложность получения займов на долгий срок, невозможность взять кредит с отсрочкой на развитие.

В Европе льготное кредитование и субсидирование процентных ставок – это одна из основных форм поддержки бизнеса. То же самое попытались внедрить и у нас, однако результаты пока не радуют. Малый бизнес из-за большой процентной ставки не слишком охотно берет кредиты на развитие своей деятельности. Банки тоже все еще не уверены в малом бизнесе, а потому не всегда идут на встречу.

По данным Центробанка, сумма предоставленных кредитов на 1 декабря 2017 года составляла 5 429,7 млрд рублей, что даже меньше, чем в далеком 2012 году, несмотря на всю инфляцию за эти годы.

Для многих малых предприятий получить кредит – это все еще большая проблема. По данным Индекса Опоры RSBI, в III квартале 2017 года только 8% компаний МСБ смогли получить кредит в банке, при этом кредиты получили 56% от обратившихся за ними. Микробизнесу получить заемные средства сложнее: процент отказов превышает 50%.

Бесконечные квазиналоги

Вопреки обещаниям не повышать налоговую нагрузку на бизнес малые и средние предприятия почувствовали ее в полной мере, и она будет расти еще в ближайшие три года – дополнительно 350 млрд рублей планируется собрать именно за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес

Официальный уровень налоговой нагрузки, которую публикует ФНС, у нас находится на низких отметках – по разным видам деятельности он составляет в среднем от 2% до 10%. Однако реальные расходы предпринимателей куда выше. Появился «Платон», взносы за капремонт, экологический сбор, выросли акцизы, появился торговый сбор, затем туристический сбор, выросли портовые сборы. В 2016 году подсчитали, что число всевозможных обязательных неналоговых платежей, по разным оценкам, составляет от 50 до 70 видов. Доходы с так называемых «квазиналогов», по данным Счетной палаты, приближаются к 1 трлн рублей в год.

Неналоговых платежей появилось настолько много (Большинство россиян не подозревают, сколько на самом деле платят налогов), что власти сейчас обсуждают вопрос о том, как их регулировать, – включать или не включать в Налоговый кодекс, и, следовательно, от этого будет зависеть, насколько велика будет ответственность за их неуплату.

Все это приводит к тому, что издержки бизнеса растут, однако в условиях все еще невысокого потребительского спроса предприниматели не могут наращивать цены на свою продукцию, поэтому вынуждены уходить в тень или закрывать бизнес.

Тотальный контроль

В России около 40 ведомств, которые в той или иной степени занимаются проверками бизнеса, и более 140 видов органов госконтроля, которые дублируют друг друга. Нередки случаи, когда разные органы проверяют одно и то же лицо по несколько раз. А законодательные изменения, которых в последнее время настоящий шквал, только лишь провоцируют предпринимателя на ошибки. Только за ту осеннюю сессию Госдума приняла 215 новых законопроектов.

Впрочем, есть и послабление – с 1 января 2016 года для малого бизнеса действует мораторий на проверки сроком на три года. Отчасти поэтому был небольшой всплеск регистрации нового малого бизнеса. Предприниматели регистрировали новое дело взамен старого. Однако если для кого-то проблема проверок и решилась, то появилась новая. Теперь головной болью предпринимателей стали так называемые «черные списки» Центробанка, которые ведомство разработало для борьбы с отмыванием денег. В результате банки стали просто-напросто блокировать счета малого бизнеса без разбора и без объяснения причин. При этом страдают не столько обнальщики, сколько честные компании, рядовые ситуации которых кажутся банкам подозрительными. Например, когда основания платежей не соответствуют видам деятельности клиента, либо произошло резкое увеличение оборотов по счету. Подозрения вызывают агентские и комиссионные платежи, а также любые выплаты физическим лицам. Постоянная «презумпция виновности» перед контрольными органами отнюдь не способствует тому, чтобы бизнесу хотелось работать в России.

Господдержка не помогает

Росстат провел исследование и выяснил, что малый бизнес почти не пользуется господдержкой и совсем мало о ней знает. Мерами поддержки пользуются только 2% малых предприятий и 3,1% индивидуальных предпринимателей. Около трети исследуемых субъектов знают о том, что господдержка существует, однако не имеют понятия, как её получить. При том, что на федеральном, региональном и местном уровнях в совокупности действует около 600 программ, предприниматели не имеют информации о них, о том, куда стоит обращаться и соответствуют ли они критериям этих программ.

К похожим выводам пришла и Счетная палата, изучив господдержку кредитования МСБ. Ведомство отмечает, что не только сократился объем кредитования, но и почти не работает гарантийная система. Доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках национальной гарантийной системы, увеличилась, но осталась незначительной: от 1,5% по состоянию на 1 января 2016 до 4,8% по состоянию на 1 октября 2017. А в тех регионах, где проводилась проверка, количество поручительств по кредитам составило ничтожные 0,1%.

До многих предпринимателей средства и вовсе не доходят. Счетная палата пишет, что при проверке гарантийного фонда и фонда микрофинансирования в Краснодарском крае субсидии из госбюджета шли не предпринимателям, а размещались на банковских депозитах. В 2014 году это было 92,4% от всех выданных денег, а в 2016 году – 41,8%.

Монополизация рынков

Монополизм снижает стимулы к созданию малых инновационных фирм. В настоящее время научно-технические разработки, которые могут дать экономике малые инновационные предприятия при вузах, практически не востребованы ни государством, ни бизнесом. Отечественные предприятия крайне слабо воспринимают новинки достижений науки, что во многом обусловлено монополистической структурой рынков. Бизнес должен получать конкурентные преимущества от внедрения новых технологий, но как отмечают многие исследователи рынков, в России реальной конкуренции бизнеса нет. Либо мы видим наличие монополии, которой конкуренция не нужна, либо это серьезное участие государства в крупных корпорациях, которые вне конкуренции. Поэтому нет заинтересованности и экономических стимулов для внедрения новых технологий. Крупный капитал не допускает предприятия малого и среднего бизнеса ни в одну ведущую отрасль экономики и реально контролирует производство и предложение товаров и услуг, диктует цены.

На своём опыте

Мы, ООО Лаборатория судебных экспертиз «Информационно-контрольное бюро», имеем серьезный опыт контрольно-ревизионной работы. Наша экспертная организация принимает участие в проведении проверок (ревизий) и производстве судебных экспертиз на основании обращений правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации. Мы осуществляем свою деятельность с 2000 года. Согласитесь, для малого бизнеса в России – это приличный срок. Учитывая, что по статистике, лишь 3,4% малых предприятий в России «живет» более трех лет, остальные закрываются раньше. Малыми предприятиями считаются организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Это могут быть и юридические лица и индивидуальные предприниматели. В нашем штате работают около 30 специалистов.

Объектами наших проверок являются юридические лица различных организационно-правовых форм, в том числе министерств, ведомств и иных исполнительных органов государственной власти, осуществляющих деятельность в области строительства, культуры, здравоохранения, сельского хозяйства и иных значимых сфер субъектов Северного Кавказа и Юга России. Однако, в связи с непоступлением денежных средств за оказанные правоохранительным органам услуги, связанные с проведением экспертных исследований, ревизий и проверок, наша организация попала в сложную финансовую ситуацию. В связи с этим возникли сложности по своевременной оплате обязательных платежей в бюджет Российской Федерации.

Наши постоянные обращения в различные министерства и ведомства как на местном уровне, так и на федеральном ни к чему не привели. В частности, наше заявление (исх. №376/01 от 04.10.2016 г.) с предложением о внесении изменений в пункт 2 статьи 855 ГК РФ, адресованное Президенту РФ Владимиру Путину, которое было перенаправлено для рассмотрения в Министерство финансов РФ и Центральный банк, также не нашло поддержки. Обращались мы и к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае К. А. Кузьмину. Но в ответ мы получаем только «отписки». Прокуратора, в свою очередь, также бездействует.

Учитывая остроту ситуации, возникшей как в нашей организации, так и по стране в целом, в целях разрешения проблемы необходимо не откладывать решение данного вопроса и внести изменения в п. 2 ст. 855 ГК РФ в части установления преимущественного удовлетворения требований по перечислению (выдаче) денежных средств со счетов в банках для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ (Выплата долгов по зарплате должна стать приоритетом перед уплатой налогов).

Таким образом, имея намерение оплатить имеющуюся задолженность по обязательным платежам и при этом не нарушать законные права работников, организация продолжает свою деятельность, обращения в наш адрес за услугами не прекращаются, организация не банкрот и денежные средства поступающие на расчетный счет организации, необходимы исключительно на оплату труда работников организации, дабы не нарушить законные права последних.

Между тем, пока законодатель не спешит проявлять свою инициативу по внесению соответствующих изменений в пресловутую статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, продолжается ущемление прав работников на выплату заработной платы, что ведет к приостановлению деятельности организации любой формы собственности. В подобном положении находится не только наша организация, но и в целом по стране много предприятий столкнулись с данной проблемой, в связи с чем требует немедленного реагирования.

Резюме

Российские предприниматели в сегменте МСБ на своём пути сталкиваются со многими проблемами. И многие из этих трудностей носят объективный характер.

Согласно опросам, с блокировкой счетов в 2017 году столкнулось 16% компаний в сегменте МСБ. При этом большинство респондентов призналось, что никаких предупреждений о блокировке счетов не поступало, и они об этом узнали самостоятельно. Среди основных причин блокировки счетов бизнесмены называют проблемы с налоговой (суммарно 41% от опрошенных). В то же время велика доля ответивших, что блокировки произошли без объяснения причин.

Настоящая причина кризиса в бизнес сфере кроется не во внешней конъюнктуре, которая, несомненно, добавляет проблем, но не является определяющей. Главной причиной являются ошибки в экономической политике, в частности то, с каким упорством правительство тратит силы и деньги на неэффективную поддержку МСБ. Сами же предприятия в это время продолжают страдать из-за роста налоговой нагрузки – сказываются новые торговые сборы, платежи в систему «Платон», новые правила кадастровой оценки недвижимости и т.д. По этим причинам многие предприниматели уходят в «серые схемы», а именно 24% в отрасли МСБ.

В наше время нет ни только господдержки малого и среднего бизнеса, но нет и поддержки законом. Так что в России не просто не созданы условия для развития МСБ, а более того, сформирован целый комплекс препятствий для его «удушения».

Понравился материал? Поделитесь:

За 2019-2020 годы правительство стрясет с мелких предпринимателей дополнительные 7,4%

Неприятной новостью для предпринимателей стали недавние заявления Минэкономразвития — в 2020 году на 4,9% повысится единый налог на вмененный доход (ЕНВД), вырастет торговый сбор и вдобавок подорожает заменяющий налоги патент. В нынешнем году рост этих же налогов уже составил 2,5%. Для ЕНВД это грядет самое значительное повышение с 2015 года, когда налог подняли сразу на 7,5%. Примечательно, что с 2021 года Минфин не собирается продлевать действие ЕНВД на территории России, поскольку крупный бизнес уходит от налогообложения, прячась под личиной мелкого. Однако малое предпринимательство на это время станет для правительства «дойной коровой» — раз уж налог скоро отменять, то почему бы не стрясти с бизнесменов побольше денег?

В самом Минэкономразвития утверждают, что предлагали заморозить индексацию налогов для малого бизнеса, однако с ними не согласилось Министерство финансов. По данным ведомства, ЕНВД в России применяют около 280 тысяч организаций и 1,8 миллиона индивидуальных предпринимателей.

Исходя из важности темы, фракция «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект об изменении порядка вступления в силу новых актов налогового законодательства. Предлагаемые поправки в Налоговый кодекс (НК) должны повысить предсказуемость изменений законодательства о налогах. Эсеры считают, что необходимо установить запрет на введение новых сборов в период с 1 сентября по 31 декабря, чтобы у налогоплательщиков не возникла ситуация, при которой им приходилось бы в течение последнего месяца года приспосабливаться к новым правилам.


Михаил Емельянов
Михаил Емельянов

«Мы считаем, что у нас осталось не так много точек роста при такой экономической политике, которую проводит правительство. Экономический рост должен быть, и он насущно необходим! Малый бизнес как раз и может быть той точкой роста при адекватном к нему отношении. Правительство же ведет себя неадекватно. Очередное повышение налогов удушает малый бизнес, поэтому мы и хотим ввести мораторий», — прокомментировал инициативу первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов.

Ранее с резкой критикой новой инициативы Минэка выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Я бы давно уже освободил от налогов малый и средний бизнес и сделал бы все для того, чтобы обложить крупными налогами миллионеров и миллиардеров», — высказался он на пресс-конференции по федеральному бюджету 8 октября и вновь призвал ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

Однако пока малый бизнес от налогов не освобожден, имеем то, что имеем. Одной рукой государство декларирует всяческую поддержку начинающим и мелким предпринимателям, а другой — повышает им налоги и вводит косвенные сборы. Так или иначе любое повышение нагрузки на бизнес, а в данном случае — повышение так называемой вмененки (ЕНВД), в конечном итоге отразится на потребителе, и сейчас объясним почему.

Сколько россияне отдают налогов в государственную казну? (Спойлер — много)

Dailystorm - Сколько россияне отдают налогов в государственную казну? (Спойлер — много)

Что такое ЕНВД, патентная система налогообложения и торговый сбор

Единый налог на вмененный доход оплачивается предпринимателями с потенциально возможного дохода. В зависимости от региона, его ставка составляет от 7% до 15%. Перечень предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД, достаточно широк. Ежедневно услугами такого бизнеса пользуются миллионы россиян:

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • ремонт, техническое обслуживание и автомойка;
  • автопарковка и автостоянка (за исключением штрафстоянки);
  • автоперевозка пассажиров и грузов, но не более 20 транспортных средств;
  • розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров;
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • общественное питание с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров;
  • гостиницы общей площадью не более 500 квадратных метров и другое.

Почти с тем же самым мы имеем дело, когда говорим и о патентной системе налогообложения. Ее выбирают предприниматели, которые имеют не более 15 наемных рабочих и снова в тех же сферах: услуги ремонта, ателье, парикмахерские, сдача недвижимости в аренду и прочее.

Торговый сбор пока что введен только в Москве, но его имеют право ввести еще два города федерального значения — Санкт-Петербург и Севастополь. Им облагаются организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются торговлей в магазинах, киосках, палатках, на рынках и на складах, после приобретения клиентом товара в интернет-магазине.

Проще говоря, автомобилистам придется теперь платить больше за шиномонтаж или на автомойке, нуждающимся в стрижке — раскошелиться еще на 5%, дороже станет отремонтировать телефон или другие бытовые приборы, подорожают услуги лечения домашних питомцев, такси, общепит, ну и, естественно, вырастут цены на продукты в небольших ларьках.

Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Dailystorm - Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

«Мы вынуждены поднимать цены для населения»

Как объяснил Daily Storm один из владельцев малого предприятия в сфере услуг, теперь, чтобы платить меньше налогов, придется сокращать площадь занимаемого помещения, от которого и зависит сумма ЕНВД.

«Но если я сокращу площадь занимаемого помещения, то я целенаправленно сокращу и обороты своего бизнеса. Мне придется сократить свои основные фонды, оборудование, поскольку мне же его надо где-то содержать, а соответственно — уменьшаю количество своих клиентов. Вот и вся математика!» — жалуется он.

Собеседник отмечает, что растущая налоговая нагрузка сказывается негативно не только на самом бизнесе, но и на потребителе.

«Подняли ставку НДС в прошлом году — что произошло? Подорожали грузоперевозки. Почему? Потому что бензин стоит денег и в него тоже входит НДС. Если подорожала логистика, значит, подорожает и стоимость товаров, которые перевозятся по всей стране. Я должен был заплатить этот процент за логистику, значит, чтобы компенсировать затраты, я накидываю этот процент на выходную стоимость. Конечно, повышение цен в цепочке ложится на потребителя, который выплачивает мои издержки по всей цепочке», — объясняет предприниматель, как цены напрямую зависят от решений правительства.

Одна из главных проблем российского бизнеса заключается в том, что даже те поблажки, которые дает государство, на деле превращаются в хождение по мукам. Вот, к примеру, есть такая полезная вещь для новоиспеченных предпринимателей, как налоговые каникулы — возможность не платить налоги два года после регистрации бизнеса. Однако оказывается, что право на налоговые каникулы нужно доказать.


Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

«Ты должен грызть контролирующие органы, чтобы они вспомнили, что есть вообще есть такая вещь, — рассказал о своем опыте наш собеседник. — Налоговики дерут нас за все. Не сдал отчетность? Не заплатил налоги вовремя? Получи штрафы, получи пени. Ничего не платишь? Не из чего пока платить, поскольку нужно закупить все необходимое для работы, платить зарплаты и за аренду помещения? И тут на тебя подают в суд, накладывают арест на банковский счет. Неважно, есть ли у тебя налоговые каникулы или нет — пойди докажи для начала, что имеешь на них право».

Безудержный рост цены на бензин, или Еще один инструмент для пополнения бюджета

Dailystorm - Безудержный рост цены на бензин, или Еще один инструмент для пополнения бюджета

Нужно понимать, что рекордное с 2015 года повышение коэффициента-дефлятора, а вслед за ним и рост ЕНВД, стоимости патента и торгового сбора на 7,4% в 2020 году повлечет для россиян лишь новые издержки. В условиях стагнирующей экономики, которая за восемь месяцев 2019 года показала рост ВВП на 1,1%, в условиях сжатия платежеспособного спроса и падения уровня жизни, повышение налоговой нагрузки на предпринимателей нанесет удар в первую очередь по жителям регионов, где и так экономят каждую копейку.

Член президиума Столыпинского клуба и экспертного совета «Деловой России», экономист и финансовый аналитик Владислав Жуковский в разговоре с Daily Storm назвал лукавством заявления властей, согласно которым население не заметит повышения налогов для предпринимателей.


Фото: © vkontakte / Владислав Жуковский
Фото: © vkontakte / Владислав Жуковский

«Все это абсолютная ложь, о чем бы ни говорили. Всегда все издержки производителя товаров и услуг оплачивает конечный потребитель. Все это раскручивает маховик инфляции и провоцирует рост цен, что, естественно, негативно сказывается на платежеспособности населения», — говорит Жуковский.

Экономист отметил, что все издержки без исключения не получится возложить на плечи россиян, а это значит, рост налогов приведет к закрытию тысяч предприятий малого бизнеса по всей России, особенно вне крупных городов.

«У них оборот в основном несколько сотен тысяч рублей в год, в лучшем случае — несколько миллионов. Денег на финансирование оборотного капитала не будет, на капитальные вложения точно не останется. Сюда же присовокупим возросшую в прошлом году с 18% до 20% ставку НДС. Большинство микропредприятий закупают товары у юридических лиц, оплачивая в цене товара этот самый НДС. Сюда же добавляем кадастровую оценку недвижимости, рост тарифов на электроэнергию, газ, отопление и многое другое. После чего получаем, что власти делают все возможное, чтобы в России просто не было малого бизнеса», — объясняет он.

Единственный положительный эффект от повышения налогов — пополнение федерального бюджета. Однако в данном случае не совсем понятно — зачем? Повышение налоговой нагрузки для малого бизнеса на несколько процентов не принесет в казну существенных денег — в лучшем случае несколько десятков миллиардов рублей. Для государства это не так много, но для каждого владельца малого бизнеса это существенные затраты. Что уж говорить про россиян, к которым снова залезают в и так уже прохудившийся карман.

Напомним, в начале октября Федеральное казначейство сообщило, что консолидированный бюджет январе-августе 2019 года исполнен с профицитом почти четыре триллиона рублей. Доходы консолидированного бюджета за этот период составили около 25,7 триллиона рублей, расходы — примерно 21,7 триллиона.

Зюганов, Левченко и Клычков представили рецепты выхода России из кризиса

Dailystorm - Зюганов, Левченко и Клычков представили рецепты выхода России из кризиса

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Читайте также: