Налоги возникли одновременно с рыночной экономической системой

Опубликовано: 16.05.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 10 класс.

Номер урока и название темы: урок №5 «Экономические системы».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие главные вопросы стоят перед любой экономической системой?
  • Типы экономических систем, их характеристики и отличия.
  • Особенности смешанной экономической системы.

Глоссарий по теме: экономическая система, основные вопросы экономики, традиционная экономическая система, планово-административная экономическая система, рыночная экономическая система, рынок, частная собственность, смешанная экономическая система, общественные блага, внешние эффекты, приватизация, национализация.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Главная задача экономики – выбрать наиболее рациональный способ распределения ограниченных факторов производства, чтобы в условиях ограниченности ресурсов обеспечить удовлетворение потребностей.

Для её решения необходимо дать ответ на основные вопросы экономики.

Что производить? Так как из-за ограниченности ресурсов нельзя произвести всё, что хочется, необходимо решить, какие из взаимоисключающих товаров и услуг следует производить и в каком количестве.

Как производить? Важно определить, какие технологии и ресурсы будут использоваться при производстве.

Для кого производить? Так как товаров на всех не хватает, необходим механизм распределения.

В зависимости от того, как общество отвечает на эти вопросы, различают следующие типы экономических систем: традиционная, рыночная, плановая (централизованная, командная).

Традиционная экономика. Экономические вопросы решаются на основе обычаев и традиций. Характерными признаками традиционной экономики являются примитивные технологии, преобладание ручного труда. Элементы этой экономики присущи слаборазвитым странам. Достоинства этой системы – предсказуемость и стабильность. Недостатки – неспособность к прогрессу, низкий уровень жизни.

Плановая (административно-командная, централизованная) базируется на государственной собственности и предполагает, что экономика должна развиваться по единому и обязательному для всех плану. А ответы на основные вопросы экономики делаются на основе вышестоящих административных структур. Примером может служить экономика Советского Союза. Достоинства этой системы – стабильность экономики, возможность мобилизовать ресурсы для быстрого решения глобальных проблем. Недостатки – медленное внедрение новых технологий, отсутствие экономических стимулов, неэффективное использование ресурсов.

В рыночной экономике ответы на основные экономические вопросы определяются рынком.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателя с продавцом, на основе которого совершаются сделки купли-продажи. Важнейшими причинами развития рыночной экономики являются разделение труда и появление частной собственности на основные факторы производства и результаты труда. Главные вопросы в условиях рыночной экономики решаются на основе системы свободного ценообразования. Вопрос «что производить?» решается производителями с учётом покупательского спроса. «Как производить?» – выбирается наиболее эффективный способ производства. Вопрос «для кого производить?» решается в соответствии с платёжеспособностью покупателей.

Существует большое количество рынков. Их классифицируют по следующим признакам: экономическое назначение объектов, географическое положение, отрасли. Рынки постоянно взаимодействуют, образуя сложную систему.

Основные преимущества рыночной экономики – стимулируется высокая эффективность и предприимчивость, быстрое внедрение новых технологий, у потребителей больше прав и возможностей. Основные недостатки – нестабильность экономики, усиление неравенства в обществе, безразличие к ущербу, который приносит бизнес человеку и природе.

Итак, экономическая система – это способ согласования экономической деятельности людей, определяющий ответы на основные экономические вопросы. Тип экономической системы определяют отношения собственности на средства производства и механизм распределения произведённых экономических благ.

В экономической теории различают следующие формы собственности.

Частная собственность строится на присвоении факторов производства отдельными частными лицами.

Общественная собственность основана на общественном присвоении факторов производства, зачастую используется понятие государственная собственность, когда собственность находится в распоряжении государственных органов.

В реальной жизни страны живут в условиях смешанной экономики, системы, которая соединила в себе признаки традиционной, плановой и рыночной систем. Смешанная экономика пытается решить проблемы, которые отдельные экономические системы решить не в состоянии: инфляция, сильное социальное неравенство, отсутствие социальных гарантий, безработица, цикличность развития экономики, возникновение монополий, необходимость создания общественных благ.

Общественные блага – экономические блага, использование которых одними членами общества не исключает одновременного их использования другими членами общества. К ним относятся, например, национальная оборона, деятельность средств оповещения об опасности наводнения и землетрясения, пожарная охрана и пр.

Основные характеристики общественных благ – неисключаемость, неконкурентность и бесприбыльность. Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование происходит из центрального и местного бюджетов.

Внешние эффекты – положительные или отрицательные воздействия на тех, кто не участвует в производстве или потреблении данного товара. Примером отрицательного внешнего эффекта может служить загрязнение окружающей среды предприятием. Положительный эффект – световое табло рекламного щита, которое в вечернее время освещает улицу.

В смешанной системе контроль осуществляется совместно частными и общественными организациями. Формы собственности при необходимости могут преобразовываться одна в другую.

Приватизация – процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной собственности в частные руки. Обратный процесс называется национализация – передача из частной собственности в собственность государства крупных предприятий, земель, целых отраслей народного хозяйства.

Важнейшей теоретической и практической проблемой является определение границ допустимых пределов вмешательства государства в экономику. Излишнее вмешательство приведёт к разрушению механизма рыночного саморегулирования.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Выберите верный вариант ответа.

Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики:

Ситуация подходит для рыночной экономики.

  1. Распределите перечисленные ниже признаки в соответствующую графу таблицы.

Признаки: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства.

Ответ: в таблице 1.

Таблица 1 – Решение задания практического модуля

экономическая самостоятельность производителей

контроль над распределением благ со стороны государства,

преобладание государственной собственности

господство натурального хозяйства,

«простой труд» как основа хозяйства

Обязательная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил., с. 24 – 29.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности рыночной экономики

Создание материальных благ – это сложный процесс. Он имеет длительную историю возникновения и развития. Изначально для удовлетворения своих потребностей человеку достаточно было собрать необходимые «дары природы». Этот процесс так и назывался – «собирательство».

По мере развития человека возрастали и его потребности. Примитивное собирательство уже не могло их удовлетворить. Закономерным стало усложнение трудовой деятельности человека. Она уже приобрела экономический характер.

Экономической деятельностью называется процесс производства и реализации материальных благ с использованием различного рода ресурсов.

В процессе производства человек вступал в целую систему отношений с природой, другими людьми, с обществом и государством. Производство стало системообразующей силой. Формировались экономические системы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоги в рыночной экономике 460 руб.
  • Реферат Налоги в рыночной экономике 250 руб.
  • Контрольная работа Налоги в рыночной экономике 220 руб.

Экономическая система представляет собой совокупность отношений между отдельными лицами, предприятиями общественными организациями и государством, возникающих в процессе производства с использованием всех видов ресурсов на основе прав собственности, действующей нормативно-правовой базы, включая сферу управления производством и обществом и распределение материальных благ и произведенного продукта.

Физические и юридические лица, государства и межгосударственные объединения являются субъектами экономической системы. Все виды ресурсов – это объекты экономической системы. А отношения на основе форм и прав собственности, инструментов управления и распределения составляют базовые экономические отношения. Объекты, субъекты экономики и базовые отношения образуют структуру экономической системы.

В зависимости от проявления и сочетания того или иного структурного компонента формировались различные экономические системы. Их появление и развитие были объективно связаны с развитием человеческого общества и его производительных сил. Различают следующие типы возникших в разное время экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная;
  • административно-командная или плановая;
  • смешанная.

Традиционная система появилась на основе общинной собственности. Управление и распределение осуществлялось согласно сложившимся обычаям и традициям. Административная экономика оформилась в условиях господства государственной собственности и строго государственного управления хозяйством.

Рыночная экономика представляет собой экономическую систему развивающуюся в условиях преобладания частной собственности и рыночных механизмов управления производством.

Она возникла еще в конце средневековья, в недрах феодального строя. Основными двигателями рыночных отношений были взаимодействие спроса и предложения, частная инициатива, предпринимательство стремление к получению личной выгоды, конкуренция. Именно рыночная экономика способствовала быстрому росту производительности труда, насыщению рынка продукцией. Развитие экономики стимулировало развитие общества.

Долгое время считалось, что рыночная экономика не нуждается в регулировании, что это саморегулирующаяся система. Но кризисные явления, приводящие к социальным конфликтам, доказали необходимость вмешательства государства в регулировочные и управленческие процессы. Так возникли модели смешанной экономической системы. Они сочетали в себе основные черты рыночной экономики и отдельные черты плановой экономики. Но некоторые экономисты рассматривают смешанную экономическую систему как усовершенствованную разновидность рыночной экономики, в которой государство принимает более активное участие в процессах управления.

Понятие налогов и их предназначение

Одной из важнейших характеристик влияния государства на экономику является соответствующая налоговая политика. Именно налоговая система представляет собой основу государственного бюджета, формирования государственных финансов.

Налогами называются обязательные платежи, производимые физическими и юридическими лицами в пользу государства.

Налоговая система – это совокупность всех налогов, пошлин, сборов и прочих уплат, методов и способов их начисления, сбора и контроля.

  • доходы граждан и предприятий;
  • стоимость отдельных видов товаров;
  • коммерческие операции;
  • имущество частных лиц и организаций;
  • добавленная стоимость производимой продукции и услуг.

История развития налогов

Возникновение налогов было вызвано необходимостью обеспечить финансами государство. Это касалось в первую очередь создание, вооружение и содержание войска и содержание государственного аппарата. Позже налоги приобрели фискальную регулирующую и контролирующую функции.

Экономисты-историки выделяют три этапа развития налоговой системы. На начальных этапах существования государств налоговая система как таковая отсутствовала. Представители органов власти сами определяли объем средств, взимаемых в качестве налога. Налоги вводились по усмотрению представителей власти и по необходимости (война, стихийное бедствие и пр.).

Следующий этап приходится на конец $XVII$ – начало $XVIII$ веков. В этот период уже завершаются процессы формирования государств. Налоги становятся постоянными, а их сбор – централизованным. Формируются специальные органы по контролю и сбору налогов (податей).

Окончательно оформилась налоговая система в $XIX$ веке. Налоговая система приводится в соответствие целям и задачам государства. формируется правовая регламентация сбора налогов и защиты налогоплательщиков. Происходит дифференциация и распределение системы налогообложения между различными уровнями государственной власти (общегосударственные федеральные налоги и муниципальные местные сборы).

Роль налогов в условиях рыночной экономики

Налоговая система выполняет в условиях рыночной экономики несколько важных функций. Главная – формирование государственного бюджета. Именно благодаря налоговым поступлениям содержится государственный аппарат, обеспечивается обороноспособность страны, финансируются социальные программы.

Следующая функция налогов – регулирующая. Государство осуществляет регулирование товарно-денежных отношений и развития отдельных отраслей национальной экономики. Оперируя налогами и акцизами, государство влияет на рыночную ситуацию. Вводя льготное налогообложение, осуществляется стимулирование развития отдельных отраслей и предприятий.

Высокие ставки налогов выполняют сдерживающую функцию и призваны защитить потребителей или внутренний рынок от отдельных производителей или отдельных видов продукции. С этой целью могут применяться инструменты дотаций государственных закупок и государственных инвестиций.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является на основе систематизации и подбора учебной и научной литературы изучить налоги в экономической системе общества.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть возникновение и развитие налогообложения;

2. Изучить сущность налогов и принципы налогообложения;

3. Охарактеризовать функции налогов;

4. Рассмотреть основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 гг.

Содержание

1.Налоги в экономической системе……………………….…………..…5

1.1 Возникновение и развитие налогообложения………….……..…. 5-6

1.2 Сущность налогов и принципы налогообложения….…………. 7-12
1.3 Функции налогов……………………………………….………. 13-16
2. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг…………………………………………..……. 17

2.1 Устройство российской налоговой системы………….………. 17-19
2.2 Принятые и реализованные меры в области налоговой политики, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2007 - 2010 годах…………………………………………………………………..…. ….20-21
2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы в среднесрочной перспективе………………………………………………. 22-31

Список использованной литературы……………………..…………..34-35

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги в экономической системе общества.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ФВВО Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Налоги в экономической системе общества»

Выполнил: ст.гр. ФЗП-1

Проверил: к.э.н.,доц. Хафизова Г.Б.

1.Налоги в экономической системе………………… …….…………..…5

1.1 Возникновение и развитие налогообложения………….……..…. 5- 6

1.2 Сущность налогов и принципы налогообложения….…… ……. 7-12

1.3 Функции налогов……………………………………….………. .13-16

2. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг…………………………………………..……. 17

2.1 Устройство российской налоговой системы………….………. 17-19

2.2 Принятые и реализованные меры в области налоговой политики, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2007 - 2010 годах………………………………………………………………… ..…. ….20-21

2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы в среднесрочной перспективе………………………………………………. . 22-31

Список использованной литературы……………………..…………..34- 35

Налогообложение является атрибутом суверенитета государства, его исключительной прерогативой наряду с печатанием денег и изданием законов. Посредством налогов финансируется многообразная деятельность государства как института политической власти и как одного из основных субъектов, действующих в экономической системе общества.

Несмотря на различные теоретические оценки возможности и степени государственного вмешательства в экономику, на практике государство является активным участником экономических отношений. Принято выделять следующие основные функции, которые государство выполняет в экономической (рыночной) системе:

- формирование законодательной базы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;

- поддержка конкуренции и борьба с монополиями;

-перераспределение доходов и богатства для смягчения проблем, связанных с социальным неравенством;

- регулирование распределения ресурсов для обеспечения производства общественных благ и корректировки «внешних» эффектов
(экстерналий);

- оказание стабилизирующего воздействия на уровень инфляции
и занятость.

Возникновение и существование налогов обусловлено необходимостью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граждан. Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобществления части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования их владельцев и последующего коллективного потребления в виде общественных благ.

Для того чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, не допуская при этом дефицитного выделения ресурсов, государство берет на себя их производство и финансирует его за счет налогов.

Кроме того, посредством налогов государство может вернуть производство и потребление каких-либо товаров к оптимальному уровню, то есть такому, который может быть достигнут рынком при отсутствии так называемых «внешних» эффектов - не отраженных в цене товара издержек или выгод его производства (потребления) для третьих лиц, не являющихся в данном случае покупателями или продавцами. К внешним издержкам относится, например, загрязнение окружающей среды, а к внешним выгодам - диспансеризация населения (прививки и т. п.).

Целью данной курсовой работы является на основе систематизации и подбора учебной и научной литературы изучить налоги в экономической системе общества.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть возникновение и развитие налогообложения;

2. Изучить сущность налогов и принципы налогообложения;

3. Охарактеризовать функции налогов;

4. Рассмотреть основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 гг.

При написании курсовой работы использовались теоретико – методологические разработки отечественных ученых - экономистов: А.Н. Гуева, Т.В. Невзоровой, В.М. Орловой, В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой и других.

1. Налоги в экономической системе

1.1 Возникновение и развитие налогообложения

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно- технического прогресса 1 .

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т. д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, так как на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им 2 .

На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Итак, первоначальная ставка налога составляла 10% от полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов-государств, строительство храмов, водопроводов, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет города устанавливал процентные отчисления от доходов.

1.2 Сущность налогов и принципы налогообложения

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - справедливо подчеркивал К. Маркс.

Налоги, таким образом, — это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были различного рода натуральные поборы. Кроме того, основная масса населения вынуждена была выполнять натуральные повинности 3 .

Государство устанавливало налоги в натуральном выражении с учетом специализации того или иного хозяйства, местности. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Экономические системы - это… Понятие экономической системы. Определение термина «экономическая система». Типы экономических систем. Основные виды экономических систем: традиционная, командно-административная (плановая), рыночная и смешанная. Современные экономические системы. Какая экономическая система в России? Задания из ЕГЭ: выбрать экономическую систему.

Что такое экономическая система

Экономическая система – это совокупность принципов и законов, определяющих экономические отношения в обществе. Экономические отношения - это производство, распределение, обмен и потребление экономических благ.

Простыми словами, экономическая система - это способ, которым общество решает, что производить, как производить и для кого производить.

Существуют четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная.

Основа экономических систем - отношения собственности. Экономическая система определяется тремя вещами: формами собственности, способами распределения и способами регулирования экономики.

Существуют три основных вопроса экономики: «Что производить?» «Как производить?» «Для кого производить?» От того, как конкретное общество отвечает на эти вопросы, зависит экономическая система.

Если вопросы о производстве и распределении решает государство - это централизованная экономика.

Если эти вопросы решает рынок с помощью спроса и предложения - это рыночная экономика.

Если и рынок, и государство играют заметную роль - это смешанная экономика.

Если перечисленные вопросы решаются по традиции - перед нами традиционная экономика.

У каждой из экономических систем есть свои достоинства и недостатки. В большинстве стран в настоящее время существует смешанная экономическая система - есть элементы как рыночной, так и централизованной экономики.

Традиционная экономическая система

Традиционная или патриархальная экономическая система основана на широком распространении ручного труда, земля и капитал находятся в общем владении. Основные экономические вопросы решаются на основе традиционных отношений между людьми: родоплеменных, феодальных и т.п.

Признаки традиционной экономики:

Что и как производить, определяется традициями.

Большую часть продукции дают сельское хозяйство, охота и рыболовство.

Преобладает коллективная собственность.

Создается мало продуктов и услуг. Господствует натуральное хозяйство - продукция редко идет на продажу, большую часть произведенного потребляют сами работники.

Вопрос «для кого производить?» не так актуален. Добавочный продукт - то, что произведено сверх необходимого минимума - очень мал. Большую его часть получают лидеры, собственники земли, а остатки распределяются по традиции.

Две формы производства. Натуральное и товарное хозяйство

Помимо экономической системы, существуют две формы производства.

Натуральное хозяйство означает, что товары производятся преимущественно не на продажу. Например, крестьяне выращивают хлеб, чтобы кормить собственные семьи, а не торговать им.

Товарное хозяйство означает, что продукты производятся для продажи, производители и потребители связаны с помощью рынка. Современные фермеры производят продукты, чтобы продавать их другим людям.

Все современные типы экономики построены на товарном хозяйстве.

Традиционная экономическая система - самая древняя из четырех. В результате промышленной революции традиционная экономика стала исчезать. Сегодня она встречается лишь в слаборазвитых странах и у некоторых народов, живущих в изоляции. Например, в России традиционная экономика существует у оленеводов Крайнего Севера: они занимаются своим делом, ориентируясь на традицию, а не на рынок и коммерческую выгоду.

Командная экономическая система

Централизованная или командная система основана на том, что капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства.

Признаки командной экономики:

Преобладает государственная собственность.

Что, как и для кого производить, определяют профессионалы-«плановики».

Административное управление экономикой. Директивное планирование и контроль сверху. Бюрократизация экономики.

Командная экономика - один из признаков авторитарного или тоталитарного политического режима. Примеры стран с командной экономикой: СССР, Куба, Северная Корея.

Плюсы командной экономики:

Возможно быстро мобилизовать экономические ресурсы для решения важных вопросов.

Экономика более устойчива, менее подвержена циклическим кризисам.

Неравенство в обществе сглажено, менее заметно. Определенный минимум материальных благ гарантирован всем гражданам.

Минусы командной экономики:

Экономика не ориентирована на потребности людей. Отсюда возникает тотальный дефицит - населению не хватает товаров и услуг.

Нет конкуренции. Отсюда низкое качество товаров и услуг: поскольку производители не заинтересованы в их улучшении.

Отсутствие мотивации к труду, уравнительная зарплата.

Отсутствие мотивации для внедрения новых технологий, интенсивного экономического роста.

Нерациональное использование ресурсов, высокие издержки.

Как следствие: низкий уровень благосостояния граждан.

Командная экономика в целом признана неэффективной, в настоящее существует лишь в закрытых странах с авторитарным режимом - например, в КНДР.

Рыночная экономическая система

Рыночная система основана на том, что капитал и земля находятся в частной собственности. Преобладает частная собственность. Поведение продавцов и покупателей, нанимателей и работников, цены на товары и услуги регулирует «невидимая рука рынка» - закон спроса и предложения.

Признаки рыночной экономики:

Что производить, определяют потребители, создавая спрос на определенные товары и услуги.

Как удовлетворить возникший спрос, определяют производители.

Ответ на вопрос «для кого производить» зависит от платежеспособного спроса: потребители получают столько, сколько хотят и могут себе позволить, производители ориентируются на прибыль.

Частная собственность на средства производства.

Свобода выбора экономических партнеров.

Личная выгода участников экономических связей.

Минимальное вмешательства государства в экономику.

Плюсы рыночной экономики:

Ориентирована на удовлетворение потребностей потребителя.

Отсутствие дефицита, широкий выбор товаров и услуг. Конкуренция ведет к росту качества товаров и услуг.

Стимулирует высокую предприимчивость, развитие предпринимательских способностей.

Эффективность экономики. Рынок отторгает неэффективное расходование ресурсов и ненужное производство.

Распределение доходов по труду создает экономические стимулы работать больше и лучше.

Рыночная экономика во многих случаях регулирует себя сама, не требует большого аппарата управленцев.

Минусы рыночной экономики:

Усиливает неравенство в обществе.

Экономика нестабильная, периодически случаются экономические кризисы.

Рынок не заботится о создании бесприбыльных, но необходимых обществу благ: например, культурных.

Рыночная экономика безразлична к ущербу, который может нанести бизнес природе и человеку.

Смешанная экономическая система

В реальности чисто рыночная или чисто командная система существуют только на бумаге, признают экономисты. В реальных странах экономика чаще всего смешанная - преимущественно командного или преимущественно рыночного типа.

При смешанной экономической системе земля и капитал находятся в частной собственности, но ограниченные ресурсы распределяются не только по законам рынка, но и при значительном участии государства.

Признаки смешанной экономики:

В смешанной экономике действуют и конкурентно-рыночные стимулы, и государственное регулирование.

Государственный сектор существует одновременно с частным.

В современном мире действуют модели социальной рыночной экономики, призванные сбалансировать экономическую и социальную эффективность. Рынок стремится удовлетворить растущие и меняющиеся потребности людей, а государство выступает гарантом стабильности и защищенности граждан в условиях рыночной экономики.

Какая экономическая система существует в России?

В СССР до 1991 года существовала командно-административная экономика. Планирование и контроль осуществлял Госплан (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР). Однако советская плановая экономика оказалась неэффективной и привела страну к кризису: к концу 1980-х расходы бюджета были гораздо выше доходов, не рос ВВП, население ощущало острый дефицит товаров и продуктов.

После распада СССР Россия начала переход к рыночной экономике. В 1992 году стартоавала так называемая «шоковая терапия»: государство отказалось контролировать цены, разрешило свободную торговлю, началась приватизация - передача государственной собственности в частные руки. К концу 1990-х рыночный сектор в российской экономике стал преобладающим.

В настоящее время в России, как и в большинстве стран мира, существует смешанная экономика. Цены определяются рынком, законом спроса и предложения. Что, как и для кого производить, решает производитель, исходя из платежеспособного спроса. При этом государственный сектор в экономике существует наряду с частным.

Также российские власти контролируют ряд аспектов экономической жизни: обеспечивают защиту конкуренции, контролируют уровень инфляции и безработицы, поддерживает отечественных производителей в борьбе с иностранными конкурентами.

Конституция РФ гарантирует российским гражданам широкие экономические свободы.

Статья 34 Конституции РФ
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 35 Конституции РФ
Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Статья 37 Конституции РФ
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Как определить тип экономической системы. Задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, нужно знать различия между экономическими системами и определять их типы по приведенным в задании признакам. Разберем несколько заданий из тестов прошлых лет на эту тему.

Пример 1
В струк­ту­ре эко­но­ми­ки стра­ны Z в рав­ной мере пред­став­ле­ны про­мыш­лен­ность и сель­ское хозяйство. Какие при­зна­ки поз­во­ля­ют сде­лать вывод о том, что в стра­не Z ко­манд­ная (плановая) экономика? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) пре­об­ла­да­ние ин­тен­сив­ных фак­то­ров эко­но­ми­че­ско­го роста
2) ди­рек­тив­ное ценообразование
3) го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность на боль­шин­ство средств производства
4) раз­ви­тая инфраструктура
5) не­об­хо­ди­мость ре­шать про­бле­му огра­ни­чен­но­сти ресурсов
6) цен­тра­ли­зо­ван­ное управ­ле­ние экономикой

Правильный ответ: 236

Для командной экономики характерно директивное ценообразование (цены устанавливаются государством), большинство средств производства находятся в собственности государства, управление экономикой осуществляется из одного центра.

А вот развитая инфраструктура и интенсивные факторы роста могут быть свойственны разным типам экономических систем. Проблема ограниченности ресурсов стоит перед любым обществом, независимо от типа экономической системы.

Пример 2
В стра­не N - ко­манд­ный тип эко­но­ми­че­ской системы. Какие факты из приведённого спис­ка сви­де­тель­ству­ют об этом? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Эко­но­ми­че­ские про­пор­ции уста­нав­ли­ва­ют­ся централизованно.
2) Ос­нов­ные сред­ства про­из­вод­ства при­над­ле­жат государству.
3) Цены на то­ва­ры опре­де­ля­ют­ся со­от­вет­стви­ем спро­са и предложения.
4) Про­из­во­ди­те­ли сами решают, какое ко­ли­че­ство то­ва­ра надо произвести
5) В стра­не за­ко­но­да­тель­но га­ран­ти­ру­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм собственности.
6) Ре­сур­сы рас­пре­де­ля­ют­ся между про­из­во­ди­те­ля­ми централизованно.

Правильный ответ: 126

Пример 3
В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие B стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.
2) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.
3) Собственниками земли, предприятий являются частные лица.
4) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.
5) Валюта страны Z высоко ценится на международном валютном рынке.
6) В стране Z существует конкуренция производителей.

Правильный ответ: 136

Частная собственность на факторы производства, свобода распоряжения ими и конкуренция - характерные признаки рыночной экономики. А вот ориентированное на экспорт сельское хозяйство, быстрый рост промышленность и крепкая национальная валюта могут существовать и при других экономических системах.

Пример 4
В стра­не Z был при­нят закон, ре­гу­ли­ру­ю­щий пе­ре­да­чу круп­ных пред­при­я­тий в част­ную собственность. Какие до­пол­ни­тель­ные фак­то­ры поз­во­лят сде­лать вывод о том, что в стра­не Z осу­ществ­ля­ет­ся пе­ре­ход к ры­ноч­ной эко­но­ми­че­ской системе?

1) В стра­не Z был по­вы­шен раз­мер ми­ни­маль­ной опла­ты труда.
2) В стра­не Z была от­ме­не­на уго­лов­ная от­вет­ствен­ность за по­куп­ку ино­стран­ной валюты.
3) В стра­не Z зна­чи­тель­но вырос ре­аль­ный ВВП на душу населения.
4) Го­су­дар­ствен­ный бюд­жет стра­ны Z стал пуб­ли­ко­вать­ся в от­кры­тых источниках.
5) В кон­сти­ту­ции стра­ны Z было за­креп­ле­но су­ще­ство­ва­ние раз­лич­ных форм собственности.
6) В стра­не Z част­ные ин­ве­сто­ры стали при­вле­кать­ся к раз­ра­бот­ке мест по­лез­ных ископаемых.

Правильный ответ: 256

Пример 5
Найдите в приведённом ниже списке признаки традиционной экономической системы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) натуральный обмен
2) аграрно-сырьевой характер хозяйства
3) интенсивные товарно-денежные отношения
4) диктат хозяйственного опыта предков
5) массовое промышленное производство
6) преобладание коллективных форм собственности

Правильный ответ: 1246

Для традиционной экономики характерны натуральный (безденежный) обмен, преобладание сельского хозяйства, ориентация на опыт предков и коллективная собственность. А вот массовое промышленное производство и интенсивные товарно-денежные отношения появляются позже, с распадом традиционной экономики.

Историческое развитие понятия налог

История развития налогов

Налоги и государство - это два взаимосвязанных между собой института.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.

Изначально налоги выполняли военную функцию государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства – фискальную, регулятивную и контрольную функции.

В истории развития налогов можно выделить следующие три этапа.

Первый этап: налоговая система в государстве отсутствовала, поэтому органы власти сами устанавливали количество денежных средств, взимаемых в виде налога. Данная функция возлагалась на город или общину. На данном этапе характерна «случайность» возникновения налогов, так как сборы не имели постоянного характера и зависели от различных причин – начала войны, голода, эпидемии.

Второй этап: временные рамки – конец XVII – начало XVIII вв. На данном этапе становление государства уже завершилось. Строится налоговая система, более четко определены функции и задачи государства. Из разряда «случайных» налоги перешли в постоянные. Система налогообложения находит свою регламентацию в законах и тем самым становится одним из важных источников пополнения казны. Появляются специальные органы, осуществляющие сбор налогов. В науке начинают говорить о налоговом контроле.

Третий этап: дальнейшее развитие налоги получили в XIX в. В этот период характерен рациональный подход к установлению налогов – четкое соответствие функциям и задачам государства. Большое внимание уделяется правовой регламентации сборщиков налогов и судебной защиты налогоплательщиков от несанкционированных действий налоговых органов. Верховенство налогообложения по-прежнему принадлежит государству, хотя некоторые функции оно делегировало региональным органам власти.

В СССР налоги взимались от хозяйственной деятельности предприятий, налог с оборота и др. Это связано с политикой, которая была выбрана советскими чиновниками.

В 1990 г. Россия взяла курс на рыночные отношения и строительство правового государства. Данные события имели большое влияние на дальнейшее развитие налогов и налоговых отношений вообще. Они поставили данные отношения на рельсы международного правового регулирования. Источниками налогового законодательства являются Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало классической теории налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту. Это был невероятный прогресс научной мысли, намного опередивший практику не только тех лет, но и современное её состояние. Этот период принято считать началом развития подлинной науки о налогообложении как об экономической и правовой категории, воплощающей своё объективное содержание на практике в конкретных формах.

Налоги в системе рыночной экономики

Роль налогов в рыночной экономике

Роль налогов в рыночной экономике. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.

Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - р е г у л и р у ю щ а я. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.




Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Исходя из теории налогов и функций налогов, определяется налоговая политика государства. На практике можно выделить три основные формы налоговой политики. Они встречают не в чистом виде, а в определенных соотношениях друг с другом.

Во-первых, это выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тот случай, ког­да государство стремится методом высоких налогов на подоходную часть бюджета и обеспечить превышение доходов над расходами. Подобная политика, как убедительно показал А. Лэффер, чаще всего не достигает поставленных целей. Вместе с тем она имеет и еще более серьезные последствия. Происходит замедление расширенного воспроизводства или вообще возврат к простому воспроизводству. Население оказывает пас­сивное сопротивление данному курсу, и начинается массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогообложения приводит в свою очередь к росту теневой экономики.

В подобной ситуации мы имеем дело с преувеличением роли фискальной функции налогов по сравнению с остальными функциями.

Во-вторых, это налоговая политика экономического развития. При этом государство стремится всемерно снижать налоги, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. На первый взгляд может показаться, что именно к такой политике следует стремиться. Однако она может иметь не менее тяжкие последствия, а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки средств у правительства, снижение, уровня жизни работников бюджетных организаций, включая врачей, учителей и т. д.

Третьей формой следует признать оптимальную налоговую политику. Вот ее-то проведение требует детального научного анализа и осмысления экономической ситуации, прогнозирования последствий любых налоговых изменений, комплексности принятия решений. Для успеха налоговой политики необходимо исследовать прошлое, знать опыт зарубежных развитых стран, применять его, не слепо копируя, а соотнося со специфическими особенностями национальной экономики.

При проведении налоговой политики могут разойтись фискальные интересы государственных органов и налогоплательщиков. Налоговая поли­тика должна учитывать как интересы бюджета, так и интересы, широких масс населения. Примирить их вполне возможно. Все заинтересованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии расширенного воспроизводства на основе передовых технологий. Также все заинтересованы в решении социальных проблем. Вопрос - в оптимальных соотношениях финансирования народнохозяйственных отраслей, в "прозрачности" доходов и расходов бюджета.

Читайте также: