Перспективы развития прямого налогообложения в россии

Опубликовано: 01.05.2024

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.

Ябурова Динара Владимировна
аспирант кафедры экономики предприятия и предпринимательства
Россия, Санкт-Петербургский государственный университет
[email protected]

В данной статье будут рассмотрены особенности и недостатки налогообложения доходов физических лиц, а также предложены пути его перспективного развития. Налоговая нагрузка на заработную плату в России сопоставляется с нагрузкой в США. Сравнение происходит по таким параметрам, как тип шкалы – линейный и прогрессивный, размер отчислений в социальные фонды, а также размер вычетов. В результате выявлено, что НДФЛ в России нуждается в реформировании, в результате чего можно добиться улучшения положения как социальной, так и демографической обстановки.

налог на доходы физических лиц, линейная шкала, прогрессивная шкала, социальные фонды, налоговые вычеты, нагрузка на заработную плату.

Категории статьи:

Статья также доступна (this article also available):

На протяжении многих лет налоговая система России претерпевает различные изменения. Эти изменения касаются как общего количества налогов, так и их элементов в виде изменяющихся ставок. Одним из таких налогов является налог на доход физических лиц (НДФЛ). Сама его ставка в РФ стабильна уже более 10 лет, начиная с 2001 г., когда были введены три пропорциональные ставки – 13%, 30%, 35% (а затем дополнительно 9% и 15%), а вот общая налоговая нагрузка на физических лиц постоянно колеблется.

Для рассмотрения величины налоговой нагрузки на физических лиц в РФ следует провести сравнительный анализ с другой страной, – к примеру, США.

Линейная и прогрессивная шкалы НДФЛ: преимущества и недостатки

В России ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) имеет плоскую шкалу, то есть все физические лица платят один и тот же процент с дохода независимо от величины дохода.

Изначально до 2001 г. была прогрессивная шкала (см. табл.1) [1], которая часто подвергалась изменениям и корректировкам: изменялись ставки, изменялись шкалы ставок для разных категорий граждан, вводились ставки отдельно для перечисления средств в Федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ, а затем они заменялись общими ставками для перечисления в Федеральное казначейство (см. табл.2) и т.д.

Таблица 1 — НДФЛ в России 1999

Ставка в Федеральный бюджет

Ставка в бюджеты субъектов РФ

Таблица 2 — НДФЛ в России в 2000 г.

Затем в 2001 г. была введена плоская шкала [2]. Введение пропорциональной ставки снизило налоговое бремя для тех физлиц, доходу которых соответствовала более высокая ставка. Установленная в 2001 г. ставка на заработную плату в размере 13% действует по настоящее время.

В США же федеральный налог на доход физических лиц имеет прогрессивную шкалу: в 1913 году госорганом по сбору налогов – Internal Revenue Service (IRS) – были введены диапазоны суммы заработной платы (bracket) [3], на каждый из которых устанавливается своя ставка. Чем больше сумма дохода, тем выше ставка. Причем итоговая сумма налога высчитывается как сумма величин налога на соответствующий диапазон. Эти диапазоны были созданы с целью создания гибкого налога на доход, способного увеличивать бюджет государства, не перегружая налогами физических лиц, которые в силу своих маленьких доходов не способны их платить. Границы диапазона варьируются в зависимости от семейного положения (табл.3).

Таблица 3 — Ставки НДФЛ в США по шкалам на 2013 год

Нижняя граница диапазона, $

Сравнивая размер ставок на заработную плату можно сделать вывод, что ставки в России выше, чем в США (рис.1). Для США использовалась средняя ставка НДФЛ, рассчитанная как процент от AGI (adjusted gross income – рассчитывается как общий доход минус налоговые вычеты [4]).

Рис.1 Изменение ставки НДФЛ в США и России, %

В США, в отличие от единого НДФЛ в России, налог имеет несколько уровней по территориальному признаку. Так, в некоторых штатах уплачивается налог штата, но он незначителен в общей массе [5].

Таким образом, налогообложение доходов физлиц в РФ, в отличие от многих западных стран, не учитывает материальное положение разных слоев населения. Получается, что из-за плоской ставки «богатые» в России платят больше «бедных» в абсолютном выражении, а в процентном – столько же. В ряде зарубежных стран, в том числе США, используется прогрессивная ставка, и тогда «богатые» уже в процентном отношении платят больше «бедных». Суть такого введения прогрессивной ставки в том, что снижается социальное неравенство, а также происходит перераспределение доходов «богатых»: часть их дохода в виде перечисленного в бюджет государства налога тратится на обеспечение «бедных» физлиц. Более того, прогрессивная шкала позволяет не изымать у менее обеспеченных слоев населения тот минимум средств, необходимый для удовлетворения базовых потребностей, таких как еда и предметы первой необходимости.

1. С введением в РФ в 2001 году плоской шкалы НДФЛ, все физические лица независимо от материального положения платят одинаковый процент с суммы дохода.

2. Введение прогрессивной ставки в РФ может снизить социальное неравенство за счет перераспределения доходов лиц с высоким достатком.

Улучшение демографической ситуации с помощью политики НДФЛ

Обложение налогом физических лиц является важным элементом экономической политики государства. Изменяя ставки налога в зависимости от разных социальных параметров, государство может управлять демографической ситуацией, занятостью и прочими важнейшими экономическими аспектами. Так, в США люди, состоящие в официальном браке, имеют налоговые преимущества по отношению к тем, кто живёт один.

Как можно заметить в табл.3, в США шкалы ставок налога на доходы физлиц зависят от семейного статуса налогоплательщика. Выделяют следующие статусы [6]:

  1. одинокий (холост, разведен, официально оформленное раздельное проживание);
  2. семейные пары (могут подавать декларации вместе или раздельно);
  3. глава семьи (холост, имеет хотя бы оного иждивенца, более чем на половину обеспечивает хозяйство).

Так, например, сравнивая сопоставимые 2003 и 2013 гг. с одинаковыми ставками, можно отметить, что как для физлиц в браке (рис.2), так и вне брака (рис.3), нижние границы диапазона увеличиваются, а значит, уменьшается налоговая нагрузка на физлиц [7].


Рис.2. Динамика границ суммы заработной платы при налогообложении физлиц, состоящих в браке в США, $


Рис. 3. Динамика границ суммы заработной платы при налогообложении физлиц, не состоящих в браке в США, $

Если же сравнивать отдельно нижние границы физлиц в и вне брака, то лица в браке более близки к следующему бракету с более высокой ставкой НДФЛ (рис.4)


Рис.4 Нижние границы бракета для лиц с разных семейным положением

Несмотря на это, ставка для семейных пар в США может быть меньше, т.к. им дана возможность подавать налоговые декларации совместно. За счет этого слишком высокий доход одного супруга может в сумме с более низким доходом сместиться на бракет уровнем ниже, и налоговая ставка снизится. Результаты применения этого механизма наглядно показаны на рисунке 5, показывающем среднюю ставку НДФЛ в зависимости от семейного положения. Средняя ставка рассчитана как доля налога в общей сумме дохода.


Рис. 5. Изменение средней ставки НДФЛ в зависимости от семейного положения

Более того, при совместной подаче деклараций супругами их персональные скидки (exemptions) и скидки с доходов (deductions) суммируются. И в отличие от раздельной подачи деклараций, при совместной подаче деклараций супруги могут использовать кредит по налогам на доходы (Earned Income Credit). Таким образом, при совместной подаче деклараций – налоговый тариф на общий доход ниже и стандартные скидки больше. Это является своего рода управлением демографической ситуации в стране и стимулированием к заключению и сохранению браков.

В России подобного механизма суммирования доходов членов семьи нет. Как нет и самостоятельной подачи деклараций в налоговые органы. В России физлица не видят тех конкретных цифр сумм налога, которые они уплачивают, т.к. удерживает и уплачивает их налоговый агент – работодатель, а также не могут ими маневрировать, т.к. ставка фиксированная для каждого лица и не зависит ни от статуса, ни от размера дохода.

1. В России, в отличие от США, НДФЛ удерживается и уплачивается с каждого отдельного физического лица работодателем независимо от семейного статуса. В США же физические лица в браке имеют права выбрать, как они будут подавать декларации – совместно или раздельно. При совместной подаче деклараций возможно управление налоговой нагрузкой с целью занижения сумм налога к уплате: тариф на общий доход ниже и стандартные скидки больше.

2. В России при расчете НДФЛ не учитывается семейное положение физических лиц, следовательно, упускается возможность влиять на демографическую ситуацию.

3. Политику в области налоговой нагрузки физических лиц можно рассматривать как инструмент в стимулировании вступать в брак, заводить детей, снижать количество разводов.

Отчисления в социальные фонды как нагрузка на заработную плату

Помимо налога на сам доход, нагрузка на заработную плату включает в себя отчисления в социальные фонды.

В России это страховые взносы в Пенсионный фонды (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) (ранее – ЕСН [1]). Несмотря на то, что фактически эти отчисления уплачивает работодатель, это – именно нагрузка на доход физлиц, т.к. удерживается он с их дохода. Эти отчисления являются своего рода финансированием будущих расходов, например, в случае с ФОМС — это получение бесплатного медицинского обслуживания, ПФ – получение пенсии пропорциональной ее накопительной части, ФСС – получение средств при уходе в декрет, на больничный и т.д.

В США взносы с заработной платы – налог социального обеспечения – (the FICA tax, он же Payroll Tax и Self-Employment Tax [8]), уплачиваются не только работодателем, как в России, а также и физлицом, на которого возложена обязанность по самостоятельному предоставлению в налоговые органы налоговых деклараций. Начиная с 1990 г., средняя ставка на заработную плату FICA – 15,3%, из которых работодателем и работником уплачиваются каждым по 1,45% в Medicare (Medicare’s Hospital Insurance) и 6,2% в Social Security (OASDI — contribution to the Old-Age, Survivors, and Disability Insurance). Только на 2011 и 2012 гг. взносы р6ботодателя были уменьшены на 2%: с 6,2% до 4,2%[9].


Рис.6 Динамика изменений ставки FICA, %

Взносы в Social Security платятся как процент с определенной суммы заработной платы. На 2013 год эта сумма составляет $113700.


Рис.7 Сумма дохода для Social Security, $

А начиная с 2013 года для самых богатых введен дополнительный Medicare tax в размере 0,9%, и уплачивается он в зависимости от семейного статуса (табл. 4).

Таблица 4 — Зависимость налоговой базы на дополнительный Medicare tax в зависимости от семейного положения

Статус Доход свыше, $
Холост/не замужем 200000
Семейные пары, подающие декларации вместе 250000
Семейные пары, подающие декларации раздельно 125000

Если сравнивать взносы в социальные фонды в России и США (рис.8), то можно сделать вывод, что в США ставки меньше, а значит и налоговая нагрузка ниже.


Рис.8 Ставки взносов в социальные фонды в США и России, %

1. Отчисления в социальные фонды относятся к нагрузке на заработную плату и финансируют будущие расходы.

2. Общая нагрузка на заработную плату в части отчислений в России выше, чем в США в 1,5-2 раза.

Размер налогового вычета и средняя заработная плата

Еще одним подтверждением высокой налоговой нагрузки на заработную плату в России является маленький размер вычетов при исчислении налоговой базы.

В России размер стандартного вычета на 2013 год составляет 500 руб. [1] для участников ВОВ, инвалидов I и II групп и т.д., 1400 руб. на первого и второго ребенка, и 3000 руб. для третьего и далее детей и инвалидов ВОВ и т.д. что составляет на 2013 год от 2 до 12% от средней заработной платы [10].

В США стандартный вычет формируется в зависимости от семейного положения: 6100 евро для незамужних и раздельно подающих декларации супругов, 8950 евро для глав семей и 12200 для пар, подающих совместные декларации. Это составляет около 15-20% от средней заработной платы. Более того, стандартный вычет может быть и выше, если, например, для лиц старше 70 лет, для слепых лиц старше 40 лет, для пожилых пар, где один из супругов слепой и т.д.

1. Налоговые вычеты в России низкие, значит, они не способны существенно снизить налоговую базу.

2. Стандартные налоговые вычеты в России устанавливаются в зависимости от положения – дети, инвалид, ВОВ и т.д. В США – снова семейные пары получают преимущества.

Выводы и рекомендации

Таким образом, налоговая система России пока уступает зарубежным странам. Ставки НДФЛ в России выше, ставки взносов выше, налоговые вычеты меньше. Более того, регулирование нагрузки на заработную плату крайне нестабильно, в результате чего работодатели склоняются к выдаче вознаграждений «в конверте», что порождает рост теневой экономики и коррупции. Возможно, изменение политики в области налоговой нагрузки на физических лиц станет шагом к изменению экономической ситуации в стране в целом. Сложности в применении зарубежного опыта возникают и в отношении других налогов, например, налога на прибыль для интегрированных бизнес-групп [12, 13], однако налоговое законодательство в области регулирования холдингов реформируется и совершенствуется [14]. Реформировать налог на доходы физических лиц также необходимо. В случае реформирования НДФЛ, можно добиться таких положительных эффектов, как снижение уровня социального неравенства, поддержка незащищённых слоёв населения, снижение количества разводов и улучшение демографической ситуации в целом.

Библиографический список

Выходные данные
ООО «МЦНИП» ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
[email protected]

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+

Перспективы развития налоговых органов

Одной из приоритетных задач проводимой в настоящее время модернизации налоговых органов является улучшение обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий для исполнения налоговых обязательств.
Для повышения качества взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков необходимы серьезные изменения системы работы налоговой службы. Основным из них должна стать работа по внедрению принципа единообразия во взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками. Это касается информационно-разъяснительной работы, режима приема налогоплательщиков и, наконец, работы с определенной категорией налогоплательщиков, например, крупнейшими и основными.
Целью указанных изменений является построение работы налоговой службы, направленной на создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.
Решение проблемы повышения качества обслуживания налогоплательщиков невозможно в условиях значительной доли поступающей в налоговый орган информации на бумажных носителях, так как это связано с ручной обработкой, и, как следствие, значительными трудовыми и временными затратами.
В настоящее время сделаны серьезные шаги по улучшению обслуживания налогоплательщиков. В первую очередь это относится к созданию специализированных подразделений налоговых органов, ответственных за информирование и консультирование налогоплательщиков.
Построение структуры инспекций по функциональному принципу позволяет наиболее грамотно использовать кадровый состав. В этой связи отделы работы с налогоплательщиками комплектуются сотрудниками не только обладающими достаточными знаниями налогового законодательства, но и умеющими объяснять, работать с налогоплательщиками.
Одним из основных условий повышения качества работы с налогоплательщиками является максимальная, вплоть до должностных инструкций сотрудников отдела по работе с налогоплательщиками, регламентация всех процессов. В этой связи МНС России приказом от 14.02.2003 № БГ-3-06/65 утвержден Регламент принятия ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, а Управлением МНС России по Краснодарскому краю готовится Регламент информационно-разъяснительной работы.
При построении структуры налоговых органов по функциональному принципу важной задачей становится обеспечение наличия любого документа в электронном виде, что решается при внедрении в работу инспекций интегрированной системы «ЭОД местного уровня». Электронный документооборот не только усиливает контрольную функцию, но и позволяет в любой момент получить информацию где находится документ и в каком он состоянии.
Одной из главных задач по внедрению новых форм работы с налогоплательщиками является информирование и внедрение системы представления организациями и предпринимателями налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Вся необходимая инфраструктура в настоящее время практически налажена, утверждена полная правовая база. При ее наличии на первый план выходит проблема мотивации налогоплательщиков для перехода на представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи с применением всех форм защиты информации.
В такой системе на первый план выходит удобство передачи отчетности в налоговый орган в электронном виде по ТКС. Выгоды для налогоплательщика очевидны. Никаких очередей, декларацию можно отослать по электронной почте в любой день, причем не до 18.00, а до 23.59. Прежде чем отправлять, ее можно проверить с помощью специальной программы. Налогоплательщик сможет оперативно получить на электронный почтовый ящик информацию о состоянии расчетов с бюджетом, наличии или отсутствии задолженности, информационную рассылку об изменениях в налоговом законодательстве. Функционирование данной схемы строится на надежной защите информации.
Одной из передовых систем во взаимоотношениях с налогоплательщиками является привлечение к работе по представлению налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности фирм, выступающих в качестве представителей в соответствии со ст. 26, 27 НК РФ. В настоящее время в крае идет активный процесс распространения данного вида услуг для налогоплательщиков. Сейчас представители несут ответственность не только за составление отчетности, но и за представление ее в налоговый орган на магнитном носителе.
Одним из основных принципов изменения форм работы с налогоплательщиками является уход от закрепления организаций и предпринимателей за конкретным инспектором. Для этого сотрудники отделов работы с налогоплательщиками, выполняющие функции приема отчетности, не выполняют никаких контрольных функций. Их задача – принять пакет документов, провести визуальный контроль на предмет соответствия документов требованиям законодательства и передать весь пакет для последующей обработки. Такой подход реализует принцип самоначисления, когда налогоплательщик начислил, передал декларацию, не имея никаких контактов с инспектором, который будет ее проверять. Причем реализация данной схемы произошла практически во всех ведущих зарубежных налоговых системах.
Построение структуры налоговых органов по единому функциональному принципу позволяет закрепить функции консультирования за конкретным подразделением, а значит создать организационные условия по информированию налогоплательщиков. Это и является основной задачей налоговых органов в работе с налогоплательщиками. Важность такой работы осознали все передовые налоговые службы мира. Инспекции несут обязанность по оказанию помощи налогоплательщикам по вопросам исчисления и уплаты налогов, их консультированию, чем полностью выполняются требования НК РФ.
Важным условием эффективной работы является создание в инспекциях операционных залов, обеспечивающих инспекторов комфортабельными условиями работы, а налогоплательщиков – наличием всей необходимой информации.
Работа по построению новых форм взаимодействия с налогоплательщиками одна из самых важных в ходе модернизации налоговых органов. И, в первую очередь, в этом направлении Министерством по налогам и сборам поставлены задачи по построению структур инспекций по единому принципу, внедрению электронной обработки данных, а также в пропаганде и реализации представления налогоплательщиками отчетности в электронном виде.


От успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом. Создание оптимальной соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы является ключевой макроэкономической задачей любого государства.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно она является рычагом, с помощью которого государство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.).

С другой стороны осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Основные направления современной налоговой политики:

– обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;

– повышение предпринимательской активности;

– развитие человеческого капитала.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одобрены Правительством РФ01.07.2014,проанализировав данные табл. 1.

Из данной таблицы видно, что величина налоговых доходов (рассчитывается как сумма всех налоговых поступлений, поступлений сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное государственное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля ВВП, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году.

При анализе уровня налогового бремени по отдельным группам налогов в России необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (табл. 2).

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007–2013 гг. ( % к ВВП)


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.11.2019 2019-11-17

Статья просмотрена: 3413 раз

Библиографическое описание:

Дубровская, Т. Н. Налоговая система России и перспективы ее развития / Т. Н. Дубровская, А. Р. Леденева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64068/ (дата обращения: 20.05.2021).

В современном мире у каждого на слуху словосочетание налоговая система, но если спросить у гражданина нашей страны что же это такое, то далеко не каждый даст четкий ответ на поставленный вопрос. Давайте попробуем разобраться что же такое Налоговая система на примере нашей страны.

Ключевые слова: налоговая система, налог, НДФЛ, НДС, Налоговый кодекс РФ.

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством.

Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах. А именно после распада СССР в 1991 году, когда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В течение 7 лет велись разработки материалов для создания Налогового Кодекса. И вот в 1998 году была издана 1 часть. А на разработку второй части НК РФ потребовалось еще 3 года, и наконец в 2001 году она была опубликована. Так, в России появился самый главный документ по регулированию отношений между налогоплательщиком и государством.

Итак, познакомимся поближе с главным налоговым законом России — Налоговым Кодексом Российской Федерации. НК РФ состоит из двух частей. 1-ая часть регулирует общие вопросы по налогообложению. В ней раскрываются понятия основных налогов и других платежей, расписан порядок исполнения обязательств, права и обязанности, ответственность участников налоговых отношений и другие аспекты.

2-ая часть отражает ставки, порядок и сроки уплаты всех налогов, которые есть и действуют на территории России.


Налоговая система РФ состоит из трех уровней. Как правило устанавливаются фиксированные ставки, исключения составляют акцизы (их ставки зависят от видов подакцизных товаров), водный налог зависит от способа водопользования, также от вида запрашиваемого действия зависит размер государственной пошлины, налог на добычу полезных ископаемых устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении.

Важно отметить, что с 1 января 2019 года повысился налог на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов. Это вызвало массу неудобств, так как уже за первый квартал организации обязаны были отчитаться по новой форме. Но так как система не была отлажена, многие предприятия очень понервничали при сдаче отчетности за 1 квартал.

Что же касается местных налогов и сборов, то здесь ставки плавающие, имеют место быть и прогрессивные. В основном это зависит от вида объекта [1].

Прежде чем начать открывать свой бизнес на территории Российской Федерации, необходимо изучить какие налоговые режимы действуют на территории нашей страны. С 2019 года их количество увеличилось до 6. Рассмотрим их в таблице 1.

Режимы налоговой системы РФ

Основная система налогообложения

Такой режим присваивается сразу после регистрации в ИФНС, его могут использовать и ООО, и ИП

Упрощенная система налогообложения

Здесь есть некоторые условия, такие как:

—среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;

—остаточная стоимость амортизируемых осн.ср-тв не более 150 млн руб.;

—доходы за 9 мес не превышают 112,5 млн руб..

Единый налог на вмененный доход

В п.2 ст. 346.2 НК РФ отражены те виды предпринимательской деятельности, которые могут применять этот спец режим, но при условии, что их среднечисленность не превышает 100 человек

Единый сельскохозяйственный налог

Данный режим имеют право использовать только сельскохозяйственные производители

Его вправе применять только индивидуальные предприниматели, смысл в том, что комерсант выкупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев

Налог на профессиональный доход или налог для самозанятых

Касается тех, кто работает не на работодателя, а на себя. Это могут быть как физ лица, так и ИП. Одним из условий является то, что не должны иметь нанятых работников. Кроме того, воспользоваться новой схемой могут только те, чей доход за год не превышает 2,4 млн руб (или 200 тысруб с мес).

Налоговые ставки: 4 % — если оказывают услуги физ лицам; 6 % — если деньги поступают от юр лиц

Ни для кого не секрет, что в нашей стране существует очень много минусов и недочетов в налоговой политике государства. Так, например, ежегодно в казну поступает всего лишь около 60 % из 100 %, остальные 40 % не доходят, так как имеет место быть теневому рынку и многие продолжают уходить от уплаты налогов. Все это негативно влияет на развития нашей страны и общество в целом. Ведь налоговые поступления формируют Федеральный бюджет нашей страны. Еще одним минусом является отсутствие стабильности, это вызвано большим количеством налогов. Люди путаются и ошибаются, так как правительство регулярно вносит поправки. Это несет за собой ошибки, за которые начисляются пени, из-за этого граждане несут убытки, а вместе с тем негатив относительно налоговой системы нашей страны [2].

В планах на 2019–2020 годы у правительства появилось много идей по изменению налоговой политики государства. Это стало связано с тем, что обещание, данное В. В. Путиным, истекло и с 01.01.2019 года развязались руки всем тех, кто давно хотел внести свои коррективы. Так одним из самых волнующий вопросов особенно для населения России стал об изменении ставки НДФЛ. На рассмотрение было представлен проект о смене регрессивной ставки на прогрессивную со следующими показателями [5]:

Изменение ставки НДФЛ сучетом разницы суммы годового дохода физлица

НДФЛ

Годовой доход

менее 100 тыс.руб.

100 тыс.руб-1 млн руб.

1 млн руб-5 млн руб.

свыше 5 млн руб

Рассмотрим на примере: «Сотрудник Иванова работает лаборантом в государственном образовательном учреждении, в связи с небольшой загруженностью занятость ее составляет пол дня, соответственно занимает она пол ставки. Оклад 1 ставки составляет 7100 руб в мес, соответственно 0,5 ставки 3550 руб в месяц. Но необходимо взять во внимание, что сумма заработной платы не должна быть ниже установленного в регионе МРОТа. Так минимальный размер оплаты труда по Воронежской области с 01.01.2019 года составляет 11 280 руб, соответственно за 0,5 ставки — 5 640 руб в месяц. Работодатель обязан доплачивать до минимального размера оплаты труда.

Рассчитаем размер заработной платы за год, чтобы узнать по какой ставке будет взиматься НДФЛ.

5 640 руб. x 12 месяцев = 67 680 руб за год

Таким образом, заработная плата за год менее 100 тысруб и соответственно ежемесячный доход будет облагаться по ставке в размере 5 % подоходного налога.

Проанализируем еще один пример. Бухгалтер одной логистической компании работает ежедневно по график 5/2, и имеет заработную плату в размере 29 300 руб. Как мы видим, размер заработной платы превышает МРОТ, поэтому производим расчет таким образом: 29 300 руб x 12 = 351 600 руб в год. Так, заработная плата бухгалтера попадает в промежуток от 100 тыс. руб — до 3 млн руб, соответственно заработная плата сотрудника будет облагаться ставкой в размере 13 %.

Рассмотрев два наглядных примера, я считаю, что прогрессивная шкала имеет свои плюсы и минусы. Конечно, такое решение могло бы наладить справедливые взимания подоходного налога с граждан. Действительно, у граждан, получающих больший доход — возможностей производить более высокие отчисления больше. Но как отмечалось раньше в России имеет место быть теневой рынок и заработные платы в конвертах. Такое введение сподвигнет работодателей вести еще большую теневую экономику. Они перестанут показывать реальный уровень продаж, начнут экономить на сотрудниках и производстве. Обороты и покупательная способность спадет и экономическое развитие страны остановится.

Я считаю, наиболее правильное решение — это рассмотреть законопроект о предоставлении льгот определенным гражданам, таким как, например, инвалиды, многодетные семьи и гражданам, имеющим доход ниже среднего.

Возвращаясь к примерам о повышении налоговых ставок, невозможно не согласиться с Алексеем Кудриным, который высказался, что позорно говорить о бедности в стране, имея такой уровень ВВП на душу населения, а именно, этот показатель на 2019 год составляет 1 935 147,6 руб.

Для развития налоговой системы необходимо:

1) Сделать налоговую систему простой и доступной, для этого нужно упростить систему налогообложения так, чтобы простым гражданам стало понятно за что с них взимается тот или иной налог;

2) Как отмечалось выше, продолжать борьбу с теневым рынком, ведь если государство будет получать налоговые вычеты в соответствии с установленными требованиями, то ему не придется создавать новые налоговые вычеты для пополнения Федерального бюджета;

3) Усилить контроль за взимание налогов в коммерческих и негосударственных организациях, чтобы бизнес был построен на законных основаниях;

4) Увеличить акцизы на алкогольную и табачную продукцию, тем самым мы поддержим проект «Здоровая нация», а также урегулируем правовые отношения между государством и производителями данной продукции;

5) Ввести льготы, о которых говорилось выше.

Таким образом, Налоговая система РФ требует еще много доработок. Наше правительство старается улучшить эту сферу экономики как может. Главное продолжать уделять должное внимание данному вопросу, а также прислушиваться к населению.

  1. Васильева О. Ю. Проблемы на пути реализации основных направлений налоговой политики в 2018–2020 годах // Инновации в науке и практике. — 2018. — с.83–89.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
  3. Нововведения в бухгалтерском учете, налогообложении и аудите Дубровская Т.Н, Чугунов А. В. Серебрякова И. А. Научный Вестник Воронежского государственного технического университета. Серия «Экономика и предпринимательство» — Воронеж: ВГТУ, 2018 г. — Выпуск 13 — с.71–77
  4. Consultant.ru
  5. garant.ru
  6. nalog.ru
  7. nalogovaya-politika-rossii-na-2019–2020-gody

Читайте также: