Налоги во внебюджетные фонды это какие

Опубликовано: 13.05.2024

Наталья Потапкина

Автор статьи — Аналитик-эксперт Контур.Бухгалтерии

Содержание статьи

  • Кто платит страховые взносы
  • Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами
  • Предельная база для начисления страховых взносов
  • Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году
  • Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021году

Кто платит страховые взносы

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Любой работодатель каждый месяц платит различные страховые взносы с выплат своим сотрудникам. Если они работают по трудовому договору, то это взносы:

  • в Пенсионный фонд России (в ПФР);
  • в Фонд медицинского страхования (в ФФОМС);
  • на социальное страхование от болезней и травм или по материнству (в ФСС).
  • на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (тоже в ФСС).

Также взносы платятся с выплат тем сотрудникам, которые оформлены в компании по гражданско-правовым договорам:

  • в ПФР;
  • в ФФОМС;
  • на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, если это прописано в договоре.

Мы поговорим о взносах за сотрудников на пенсионное, медицинское страхование и страхование от болезней и травм или по материнству. Они регламентируются главой 34 НК РФ. О страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний читайте в ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ.

Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами


Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудникам исходя из трудовых отношений и согласно гражданско-правовым договорам по выполнению работ, оказанию услуг и авторским заказам.

Выплаты, с которых взносы не уплачиваются, перечислены в ст. 422 НК РФ:

  1. Государственные и социальные пособия;
  2. Компенсационные выплаты при увольнении, выплаты по возмещению вреда, оплате жилья или питания, оплате спортивной или парадной формы, выдаче натурального довольствия и т.д.;
  3. Призы, доплаты к пенсии бывших сотрудников и стипендии по ученическим договорам;
  4. Полевое довольствие;
  5. Суммы единовременной материальной помощи, например, при рождении или усыновлении ребенка, при потере члена семьи, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Доходы, помимо оплаты труда, полученные членами общин коренных малочисленных народов от реализации продукции традиционного промысла;
  7. Страховые платежи по обязательному и добровольному личному страхованию;
  8. Оплата обучения сотрудников, связанная с профессиональной необходимостью;
  9. Другие компенсации и выплаты.


В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия легко начислять и учитывать взносы, формировать платежные поручения.

Предельная база для начисления страховых взносов

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Взносы в ПФР и ФСС ограничены предельными базами для начисления взносов, которые ежегодно индексируются исходя из роста средней зарплаты:

Предельная база для взносов в ПФР в 2020 году — 1 292 000 рублей.

Предельная база для взносов в ПФР в 2021 году — 1 465 000 рублей.

Предельная база рассчитывается исходя из дохода работника нарастающим итогом. Как только его доход за год достигнет предельной базы — в дальнейшем взносы нужно платить по новым правилам. При выплате взносов по основному тарифу при превышении этой базы взносы уплачиваются по уменьшенной ставке — 10%. Если организация на льготном тарифе, то при превышении взносы не платятся.

Предельная база для взносов в ФСС в 2020 году — 912 000 рублей.

Предельная база для взносов в ФСС в 2021 году — 966 000 рублей.

Если база превышена, то взносы платить не нужно.

Для взносов на ОМС и травматизм предельная база не устанавливается, поэтому весь доход, полученный работником, облагается взносами.

Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Рассмотрим основные тарифы страховых взносов за работников в 2020 и 2021 году. Они остаются неизменными:

  1. На обязательное пенсионное страхование — 22 %.
  2. На обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
  3. На случай временной нетрудоспособности и материнства — 2,9 %;
  4. На травматизм — от 0,2 % до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска, присвоенного основному осуществляемому виду деятельности.

В таблице указаны специальные пониженные тарифы взносов для некоторых категорий плательщиков, установленные в 2020 и 2021 году.

В 2021 году большинство работодателей на УСН будут платить взносы по общему тарифу в 30 %, так как переходный период подошел к концу. До 2024 года льготной ставкой в 20 % смогут пользоваться благотворительные и некоммерческие организации на УСН.

С 2020 года на основные тарифы перешли еще несколько категорий страхователей:

  • хозяйственные общества и партнерства, которые применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их участникам или учредителям — бюджетным или автономным научным учреждениями либо образовательным учреждениям высшего образования;
  • организации и предприниматели, которые осуществляют технико-внедренческую деятельность и платят сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;
  • организации и ИП, заключившие соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности, которые платят сотрудникам, ведущим эту деятельность в особых экономических зонах.

С 2020 года эти категории платят взносы по общему тарифу — 30%, а при превышении предельной базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование не отменяют уплату, а снижают процент взносов в ПФ до 10%.

Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Страховые взносы перечисляются в ИФНС за каждый месяц до 15-го числа последующего месяца. Если последний день уплаты — выходной или праздничный, то уплатить взносы можно в ближайший рабочий день. Со взносами на травматизм порядок аналогичный, но уплачивать их надо по-прежнему в ФСС.

Предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в другие сроки. Взносы за прошедший год нужно уплатить до его окончания или в ближайший следующий рабочий день. За 2019 год деньги перечисляйте в налоговую до 31 декабря, а если ваш доход превысил 300 000 рублей, то сумму доплаты переведите в ИФНС до 1 июля 2020 года.

Автор статьи: эксперт Контур.Бухгалтерии Наталья Потапкина

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

418-основа.jpg

Оплата труда сотрудника – это вознаграждение за его трудовую деятельность, которое исчисляется исходя из его квалификационных качеств, сложности выполняемой работы, количества отработанных часов, качества труда и других критериев. Помимо заработной платы, к таким вознаграждениям относят выплаты стимулирующего и компенсационного характера.

По законодательству Российской Федерации с таких выплат работодатель выплачивает обязательные суммы, которые идут в бюджет страны. Они называются страховыми взносами (далее – СВ).

Что такое страховые взносы?

Налоговый кодекс, а точнее его восьмая статья говорит, что это платежи, которые государство взимает с работодателей на финансовое обеспечение реализации прав застрахованных лиц на получение обеспечения по тому или иному виду обязательного социального страхования.

Виды страховых взносов: какие бывают?

Статья 8 Налогового кодекса различает такие виды взносов на обязательное страхование:

— на пенсионное (ОПС);

— на медицинское (ОМС);

— на социальное - на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);

— на травматизм (от несчастных случаев и профзаболеваний).

СВ рассчитываются с зарплаты и иных выплат сотрудникам, к которым относятся (ст. 420 Налогового кодекса):

— отпускные и компенсации за неистраченный отпуск;

— материальная помощь более 4000 руб. на одного сотрудника за год.

Плательщики страховых взносов: кто они?

СВ должны уплачивать все работодатели, выплачивающие зарплату и другие выплаты работникам (п.1 ст. 419 НК РФ).

Уплату взносов производят непосредственно из денежных средств организации: данная сумма не вычитается из зарплаты сотрудника.

Плательщиками могут быть как юридические лица (организации и ИП), так и физические лица.

Важный момент: ИП уплачивают СВ не только за своих сотрудников, но и за самих себя (п.2 ст. 419 НК РФ).

Взносами облагаются выплаты сотрудникам, нанятым по трудовому договору и (или) договору гражданско-правового характера (ГПХ).

Если сотрудник нанят по договору ГПХ, то работодателю за него не нужно уплачивать СВ на ВНиМ и по травматизму. Но на ОМС и ОПС всё равно придётся платить.

Выплаты, не подлежащие обложению

Согласно 422 статье Налогового кодекса обложению взносами не подлежат:

— Пособия от государства: по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам и прочие.

— Компенсационные выплаты: возмещение вреда, причинённого здоровью, плата за аренду жилого помещения, возмещение затрат на питание, спонсирование повышения квалификации и т.д.

— Единовременно выплачиваемая материальная помощь – из-за ЧС, стихийного бедствия, смерти члена семьи, рождения ребёнка.

— Доходы (кроме з/п), полученные членами общин малочисленных коренных народов РФ.

— Материальная помощь – до 4 000 руб. на сотрудника.

— Возмещение трат сотрудников на погашение кредитов и займов на покупку или строительства жилья.

— Прочие виды выплат компенсационного характера.

Предельная база страховых взносов

При расчёте суммы взносов значение имеют не только ставки, но и предельная величина базы по ним – то есть максимальные лимиты. Лимит базы устанавливается только по взносам на ОПС и ВНиМ. По СВ на ОМС и на травматизм – нет. В 2020 году предельные величины базы по СВ следующие:

— на ОПС – 1 292 000 руб.

— на ВНиМ – 912 000 руб.

Ставки страховых взносов

В 2020 году установлены следующие ставки (тарифы) СВ.

Доходы сотрудника В ПРЕДЕЛАХ установленной предельной величины базы

Доходы сотрудника СВЫШЕ установленной предельной величины базы

Для некоторых компаний установлены пониженные (льготные) ставки СВ. Право использовать их есть у компаний, соблюдающих условия из п. 5 ст. 427 НК РФ. Например, у ИТ-компаний, которые разрабатывают ПО для ЭВМ. Они могут использовать ставки СВ 8% - на ОПС, 4% - на ОМС, 2% - на ВНиМ.

А если выплаты сотруднику превысят предельные базы (лимиты), то СВ на ОПС и на ВНиМ с выплат этому сотруднику начислять не требуется.

Что касается СВ на травматизм, то ставки по этому виду в 2020 году остаются на прежнем уровне. Размер ставки зависит от класса профессионального риска деятельности компании. Для расчёта СВ в 2020 году организации нужно было в срок до 15 апреля 2020 года подтвердить свой основной вид деятельности – так ФСС установит ей тариф на текущий год.

Всего существует 32 тарифа, они сформированы с учётом разных сфер деятельности (ст. 1 Закона № 179-ФЗ). Минимальная ставка – 0,2%, она соответствует первому классу профриска. Максимальная ставка – 8,5%, соответствующая тридцать второму классу.

Приведём примеры ставок на травматизм в 2020 году.

Класс профессионального риска

Ставка СВ на травматизм

Порядок и сроки начисления и уплаты

СВ на ОПС, ОМС и ВНиМ уплачиваются в ИФНС по месту нахождения плательщиков, СВ на травматизм – в ФСС. Взносы в Пенсионный фонд в 2020 году не уплачиваются вовсе.

Если у компании есть обособленные подразделения в других городах, то СВ уплачиваются по месту нахождения головной компании, за исключением случаев, когда «обособка» наделена специальными полномочиями.

Начисление СВ происходит ежемесячно по каждому работнику на последнее число месяца, исходя из базы для исчисления СВ. А уплачиваются они не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Если 15 число попадает на выходной день (сб/вс/праздник), то взносы платятся в следующий за выходным рабочий день. Например, СВ за октябрь необходимо оплатить не позднее 16 ноября.

Можно оплатить раньше, позже – нельзя. За каждый день просрочки начисляются пени.

Уплаченные СВ оформляются в виде отдельных платёжных документов.

Отчётность по страховым взносам

Итак, сдавать отчётность по страховым взносам обязан работодатель, который заключил трудовой договор и (или) договор ГПХ с физическим лицом и выплачивает ему вознаграждение. При начислении вознаграждений он обязан исчислить с них и страховые взносы, уплатить их, а затем предоставить отчётность в госорганы.

Организации отчитываются по страховым взносам в любом случае: вне зависимости от того, производились ли выплаты физлицам в отчётном периоде или нет. Если выплат не было, сдаются так называемые нулевые отчёты.

С индивидуальными предпринимателями дело другое. Если ИП не имеет сотрудников и не зарегистрирован как работодатель, то отчёты по страховым взносам он не сдаёт.

Отчётные периоды для всех видов страховых взносов одинаковые: это квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный период – год. По завершению каждого из указанных периодов плательщики СВ должны отчитаться о базе, размере, в котором были исчислены страховые взносы, и о том, какие выплаты не подпали под обложение взносами.

Формы отчётности в 2020-2021 годах состоят из 4-ФСС и единого расчёта по страховым взносам. 4-ФСС предназначен для расчёта базы и взносов на травматизм, он сдаётся в ФСС. В едином же расчёте рассчитываются СВ на пенсионное, медицинское страхование и на случай нетрудоспособности. Этот документ сдаётся в налоговую службу.

Сроки сдачи отчётности

Сроки сдачи 4-ФСС зависят от способа подачи – в бумажном или электронном виде. Если отчёт сдаётся на бумаге (для компаний, где среднесписочная численность (ССЧ) или число сотрудников менее 25 человек), то крайний срок – до 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Если отчёт отправляется в электронном виде (для компаний с ССЧ или числом сотрудников свыше 25 человек), то сроки увеличиваются на 5 дней.

Единый расчёт по страховым взносам работодатели сдают до 30-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Здесь срок сдачи не зависит от способа отправки. Однако требование к численности сотрудников также есть. Сдавать отчёт в электронном виде должны работодатели с ССЧ или числом сотрудников более 10 человек.

Такском предлагает на выбор три сервиса для электронной отчётности, в зависимости от масштабов бизнеса, его нужд и используемых учётных и информационных систем.

Так, малому и среднему бизнесу отлично подойдёт облачное решение компании Онлайн-Спринтер. Это веб-кабинет, для работы в котором нужен лишь любой ПК и доступ в интернет. Онлайн-Спринтер представляет собой дополнительную вкладку в браузере, через которую можно сдавать отчётность и переписываться с ФНС. Данные надёжно хранятся в облачном архиве.

Обновлять сервис не придётся: пользователям всегда открывается только актуальная версия ПО.

Форма 4-ФСС в Онлайн-Спринтере:

418-1.jpg

Форма единого расчёта по СВ в Онлайн-Спринтере:

418-2.jpg

Решение Доклайнер подойдёт предприятиям покрупнее и тем, кто склоняется в пользу выбора программных решений, устанавливаемых на рабочий компьютер. Хранение данных осуществляется на ПК пользователя. При этом работа в сервисе так же проста, как в Спринтере.

В Доклайнере может работать сразу несколько сотрудников одновременно, что удобно для компаний с несколькими бухгалтерами, отвечающими за разные направления отчётности. Можно настроить разные права доступа для них.

У Доклайнера предусмотрен фоновый режим обновлений, который не отвлекает пользователя ПК. Также программа автоматически умеет определять тип документа, отправителя и получателя – достаточно перенести документ из папки на компьютере в окно Доклайнера. Сервис моментально запускается даже с большой базой документов.

А тем, кто привык работать в системе 1С, Такском предлагает напрямую из неё сдавать отчётность. Решение 1С: Электронная отчётность поддерживает большинство популярных конфигураций семейства 1С. Таким образом, решение позволяет работать из привычного интерфейса всем знакомой программы, не перенося данные, и без повторного их ввода.

Перед официальным открытием любого бизнеса будущему предпринимателю необходимо продумать, какие сотрудники ему потребуются и во сколько обойдется их содержание. В данной ситуации лучше воспользоваться калькулятором и просчитать все предстоящие расходы.

Любые организации или предприниматели, которые производят выплату заработной платы и иные вознаграждения физическим лицам, являются налоговыми агентами.

При выплате сотрудникам зарплаты налоговый агент обязан рассчитать сумму налога, удержать его и перечислить в бюджет. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налог на доходы, то есть НДФЛ, удерживается из доходов работников при их фактической выплате. А вот в момент выплаты аванса этот налог не уплачивается.

Доходы физического лица для расчета налога на доходы могут выражаться в любом виде: в денежном, материальном и нематериальном.

Что нужно знать об НДФЛ

C 2021 года произошли некоторые изменения в уплате НДФЛ. И они коснутся тех компаний, в которых работают сотрудники с высокими зарплатами.

Ранее НДФЛ рассчитывался от фактических доходов сотрудников за месяц, «работала» единая ставка в размере 13 % для резидентов РФ. С 1 января 2021 года введена ставка НФДЛ стала прогрессивной. Это значит, что удерживаемая сумма будет зависеть от размера доходов (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Если размер годовой зарплаты превышает 5 млн руб., то на нее распространяется НДФЛ 15 %. При этом повышенная ставка применяется не на весь доход, а только на часть, которая выходит за рамки 5 млн руб.

Для нерезидентов РФ продолжает действовать НДФЛ в размере 30 %.

Уменьшение налога

Для уменьшения налога в Налоговом кодексе предусмотрены специальные вычеты:

  • стандартный (применяется при наличии детей определенного возраста);
  • социальный (применяется в случае предоставления документов на лечение или образование);
  • имущественный (применяется при приобретении жилья).

Вышеуказанные вычеты оформляются в ИФНС или у работодателя. Вычет на детей предоставляется по заявлению работодателя с приложением необходимых документов.

В налоговую работодатель сдает отчеты 2-НФДЛ (ежегодно) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Несмотря на то, что с 2021 года 2-НФДЛ отменяется, за 2020 год его придется сдать — до 1 марта. Правила заполнения формы описаны в Приказе ФНС РФ от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@.

О порядке заполнения формы 6-НДФЛ читайте в Приказе ФНС РФ от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.

Взносы в фонды

Страховые агенты ежемесячно начисляют на ФОТ своих сотрудников взносы во внебюджетные фонды. Это обеспечивает застрахованным лицам права на получение пенсий, медобслуживания, пособия по временной нетрудоспособности, декретные.

Компании и предприниматели уплачивают взносы из собственных средств, не за счет средств работников.

Налоги с ФОТ сотрудников в 2021 году

НДФЛ по ставке 13 % уплачивают налогоплательщики-резиденты, у которых зарплата не превышает 5 млн руб. в год. НДФЛ по ставке 15 % рассчитывается с зарплат свыше 5 млн руб. Работники-нерезиденты уплачивают 30 % НДФЛ.

Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются и перечисляются по следующим тарифам, тарифы закреплены ст. 425 НК РФ:

  • в Пенсионный фонд России (ПФР) — 22 %
  • в Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9 %
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1 %
  • на страхование от несчастных случаев — от 0,2 до 8,5 % (ставка зависит от класса профессионального риска)

На работах с тяжелыми условиями труда, на подземных работах, в горячих цехах женщинам трактористкам-машинисткам, водителям локомотивных бригад (категории работников указаны в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) предусмотрены дополнительные тарифы страховых взносов (ст. 428 НК РФ).

Калькулятор страховых взносов

Для самостоятельного расчета взносов, в том числе за неполный год, воспользуйтесь бесплатным калькулятором взносов.

Обратите внимание на КБК по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ на 2021 год.

Что изменилось в связи с действием прямых выплат

С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.

Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда

Обязательные отчисления ИП в 2021 году

При любом режиме налогообложения ИП обязан производить систематические отчисления за самого себя. У ИП не бывает работодателя, ему не начисляется заработная плата, поэтому фиксированные платежи рассчитываются от доходов. Именно от величины полученного дохода зависит сумма взносов в фонды.

Еще в 2018 году страховую нагрузку ИП отвязали от величины МРОТ, после этого размер взносов стал фиксированным. В Федеральном законе от 15.10.2020 № 322-ФЗ указаны размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) вплоть до 2023 года.

По общему правилу ИП обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды:

  • на собственное пенсионное и медицинское страхование;
  • на социальное страхование работников, если они есть у предпринимателя.

Также ИП могут добровольно уплачивать страховые взносы на социальное страхование за себя, если хотят получать пособия из средств ФСС (например, пособие по беременности и родам, детские пособия, пособие по временной нетрудоспособности). Для этого нужно самостоятельно встать на учет в ФСС. О том, как это сделать, мы писали в статье «Больничный для ИП без работников».

Сумма страховых взносов, которую ИП нужно перечислить в ФСС, если он вступает с ним в добровольные правоотношения по социальному страхованию, в 2021 году составит 4 4516 руб.

Стоимость страхового года вычисляется по формуле: 12 792 (МРОТ) * 2,9 % (страховой тариф) * 12


Бухгалтерский и налоговый учет, расчеты по сотрудникам, отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, валютный учет — все в одном сервисе.

В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на ОПС рассчитываются следующим образом:

  • если доход ИП укладывается в пределы 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб.;
  • если доход ИП превышает 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб. + 1 % от суммы дохода, превышающей лимит в 300 000 руб., но не более восьмикратного увеличения фиксированного платежа — 8 * 32 448 руб.

Предельный размер взносов на ОПС в 2021 году установлен на уровне 1 465 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935).

Страховые взносы на ОМС для ИП в 2021 году составляют 8 426 руб.

Сколько нужно платить за одного сотрудника в месяц?

Изучив все налоги, давайте подсчитаем, сколько необходимо платить за одного сотрудника в месяц.

Если зарплата по трудовому договору составляет 20 000 руб. в месяц (до вычета налогов), то за год составит 240 000 руб.

Рассчитаем НДФЛ: 20 000 х 13 % = 2 600 руб.

На руки сотрудник получает 17 400 руб. (20 000 — 2 600).

Каждый месяц при неизменных условиях нужно будет платить взносы:

  • на ОМС: 20 000 х 5,1 % = 1 020 руб.
  • на ОПС: 20 000 х 22 % = 4 400 руб.
  • на ОСС: 20 000 х 2,9 % = 580 руб.
  • «на травматизм»: 20 000 х 0,2 % = 40 руб.

В общей сумме получается 6 040 руб. в месяц и 72 480 руб. в год.

Итого: расходы на одного сотрудника составят 26 040 руб. в месяц или 312 480 руб. в год.

Помимо зарплаты нужно также учитывать затраты работодателя на оборудование рабочего места каждого сотрудника. До недавнего времени считалось, что значительно экономят те, кто переводит сотрудников на удаленку. Однако Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ внес изменения в Трудовой кодекс и стало понятно, что удаленная работа накладывает на работодателей отдельные обязательства.

В частности, работодатель за свой счет обязан обеспечить работника, выполняющего свои трудовые функции из дома, оборудованием, которое ему нужно для полноценной работы, программно-техническими средствами, средствами защиты информации. Возможны варианты, когда работник использует свою технику, оборудование и программы, но тогда работодатель должен ему компенсировать затраты.

Опасная экономия

Многие предприниматели ищут различные возможности минимизации расходов на сотрудников. И на смену зарплатам в конвертах приходят новые варианты сокращения величины выплат с ФОТ. Но каждый из них несет определенные риски.

Заключение договоров ГПХ

Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.

Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.

В п. 4 ст. 420 НК РФ указаны случаи, когда выплаты по договорам ГПХ не облагаются взносами. Речь идет о ситуациях, когда предмет договоров — переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Сюда же относятся договоры, связанные с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.

Суть риска состоит в том, что договоры ГПХ, фактически регулирующие трудовые отношения, могут быть переквалифицированы в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ). Существует ряд признаков, на которые обращают внимание суды, признавая отношения трудовыми.

Следствие переквалификации договора — это начисление недоимки, штрафы, пени, ответственность за нарушение законодательства об охране труда и т.д.

Оформление сотрудников как ИП

Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 32 448 руб. и взносы на ОМС — 8 426 руб. Если доходы ИП превысят 300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.

С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, имеет рабочее место в офисе компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то последует доначисление налогов.

«Перевод» сотрудников в самозанятые

Об этой схеме стало известно сразу же, как только начал действовать налог на профессиональный доход, который позволил людям, работающим на себя, стать самозанятыми официально.

С 1 января 2021 года все без исключения регионы подключились к эксперименту с налогом на профессиональный доход. Те, кто зарегистрировался в качестве самозанятого, уплачивает налог в размере 4 % с дохода от сделок с физлицами и 6 % с дохода от сделок с ИП и юрлицами. Некоторые работодатели решили перевести часть сотрудников в плательщиков налога на профессиональный доход, то есть уволить их и переоформить с ними отношения, используя договоры ГПХ.

Работодатели поняли, что выгода от этого довольна большая: они перестают быть налоговыми агентами по НДФЛ в отношении работника, который стал самозанятым, и избавляются от обязанности уплачивать страховые взносы. Соответственно, никаких гарантий по Трудовому кодексу они тоже не обязаны соблюдать. Самозанятые сотрудники остаются без выходных пособий, оплачиваемого отпуска и пособий на случай временной нетрудоспособности.

Однако стоит учесть, что помимо явных признаков, которые могут свидетельствовать о реальном статусе «самозанятого» (например, ежедневное присутствие в офисе бывшего работника и использование им конкретного рабочего места), существуют еще положения самого закона о самозанятых. Они указывают на то, что работодатель может в рамках договора ГПХ сотрудничать с бывшим сотрудником, ставшим самозанятым, только при одном условии — если с момента увольнения этого сотрудника из компании прошло не менее двух лет.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Ирина Филиппова

Автор: Ирина Филиппова руководитель отдела по расчету заработной платы

Ирина Филиппова

Автор: Ирина Филиппова
руководитель отдела по расчету заработной платы

Юридический лица и индивидуальные предприниматели обязаны с заработков работников производить отчисления в бюджет. Какие налоги и взносы платятся сотрудниками и работодателями, сколько процентов от заработка взимается, какова ответственность за нарушение законодательства при уплате налогов и взносов — рассказываем в этом материале.

Виды отчислений с заработной платы

Зарплата работника является базой для начисления взносов и налогов в бюджет. Условно такие отчисления можно поделить на 2 категории:

  1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — удержание производится из доходов, начисленных в пользу сотрудника.

Это федеральный налог, но пополняет он местный бюджет. За счет НДФЛ восстанавливаются дороги, ремонтируются и финансируются учреждения образования и здравоохранения.

  1. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование — начисляются на заработную плату сотрудников и уплачиваются из средств работодателя.

Эти отчисления нужны для соблюдения Конституции РФ в части реализации прав граждан на охрану здоровья, обеспечения социальной защиты и страхования, оказания медицинской помощи. Расчет отчислений в Пенсионный фонд является гарантом будущей пенсии сотрудника.

Порядок начисления страховых взносов регулируется ст. 419-431 НК РФ, Федеральным Законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ, НДФЛ — главой 23 НК РФ.

Порядок, сроки и особенности уплаты НДФЛ

Напомним, работодатель — это налоговый агент, поэтому с доходов сотрудников он обязан исчислять и удерживать налог.

Размер НДФЛ составляет:

  • с зарплаты и других доходов, кроме выигрышей, призов и материальной выгоды — 13% для резидентов, 30% — для нерезидентов. Есть исключение: 13% будут уплачивать нерезиденты — высококвалифицированные специалисты, работающие в РФ по патенту и граждане стран-участниц ЕАЭС;
  • 35% — с выигрышей, призов и материальной выгоды резидентов;
  • дивиденды резидентов облагаются по ставке 13%, нерезидентов — 15%.

Сроки перечисления налога на доход ФЛ регламентируется п. 6 ст. 226 НК РФ:

  • НДФЛ с отпускных и больничных уплачивается в месяце их выплаты, не позднее последнего дня месяца;
  • с остальных доходов — в день, следующий за днем выплаты.

Послаблением налогового бремени по НДФЛ является предоставление стандартных, социальных, имущественных и иных вычетов.

Периоды и порядок уплаты страховых взносов

Расчет страховых взносов с зарплаты — обязанность работодателя, регулируемая главой 34 НК РФ. Применяемые тарифы регламентируются 425-430 статьями данного свода.

В 2019 году действуют следующие тарифы по страховым взносам:

  • пенсионные отчисления с доходов меньше 1 млн 150 тыс. руб. удерживаются в размере 22%;
  • с доходов свыше указанной суммы — 10%.

Взносы на медицинское страхование взимаются в размере 5,1%.

Взносы на социальное страхование на случаи временной нетрудоспособности, материнства перечисляются с доходов менее 865 тыс. руб. в размере 2,9%; при превышении упомянутой суммы дохода ставка составляет 0%. Для временно находящихся в России иностранных граждан, не являющихся высококвалифицированными специалистами, применяется ставка 1,8%.

Срок уплаты установлен не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Также работодатели обязаны перечислять в ФСС «травматические» страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Размер тарифа колеблется от 0,2% до 8,5%, зависит от наличия сотрудников-инвалидов, степени риска производственной деятельности. Отметим, что ИП в единственном лице не обязан уплачивать данный вид взносов, обязанность наступает при приеме на работу сотрудника.

Расчет заработной платы и страховых взносов должен быть произведен отдельно по каждому работнику и по каждому виду взносов.

Сотрудник на предприятии 1 класса профессионального риска заработал за месяц 20 тысяч рублей. Он имеет 1 ребенка (стандартный вычет - 1400 руб.). Бухгалтер выполнил расчет:

20 000*22% = 4400 руб. — в ПФР;
20 000*2,9% = 580 руб. — в ФСС;
20 000*5,1% = 1020 руб. — в ФОМС;
20 000*0,2% = 40 руб. — взнос за травматизм.

Из фонда оплаты труда будут перечислены общие за всех сотрудников взносы по 4 платежным поручениям.

НДФЛ составит: (20 000 - 1400) * 13% = 2418 руб.
Сумма к выдаче сотруднику: 20 000 - 2418 = 17 582 руб.

Какие доходы не подлежат налогообложению

Статьи 217 и 422 НК РФ гласят, что НДФЛ и страховые взносы не удерживаются со следующих выплат:

  • материальная помощь до 4000 рублей (считается нарастающим итогом за год);
  • выплаты по листку нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • выплата работнику, положенная при наступлении смерти близкого родственника;
  • при суточных выплатах освобождается от уплаты НДФЛ сумма из расчета 700 руб./день (при командировке в пределах РФ), при служебной поездке за границу — из расчета 2500 руб./день и др.

Для должного начисления и проведения платежей в ФСС и ПФР, приема отчетов от ИП и ЮЛ, взаимозачетов платежей, взыскания долгов, наложения штрафов за просрочку или неуплату, производится администрирование страховых взносов, которым с 2017 года занимается ФНС.

Виды ответственности

За просрочку или неуплату налогов и взносов с зарплаты наступает налоговая, административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность.

Налоговый агент или ИП наказывается штрафом в размере 20-40% от указанной выплаты (ст. 122 НК РФ). При задержке уплаты взимаются пени за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ).

Уголовная ответственность для страхователя наступает при сознательном уклонении от уплаты взносов или большом размере долга. Так, предпринимателям и юрлицам грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей (от 200 до 500 тыс. руб., если долг особо крупный), принудительные работы или лишение свободы. Сроки и размер наказания зависят от тяжести преступления.

Ответственны и те предприниматели, которые не подали отчетность, забыли её подать или давно не работают в качестве ИП, ведь обязанность по уплате страховых взносов сохраняется до момента снятия ИП с учета. Например, предприниматель, не представивший декларацию, может получить от ИФНС начисление взносов в размере 8 МРОТ (доход ИП не подтвержден).

С 2018 года введена амнистия для задолженностей и пеней по налогам, образовавшимся до 01 января 2015 года, и страховым взносам до 01 января 2017 года. Она касается только тех бизнесменов, которые не подали сведения в ПФР о своих доходах за эти периоды. На страховые взносы за себя и работников ИП амнистия не распространяется, их следует уплатить.

Например, сотрудничество с нашей компанией предусматривает регулярную сверку с ИФНС и внебюджетными фондами, что входит в стандарт оказания бухгалтерских услуг.

экономика внебюджетный фонд

С переходом России в начале 1990-х годов к рыночным отношениям, сопровождавшимся в течение последнего десятилетия прошлого века глубоким экономическим кризисом, кризисом финансовой сферы, неуклонным снижением уровня жизни населения, возникла необходимость образования государственных, социальных внебюджетных фондов. Задача общества в кризисных условиях развития экономики и финансов состоит в поддержке существования лиц, нуждающихся в помощи, что достигается созданием государственных внебюджетных социальных фондов.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается объем этих фондов. Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с профицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

· у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

· строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение требуют особого внимания;

· возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях – наличии активного сальдо.

Таким образом, очевидна целесообразность и необходимость изучения и совершенствования способов образования, наполнения и перераспределения средств государственных внебюджетных фондов РФ.

1. Необходимость, роль и значение внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на социальные цели.

Предшественниками внебюджетных фондов являются специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер, число их росло в связи с увеличением задач, стоявших перед государством.

Если рассматривать внебюджетные фонды как финансовую категорию, то они представляют собои? совокупность распределительных отношении?, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов формируются государственные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для осуществления важнеи?ших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов федеральных органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования доходов, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Они обладают следующими особенностями:

· создаются органами власти и управления и имеют целевую направленность;

· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

· формируются фонды за счет обязательных отчислений юридических лиц и государства;

· денежные ресурсы фондов находятся в федеральной собственности и не подлежат изъятию на другие цели, прямо не предусмотренные законом;

· расходование средств фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правления фонда);

· из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу социальных слоев населения. Контрольная функция проявляется в отклонениях, связанных с распределением и использованием внебюджетных средств.

Внебюджетные фонды как и бюджет способствуют государственному регулированию социальных процессов, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.

Государственный бюджет во многом определяет мобильность денежных средств. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов, так как всегда существует опасность снижения расходов на социальные цели. Поэтому очень важно точно определить источники средств и обеспечить четкое их целевое использование.

Решение данной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из федерального либо из местного бюджета средств или через образование нового внебюджетного фонда с конкретным назначением.

В настоящее время внебюджетные фонды создаются думя путями:

· выделением из бюджета части средств;

· формированием внебюджетного фонда за счет собственных источников доходов.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются самостоятельно и не включаются в федеральныи? бюджет, однако эти средства имеют бюджетную основу, и по каждому из перечисленных государственных внебюджетных фондов составляется самостоятельныи? бюджетный баланс.

Таким образом, внебюджетные фонды являются важным звеном финансо – вои? системы государства. Являясь одной из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных групп населения, внебюджетные фонды позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного роста и развития в интересах всех слоев населения.

2. Классификация внебюджетных фондов: порядок формирования и использования

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизванные и децентрализованные.

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных внебюджетных фондов входят следующие фонды.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации;

2. Фонд социального страхования Российской Федерации;

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования населения.

К децентрализованным относятся территориальные внебюджетные фонды. Они формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

· обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (специальные целевые налоги, страховые взносы);

· добровольные взносы юридических и физических лиц;

· доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

· другие доходы, предусмотренные законодательными актами.

Из рисунка видно, что с 2004 по 2014 год сумма средств, поступивших в пенсионный фонд увеличилась на 5143,265 триллионов рублей. По данным статистики на 2014 год сумма налогов и страховых взносов составила 3712,721 триллионов руб., а это составляет 60% от общей суммы поступлений в 2014 г.

Поступление средств Пенсионного фонда РФ

Пенсионный Фонд Российской Федерации (прил. 1) создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991 г.

В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании В РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Страховщиком является Пенсионный фонд РФ (ПФР). Страхователями являются лица, произыодящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и адвокаты. Застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

В советские времена на одного пенсионера приходилось 10-11 работающих, пенсионная система СССР считалась одной из самых прогрессивных в мире. В начале 1990-х годов с переходом России на рыночную экономику распределительный принцип пенсионных выплат, основанный на солидарности поколений, исчерпал себя.

С 1 января 2002 года в России нчала действовать смешанная, так называемая распределительно – накопительная система пенсионного обеспечения, предусматривающая переход на страховую систему пенсионного обеспечения, в которой размер пенсии зависит от числа лет уплаты страхоых взносов и их суммы.

Наиболее сложным вопросом, решаемым при переходе к накопительной системе, является выработка механизма инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде РФ. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» страховые взносы, направленные на накопление, образуя пенсионные резервы, подлежат инвестированию Пенсионным Фондом России через независимые управляющие компании, список которых утверждается Правительсвом РФ по результатам проведения тендера. Управляющая компания не владеет, даже временно, средствами гражданина. Деятельность частной управляющей компании контролируют как минимум пять независимых организаций: Министерство финансов, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, специализированный депозитарий, Независимый аудит и др.

В настоящее время пенсионная сиситема России состоит из следующих частей.

1. Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, а за счет социального ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам;

2. Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам;

3. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязателбному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Средний размер пенсий, который государство в состоянии выплачивать, можно расчитать исходя из макроэкономических показателей, усреденнных по всем ее получателям:

где – средний размер пенсии;

К – доля ВВП на выплату пенсий;

Чр – численность работающих, которые создают ВВП;

Чп – численность пенсионеров.

В Российской Федерации выплачиваются следующие виды пенсий:

§ по старости (мужчинам с 60 лет, женщинам с 55 при наличии не меннее 5 лет трудового стажа);

§ по случаю потери кормильца.

2. Государственные пенсии:

· по старости для граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф;

· по выслуге лет для федеральных государственных служащих и военнослужащих;

· по инвалидности для военнослужащих, участников ВОВ и др.;

· социальная для нетрудоспособных граждан, не имеющих права на получение трудовой пенсии;

· по потере кормильца для членов семей военнослужащих, пострадавших в результате техногенных или радиационных катастроф.

Фонд социального страхования (прил. 2) создан в 1990 г.в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. в целях управления средствами государственного социального страхоания России. В доходах Фонда налоги и страховые взносы составляют примерно 80%, средства федерального бюджета – 18%, прочие доходы примерно 2%.

Средства ФСС направляются на:

· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенека, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

· санаторно-культурное лечение и оздоровление работников, а так же другие цели государственного социального страхования;

· обеспечение текущей деятельности аппарата управления ФСС;

· финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;

· проведение научно-исследоветельской работы по вопросам социальноо страхования и охраны труда и др.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (прил. 3) созданы в 1991 году в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г. Фонды медицинского страхования предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях. В соответствии с Налоговым кодексом РФ размер ставок в эти фонды зависит от категории налогоплатильщика и налоговой базы на каждое физическое лицо до 200 тыс. руб.:

· для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, организаций и индивидуальных предпринимателей ставка взносов в Федеральный фонд ОМС составляет 1,1%, в территориальные фонды – 2%;

· для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей,

организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин кореных малочисленных народов Севера ставка в Федеральный фонд ОМС – 1,1%, в территориальные фонды – 1,2%;

· для идивидуальных предпринимателей ставка в Федеральный фонд ОМС

– 0,5%, в территориальные фонды – 1,9%;

· для адвокатов ставка в Федеральный фонд ОМС – 0,8%, в территориальные фонды – 1,9%.

Основная часть (почти 90%) средств Федерального фонда ОМС направляется на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС. На финансирование целевых программ выделяется примерно 10%.

Таким образом, в Российской Федерации действуют три основных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

3. Перспективы развития внебюджетных фондов в российской экономике

Процесс создания, распределения и использования внебюджетных фондов непосредственно связан со всеми экономическими, политическими, социальными и другими течениями в обществе. Поэтому при совершенствовании системы внебюджетных фондов необходимо учитывать внешние факторы, так как все отрасли национальной экономики тесно связаны друг с другом.

Очевидно, без решения проблем социального страхования эффективное функционирование и совершенствование деятельности внебюджетных фондов не удастся. В связи с этим разработана и реализуется Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, для решения социальных проблем, разработаны специальные меры, направленные на стабилизацию организационно-финансовой деятельности внебюджетных фондов.

В Концепции отмечается, что доминирующей негативной тенденцией в России остается снижение численности населения. Отсюда, целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 145 млн. и создать условия для повышения к 2025 году численности населения со средней продолжительностью жизни до 75 лет (89).

В последние годы государством были сделаны крупные инвестиции в здравоохранение, но накопленные проблемы остаются. Отставание российского здравоохранения от западных стран ощущается значительно сильней, чем многих других ключевых отраслей экономики. Для того чтобы противостоять новым вызовам, необходимо создать по существу новую систему здравоохранения, повысив ее технологический, организационный и профессиональный уровень. Для этого требуется заметное повышение роли здравоохранения в системе бюджетных приоритетов на всех уровнях власти.

Развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов, направлено на повышение жизненного уровня всех категорий пенсионеров и обеспечение финансовой устойчивости, сбалансированности пенсионной системы. Для граждан, ориентирующихся на высокий размер пенсионных выплат, должны быть созданы дополнительные стимулы участия в добровольных пенсионных системах, а также более продолжительной трудовой деятельности. Гражданам, не выработавшим минимальной нормы страхового стажа, будет обеспечиваться минимальный федеральный стандарт пенсионного обеспечения.

Предусматривается реформирование единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное страхование, для поддержания эффективного тарифа. Необходимо последовательно сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения, совершенствовать механизмы налогообложения доходов населения. Реформирование налогов и взносов на социальные нужды должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования.

Таким образом, внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что внебюджетные фонды являясь одной из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных групп населения, внебюджетные фонды позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.

В Российской Федерации действуют три основных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды, являясь важным звеном финансовой системы государства, аккумулируют денежные ресурсы и направляют их на решение различного рода социально-экономических задач, позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.

Основным выводом, на мой взгляд, следует считать то, что при всех недостатках, и недоработках, можно считать, что система социального страхования в России создана и работает.

Список использованной литературы

1. Закон РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.;

2. Федеральный закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ;

3. Федеральный Законон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ;

4. Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ;

5. Федеральный законо «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года №111-ФЗ;

6. Годин А.М. Бюджетая система Российской Федерации. – М., 2010 г.

7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М., 2010 г.

8. Подъяблонская Л.М. Финансы. – М., 2011 г.

9. Финансы/ под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. – М., 2012 г.

10. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы. – М., 2013 г.

11. Климович В.П. Финансы, денежное обращение кредит.-М.:ИД ФОРУМ – ИНФРА-М, 2015 г.

Читайте также: