Развитие гражданского общества иллюстрирует увеличение налогов на добычу полезных

Опубликовано: 24.04.2024


Правительство внесло в ГД законопроект о повышении НДПИ в 3,5 раза для металлургической и химической промышленностей. «Известия» попытались разобраться в вопросе: что это значит для инвестиционного климата в стране и экономики в целом?

Госдума на днях в первом чтении приняла проект федерального закона «О внесении изменений в главы 25.4 и 26 2-й части Налогового кодекса Российской Федерации»), который предусматривает повышение рентного коэффициента налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургов и производителей удобрений в отношении с 1 до 3,5 — иначе говоря, в 3,5 раза. Как утверждается в пояснительной записке к внесенному законопроекту, его принятие позволит повысить эффективность взимания НДПИ, а также компенсировать недополученные доходы от введения налога на добавленный доход (НДД) и предотвратить дальнейшее снижение доходов федерального бюджета.

Логика властей объяснима: резко возросшие траты государства привели к образованию бюджетного дефицита. По оценке Минфина, в 2020 году расходы казны могут превысить доходы почти на 4,4% ВВП. В связи с этим кабмин и анонсировал проект налоговых законов. Для пополнения бюджета было предложено повысить НДПИ, пересмотреть параметры ряда льгот в нефтегазовом секторе, а также индексировать ставки акцизов на табачную продукцию. Только за счет НДПИ, по расчетам Минфина, в следующем году удастся привлечь в казну дополнительно 56 млрд рублей.


Однако бизнес ожидаемо с критикой встретил попытку изъять часть средств в условиях продолжающейся глобальной неопределенности из-за коронакризиса. С отрицательными отзывами на законопроект выступили и экономические эксперты. Так, экономист Владислав Иноземцев оценил инициативу как неудачную по нескольким причинам. Во-первых, по его словам, она нарушает данные представителями правительства обещания не повышать налоговую нагрузку на бизнес. Напомним, что в 2018 году министр финансов Алексей Силуанов четко указывал на неизменность налоговой системы в ближайшие годы: «Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги».

Всё это окажет негативное влияние на инвестклимат, считает Иноземцев, «сокращение инвестиций окажется кратно большим, чем объем собранных налогов». С ним согласны и другие эксперты, утверждающие, что повышение налоговой нагрузки будет восприниматься инвесторами в качестве неблагоприятного параметра инвестиционного климата наряду с рисками нарушения прав собственности и административными барьерами.

Во-вторых, по мнению Владислава Иноземцева, налоговая сверхнагрузка неизбежно приведет к увеличению стоимости сырья, а значит, ухудшит экспортную конкурентоспособность этих и смежных отраслей. Хотя господин Силуанов, представляя правительству предложения о повышении НДПИ на полезные ископаемые, заявлял: «Такой маневр в нынешних условиях должен подстегнуть развитие секторов экономики, не связанных с добычей сырья».

Однако понятно, что добывающие компании — это непосредственные поставщики сырья для тех самых несырьевых производств, которые собираются развивать. И повышение налогов на добычу сырья отразится на издержках всей производственной цепочки, начальным звеном которой являются как раз добывающие компании.

В-третьих, указывает Иноземцев, решение временной проблемы — дефицита бюджета — с помощью бессрочной меры неоправданно. Рентабельность металлургической и химической промышленности крайне волатильная. Повышенный НДПИ заберет у компаний-плательщиков сумму, эквивалентную 4–6% EBITDA, при том, что по данным ФНС, налоговая нагрузка этих отраслей в среднем чуть выше общероссийской средней: 11,4% от оборота против 11,2%.


— С одной стороны, пока никто не представляет себе трендов в мировой экономике в ближайшие годы (вторая волна коронавируса может надолго отсрочить восстановление в тяжелой промышленности по всему миру); с другой, цены на металлы могут скорректироваться вниз, и тогда придется либо отменять принятое решение, либо наблюдать за спадом в отрасли, — резюмирует эксперт, утверждая, что новая ставка налога только ухудшит запас прочности предприятий металлургической и химической промышленности .

Эксперт напоминает, что в 2018 году перед самым падением цен на уголь предлагалось повысить НДПИ на него, мотивируя это наличием у отрасли сверхдоходов. Но тогда удалось сохранить старые ставки. Благодаря этому российские угольщики всё еще работают, несмотря на продолжающийся уже полтора года спад цен, хотя на других рынках угольные компании банкротятся.

Экономисты уверены, что у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита бюджета, не прибегая к ужесточению фискальной политики. В частности, профессор ВШЭ, инвестбанкир Евгений Коган в своем авторском телеграм-канале представил два пути решения проблемы. Первый – это временные заимствования. «Наша страна в состоянии увеличить в два раза свою долговую нагрузку без ощутимых последствий. Будет долг 20–22% от ВВП вместо текущих 12–13%, и что? Зато будет полностью закрыта потребность бюджета в выпадающих доходах», — рассуждает Коган.

Второй путь — масштабная приватизация. Довод экономиста следующий: доля и роль государства в нашей стране «не просто велики, а преступно велики». По его мнению, с помощью приватизационных процессов можно покрыть значительную часть выпадающих доходов бюджета, и при этом не нужно повышать налоги и усложнять жизнь и без того зачастую дышащему на ладан бизнесу.

Законопроект Минфина Госдума уже приняла в первом чтении. Такую спешку законодателей не остановила и критика Счетной палаты — ведомство Алексей Кудрина посчитало, что бюджетный эффект от нового законопроекта Минфина нельзя оценить, пока министерство не обоснует поступления в федеральный бюджет и не детализирует расчеты. А таких расчетов нет.


Анна Королева
корреспондент Expert.ru
16 октября 2020, 13:44

Президент подписал законы, повышающие налоговую нагрузку на бизнес. Изменения коснутся практически всех.

Повышены три налога: на самых крупных и на самых малых

Плюс три

Владимир Путин окончательно утвердил повышение налогов и сборов для крупного и малого бизнеса. Изменения затронули: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), формулу налога на добавленный доход нефтяных компаний, а также — взносы индивидуальных предпринимателей на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС).

Так, для производителей удобрений и для металлургов налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) увеличивается в 3,5 раза. Рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ будет применяться при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды.

Это, по оценке Минфина, принесет бюджету 56 млрд рублей уже в 2021 году. Еще 218 млрд рублей принесет властям изменение формулы налога на добавленный доход для нефтяных компаний.

Кроме того, у них отменяются льготы по НДПИ и экспортной пошлине для сверхвязкой нефти, а также — для нефти с истощенных месторождений (выработка ресурсов более 80%).

И, пожалуй, самое неприятное с точки зрения обычных предпринимателей – повышение тарифов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) для индивидуальных предпринимателей. Хотя изменения будут введены только в 2022 и 2023 годы, радовать ИП они не могут.

СПРАВКА. Сейчас размер страховых взносов на ОПС определяется доходами ИП: если доход не превышает 300 тысяч рублей за расчетный период, то плательщик уплачивает страховой взнос только в фиксированном размере (в 2020 году 32448 рублей). Если доход превышает 300 тысяч рублей, то фиксированному размеру добавляется 1% от суммы дохода свыше 300 тысяч рублей.

В 2021 году фиксированный размер взносов не изменится. В 2022 году он вырастет с 32448 до 34445 руб., а в 2023 году — до 36723 рублей.

Размер взносов на ОМС для ИП также начнет повышаться с 2022 года: с текущих 8246 рублей до 8766 рублей. В 2023 он вырастет до 9119 рублей.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов как раз накануне представил результаты опроса предпринимателей об эффективности мер государственной поддержки. Он показал, что бизнес и так е ждет в ближайшем будущем ничего хорошего. Если в августе положение своей компании как «кризис» или «катастрофа» оценивали 26,19% респондентов (и это было на 7 % меньше, чем в июле), то в октябре показатель увеличился до 29,87%. 50% опрошенных пожаловались на снижение финансовых показателей компании (с августа показатель вырос на 5%). В общей сложности доля предпринимателей, негативно оценивающих положение компании («снижение», «кризис» или «катастрофа» выросла на 8% и достигла 80%). Почти две трети опрошенных оценивают шансы своего бизнеса выжить фифти-фифти, а то и ниже, а 17% из них просто уверены, что не переживут повторные ограничения.

У предпринимателей уже возникли проблемы с уплатой действующих налогов: 26% заявляют о невозможность платить заработную плату и налоги с ФОТ, многие не могут заплатить налог на имущество.

И надо отметить, что как показал представленный бизнес-омбудсменом мониторинг, именно снижение налоговой нагрузки предприниматели считают самой необходимой мерой поддержки от государства — об этом в ходе опроса говорили 70% его участников. Так что ее повышение — это просто удар под дых.

Резоны для повышения

Ранее сами власти страны выступали с инициативами по ограничению роста налогов на бизнес. Таковы объявленный еще премьер-министром Дмитрием Медведевым в марте 2019 года мораторий на изменение налогов на ближайшие шесть лет, президентские инициативы, в том числе прозвучавшие в рамках ПМЭФ, законодательные инициативы Госдумы о недопустимости введения новых налогов для МСП.

Причиной того, что власти все же пошли на такие меры, является поиск дополнительных источников финансирования бюджета на 2021-2023 годы, констатирует преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук. Кстати, добавляет он, в рамках этой же линии с 1 января 2021 года будет повышен НДФЛ для граждан, имеющих годовой доход свыше 5 млн рублей.

Это вызвано сокращением налоговых и неналоговых поступлений в бюджет государства, кризисом, связанным с пандемией, снижением экспортных доходов и санкционной политикой США и стран ЕС, направленной против РФ, указывает эксперт. По мнению руководителя государства, это «оправданный и назревший шаг», сделанный для роста эффективности и справедливости фискальной системы страны. При этом, несмотря на сложную ситуацию с доходами бюджета, удалось найти гибкие решения и сохранить стимулирующую роль фискальной системы для качественного структурного обновления экономики, полагает Корнейчук.

Это реализовано, в том числе, за счет снижения налогов для IT-отрасли (c 14% до 7,6%), а также понижения налога на прибыль (с 20 до 3%). Все эти меры приведут к структурным изменениям в экономике, уверен аналитик.

Малому бизнесу придется труднее

Но вообще, повышение трёх налогов на фоне сегодняшней эпидемиологической ситуации выглядит неоднозначно, отмечает, в свою очередь, управляющий партнёр бюро United Partners Андрей Андреев. Во-первых, объясняет он, если говорить об ИП, то увеличение выплат станет сильным обременением. Сфера МСП понесла очень серьёзные потери весной, во время самоизоляции, и восстановиться к 2022 году успеет едва ли. Даже если полагаться на недавно утверждённый план по восстановлению экономики, перспектива достаточно спорная. Да, субъектам малого бизнеса сейчас оказывается помощь, но в конце 2021 года все льготы действовать перестанут.

Также, продолжает эксперт, согласно «плану восстановления», с октября начинается второй этап, цель которого: «обеспечить восстановительный рост экономики и рост доходов граждан и не допустить осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки». Но в тоже время, в Москве и области вводятся ограничения на посещения массовых мероприятий, часть школьников переводится на домашнее обучение, а работодатели обязаны перевести 30% офисных сотрудников на удалённую работу. Всё больше фактов говорит о возможном повторении сценария первой волны, а в этом случае о подъёме экономики и дальнейшем «безболезненном» повышении налогов не может быть и речи.

Если же удастся избежать ещё большего спада или хотя бы его минимизировать, с точки зрения предпринимателей, увеличение выплат в казну с 2022 года всё равно выглядит неприятно, говорит Андрей Андреев. Безусловно, пополнение государственного бюджета необходимо и играет важную роль в выходе из кризиса, вызванного пандемией, но сроки введения новых требований видятся поспешными. Даже если к концу следующего года компании восстановятся до показателей 2019 года, у них будет всего лишь около года до отчётного периода, чтобы нарастить ещё большие мощности, а этого может быть недостаточно.

В правительстве попытались объяснить необходимость увеличения фискальной нагрузки

На минувшей неделе,17 сентября, кабмин внес в Госдуму ряд законопроектов, касающихся поправок в Налоговый кодекс, в частности, о росте ставки НДФЛ с 13% до 15% на доходы свыше 5 млн рублей, законопроект, касающийся налогового администрирования, а также проект, предусматривающий рост тарифов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование для ИП в 2022 и 2023 гг.

В целом, с приходом в правительство бывшего главы ФНС Михаила Мишустина в этом году в России было принято сразу несколько важных решений в сфере налогового законодательства. Все они, как полагают «наверху», не только способствуют наполнению бюджета, но и призваны составить единую стратегию по повышению стабильности и восстановлению справедливости в стране.

Напомним, накануне стало известно, что Госдума намерена в приоритетном порядке рассмотреть инициативу о введении с 1 января 2021 года НДФЛ в размере 15% в отношении граждан, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год.

Как сообщил спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, средства, которые поступят в бюджет в результате повышения налога, будут адресно направлены на лечение детей, страдающих орфанными (редкими – прим.) заболеваниями.

В правительстве указали, что бюджетные ассигнования от действия данной инициативы составят 60 млрд рублей в 2021 году, 64 млрд рублей в 2022 году и 68,5 млрд рублей в 2023 году – т.е. всего порядка 199 млрд за три года.

Признавая увеличение налоговой нагрузки, фискальные органы обращают внимание на то, что она повышается лишь для определённой категории налогоплательщиков. В частности, это касается обеспеченных людей с высокими доходами, а также добывающих компаний, извлекающих природную ренту.

Как полагают разработчики законов, за счет неоправданно низких налогов, даже по сравнению с другими отраслями и другими странами, такие компании получают сверхприбыли, которые направляются не на инвестиции и развитие, а на дивиденды. Бенефициарами природных ресурсов всей страны до сих пор становилась небольшая прослойка богатых людей, которые зачастую выводили свои средства в офшоры, таким образом, пополняя бюджеты тех стран.

16 сентября правительство одобрило предложение Минфина увеличить в 3,5 раза налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургов и производителей удобрений. Это должно пополнить бюджет на 56 млрд рублей в 2021 году.

Как пояснили в правительстве, во всех странах мира компании, добывающие полезные ископаемые, уплачивают государству горную ренту в виде роялти, привязанного к цене на ресурсы. При этом для российских компаний, добывающих твердые полезные ископаемые, в том числе руду, химическое сырье, все это время действовало сверхлиберальное налоговое законодательство. Горная рента сейчас уплачивается от себестоимости затрат на добычу, что в разы, а в некоторых случаях и в десятки раз меньше, чем рыночная цена на такие природные ресурсы.

Изменения коснулись и нефтяного сектора. Так, правительство пошло на отмену ряда льгот по уплате налога на НДПИ и пошлины для зрелых нефтяных месторождений, а также сверхвязкой нефти, в результате чего, как сообщил глава Минфина Антон Силуанов, в 2021 году бюджет может получить дополнительные доходы в размере 260 млрд рублей.

Напомним, что для нефтяной отрасли в нашей стране действует уникальная неэффективная система налогооблажения, которая наполовину состоит из льгот. При общей достаточно высокой нагрузке по НДПИ льгот нефтяникам за прошлые годы надавали так много, что вся система стала напоминать лоскутное одеяло: льготы на все случаи жизни, в ряде случаев компании много лет могли вообще не платить никаких налогов.

И хотя Минфин делал попытки перевести систему на налог на добавленный доход (НДД), старая система пока сохраняется, отмечают экономисты. В то же время, так называемый коэффициент выработанности, который изначально был введен для старых выработанных месторождений, поскольку добыча на них намного более затратна, чем на месторождениях с большими остаточными запасами, морально устарел. Он был введен еще в 2007 году, и в настоящий момент приводит не к стимулированию добычи, а к сверхприбыли у нефтяных компаний. Нередки случаи, когда рентабельное месторождение с огромными запасами попадает под налогообложение как старое выработанное, что и приводит к потерям для государства в сотни миллиардов рублей.

Корректировке подвергнутся и параметры режима налога на добавленный доход (НДД). Он должен был заменить старую систему, но пока действовал как экспериментальный для пилотных месторождений. Известно, что Минфин остался недоволен результатами первого года эксперимента: выпадающие доходы оказались в разы больше, а инвестиции нефтяников не выросли.

В итоге бюджет в 2019 и 2020 годах недополучил 200 млрд рублей. Сейчас идет донастройка режима, через корректировку одного из параметров, что должно принести бюджету дополнительно 97,3 млрд рублей только в 2021 году.

Тот же факт, что некоторый бизнес, особенно крупный, предпочитает направлять деньги не на развитие, а на выплату дивидендов, которые главным образом идут, на счета офшорных компаний, которыми как раз владеют собственники-акционеры этих компаний, заставил пересмотреть ряд соглашений об избежании двойного налогообложения и повышения налога с дивидендов.

Данными соглашениями предусматривается пониженная ставка налога на дивиденды в адрес резидентов этих юрисдикций — 5%, хотя та же ставка налога внутри России составляет 13%, а общая ставка по дивидендам для иностранных лиц – 15%.

Известно, что Кипр уже согласился на условия России по увеличению налога на дивиденды и проценты до 15%.

Такое же предложение поступило правительству Нидерландов, Мальты и Люксембурга.

Как ранее рассказал «Московской газете» экономист Денис Ракша, соглашение об избежании двойного налогообложения с этими странами не приводило к стимулированию международных инвестиций, а действовало как схема по занижению налоговой базы.

«Как действовала эта схема: инвесторы «заводили» деньги на российский актив, к примеру, предоставляя кредит российскому заводу, тот работал и выплачивал дивиденды, которые уходили на Кипр. А налоги платить с них никому не нужно. Было удобно и выгодно. Теперь же инвесторы будут вынуждены либо платить налоги, либо переводить свои деньги в российские «офшоры» (в Калининграде и Владивостоке), либо полностью выводить их за границу. Но в этом случае есть риск, что придется объясняться перед местным налоговиками о происхождении средств», — считает экономист.

Наконец, повышение акциза на табачную продукцию на 20%.

Как сообщил в минувшую среду министр финансов Антон Силуанов, индексация ставки акцизов на табачную продукцию позволит привлечь 70 млрд рублей дополнительных доходов.

Он добавил, что это будет стоить порядка 20 рублей к пачке, если смотреть стоимость [пачки] сигарет в размере примерно 120 рублей.

Отметим, что текущая версия Налогового кодекса уже предусматривает, что в 2021 году ставки акцизов на табачную продукцию должны вырасти на 4% — с 1996 руб. за 1 тыс. штук до 2045 руб., ставка акциза на электронные сигареты и вейпы – с 50 до 52 руб. за штуку. Предложенные Минфином ставки акцизов составят 2359 руб. и 60 руб. соответственно.

И единственный риск, к которому сейчас апеллируют табачники – это рост контрафактной продукции.

В то же время, правительство приняло и ряд шагов для снижения налогов для той категории предпринимателей, которая особенно остро нуждается в средствах для развития. Речь идет о малом и среднем бизнесе, а также IT-отрасли. По подсчетам, выпадающие доходы от этих решений превышают 1 трлн рублей в год, что гораздо больше, чем правительство получит от повышения налогов.

Так, для малого и среднего бизнеса были снижены страховые взносы. И если изначально это принималось как часть антикризисной программы по поддержке экономики в условиях введения ограничительных мер весной этого года, то впоследствии действие этой льготы предложили продолжить и после кризиса.

Также были приняты беспрецедентные меры по налоговой поддержке IT-компаний в виде снижения ставки по налогу на прибыль с 20% до 3%. Развитие IT-отрасли является мировым трендам, поскольку именно эта отрасль может повысить эффективность и снизить издержки во всей экономике. Таким образом, поддерживая IT-компании, государство рассчитывает на большие мультипликативные эффекты.

Еще одна мера — фактическое введение инвестиционной льготы. Юридическая возможность предоставлять инвестиционную льготу для бизнеса у регионов существовала давно, однако на деле эта мера не действовала, поскольку в региональных бюджетах не было на это средств. Теперь же благодаря софинансированию со стороны федерального бюджета компании получили право уменьшать налог на прибыль на величину затрат на создание или модернизацию производственного оборудования. По сути, это помощь в обновлении основных фондов. Без этого невозможно ни повышение производительности труда, ни рост прибыли, ни рост зарплат.

Налоги и налоговая система
1. Установите соответствие между примерами и видами налогов:
А) налог на добычу полезных ископаемых Б) земельный налог
В) налог на игорный бизнес Г) налог на добавленную стоимость
Д) налог на имущество физических лиц
1. Федеральные 2. Региональные 3. Местные
2. Выберите верные суждения о налогах:
1. Налог на прибыль фирм является косвенным налогом
2. К прямым налогам относится налог на добавленную стоимость
3. С ростом ставки налога поступления в бюджет сначала снижаются, затем растут
4. Налог на имущество предприятий представляет собой прямой налог, который выплачивается в региональный бюджет
5. Ставка налога имеет четыре разновидности: твёрдую, пропорциональную, прогрессивную, регрессивную
3. Установите соответствием между видами и примерами налогами:
А) налог на имущество предприятий Б) водный налог
В) налог на добавленную стоимость Г) земельный налог
Д) транспортный налог
1. Федеральные 2. Региональные 3. Местные
4. Выберите верные суждения о налогах:
1. Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства
2. К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц, налог на наследство
3. Налоги направляются на поддержку малообеспеченных слоев общества за счёт частичного перераспределения средств
4. Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер
5. Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика
5. Выберите верные суждения о налогах и налогообложении:
1. При пропорциональной системе налогообложения его ставки увеличиваются при возрастании объекта налога
2. Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства в порядке и на условиях, определённых законодательством
3. Через налоги государством осуществляется воздействие на общественные отношения
4. Фискальные функция налогов проявляется в формировании и мобилизации финансовых ресурсов государства
5. При высокой ставке подоходного налога резко повышается деловая активность фирм и населения
6. Какие признаки присущи любому налогу:
1. Обязательность уплаты 2. Безвозмездность 3. Пропорциональность налогу 4. Возвратный характер 5. Законодательное установление 6. Приблизительность размера для налогоплательщика
7. Установите соответствие между примерами и видами налогов:
А) подоходный Б) с продаж В) на добавленную стоимость Г) на наследство
Д) на имущество
1. Прямые 2. Косвенные
8. Выберите верные суждения о налогах:
1. Налоги представляет собой плату за пользование имуществом государства
2. Одним из принципов налогообложения является его всеобщность
3. Принцип справедливости в налогообложении выражается в неравенстве налогов для каждого уровня дохода
4. Налоги следует рассматривать как безвозмездную помощь государству граждан и предприятий
5. Устойчивость видов налогов и их ставок во времени представляет собой один принципов налогообложения
9. Выберите верные суждения о налогах:
1. По механизму контроля косвенные налоги являются более сложными, чем прямые
2. С помощью налогов государство обеспечивается финансовыми ресурсами
3. К принципам налогообложения относится неизбежность осуществления платежа
4. Источниками налогов могут быть различные формы дохода
5. Особенностью налогообложения является динамичность видов налогов и их ставок во времени
10. Установите соответствие между примерами и видами налогов:
А) акциз Б) налог на имущество предприятий В) налог с оборота Г) налог на добычу полезных ископаемых Д) налог с продаж
1. Прямые 2. Косвенные
11. Выберите верные суждения о налогах:
1. Одной из важнейших функций налогов является учёт доходов граждан, предприятий и организаций
2. В отличие от косвенных налогов прямые взимаются при образовании материальных благ
3. Одной из особенностей косвенных налогов является то, что их платит потребитель
4. Прямые налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу
5. Налоги способствуют циклическому развитию экономики

13213
45
21132
135
234
125
12211
25
234
21212
123

Государственная власть во все времена нуждалась в средствах для сво­его содержания. Методы привлечения этих средств менялись в зависимо­сти от уровня развития общества. В древнейшие времена затевались вой­ны, как только в казне кончались деньги. Победители устанавливали разо­вые контрибуции либо регулярный сбор дани.

С развитием цивилизации государства научились защищаться от враждебных соседей, создавая регулярные армии, для содержания кото-

рых нужны были средства. Первым обоснованием для регулярных плате­жей государству стали военные расходы. Таким образом, налоговая систе­ма появилась одновременно с появлением государства.

Первый период развития налогообложения (Древний мир и Средние века) характеризуется неорганизованностью и случайным характером это­го процесса. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, преиму­щественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги принимали в основном денежную форму.

Второй период — конец XVII в. — налоги становятся основным источ­ником доходной части бюджета многих государств. В этот период появля­ются налоговые системы, содержащие прямые и косвенные налоги.

Третий период — после Первой мировой войны — связан со становле­нием научно-теоретических воззрений на природу налогообложения. В этот период заложен фундамент современной налоговой системы; изме­нения налогообложения приобрели системный и комплексный характер.

Современная налоговая система — продукт длительного развития цивилизации. Она тесно связана как с развитием экономики, так и с раз­витием государства.

Налоги — это обязательные безвозмездные платежи в государствен­ный бюджет и местные бюджеты, осуществляемые физическими и юриди­ческими лицами в соответствии с законом. Порядок и условия налогообло­жения определяются Налоговым кодексом РФ и другими законодательны­ми актами государства.

Налоги являются главным источником доходов государства. Но это не единственная их функция. Налоги выполняют следующие функ­ции: фискальную, регулирующую, контрольную, социальную и поощри­тельную.

1. Фискальная функция. Налоги формируют доход государственного бюджета (фиск — казна). Фискальная функция — одна из основных функ­ций и реализует главное общественное предназначение налогов — форми­рование доходной части государственного бюджета, необходимой для осу­ществления функций государства (оборонных, социальных, природоохран­ных и т. д.). Во всех государствах налоги в первую очередь выполняют фискальную функцию, т. е. обеспечивают финансирование общественных расходов, расходов государства.

2. Регулирующая функция. Налоги могут стимулировать или дестиму- лировать развитие субъектов. Эта функция заключается в том, что через

систему различных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс об­щественного воспроизводства: содействовать или препятствовать разви­тию отдельных отраслей, расширять или сокращать платёжеспособный спрос населения и т. д.

Рыночная экономика в современном мире — это регулируемая эконо­мика. И центральное место в системе государственного регулирования при­надлежит налогам. Изменяя условия налогообложения, налоговые ставки, вводя и отменяя налоги, государство создаёт условия для развития опреде­лённых отраслей и производств. Например, для поддержания развития ма­лого бизнеса — особые льготные условия налогообложения.

Выделяют несколько подфункций: стимулирующую, дестимулирую­щую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция — призвана поддерживать и стимулиро­вать развитие полезных для общества экономических явлений и реализу­ется через систему льгот и освобождений.

Дестимулирующая подфункция — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития нежелательных экономических процессов через введение повышенных ставок налогов, повышенных тамо­женных пошлин, акцизов и др.

Воспроизводственная подфункция — предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов: налог на добычу полез­ных ископаемых, плата за пользование недрами, водный налог, лесной на­лог, плата за загрязнение окружающей среды и др.

3. Контрольная функция. Налоги позволяют контролировать деятель­ность фирм и учитывать доходы граждан. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы и выявляется необходи­мость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. С помощью налогов государство также может контролировать финансовые потоки, финансово-хозяйственную деятельность организаций и граждан, источники доходов и соизмеримые с ними расходы.

4. Социальная функция. Налоги сглаживают неравенство доходов. Эта функция состоит в перераспределении общественных доходов между раз­личными категориями населения с целью сглаживания неравенства между ними. Это достигается путём установления различных ставок налогообло­жения и полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуж­дающихся в социальной защите. Принцип взимания налогов в зависимости от возможности налогоплательщика породил системы налогообложения: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную.

5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Напри­мер, налоговые льготы участникам Великой Отечественной войны, Героям

СССР и России, участникам ликвидации последствий аварии на Черно­быльской АЭС и т. д.


Перечисленные функции налоговой системы носят условный характер. Налоги устанавливаются с целью получения бюджетного дохода.

• С какой функцией налогов связано происхождение известного афо­ризма «Деньги не пахнут», когда древнеримский император Веспцси- ан ввёл налоги на отхожие места?

• «Налоги — зеркало экономики». Что означает эта фраза, с какой функцией налогов она связана?

Уплата любого налога представляет собой организованный определён­ным образом процесс, включающий следующие элементы.

Субъект налога — лицо, обязанное по закону уплачивать налог. Субъ­ектами налога являются физические и юридические лица.

Вспомните, что такое «физические лица» и «юридические лица». Каки­ми признаками обладает юридическое лицо?

Физические лица обязаны заполнять налоговую декларацию. Налого­вая декларация — это заявление налогоплательщика обо всех доходах, по­лученных им за определённый период (как правило, за год), а также обо всех скидках и льготах, которые ему причитаются.

Объект налога — это то, что облагается налогом: имущество, прибыль, доход.

Налоговая база — объект налога в стоимостном выражении.

Носитель налога — это лицо, которое фактически уплачивает налог. Носитель налога может не совпадать с субъектом налога. Например, в слу­чае с косвенными налогами, о которых речь пойдёт ниже, субъектами нало­га являются продавцы, а носителями, непосредственно оплачивающими на­лог, — покупатели.

Налоговый период — это период, по окончании которого исчисляется налог.

Источник налога — это доход, из которого уплачивается налог. Источ­ник налога может совпадать с объектом налога, например, если это зара­ботная плата или гонорар. Но бывают ситуации, когда, прежде чем стать собственником какого-то имущества, надо заплатить налог. Тогда источник налога и объект налога не совпадают. Пример: вы выиграли в лотерею авто­мобиль или квартиру. Пока вы не заплатите налог на выигрыш из какого-то другого источника (а эта сумма может оказаться внушительной), вы не смо­жете получить выигрыш.


Когда недобросовестные налогоплательщики занижают свой доход, то какой элемент налога при этом искажается?

Налоги прямые устанавливаются непосредственно на доход или иму­щество. В случае прямого налога субъект налога и носитель налога — это одно лицо (тот, кто обязан по закону платить налог, и тот, кто фактически его оплачивает). Примеры прямых налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на прибыль фирм;

• налог на дарение;

• налог на выигрыш и др.

Налоги косвенные включаются в виде надбавки в цену товара. В случае косвенного налога субъект налога и носитель налога не совпадают.

Примеры косвенных налогов:

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• государственная пошлина и пр.

Разберём механизм взимания косвенного налога на примере акциза. Вероятно, вы слышали об акцизных марках. Акцизы — это косвенные на­логи на товары повышенного спроса и высокой доходности. Акцизами обла­гаются: чай, кофе, алкоголь, табак, бензин, ковры, хрусталь, кинотеатры и многие другие товары и услуги.

Продавец товара при реализации получает с покупателя не только стоимость товара, но и суммы акциза, которые затем нужно перечислить государству. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении налогоплательщиком явля­ется продавец товара, выступающий в качестве посредника между госу­дарством и потребителем этого товара.

Кто является субъектом налога, а кто — носителем налога в случае та­кого косвенного налога, как акцизная марка?

3. Системы налогообложения

По степени тяжести обложения налогами выделяют три системы: про­порциональную, прогрессивную и регрессивную.

Прогрессивная система предполагает: чем больше доход у субъекта, тем большая часть его изымается в виде налога.

Пропорциональное налогообложение осуществляется, когда доля на­лога в доходах не зависит от величины дохода. Например, в настоящее вре­мя в России для всех физических лиц установлена единая ставка налога на доход — 13 %. При этом тяжесть обложения не изменяется при изменении размеров дохода.

При регрессивной системе по мере возрастания дохода уменьшается доля налога в доходе.

Пример. Для товара стоимостью 5000 рублей НДС (налог на добавлен­ную стоимость) в виде надбавки к цене составляет 20 % и равен 1000 рублей. Эта сумма одинаковая для всех покупателей, но для покупателя с доходом 3000 рублей ставка такого налога равна 33 %, а для покупателя с доходом 100 000 рублей ставка налога гораздо ниже, всего 1 %. В этом случае тя­жесть обложения снижается с ростом дохода.

В зависимости от того, какая система налогообложения принята, изме­няется степень расслоения общества по доходам. Так, прогрессивная систе­ма повышает ставку налога для высокооплачиваемых граждан, снижая тем самым реальный доход этой группы населения; при этом ставка налога для малообеспеченных граждан ниже, что повышает их реальный доход. Таким образом, достигается уменьшение степени неравенства в обществе. В неко­торых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейца­рия) признаётся, что налоги представляют собой плату высокодоходной ча­сти населения менее доходной за социальную стабильность. Регрессивная система налогообложения оказывает противоположное действие на рас­пределение доходов отдельных групп населения. Пропорциональная систе­ма налогообложения не изменяет соотношение уровней доходов отдельных групп населения.

4. Кривая Лаффера

Государство заинтересовано в том, чтобы сумма собранных налогов бы­ла максимальной. Означает ли это, что ставку налога можно повышать бес­предельно?



Что произойдёт с физическими и юридическими лицами, если ставки налогов будут слишком высоки?

Современные экономисты знают, что ставка налога должна быть не максимальной, а оптимальной. Модель американского экономиста Лаффе­ра иллюстрирует, как изменяется сумма налоговых поступлений в бюджет по мере того, как ставка налога увеличивается.

Кривая Лаффера показывает, что с ростом ставки налога поступления в бюджет сначала растут, затем снижаются.

На рисунке отмечена область оптимального значения налоговой ставки. Такую динамику налоговых поступлений в бюджет можно объяснить сле­дующим образом. Когда налоговая ставка (1) находится в интервале низких значений, то сумма налоговых поступлений в бюджет (Т) находится в прямой зависимости от величины ставки: чем выше ставка налога, тем боль­ше денег государство получает в бюджет. Однако в интервале высоких значе­ний налоговой ставки возникает обратная зависимость между ставкой и сум­мой поступлений в бюджет: в условиях очень высоких налоговых ставок фирмы остаются без средств для развития И просто для нормального сущест­вования. Они снижают уровень производства вплоть до полной остановки. Граждане в условиях высоких ставок налога начинают скрывать свои доходы, уклоняться от налогов. В итоге государство теряет налогоплательщиков, сум­мы поступлений в бюджет сокращаются. Максимальные поступления в бюд­жет возможны при такой ставке налога, когда фирмы сохраняют достаточно прибыли после уплаты налогов, чтобы иметь возможность развиваться, а граж­дане страны не имеют причин уклоняться от непомерных налогов.

Мы рассмотрели лишь некоторые вопросы, связанные с налогами. Вам предстоит изучать эту тему в течение всей трудовой деятельности. «Ты мо­жешь и не заметить, что у тебя всё идёт хорошо. Но налоговая служба на­помнит» (П. Данинос).

• Налоги — главный источник доходов госбюджета.

• С помощью налогов государство может содействовать развитию одних пред­приятий и сдерживать развитие других.

• Собирая налоги, государство контролирует всю финансово-хозяйственную деятельность фирм играждан.

• Налоги имеют непосредственное отношение к распределению доходов граж­дан, усиливая или сглаживая неравенство доходов.

Функции налогов Элементы налога Налоги прямые и косвенные

Системы налогообложения: прогрессивная, пропорциональная, регрес­сивная

Вопросы и задания

1. Кто должен платить налоги?

2. Каким образом реализуется регулирующая функция налогов?

3. Как налоговая система влияет на уровень неравенства доходов граждан?

4. Что показывает кривая Лаффера?

5. Вспомните, какая модель иллюстрирует неравномерность распределения

доходов населения. В рабочей тетради покажите, как изменится положение

этой кривой после введения прогрессивной системы налогообложения.

Читайте также: