Налоги в переходной экономике

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Налоговую базу переходного периода налогоплательщики рассчитали еще в 2002 году. В то же время уплата исчисленного с этой базы налога для многих организаций растянулась на пять лет — до 2007 года. Но все ли нюансы уплаты этого налога и представления декларации мы помним? Разобраться в этом поможет данная статья.

Новоселов К.В.
советник налоговой службы РФ III ранга, Департамент налогообложения прибыли МНС России

Законодательной основой для исчисления и уплаты налога на прибыль с налоговой базы переходного периода является статья 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ (далее — Закон № 110-ФЗ). Многие организации уже рассчитались с бюджетом по налогу с базы переходного периода, однако ряд организаций уплачивают его и в 2004 году.

Во-первых, это организации, у которых исчисленная сумма налога с базы переходного периода оказалась в пределах от 10 до 70% суммы налога на прибыль за 2001 год.

Во-вторых, это организации, у которых сумма налога с базы переходного периода превысила 70% суммы налога на прибыль за 2001 год. Эта категория налогоплательщиков будет уплачивать его ежемесячно (ежеквартально) равными долями еще в течение 2005—2006 годов.

И, в-третьих, это те организации, у которых в сумме дебиторской задолженности на 1 января 2002 года доля задолженности бюджетных организаций — покупателей составляла более 30% (п. 10 ст. 10 Закона № 110-ФЗ). Эта небольшая категория налогоплательщиков будет уплачивать данный налог еще и в I квартале 2007 года.

Налог с базы переходного периода организации должны перечислять в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль по итогам соответствующего отчетного периода. Об этом гласит пункт 8 статьи 10 Закона № 110-ФЗ. Напомним, налог в виде авансовых платежей по итогам отчетного периода уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (ст. 287 НК РФ). Следовательно, налог с базы переходного периода нужно уплатить не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода.

Для организаций, уплачивающих налог на прибыль ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, отчетным периодом является месяц. Для остальных организаций, уплачивающих налог на прибыль, — квартал. Поэтому сроков уплаты налога с базы переходного периода в календарном году может быть либо 11, либо 3 — по количеству соответствующих отчетных периодов.

Таким образом, срок 28 октября 2004 года является девятым сроком уплаты налога с базы переходного периода в 2004 году для организаций, уплачивающих налог на прибыль ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, и третьим (последним) — для остальных организаций.

Может ли организация рассчитаться с бюджетом по налогу с базы переходного периода раньше, чем это предусмотрено законодательством?

Действующий порядок не предусматривает для налогоплательщиков возможности единовременного погашения задолженности перед бюджетом по налогу, исчисленному с налоговой базы переходного периода. Поэтому сумма налога с базы переходного периода, внесенная налогоплательщиком в большем размере, чем заявлено по конкретному сроку в декларации за отчетный период, рассматривается только в качестве переплаты, а не как досрочная уплата налога.

Однако налогоплательщик вправе по конкретному сроку начислить сумму налога, превышающую исчисленную в установленном порядке величину обязательного платежа. В этом случае указанные налогоплательщиком в декларации суммы будут признаны налогом с базы переходного периода и отражены в лицевом счете налогоплательщика.

Ставки налога с базы переходного периода

В этой связи возникает традиционный вопрос: как распределить между бюджетами различных уровней сумму налога с базы переходного периода?

В пункте 6 статьи 10 Закона № 110-ФЗ сказано, что к определенной в соответствии с указанной статьей налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ.

Таким образом, независимо от дальнейшего изменения ставок по налогу на прибыль, по которым он зачисляется в бюджеты различных уровней, сумма налога с базы переходного периода уплачивается в размерах, исчисленных исходя из ставок налога на прибыль, действовавших на 1 января 2002 года. То есть на дату расчета налоговой базы переходного периода. Напомним, тогда налог зачислялся в федеральный бюджет по ставке 7,5%, в бюджеты субъектов РФ — по ставке 14,5%, в местные бюджеты — по ставке 2%. Для Москвы и Санкт-Петербурга ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в 2002 году составляла 16,5%.

Кстати, применение при уплате налога с базы переходного периода ставок, действующих в периодах, за которые представляется декларация, — одно из часто встречающихся нарушений, которые налоговые органы выявляют в ходе проверок.

Как правильно отразить налог в декларации

Суммы налога с базы переходного периода отражаются по строкам 430, 440 и 450 листа 02 декларации. Данные по этим строкам на 2004 год должны соответствовать показателям строк 083, 093 и 103 листа 12 или 13 декларации по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2002 года [2] . Для 2005 года — это строки 084, 094 и 104 листа 12 или 13, для 2006 года — строки 085, 095 и 105 листа 12 или 13 соответственно.

По строке 460 отражается количество сроков уплаты сумм налога на прибыль по отчетным периодам текущего года. Как мы уже говорили, здесь нужно указать либо значение «3», либо «11». Обратите внимание: налог с базы переходного периода не надо перечислять по сроку уплаты налога за год, то есть 28 марта.

По строке 470 листа 02 указывается общая сумма налога на прибыль с налоговой базы переходного периода, подлежащая уплате по итогам конкретного отчетного периода. В декларации за 9 месяцев 2004 года нужно указать срок 28 октября 2004 года.

Организации, перешедшие после 1 января 2003 года полностью на уплату ЕНВД или на упрощенную систему налогообложения, а с 1 января 2004 года — на уплату ЕСХН и имеющие обязанность по уплате налога с базы переходного периода, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения декларацию по налогу на прибыль организаций. Она включает в себя:

— титульный лист (лист 01);

— подраздел 1.1 раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»;

— лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций».

Если у такой организации есть обособленные подразделения, по месту своего нахождения они представляют также приложения № 5 и 5а к листу 02.

Обратите внимание: при обнаружении ошибки уточненные декларации по налогу на прибыль сдают по тем формам, которые действовали в соответствующих налоговых периодах.

Обособленные подразделения

Для отражения налога с базы переходного периода используются строки 190 и 200 приложений № 5 и 5а. В графе 3 строк 190 и 200 приложения № 5 указывается сумма налога с базы переходного периода в целом по организации за соответствующий отчетный период. Эта сумма распределяется между головным подразделением организации (строки 190 и 200 графы 4 приложения № 5) и обособленными подразделениями (строки 190 и 200 приложения № 5а). Для этого рассчитывается доля на конец отчетного периода налоговой базы, приходящаяся на организацию (без учета обособленных подразделений), и на каждое обособленное подразделение в налоговой базе в целом по налогоплательщику. Указанные данные приведены в строке 030 приложений № 5 и 5а.

Организации, перешедшие после 1 января 2003 года полностью на упрощенную систему налогообложения или на уплату ЕНВД, а с 1 января 2004 года — на уплату ЕСХН, распределяют платежи в аналогичном порядке. У таких организаций будут заполнены только строки 030, 190 и 200 приложений 5 и 5а. В остальных строках нужно поставить прочерк.

Допустим, в организации обособленные подразделения были образованы после 1 января 2002 года, то есть после даты, на которую рассчитывался налог с базы переходного периода. Следует ли в этом случае распределять налог между организацией и такими обособленными подразделениями?

Распределение сумм налога на прибыль с базы переходного периода производится на конец каждого отчетного периода исходя из наличия на эту дату обособленных подразделений организации. Дата их создания для уплаты налога на прибыль не имеет значения. Таким образом, налог с базы переходного периода распределяется между организацией и всеми обособленными подразделениями, существующими на конец отчетного периода.

В декларации за налоговый период (например, за 2004 год) строки 190 и 200 приложений № 5 и 5а не заполняются.

Расход «от переходного периода»

Такие расходы отражаются по строке 110 приложения № 7 к листу 02 декларации в составе прочих внереализационных расходов и убытков, приравниваемых к внереализационным расходам.

Практика проверок показывает, что не все налогоплательщики придерживаются порядка учета такого убытка в расходах. Подчеркнем, что Законом № 110-ФЗ установлено именно равномерное распределение его на пять лет, включая равномерное распределение внутри налогового периода.

Раздел 1 декларации

Обратите внимание: если организация имеет обособленные подразделения, то в строках 100 и 140 (налог в части бюджета субъекта РФ и местного бюджета) подраздела 1.1 раздела 1 указываются только те суммы налога, которые причитаются к уплате либо по головной организации, либо по обособленному подразделению. Иными словами, только в той части, в которой представляется декларация.

Предстоящие изменения

КБК по налогу на прибыль с 2005 года будут выглядеть так:

1010101 000 1 01 01010 00 0000 110 (федеральный бюджет);

1010102 000 1 01 01012 02 0000 110 (бюджет субъекта Российской Федерации).

В новой классификации КБК для уплаты налога на прибыль в местные бюджеты (1010110) не предусмотрен. Ведь налог на прибыль с 2005 года должен уплачиваться двумя платежными поручениями — в федеральный и региональный бюджеты соответственно. Это следует из новой редакции статьи 284 НК РФ, измененной Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ. Налог на прибыль между бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом будет распределяться, по всей видимости, органами федерального казначейства.

Ожидается, что изменения в разрядности КБК коснутся и формы декларации. По крайней мере, раздел 1 декларации будет приводиться в соответствие требованиям классификации доходов бюджетов.

ПРИМЕР

ООО «Вега» зарегистрировано в Москве. Оно занимается торговой деятельностью и имеет одно обособленное подразделение, зарегистрированное в начале 2004 года в Иркутске. Общество уплачивает ежемесячные авансовые платежи в общеустановленном порядке с последующим ежеквартальным перерасчетом.

Сумма налога на прибыль с налоговой базы переходного периода, подлежащая к уплате в 2004 году, составила 300 000 руб. Доля налоговой базы, приходящаяся на обособленное подразделение в Иркутске, на конец отчетного периода (30 сентября 2004 года) — 15% [4] .

Так как ООО «Вега» уплачивает ежемесячные авансовые платежи в общеустановленном порядке, сроков уплаты налога с базы переходного периода три. Следовательно, сумма налога к уплате по сроку 28 октября 2004 года составит 100 000 руб. (300 000 руб. : 3), в том числе:

— в федеральный бюджет:

100 000 руб. х 7,5% : 24% = 31 250 руб. (строка 060 подраздела 1.1 раздела 1);

— в бюджет г. Москвы:

100 000 руб. х 16,5% : 24% х 85% = 58 438 руб. (строка 190 графы 4 приложения № 5);

— в бюджет Иркутской области:

100 000 руб. х 14,5% : 24% х 15% = 9062 руб. (строка 190 приложения № 5а);

— в бюджет г. Иркутска:

100 000 руб. х 2% : 24% х 15% = 1250 руб. (строка 200 приложения № 5а).

Значение строки 190 графы 4 приложения № 5 переносится в строку 100 подраздела 1.1 раздела 1 декларации, представляемой по месту нахождения организации.

Данные из строк 190 и 200 приложения № 5а переносятся в строки 100 и 140 подраздела 1.1 раздела 1 декларации, представляемой по месту нахождения обособленного подразделения.

На основании этих данных заполним лист 02, приложения № 5 и 5а, а также раздел 1 декларации (порядок заполнения других строк указанных листов и приложений не приводится). Раздел 1 и приложение 5а, которые организация должна подать в составе декларации по месту нахождения обособленного подразделения, приведены на с. 19 — 20. Из декларации, представляемой по месту нахождения организации, заполнены раздел 1, лист 02 и приложение 5 (см. с. 16 — 18). По месту своего нахождения организация подает также и приложение 5а, указав КПП организации, а не обособленного подразделения.

[1] Подробнее об этом читайте в статье «Ставки изменились: как рассчитать авансовые платежи» // РНК, 2004, № 1-2. — Примеч. ред .

[2] Нумерация строк декларации по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2002 года приведена в соответствии с формой, утвержденной приказом МНС России от 07.12.2001 № БГ-3-02/542, с учетом изменений, внесенных приказом МНС России от 12.07.2002 № БГ-3-02/358. — Примеч. ред.

[3] Подробнее об этом читайте в статье «Заполняем декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2004 года» // РНК, 2004, № 13-14. — Примеч. ред.

[4] Для упрощения примера порядок расчета доли налоговой базы не приводится. Более подробно он рассмотрен в статье К.В. Новоселова «Заполняем декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2004 года» // РНК, 2004, № 13-14. — Примеч. ред.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании "Счетовод"

специально для ГАРАНТ.РУ

Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2021 год, несмотря на потрясший мир "коронакризис", не стал исключением.

Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.

Начало 2021 – конец ЕНВД

Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.

Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем "вмененщики". По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.

Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.

Изменения в налоговых режимах

Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.

Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2020 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:

  • расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
  • увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
  • компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).

  • среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
  • доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.

С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: "доходы минус расходы" и "доходы 6%" (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше "доходы минус расходы". Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.

Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: "муж на час", услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.

По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2020 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.

Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться "каникулами", также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).

Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.

Прогрессивная ставка по НДФЛ

С 2021 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.

Налоговый маневр для IT-компаний

Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:

  • страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
  • налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
  • при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.

Чего ждать дальше?

Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2021 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.

Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.

Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.

Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.

Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2020 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.

Елизавета Кобрина

Если заполнить платёжку с ошибками, деньги не дойдут до получателя. С 1 мая 2021 года закончился переходный период и все перешли на новые реквизиты, будьте внимательны. Ещё больше новых правил начнёт действовать с июля 2021 года. Мы подготовили подробный разбор всех нововведений.

Новые реквизиты платёжных поручений

С начала 2021 года ФНС перешла на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты. Поэтому в платёжках мы теперь указываем два счёта, а также новые БИК (приказ Казначейства от 01.04.2020 № 15н).

Изменения коснулись четырёх полей платёжного поручения:

  • поле 13 — уточнено название банка получателя;
  • поле 14 — изменился БИК банка получателя;
  • поле 15 — теперь указывается номер счёта банка получателя, входящий в состав единого казначейского счёта (ЕКС), раньше это поле заполнялось нулями;
  • поле 17 — добавлен номер казначейского счёта (ЕКС).

В Экстерне платёжки по налогам формируются автоматически.

ФНС говорила о переходном периоде с 1 января по 30 апреля 2021 года. На практике же он все равно почти ни у кого не работал. С 1 мая платёжки со старыми реквизитами принимать окончательно перестанут, они будут попадать в невыясненные.

Для каждого региона будут свои реквизиты — всего их 85. ФНС представила информацию о реквизитах в таблице, которая дана в письме от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@. Вот часть из них:

Субъект РФ Наименование банка получателя БИК банка получателя Номер счёта банка получателя Номер казначейского счёта
поле 13 поле 14 поле 15 поле 17
Москва ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва 004525988 40102810545370000003 03100643000000017300
Московская область ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ г. Москва 004525987 40102810845370000004 03100643000000014800
Санкт-Петербург СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург 014030106 40102810945370000005 03100643000000017200
Ленинградская область ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЕ БАНКА РОССИИ//УФК по Ленинградской области г. Санкт-Петербург 014106101 40102810745370000006 03100643000000014500
Свердловская область УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург 016577551 40102810645370000054 03100643000000016200
Краснодарский край ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар 010349101 40102810945370000010 03100643000000011800
Новосибирская область СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск 015004950 40102810445370000043 03100643000000015100
Ростовская область ОТДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ БАНКА РОССИИ//УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону 016015102 40102810845370000050 03100643000000015800
Челябинская область ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Челябинской области г. Челябинск 017501500 40102810645370000062 03100643000000016900

Образец платёжного поручения с новыми реквизитами с 1 мая 2021 года


Новые правила заполнения полей платёжного поручения

Поправки к правилам оформления платёжек о переводах в бюджет утверждены Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 199Н. Изменения вступают в силу с 1 января, но часть из них начнёт действовать позже.

Поле 60 «ИНН»

Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.

При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2021 года.

Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2021 года.

Поле 101 «Статус налогоплательщика»

Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.

Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:

  • «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
  • «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

Поле 106 «Основание платежа»

С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:

  • «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
  • «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
  • «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
  • «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.

Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.

Поле 108 «Номер документа — основания платежа»

В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106.

Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:

  • «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
  • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
  • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.

Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.

Поле 109 «Дата документа — основания платежа»

Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:

  • требования налоговой;
  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • решения о приостановлении взыскания;
  • исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

И не переплатить налоги

При переходе с упрощенки на общую систему компании придется перестроить весь учет, платить больше налогов и готовить дополнительную отчетность. Рассказываем, как максимально облегчить переход на новую систему и заплатить минимум налогов.

Что вы узнаете

  • В чем отличие УСН и ОСНО
  • Какие основания для перехода на ОСНО
  • Когда происходит автоматический переход с УСН на ОСНО
  • Что важно знать при переходе на ОСНО в 2020 году
  • Когда можно перейти с упрощенной системы налогообложения на основную
  • Как перейти с УСН на ОСНО
  • Какое уведомление подать в налоговую
  • Что такое переходный период с УСН на ОСНО
  • Какую отчетность сдавать в переходный период
  • Как учитывать доходы в переходном периоде
  • Когда платить НДС в переходном периоде
  • Как учитывать расходы при переходе на ОСНО
  • Как учитывать зарплату и страховые взносы

В чем отличие УСН и ОСНО

УСН или «упрощенка» — специальный режим налогообложения. Компании не платят НДС и ведут минимальный учет.

ОСНО — общая система налогообложения, на ней все сложнее: несколько налогов и видов отчетности. На общей системе вместо одного налога придется платить несколько:

  1. Налог на прибыль — для юрлиц или налог на доходы физлиц — для ИП.
  2. НДС.

По каждому налогу добавятся отчеты, увеличится объем бухгалтерии, придется по-новому учитывать доходы и расходы. Поэтому переход на общую систему налогообложения — это целое дело для компании.

Какие основания для перехода на ОСНО

Компании переходят с упрощенки на общую систему в двух случаях.

По собственному желанию. Например, если поставщики или клиенты работают с НДС. Тогда тоже выгоднее работать на общей системе.

Если компания больше не соответствует требованиям УСН. Например, оборот превысил 150 млн рублей или в штате стало больше 100 сотрудников. Когда компания вынужденно переходит на ОСНО, говорят, что она «слетела с упрощенки». Еще такой переход называют автоматическим.

Когда происходит автоматический переход с УСН на ОСНО

Компания обязана перейти с упрощенки на общую систему в этих случаях:

  1. средняя численность сотрудников превысила 100 человек;
  2. годовой оборот с начала 2020 года превысил 150 млн рублей;
  3. открылся филиал;
  4. остаточная стоимость основных средств превысила 150 млн рублей;
  5. доля участия других компаний стала больше 25%;
  6. компания начала заниматься деятельностью, которая несовместима с УСН. Например, начала производить алкоголь или открыла ломбард.

Достаточно, чтобы произошло что-то одно из этого списка.

Налоговая не отслеживает эти показатели в течение года. Компания обязана сама сообщить, если больше не может работать на упрощенке. Причем компания должна платить налоги по-новому с начала того квартала, в котором нарушила условия применения УСН.

Например, на 30 декабря оборот компании составил 152 млн рублей. Значит, платить налоги по общей системе придется за весь четвертый квартал начиная с 1 октября. Если этого не сделать, можно получить штраф.

Что важно знать при переходе на ОСНО в 2020 году

Вернуться на упрощенку можно только с начала календарного года и не раньше, чем через один год после потери этого права.

Например, компания в декабре 2019 потеряла право на упрощенку: доход превысил 150 млн рублей.

Казалось бы, с января оборот за год обнуляется и можно снова работать на УСН. Но нет: по правилам придется работать на общей системе еще год. Вернуться на УСН компания сможет только 1 января 2021 года.

В ближайшее время эти правила могут измениться. Готовится законопроект, по которому компания сможет один раз нарушить лимиты по числу сотрудников и доходам и все равно остаться на УСН, хоть и с повышенной налоговой ставкой. Но пока это только в проекте. По состоянию на июнь 2020 года все по-прежнему — компания должна перейти на общую систему, если превысила лимиты.

Когда можно перейти с упрощенной системы налогообложения на основную

Дата перехода зависит от того, по какой причине компания уходит с УСН.

Добровольный переход. В этом случае вы можете перейти на общую систему только с 1 января. Для этого нужно с нового года вести учет на ОСНО, а до 15 января успеть сообщить в налоговую о смене системы налогообложения. Если опоздать с переходом, придется ждать еще год.

Вынужденный переход. Нужно вести учет по-новому с начала квартала, в котором компания перестала соответствовать критериям УСН: с 1 января, с 1 апреля, с 1 июля или с 1 октября. Например, если у компании 29 марта 2020 года открылся филиал, придется считать налоги по ОСНО и готовить отчетность с 1 января 2020 года.

Как перейти с УСН на ОСНО

Порядок действий, чтобы перейти с упрощенки на общую систему:

  1. Подать в налоговую документы о переходе.
  2. Учесть доходы и расходы, которые формируют базу по налогу на прибыль в переходном периоде.
  3. Определить остаточную стоимость внеоборотных активов.
  4. Заполнить налоговую отчетность.
  5. Уплатить налог на прибыль и налог на имущество с основных средств, облагаемых по балансовой стоимости.
  6. Уплатить НДС.

С доходами, расходами и активами вам поможет бухгалтер. Учет сложный, и не стоит заниматься им самостоятельно, без специальных знаний. А мы разберем на примерах основные моменты, как перейти на ОСНО и по возможности сэкономить на налогах.

Какое уведомление подать в налоговую

Форма уведомления зависит от причины перехода.

Добровольный переход. Подавайте уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения по форме № 26.2-3 . Укажите ИНН, для ООО — КПП, код налогового органа, название компании или ФИО предпринимателя, год перехода на общую систему.

Автоматический переход. Нужно подать сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения по форме № 26.2-2 . Указывают ИНН, для ООО — КПП, код налогового органа, название компании или ФИО предпринимателя, основания утраты права на УСН, срок перехода на общую систему.

Уведомление подают в двух экземплярах: лично, через представителя по доверенности, в электронном виде или Почтой России ценным письмом с описью вложения.

Что такое переходный период с УСН на ОСНО

Бывает, что некоторые сделки компании можно одновременно отнести к УСН и ОСНО. Это время называют переходным.

Например, ООО продает оптом стройматериалы. Компания работала на УСН, но с 1 января перешла на ОСНО. В декабре она закупила партию цемента и продавала его в январе и феврале. Переходным будет считаться весь период, пока компания не продаст цемент из этой партии.

В переходном периоде компании придется одновременно отчитаться по УСН и ОСНО. И самое сложное здесь — правильно посчитать доходы, расходы и подать отчеты в налоговую.

Какую отчетность сдавать в переходный период

При переходе с упрощенки на общую систему нужно подать в налоговую несколько документов. Собрали их в таблицу для ИП и ООО.

При добровольном переходе

Что подавать Когда
Уведомление об отказе применения УСН С 1 по 15 января того года, в котором компания начинает вести учет по-новому
Декларация по налогу при УСН С 1 января по 30 апреля — для ИП, с 1 января по 31 марта — для ООО

При потере права на УСН в середине года

Что подавать Когда
Сообщение об утрате права на УСН С 1 по 15 число первого месяца квартала
Декларация по налогу при УСН и декларация по НДС С 1 по 25 число первого месяца квартала
Декларация по налогу на прибыль С 1 по 28 число первого месяца квартала

Везде речь о квартале, который наступает после того, как компания слетела с УСН.

Как учитывать доходы в переходном периоде

Когда предприниматель меняет режим налогообложения, он может так организовать сделки, чтобы заплатить меньше налогов. Это законно и относится только к добровольному переходу.

Разбираем на примерах, с каких доходов платят налог при УСН, а с каких — при ОСНО. Расчеты для ООО и ИП различаются.

Для ООО. Предположим, компания «Ива» продает оптом кофе розничным магазинам. С 1 января переходит на общую систему налогообложения. Четыре сделки попали в переходный период.

Нужно определить, в каком месяце учитывать доходы и по какой ставке платить с них налог.

Учет доходов ООО «Ива» в переходном периоде

Ситуация Пришли деньги в «Иву» «Ива» отгрузила кофе магазину «Ива» учла выручку и заплатила налог
Магазин оплатил партию кофе в декабре авансом, а «Ива» поставила ему кофе в январе В декабре В январе Учла выручку в декабре, заплатила с нее налог при УСН
Магазин оплатил 50% в декабре, «Ива» поставила ему кофе в январе, магазин оплатил оставшиеся 50% в марте 50% в декабре, 50% в марте В январе Учла 50% выручки в декабре, заплатила с нее налог при УСН. Оставшиеся 50% выручки учла в январе, заплатила с нее налог на прибыль
«Ива» в декабре отгрузила партию кофе, магазин заплатил за него в январе В январе В декабре Учла выручку в январе, заплатила с нее налог на прибыль
«Ива» в декабре отгрузила партию кофе, магазин за него вообще не заплатил Не пришли В декабре Учла выручку в январе, заплатила налог на прибыль с полной суммы выручки

Получаем такое правило для компаний, которые переходят на общую систему:

  • деньги на счет пришли при УСН — нужно заплатить с них налог при УСН;
  • деньги должны прийти на ОСНО — нужно учесть все доходы в январе, как будто деньги уже на счету, и уплатить с них налог на прибыль. В каком месяце деньги поступили на счет и пришли ли вообще — значения не имеет.

Обычно самая выгодная ситуация для компании — получить все оплаты по сделкам до перехода. Тогда она со всего дохода заплатит налог при УСН.

Для ИП. На ОСНО предприниматель платит НДФЛ вместо налога на прибыль. НДФЛ считают только при поступлении денег на счет: если денег не было, ничего платить не нужно.

Поэтому предпринимателям проще, чем ООО:

  • деньги на счет ИП пришли при УСН — нужно заплатить с них налог при УСН;
  • деньги на счет ИП пришли при ОСНО — нужно заплатить с них НДФЛ;
  • ИП отгрузил товар, но деньги не пришли — налоги платить не нужно, пока не придут.

Общий алгоритм для ИП и ООО, которые собираются сменить систему налогообложения:

  1. В декабре прикинуть сделки, которые попадают в переходный период.
  2. Посчитать, сколько налогов придется заплатить, если выручка придет на УСН, и сколько — если придет уже в следующем году при ОСНО.
  3. Постараться так организовать сделки, чтобы получить деньги на той системе, на которой выгоднее уплачивать налоги. Например, если УСН более выгодна, попросить поставщика хотя бы частично заплатить в декабре.

Когда платить НДС в переходном периоде

Предприниматели и компании на ОСНО должны уплачивать НДС. Для НДС не имеет значения, когда деньги поступили на счет и пришли ли они вообще. А важно то, когда компания отгрузила товар покупателям.

Читайте также: