Комиссии по легализации налоговой базы отменены

Опубликовано: 21.09.2022

К юристам обращаются за консультациями по вопросам применения норм права. Однако, в конечном итоге, бизнесмена интересует ответ только на один вопрос: стоит ли вступать в конфликт с налоговой инспекцией, начинать с ней спор (финальная часть которого – это судебный процесс) или не стоит.

Нам, специалистам по налоговому праву Адвокатской фирмы «ЮСТИНА», клиенты часто задают этот вопрос, причем он возникает на разных стадиях (не обязательно на судебной стадии) конфликта между интересами налогоплательщика и налогового органа.

В данной статье мы хотим уделить особое внимание не стадии судебного разбирательства (т.к. судебный процесс – это уже официальное противостояние правовых позиций сторон, которое регламентировано установленными законом процессуальными нормами), а ситуации, которая не регламентирована ни Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ), ни нормами процессуального законодательства. Речь пойдет о вызове налогоплательщика на комиссии по сомнительным контрагентам («разрывам», легализации налоговой базы).

Ни для кого не секрет, что налоговые органы в последние несколько лет все чаще и чаще вызывают налогоплательщиков на такие комиссии, по итогам проведения которых предлагают бизнесу скорректировать налоговый учет и уплатить в бюджет в добровольном порядке суммы налогов и пени, сообщая при этом о том, что в противном случае инспекция проведет в отношении налогоплательщика выездную или камеральную налоговую проверку и доначислит компании не только налоги и пени, но и штрафы, а также, возможно, найдет у налогоплательщика другие нарушения налогового законодательства.

Соглашаться или не соглашаться налогоплательщику с таким предложением налоговой инспекции? Худой мир или добрая ссора?

Предлагаем несколько советов налогоплательщикам о том, какие аспекты нужно проанализировать для правильной оценки последствий такого не урегулированного законодательством «столкновения» с налоговым органом.

Что представляет собой предложение налогового органа уплатить налоги по итогам комиссии?

Прежде всего нужно отметить, что такая форма взаимодействия налогового органа с налогоплательщиком, как комиссия, НК РФ не предусмотрена.

Предложения инспекции по итогам комиссии не имеют официальной обязательной силы. Это именно предложения, к выполнению которых налоговый орган не может принудить налогоплательщика.

Некоторые налогоплательщики считают, что вызов на комиссии, не предусмотренные НК РФ, является формой психологического давления на налогоплательщика.

Тем не менее следует отметить, что в предложениях налоговых органов, сделанных по итогам комиссий, есть свои плюсы.

Что должен проанализировать бизнесмен, получив предложение о добровольной уплате сумм налогов по результатам комиссии?

  1. Сумма налогов, предлагаемая инспекцией к добровольной уплате.

- Является ли сумма, предложенная инспекцией к добровольной уплате, для компании значительной? Какой процент от общей суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком за соответствующий налоговый период, составляет эта сумма?

- Является ли сумма, которую предлагает уплатить инспекция, крупной или небольшой (в абсолютном значении) по сравнению со средними суммами налогов, уплачиваемых другими налогоплательщиками в регионе по отрасли?

- За какие периоды предлагается уплатить налог? Были ли у налогоплательщика хозяйственные операции с контрагентами, которых налоговая инспекция посчитала сомнительными, в других налоговых периодах? Если были, то на какие суммы?

Не секрет, что в планы по выездным налоговым проверкам налоговые органы включают обычно те компании, у которых по результатам предпроверочного анализа были выявлены предполагаемые доначисления на значительные суммы.

Т.е. вероятность того, что в Москве, например, инспекция выйдет на выездную налоговую проверку налогоплательщика в связи с «разрывом» в 100 тыс. руб., крайне мала.

Что касается камеральной налоговой проверки, то глубина ее охвата существенно меньше глубины охвата выездной налоговой проверки.

  1. Обоснованность претензий налоговой.

Нужно ответить на вопрос (он самый важный), сильна ли правовая позиция компании по рассматриваемым на комиссии эпизодам (контрагентам) в случае, если налоговый спор перейдет в официальное русло (если будет проведена налоговая проверка, решение будет обжаловаться в досудебном порядке, затем в суде).

Оценку перспектив обжалования в вышестоящем налоговом органе или суде возможного решения инспекции, вынесенного по результатам проверки, проводит юрист.

При этом юрист должен быть практиком именно в области налогового права, хорошо знать судебную практику по делам о необоснованной налоговой выгоде и делам по применению ст. 54.1 НК РФ. В НК РФ нет норм о том, при каком наборе фактических обстоятельств налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу, а при каком нет. Дела указанной категории оценочные, их исход зависит от конкретного набора фактических обстоятельств и оценки этих обстоятельств судом. Причем судебная практика периодически меняется.

Плюсом вызова компании на комиссию по сомнительным контрагентам является то, что, получив от налогового органа список сомнительных контрагентов, налогоплательщик заранее будет знать, по каким фактам хозяйственной деятельности к нему впоследствии могут быть предъявлены претензии в ходе налоговой проверки.

На основании этого компания может провести работу по усилению своей правовой позиции, а также работу над ошибками. Например, запросить у контрагента дополнительные, отсутствующие документы.

  1. Процессуально-временные аспекты возможной налоговой проверки.

- За какие периоды (годы) налоговая инспекция может провести у налогоплательщика выездную налоговую проверку?

- За какие периоды (в которые у компании имелись хозяйственные операции с контрагентами из списка сомнительных) в отношении компании не завершены или могут возникнуть камеральные налоговые проверки?

- За какие периоды налогоплательщику уже не могут быть доначислены штрафы (истекли сроки давности)?

- Какая налоговая инспекция вызвала налогоплательщика на комиссию: в которой налогоплательщик стоит на налоговом учете или в которой он не стоит?

Если предложение уплатить налоги исходит от инспекции не по месту постановки компании на учет, то эта инспекция не обладает полномочиями по администрированию налогоплательщика, и сама выйти на налоговую проверку она не может.

- Также важно оценить, не возникнет ли уголовное преследование руководителя (бухгалтера, участника) в случае неуплаты компанией доначисленных при проверке налогов.

Если, оценив информацию по описанным выше критериям, налогоплательщик придет к выводу о том, что вероятность проведения налоговой проверки велика и проверка принесет компании больше убытков, чем добровольная уплата налога, то, возможно, компании будет выгодно согласиться с предложением налогового органа об уплате налога. Тем самым она уплатит меньше пени и избежит доначисления штрафа.

Справочно: штраф за неуплату налога составляет либо 20% (за неумышленно совершенное деяние), либо 40% (за умышленно совершенное деяние) от суммы налога.

В иных случаях, и особенно если компания уверена в своей правоте, силе своей правовой позиции, ей не стоит соглашаться с предложением налогового органа.

Как держаться налогоплательщику на комиссии?

К комиссии надо подготовить документы, подтверждающие правоту доводов компании, комплект документов по каждому контрагенту. На комиссии следует утверждать, что претензии инспекции необоснованны, отстаивать свою правоту, держаться уверенно.

Взаимоотношения налогоплательщика с налоговым органом на комиссии чем-то напоминают процедуру рассмотрения возражений на акт налоговой проверки.

При этом часто инспекция на комиссии предлагает уплатить непосильные для налогоплательщика суммы. Поэтому в определенных случаях компании выгодно заключить «джентльменское» соглашение с налоговым органом с учетом анализа силы/слабости аргументов сторон. В практике встречаются примеры, когда компания по итогам комиссии добровольно уплатила налоги по эпизоду одного из контрагентов на небольшую сумму, а налоговый орган, согласившись с правотой доводов компании по более крупному эпизоду, не стал проводить налоговую проверку.

Вместе с тем налогоплательщику следует отдавать себе однозначный отчет в том, что комиссия – это форма взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговым органом, не урегулированная законом. Комиссия – это «джентльменский» способ урегулирования возможного спора.

Инспекция не дает никогда никаких (!) юридических гарантий того, что она не нарушит все устные договоренности и не придет с проверкой за тот же налоговый период, доначислив налоги, пени, штрафы (например, если поменяется руководство налоговой инспекции).

Иногда клиенты рассказывают нам о том, что они не согласны с предложением инспекции о добровольной уплате налога, но при этом не хотят ссориться с налоговой.

В этом случае мы советуем, чтобы налогоплательщик ссылался на мнение своих адвокатов: говорил, что «компания и не против заплатить предложенные суммы в бюджет, но адвокат утверждает, что этого ни в коем случае не надо делать, так как налогоплательщик прав по существу вопроса».

Заключение.

Причины, по которым налоговый орган вызывает налогоплательщика на комиссию по сомнительным контрагентам, могут быть разные.

Иногда инспекция уже заранее проанализировала деятельность конкретного налогоплательщика и приняла решение о том, что проведет в отношении него выездную налоговую проверку, но при этом, понимая, что выездная налоговая проверка – это длительный регламентированный НК РФ процесс, пробует решить вопрос доначисления налогов более простым и быстрым способом (побуждает налогоплательщика уплатить налоги добровольно).

Иногда вызов на комиссию – это следствие проводимой налоговыми органами в целом по стране работы по устранению «разрывов», которая не связана с выходом инспекции на выездную налоговую проверку к конкретному налогоплательщику.

Однако в любом случае налогоплательщику не стоит бояться комиссий.

Компании нужно оценить все плюсы, минусы, перспективы и отстаивать свои права.

P.S. Про обжалование решений в вышестоящий налоговый орган и суд.

В завершение несколько слов про обжалование в вышестоящий налоговый орган и суд решений, выносимых налоговыми органами по результатам налоговых проверок.

Принимая решение об обжаловании в вышестоящий налоговый орган решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки, и тем более решение о том, судиться или не судиться с инспекцией, бизнесмен должен ответить не только на вопрос о силе правовой позиции его компании по спору, но и на ряд других важных вопросов:

- Справится ли штатный юрист компании с налоговым спором или нужно будет привлечь стороннего консультанта?

- Во сколько (в денежном эквиваленте) обойдется судебный спор? Какие ресурсы придется потратить компании во время спора?

- Будут ли заблокированы у компании счета после вступления решения инспекции в законную силу? Будет ли парализована деятельность компании или нет?

Следует определить, какие выгоды и возможные убытки могут возникнуть от налогового спора.

Зачастую стоит обжаловать решение инспекции в вышестоящем налоговом органе, судиться с инспекцией для того, чтобы выиграть время, за которое можно привлечь дополнительные денежные средства, погасить недоимку и тем самым спасти бизнес от разорения.

Каштанова Марина

ФНС России регулярно отчитывается о снижении количества выездных налоговых проверок. За 2019 г. «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд руб. без применения штрафных санкций (рост 3,9%), в том числе по согласительным процедурам – более 47 млрд руб., что на 21% больше 2018 г. При этом количество выездных налоговых проверок с 2018 г. сократилось на 34% и за последние 5 лет в 3,3 раза. Проверками охвачен в среднем 1 налогоплательщик из 1000 (0,14%). Общее количество споров с бизнесом сократилось на 18,7%» (из доклада руководителя ФНС Даниила Егорова).

Таковы статистические данные о работе созданных налоговыми органами комиссий по легализации налоговой базы (рабочих групп) по разным направлениям.

Цели работы комиссий очевидны – «…побуждение налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств» (выдержка из текста Письма ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@) «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» (далее – Письмо ФНС), обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства, повышение налоговой дисциплины.

Данный метод работы с налогоплательщиками появился около 7 лет назад и сегодня весьма популярен у налоговых органов: комиссии (рабочие группы) приобрели форму допроверочного контроля и регулирования возникших претензий. Комиссии классифицируются по видам в зависимости от направления: по НДС, убыточные, зарплатные, отраслевые, по недоимке, налоговой нагрузке, для «мигрирующих» компаний и для компаний, применяющих специальные налоговые режимы.

Развитие названной формы налогового контроля является одним из результатов цифровизации налоговых процессов и налогового администрирования и, несомненно, свидетельствует о тенденции замены мер карательного характера так называемыми «профилактическими», или «превентивными».

Формирование, развитие и наполнение информацией различных налоговых информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», АСК «НДС», «дерево связей», Единый реестр населения на базе ЗАГС), применение налоговыми органами контрольных алгоритмов АСК НДС-2 , АСК ККТ, наличие у проверяющих возможности оперативного получения информации от банков, правоохранительных, лицензионных и таможенных органов, а также органов власти, Роструда, иных доступных источников, в том числе СМИ и интернета, – вот лишь часть цифровых инструментов, которыми вооружились налоговые органы.

На сегодняшний день вызов на комиссию по легализации налоговой базы воспринимается налогоплательщиками как форма налоговой проверки. Это значит, что фактического снижения количества выездных налоговых проверок не произошло.

В силу обременительности выездной проверки по всем налогам или даже выездной тематической проверки по НДС для любого подконтрольного лица налоговые органы наделены инструментом воздействия, который может быть использован для понуждения подконтрольных лиц к увеличению размера заработной платы, исключению ряда расходов, уменьшению вычетов по НДС, дополнительной уплате налогов или иному изменению предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики серьезно обеспокоены использованием принципа доначисления недоимки тем, кто может ее оплатить, – т.е. действующим предпринимателям. И что делать в этой ситуации добросовестным налогоплательщикам, неясно. Соответственно, каждый налогоплательщик вынужден самостоятельно решать, насколько он готов доказать непричастность к занижению налоговой базы, затратив массу времени на суды, проверки, отвлекая ресурсы бизнеса от осуществления приносящей прибыль деятельности.

Что касается так называемых «технических компаний», они не подвергаются налоговым проверкам и вызовам на комиссии (поскольку с них реально нечего взыскать). И если «фактические собственники» не прекратили деятельность такой компании (путем ликвидации или присоединения к другому юрлицу), налоговые органы используют способ ее «закрытия» путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или в связи с наличием в данном реестре недостоверных сведений о юрлице, хотя у налогового органа есть возможность проверки такой компании, доначисления налогов и привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

Тем не менее налоговое законодательство РФ практически не содержит норм, регулирующих порядок работы таких комиссий, в том числе устанавливающих права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.

НК РФ включает лишь две нормы, опосредованно связанные с проведением комиссий. Одна устанавливает, что налоговые органы на основании письменного уведомления вправе вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 31). Согласно другой норме (п. 1 ст. 82) налоговый контроль может проводиться в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков.

Также можно обратиться к положениям Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@, в которой дано описание отбора налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения, а также письма ФНС, содержащего описание действий, предпринимаемых для так называемой «легализации налоговой базы».

Но поскольку налоговая комиссия – форма налогового контроля, очевидно, что в НК РФ должны быть предусмотрены нормы, регулирующие порядок и сроки проведения комиссий по легализации, в том числе порядок запроса и предоставления информации, права и обязанности как налогоплательщика, так и налогового органа.

Хотелось бы обратить особое внимание на необходимость законодательного закрепления порядка раскрытия налогоплательщику информации, которую получает и использует налоговый орган. Сегодня налоговые органы в ходе проведения комиссии просто констатируют факт наличия у них соответствующей информации. Налогоплательщик, в свою очередь, ее проверить не может. Он правомочен использовать только сведения из «Контур-Фокуса», «СПАРКА» и прочих открытых сводных баз данных, в которых в отношении контрагентов на момент совершения сделки, а также на момент проведения заседания комиссии какой-либо «негативной» информации нет.

Также требуют регулирования порядок формирования и представления налогоплательщиком его позиции и доказательств (по аналогии с возражениями на акт налоговой проверки). Сейчас, например, на заседании комиссии по НДС до налогоплательщика просто доводится информация о выявленных расхождениях и «сложных» разрывах с соответствующими требованиями представления уточненной декларации и доплаты налогов.

В то же время сам налогоплательщик исключен из процесса выявления обстоятельств и сбора доказательств. Фактически он «косвенным путем» привлекается к «добровольной» налоговой ответственности в виде уплаты налогов и пени. Как это соотносится с презумпцией невиновности, декларируемой ст. 108 НК РФ, непонятно. В п. 6 названной статьи установлено: «Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке». Где же этот порядок установления виновности или невиновности налогоплательщика при вызове его на комиссию и при ее проведении?

Кроме того, не определен порядок фиксирования результатов заседания комиссии. Как правило, это протокол (по аналогии с оформлением протокола по рассмотрению материалов налоговой проверки), который составляется далеко не всегда, а если и оформляется, то в нем отражаются далеко не все озвученные доводы и аргументы сторон, результаты и решения комиссии – часть обстоятельств и решений остаются «за кадром». Неурегулированность создает возможности для злоупотреблений (например, со стороны налоговых органов – последующие выездные проверки, со стороны правоохранительных органов – направление запросов контрагентам налогоплательщика по тем же основаниям, со стороны налогоплательщиков – непринятие согласованных мер или неподача уточненной декларации).

Следовательно, обеим сторонам нужны гарантии.

Налогоплательщикам – возможность минимизации налоговых рисков; освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок по налогу за периоды, в отношении которых состоялось заседание комиссии и были приняты взаимовыгодные решения; исключение последствий в виде «автоматических» доначислений налогов (НДС в предыдущих и последующих кварталах, налога на прибыль в связи с исключением вычетов по НДС); возможность получения рассрочки (отсрочки) по уплате налогов (пеней), ведь зачастую сумма к уплате может оказаться внушительной (совершенно разные ситуации, когда речь идет об уплате 100 тыс. или 100 млн руб.), а единовременная уплата значительных сумм может повлечь невозможность дальнейшего ведения бизнеса, а также открытие в отношении налогоплательщика процедуры банкротства.

Налоговым органам, в свою очередь, нужны гарантии определения оптимального режима налогового контроля; получения от налогоплательщиков документов и информации, уточненной налоговой отчетности; снижения количества контрольных мероприятий; увеличения поступлений налогов в бюджет.

Нормы законодательства о налогах и сборах, которые необходимо разработать и принять, должны обеспечить оптимальные для каждой из сторон решения.

Как вариант результату работы комиссий можно придать характер эффекта, схожего с правовыми последствиями установления режима налогового мониторинга в соответствии с НК РФ.

Другим способом решения проблем может быть закрепление возможности подписания налогоплательщиком и налоговым органом двустороннего документа, который будет отражать достигнутые договоренности о прекращении потенциального спора, исключающие возникновение соответствующих налоговых последствий в будущем. Действующее законодательство не предусматривает такой возможности. А для налогоплательщика – это шанс сохранить бизнес, восстановить платежеспособность организации и ее деловую репутацию, а также применения к нему более мягкого режима санкций. В свою очередь, для налогового органа подписание соглашения – путь увеличения поступлений в бюджет по результатам достигнутых договоренностей. И для обеих сторон – снижение многих правовых рисков, сокращение последующих административных и судебных издержек, которые могли бы возникнуть в случае дальнейшего развития конфликта.

Эффективность данного метода решения вопросов базируется на принципе договоренности сторон о прекращении спора на конкретных условиях и признании ими определенных обстоятельств дела (например, обоснованности расходов, наличия деловой цели, приемлемости способов налоговой оптимизации, используемых налогоплательщиком), от которых зависит наступление соответствующих налоговых последствий (действительный размер налоговой обязанности).

Все перечисленные вопросы требуют решения. В налоговом законодательстве, в отличие от гражданского, нет такого понятия, как обычай – сложившееся и широко применяемое, но не предусмотренное законодательством правило поведения.

В заключение отмечу, что необходимо установить понятные для сторон «правила игры». Четкое понимание правил проведения комиссий по легализации позволит достичь более эффективных результатов во взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Щербинина Анастасия

Автор: Щербинина Анастасия эксперт WiseAdvice

Щербинина Анастасия

Автор: Щербинина Анастасия
эксперт WiseAdvice

Из материала вы узнаете, кого обычно вызывают на налоговые комиссии (убыточные, зарплатные, по НДС и пр.); что отвечать инспекторам, и чем рискует генеральный директор, отказавшийся явиться в ИФНС.

Комиссии по легализации налоговой базы или, проще говоря, налоговые комиссии, – это особая форма налогового контроля, которая широко применяется уже более семи лет. Что самое интересное – ни порядок проведения, ни ответственность налогоплательщика за отказ явиться на комиссию в законодательстве никак не обозначены – есть только разъяснительные письма ФНС, адресованные самим инспекторам.

Вызов на комиссию в налоговую очень часто является первым «звоночком» о том, что налоговики заинтересовались компанией и проводят по ней предпроверочный анализ с целью дальнейшего назначения выездной проверки. Некоторые критерии отбора на налоговые комиссии совпадают с теми, что налоговики используют для планирования выездных проверок. При этом на комиссии попадают и организации, по которым пока выездную проверку проводить нецелесообразно, так как нет стопроцентной уверенности в эффективности ревизии (но уже ясно, что нарушения имеются).

Считается, что на комиссию по легализации налоговой базы инспекторы вызывают с целью выяснить причины отклонений от «нормы». Однако, как показывает практика, ИФНС не ставит задачу получить от налогоплательщика внятные пояснения, разобраться в ситуации. Главная задача – убедить компанию начать платить больше налогов и откорректировать прошлые периоды до «нормального» уровня.

Рассмотрим, какие комиссии бывают, кто может получить вызов на комиссию в налоговую, и как себя вести с инспекторами, чтобы не навредить компании.

Комиссии по легализации налоговой базы сейчас – это самый эффективный способ получить с компаний больше налогов и взносов. Во время личных встреч контролеры могут прибегать к обману, давлению и даже прямым угрозам.

Критерии отбора на налоговые комиссии

Изначально комиссии по легализации налоговой базы создавались с целью увеличения поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах. Их массово создавали при инспекциях и региональных управлениях ФНС, при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Порядок работы комиссий по легализации налоговой базы впервые был прописан в письме ФНС от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12722@. В нем же налоговая служба перечислила критерии отбора налогоплательщиков для вызова на комиссии по легализации налогов.

Согласно этому письму, налоговики отбирают кандидатов на комиссии по легализации налоговой базы по следующим основным критериям:

  • Наличие убытков за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль, акцизам, единому налогу при «упрощенке», ЕСХН, НДФЛ, уплачиваемому ИП.
  • Низкая налоговая нагрузка по НДС (возникает при доле вычетов НДС более 89%).
  • Недоимка по НДФЛ или уплата налога на 10% меньше относительно предыдущего налогового периода.
  • Зарплата сотрудников меньше МРОТ или средней зарплаты по отрасли.

В качестве дополнительных критериев в письме названы:

  • Применение налоговых льгот без должных оснований.
  • Заявление НДС к возмещению.
  • Нарушение налогового законодательства и др.

Позднее письмом 21.03.2017 г. № ЕД-4-15/5183@ ФНС частично отменила свое первое разъяснение о работе комиссий по легализации объектов налогообложения. В частности, ту часть письма, которая касалась работы комиссий по НДС, налога на прибыль и ряда других налогов. Зарплатные комиссии официально были отменены летом 2020 года – письмом ФНС от 07.07.2020 № БС-4-11/10881@.

Несмотря на все отмены регламентов проведения комиссий инспекции продолжают вызывать директоров, главбухов и финансовых директоров компаний на комиссии по легализации налогов. Причем после снятия запрета на проведение проверок (действовал в период пандемии коронавируса весной-летом 2020 года и закончился 1 июля) эти комиссии стали более жесткими, а сами инспекторы во время «беседы» применяют запугивание и способы психологического давления на представителей компании.

Бояться комиссий не стоит, но к ним надо тщательно готовиться.

Убыточные комиссии

Кого вызывают. Официально убыточные комиссии отменили, но налоговики продолжают вызывать представителей компаний, так как этот вид комиссий по легализации оказался намного эффективнее камеральных проверок (см. Статистику).

В январе-марте 2020 года на убыточных комиссиях в ИФНС побывали представители более 2 тыс. столичных компаний. После встречи с налоговиками 80% из них убрали из отчетности 21,4 млрд руб. убытков – почти в 5 раз больше, чем налоговики сняли на камералках (4,3 млрд руб.).

На комиссии приглашаются компании, которые показали убыток в декларации по налогу на прибыль – для дачи пояснений по какой причине возникли убытки. Причем сумма убытка значения не имеет – для инспекторов важен сам факт его наличия.

Впрочем, сами причины убыточности инспекторов мало волнуют. Их больше тревожит вопрос – когда будет подана уточненная декларация и доплачен налог на прибыль. Тем не менее, компании стоит подготовить вразумительные пояснения. Не исключено, что вашему инспектору они покажутся убедительными. Если руководитель или бухгалтер теряются во время беседы, не могут привести внятных причин образования убытков, на них начинают давить и запугивать выездной проверкой и доначислениями. В итоге чаще всего комиссия по легализации заканчивается подачей уточненки.

Компания, которая не явилась на комиссию либо не привела убедительных аргументов в обоснование полученных убытков, но при этом игнорирует требование подать уточненную декларацию, действительно рискует попасть в план выездных проверок налоговиков. Особенно, если убытки показаны в ее годовой отчетности по налогу на прибыль.

Что ответить инспекторам. К заседанию налоговой комиссии надо подготовить письменные пояснения причин возникновения убытков. Для начала стоит написать, что в декларации противоречий нет, а убыток обоснован. На комиссии надо быть готовым назвать причины возникновения убытка, как долго в компании финансовый кризис и какие меры принимаются, чтобы выйти из ситуации.

В ИФНС не идите с пустыми руками, подготовьте документы. Например, доказать отсутствие прибыли поможет расшифровка доходов и расходов, выписки со счетов, акты и договоры с поставщиками, клиентами, арендодателями и др. Документами можно подтвердить закупку дорогостоящего оборудование или затраты на модернизацию производства. В этом году финансовые потери вполне объяснимы приостановлением деятельности в период «коронавирусных» запретов, поэтому обязательно подготовьте соответствующий приказ и захватите его в инспекцию.

Есть несколько аргументов, которые могут убедить инспекторов:

  • Убыточность всей отрасли.
  • Убытки только по отдельным видам деятельности компании (которые перекрывают прибыльность остальных).
  • Рост закупочных цен (например, у вас импортное сырье); нестабильность курса валют.
  • Снижение покупательской способности и, как следствие, - снижение продаж.
  • Открытие нового направления бизнеса, по которому отдача ожидается в лишь будущем (в этом случае налоговики могут попросить бизнес-план или прогноз о том, когда компания выйдет на прибыль).
  • Отказы покупателей от товара.
  • Неплатежеспособность покупателей.

Из нашей практики

«Одного из наших клиентов вызвали на убыточную налоговую комиссию. Мы письменно обосновали свою позицию. Инспектор ее принял, но потребовал также обосновать, как компания проявляла должную осмотрительность при работе с недобросовестными контрагентами. Мы подготовили письменный ответ (см. Приложение ниже), и инспекцию он устроил».

Зарплатные комиссии

Кого вызывают За годы своего существования зарплатные комиссии, пожалуй, изменились больше других. И сейчас они одни из самых опасных.

Начнем с того, что регламент проведения зарплатных комиссий официально отменен ФНС. До лета 2020 года зарплатные комиссии проводились в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. В июле 2020 года, как мы писали выше, этот документ отменили. Все думали, что комиссий больше не будет, но ошиблись.

Итак, в каких случаях есть риск оказаться на комиссии по легализации налоговой базы по НДФЛ и взносам:

  1. Компании, в которых выплаты сотрудникам ниже федерального МРОТ (сейчас – 12 130 руб.)

Теперь инспекторам не нужно вручную отбирать компании для вызова на комиссию по легализации налоговой базы по НДФЛ. С 2020 года действуют новые контрольные соотношения к расчету по взносам (см. письмо ФНС от 07.02.2020№ БС-4-11/2002@ ). Если зарплата меньше МРОТ – нарушается одно из соотношений, и программа автоматически высылает требование представить пояснение – прямо в ходе камералки расчета по взносам.

  1. Зарплата в компании выше федерального МРОТ, но ниже региональной «минималки»
    В этом случаи налоговики на комиссии требуют поднять зарплаты до региональной «минималки», угрожая натравить на компанию трудинспекцию.
  2. Зарплата меньше среднеотраслевой по региону
    В некоторых случаях инспекторы требуют пояснить, почему средняя зарплата меньше среднеотраслевого показателя. Для сравнения они используют данные Росстата, в объективности которых сами сомневаются – не понятно, откуда берутся такие огромные цифры и как им можно соответствовать, особенно в кризис.

Безопаснее все же отслеживать среднеотраслевые зарплаты, чтобы вопросы налоговиков не стали неожиданностью. Показатели можно смотреть на портале ФНС «Прозрачный бизнес» pb.nalog.ru в разделе «Калькулятор налоговой нагрузки» .

  1. Компании, которые подозревают в выплате зарплат в «конвертах»

Налоговики постоянно исследуют различные источники, и могут вызвать директора или главбуха для дачи пояснений, если:

  • при получении кредита сотрудник компании принес справку 2-НДФЛ «для банка» с более высокой зарплатой, чем официальная зарплата в отчетности работодателя;
  • компания заключила контракт, для исполнения которого надо 20 человек, а по отчетности у нее только 10 специалистов;
  • информация на сайтах подбора персонала расходится со штатным расписанием (нет такой должности в штатке, либо на сайте указан более высокий уровень зарплаты, чем в штатном расписании);
  • при поступлении жалоб сотрудников на зарплаты в конвертах.

Что ответить инспекторам. На заседание комиссии инспекторы просят захватить копии штатного расписания за интересующие их годы, а также цифры по средней численности сотрудников и средней заработной плате на сотрудника.

Как обосновать низкие зарплаты:

  • Неполная занятость (в данном случае, помимо штатного расписания, стоит захватить на комиссию приказ о введении сокращенного графика).
  • Основной штат сотрудников находится в регионах с более низкой оплатой труда.
  • Временное снижение зарплаты из-за пандемии. В этом случае обязательно пообещайте, что поднимите зарплату до необходимого уровня, как только компания преодолеет финансовые трудности.

Компания, которая не явилась на комиссию, не представила убедительных доводов в обоснование низких зарплат, либо пообещала повысить оклады, но так этого и не сделала, может оказаться в плане выездных проверок.

Из нашей практики

«Клиента вызвали на зарплатную комиссию. Мы подготовили копии штатных расписаний за три года, сделали расчет средней численности сотрудников и размера заработной платы по годам, а также дали письменные пояснения. В них мы сделали упор на то, что в связи со сложной экономической обстановкой в стране, большой конкуренцией в сфере деятельности, компании не удалось сохранить прежний уровень заказов. А общехозяйственные расходы при этом выросли значительно. В свете этих обстоятельств у компании не только не было возможности повысить зарплату, но и с целью экономии и формирования более выгодных цен на свои услуги пришлось привлекать персонал в регионах. В целом же средний уровень зарплат в компании соответствует уровням МРОТ по регионам».

Комиссии по НДС

Кого вызывают. На комиссии по легализации налоговой базы по НДС рискуют оказаться компании с высокой долей вычетов. При этом, если говорить о «безопасной» в глазах инспекторов доли, то она, с точки зрения ФНС, составляет 89%. Однако может отличаться в зависимости от конкретного региона (см. статью «Выездная проверка: как определить. Не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Существуют и другие основания для приглашения на комиссию по НДС, а именно:

  • Компания заявила НДС к возмещению
  • Компания не отвечает письменно на запросы (например, игнорирует просьбу пояснить расхождение между вычетами и реализацией у поставщиков).
  • Контрагенты компании обладают признаками «однодневок».

Что ответить инспекторам. Существуют объективные причины больших вычетов по НДС:

  • Много товара закупили, но не продали, т.е. можно ссылаться на значительные закупки товаров в одном из налоговых периодов, наличие значительного накопленного НДС за предыдущие налоговые периоды и т. п. (правда, сейчас появилась возможность «размазывать» вычеты по периодам, и не заявлять в одном периоде много вычетов – это помогает избежать комиссии).
  • Специфика деятельности компании. Например, организация закупает товары с более высокой ставкой НДС, а продает с более низкой.

Компаниям, которые хотят возместить налог, на комиссии придется доказывать, что поставщик был проверен на добросовестность еще до заключения сделки, сама сделка реальна. Тут пригодится выписка из ЕГРЮЛ, «первичка» на закупку и доставку товара.

Поскольку в глазах налоговиков НДС – это самый «криминальный» налог, инспекторы долго разбираться не будут – могут банально отказать в возмещении.

Налоговая комиссия по недоимке

Кого вызывают. Тем, кто стал неплательщиком впервые, инспекторы могут сначала попросить письменных объяснений. Если реакции не последует, руководителя компании вызовут для личной беседы в ИФНС и даже в налоговое Управление (все зависит от величины долга). Таким образом, на налоговые комиссии по недоимке чаще всего вызывают хронических неплательщиков, которые игнорируют требования налоговиков.

Что ответить инспекторам. Как правило, долги компании поясняют трудным финансовым положением, которое, в частности, объясняется большой задолженностью контрагентов по выполненным работам и оказанным услугам. В любом случае надо постараться убедить инспекторов, что финансовые трудности носят временный характер, и вскоре недоимка будет погашена.

Игнорировать налоговые комиссии по недоимке небезопасно. Инспекторы могут сразу же выставить инкассо (если средства на счету у компании имеются) либо начнут взыскание за счет имущества. А при личной встрече все же существует возможность согласовать сроки погашения недоимки.

Комиссии по налоговой нагрузке

Кого вызывают. Налоговая нагрузка рассчитывается как процентное отношение всех налогов, которые платит компания, к выручке от реализации. Причем у каждой отрасли она своя. Свежие данные среднеотраслевой налоговой нагрузке, на которые ориентируется ИФНС, можно скачать на официальном сайте ФНС nalog.ru > «Налогообложение…» > «Контрольная работа» > «Концепция…» .

На такую налоговую комиссию рискуют попасть даже те компании, которые впервые отклонились от нормативных значений. На беседе инспекторы будут склонять перенести часть расходов, требовать бизнес-планы и перечень мероприятий, направленных на увеличение прибыли.

Что ответить инспекторам. На комиссию по низкой налоговой нагрузке стоит заранее подготовить пояснения. Низкую прибыльность можно объяснить спецификой деятельности, временными трудностями, новым видом деятельности и т. д. Объяснить отклонение можно увеличением расходов (например, возникли какие-то непредвиденные расходы), курсовыми разницами, падением продаж т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания развивается, привлекает займы, трудоемкость высока и т.д.

Компанию, которая игнорирует вызов на комиссию по налоговой нагрузке, могут включить в план выездных проверок. Риск включения в него тем выше, чем больше отклонение показателя налоговой нагрузки от среднеотраслевого.

Неординарные комиссии

Поскольку принципы отбора компаний на комиссии по легализации налогов и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний. Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах. В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

Не так давно появились комиссии по миграции бизнеса. На них налоговики вызывают руководителей и требуют объяснений – зачем компания уходит в другой регион. Цель таких комиссий – удержать добросовестных налогоплательщиков и не пускать в регион компании с нехорошей «налоговой историей».

Чем опасна неявка на налоговую комиссию для гендиректора

Конечно, компания обязана посещать налоговые комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой, удержанием и перечислением налогов. За неявку на любую комиссию генерального директора могут оштрафовать на 4000 руб. по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Как правило, налоговики приглашают генерального директора и очень не любят, когда вместо него приходит представитель компании. Все очень просто – генерального директора гораздо проще напугать и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или поднять зарплату сотрудникам.

Однако если интересы компании на налоговой комиссии представляет опытный эксперт в области налогообложения и налогового права, такие «фокусы» у налоговиков, как правило, не проходят.

Если вас вызвали на комиссию – будем рады помочь! Мы объяснимся с инспекторами от имени вашей компании и дадим убедительные ответы на все вопросы проверяющих.


Ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения «Что делать Консалт»

В налоговых органах работает комиссия по легализации налоговой базы. Однако время не стоит на месте, и у налоговых органов изменились цели, задачи, а также критерии отбора налогоплательщиков, которые могут попасть под прицел налоговых органов.

Какие новшества внесены в работу комиссии легализации налоговой базы, узнаете из нашей статьи.

Цель, предмет, участники комиссии

Как уже всем известно, с 1 янавря 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговым органам. Ужесточилась ответственность к налогоплательщикам за неуплату страховых взносов. Теперь введена уголовная ответственность за неуплату страховых взносов в крупном или особо крупном размере для всех категорий страхователей. Как следствие, внесены изменения в цели и задачи комиссии по легализации налоговой базы, да и сама она называется «Комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам».

Основной целью работы комиссии является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов путём побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых выявлено либо имеются достаточно оснований полагать, что они:

  • неполно отражают в учёте хозяйственные операции;
  • несвоевременно (неполно) перечисляют НДФЛ в бюджет;
  • несвоевременно (неполно) перечисляют страховые взносы;
  • фальсифицируют налоговую и бухгалтерскую отчётность;
  • либо без видимых причин представляют уточнённые налоговые декларации, а также уточняют страховые взносы.

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) (далее ‒ плательщики) НДФЛ и страховых взносов.

В письме ФНС России определена последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

  • отражения в налоговой и бухгалтерской отчётности недостоверных сведений;
  • выплаты «теневой» заработной платы;
  • несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • несвоевременного перечисления страховых взносов;
  • работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;
  • работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.

Комиссии организуется в рамках:

а) межведомственных комиссий, созданных при органах местного самоуправления;

б) межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ.

В состав комиссии налоговых органов могут быть включены представители других органов исполнительной власти при возникновении такой необходимости. Например, представители Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

При наличии достаточных оснований для вызова плательщика налогов и сборов на комиссию налоговики письменно уведомляют должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

Обратите внимание! В ходе работы комиссия должна соблюдать нормы, предусмотренные ст. 102 НК РФ, а также Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Этапы работы комиссии по легализации

Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает следующие этапы:

  • отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;
  • проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков;
  • направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчётности и внесения изменений в налоговую отчётность, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам и иным действиям;
  • подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;
  • рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий;
  • мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;
  • подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов РФ или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.


Критерии отбора налогоплательщиков, приглашаемых на комиссию

Итак, мы подошли к самому интересному: по каким критериям ведётся отбор налогоплательщиков, которые приглашаются на заседание комиссий.

Отбор плательщиков начинается с анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков с учётом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, а также в случаях, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др. и формирования списков плательщиков, которые будут приглашаться на комиссию.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы налогоплательщиков:

  • налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому ИП;

Для этой категории плательщиков налоговая нагрузка по НДФЛ определяется как отношение суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 декл. 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 листа В декл. 3-НДФЛ).

  • налогоплательщики - налоговые агенты по НДФЛ. Речь идёт о налоговых агентах, которые имеют задолженность по перечислению НДФЛ и которые снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего отчётного (налогового) периода более чем на 10%.

Отбор налоговых агентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляется путём сопоставления за отчётный период показателей, отражённых в расчётах по форме 6-НДФЛ с данными расчётов по страховым взносам за аналогичный отчётный период (сравниваются общие суммы выплат в пользу работников и численность). Суммы, удержанные по данным расчётов 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отражёнными в карточках «Расчёты с бюджетом» за конкретный отчётный период. Также по итогам года анализируются показатели справок по форме 2-НДФЛ.

Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного отчётного (налогового) периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учётом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в расчётах по форме 6-НДФЛ и расчётах по страховым взносам.

Налогоплательщики ‒ налоговые агенты, которые имеют обособленные подразделения, состоящие на учёте в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор производят с учётом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчёты с бюджетом», в целом по налоговому агенту.

Так, в данный список попадут налогоплательщики ‒ налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Отбор таких налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в расчётах по форме 6-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший отчётный (налоговый) период. Расчёт производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности.

Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

И еще одна категория налогоплательщиков также подлежит приглашению на комиссию. Это ИП.

В поле зрения налоговых органов попадут ИП:

  • заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных за налоговый период, в которых отношение показателя строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности) превышает 95%.

  • применяющие общую систему налогообложения, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период. Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (стр. 010 - 050 разд. 3, сумма стр. 020 разд. 4 и графа 2 разд. 7).

Без внимания налоговики не оставили и налогоплательщиков ‒ физических лиц. Те из них, которые не задекларируют полученные доходы, будут также приглашены на комиссию.

Отбор таких налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное) с учётом особенностей налогообложения доходов в соответствии с положениями статьи 217.1 НК РФ. Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.

Плательщики страховых взносов также окажутся в числе приглашенных

На комиссию имеют основания быть приглашены следующие плательщики страховых взносов (далее ‒ СВ):

1) имеющие задолженность по перечислению СВ, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;

2) снизившие поступления СВ относительно предыдущего отчеётного (расчётного) периода при постоянном количестве работников;

Отбор плательщиков СВ осуществляется путём сопоставления исчисленных и уплаченных сумм СВ за отчётный (расчётный) период, отражённых в расчётах по страховым взносам, представленных плательщиком СВ в налоговый орган, за период начиная с 01.01.2017 г., с поступлениями СВ, отражёнными в карточках «Расчёты с бюджетом» (КРСБ).


При отборе анализируется динамика с учётом информации, имеющейся в налоговом органе (расчёты по страховым взносам за соответствующий отчётный (расчётный) период, представленные в налоговые органы, за периоды начиная с 01.01.2017 г.), расчёты по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчётный (расчётный) период, сведения о среднесписочной численности.

При отборе плательщиков взносов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учёте в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, берутся во внимание сведения, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчёты с бюджетом» в целом по данному плательщику.

3) снизившие численность работников в течение отчётного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчётным периодом;

Отбор плательщиков осуществляется при условии, что количество работников, с выплат которым начислены страховые взносы, значительно отличается в сторону уменьшения по сравнению с аналогичным отчётным (расчётным) периодом предыдущего года.

При отборе анализируется динамика с учётом информации, имеющейся в налоговом органе (расчёты по страховым взносам, расчёты по форме 6-НДФЛ, справки по форме 2-НДФЛ), о среднесписочной численности.

4) плательщики, исчислявшие в предыдущих отчётных периодах страховые взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, при этом в текущем отчётном периоде применившие иные ставки тарифов;

5) ещё одна категория плательщиков СВ, которые могут попасть в поле зрения налоговиков, это плательщики, использующие труд членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также плательщики, относящиеся к организациям угольной промышленности, снизившие суммы исчисленных страховых взносов по тарифам на дополнительное социальное обеспечение членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности.

Кроме того, для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны иные налогоплательщики, в том числе в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства, однако назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным по причине возможной малоэффективности, а также налогоплательщики, заявляющие возмещение НДС.

На наш взгляд, мы перечислили наиболее значимые критерии отбора налогоплательщиков. В письме ФНС России перечислены ещё критерии отбора, по которым налогоплательщика могут пригласить на заседание комиссии по легализации налоговой базы.

Информирование налогоплательщика о заседании комиссии

Если налоговым органом принято решение о том, что налогоплательщика следует пригласить на заседание комиссии, то ему направляется информационное письмо по рекомендованной форме с целью побуждения к самостоятельному анализу результатов своей коммерческой деятельности, выявлению причин низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса профессиональных вычетов, занижения базы по страховым взносам, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ и страховым взносам.

В указанном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика, и предлагается налогоплательщику уточнить свои налоговые обязательства в порядке статьи 81 НК РФ, то есть подать уточнённую налоговую декларацию.

Информационное письмо должно направляться заблаговременно. Рекомендуется не позднее чем за один месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии. При этом срок для принятия решения о предоставлении уточнённых налоговых деклараций (расчётов по форме 6-НДФЛ, расчётов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания приглашения на комиссию, устанавливается для плательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.

По истечении установленного срока в случае непредставления уточнённых налоговых деклараций (расчётов по форме 6-НДФЛ, расчётов по страховым взносам), непогашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, непредставления пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований приглашения на комиссию, налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Последствия неявки на заседания комиссии

В случае неявки налогоплательщика, налогового агента, плательщика СВ на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Если налогоплательщик, налоговый агент, плательщик СВ не явился на заседание комиссии без уважительной причины и данные отчётности, которые не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, большая вероятность того, что налоговым органом будет принято решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении такого налогоплательщика.

Более того, в случае неявки надлежащим образом уведомлённых, налогоплательщиков, налоговый агент, плательщик СВ на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьёй 19.4 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом первым вышеуказанной статьи неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц ‒ от 2 000 до 4 000 рублей.

Чтобы не стать кандидатом для приглашения на комиссию по легализации налоговой базы и базы страховых взносов, рекомендуем тщательно изучить критерии отбора и самостоятельно анализировать результаты своей коммерческой деятельности.

от 25 июля 2017 года N ЕД-4-15/14490@

О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам

____________________________________________________________________
Отменено на основании
письма ФНС России от 7 июля 2020 года N БС-4-11/10881@
____________________________________________________________________

Федеральная налоговая служба в целях усиления аналитической составляющей в работе комиссий по легализации налоговой базы (далее - комиссии), сообщает следующее.

Целью работы комиссии является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), несвоевременного (неполного) перечисления страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) (далее - плательщики) НДФЛ и страховых взносов.

Положения настоящего письма определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

- отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

- выплаты "теневой" заработной платы;

- несвоевременного перечисления НДФЛ;

- несвоевременного перечисления страховых взносов;

- выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;

- выявление работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.

Работа комиссий по легализации налоговой базы организуется в рамках:

а) межведомственных комиссий, созданных при органах местного самоуправления;

б) межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации.

Комиссия осуществляет свою работу на основании межведомственного локального акта, утверждающего состав комиссии.

В состав комиссии подлежат включению начальники (либо сотрудники, в должностные обязанности которых входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению) структурных подразделений налоговых органов, выполняющих следующие функции:

- проведение камеральных налоговых проверок;

- проведение выездных налоговых проверок;

- проведение предпроверочного анализа;

- принятие мер по урегулированию задолженности.

В рамках работы комиссии должно обеспечиваться соблюдение налоговыми органами норм, предусмотренных статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

В состав комиссии также включаются представители органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

Налоговый орган, при наличии оснований для вызова плательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии, письменно уведомляет о вызове на комиссию должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает следующие этапы:

- отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;

- проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков;

- направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам и иным действиям;

- подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;

- рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий;

- мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;

- подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов Российской Федерации или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

Для Управлений ФНС России по субъектам (далее - Управления), находящихся на двухуровневой системе налогового администрирования в соответствии с приказом Минфина России от 03.10.2016 N 171н "О внесении изменений в приложение N 3 и 4 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 N 61н "Об утверждении типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы", полномочия нижестоящего налогового органа в целях применения настоящего письма осуществляются соответствующим структурным подразделением Управления, ответственным за проведение камеральных налоговых проверок.

Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях

Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:

- Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

Налоговая нагрузка по НДФЛ определяется как отношение суммы исчисленного налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности (стр.070 разд.2 декл. 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр.110 Лист В декл. 3-НДФЛ).

- Налогоплательщики - налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ):

1) имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;

2) снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%.

Отбор налоговых агентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляется путем сопоставления за отчетный период показателей, отраженных в расчетах по форме 6-НДФЛ с данными расчетов по страховым взносам за аналогичный отчетный период (сравниваются общие суммы выплат в пользу работников и численность). Суммы, удержанные по данным расчетов 6-НДФЛ сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках "Расчеты с бюджетом" за конкретный отчетный период. Дополнительно по итогам года анализируются показатели справок по форме 2-НДФЛ.

Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного отчетного (налогового) периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в расчетах по форме 6-НДФЛ и в расчетах по страховым взносам.

При отборе налогоплательщиков - налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе "Расчеты с бюджетом" в целом по налоговому агенту.

3) налогоплательщики - налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Отбор налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в расчетах по форме 6-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший отчетный (налоговый) период. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности.

Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

- Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных за налоговый период, в которых отношение показателя строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности) превышает 95 процентов.

- Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (стр.010-050 р.3, сумма стр.020 р.4 и графа 2 р.7).

Из сформированного перечня отбираются индивидуальные предприниматели, не отразившие суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности в налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ (строка 110 листа В) или не представившие декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период.

- Налогоплательщики - физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное), с учетом особенностей налогообложения доходов в соответствии с положениями статьи 217.1 НК РФ. Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.

- Плательщики страховых взносов (далее - СВ):

1) имеющие задолженность по перечислению СВ, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;

2) снизившие поступления СВ относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;

Отбор плательщиков СВ осуществляется путем сопоставления исчисленных и уплаченных сумм СВ за отчетный (расчетный) период, отраженных в расчетах по страховым взносам, представленных плательщиком СВ в налоговый орган, за период начиная с 01.01.2017, с поступлениями СВ, отраженными в карточках "Расчеты с бюджетом".

Отбору подлежат плательщики СВ, которыми снижено перечисление страховых взносов в данном отчетном периоде относительно аналогичного отчетного периода предыдущего года при постоянном количестве работников, на основании данных КРСБ в части уплаты страховых взносов. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе (расчеты по страховым взносам за соответствующий отчетный (расчетный) период, представленные в налоговые органы, за периоды начиная с 01.01.2017 года), расчеты по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный (расчетный) период, сведения о среднесписочной численности.

При отборе плательщиков взносов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе "Расчеты с бюджетом" в целом по данному плательщику.

3) снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

Отбор плательщиков СВ осуществляется путем сопоставления количества физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы за анализируемый отчетный (расчетный) период, отраженного в расчетах по страховым взносам, представленных плательщиком СВ в налоговый орган, за период начиная с 01.01.2017, с расчетами по налогу на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ), данными о среднесписочной численности представленных за истекший год и за предыдущий год.

Отбор плательщиков осуществляется при условии, что количество работников, с выплат которым начислены страховые взносы, значительно отличается в сторону уменьшения по сравнению с аналогичным отчетным (расчетным) периодом предыдущего года.

При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе (расчеты по страховым взносам, расчеты по форме 6-НДФЛ, справки по форме 2-НДФЛ), о среднесписочной численности.

4) плательщики, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, при этом в текущем отчетном периоде применившие иные ставки тарифов.

При отборе анализируется динамика снижения начислений по дополнительным тарифам с учетом вида деятельности, осуществляемого плательщиком, а также иная информация, имеющаяся в налоговом органе и полученная из внешних источников.

5) плательщики, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также плательщики, относящиеся к организациям угольной промышленности, снизившие суммы исчисленных страховых взносов по тарифам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности.

Отбору подлежат плательщики, перечень которых ежегодно до 1 февраля представляет Федеральное агентство воздушного транспорта, а также организации, осуществляющие деятельность по добыче угля и сланца (согласно данным ЕГРН о видах деятельности юридических лиц) в случае если по сравнению с предыдущим отчетным периодом указанные плательщики за текущий отчетный период снизили начисления по тарифам на дополнительное социальное обеспечение в отношении выплат и иных вознаграждений работникам, указанным в Федеральном законе от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и Федеральном законе от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".

При отборе анализируются данные расчетов по страховым взносам за текущий и предыдущий отчетный период, данные из расчетов по форме 6-НДФЛ. Дополнительно при анализе РСВ за расчетный период проводится анализ справок по форме 2-НДФЛ и сведений о среднесписочной численности.

При этом необходимо осуществлять ранжирование налогоплательщиков, которые в первоочередном порядке подлежат вызову на заседание комиссии, исходя из предполагаемой суммы налога, страхового взноса, подлежащего уплате.

Следует иметь в виду, что реализация теневых схем оплаты труда осуществляется, как правило, за счет неучтенных наличных денежных средств, которые образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) за счет занижения им фактически полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Выплата заработной платы "в конвертах", применяемая наряду с иными теневыми схемами обналичивания денежных средств, влечет занижение налогооблагаемой базы как по НДФЛ (когда лицо выступает в качестве налогового агента), так и базы для исчисления страховых взносов.

Читайте также: