С какого момента возникает налоговая дееспособность у юридического лица

Опубликовано: 26.04.2024

Может ли физическое лицо, не осуществляющее предпринимательской деятельности, являться налогоплательщиком НДФЛ?

С какого момента возникает налоговая дееспособность у юридического лица?

Ответ: 1. с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Ключ:НК РФ предусматривает практически все права и обязанности юридических лиц в сфере налогообложения вне зависимости от какого–либо момента от начала их существования. Следовательно, налоговая правоспособность и дееспособность возникают у юридического лица с момента государственной регистрации в этом качестве.

Ответ: 1. может, при получении налогооблагаемого дохода и отсутствии (недостаточности)вычетов (льгот, расходов).

Ключ:Физическое лицо, не осуществляющее предпринимательской деятельности, в частности, является налогоплательщиком НДФЛ при получении налогооблагаемого дохода (например – от трудовой деятельности) и отсутствии (недостаточности) вычетов (гл. 23 НК РФ).

Ответ: 2. может, если приобретет обязанность по уплате конкретного налога путем действий своих представителей.

Ключ:Исходя из ст. 19, п. 2 ст. 11 НК РФ для появления у физического лица статуса налогоплательщика возраст не имеет значения. Обязанность по уплате конкретного налога может быть приобретена младенцем путем действий его представителей (гл. 4 НК РФ). Так, если родители, действуя от имени ребенка, приобретут (приватизируют) на него квартиру или долю в праве собственности в квартире, то у ребенка может возникнуть обязанность по уплате налога на имущество физических лиц.

67. Основным правом налогоплательщика является:

Ответ: 1. право на информацию об условиях налогообложения, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений.

Ключ:Из числа перечисленных прав, очевидно, важнейшим является право на информацию об условиях налогообложения, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений (прочие права невозможно реализовать в отсутствие информации). В частности, все акты законодательства о налогах в силу ст. 15 Конституции РФ должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Каждое лицо имеет право точно знать, какие налоговые обязательства у него возникнут и в каком случае. Кроме того, информация по конкретным вопросам может быть затребована у налоговых и финансовых органов (подп.1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

68. Налогоплательщики в соответствии с НК РФ имеют право:

Ответ: 2. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Ключ:В силу подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Дополнительные платежи за несвоевременный возврат (зачет) излишне уплаченных (взысканных) налогов именуются «проценты» (ст. 78, 79 НК РФ). В силу подп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными (не любыми) актами налоговых органов.

69. Права налогоплательщиков:

Ответ: 2. предусмотрены как в первой, так и во второй части НК РФ.

Ключ:В ст. 21 НК РФ содержится открытый перечень прав налогоплательщиков (п. 2 – налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах). Другие права регламентированы как в первой части НК РФ (п. 4 ст. 58 НК РФ – налогоплательщики могут уплатить налог в наличной или в безналичной форме), так и во второй части НК РФ (гл. 26.2 НК РФ – некоторые налогоплательщики могут перейти на упрощенную систему налогообложения).

70. Налоговую тайну в соответствии с НК РФ составляют:

Ответ: 2. любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, прямо указанных в НК РФ.

Ключ:В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, прямо указанных в НК РФ (в т.ч. об ИНН, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика…).

71. Налогоплательщик имеет право получить информацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов:

Ответ: 1. бесплатно, от налогового органа по месту учета.

Ключ:В силу подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию (в т.ч. в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

72. Обязанности налогоплательщика:

Ответ: 1. в общем виде урегулированы в ст. 23 НК РФ, но регламентируются и в иных положениях законодательства о налогах.

Ключ:В ст. 23 НК РФ содержится открытый перечень обязанностей налогоплательщиков (подп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ: налогоплательщики обязаны нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах). Ряд обязанностей установлен в первой части НК РФ (п. 1 ст. 52 НК РФ – налогоплательщик, по общему правилу, обязан самостоятельно исчислить сумму налога), а также во второй части НК РФ (в силу п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщик НДС выставляет покупателю соответствующие счета–фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг)).

73. Основной обязанностью налогоплательщика является:

Ответ: 2. уплата законно установленных налогов.

Ключ:Основной обязанностью налогоплательщика является уплата законно установленных налогов (ст. 57 Конституции РФ). Прочие обязанности так или иначе обеспечивают выполнение основной обязанности.




74. Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, подтверждающих уплату налогов:

Ответ: 2. в течение четырех лет.

Ключ:Подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ: налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, подтверждающих уплату налогов. Следует отметить, что данные документы подлежат сохранению в интересах самого налогоплательщика, поскольку именно ими можно однозначно доказать факт уплаты налога.

75. Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов:

Ответ: 2. в течение четырех лет.

Ключ:Подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ: налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

76. Отметьте правильное утверждение:

Ответ: 3. российская организация, создавшая обособленное подразделение в РФ, обязана в течение одного месяца сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения с целью постановки на учет в налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения.

Ключ:П. 2 ст. 11 НК РФ: обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ: российские организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. П. 1 ст. 83 НК РФ: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. В остальных случаях (из описанных) учет в налоговых инспекциях осуществляется без участия налогоплательщиков (по информации от регистрирующих органов).

77. Уплата сбора:

Ответ: 3. является одним из условий для совершения в отношении плательщика юридически значимых действий.

Ключ:П. 2 ст. 8 НК РФ: уплата сбора – одно из условий (не единственное) совершения в отношении плательщика уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Налоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в наследство и т.д.),

дееспособность — по достижении определенного условия (регистрация в качестве предпринимателя, достижение определенного возраста и т.д.).

В налоговых правоотношениях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадает. Так, одновременно с регистрацией устава юридического лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по представлению отчетности о деятельности, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязанностей применяются меры государственного принуждения.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации относительно государства. Практическая реализация правового статуса налогоплательщика происходит в процессе вступления организации или физического лица в различные правоотношения.

Среди прав налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом РФ, особо следует отметить:

-право получать от налоговых органов письменные разъяснения и пояснения по вопросам применения налогового законодательства, а также нормативных документов о налогах и сборах;

-существенные полномочия по защите своих прав и законных интересов (представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; право обжаловать акты налоговых органов, а также действия или бездействие их должностных лиц; жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица (кроме индивидуальных предпринимателей) — в суд общей юрисдикции);

-право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и другим федеральным законам, а также требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны;

-право обращаться с требованиями и получать в установленном порядке возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, причиненных их незаконными решениями, а также незаконными действиями или бездействием должностных лиц этих органов;

-право использовать налоговые льготы.

Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК РФ, не является закрытым, т.е. он не ограничен Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налоговым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть предоставлены другие права.

Субъективное налоговое право представляет собой вид и меру возможного поведения субъектов налогового права. Поскольку субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность — требуемые законом вид и мера должного поведения, то и субъекты налогового права несут определенные обязанности.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ.

Виды обязанностей налогоплательщиков

1) В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):

-обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения;

-обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения.

2) В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков:

-прямо предусмотренные Налоговым кодексом РФ;

-требующие особого указания на отношение к налогоплательщику.

3) В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика:

-общие для всех категорий налогоплательщиков;

-специальные, возложенные только на определенных субъектов.

Пункты 1 и 4 ст. 26 НК РФ наделяют налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее по тексту - налогоплательщики) правом участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Исключением могут быть случаи, когда нормами НК РФ устанавливается выполнение определенных обязанностей лично налогоплательщиком, а также когда устанавливается, что определенные обязанности за налогоплательщика должны выполняться его представителями.

Следует учитывать п. 7 Постановления ВАС РФ N 5, в котором отмечается, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. За нарушения, допущенные законным или уполномоченным представителем налогоплательщика в сфере налогообложения, налоговую ответственность несет налогоплательщик, а последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

Помимо этого, в п. 34 указанного выше Постановления отмечается, что при решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков (п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 7 ст. 101 НК РФ), осуществляющих функции представительства в налоговых правоотношениях, необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями НК РФ. Названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

Согласно п. 2 ст. 26 НК РФ личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. В связи с этим можно сделать вывод, что налогоплательщика, лично участвующего в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут представлять в этих отношениях в одно и то же время как законный, так и уполномоченный представитель. К тому же количество уполномоченных представителей законом не ограничивается.

Согласно п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Статья 27 НК РФ устанавливает порядок документального подтверждения полномочий законных представителей, а ст. 29 НК РФ - уполномоченных представителей, о которых более подробно будет идти речь позже.

К иным федеральным законам, в соответствии с которыми должны быть документально подтверждены полномочия законного и уполномоченного представителя, в частности, относятся ГК РФ, СК РФ, Трудовой кодекс РФ.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет эти полномочия.

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему НК РФ полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права.

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права.

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права.


На данную публикацию меня натолкнула статья Морохина Ивана Николаевича «Верховный суд признал наличие дееспособности юридических лиц и расширил возможности представительства» и комментарии к ней.

Не буду вдаваться в вопрос представительства и законности (незаконности) судебного акта ВС РФ, о котором идет речь в статье Морохина И.Н.

Но вопрос о наличии дееспособности у юридического лица, мне хотелось бы осветить, выразив свое субъективное мнение по данному поводу.

В п. 1 ст. 21 ГК РФ дается понятие дееспособности гражданина, под которой понимается способность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Легального определения дееспособности юридического лица законодателем не дана (и именно этот аргумент является главным для тех, кто считает, что дееспособность у юридических лиц отсутствует).

Однако, как мне кажется отсутствие законодательного закрепления указанного понятия, еще не означает его отсутствия.

В правовой науке (юридической литературе) высказываются 2 точки зрения относительно наличия у юридических лиц дееспособности:
1) гражданская дееспособность у юридического лица отсутствует.
2) юридическое лицо обладает как правоспособностью, так и дееспособностью.

Сторонники первой точки зрения (теория фикции) рассматривают орган юридического лица в качестве особого представителя, полномочия которого основаны на законе, а не на доверенности, как в других случаях.
Такой подход был разработан Савиньи и другими сторонниками теории фикции (Козлова Н.В., Цепов Г.В. и др.), которые полагали, что юридическое лицо само по себе недееспособно, может участвовать в гражданском обороте лишь через своих представителей, действия которых создают для юридического лица права и обязанности, но не могут считаться действиями самого юридического лица.

Другой подход (вторая точка зрения) первоначально был сформулирован в ходе становления так называемой «реалистической» или «органической» теории юридического лица. Его приверженцы считают, что юридическое лицо рассматривается как самостоятельный субъект, который имеет собственные интересы и своими действиями реализует собственную волю. Орган юридического лица рассматривается как его составная часть, а действия органов и есть действия самого юридического лица по использованию прав и исполнению обязательств.
Разработан указанный подход Гирке (немецкий юрист). В отечественной литературе точка зрения, связанная с наличием у юридического лица дееспособности, появилась в конце 19 века в работах правоведа Суворова Н.С.
Кроме того, многие отечественные правоведы признавали дееспособность у юридического лица, а именно:

  • Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: Статут, 2000.
  • Мейер Д.И. Русское гражданское право.
  • Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве.
  • Иоффе О.С. Советское гражданское право.
  • Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица // Правоведение. 1958. N 2. С. 46 – 48.
  • Грибанов В.П. Юридические лица.
  • Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права.
  • Суханов Е.А. Гражданское право. Учебник 1998;
  • Суханов Е.А. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова.-М.: Издательство БЕК, 1994. — 384 с.
  • Пирогова Е.С. Ограничение правоспособности и дееспособности юридических лиц — должников в рамках дел о несостоятельности (банкротстве): Дис.… канд. юрид. наук. М., 2010. С. 20.
  • Васильева Е.А. Гражданское и торговое право капиталистических государств. М.: Междунар. отношения, 1993. С. 90.
  • Иншакова А.О., Турбина И.А. Новая политика ответственности единоличного исполнительного органа хозяйственного общества при совершении невыгодной сделки // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 4(26). С. 122.

Содержание дееспособности должно включать в себя следующие основные элементы:
1. сделкоспособность, т.е. возможность своими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности;
2. способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности;
3. деликтоспособность, т.е. способность нести ответственность за гражданские правонарушения.

Возможность юридического лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности, а также наличие у него способности нести ответственность за гражданские правонарушения, юристами и правоведами не оспаривается и отдельного разъяснения не требует.

Однако, сторонники отсутствия у юридического лица дееспособности, указывают, что юридическое лицо не способно самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, поскольку данные действия осуществляются исполнительным органом или участниками того или иного юридического лица.

Действительно, как сказано в п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК РФ).

Однако, органы юридического лица не являются самостоятельными субъектами права и соответственно не обладают собственной правоспособностью и дееспособностью (конечно в контексте их особого статуса, связанного с юридическим лицом, а не как самостоятельной личности), то есть не осуществляют гражданские права и не исполняют обязанности, возложенные на юридическое лицо, такие действия осуществляет сама организация через исполнительные органы.

Орган юридического лица выступает в отношениях с третьими лицами не как самостоятельный субъект, а как структурная часть всей организации, поэтому нет оснований рассматривать его в этом контексте как самостоятельное лицо, тем более как агента или представителя. Орган в данном случае выступает от имени юридического лица, как его составной частью, действия которой признаются в силу закона действиями самой организации.

Орган юридического лица (именно орган, а не физическое лицо, замещающее должность) является его неотъемлемой частью и, в отличие от самого юридического лица, не обладает не только дееспособностью, но и не правоспособен, так как в этом качестве не является субъектом права. Орган юридического лица действует в соответствии с уставом этого юридического лица в объеме полномочий, не являющихся его субъективным правом, а принадлежащих юридическому лицу и устанавливающихся для исполнительного органа учредителями посредством формирования компетенции этого органа в уставе юридического лица.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ юридические лица, так же как и граждане (физические лица), приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, то есть действующее законодательство прямо признает наличие воли у юридического лиц, а значит и дееспособность.

Так же хотелось бы отметить, что судебная практика неоднократно признавала наличие дееспособности у юридических лиц.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.09.2005 г. N 6773/05
Действия органов юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей юридического лица, признаются действиями самого юридического лица. В силу указанной нормы органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и, следовательно, выступать в качестве представителей юридического лица в гражданско-правовых отношениях.
Определение ВАС РФ от 12.05.2014 N ВАС-3366/14
При этом суды исходили из того, что основания для солидарной ответственности общества «СПАР-Красноярск» отсутствуют, поскольку должники и ответчик являются самостоятельными юридическими лицами, правоспособность и дееспособность должниками не утрачена.
Определение Верховного Суда РФ от 24.02.2015 N 309-КГ14-8555 по делу N А60-43671/2013, Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2014 N 304-КГ14-3454 по делу N А45-3141/2013, Определение ВАС РФ от 23.07.2014 N ВАС-9445/14 по делу N А49-3163/2013
Признавая выводы налогового органа обоснованными, суд апелляционной инстанции исходил из обстоятельств, установленных инспекцией в ходе налоговой проверки, среди которых: формальная дееспособность указанного юридического лица (номинальный руководитель); отсутствие материально-технических ресурсов и основных средств, необходимых для достижения результатов соответствующей экономической деятельности; отсутствие расчетного счета контрагента на день заключения договора с налогоплательщиком; транзитный характер движения денежных средств по счетам; неполнота представленных документов, свидетельствующий о выполнении работ контрагентом, из которых не возможно определить фактический объем выполненных работ по договору.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 14.08.2014 по делу N 33-8967/2014
Суд частично удовлетворил требования физического лица к бюро МСЭ муниципального образования ФКУ ГБ МСЭ по субъекту РФ Минтруда России об обязании учреждения медико-социальной экспертизы провести его освидетельствование с целью установления степени утраты профессиональной трудоспособности за период, предшествующий дню освидетельствования, со дня получения повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве. При этом суд указал, что по смыслу пункта 1 ст. 48 ГК РФ с учетом положений ст. 55 ГК РФ процессуальной правоспособностью и дееспособностью обладают юридические лица, но не их обособленные подразделения.
Постановление 10 ААС от 25.03.2009 по делу N А41-19337/08
Суд, ссылаясь на положения п. 1 ст. 53 ГК РФ, разъяснил, что правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы, формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права.
Любая точка зрения имеет право на существование.
Непринятие той или иной позиции в споре, не дает право оскорблять оппонента.

В споре рождается истина.


Статья посвящена исследованию процессуальной дееспособности и правоспособности. Рассмотрена их роль для юридических и физических лиц. Показан порядок признания гражданина недееспособным. Приведены выдержки из основных законодательных документов.

  • 1 Дееспособность физического лица
  • 2 Дееспособность юридического лица
  • 3 Процедура установления недееспособности
    • 3.1 Госпошлина на признание недееспособности
  • 4 Недееспособность в связи с психическим заболеванием
  • 5 Признание недееспособности пожилого человека
    • 5.1 Документы — образец заявления о признании недееспособности человека
    • 5.2 Похожие

Дееспособность физического лица

Правоспособность и дееспособность физических лиц в гражданском праве определены как некие способности, возникающие не одновременно. Этим понятиям посвящены соответственно статьи 17 и 21 (подраздел 2, глава 3) Гражданский кодекс РФ.

Процесс о признании правоспособности гражданина начинается с момента его рождения и продолжается до смерти. Дееспособным физическое лицо может быть признано с наступлением совершеннолетия или со вступлением в брак (для несовершеннолетних). Данные дефиниции неразрывно связаны с понятиями «субъекта гражданского процессуального права» и «участника гражданского судопроизводства». Помните, что в случае признания даже иностранного гражданина недееспособным, правоспособным он остается.

Дееспособность юридического лица

Признание организации дееспособной совпадает с возникновением ее правоспособности (подраздел 2, ст. 49 и 51 ГК). Юридическое лицо может быть ограничено в порядке, предусмотренном законом РФ. При этом предусмотрена возможность оспаривания в судебном порядке. Дееспособность организации прекращается с момента размещения в реестре юридических лиц информации, свидетельствующей о прекращении деятельности.

Процедура установления недееспособности

Гражданина можно признать недееспособным исключительно в судебном порядке. Ограничению дееспособности и признанию недееспособным физического лица посвящена глава 31 Гражданского процессуального кодекса (ст. 281-286). Следует помнить, что недееспособность может быть таких видов:

  • полной, при которой физическое лицо не контролирует свои поступки вследствие психического расстройства;
  • возрастной, связанной с невозможностью контролировать свои действия в преклонном возрасте;
  • частичной, когда человек физически способен совершать осознанные действия, но отказывается их делать (волевой аспект выполнения обязанностей).

Справка о недееспособности может быть выдана после независимой медицинской экспертизы. При этом необходимо наличие подтверждений медицинских и юридических критериев. Направление на нее может быть принудительным, если установлены факты уклонения гражданина (ст. 283 ГПК).

Госпошлина на признание недееспособности

За иск об объявлении гражданина недееспособным необходимо уплатить госпошлину. Ее размер регулируется ст. 333.19 НК РФ. В пункте 8, касающегося дел особого производства, указана сумма 300 рублей. Следует понимать, что уплата государственной пошлины не гарантирует признание физического лица недееспособным. ГПК подразумевает презумпцию дееспособности пока не вынесено соответствующее судебное решение.

Недееспособность в связи с психическим заболеванием

Для признания гражданина недееспособным по причине психической болезни нужно подать судебное заявление. Право на его подачу одновременно имеют:

  • близкие родственники;
  • медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь;
  • опекунские учреждения и органы попечительства.

К заявлению необходимо приложить подтверждающие наличие психического расстройства справки. Если человек не проходил медицинское обследование у психиатра, рекомендуем позаботиться об этом. Рассматривают заявления районные суды по месту прописки или местонахождения гражданина. Дело рассматривается в суде с участием заявителя, гражданина, прокурора, опекунской/попечительской организации. Если доказана опасность для участников, заседание может быть проведено в учреждении социального обслуживания.

Признание недееспособности пожилого человека

Советуем вам знать, как оформить недееспособность пожилого человека. Ведь известны случаи потери такими гражданами имущества и денежных средств вследствие мошеннических действий сторонних людей. Также как и в случае с недееспособностью в связи с психическим заболеванием родственникам или уполномоченным организация необходимо обратиться в суд для утверждения опекунства или попечительства (ограниченная дееспособность). Список необходимых в суд документов приведен ниже.

Документы — образец заявления о признании недееспособности человека

Для признания в судебном порядке лица недееспособным заявителю необходимо предоставить:

  • заявление;
  • удостоверяющие личность документы (о штрафе при утере паспорта читайте здесь:);
  • медицинские подтверждения наличия психических расстройств;
  • другие справки, подтверждающие невозможности гражданина самостоятельно себя обслуживать и принимать решения;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Форму заявления и образец его заполнения можете найти здесь В случае выздоровления человека, признанного недееспособным, после прохождения реабилитационного лечения, можно обратиться суд для восстановления его как дееспособного.

Похожие

Все чаще люди живут в незарегистрированном в ЗАГСе браке, растят совместных детей и не задумываются…

Дееспособность – возможность человеком своей деятельностью приобретать и осуществлять права и обязанности. Данное определение фигурирует…

Паспорт РФ — это важный документ, подтверждающий личность человека и его право проживать в нашей…

Дееспособность в юрисдикции обозначает фактическую возможность лица осуществлять те или иные сделки, правомерные деяния, нацеленные…

В статье рассмотрен институт эмансипации. Показана роль полной дееспособности несовершеннолетних граждан и условия ее объявления.…

Процесс признания человека утратившим дееспособность путем подачи соответствующего заявления в органы судебной власти является неприятным…

Что такое правоспособность юридического лица

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Поговорим о таком понятии, как правоспособность юридического лица. Обычно понятие способности совершать действия свойственно физическим лицам, но тем не менее юридическое лицо также должно обладать подобными приоритетами.

В целом, юридическое лицом имеет ряд определенных признаков. В частности, это компания или какая-то фирма, которая имеет учредительные документы и имущество, помимо прочего оно должно отвечать по своим обязательствам перед своими клиентами, государственными органами и физическими лицами.

В обязательном порядке юридическое лицо регистрируется, а сведения о его коммерческой деятельности содержаться в Государственном специальном реестре юридических лиц. При этом процедура не сложная и ее можно осуществить даже без представителя.

Основные виды и понятия правоспособности.

Правоспособность в ее чистом виде подразумевает то, что юридическое или физическое лицо может иметь определенные права гражданского характера. Также оно несет обязательства непосредственно по их законному исполнению. Правоспособность коммерческого лица возникает с того момента, как оно регистрируется в государственных органах.

Уже после оно должно иметь права, которые обязаны отвечать всем нормам гражданского законодательства Российской Федерации. То есть юридическое лицо должно уплачивать налоги и сборы, выплачивать взносы в пенсионные и социальные фонды, полностью вести свою отчетную документацию, защищать при необходимости себя в суде.

При нарушении закона или при неисполнении своих обязанностей юридическое лицо может нести гражданскую, административную или уголовную ответственность в зависимости от тяжести правонарушения.

Понятие общей правоспособности юридического лица.

Есть и такое понятие, как общая дееспособности. То есть юридическое лицо вправе совершать или осуществлять любые виды коммерческой деятельностью, только за исключением тех видов, которые запрещены нормами законодательства Российской Федерации.

Также стоит сказать то, что существует и социальная правоспособность юридических лиц. Например, социальная дееспособность присуща компаниями, которые занимаются довольно специфической предпринимательской деятельности. Допустим, юридическое лицо желает заниматься микрофинансовой деятельности, представляя займы населению. В таком случае, помимо сбора основных документов и регистрации в ЕГРЮЛ требуется также и получение лицензии, которая позволит заниматься кредитной деятельностью. Если говорить о лицензировании юридической деятельности, то она требуется при видении определенного бизнеса, такого как ведение страховой деятельности, кредитование, охрана, оказание разнообразных медицинских услуг. Полный перечень лицензируемых видов деятельности указан в нормах законодательства. Юридическое лицо имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности только с момента получения соответствующей лицензии.

Особенности ликвидации унитарных предприятий.

Если с созданием унитарного предприятия все понятно, то тогда надо коснуться темы его ликвидации. Проводится данная процедура на основании установленных законодательных норм может по решению самого собственника. Ведет ликвидация за собой то, что деятельность компании без перехода прав и обязанностей прекращается по закону.

Процесс ликвидации унитарного предприятия проходит следующим образом:

  • Собственником принимается решение о ликвидации;
  • Решением собственника назначается специальная ликвидационная комиссия;
  • В Федеральную налоговую службу направляется уведомление о том, что инициируется ликвидация;
  • Сотрудник компании уведомляются о том, что будет произведено сокращении штата в связи с ликвидационными действиями;
  • О ликвидации унитарного предприятия направляется уведомление в СМИ. Оно должно быть опубликовано в виде информационных данных в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • После публикации в СМИ решения о ликвидации унитарного предприятия в обязательном порядке по закону уведомляются кредиторы компании;
  • Далее должен быть бухгалтером организации сформирован промежуточный ликвидационный баланс унитарного предприятия;
  • Удовлетворяются все требования кредиторов, которые касаются имеющихся долговых обязательств перед контрагентами;
  • Формируется и составляется окончательный ликвидационный баланс унитарной компании;
  • Подаются документы вместе с заявлением о ликвидации в органы Федеральной налоговой службы, передаются документы в архив, уничтожаются печати фирмы.

Окончательный этап ликвидации унитарного предприятия – это внесение соответствующих записей представителями налоговой службы в ЕГРЮЛ. С этого момента деятельность организации считается официально оконченной и прекращенной. Если вы нуждаетесь в юридической помощи, связанной с созданием унитарного предприятия, его реорганизацией, слиянием или ликвидацией, то в таком случае обращайтесь в компанию «Правовед-Плюс». Мы гарантируем индивидуальную помощь и быстрое решение разнообразных правовых вопросов, связанных с ведением собственного бизнеса. У нас работают профессиональные юристы, прекрасно разбирающиеся в гражданском, трудовом, налоговом, финансовом, административном праве.

Читайте также: