Налоги в партии алаш

Опубликовано: 01.05.2024

Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».

Содержание

История партии



Образована из группы членов партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 г.

На Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание [1].

Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. [2]. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции

На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собранием [3].

Программа и действия



I. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных казахских волостей Алтайской губерний, представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.

II. Автономии казахских областей присвоить название «Алаш».

III. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш.

IV. Всем, кто живет среди казахов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть представлёны пропорционально. Предоставляется также территориальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш.

V. В целях спасения области Алаш от общего развала, анархии, организовать временный народный совет «Алаш Орда, состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов. Местом пребывания Алаш Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш-Орда должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением» [4].

Федерация представлялась оптимальной формой правового регулирования взаимоотношений центра и национально-территориальных автономий. Самостоятельность в форме автономии не означало полной независимости. В этом требовании лидеры «Алаш» были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России. Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. Лидер «Алаш-Орды» Алихан Букейханов в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашистов «нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической Федеративной Россией», «мы — западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток… Получить культуру мы сможем… через Россию, при посредстве русских».

Лидеры «Алаша» Октябрьский большевистский переворот восприняли негативно, Ахмет Байтурсынов позднее писал, что февральская

«
первая революция была правильно понята и с радостью встречена казахами потому, что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства, а во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту — управлять самостоятельно. То, что вторая революция показалась казахам непонятной, объясняется просто: у казахов нет капитализма и классовой дифференциации, даже собственность у них не так разграничена, как у других народов. Наводила же ужас на казахов Октябрьская революция своими внешними проявлениями. На окраинах большевистское движение сопровождалось насилиями, грабежом, злоупотреблениями и своеобразной диктаторской властью, говоря короче, движение на окраинах часто представляло собой не революцию, а полнейшую анархию »

Пришедшими к власти большевиками партия «Алаш» была немедленно упразднена, а все её руководители, несмотря на амнистию, были в 30-х годах расстреляны.

Наследие Алаш. Алаш 80-х и 90-х

После разгрома, "алашевцы" были объявлены советской пропагандой националистами, что, как это следует из предыдущих разделов, историческое недоразумение. Но они не были забыты, хотя казахский народ был лишён доступа к их наследию. Практически ничего не зная об истинной "Алаш", казахи попросту приняли пропагандистскую версию, и к 70-80-м годам прошлого века, сказать "я - алашевец, я за Алаш" было равносильно: "Я - казахский националист". Ко времени заката СССР таких становилось всё больше, особенно в среде интеллигенции и молодежи. После "Желтоксана" на стенах университетских корпусов и студенческих общежитий в Алма-Ате можно было встретить эти четыре буквы - написать "Алаш" воспринималось как акт гражданского неповиновения или, в случае поимки, считалось националистической антисоветской пропагандой.

Ранней осенью 1989 года в Алма-Ате было образовано казахское историко-этнографическое объединение “Жеруйык”, непереводимое слово, которое можно передать, как "Любовь (тоска, притяжение) к родной Земле". В числе его создателей было несколько подвергшихся гонениям участников Желтоксана. Уже в ноябре 1989 г. они подали в органы безуспешную заявку на проведение траурного митинга в честь трёхлетия событий 1986-го года. Власти немедленно начали оказывать давление на “Жеруйык”, с требованием очистить ряды от националистов. Их лидер, Арон Нутушев (он же Арон Атабек)[5], был обвинён в финансовых злоупотреблениях, изгнан из “Жеруйык” и покинул на несколько месяцев Алма-Ату "изучать Ислам".

В мае 1990 г. появился первый номер газеты “Алаш”, напечатанный в одной из российских типографий, к тому времени в СССР типографии уже могли печатать "на коммерческой основе" тиражи без цензуры. Сегодня найти этот листок очень трудно, но там были следующие материалы: Объявлялось, что в Алма-Ате 14-15 апреля 1990 г. прошёл первый (учредительный) съезд Партии национальной независимости Казахстана “Алаш” , в котором участвовали 200 чел. Политическая платформа партии обозначалась исламистская, пантюркистская и демократическая. Нурсултан Назарбаев объявлялся предателем казахского народа, сотрудничающий с его врагом - Советской и Российской империей (при этом газета свободно продавалась в киосках "Союзпечати").

Некоторые авторы считают [6], что фактически никакого съезда “Алаш” не было, а целью такого заявления была спешка, чтобы другие алматинские националисты, во главе с композитором Х. Кожахметовым, не закрепили за собой название “Алаш”.

В 1990-1991 гг. ПННК “Алаш” проводила довольно многочисленные несанкционированные митинги в Алма-Ате с антисоветскими и националистическими лозунгами. Подавляющее большинство их участников не были членами партии, но, в силу указанных выше причин, позиционировали “Алаш” как националистическую организацию, выступающую за независимость Казахстана, и считали своим долгом её поддерживать.

Главным "исламистом" среди лидеров “Алаш” считался её председатель Арон Нутушев (Арон Атабек) и его брат Рашид.

В начале 1991 г. Нутушев (Атабек) переехал в Москву, где создал коммерческую фирму, с целью добычи средств для политической деятельности. С ноября 1991 г. он выпускал “исламскую политическую газету” “Хак”, с довольно большим по казахстанским меркам тиражом в 20 000 экз. В "Хак" номер 2 была опубликована программа и устав ПННК “Алаш”, которые потом неоднократно цитировались исследователями. Однако некая С. Ермекова, считающаяся одним из руководителей "Алаш" того времени, позже заявляла, что эти документы “Алаш” не рассматривались и не утверждались лидерами партии. По её словам, пятеро основателей "поклялись на Коране” не устраивать склок и не создавать "фракции" [7].

Пантюркистская и исламистская программа Нутушева (Атабека) не отражала взглядов большинства сочувствующих Алаш казахов. Она и не могла их выражать, просто в силу доходящей до абсурда противоречивости содержания. Будущий "исламский" и тюркский Туркестан по версии Атабека не содержал признаков теократии, но говорилось о “преодолении разобщённости между религией и государством”. Нутушев (Атабек) призывал к “реформированию ислама в соответствие с… национальными особенностями тюркских народов”, что само по себе недопустимо в Исламе.

К 1992 г. “Алаш” состоял из примерно 30 человек алматинцев, под руководством пяти основателей, которые не стесняясь заявляли в прессе, что незарегистрированная “партия” имеет до трёх тысяч членов и отделения по всему Казахстана.

В декабре 1991 г. алашевские активисты учинили резонансные беспорядки в Алма-Атинской мечети, выразившиеся в драке со сторонниками нового казахстанского муфтия (при этом муфтий получил перелом руки). В ответ власти арестовали нескольких активистов “Алаш”, в том числе Р. Нутушева. Органы завели дело и на А. Нутушева (Атабека), за “оскорбление чести и достоинства” Президента Казахстана. 29 июля 1992 г. в московской квартире Нутушева в Москве сотрудники казахстанской милиции, при поддержке московской, произвели обыск. Лидер “Алаш” укрылся в посольстве Азербайджана, и попросил у президента Азербайджана Эльчибея политического убежища, которое было ему предоставлено. 6 августа 1992 г. А.Нутушев (Атабек) улетел в Баку, где стал заниматься коммерческой деятельностью.

Без активистов, так и не получив регистрации, (точнее - так и не подав на регистрацию, обоснованно считая это бесполезным), ПННК "Алаш" практически прекратила свою деятельность к 1993 году. На падение митинговой активности оказал влияние и начавшийся жестокий экономический кризис, сопровождавшийся гиперинфляцией и чудовищным обнищанием народа.

Недолгая история "новой" партии Алаш, безосновательно объявленной создателями наследницей идей исторической "Алаш" (видимо, просто из-за незнания этих идей), как и история других, даже действующих и сегодня казахских националистических "партий" и "движений", (а по сути так и оставшихся кружками из нескольких десятков алматинских интеллигентов и "желтоксановцев", показывает насколько безразлично относятся к националистическим лозунгам в современной казахской среде. Достаточно подробные сведения об "Алаш" 90-х, (хотя и содержащие много безосновательных выводов и оценок, например, о создании "алашевцами" полуподпольной военизированной организации), содержатся в работе Российского Института Стратегических исследований от 1995 года.


21 ноября 1917 г.

I. Форма государства

Подобно России стать демократической, федеративной республикой. (Демократия означает объединение равных государств. В федеративной республике каждое государство самостоятельно, но вместе они едины. Каждое само управляет собой).

Во главе правительства стоит Учредительное собрание и по желанию Государственной Думы избираемый на определенный срок президент. Президент управляет народом через министров, которые отвечают перед Государственной Думой и Учредительным собранием.

Депутаты избираются всенародным, равноправным, прямым и тайным голосованием. В избирательных правах равны мужчины и женщины, нет привилегий по крови, вероисповеданию.

Законы принимает лишь Государственная Дума и у нее есть право проверки и контроля над правительством, делать запросы. Государственным налогом без Государственной Думы не облагать.

II. Автономия

Все казахские области должны быть включены в одну автономную единицу, и последняя должна входить на правах федеративной единицы в Российскую Федерацию.

Причем Казахстан в случае возможности объединяется с соседними областями (краями) России, а в случае невозможности только сам Казахстан составляет одну автономную единицу с введением земства в отдельных казахских губерниях.

Партия “Алаш” ставит одной из своих целей оздоровление аульных и волостных администраторов путем подбора работников, вполне годных для занятия той или иной должности из лиц, искренне желающих работать в интересах народа. То же самое предлагает партия “Алаш” в отношении работников в земских управах и в органах милиции.

Партия “Алаш” поддерживает всеми силами справедливость, она сторонник всех обиженных и обездоленных. Прилагает все усилия к тому, чтобы поднять общий культурный уровень населения.

III. Основные права гражданина

Все народности без различия религии и без различия пола уравниваются в своих правах (свобода собраний, свобода выбора, объединений и открытия их, свобода слова, печати, неприкосновенность личности). Во внесудебном порядке не производить ареста. К арестованным в тех местах, где имеются судебные органы, обвинение предъявляется в течение 24 ч, а в тех местах, где нет таковых, в течение 7 дней, а в противном случае временно задержанные лица немедленно освобождаются. Кроме того, устанавливается неприкосновенность частных корреспонденций.

IV. Вопрос о вероисповедании

Отделение церкви от государства. Все религии равны перед законом, т. е. никакое религиозное учение не пользуется преимуществом перед другими религиями.

Свобода распространения всякого религиозного учения, свобода выбора вероисповедания. Образование отдельного муфтиата (епархии) для Казахстана, отдельно от татар.

В ведении мулл (духовные лица) остаются брак, развод, регистрация рождений и смертей, а дела, связанные с калымом, разбираются в судебных органах.

Все граждане равны перед законом и одинаково пользуются защитой закона. Судебно-следственные органы создаются применительно к условиям жизни казахского народа. Судопроизводство, судоговорение ведется на языке большинства населения. Работники судебного ведомства должны знать язык местного населения. Судьи пользуются несменяемостью и судьи должны обладать большим авторитетом. Большие судебные процессы должны разбираться при участии присяжных заседателей. Суды в волостях и аулах производятся на основании обычного права казахов.

Регулярное войско должно быть заменено народной милицией. Обучение должно производиться на местах. Казахи должны отбывать военную службу в рядах конной милиции.

В области налогов — проводить прогрессивно-подоходный налог.

VIII. Рабочий вопрос

Партия “Алаш” в рабочем порядке поддерживает программу социал-демократов (меньшевиков).

IХ. Народное просвещение

Всеобщее бесплатное обучение на родном языке. Открывать в Казахстане на казахском языке средние и высшие учебные заведения, область просвещения должна быть автономной: учатся по выбору. Открывать библиотеки, читальни.

Х. Земельный вопрос

В первую очередь должно быть устроено на землях коренное население и впредь, до окончательного устройства казахов, прекратить переселение в казахский край извне.

Незаселенные свободные участки и освободившиеся предоставить коренному населению. Норма трудового землепользования устанавливается местными земельными комитетами в зависимости от качества земельных угодий и рода сельского хозяйства, а излишек, оставшийся после землеустройства, поступает в фонд местных органов самоуправления (земств). Из указанного фонда земель по мере увеличения населения (прироста) наделяются безземельные или малоземельные батраки.

В Туркестане вместе с земельными угодьями должны поступать в общее распределение и водохранилища.

При землеустройстве проводить общинное уравнительное землеустройство (делить земли между аулами или другими хозяйственными единицами). Воспретить торговлю земельными угодьями.

Горные ресурсы должно составлять достояние государства, но ближайшим хозяином являются органы местного самоуправления (земства). Большие лесные угодья и бассейны, имеющие крупное значение, должны находиться в руках государства, а второстепенного порядка — в руках местных органов самоуправления.

Авторы проекта: Алихан Букейханов, Ахмет Байтур-сынов, Миржакып Дулатов, Елдес Гумаров, Есенгали Турмагамбетов, ГазыМбек Биримжанов.

Казах. 1917, 21 ноября.

Нурпеисов К. Алаш и Алаш-Орда.

Алматы, 1995. С. 200—222.

В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты “Казак.” группируется наиболее значительная часть патриотически настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведение в крае прогрессивных реформ демократического толка. Эта группа позже оформилась в партию “Алаш”.

Духовенство и клерикально настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входивших в состав Туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии “Шура-ислами” и “Шура-улема”. Этой же ориентации в 1914-1916 гг. придерживалась и группа “Yш жуз”, лидер которой Кульбай Тогусов издавал в Ташкенте газету “Алаш”.

Следующее течение, более слабое, чем два предыдущих, было порождено революционными группировками. Организационно оно оформилось только осенью 1917г. после раскола “Уш жуз” и образования Казахской социалистической партии – “Уш жуз”.

Представители различных партий и групп заняли различную позицию во время восстания 1916 г. Редакция журнала “Айкап” выступила против мобилизации казахов. За призывы к сопротивлению журнал был закрыт. Группа “Уш жуз” также призывала к вооруженной борьбе, причем не только антиколониальной, но и антирусской.

Более умеренную позицию заняла редакция газеты “Казак”. Хотя Миржакып Дулат и объявил Указ от 25 июня 1916 г. “кровавым”, однако Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсын, сознавая, что любое сопротивление приведет к огромным человеческим жертвам, были вынуждены 11 августа опубликовать обращение к казахскому народу. В нем говорилось, что только отправка людей на тыловые работы может спасти семьи мобилизованных и их хозяйства от полного разорения и уничтожения карателями.

В то же время Бахытжан Каратай пытался отговорить правительство от мобилизации и отозвать из Казахстана карательные войска. Руководители восстания осуждались, как авантюристы, не понимающие политической обстановки и обрекшие казахов на поражение несвоевременными и неподготовленными выступлениями.

Казахстан в период Февральской революции. Февральская революция была встречена в Казахстане с восторгом. Временное правительство вместо прежних структур власти начало создавать областные и уездные комиссариаты. Комиссаром Торгайской области стал Алихан Букейхан, Семиреченской – Мухамеджан Тыныш-паев. Уральской – Халел Досмухамедулы, Костанайского уезда -Ахмед Биримжанулы. б марта 1917г. всем участникам восстания 1916г. была объявлена амнистия.

Весной 1917 г. во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Уже в марте группа газеты “Казак” стала оформляться в политическую партию. После длительной подготовки в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об образовании партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание, 5 октября партия получила название “Алаш” – имя легендарного прародителя казахов.

Партию Алаш возглавили лидеры национально-освободительного движения – Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсун, Мыржакып Дулатулы, Халел и Жаханша Досмухамедулы, Мухамеджан Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабай. Программа партии, принятая на съезде в декабре 1917г., включала в себя требования автономии Казахстана, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов.

Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 г. выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету “Бiрлiк туы”, редактором которой был Мустафа Шокай.

Движение «Алаш»

Казахская культурная элита уже в 1917 году четко осознавала коренное различие своих национальных интересов от интересов и взглядов либералов России, оказалась способной адекватно выражать и отстаивать интересы своего народа. Лидеры подлинной казахской элиты стремились достичь независимости казахов законным, конституционным путем, посредством политической борьбы. Они были принципиально против насилия и кровопролития. Отвергая насилие, алашевцы выступали против диктатуры одного класса над другими, были несогласны с большевиками по вопросу о классово-репрессивной природе государства как орудия классового угнетения. В этом смысле алашевцы солидаризовались с социалистами-демократами России, считавшими, что в демократическом обществе возможна гармонизация интересов различных классов в рамках правового государства.

Такими же последовательными были алашевцы и в вопросах демократизации государственного устройства. В своей программе они выступали за наиболее передовую тогда президентскую форму правления и демократический характер выборов, обеспечивающий участие в выборах “всех без различия происхождения”, а также неприкосновенность личности, свободу слова, печати и союзов.

Как реалисты-прагматики алашевцы не увлекались голым поверхностным популизмом и национализмом и тем более экстремизмом. Этим объясняется их мужественная гражданская позиция, занятая ими вопреки господствовавшим в казахском обществе мнениям и настроениям и поверхностно оцененная некоторыми исследователями как “предательство” ими национальных интересов казахов. А. Букейханов, А. Байтурсынов и М. Дулатов опубликовали в августе 1916 года письмо-обращение “Гражданам Алаша”, где они выступили с призывом не сопротивляться приказу российского правительства о призыве на военно-тыловые работы. “Отказаться от этого нельзя, власть нам этого не простит, она на законных основаниях применит репрессивные меры. В степь выйдут войска – народ лишится покоя,одинаково пострадают и люди, и скот, нарушатся основы уклада…Военное положение для народа равносильно катастрофе” (Там же).

Февральскую революцию казахская культурная элита встретила с одобрением и пониманием, в отличие от свершившегося затем октябрьского большевистского переворота. В 1919 году А. Байтурсынов писал, что насколько ” понятнее была казахам февральская революция, настолько же непонятной показалась им Октябрьская революция” (Там же). Хотя ряд представителей культурной элиты был назначен Временным правительством России на ответственные посты, в том числе областными комиссарами вместо прежних губернаторов, это не привело к послушному следованию правительственной политике. Помимо упомянутых А. Букейхановым расхождений с кадетами, существовали иные, все возраставшие по значимости тенденции.

Во-первых, политическое настроение в 1917 г. характеризовалось стремлением казахской нации к автономии, в общественном сознании политические идеалы свободы и самоопределения занимали ведущее место.

Во-вторых, на проходивших с марта по апрель 1917 г. областных казахских съездах выдвигались различные политические требования, которые показали независимость казахских национальных демократов от политического влияния кадетов: Тургайский и Уральский съезды высказывались за федеративную демократическую республику и отвергли ориентацию кадетов на установление конституционной монархии.

В-третьих, на Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии “Алаш”. На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), автономия казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.

Культурная элита стала в тот момент лидером нации в деле агрегации интересов, их согласования посредством дискуссий и установления между ними иерархии приоритетов. Задача облегчалась накопленным политическим опытом предшествующего десятилетия. Сама постановка вопросов раскрывает способность культурной элиты того времени быть открытой демократическим взглядам Европы и России, реагировать на назревшие острые социальные, политические, культурные, экономические и аграрные проблемы. Либерально-демократические взгляды были соединены с необходимостью их приложения к конкретным условиям и специфике Казахстана. Была поставлена задача сближения и консолидации интересов различных групп казахского общества, разъяснение смысла предпринимаемых предложений и действий путем пропаганды и агитации.

Проект программы партии “Алаш”, опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство автономий, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия “Алаш” получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), “Алаш” занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции ( Аманжолова Д.А. Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш. М., 1994. С.100, 117.).

На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. был сформирован Всеказахский временный народный совет “Алаш-Орда” (фактически, правительство автономии казахских земель “Алаш”), задачей которого была подготовка провозглашения автономии “Алаш” с последующим утверждением ее конституции Всероссийским Учредительным собранием.

Федерация представлялась оптимальной формой правового регулирования взаимоотношений центра и национально-территориальных автономий. Самостоятельность в форме автономии не означало полной независимости. В этом требовании лидеры “Алаш” были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России. Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. Лидер “Алаш-Орды” Алихан Букейханов (чингизид по происхождению ) в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашординцев “нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической Федеративной Россией”, “мы – западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток… Получить культуру мы сможем… через Россию, при посредстве русских”.

Партия “Алаш” предполагала устроение обществено-политической жизни в соответствии с европейскими демократическими политическими ценностями. В то же время доминировавшая в культурной элите западническая культурно-цивилизационная ориентация не означала разрыва с тюркским и исламским миром.

Более того, часть алашевцев, выходцев из южных областей современного Казахстана, входивших в состав Туркестанского края, М. Тынышпаев и М. Чокаев, входили в 1917-1918г.г. также в партию “Шура-и-Ислами” (“Совет ислама”), возникшую в марте 1917 г. в Туркестанском крае. Эта партия опиралась на сочетание тюркского и исламского единения, актуального в условиях Туркестана, поскольку исламская религия доминировала в общественном сознании коренных этносов и племен Средней Азии и выступала фактором их объединения .

Таким образом, отчасти оправдывался прогноз А. Букейханова, высказанный еще в 1910 г.: “В ближайшем будущем в степи, вероятно, соорганизуются две политические партии соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одна из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с прочими мусульманами. Другое – западное направление. Первое, вероятно, возьмут за образец мусульманские, татарские партии, вторые – оппозиционные русские, в частности партию ” народной свободы”.

Однако, доля “восточного”, религиозно-мусульманского компонента в политической и идеологической ориентации казахской интеллигенции в целом была незначительна. Поэтому лица из казахской элиты не вошли в отколовшуюся от партии “Шура-и-Ислами” группу, создавшую партию “Шура-и-Улема” (“Совет духовенства”), руководствовавшую более жесткой ориентацией на принципы ислама.

Отличие казахской мусульмански ориентированной интеллигенции подмечено было в 1921 г. Г. Сафаровым, российским большевиком, впоследствии исключенным за принадлежность к троцкистской оппозиции: Мусульманская интеллигенция в лице “джадидов” (буквально: сторонников нового метода) выступает с требованием реформы школы, введения новой орфографии), изгнания арабщины и древнегреческой схоластики из преподавания и развития национальных культур. Постепенно это движение оформляется и политически как прогрессивно-национальное движение. Оно растет под влиянием татарской и киргизской (т. е. казахской) интеллигенции, где “джадиды” еще и раньше завоевали прочные позиции”. Кстати, джадиды, по своей сути модернизировавшие культуру своих народов, противостояли ортодоксальной позиции “Шура-и-Улема”. Таким образом, условно обозначаемые как “западническая” и “восточная” ориентации казахской культурной элиты фактически представляли главную общую тенденцию модернизации общественной и политической жизни в начале 20 века.

Лидеры Алаша Октябрьский большевистский переворот восприняли негативно, тот же А. Байтурсынов позднее писал, что февральская “первая революция была правильно понята и с радостью встречена казахами потому, что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства, а во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту – управлять самостоятельно. То, что вторая революция показалась казахам непонятной, объясняется просто: у казахов нет капитализма и классовой дифференциации, даже собственность у них не так разграничена, как у других народов. Наводила же ужас на казахов Октябрьская революция своими внешними проявлениями. На окраинах большевистское движение сопровождалось насилиями, грабежом, злоупотреблениями и своеобразной диктаторской властью, говоря короче, движение на окраинах часто представляло собой не революцию, а полнейшую анархию”.

В ходе развязанной большевиками гражданской войны и предшествовавших событий 1917 г. стало очевидным, что жузы утратили свою роль основного фактора социально-политической сегментации казахского общества. Но на политическое размежевание помимо идеологии, воздействия основных политических сил России, интересов разных социальных слоев, влияли различия в политических позициях между представителями регионов в рамках тех же самых партий. Региональные различия между Западом, Севером и Востоком, Югом и Юго-Востоком Казахстана, частично совпадали с традиционными территориями расселения трех жузов, поскольку административно-территориальное деление на области учитывало особенности сезонных кочевок.

На Западе Казахстана действовало Западное отделение “Алаш-Орды”, на Севере и Востоке – наряду с партией “Алаш” действовала партия “Уш жуз”, на Юге – одни и те же казахские деятели входили и в “Алаш” и в “Шура-и-Ислами”.

Сторонники радикального подхода к назревшим социальным проблемам, в том числе решению земельного вопроса, вопроса о бесправии женщин, продолжая линию журнала “Айкап”, связывали национальную самостоятельность с удовлетворением интересов малоимущих и неимущих слоев.

Политические взгляды партии “Уш жуз”, возникшей в конце 1917 г., характеризуются противопоставлением партии “Алаш”, поскольку “Ушжузовцы” придерживалась политической платформы левых социалистов-революционеров (эсеров), эсеровской концепции объединения рабочих, крестьян, городской мелкой буржуазии в аморфный класс “людей труда”. На практике ее активное политическое развитие шло в сторону консолидации с большевиками и к июню 1918 г. большинство “Уш жуз” приняло сторону большевиков и партия распалась. Членами “Уш жуз” были часть мелких чиновников, кустарей, учителей, фельдшеров, учащихся.

Вышеупомянутое предположение А. Букейханова о “западнической” ориентации на оппозиционные российские партии подтвердилось в факте присоединения радикальных элементов казахской интеллигенции к ведущей революционной партии – партии большевиков. С другой стороны, частичное подтверждение его тезиса об ориентации на мусульманские татарские партии проявилось в эклектичности воззрений “Уш жуз”. Эта эклектичность проявлялась в сочетании требования тюрко-татарской федерации и популистских лозунгов, близких большевистскому “Вся земля – крестьянам!”, включения “справедливых требований шариата в закон казахского суда”, хотя согласно программе партии “Алаш”, часть гражданских дел и так предполагалось отнести в компетенцию духовных судей – казиев.

Для сторонников радикального подхода,примкнувших к большевикам, привлекательным моментом в программе большевиков было признание права наций на самоопределение. С другой стороны, в чем и была сила большевиков, они опирались на четко поставленную организацию, на поддержку со стороны парткомитетов Оренбурга, Омска, Ташкента.

Присоединение к большевизму было закономерным следствием размежевания и поляризации между основными политическим силами в ходе гражданской войны: логика жесткого военно-политического противостояния приводила к альянсу и поглощению слабых политических групп и партий сильными и мощными партиями и движениями. Лица, не разделявшие воззрения “Алаш-Орды” неизбежно восприняли главные идеи, формы публичной деятельности, способы организации, символы и лозунги большевистской партии, поскольку действовал механизм имитирования.

21-26 июля 1917года в городе Оренбурге состоялся Общеказахский съезд, который рассмотрел вопрос образования казахской политической партии Алаш. После Февральской революции активизировалось мусульманское движение. Состоявшийся в мае 1917года Всероссийский съезд мусульман рассматривал вопрос об отношении к войне, он признал формой государственного устройства России демократическую республику, по отношению к женщинам высказался против многоженства и калыма. В сентябре 1917 года образовалась первая мусульманская партия - Партия туркестанских федералистов. В северных областях Казахстана активизировала работу организация кадетов. В Семипалатинске кадеты издавали газету «Свободная речь». Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии. Член ЦК кадетской партии А.Бокейханов заявило своём несогласии с такими программными положениями и выходе из этой партии. Весной 1917 года возникли организации эсеров. Лозунг этой партии «землю надо передать тем, кто её обрабатывает» обеспечили ей временный успех. К лету 19!7 года все Советы (кроме Черняевского) оказались в руках эсеров. В 1917 году в Аулне-Ате и Мерке образовалась организация: Революционный союз казахской молодёжи. 22 ноября 1917 года в Коканде, старой столице ханства Фергана, открылся ГУ Чрезвычайный Всетуркестанский съезд, который провозгласил создание Туркестанской Автономии или «Туркестони мухтариат» и её народной власти - Временного Совета. Туркестанскую Автономию возглавил Мустафа Чокай. Ислам в автономии был признан государственной религией, В декабре 1917 года на Общеказахском съезде была 10 создана Автономия казах- киргизских областей - Алаш. Председателем Автономии казах-киргизских областей Алаш на альтернативной основе был избран Алихан Бокейханов. Вся исполнительная власть в автономии Алаш принадлежала правительству Алаш-Орде.

В начале ХХ века в период национально-освободительной борьбы казахского народа возникло движение «Алаш». Его главной целью было создание независимого Казахского государства. Первая мировая война и произошедшие в 1917 году Февральская и Октябрьская революции в России активизировали деятельность казахской национальной интеллигенции по защите прав коренного населения. Первые шаги по созданию казахской национальной партии были предприняты в период первой русской революции. Еще в конце 1905 года в г. Уральске был созван «делегатский съезд» представителейпяти областей Казахстана, на котором было принято предварительное решение о создании казахской национальной партии, на базе которой позже возникла партия «Алаш». После Октябрьской революции жизнь народа ухудшилась, политические силы были разрознены. В этих условиях лидеры казахского либеральнодемократического движения, учитывая быстро меняющуюся революционную ситуацию и прямо противоположные друг другу цели политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда.

В июле 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором рассматривались вопросы государственного управления, автономии, участия в Учредительном собрании, образования политической партии, земельный, о народной милиции, образовании, суде и другие вопросы. Главным решением съезда было: отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе «демократической, парламентской и федеративной Российской республики». Знаменательной вехой на съезде было то, что на съезде был решен вопрос об образовании партии «Алаш».

Организаторами партии «Алаш» стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов и другие представители казахской интеллигенции либерально-демократического направления, а она представляла из себя общеказахскую национально-демократическую организацию. В партию вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев и др. В партию «Алаш» входили представители различных слоев казахского общества.

Лидеры «Алаша» и вся партия в целом не приняли Октябрьскую революцию. Они объединились под лозунгом «Освобождение казахского народа из-под колониального ига!». Еще задолго до Октябрьского переворота лидеры казахского либерально-демократического движения широко пропагандировали свои программы по социально-экономическому и политическому развитию Казахстана. 21 ноября 1917 года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии «Алаш». Проект программы состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местная свобода, основное право, религия, власть и суд, защита народа, налоги, рабочий вопрос, развитие науки и просвещения, земельный вопрос. Целью партии «Алаш» стало воссоздание национального государства казахов, распавшегося в XVIII-ХІХ веках, введение института президентства.

Правительство Алашской автономии осуществляло свою деятельность в очень сложном положении. Оно начало создавать в степных районах местные органы власти. Центральные районы страны контролировались из города Жана Семей, а западные - из аула Джамбейты, имелось также Тургайское отделение управления. Они создавали новые суды и органы милиции.

Главными программными задачами партии провозглашались:

а)освобождение страны от колониального порабощения; б) выведение казахского общества из средневекового состояния и вхождение в сообщество цивилизованных стран; в) осуществление коренных изменений в социально-экономической и общественно-политической жизни казахского общества. Партия «Алаш» требовала принятия законов о признании земли собственностью казахов и об открытии школ и университетов с родным языком обучения, выступала за ограничение процесса переселения крестьян в Казахский край, предоставление прав свободы и равенства беднякам. Такая программа обеспечила партии «Алаш» широкую популярность.

Следуя образцам национальной истории, казахская интеллигенция в соответствии с названиями Алтын Орда, Ак Орда, Кок Орда дала название правительству Алашской автономии Алаш-Орда. Слово «орда» в древнетюркском и монгольском языках имеет значение «центр, ставка».

Авторы проекта программы предлагали демократическую избирательную систему. Выборы депутатов должны были быть всеобщими, равными, прямыми, при тайном голосовании.

Во втором разделе проекта программы, называвшемся «Свобода на местах», говорится о создании национальной автономии. В этом разделе выдвигается идея подбора государственных служащих, которые работали бы честно и в интересах людей. Исходя из этого, народ сам должен назвать людей, достойных работать в земских управах, милиции. Эта идея никогда не теряет своей ценности и актуальности. Говорится, что партия «Алаш» - сторонник справедливости. Данный раздел содержит исключительной важности положение, которое является доказательством высоконравственных целей основателей партии «Алаш».

В третьем разделе «Основные права» говорится: «В Российской республике люди будут равными независимо от религии, происхождения и пола». Провозглашались равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Советская Конституция вместо общедемократических прав и свобод закрепила классовый принцип, по которому лица, не причисленные к трудящимся, лишались всех прав и свобод. В историческом плане правы оказались деятели партии «Алаш», идейно опередившие свое время. В статье 14 Конституции Республики Казахстан 1995 года сказано:

«1. Все равны перед законом и судом.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. ».

4 «Религиозное дело» говорится, что религия должна быть отделена от государства.

5 «Правосудие и суд» проекта программы рассматриваются основные принципы судебной системы. Судопроизводство должно осуществляться на языке местного населения. В местностях со смешанным населением судебное следствие и решения суда должны происходить на языках тех, кто составляет в данной местности большинство. Основоположники партии «Алаш» предлагали: несложные дела рассматривать единолично бием, судьей, а сложные преступления должны рассматриваться судом присяжных. Теперь эта идея реализуется в нашем независимом государстве.

6 «Защита страны» рассматривались вопросы организации воинской службы. Казахи должны были проходить службу в конной милиции.

7 «Налог» говорится: «Взимание налогов должно происходить по степени богатства и имущественного состояния вообще: богатый платит больше, бедный - меньше». То есть налог должен устанавливаться демократично, на основе справедливости.

8 «Рабочие» деятели партии «Алаш» провозглашают правовую норму, что «рабочие будут находиться под защитой закона», в то время как большевики рассматривали рабочих как руководящий класс в обществе.

9 «Наука, обучение знанию» содержится важное положение: образование должно быть достоянием всех. По проекту программы партии «Алаш» общее образование должно распространяться на все слои общества. Предлагались автономия школы, невмешательство правительства в учебный процесс.

10 «Земельный вопрос» категорически запрещалось продавать землю. Все богатства земли: большие леса, реки должны принадлежать государству.

Проект программы партии «Алаш» свидетельствует, что ее лидеры самоотверженно защищали интересы родного народа, отстаивали его права на существование и самостоятельное политическое развитие.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 4345 ; Мы поможем в написании вашей работы!

В этом году движение «Алаш» отмечает свое столетие. В честь юбилейной даты в Алматы проходят массовые мероприятия, нацеленные на увековечивание памяти алашординцев. Историки, политики, ученые обсуждают их роль в прошлом и настоящем страны, передаёт ИА «NewTimes.kz».

Появление первой политической партии «Алаш» показало состоятельность и высокий потенциал политических деятелей казахского народа.

Они были предвестниками независимости Казахстана. Философия национальной идеи «Алаш» вписывается в контекст современности, считает член Союза писателей Казахстана, заместитель председателя Алматинского городского филиала партии «Нур Отан» Kайым-Мунар Табеев. Подробно об этом он рассказал в интервью с нашим корреспондентом.

Кайым-Мунар Турдахунович, в этом году исполняется 100 лет со дня провозглашения Казахской автономии и создания национального правительства «Алаш-Орда». Историки утверждают, что «Алаш» заложила фундамент казахской государственности, а ее идеи остаются актуальными для нас и сегодня. Как вы считаете?

— Движение «Алаш», которое возникло вначале ХХ века в период национально-освободительной борьбы казахского народа, - эпохальное явление. Его деятельность, идеи, программы заложили фундаментальные основы становлению национальной государственности. Главной целью его было создание независимого Казахского государства. Первая мировая война и произошедшие в 1917 году Февральская и Октябрьская революции в России активизировали деятельность казахской национальной интеллигенции по защите прав коренного населения. Руководителями партии были А. Байтурсынов, А. Букейханов и М. Дулатов. Лидеры самоотверженно защищали интересы родного народа, отстаивали его права на существование и самостоятельное политическое развитие.

Деятели партии Алаш и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции действительно заложили основу казахской государственности. Долгие годы эта тема была под запретом, до сих пор не все документы обнародованы, не все имена участников названы.

Только после обретения независимости Казахстаном народ постепенно возродил в памяти все события XX столетия, в том числе связанные и с движением «Алаш». В своей книге «В потоке истории» Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил: «Мы должны уважать и ценить людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана. Участники движения «Алаш» искренне верили, что свержение царя принесет казахскому народу долгожданную свободу. Но этого не произошло. Люди погибали за идею, но именно они пробудили в нас стремление к независимости. Счастье ее обретения выпало нашему поколению. Наказ «Алаша» для нас - сохранить свое историко-культурное единство. Наказ «Алаша» - беречь и укреплять согласие. ».

В результате интенсивных научных изысканий стало возможным объективно определить роль и место движения Алаш в истории национально-освободительной борьбы казахского народа и восстановить историческую справедливость в оценке деятельности правительства Алаш-Орды.­ И казахстанцам предстоит еще в научном плане осмыслить историю «Алаш».

Расскажите, пожалуйста, о лидерах движения.

— Каждый из них был личностью, патриотом. Они отдали полностью себя служению народу. Алихан Букейханов – видный общественно - политический деятель, ученый - экономист, лесовод, публицист. Высшее образование получил в Петрограде, окончил Лесной институт, один из самых престижных в то время. Избирался депутатом Государственной думы России. Считается теоретиком и лидером национально-освободительного движения, организатором первой казахской политической партии Алаш и председателем правительства Алашорда. Ахмет Байтурсынулы – казахский поэт, публицист, литературовед, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, лингвист и общественный деятель, один из основателей партии Алаш и правительства Алашорды. С его именем связано духовно возрождение казахского народа в его истории. Миржакип Дулатов – поэт, публицист, переводчик, общественный деятель, педагог. Член правительства Алашорда. Он был блестящим знатоком литературного языка, способствовал формированию кадров для казахской журналистики. Принадлежал к той плеяде деятелей казахской интеллигенции, которая пробудила политическое сознание народа, внушила ему необходимость приобщения к общечеловеческим ценностям. И были другие лидеры движения «Алаш» – все они передовые люди той эпохи.

Какие направления были главными в их деятельности?

— Сохранение культуры и национальной идентичности, постоянное развитие во всех сферах жизнедеятельности, технологическое совершенствование – были главными направлениями в работе создателей движения «Алаш» и его последователей. 21 ноября 1917 года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии «Алаш». Он состоял из десяти пунктов: государственное устройство, местная свобода, основное право, религия, власть и суд, защита народа, налоги, рабочий вопрос, развитие науки и просвещения, земельный вопрос. Целью партии «Алаш» стало воссоздание национального государства казахов, введение института президентства. Партия требовала принятия законов о признании земли собственностью казахов и об открытии школ и университетов с родным языком обучения, выступала за ограничение процесса переселения крестьян в Казахский край, предоставление прав свободы и равенства беднякам. Такая программа обеспечила партии «Алаш» большую популярность.

Первый и второй съезды партии сыграли историческую роль.

– Стоит подробно остановиться на них. Первый Всеказахский съезд прошел в Оренбурге с 21 по 26 июля в 1917 году.Тогда-то и провозглашалась организация партии «Алаш». Участники съезда поработали весьма плодотворно. Были приняты решения по 14 вопросам, в частности по таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.Был разработан проект программы партии «Алаш». Он вышел в свет перед выборами в Учредительное собрание России. В качестве первоочередных задач документ ставил всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков.

В ноябре 1917 года на выборах в Учредительное собрание России партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских мандата. Хотя организационно она не успела оформиться. По количеству голосов, полученных на выборах (262 404 голоса), партия «Алаш» занимала восьмое место среди полусотни российских партий, действовавших накануне Октябрьской социалистической революции.Второй съезд состоялся уже после прихода к власти большевиков. Его созвали в декабре 1917 года. Были представители казахской интеллигенции, которые выступали против такого стремительного развития событий – провозглашения автономии. Они говорили, что время еще не настало. Тем не менее, на съезде была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный совет. Ему присвоили наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским учредительным собранием.
Лидеры партии «Алаш» подчеркивали, что видят автономию в составе российского демократического государства, они не стремились к сепаратизму.

По процессу «Алаш-Орды» было осуждено более 80 человек?

— Да. Первая группа была арестована в 1928 году, осенью и в начале зимы. Тогда были помещены под стражу Мыржакып Дулатов, Жусупбек Аймаутов, Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов, другие видные деятели «Алаш-Орды». Их судили в апреле 1930 года. В начале некоторым их них, в том числе Байтурсынову и Дулатову, вынесли смертный приговор. Но затем по апелляции им заменили смертную казнь на 10 лет заключения. Но все же четверо человек были расстреляны. А в 1937 году, в период массового террора, уже большая часть алашординцев была расстреляна. Реабилитированы были они 4 ноября 1988 года.

Спустя 100 лет мы не забыли об алашординацах.

— Сегодня по стране проходят научно-практические конференции. В городе Семей в рамках празднования этой юбилейной даты пройдет более ста культурно-массовых мероприятий. В скором времени здесь планируется создать Аллею Алаш, где будут установлены бюсты видных деятелей. В музее экспозиция о деятелях Алаш пополнилась новыми экспонатами. Казахстанцы должны сохранить свое историко-культурное единство, беречь и укреплять согласие. В декабре прошлого года в Караганде презентовали 15-томный сборник сочинений известного общественного деятеля АлиханаБокейханова. Работа над его созданием велась почти 25 лет. Книги были изданы на двух языках. Поиск информации начался в девяностые годы, так как многие произведения Бокейханова хранились в засекреченных фондах библиотек и были недоступны до 1995 года. Этот сборник стал прекрасным наследием для будущих поколений.

В Алматы сейчас проходят многочисленные семинары, выставки, встречи и лекции, приуроченные к 100 -летию «Алаш». Нам очень важно рассказывать о наследии движения. Историками проводится обширная исследовательская работа по изучению истории движения «Алаш». Огромную работу также проводят сотрудники библиотек.

Молодежь должна знать имена тех, кто стоял у истоков независимости. Это нужно для патриотического и гражданского воспитания наших детей. Нет лучшего примера служению своей стране, как беззаветная преданность своему народу деятелей национально-освободительного движения Алаш. Члены партии «Алаш» были преданы тем вечным ценностям, в которых сегодня мы нуждаемся больше всего: любовь к Отечеству и своему народу, бескорыстие, честность и честь, уважение к труду и знанию, верность долгу.

Мы должны уважать и ценить людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана, служить народу, приносить пользу людям.

В статье Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания сохранение национальной идентичности выделено в приоритет. За годы суверенного развития были инициированы государственные программы «Мәдени мұра», «Халық тарих толқынында» по созданию целостной системы изучения культурного наследия, воссозданию историко-культурных, письменных, архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории.

Значимость таких инициатив обусловлена возможностью создания мировоззренческой модели Казахстана XXI века, опирающейся на собственные исторические традиции, национальное самосознание как ядро национальной идентичности. Модернизация национального самосознания способствует росту интереса к истории народа, его культуре и родному языку. Это нужно для всех нам, для наших детей.

Читайте также: