Правила эксплуатации псн 10мк

Опубликовано: 15.05.2024

Плоты могут быть жесткие и надувные, а надувные—сбрасываемые и спускаемые (рисунки на плакате в аудит.№307). Количество спас. плотов регламентируется изданиями Регистра Судоходства или международными документами в зависимости от количества экипажа и типа судна (пассажирское, грузовое, рыболовное).

Надувной спас. плот построен с учетом следующих требований к конструкции и обустройству:

· Прочность и непроницаемость материала плота обеспечивает нахождение его на плаву не менее 30 суток

· Вместимость плотов от 6 до 25 мест, а масса каждого не превышает 185кг.

· Плот имеет 2 камеры плавучести с невозвратными клапанами. Каждый отсек способен держать на плаву плот с полным количеством, предписанным для него людей.

· Прочность контейнера и технология укладки плота обеспечивают сбрасывание его на воду с высоты 18 м. без повреждения.

· Тентовое покрытие плота выдерживает многократные прыжки на него.

Кроме того снаружи плот обустроен:

Плавучим спас. леером по всему периметру

Устройством для сбора дождевой воды

На днище имеются ручки для переворачивания плота в нормальное положение

Балластными карманами, препятствующими переворачивание плота ветром

По бокам плота наносятся световозвращающие полосы, а на тенте кресты из этого же материала.

Спуск надувного спас. плота

Спуск на воду сбрасываемого и спускаемого спас. плотов имеет свои особенности. Для спускаемого спас. плота на судне с каждого борта устанавливаются плотбалки. Для посадки в такой плот его подносят к плотбалке, раскрывают контейнер и к грузовому кольцу плота присоединяют шкентель плотбалки. Если позволяет место, то прямо на палубе приводят в действие систему наполнения плота. После этого плот балкой выводится за борт. Если же места нет, то нераскрытый плот вываливают балкой за борт и тогда только приводят в действие систему наполнения. Плот подтягивают к борту судна, уравнивают по высоте и производят посадку людей на борту судна. Затем плотбалкой спускается на вод, при появлении слабины в грузовом шкентеле плотбалки он автоматически отсоединяется от плота. В это время готовят к спуску следующий плот. Процедура повторяется, пока все плоты не будут спущены на воду.

Для сбрасывания надувного плота необходимо:

Убрать леера и проверить крепление пускового линя к судну

Разобщить гидростатическое устройство, нажав ногой на его педаль

Сбросить плот за борт или столкнуть по откинутым металлическим леерам в воду

Выбрать слабину пускового линя и привести в действие систему наполнения плота, спустя 30—35с. плот наполнится газами и будет готов к приему людей, иногда он переворачивается вверх днищем

Для восстановления плота в рабочее положение необходимо подплыть к плоту и, став на борт, на котором находится баллон для газонаполнения, за лямки пытаться тянуть плот на себя. При этом учитывается ветер, который должен помогать перевернуть плот, затем подвести плот к борту судна, где будет проводиться посадка людей. На судне предусмотрено место где производится посадка в плот. Это место находится ближе к воде, здесь закреплен шторм трап, оборудовано освещение как от судовой сети так и аварийной.

Посадка людей в плот.В тихую погоду при отсутствии волнения моря, в плот спускаются по штормтрапу. При волнении, на ходу, в плот садятся, прыгая на его тент. В случае отсутствия возможности попасть в плот первыми способами, нужно, имея на себе спас. жилет, прыгать в воду недалеко от плота. Посадка в плот из воды производится по шторм трапам, подвязанным у его входов. Без посторонней помощи, имея на груди жесткий спас. жилет, зайти в плот практически невозможно, здесь нужна помощь людей, находящихся в плоту. Эту особенность нужно учитывать и крепить спас. жилет на туловище узлами доступными для развязывания в воде.

Крепление плота к корпусу судна производится через гидростатическое разобщающее устройство, которое позволяет плоту всплыть после затопления судна. Это разобщающее устройство срабатывает на глубине 2—4м. и отсоединяет крепление плота к корпусу судна. Имея положительную плавучесть плот поднимается к поверхности воды, удерживаясь за пусковой линь. При натяжении пускового линя, открывается баллон с газом наполнения. Плот надувается находясь в воде, приобретая все большую плавучесть, способную разорвать пусковой линь. На пусковом лине имеется «слабое звено»,которое при усилии в 2,2 кН разрывается. Плавучесть плота больше, чем 2,2кН. Такое звено предусматривается на случай затопления судна и погружения на большую глубину. Всплывший плот удерживается на месте с помощью плавучего якоря, который был уложен в мешок рядом с плотом. Вместимость баллона с газом для наполнения плота рассчитана так, чтобы всегда был его избыток. После наполнения плота газом, при излишке давления, срабатывает предохранительный клапан, при этом выходящий газ издает хорошо слышимый звук. Этот звук дает возможность найти всплывший плот в плохую видимость или при неисправности его огней в темное время суток.

Снабжение ПСН:

Пищевой рацион из расчета не менее 10МДж на каждого человека (в воздухонепроницаемой упаковке)

Водонепроницаемые сосуды с пресной водой из расчета по 1,5л.на каждого человека

2 крюка, 2 топора, плавучий черпак и 2 ведра, инструкция по сохранению жизни в плоту, магнитный компас, градуированный сосуд для питья, 4 парашютные ракеты красного цвета,6 фальшвееров,2 плавучие дымовые шашки, водонепроницаемый эл. фонарь для азбуки Морзе, сигнальное зеркало с инструкцией по его пользованию, таблицы спас. сигналов в водозащитном исполнении, свисток, аптечка 1-й помощи, складной нож, консервооткрыватель, комплект рыболовных принадлежностей, теплозащитное средство (10% от вместимости), РЛС-отражатель




СОВРЕМ ИНДИВ СПАС СРЕДСТВА .спасательный круг. Согласно рег. Суда должны быть снабжены ими в кол-ве как по табл. Спас. Круг – это жесткая констр-ия в виде кольца наружнымÆ не>800мм и внутренним не

• 2 плавучих весла;• средства осушения: плавучий черпак (два черпака для плотов вместимостью 13 человек и более) и 2 губки; 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия ПСНа сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.• специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту.• спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 м;• ремонтный комплект для заделки проколов. Обычно, в комплект ремонтных принадлежностей входит материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы для быстрой заделки повреждений;• 3 консервооткрывателя;• ножницы; ручной насос или меха для подкачки плота;• питьевая вода консервированная из расчета 1,5 л на человека;• пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;• аптечка первой помощи;• таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;• по одному гигиеническому пакету на человека;• рыболовные принадлежности;• теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;• инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.



Рис.89. Установка ПСН на борту судна.

• радиолокационный маяк – ответчик (SART);• УКВ переносная радиостанция;• 4 красные парашютные ракеты;• 6 красных фальшфейера;• 2 плавучие дымовые шашки;• электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для по дачи сигналов по азбуке Морзе;• сигнальное зеркало (гелиограф);• сигнальный свисток;• таблица спасательных сигналов.

Установка ПСН.

На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.

Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.


Рис.90. Схема крепления ПСН к судну.

1 – найтовы; 2 – глаголь-гак; 3 – пусковой линь; 4 – гидростат; 5 – слабое звено; 6 - бандажная лента.

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°.

Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов - ручной и автоматический.

Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирующее звено. Плот остается связанным с судном.

Есть устройства, у который освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат- устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 м.

По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.


Рис.91. Гидростат режущего типа.

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленном на подпружиненной мембране.

Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 м внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезывается веревочная петля, удерживающая найтовы.

Плот остается связанным с судном только через слабое звено.

Гидростат разобщающего типа. Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент.

Корпус данного гидростата также разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается изнутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.


Рис.92. Гидростат разобщающего типа.

Как и в предыдущем примере, жесткость пружины, удерживающей мембрану (а следовательно, и запирающее устройство), рассчитана на то, чтобы под давлением воды на глубине до 4 м произошло освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приводит к освобождению плота от найтовов.

Плот остается связанным с судном только через слабое звено.

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена составляет 2,2 + 0,4 кН, что достаточно для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При дальнейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного конца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому, при ручной отдаче, первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов - выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая вставка в пусковой линь или надрез на лине.

Спуск ПСН на воду.

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в виде рисунков с пояснениями наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:• освободить найтовы;• вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам;• вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;• раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь;

Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и уперевшись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;• переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:- можно прыгать на плот с высоты до 4,5 м, если есть уверенность, что в нем нет людей;- можно спуститься по штормтрапу; - можно спуститься по швартовному концу; - можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;• помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).


Рис.93. Инструкция по спасательным плотам.

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:- отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя.- выбрать плавучий якорь;- подтянуть водяные карманы.

Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К нижней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в районе ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.

Для отхода от судна нужно использовать весла из аварийного снабжения, а также можно использовать плавучий якорь, забрасывая его вперед и подтягиваясь на нем. Для того, чтобы якорь можно было забрасывать, к центру купола нужно прикрепить какой-либо тяжелый предмет (например, ботинок).

Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:• образование воронки при погружении судна под воду;• возможность взрыва при пожаре;• всплытие с тонущего судна плавающих предметов;• возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спасательных средств позволяет:• равномерно распределить людей, воду, продукты питания, теплые вещи и т.п.;• более рационально использовать средства сигнализации;• более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, оказание медицинской помощи нуждающимся, ловля рыбы и т.п.);• облегчить поиск средствам, ведущим поисково-спасательную операцию.

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат места гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поставить плавучие якоря и опустить водяные карманы.


Рис.94. Поисково-спасательные операции.

Вопросы и задания для самопроверки:

Сколько шлюпбалок обслуживают каждую шлюпку?

Что составляет шлюпочное устройство?

Из чего состоит шлюпбалка?

Какие бывают шлюпбалки?

Сколько спасательных шлюпок на борту судна?

Какова скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения ?

На какое время запас топлива должен быть в шлюпке для работы двигателя полным ходом?

Как определить вместимость спасательного плота?

Что такое топрик?

Что такое спасательный шкентель?

Как часто должно проверяться шлюпочное снабжение?

Что необходимо закрывать перед спуском шлюпки на воду?

Что такое лопарь?

Что такое шлюптали?

Что такое фалинь?

Какое назначение гидростата?

При каком крене и дифференте допускается спуск плота?

На какой глубине гидростат автоматически срабатывает?

Сколько времени требуется на подготовку и спуск шлюпки?

Какую скорость развивает шлюпка на тихой воде?

На какое время работы двигателя должен быть запас топлива в шлюпке?

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Главная
Лекции
Водолазное дело
Спасательные средства и их применение - Спасательные плоты

Спасательные средства и их применение - Спасательные плоты

Article Index
Спасательные средства и их применение
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВЫХ И СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Авиационные средства спасения
Коллективные средства спасения
Спасательные плоты
Индивидуальные спасательные средства
Оснащение судов спасательными средствами
Обязательные спасательные средства индивидуального пользования
Подручные средства спасения
Спасение человека, упавшего за борт
Техника спасения вплавь
МЕРЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Подготовка к проведению поисково-спасательных работ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ

Спасательные плоты

Спасательные плоты предусматриваются в снабжении судов как дополнительные спасательные средства или для частичной, а иногда и полной замены спасательных шлюпок.

Спасательные плоты бывают жесткие и надувные. Надувные плоты подразделяются на морские и авиационные. Морские надувные плоты сбрасываемого типа предназначены для использования в качестве коллективных спасательных средств пассажирами и экипажами морских судов и плавучих сооружений. Авиационные надувные спасательные плоты предназначены для использования в качестве индивидуальных и коллективных спасательных средств в морских условиях членами экипажей летательных аппаратов. На одних судах плоты устанавливают так, чтобы их можно было быстро переместить для спуска с любого борта, на других – на каждом борту. Спускают плоты на воду двумя способами: с использованием спусковых устройств и сбрасыванием.

К жестким и надувным спасательным плотам предъявляют следующие общие основные требования.

Плот и его оборудование не должны повреждаться при сбрасывании в воду с высоты 18 м. Находясь на плаву, плот должен выдерживать прыжки на него людей с высоты не менее 4,5 м. Он должен находиться на плаву в течение 30 суток, выдерживать буксировку со скоростью 3 уз. на тихой воде в загруженном состоянии (с людьми и полным комплектом снабжения). Устойчивость плота в опрокинутом положении такова, что и на тихой воде и на волнении человек может его перевернуть. Главная камера плавучести надувного спасательного плота разделена по меньшей мере на два отсека, каждый с невозвратными клапанами для надувания. В случае повреждения одного отсека плот поддерживает на плаву всех людей, которые в нем находятся (максимальная численность их указана на плоту). Плот надувают нетоксичным газом в течение не более 1 мин при температуре окружающей среды +18 о С-+20°С и не более 3 мин при температуре -30° С.

Тент любого спасательного плота должен надежно защищать людей от воздействия внешней среды, обеспечивать хорошую изоляцию подтентового пространства от зноя и холода, пропуская внутрь достаточное количество воздуха при закрытых входах. Плоты вместимостью более 8 чел. имеют не менее двух входов, оборудованных регулируемыми легко открывающимися закрытиями. По меньшей мере у одного из входов есть наклонная посадочная площадка или посадочный трап, нижняя ступенька которого находится не менее чем на 0,4 м ниже ватерлинии порожнего плота. На верху тента и внутри плота установлены лампочки с ручными выключателями, которые получают питание от сухого химического элемента либо от элемента, действующего при контакте с морской водой, и загораются автоматически при надувании плота или при установке на место тента.

С внутренней и наружной сторон плот по всему периметру обнесен надежно закрепленными прочными спасательными леерами с провесами. Спасательный плот оборудован средством, обеспечивающим его свободное всплытие. Если это средство включает гидростатическое разобщающее устройство, то оно автоматически разобщает плот с судном на глубине не более 4 м. На плоту имеется приспособление для установки и крепления в рабочем положении антенны переносной радиоаппаратуры.

Надувной спасательный плот упакован в контейнер, который вместе с плотом и его снабжением имеет собственную плавучесть, достаточную для того, чтобы вытянуть наружу пусковой линь и привести в действие механизм газонаполнения при погружении тонущего судна. Общая масса плота, предназначенного для спуска методом свободного сбрасывания, составляет не более 185 кг.

Перечисленным требованиям отвечают спасательные плоты отечественного производства: жесткие из легких сплавов или пластмассовые и надувные (ПСН-10М) вместимостью 10 чел.

Жесткий спасательный плот из легкого сплава состоит из замкнутой трубы и двойного днища, разделенного на ряд водонепроницаемых отсеков, в которых размещается снабжение плота. С обеих сторон настила двойного дна имеются лючки, закрываемые водонепроницаемыми крышками, для доступа к снабжению при плавании плота любой стороной вверх. По периметру плота уложен и закреплен тент с полиэтиленовыми дугами. Тент имеет два входа, закрываемые фартуками, сборник дождевой воды, сигнальную лампочку наверху тента и лампочку освещения внутри плота. Плот снабжен входными трапами, фалинем, обухами для крепления буксирного троса. На горизонтальных поверхностях плота устанавливают рейчатые деревянные или пластмассовые банки для сидения.

Надувной спасательный плот ПСН-10М, изготовленный из прорезиненной ткани состоит: из камеры плавучести с распоркой по оси симметрии и стойками для поддержания тента, днища тента, системы газонаполнения, продольных и поперечной надувных банок для сидения.

Камера плавучести представляет собой надувное кольцо овальной формы. Она разделена на автономные секции, каждая из которых имеет свой предохранительный клапан, срабатывающий при избыточном давлении, и клапан для подкачки. Камера плавучести, распорка и стойки надуваются нетоксичным газом автоматически при сбрасывании плота в воду. Система газонаполнения срабатывает от резкого рывка пускового линя, который при этом открывает клапан в головке баллона с газом, и газ поступает в надувные элементы плота.

Надувное днище состоит из двух изолированных отсеков с автономными клапанами, через которые ручным мехом надувают днище воздухом после входа на плот людей. Под днищем расположены четыре балластных кармана, повышающие остойчивость плота на волне. Для выпуска газа из камер плавучести и воздуха из днища имеются выпускные проб ки.

Плавучий якорь парашютного типа закреплен в носовой части камеры так, что при ее надувании он автоматически оказывается вводе, уменьшая скорость ветрового дрейфа плота. Там же закреплен капроновый фалинь длиной 20 м, предназначенный для буксировки плота. Изнутри и снаружи плот по периметру обнесен спасательными леерами. К одному из них прикреплен конец плавучего линя длиной 30 м, имеющий на другом конце спасательное кольцо.

Двухслойный тент с воздушной термоизолирующей прослойкой имеет два входа, закрывающихся двойными шторками, конструкция которых предусматривает их неполное закрытие (для вентиляции внутри плота). Напротив входов закреплены посадочные трапы. Над одним из входов установлен аварийно-поисковый огонь с водоналивной батареей, обеспечивающей нормальное горение в течение 10 ч, а внутри плота – лампочка освещения. Тент оборудован приспособлением для сбора дождевой воды. Внутри плота наклеены инструктивные надписи "Азбука Морзе". "Наполнение надувных отсеков", "Немедленные 'действия", а также надписи, указывающие место нахождения предметов снабжения. Аварийное снабжение хранится в жестком цилиндрическом контейнере.

Плот в стеклопластиковом или пластмассовом контейнере устанавливают на подставки или специально изготовленные ложементы, прочно закрепленные на палубе. Контейнер состоит из корпуса и крышки, стянутых двумя имиджами с разрывными звеньями. Контейнер прикрепляют к подставке или палубе двумя найтовами через разобщающее устройство – гидростат, имеющий педаль принудительной отдачи. Из контейнера выходит наружу пусковой линь со слабым звеном, конец которого закрепляют за подставку или рым на палубе.

Для приведения в действие спасательного плота необходимо:

нажав на педаль разобщающего гидростата, освободить найтовы, удерживающие контейнер на подставке;

сбросить контейнер на воду;

выбрать слабину пускового линя и резким рывком привести в действие систему газонаполнения;

выбрать слабину пускового линя и привязать его к подставке или к надежной конструкции на борту судна.

При заполнении камер плота газом происходит разрушение разрывных звеньев на бандажах, и плот принимает рабочее состояние. Вместе с камерами плавучести надуваются стойки и расправляется тент.

Если обстоятельства не позволили привести плот в рабочее состояние вручную, то при погружении его в воду вместе с судном через щель в нижней части корпуса гидростата и отверстия в крышке вода поступает в гидростат. На глубине 1,5-3,5 м силой гидростатического давления, воздействующего на мембрану прибора, преодолевается сила сжатия пружины, которой зафиксировано положение мембраны со штоком, и разобщающее звено, к которому прикреплен найтов, отделяется от корпуса устройства. Освобожденный от крепления к подставке контейнер с плотом всплывает и по достижении судном глубины, равной длине пускового линя, закрепленного на палубе, приводится в действие система газонаполнения. Дополнительная плавучесть, возникающая при наполнении плота газом, обеспечивает разрыв слабого звена пускового линя, и плот остается на поверхности воды.

Если система газонаполнения не сработала автоматически, следует подплыть к контейнеру и резким рывком пускового линя привести систему в действие. Разобщающее гидростатическое устройство работает при температуре окружающего воздуха -30 – +66°С. Масса спасательного плота в контейнере 145 кг. Надписи на контейнере и плоту наносят красками или эмалями черного цвета, стойкими к морской воде.

Плот-каюта вместимостью до 40 чел. свободно всплывает с людьми при погружении судна. Его устанавливают в кормовой части судна и после отдачи креплений сбрасывают в воду с высоты до 22,5м. На плоту имеются специальные койки, облицованные пенопластом с привязными ремнями.

Плот под парусом — соперник «Мевы»

В последнее время на различных водоемах все чаще можно увидеть надувные лодки под парусами. Мы же, когда у нас возникла идея провести свой отпуск на Белом море, решили вооружить ими надувной спасательный плот «ПСН-10М» и сделать из него полноценный надувной парусник — «семейный крейсер». Четыре года эксплуатации показали, что мы не ошиблись в выборе. Дважды побывали на Белом море, один раз — на Онежском озере. Группа из нескольких «Мев» и плота «Гиппопо» прошла по Азову. Провести выходные на воде тоже перестало быть проблемой, так как сборка занимает не более полутора часов. Габариты в сложенном виде позволяют перевозить наш плот всеми видами транспорта, включая метро и городские автобусы. У нас получилось две упаковки: пенал с каркасом 1,5X0,4Х0,2 м и абалаковский рюкзак с резиной. Общий их вес составил 58 кг.

Одной из особенностей конструкции является то, что собрать и разобрать каркас можно на плаву. Мы всегда пользовались такой возможностью, если на берегу не оказывалось удобной площадки.

Ходовые качества плота для путешествия вполне приемлемы. Средняя скорость в походе — около 5 км/ч. На Азове плот выходил обычно раньше «Мев» на час-полтора и приходил позже на час. Но позднее, когда мы сшили более качественные паруса, не раз бывало и так, что «Мевы» нас догнать не могли. Несмотря на свою неуклюжую форму, плот неплохо лавирует.

Плот обеспечивает некоторый комфорт и теперь мы можем брать с собой одного ребенка.

Под тентом, который закрывает половину плота, можно ночевать втроем, встав на якорь, а на ходу — вдвоем. Так что всегда можно укрыться от внезапного дождя. При ходе против крупной волны брызги в кокпит практически не попадают, это случается иногда только на полных курсах. В «каюте» всегда сухо, не считая, конечно, конденсата, который образуется в холодную погоду на стойках. В хорошую погоду «рубку» можно открыть — по всей длине тента вклеена застежка «молния».

В походе иногда мы не подходим к берегу по 10—12 часов и даже значительно дольше. Обед в таких случаях готовим в туристском кипятильнике (цена 3 р. 40 к., емкость 1 л), подвешивая его к каркасу тента. Для этих целей приспособили и примус «Турист». Бензина на весь отпуск требуется 2—2,5 л.

Одним из важных достоинств плота является большая грузоподъемность. Даже в случае прокола носовой или кормовой секции оставшаяся целой часть поддерживает на плаву тонну. Иногда на выходные дни мы выходили на плоту всемером, а однажды в нем уместилось со своими пожитками 9 человек, при этом мы еще могли лавировать против слабого ветра. Но максимальной пассажировместимостью все же надо считать 6—7 чел., а в походе — 3—4 чел.

При выборе судна большую роль сыграла простота изготовления нехитрого каркаса в домашних условиях. Для него мы использовали трубы из легкого сплава: 50X3X1500 — 2 шт., 42X3X2000 — 1 шт., 45X2x400 — 2 шт., 45Х2X60 — 1 шт., 40Х2Х1000 — 1 шт., 30Х1,5X1000 — 6 шт., 16X1,5X1200 — 2 шт. Для мачты, гика, гафеля — набор Тюменского моторного завода имени 50-летня СССР. Шверцы склепаны из двух листов пластмассы и распираются трубкой 30Х2Х800, перо руля вырезано из листа дюраля. Все работы были выполнены одним человеком за полтора месяца в условиях городской квартиры. Потребовался только набор слесарных инструментов и электродрель.

Применили гафельное парусное вооружение. Площадь грота 4,5 м 2 . В сильный ветер мы ставим рейковый стаксель (площадь 1 м 2 ); с ним значительно удобнее обращаться, не нужно перетягивать шкоты при перемене галса. Тяги от него, конечно, немного, но зато проще делать поворот оверштаг. В слабый ветер ставим стаксель площадью 3,2 м 2 .

Для тех, кто решит использовать ПСН для походов под парусом, хотим дать несколько советов. В месте соединения баллона с днищем следует заменить проклейку на капроновую, так как здесь всегда сыро, скапливается песок и резина начинает гнить. Перед длительным хранением ее нужно как можно тщательнее просушивать и пересыпать тальком. Хотя плот и обладает хорошей остойчивостью, особенно в загруженном состоянии, но о безопасности забывать все равно не стоит, ибо вернуть его в нормальное положение нелегко. Площадь парусов можно, конечно, увеличить до 9—10 м 2 , но в средний ветер (более трех баллов) 7 м вполне достаточно, так как скорость все равно будет не больше 7—8 км/ч. И, наконец, последнее. Чтобы не протирать днище и борта, нужно положить внутри плота толстую полиэтиленовую пленку. После этого никакие твердые предметы опасности для резины не представят.

Онего позади

Вооруженные парусами спасательные плоты можно считать надувными парусными яхтами, поскольку по сравнению с другими разборными туристскими судами они обладают большой грузоподъемностью, внушительной остойчивостью и, при достаточной фантазии владельца,— обитаемостью, граничащей по туристским понятиям с комфортом. Особенно плот ПСН-10, где можно соорудить настоящий кубрик. Но использовать надувной плот в роли парусника без переделок нельзя. При реконструкции существенно улучшаются качества плота, в чем мы убедились в походе по Онежскому озеру. В группу вошли два плота — яхты «Утюг» и «Жук», надувная лодка «ЛАС-3» и хорошо известная «Мева».

Информация об изображении«Жук» под парусом

«Жук» под парусом

«Утюг» и «Жук» имели существенные отличия от первого плота с парусом — «Гиппопо» Андрея Лосева, на котором он со своим семейным экипажем побывал на Онежском озере, Азовском и Белом морях. В отличие от «Гиппопо» на наших «плотах» появились заостренные носовые оконечности, в которых образовался вместительный багажник. Для образования нужных обводов в носу расположили надувные емкости между стрингерами. Рама «Жука» (плот ПСН-6) собрана из достаточно мощных труб, опирающихся на баллоны по бортам и корме. В кокпите, на трубе, находящейся в диаметральной плоскости, устанавливается столик-банка, а в транспортном варианте — тележка.

«Жук» оснащен двухмачтовым гафельным вооружением с площадью парусов 8,3 м 2 . Гротмачта ставится на шверц-балку, опертую на центральный поперечный баллон, бизань-мачта ставится на рулевую колонку, навешенную за кормой, и поддерживается трубчатой дугой. Стаксель с рейком по нижней шкаторине предельно упрощает управление парусами.

Тент, опирающийся на трубчатый каркас, имеет припуски по бортам, благодаря чему образуются «полочки» для термоупаковок с вещами и увеличивается высота надводного борта.

«Жук» вполне обеспечивает плавание трех человек, а в прогулочном варианте на нем размещается до 6 чел. «Утюг» сделан на основе плота ПСН-10. В походных условиях на нем могут находиться 4 человека, а в прогулочном варианте — до 8. Рама «Утюга» собирается из труб, уложенных на баллоны по контуру лодки. Носовая оконечность имеет самостоятельный байдарочный набор, шпангоут которого при-шнурован к баллону плота. Пространственная силовая ферма, служащая основой тента, опирается на раму. Она обладает достаточной жесткостью, чтобы выдержать осевое усилие от поворотной мачты. Лодка оснащена бермудским тендером с площадью парусов 13 м 2 .

Информация об изображенииРама парусного плота «Утюг»

Рама парусного плота «Утюг»

Лодка ЛАС-3 была снабжена накладной рамой и вооружена шлюпом. Оба паруса — виндсерферовского типа площадью 5 м 2 , причем стаксель ставится на жестком штаге, к которому крепится уишбон. В поход на ней пошли двое.

Итак, мы в плавании.

Медвежьегорск — прекрасное место для старта: за городом лес с удобной и хорошо защищенной бухтой. Погода теплая, но серая и мокрая. Первые дни июля.

Готовимся к выходу. Мы — не новички, знаем: вещи — «найдут» свои места только на третий день. «Общественный» груз, включая продовольствие, грузим на «плоты». «Мева» и «ЛАС» загружаются личными вещами экипажей. Возимся долго и. выходим поздно. Но никого это не смущаете над Онегой белые ночи. Ветер слабый, загрузка полная, идем в лавировку. В сумеречной дымке обмениваемся друг с другом световыми сигналами. Их у нас два: три длинных — «Иду, все в порядке», частые короткие — «Подойти ко мне (нужна помощь)», «Стоп». Этих сигналов нам хватало для всех ситуаций. В светлое время пользовались флагом-отмашкой; чтобы подать сигнал «Стоп», иногда спускали грот.

Первую часть путешествия погода не баловала. Было холодно, периодически прокатывались грозы. Вплоть до Повенецкого залива шли в лавировку при слабых ветрах. «Плоты» идут легко под углом 50—55° к ветру, «ЛАС» и «Мева» — покруче. При слабых ветрах легкие лодки, естественно, подвижнее тяжело груженных «плотов». При усилении ветра до 2 баллов и выше преимущество в скорости легких судов оказывается незначительным, а когда на «Меве» приходится брать рифы и на озере поднимается крутая волна более 0,5 м, «плоты» по скорости уже ничем не уступают легким судам, превосходя их по мореходности.

Пересекаем Повенецкий залив при ветре 2—3 балла. В серой мгле слева подмигивает нам одетый в черно-белую тельняшку маяк острова Бычок. На ходу с комфортом устраиваем обед: «стол» на «ПСН» накрывается как в салоне каютной яхты.

Информация об изображенииТрубчатый каркас «Жука»

Трубчатый каркас «Жука»

Длительных штормов нам испытать не пришлось, но грозовые шквалы налетали неоднократно. Наиболее мощный встретил нас в районе полуострова Оровский. Анемометр зашкаливало. Сила ветра при порывах доходила до 8 баллов. Запалубленные носовые части «плотов» надежно прикрывали каюту от брызг. Остальные лодки были мокрыми. На «Жуке» взяли рифы, но удержаться на курсе не удалось. Для подхода к берегу пришлось делать поворот фордевинд. К удивлению экипажа, «Жук» повернул легко. Остальные лодки шли в убежище к Оровгоре. На «Утюге» не успели зарифиться, спустили грот и под одним стакселем пошли к месту сбора на берегу. В дальнейшем все шквалы мы встречали >же подготовившись и на курсе, ведущем к убежищу.

На волне, доходящей до 1,5 м, плоты чувствовали себя превосходно. Они шли совершенно сухие, легко управлялись, удары о волны не ощущались и ход не терялся. На длительных переходах часть экипажа на ««плотах» могла спать на ходу.

Плавание выявило и слабые места «плотов». На «Утюге» — это оказалось крепление шверцев. Особенно беспокоили места приклейки надувного днища к баллонам: однослойная прорезиненная хлопчатобумажная ткань очень быстро начинала подгнивать. Видимо, имеет смысл этот пояс дублировать целиком. Площадь приклейки крепежных петель стоит увеличивать в 2—3 раза по сравнению со штатной, особенно в местах установки вант-путенсов.

В качестве временного пластыря при повреждении днища мы использовали двусторонние шины с резиновыми прокладками, соединяя их болтами с гайками-барашками. Удавалось достичь полной изоляции. Но даже набрав в отсек воды, плот идет уверенно, хотя этот дополнительный вес все же чувствуется.

Одним словом, мы пришли к выводу, что надувные яхты на основе плотов ПСИ вполне пригодны для серьезных путешествий под парусом.

Закончив путешествие в Кижах, мы договорились с дирекцией музея о проведении в будущем экспедиций по заданию музея, к которым могут присоединиться туристы-парусники из любой точки страны. Рядом с островом Кижи планируется создать стоянку для парусных судов с необходимым оборудованием. Музей приглашает туристов принять активное участие и в создании нового парусного «порта».

• 2 плавучих весла;• средства осушения: плавучий черпак (два черпака для плотов вместимостью 13 человек и более) и 2 губки; 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия ПСНа сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.• специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту.• спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 м;• ремонтный комплект для заделки проколов. Обычно, в комплект ремонтных принадлежностей входит материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы для быстрой заделки повреждений;• 3 консервооткрывателя;• ножницы; ручной насос или меха для подкачки плота;• питьевая вода консервированная из расчета 1,5 л на человека;• пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;• аптечка первой помощи;• таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;• по одному гигиеническому пакету на человека;• рыболовные принадлежности;• теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;• инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.



Рис.89. Установка ПСН на борту судна.

• радиолокационный маяк – ответчик (SART);• УКВ переносная радиостанция;• 4 красные парашютные ракеты;• 6 красных фальшфейера;• 2 плавучие дымовые шашки;• электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для по дачи сигналов по азбуке Морзе;• сигнальное зеркало (гелиограф);• сигнальный свисток;• таблица спасательных сигналов.

Установка ПСН.

На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.

Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.


Рис.90. Схема крепления ПСН к судну.

1 – найтовы; 2 – глаголь-гак; 3 – пусковой линь; 4 – гидростат; 5 – слабое звено; 6 - бандажная лента.

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°.

Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов - ручной и автоматический.

Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирующее звено. Плот остается связанным с судном.

Есть устройства, у который освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат- устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 м.

По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.


Рис.91. Гидростат режущего типа.

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленном на подпружиненной мембране.

Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 м внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезывается веревочная петля, удерживающая найтовы.

Плот остается связанным с судном только через слабое звено.

Гидростат разобщающего типа. Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент.

Корпус данного гидростата также разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается изнутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.


Рис.92. Гидростат разобщающего типа.

Как и в предыдущем примере, жесткость пружины, удерживающей мембрану (а следовательно, и запирающее устройство), рассчитана на то, чтобы под давлением воды на глубине до 4 м произошло освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приводит к освобождению плота от найтовов.

Плот остается связанным с судном только через слабое звено.

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена составляет 2,2 + 0,4 кН, что достаточно для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При дальнейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного конца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому, при ручной отдаче, первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов - выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая вставка в пусковой линь или надрез на лине.

Спуск ПСН на воду.

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в виде рисунков с пояснениями наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:• освободить найтовы;• вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам;• вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;• раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь;

Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и уперевшись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;• переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:- можно прыгать на плот с высоты до 4,5 м, если есть уверенность, что в нем нет людей;- можно спуститься по штормтрапу; - можно спуститься по швартовному концу; - можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;• помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).


Рис.93. Инструкция по спасательным плотам.

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:- отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя.- выбрать плавучий якорь;- подтянуть водяные карманы.

Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К нижней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в районе ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.

Для отхода от судна нужно использовать весла из аварийного снабжения, а также можно использовать плавучий якорь, забрасывая его вперед и подтягиваясь на нем. Для того, чтобы якорь можно было забрасывать, к центру купола нужно прикрепить какой-либо тяжелый предмет (например, ботинок).

Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:• образование воронки при погружении судна под воду;• возможность взрыва при пожаре;• всплытие с тонущего судна плавающих предметов;• возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спасательных средств позволяет:• равномерно распределить людей, воду, продукты питания, теплые вещи и т.п.;• более рационально использовать средства сигнализации;• более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, оказание медицинской помощи нуждающимся, ловля рыбы и т.п.);• облегчить поиск средствам, ведущим поисково-спасательную операцию.

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат места гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поставить плавучие якоря и опустить водяные карманы.


Рис.94. Поисково-спасательные операции.

Вопросы и задания для самопроверки:

Сколько шлюпбалок обслуживают каждую шлюпку?

Что составляет шлюпочное устройство?

Из чего состоит шлюпбалка?

Какие бывают шлюпбалки?

Сколько спасательных шлюпок на борту судна?

Какова скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения ?

На какое время запас топлива должен быть в шлюпке для работы двигателя полным ходом?

Как определить вместимость спасательного плота?

Что такое топрик?

Что такое спасательный шкентель?

Как часто должно проверяться шлюпочное снабжение?

Что необходимо закрывать перед спуском шлюпки на воду?

Что такое лопарь?

Что такое шлюптали?

Что такое фалинь?

Какое назначение гидростата?

При каком крене и дифференте допускается спуск плота?

На какой глубине гидростат автоматически срабатывает?

Сколько времени требуется на подготовку и спуск шлюпки?

Какую скорость развивает шлюпка на тихой воде?

На какое время работы двигателя должен быть запас топлива в шлюпке?

Читайте также: