Налоги в казну афин платили

Опубликовано: 19.09.2024


А вы хорошо знаете историю? Слышали, что в древних Афинах только самые богатые люди платили прямые налоги, и они шли на финансирование самых важных национальных расходов города-государства: флота и почестей богам. Хотя сегодня это может показаться удивительным, большинство из этих крупнейших налогоплательщиков не только были полностью всем довольны, но и хвастались тем, сколько они заплатили.

Деньги были так же важны для древних афинян, как и для большинства людей сегодня, так что же объясняет эту восторженную реакцию на большой налоговый счет? Афинская финансовая элита чувствовала себя так, потому что заслужила общественное уважение со стороны других граждан своего полиса.


Современные потребности, современные финансы

Афины в пятом и четвертом веках до нашей эры имели население, состоявшее из свободных и порабощенных людей, превышающее 300 000 человек. Экономика в основном была сосредоточена на международной торговле, и Афинам приходилось тратить большие суммы денег, чтобы поддерживать порядок – от национальной обороны до бесчисленных общественных фонтанов, постоянно изливающих питьевую воду по всему городу.


Налогов на богатство не существовало

Большая часть этих доходов поступала от государственных сельскохозяйственных угодий и серебряных рудников, которые сдавались в аренду наиболее выгодным покупателям, но Афины также облагали налогами импорт и экспорт и взимали пошлины с иммигрантов и проституток, а также штрафы, налагаемые на проигравших во многих судебных делах. В общем, прямых налогов на доходы и богатство не существовало.

По мере того как Афины становились международной державой, строился большой и дорогостоящий флот, состоящий из нескольких сотен деревянных военных кораблей, называемых триремами (буквально это означает "трехрядные корабли"). Триремы стоили огромных денег, дорого их было построить, оборудовать и экипировать, и афинская финансовая элита оплачивала это.

Поддержка спасения Афин

Топ-1 % владельцев недвижимости мужского пола отвечали за безопасность Афин, а также поддерживали "сотерии" путем выполнения особого вида государственной службы, называемой "лейтургия", или литургия. Они брали на себя обязанности командира триремы или "триерарха", который лично финансировал эксплуатационные расходы в течение целого года и даже руководил экипажем во время миссий.

Эта общественная услуга была недешевой. Чтобы финансировать свою литургию в качестве триерарха, богатый налогоплательщик тратил то, что квалифицированный рабочий зарабатывал за 10-20 лет постоянной оплаты. Вместо того чтобы уклоняться от этой ответственности, большинство принимало ее.


Финансирование гражданской милиции

Управление военными кораблями было не единственной обязанностью богачей по отношению к национальной обороне. Когда Афины были в состоянии войны, а это было большую часть времени, богатые должны были платить взносы наличными, называемые "эйсфораи", чтобы финансировать гражданскую милицию. Эти взносы основывались на стоимости их собственности, а не на их доходах, что делало их в некотором смысле прямым налогом на богатство.

Служение богам

Для древних афинян физическая военная мощь была лишь частью уравнения. Они также верили, что спасение государства от внешних угроз зависит от менее ощутимого, но столь же важного и дорогостоящего источника защиты - милости богов.

Чтобы удержать на своей стороне этих могущественных, но непостоянных божественных покровителей, афиняне строили сложные храмы, совершали большие жертвоприношения и устраивали оживленные публичные религиозные праздники. Эти грандиозные зрелища включали в себя музыкальные феерии и театральные представления, которые посещали десятки тысяч людей, и были чрезвычайно дорогими для проведения.


Как и в случае с триремом, самые богатые афиняне платили за эти праздники исполнением праздничных литургий. Например, работа в качестве руководителя хора означала оплату обучения, костюмов и расходов на проживание для больших групп исполнителей в течение нескольких месяцев подряд.

Горжусь тем, что плачу

Никто из финансовой элиты древних Афин не гордился тем, что мошенничал с афинским эквивалентом налоговой службы. Как раз наоборот: они платили и даже хвастались публично, что часто платили больше, чем требовалось, когда служили триерархом или хормейстером.

Конечно, не каждый представитель сверхбогатых Афин вел себя как патриотический чемпион. Некоторые уклонисты пытались избежать своих богослужений, утверждая, что другие люди с большим имуществом должны нести расходы вместо них, но эта попытка уклониться от государственной службы никогда не становилась нормой.

Так что же стояло за этой гражданской, налоговой гордостью?

Древние афиняне открывали свои кошельки не только ради общего блага. Они рассчитывали получить высокий доход в общественном мнении от инвестиций в их общину, которые представляли собой их налоги.

Этот социальный капитал был так важен, потому что афинская культура высоко ценила гражданский долг. Если богатый афинянин копил свое богатство, его высмеивали и называли жадным человеком, который берет взаймы у гостей, живущих в его доме, и когда он продает вино другу, то продает его разбавленным!


Социальное, а не денежное богатство

Социальные выплаты, которые получали богатые, приносили им долгую жизнь. Литургист, финансировавший хор, получивший премию, мог построить себе впечатляющий монумент на видном месте в центре города, чтобы объявить о своем превосходстве всем желающим на все времена.

Прежде всего афинские богачи платили налоги, потому что они жаждали социального успеха, который исходил от их соотечественников, публично идентифицирующих их как граждан, которые хороши, потому что они полезны. Получение почетного звания полезного гражданина может показаться сегодня банальным.

Быть богатым налогоплательщиком, который был добр и полезен своим согражданам, значило даже больше, чем деньги в банке. И эта неоценимая государственная служба приносила пользу всем афинянам, поддерживая их демократию век за веком.

На Крите налоги, судя по всему, взимались начиная с Минойского и Микенского периодов. Вероятно, они представляли собой определенную долю произведенной продукции или некоторый объем принудительного труда. Впрочем, поскольку имеющиеся у нас свидетельства неточны, они постоянно оспариваются. До начала архаической эпохи мы, по сути дела, не располагаем больше никакими свидетельствами о систематическом сборе налогов. С введением монетных систем и усложнением экономических операций в греческих городах- государствах налоги стали взиматься на регулярной основе. Хотя некоторые тираны устанавливали высокие налоги, которые затем пускали на содержание наемных войск, в общем и целом налоги вплоть до начала греко-персидских войн (начало V века до н.э.), судя по всему, были сравнительно низкими.

В эпоху классики налогообложение становится главным методом получения средств городами-государствами. Большая часть свидетельств дошла до нас из Афин. Прямое налогообложение граждан и постоянные налоги на их собственность считались оскорбительными, хотя подобные налоги и вводились некоторыми тиранами. При этом, однако, считалось вполне разумным облагать налогами неграждан. Так, ежегодный подушный налог, взимавшийся с метеков, — метойкион (metoikion) составлял 12 драхм с мужчины и 6 драхм с женщины без работающего мужа или сына.

Продукты и товары, продававшиеся на рынке, облагались рыночным сбором, который ложился тяжелым бременем на метеков. На некоторые виды сделок, особенно заключаемых на агоре, накладывался акцизный сбор — эпония (eponia), который, по сути дела, представлял собой налог с продаж. Размер налога варьировался в зависимости от продаваемого товара. Средний уровень данного вида налогообложения составлял около 1% от стоимости товаров, хотя некоторые из них облагались более высоким налогом. Свидетельства из других городов- государств указывают, что налогами облагались также иностранцы, торговавшие на агоре. Существовали налоги на право разгрузки, рыбной ловли и якорной стоянки. Города также часто взимали воротные пошлины на въезд. Содержатели публичных домов платили особый акцизный сбор, который назывался «порникос тэлос» (pornikos telos).

Хотя прямое налогообложение граждан в Афинах не одобрялось, некоторые прямые налоги все же существовали. Одним из путей повышения государственного дохода была литургия (leitourgia)— весьма обременительная общественная повинность, которую богатые граждане отправляли полностью за свой счет. Подобных общественных обязанностей было много, и связаны они были в основном с различными празднествами. К этим обязанностям относилась хорегия (khoregia) — составление и оплата хора на театральных представлениях, гиппотрофия (hippotrophia) — содержание лошадей для военных нужд, архитеория (arkhitheoria) — от-правка делегаций своего государства на празднества в других областях и странах и гестиасис (hestiasis) — организация всеобщего пира для всей филы. Литургия для нужд военного флота называлась триерархией и предполагала службу в качестве триерарха в течение года. Изначально литургии были добровольными и рассматривались как оказанная гражданину честь, однако к началу IV в. до н.э. они, по сути дела, стали принудительной обязанностью.

Эйсфорой (eisphora) назывался прямой налог на собственность, налагавшийся на граждан и метеков в трудные для государства времена — например в случае войны. В 378—377 гг. до н.э. была проведена реформа этого налога, в результате которой для всех жителей, за исключением самых бедных граждан, была установлена фиксированная ставка. С перерывами эйсфора просуществовала вплоть до Эллинистического периода.

Эпидосис (epidosis) представлял собой добровольный взнос в государственную казну, прежде всего — во время войны. Обычно он осуществлялся вслед за призывом пополнить казну деньгами. Богатые граждане считали своим долгом делать эти взносы, и скорее всего в V в. до н.э. подобные взносы были действительно добровольными, однако в IV в. до н.э. они по сути дела стали принудительными.

В Эллинистический период, с образованием держав наследников Александра Великого, основным источником государственных доходов становится подать с городов и других политических структур внутри государства. Появились и новые налоги — например налог на соль, торговля которой была государственной монополией как в державе Селевкидов, так и в государстве Птолемеев, а также налоги на другие товары — кожи, пряности и благовония. Что касается греческих городов, то в рассматриваемое время произошло мало изменений в их системах налогообложения, лишь расширилось использование литургий. Хорегия была заменена ситонией (sitonia), которая требовала от богатых граждан закупать зерно для города. Если город был недостаточно богат, чтобы литургии работали эффективно, деньги на зерно, оливковое масло и рыбу приходилось собирать путем пожертвований, которые назывались «эпидосисами» (epidoseis). Формально добровольные, эти взносы на деле представляли собой обязательный налог.

Налоги обычно собирались откупщиками. Право собирать налог получал давший за это наибольшую цену на торгах. Государство устанавливало сумму налога на фиксированном уровне или в виде процента от стоимости договора с откупщиком. Доход откупщика складывался из той суммы, которую он был в состоянии собрать с налогоплательщиков за вычетом заплаченного на аукционе и собственных издержек. Данная система была открыта для коррупции и злоупотреблений, а откупщиков обычно боялись и ненавидели.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 216-217.

В результате греко-персидских войн Афины стали сильнейшим государством Восточного Средиземноморья. Создается Афинская держава, которая властвовала над островами Эгейского моря и его побережьями.

Афины превратились в богатейшее государство Греции. В их распоряжении находились две казны: 1) морского союза (пополнялась за счет взносов союзных государств); 2) Афинского государства (пополнялась за счет торговых пошлин, налога на переселенцев за право жительства в Афинах, эксплуатации рабов на государственных рудниках и соляных промыслах).

Население Аттики делилось на три группы, различавшиеся по своему правовому положению: граждане, переселенцы, рабы. Всей полнотой прав пользовались только граждане, составлявшие меньшинство по отношению к двум другим группам. Граждане обладали политическими (участие в управлении государством) и экономическими (отсутствие прямых налогов, оплата выборных должностей, плата за службу на военных кораблях, денежные раздачи) привилегиями. Экономические привилегии граждан обеспечивались за счет эксплуатации рабов и переселенцев, грабежа союзников и были возможны благодаря сильному флоту и армии. Поэтому все граждане, в том числе и небогатые, были заинтересованы в укреплении Афинского государства.

Сложность изучения государственного строя Афин состоит в том, что в Афинах сословные различия не полностью совпадали с различиями классовыми (см. выше, стр. 30). Государство выражало здесь интересы гражданского коллектива, в который входили:

1) крупные рабовладельцы; 2) крестьяне и ремесленники, обладавшие мелкой собственностью; 3) городская беднота, жившая в основном за счет своего труда. В то же время среди неполноправных переселенцев были торговцы и ростовщики, владевшие значительным имуществом и рабами.

Раскрывается противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения; с другой - демос, стоявший у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам.

УРОК 2. МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э.

Урок может быть начат с изучения нового материала.

Другой вариант: Б 1-3.

Вопросы и задания:

Б. 1. Рассмотрите схему на стр. 138 и расскажите: а) как в Греции люди становились рабами; б) какие работы выполняли рабы. 2. Как и почему греки наказывали рабов? 3. Как рабы боролись с рабовладельцами?

1. Рост могущества и богатства Афин.

2. Граждане и негражданское население Афин.

В начале изложения целесообразно указать на главную мысль урока: в середине V в. до н. э. Афины превратились в самое богатое греческое государство. Выросло и военное могущество Афин: оно заключалось в обладании сильнейшим флотом.

Повторение по вопросам: Вспомните, с какими целями был создан союз приморских государств. Что он собой представлял? Как пополнялась его казна? Где хранилась?

1. Война с персами близилась к победному концу. Морской союз не был больше нужен, к тому же участие в нем было обременительно: в его казну приходилось делать большие взносы. Многие государства захотели выйти из союза, но это им не удалось. Афиняне силой заставляли более слабые государства оставаться в союзе, вмешивались в их внутренние дела, смещали неугодных правителей. Союзную казну афиняне перевезли в Афины и стали распоряжаться ею как своей собственной. Этот поступок афиняне объяснили тем, что на Делос может напасть персидский флот. Однако было ясно, что ослабленные войной персы не отважатся на такое нападение. Афинское государство угнетало союзников и грабило их, но ссориться с Афинами было опасно: афинский флот насчитывал около 400 боевых кораблей, он господствовал на всем Эгейском море. Когда, например, греческий остров Фасос, жители которого владели золотыми рудниками и отличными гаванями, заявил о выходе из союза, афинские войска высадились на острове, срыли его укрепления, расправились с непокорными. Для Фасоса размер взноса в союзную казну был увеличен.

Афиняне стали хозяевами на Эгейском море и подчинили себе десятки небольших греческих государств на островах и побережьях.

Характеристику Пирея - крупнейшего в V в. до н. э. порта в Восточном Средиземноморье - можно начать с рассмотрения меловой картосхемы (целесообразно начертить ее на доске до урока - пособие, рис. 25). Учитель показывает на схеме Афины, Пирейский полуостров, три его бухты, Фалерский залив и предлагает задание: «Долгое время афиняне использовали в качестве гавани не пирейские заливы, а Фалерский - он ближе расположен к городу. Когда значение моря в жизни Афин возросло, порт перенесли на Пирейский полуостров. Подумайте, чем это можно объяснить». Дополнительные вопросы: 1. Чем отличаются три пирейские бухты от Фалерской по своей форме? (Чем они удобнее?) 2. Вспомните, что представляли собой древнегреческие корабли. Предположите, как чувствовали себя экипажи таких кораблей в Фалерской бухте и в бухтах Пирея: а) в непогоду; б) во время войны (например, ночью, когда ожидается нападение вражеского флота).

Рис. 25. Порт Пирей и его гавани: 1. Мунихий; 2. Зея; 3. Кантар. Меловой рисунок

Рис. 25. Порт Пирей и его гавани: 1. Мунихий; 2. Зея; 3. Кантар. Меловой рисунок

Обобщая ответы, учитель говорит, что пирейские бухты закрытые, они прекрасно защищены от волн и ветров. Афиняне еще больше сузили входы в бухты, построив по обеим сторонам входов каменные насыпи. Гавани стали совершенно безопасными в шторм и непогоду. На ночь входы запирались цепями, чтобы предотвратить вторжение вражеских кораблей.

Военные корабли стояли во всех пирейских гаванях, но главной военно-морской базой Афин стала Зея. В эту гавань чужеземцам вход был запрещен. Каменная стена защищала гавань и военный флот от пожара и от любопытных глаз. Вдоль берега находились доки - большие помещения, нависавшие над водой. Триеру вводили в док, подвешивали на канатах и просушивали, чтобы она не гнила. Мастера смолили и конопатили корабли. Рядом находились склады, где хранились весла и мачты, деревянные рули, железные цепи и якоря.

На Пирейском полуострове возник целый город, не похожий на Афины. Пирей имел широкие и ровные улицы, пересекающиеся под прямым углом. В городе было много гостиниц для приезжих. Богатые афиняне стремились иметь дом в Пирее, где бы они могли принимать чужеземных купцов (См.: Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961, с. 90 и след). Пирей превратился в торговый центр Афинского государства.

Учитель называет один из источников пополнения казны Афинского государства: купцы перед разгрузкой корабля в. Пи-рее платили пошлину за право торговли.

Задание по картине К. Савкевича «Афинская гавань Пирей» (или цвета, рис. 13): «Вы находитесь в главной торговой гавани Афин. Что вы там видите?»

Учащиеся нередко лишь перечисляют без определенного плана детали картины. Поэтому учитель руководит описанием Пи-рея: «Найдите корабль, находящийся под разгрузкой. Опишите его. (Как он выглядит? Есть ли у него весла? Какие греческие корабли имели весла?) Какие товары привезли в Аттику? Предположите, чем наполнены тяжелые мешки. Объясните, почему зерно было важнейшим товаром, ввозившимся в Аттику. Предположите, откуда пришел корабль с зерном. Какой «живой товар» он привез? Найдите корабль под погрузкой. Чем заполняют его трюм? Где и как изготовлены расписные вазы, вывозившиеся из Афин? Предположите, чем наполнены остродонные сосуды - амфоры».

Обобщая ответы, учитель говорит, что на картине показан только один уголок большого и шумного порта. Обращается внимание на доки, где ремонтируют корабли, на Длинные стены, защищавшие дорогу в Афины. Морская торговля обогащала Афинское государство. Поэтому военный флот энергично боролся с морскими разбойниками: Эгейское и Черное моря стали свободными от пиратов.

Огромные доходы получала афинская казна от серебряных рудников на юге Аттики. Они принадлежали государству и сдавались в аренду богатым людям на два-три года. О труде рабов в рудниках учащиеся могут узнать путем чтения вслух учебника (§ 34, п. 3).

Беседа по вопросам: Кого и почему называли «хозяевами моря»? На каком море хозяйничал афинский флот? Какие две казны находились в распоряжении афинян? Как пополнялась каждая из них?

2. Учитель предлагает подумать над тем, какой части населения Аттики было выгодно богатство и могущество Афин. Не требуя немедленного ответа, он предлагает рассмотреть вопрос в ходе беседы. Желательно составить на доске схему.

Учитель напоминает, что подобная схема составлялась на уроке, посвященном реформам Солона. Новая схема отразит изменения в составе населения за прошедшие 150 лет. Написав рабы-чужеземцы и свободные люди, учитель говорит: «1. Предположите, было ли выгодно рабам богатство и могущество Афин. 2. Вспомните, на какие две группы делилось свободное население Аттики во времена Солона. (Кто такие аристократы? Из кого состоял демос?)»

Учащиеся помнят, что в V в. до н. э. демос и аристократы пользовались одинаковыми правами и назывались «граждане». Записывается: граждане (аристократы, демос). Учитель поясняет, что в Афинах, кроме граждан, постоянно проживали переселенцы из других областей; среди них было много купцов и ремесленников, владевших рабами. Большинство переселенцев были греками. Они говорили на одном с гражданами языке, носили такую же одежду, имели те же обычаи, также верили в Зевса и Посейдона. Однако за право жить в Афинах переселенцы платили налог (граждане налогов не платили), Таков был еще один источник, пополнения афинской казны.

Схема 3. Состав населения Аттики в эпоху Перикла

Схема 3. Состав населения Аттики в эпоху Перикла

Можно продолжить работу с картиной и найти на ней представителей трех социально-правовых групп. Покажите на картине рабов. Почему вы решили, что это рабы? Можно ли отличить на картине граждан от переселенцев, и если нет, то почему? Получив отрицательный ответ на последний вопрос (внешний вид тех и других мог быть схож), учитель продолжает: «Как же в таком случае определить, гражданин или переселенец тот или иной афинянин? Все зависело от происхождения: если его отец и мать были коренными жителями Афин, значит, и он гражданин».

Желательно объяснить, что Аттика была поделена на районы (демы), в которых велись и хранились списки как граждан, так и переселенцев. По этим спискам устанавливали происхождение.

«По замыслу художника,- может сказать учитель, - старик в красном - переселенец (На самом деле замысел художника мог быть иным). Отец его был родом из Малой Азии, лет семьдесят назад он перебрался в Афины и открыл здесь торговлю. Старик в красной одежде родился и прожил всю свою жизнь в Афинах. Он богатый купец и рабовладелец, но, несмотря на это, считается иностранцем и потому, как и все переселенцы, платит налог. Гражданских прав он не имеет, ему не разрешено даже присутствовать на народном собрании».

На картине можно найти разных афинских граждан: в центре - богатый владелец имения и две его дочери, которым он показывает порт; левее - бедные рыбаки, отец и сын, все их состояние - лодка для ловли рыбы и снасти; торговцы-разносчики, предлагающие виноград и инжир; многочисленные матросы на кораблях и судостроительные рабочие на верфях. «Все эти люди, по замыслу художника, афинские граждане»,- говорит учитель. Он может спросить еще раз: «По какому признаку в Афинах разделяли граждан и переселенцев?»

Богатство и могущество Афин было выгодно всем гражданам. Эта мысль обосновывается с помощью одного из вариантов! А. Задание на дом: найти в учебнике факты, подтверждающие указанную мысль. Б. Чтение учебника (§ 34, п. 4). В. Объяснение учителя, который указывает на следующие привилегии Граждан! освобождение от налогов, участие в управлении, получение платы за службу государству, получение платы за службу на триерах, денежные и хлебные раздачи.

Полезно конкретизировать представление учащихся о государственных должностях и выборах в Афинах.

Гражданина, пожелавшего управлять государством, спрашивали: «Кто твой отец и дед? Кто твоя мать и кто отец матери?» В подтверждение требовалось представить свидетелей. «Что проверялось с помощью расспроса и показаний свидетелей?»

В древних Афинах почти все должности замещались не путем голосования, а по жребию. Афиняне считали, что любой гражданин, даже бедняк, способен управлять государством. Поэтому после проверки устраивалась жеребьевка, и те граждане, кому выпадал жребий, занимали должность на установленный срок (обычно на год).

В Афинах было очень много должностей, например: 5 смотрителей дорог; 10 городских надзирателей (следили за чистотой в городе, за тем, чтобы никто без разрешения не возводил новые постройки и не перестраивал старые); 10 рыночных надзирателей (наблюдали, чтобы торговля велась без обмана и все товары были хорошего качества); 10 надзирателей за мерами (наблюдали за исправностью мер и весов на рынках); 10 хлебных надзирателей (наблюдали за тем, чтобы не завышались цены на зерно и печеный хлеб, чтобы булки были установленного веса); 10 контролеров (перед ними отчитывались должностные лица в истраченных казенных деньгах); несколько тысяч судей.

Афинские граждане сами управляли своим государством: каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Домашнее задание: § 34. Вопрос 3 к § 34.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

В древних Афинах только очень богатые люди платили налоги и эти деньги шли на финансирование самых важных расходов : содержание флота и воздаяние богам. Хотя сегодня это может показаться удивительным, большинство из крупнейших налогоплательщиков не только исправно платили, но и хвастались тем, сколько они отдали в казну.

Деньги были так же важны для древних афинян, как и для большинства людей сегодня, так чем же объясняется такая восторженная реакция на необходимость платить налоги? Афинская финансовая элита получала взамен бесценное общественное уважение со стороны других граждан.


Древние Афины
Картина Leo von Klenze (1846) / Wikipedia

Потребности Афин

Население Афин веков до нашей эры состояло из свободных людей и рабов общей численностью более 300 000 человек. Экономика, в основном, была ориентирована на международную торговлю и Афинам приходилось тратить много денег на поддержание жизни: от содержания армии до бесчисленных общественных фонтанов, разливающих питьевую воду по всему городу.

Большая часть дохода поступала от государственных сельскохозяйственных угодий и серебряных рудников, которые сдавались в аренду. Также Афины облагали налогом импорт и экспорт и взимали подати с иммигрантов и проституток, кроме того, на проигравших в суде налагались крупные штрафы.

По мере того, как Древняя Греция превращалась в международную державу, она построила большой дорогостоящий флот из нескольких сотен деревянных военных кораблей, называемых триерами. Постройка, оснащение и содержание экипажа триеры стоили огромных денег, которые платила в виде налогов афинская финансовая элита (при том, что прямого налога на богатство в Афинах не было).

Потребности богов

Для древних афинян военная мощь была лишь частью системы безопасности государства. Афиняне были уверены, что защитить их от всех невзгод под силу только богам, а значит, следует заручиться их благосклонностью.

Учитывая, сколь вздорными и непостоянными характерами обладали древнегреческие боги, их расположение обходилось недёшево. Афиняне строили тщательно спроектированные храмы, приносили большие жертвы, проводили масштабные религиозные празднования. Эти грандиозные зрелища включали в себя музыкальные феерии и театральные представления и привлекали десятки тысяч людей. И стоили бешеных денег, которые также взымались из кармана наиболее обеспеченных горожан.

Гордость

В современном мире никто не хочет платить налоги. Крупные корпорации и долларовые миллиардеры делают всё возможное, чтобы утаить от налоговых органов как можно больше прибыли, а порой и вовсе меняют гражданство, исходя из размеров экономии на налогах. Древние греки высмеяли бы такое поведение.

Ни одному богачу древних Афин не пришло бы в голову смошенничать с налогами. Наоборот: их финансовые обязательства перед обществом были предметом их гордости. Нередко они даже платили больше налогов, чем с них спрашивали. Они рассчитывали получить отдачу в виде уважения со стороны сограждан и благодарность за инвестиции в сообщество.

Этот социальный капитал был куда дороже денег. Афинская культура высоко ценила гражданский долг. Если богатый афинянин не желал делиться своим богатством, над ним смеялись, называя жадным, и осуждали как человека, который «берёт плату с гостей в своём доме» и «продавая вино другу, продаёт его разбавленным!»

Заработать титул почётного гражданина в наше время может показаться сомнительной целью в жизни, но для древнегреческих богачей это было важнее всего на свете. Вложив в государство достаточно денег в виде налоговых сборов, гражданин получал право воздвигнуть монумент в честь себя на видном месте города, чтобы и последующие поколения горожан помнили его щедрость. Звучит заносчиво, но обратной стороной подобной «заносчивости» было процветающее крепкое сообщество людей, гордившихся своим государством и, в том числе, своими богачами.

\u041f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0410\u0444\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u0440\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u044e\u0437\u0430 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0443 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0445\u043e\u0437\u044f\u0439\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0410\u0444\u0438\u043d \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u0438 \u0434\u0430\u043d\u044c (\u0444\u043e\u0440\u043e\u0441), \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435\u043c\u0430\u044f \u0435\u0436\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u043e \u0430\u0444\u0438\u043d\u044f\u043d\u0430\u043c\u0438 \u0441 \u0447\u043b\u0435\u043d\u043e\u0432 \u0441\u043e\u044e\u0437\u0430, \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u044b \u043e\u0442 \u043c\u043e\u043d\u043e\u043f\u043e\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0447\u0435\u043a\u0430\u043d\u043a\u0438 \u043c\u043e\u043d\u0435\u0442\u044b \u0438 \u0440\u044f\u0434\u0430 \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043c\u043e\u043d\u043e\u043f\u043e\u043b\u0438\u0439 \u0432 \u0441\u043e\u044e\u0437\u043d\u044b\u0445 \u0433\u0430\u0432\u0430\u043d\u044f\u0445. \u041f\u0435\u0440\u0432\u043e\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u0431\u0449\u0438\u0439 \u0441\u0431\u043e\u0440 \u0444\u043e\u0440\u043e\u0441\u0430 \u0434\u0430\u0432\u0430\u043b \u0432 \u0433\u043e\u0434 460 \u0442\u0430\u043b\u0430\u043d\u0442\u043e\u0432. \u041f\u043e-\u0432\u0438\u0434\u0438\u043c\u043e\u043c\u0443, \u0441\u0443\u043c\u043c\u0430 \u0444\u043e\u0440\u043e\u0441\u0430, \u0432\u044b\u043f\u043b\u0430\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u043c\u0430\u044f \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u0441\u043e\u044e\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0431\u0449\u0438\u043d \u0432 \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0445 \u043f\u044f\u0442\u0438\u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u0438 \u043b\u0435\u0442 (478-426 \u0433\u0433. \u0434\u043e \u043d. \u044d.), \u043a\u043e\u043b\u0435\u0431\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043b\u0438\u0448\u044c \u043d\u0435\u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e: \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0433\u043e \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u0430 \u0410\u0444\u0438\u043d \u043a\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438 \u0410\u0440\u0445\u0438\u0434\u0430\u043c\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0432\u043e\u0439\u043d\u044b (\u0441 460 \u0434\u043e 600 \u0442\u0430\u043b\u0430\u043d\u0442\u043e\u0432) \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u043a\u043e\u0440\u0435\u0435 \u0432 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0447\u0438\u0441\u043b\u0430 \u0441\u043e\u044e\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0431\u0449\u0438\u043d, \u0447\u0435\u043c \u0432 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0444\u043e\u0440\u043e\u0441\u0430 \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u043e\u0432.

\u041e\u0431\u044b\u0447\u043d\u043e \u0444\u043e\u0440\u043e\u0441 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u043b \u043e\u0434\u0438\u043d \u0440\u0430\u0437 \u0432 \u0433\u043e\u0434 \u2014 \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0437\u0434\u043d\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430\u0445 \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u0438\u0445 \u0414\u0438\u043e\u043d\u0438\u0441\u0438\u0439. \u0417\u0430 \u043e\u043f\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0441 \u0432\u043d\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0434\u0430\u043d\u0438 \u0441\u043e\u044e\u0437\u043d\u0438\u043a\u0438 \u043d\u0430\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043d\u0430\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u043d\u0430 \u043d\u0438\u0445 \u0434\u043e\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0437\u043d\u043e\u0441\u0430 \u0438 \u0432 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u043d\u0443\u0436\u0434\u044b \u043a\u0430\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u044d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u044f\u043c\u0438. \u0428\u0435\u0441\u0442\u0438\u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u0430\u044f \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c \u043e\u0431\u0449\u0435\u0439 \u0441\u0443\u043c\u043c\u044b \u0444\u043e\u0440\u043e\u0441\u0430 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u043b\u0430 \u0432 \u043d\u0435\u043f\u0440\u0438\u043a\u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0444\u043e\u043d\u0434 \u2014 \u043a\u0430\u0437\u043d\u0443 \u0431\u043e\u0433\u0438\u043d\u0438 \u0410\u0444\u0438\u043d\u044b.

\u041a \u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u043d\u044b\u043c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u0430\u043c \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0441 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u043d\u0438\u0439, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043d\u0435\u0440\u0435\u0434\u043a\u043e \u0431\u044b\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 (\u043d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u044b \u0441 \u041b\u0430\u0432\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432, \u043a\u0430\u043c\u0435\u043d\u043e\u043b\u043e\u043c\u0435\u043d \u0438 \u0441\u043e\u043b\u0435\u0432\u0430\u0440\u0435\u043d). \u041d\u0435\u043c\u0430\u043b\u044b\u0439 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u043b\u0430 \u043a\u0430\u0437\u043d\u0430 \u043e\u0442 \u0442\u0430\u043c\u043e\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0431\u043e\u0440\u043e\u0432: \u043e\u0442 \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u043e\u0432 \u043d\u0430 \u0440\u044b\u043d\u043a\u0435 \u0438 \u043d\u0430 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u044b, \u0432\u044b\u0432\u043e\u0437\u0438\u043c\u044b\u0435 \u0438\u0437 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430. \u041f\u043e-\u0432\u0438\u0434\u0438\u043c\u043e\u043c\u0443, \u0432 V \u0432. \u043d\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b\u043e \u0435\u0434\u0438\u043d\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d\u044b: \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442\u044b \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0439 \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0433\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043d\u0438\u0437\u043a\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d\u043e\u0439, \u043c\u0435\u043d\u0435\u0435 \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u044b\u0435 \u2014 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u043e\u0439. \u0412 IV \u0432. \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0430 \u0443\u0436\u0435 \u0435\u0434\u0438\u043d\u0430\u044f \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d\u0430 \u0432 1 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u043d\u0442.

\u0414\u043e\u0448\u0435\u0434\u0448\u0438\u0435 \u0434\u043e \u043d\u0430\u0441 \u043d\u0430\u0434\u043f\u0438\u0441\u0438 \u0441\u043e\u043e\u0431\u0449\u0430\u044e\u0442 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043e \u0441\u0431\u043e\u0440\u0430\u0445 \u043f\u0440\u0438 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0430\u0445 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0441\u0434\u0430\u0447\u0435 \u043d\u0430 \u043e\u0442\u043a\u0443\u043f \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432. \u0412\u043e \u0432\u0441\u0435\u0445 \u044d\u0442\u0438\u0445 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u044f\u0445 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043b\u043e \u0432 \u0441\u0432\u043e\u044e \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d\u0443. \u041f\u0440\u043e\u0446\u0435\u043d\u0442 \u043a\u043e\u043b\u0435\u0431\u0430\u043b\u0441\u044f \u0432 \u0442\u0430\u043a\u0438\u0445 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u044f\u0445 \u043e\u0442 1\/2 \u0434\u043e 5; \u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u043e \u0441 \u043f\u043e\u0432\u044b\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u043d\u043e\u0439 \u0446\u0435\u043d\u044b \u043e\u043d \u043f\u043e\u043d\u0438\u0436\u0430\u043b\u0441\u044f.

\u0412 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u043a\u0430\u0437\u043d\u0443 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u043b\u0438 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0431\u043e\u0440\u044b \u0438 \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u044b\u0435 \u0448\u0442\u0440\u0430\u0444\u044b, \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438 \u043e\u0442 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043a\u043e\u043d\u0444\u0438\u0441\u043a\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0438\u043c\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432. \u041c\u0435\u0442\u0435\u043a\u0438 \u0438 \u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e\u043e\u0442\u043f\u0443\u0449\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u0438 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438; \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0442 \u043f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0445 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043e\u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0436\u0434\u0435\u043d\u043e.">]" data-test="answer-box-list">

mashakosh135

Картина экономической жизни Греции была бы неполной, если не коснуться финансовой деятельности греческих полисов. О бюджете большинства из них мы имеем лишь отрывочные сведения, относящиеся при этом большей частью не к V, а к последующим векам. Можно представить себе довольно полно лишь финансовую жизнь Афинского государства.

После образования Афинского морского союза основу государственного хозяйства Афин составляли дань (форос), получаемая ежегодно афинянами с членов союза, доходы от монополизации чеканки монеты и ряда торговых монополий в союзных гаванях. Первоначально общий сбор фороса давал в год 460 талантов. По-видимому, сумма фороса, выплачиваемая большинством союзных общин в течение первых пятидесяти лет (478-426 гг. до н. э.), колебалась лишь незначительно: увеличение общего дохода Афин ко времени Архидамовой войны (с 460 до 600 талантов) находит объяснение скорее в увеличении числа союзных общин, чем в увеличении фороса отдельных городов.

Обычно форос поступал один раз в год — на празднествах великих Дионисий. За опоздание с внесением дани союзники наказывались наложением на них дополнительного взноса и в случае нужды карательными экспедициями. Шестидесятая часть общей суммы фороса поступала в неприкосновенный государственный фонд — казну богини Афины.

К постоянным государственным доходам относились также поступления с государственных владений, которые нередко бывали довольно значительными (например, доходы с Лаврийских рудников, каменоломен и солеварен). Немалый доход получала казна от таможенных сборов: от пошлин на право продажи товаров на рынке и на товары, вывозимые из города. По-видимому, в V в. не существовало единой пошлины: продукты первой необходимости облагались низкой пошлиной, менее необходимые — более высокой. В IV в. была установлена уже единая пошлина в 1 процент.

Дошедшие до нас надписи сообщают также о сборах при распродажах недвижимости и сдаче на откуп налогов. Во всех этих случаях государство взимало в свою пользу пошлину. Процент колебался в таких случаях от 1/2 до 5; обычно с повышением продажной цены он понижался.

В государственную казну также поступали судебные сборы и судебные штрафы, деньги от распродажи конфискованных имуществ. Метеки и вольноотпущенники платили в пользу государства прямые налоги; гражданское население от прямых налогов было освобождено.

Читайте также: