Налоги в казахстане литература

Опубликовано: 18.09.2024


Рубрика: 20. Международное право

Дата публикации: 28.11.2016

Статья просмотрена: 366 раз

Библиографическое описание:

Каримбекова, А. С. Налоговое право в Республике Казахстан / А. С. Каримбекова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11444/ (дата обращения: 20.05.2021).

Экономическую независимость, политическую стабильность, финансовое благополучие страны и его будущее в том числе, определяет налогово-бюджетное планирование на макроуровне. При этом налогово-бюджетное планирование базируется на стратегических документах развития страны на перспективу и зависит от состояния развития национальной и мировой экономики. Поскольку в настоящее время существуют мощные глобальные и внутренние вызовы. К ним относятся: угрозы продовольственного и энергетического кризиса, острый дефицит воды, исчерпаемость природных ресурсов, нарастающая социальная нестабильность, а также угрозы новой мировой дестабилизации и др. В данных условиях странам очень важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и улучшением качества жизни людей. Эту задачу должно выполнить грамотное налогово-бюджетное планирование на макроуровне, так как через доходную и расходную части государственного бюджета реализуется вся экономическая, фискальная, инвестиционная, инновационная, структурная и социальная политика государства, включающая в себя развитие человеческого капитала. От качества планирования доходов и расходов государственного бюджета страны, способов и механизмов стимулирования развития тех или иных сфер экономики через налоги, государственные расходы, трансферты и др. инструменты государственного регулирования экономики зависит повышение уровня жизни людей. [1]

Ровно 25 лет назад наше государство приобрело свою независимость и потребовало создания собственной налоговой системы. Начало такой системы было положено путем принятия ряда законодательных актов по налоговым вопросам. [2]

Республика Казахстан, как и другие страны СНГ, приступив к реализации радикальных мер по реформированию экономических отношений, заметно продвинулся на пути трансформации административно — плановой экономики в рыночную. Для этого необходимо было создать соответствующую нормативно — правовую базу, которая уже за первые годы независимости страны претерпела значительные изменения. К моменту принятия первого в истории не только РК, но и стран СНГ «Налогового кодекса», в разработке которого принимали участие М.Т. Оспанов, М.Т. Есенбаев, А.С. Павлов и руководители центрального аппарата, высококвалифицированные налоговики и финансисты страны. Налоговое законодательство в нашей стране состояло из трех указов Президента РК и 45 законов. Из них 18 актов регулировал систему налоговых отношений, виды налогов и порядок налогообложения, 11 — порядок деятельности целевых внебюджетных фондов, 22 — устанавливали налоговые льготы. Все это привело к незамедлительному началу работы по реформированию налоговой системы, что и было заложено в Программу действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса. Большую помощь по подготовке и проведению реформы оказали специалисты и эксперты МЦНИ во главе с его Президентом господином Даниэлем Виттом. [3]

Привлечение капитала является не единственным способом понижения налоговых ставок. Следует рассмотреть требование к налоговой системе в целом. Конечно же, есть плюсы в использовании государством налоговых льгот. Во–первых, достижимость быстрого привлечения капитала, особенно в условиях реформирования и стимулирования развития экономики. Также, нельзя забывать о необходимости пополнения бюджета государства. Предоставляя льготы, но, тем не менее, получая хоть какие — то суммы в виде налогов, на уплату которых не была предоставлена льгота, государство имеет возможность пополнить бюджет. [4]

В связи со сложившимися обстоятельствами в Казахстане в 90-х годах была избрана налоговая система согласно североамериканскомустандарту. В системе налоговых отношений вместо действующих налогов, особое место было выделено новой совокупности налогов, которые соответствовали рыночной системе государства. Особенно изменилась экономическая суть многих существующих налогов. Необходимо отметить, что налоговая система пока не стала главным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана. Принятая Конституция РК регулирует правовые отношения в политической, экономической, социальной сферах. Благодаря этому углубились рыночные отношения, создаются и развиваются финансовые институты. Экономика Казахстана все более открытой и доступной для мирового бизнеса. И все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы. [11]

Анализ показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране. Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. А все другие функции налоговой системы не выполняются в целом. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль. Другими словами, налоговая система требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ. [5]

В ноябре — декабре 1991 года, в апреле — мае 1992 года с целью оказания технической помощи в области улучшения налогового аппарата находились рабочие группы МВФ в составе Парто Шоме, Франсуа Корфма, Кунрада Ван дер Хидена, Госты Билхолма и Ксавье Марэ.

Налоговая система должна быть построена с учетом общепринятых в мировой практике принципов: справедливости, простоты и экономической нейтральности. Также было важно сократить до минимума количество налогов, их ставок и налоговых льгот, максимально упростить расчеты с бюджетом. И, конечно же, предстояло привести в соответствие с этими задачами и механизм налогового администрирования: до перехода к рыночным отношениям, в условиях жестко централизованной плановой экономики, сбор налогов не представлял особой сложности и не требовал соответствующего специализированного, профессионально подготовленного исполнительного и контролирующего аппарата. [2]

Данные все вопросы нашли отражение в положениях вступившего в действие с 1 июля 1995 года Указ Президента РК, имеющего силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (первого Налогового кодекса). Его основными целями являлись:

– снижение налогового бремени через сокращение количества действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет,

– приближение к прогрессивному опыту международной практики налогообложения,

– обеспечение справедливости, простоты и ясности в понимании налоговой системы. [6]

Налоговая система любой страны независимо от уровня экономического развития должна обеспечивать решение таких проблем, как сбалансированность государственного бюджета, сокращение дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования регионов. И тем самым главной задачей налоговой системы государства является создание условия для выполнения функций, присущие налогам. Эффективное функционирование налоговой системы призваны обеспечивать налоговые органы с помощью налогового администрирования. Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, ориентированную на увеличение уровня собираемости налогов. Такая цель оправдана, так как реформирование налоговой системы и налоговых отношений не может привести к положительным результатам, если не будет достигнута полная собираемость налогов. [7]

Несмотря на определенные отличия налоговых систем в странах СНГ, может выделить общие направления их совершенствования:

  1. создание стабильной налоговой системы;
  2. установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  3. формирование рациональной налоговой системы, обеспечивающей согласованность общегосударственных, групповых и частных интересов, содействующие развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности;
  4. повышение действенности налогового законодательства путем формирования единой налоговой правовой базы, совершенствования системы ответственности за налоговые нарушения, улучшения налогового администрирования;
  5. повышение ответственности за нарушение налогового законодательства.

Для Казахстана эти направления совершенствования налоговой системы дополняются следующими: обеспечение оптимального соотношения фискальной и распределительной функции налогов в налоговой системе; упрощение налогового администрирования; снижение уровня налогообложения несырьевого сектора. [8]

В условиях рыночных отношений, а в особенности в переходныйк рынку этап налоговая система считается одним из особенных финансовых регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Насколько правильно построена система налогообложения, находится в зависимости эффективное функционирование народного хозяйства.

В общем, можно сказать, что в ближайшей перспективе ожидаются значительные реформы налоговой системы, в особенности касающиеся эффективности налогообложения. В 2015 году в своем ежегодном Послании народу Казахстана,81 глава государства поставил ряд задач, касающихся налоговой политики. Основой этих задач стала необходимость оптимизации и повышение прозрачности налоговой системы. В дано время перед правительством стоит задача справедливого распределения налоговой нагрузки в экономическом пространстве страны. Так как принцип справедливости при налогообложении является именно тем самым фактором, игнорирование которого снижает эффективность любых реформ. [9]

В программе Стратегия «Казахстан — 2050» — новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях представлен план налоговой политики. Необходимо ввести благоприятный налоговый режим для объектов налогообложения, занятых в области производства и новых технологий. В настоящее время эта работа уже началась, и надо усовершенствовать данную задачу, сделав ее максимально эффективной. Также мы должны продолжить политику либерализации налогового и систематизации таможенного администрирования. Надо упростить и минимизировать насколько возможно налоговую отчетность. Мы должны стимулировать участников рынка к конкуренции, а не к поиску способов ухода от налогов. С 2020 года нужно внедрить практику налогового кредитования, где главной задачей является стимулирование инвестиционной активности предпринимателей. Новая налоговая политика должна иметь социальную направленность. Таким образом, налоговая политика должна стимулировать внутренний рост и отечественный экспорт на внешние рынки, а также на уровне граждан стимулировать их накопления. [10]

Таким образом, налоговая политика является неотъемлемой частью экономической политики. В общем перспектива развития налоговой системы вызывает интерес в связи с изменениями стратегических задач, поставленных перед государством. С момента становления и по сегодняшний день налоговая система Казахстана формировалась со сложившимися на тот момент требованиями. Иными словами, налоговая политика РК до настоящего момента являлась активным элементом денежно-кредитной политики, которая была необходима для повышения уровня экономики страны. Действующая модель налоговой системы не требует кардинальных изменений основополагающих задач, но тем не менее, необходимо продолжить реализацию преимущества Казахстана среди других стран мира.

  1. Кучукова Н.К. Налогово-бюджетное планирование // Международный журнал экспериментального образования . — 2015. — № 3. — с. 242.
  2. Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. — Алматы: ТОО «Изд-во НОРМА-К», 2003.–304 с.
  3. Нурумов А.А. Налоги и финансы рыночной экономики. — Астана: Елорда, 2004. — 304 с.
  4. Филимонов Д.Н., Касенова Г.Т., Кенжасарова З. Международное налоговое право. — Алматы: «Данекер», 2001. — 108 с.
  5. Сейдахметов Ф.С. Налоги в Казахстане. — Алматы: LEM. 2002. — 160 с.
  6. Русакова И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение. — М.:Юнити, 2000.- 495 с.
  7. Нурхалиева Д.М., Омирбаев С.М., Омарова Ш.А., Налоги и налогообложение в Республике Казахстан. — Астана: «Сарыарка», 2007. — 400 с.
  8. Мукашева Б.А., Дёмушкина Л.О. Государственное регулирование экономики: теория и практика. — 2 изд. — Астана: Акад.гос.упр.при Президенте РК, 2008. — 291 с.
  9. Налоговая система Казахстана: решения и вызовы, Тайбекулы А. // Институт мировой экономики и политики
  10. Стратегия «Казахстан — 2050» — новый политический курс состоявшегося государства.
  11. Алибеков C.T. Налоговое право Республики Казахстан. — 2 изд. — Алматы, 2013. — 991 с.

Похожие статьи

Проблема налогообложения с социально-философской точки.

налоговая система, налоговая политика, Казахстан, налоговое администрирование, отношение, налоговое законодательство, страна СНГ, налог, государственный бюджет, главная задача.

Анализ основных направлений налогово-бюджетной политики.

Ключевые слова: налогообложение, местные налоги, налоговая система, бюджет, доходы бюджета, налоговая политика. Развитие и форм государственного всегда сопровождаются налоговой системы.

Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, налоговое администрирование, налоговая система, налоговое законодательство, налоговая политика, налоговый кодекс, система налогообложения, государство.

Налоговое администрирование как фактор оптимизации.

налоговое администрирование, налоговое планирование, налоговые отношения, государственное регулирование.

налоговый контроль, налоговое законодательство, налоговая служба, Государственная налоговая служба, предпринимательская деятельность.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

налоговая система, налогообложение, налоговое бремя, налоговая нагрузка, теневая экономика, дефицит бюджета.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство.

Налоговая культура и подотчетность государства как.

Роль системы налогообложения в экономике государства. налог, налоговая нагрузка, налоговая политика, государство, функция, социальная дифференциация, научно-технический прогресс, налоговая ставка, какой бюджет, влияние налогов.

Основные аспекты бюджетно-налоговой политики государства

Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, фискальная политика, экономика, вмешательство, инструменты, трансферты, налоги, бюджет, государственный дефицит. Бюджетно-налоговая политика государства — это политика.

Федеральные налоги как основа налоговой системы.

Главным инструментом мобилизации средств в бюджет являются налоги. Государство может использовать для покрытия расходов и займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что требует дополнительных налоговых поступлений.

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база - стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

1. Экономические аспекты налоговой политики

1.1 Налоговая политика Республики Казахстан

1.2 Социально-экономические основы налоговой системы

1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы

2. Налоговая система Республики Казахстан

2.1 Виды налогов и объекты налогообложения

2.2 Организация налогового контроля

3. Пути совершенствования налоговой системы РК

Список использованной литературы

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Переход к рынку потребовал принятия Законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность. Общие принципы налогообложения в Республике Казахстан устанавливает Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 г. № 209 – II , с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2006 г. А так же новый НК от 01.01 2009 года.

Вопросы финансов всегда занимали заметное место в экономическом учении не только у классиков современной экономической науки, но и у классиков прошлого – А.Смита, Д.Рикардо, Ф.Прудона, Н.В.Ходского, З.Твердохлебова, К.Маркса и других. Ими высказаны многочисленные положения и мысли о налогах, источниках и характере государственных доходов и расходов, методах и формах обращения имущества и доходов, органической связи финансов и бюджета с содержанием политической власти.

В настоящее время вопросы в области налогообложения рассмотрены известными экономистами России, Юткиной Т.Ф., Черником Д.Г., Соколинским В.М.

В Казахстане налогам посвящены работы Ермановой А.А. Наурызбаева Н.Е., Худякова А.И., Манапова Н. и др.

Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.

Налоговые отношения всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Обычно налоги являются доходом бюджета, но могут быть использованы для формирования и других самостоятельных денежных фондов, существующих и вне бюджета. Вопрос о том, чьим доходом являются те или иные доходы зависит от строения финансовой системы государства. Но в любом случае налоги не формируют самостоятельного денежного фонда, а выступают в качестве одного из видов доходов тех или иных фондов. В Казахстане в настоящее время налоги выступают доходным источником бюджета в двух его разновидностях: республиканского и местного. Значение налогов как основного источника финансирования государства не меняет ни тип государства (социалистическое или буржуазное), ни тип экономики (основана она на частной или же на государственной собственности), поскольку это значение определяется следующими непреходящими экономическими факторами: во-первых, труд государственных служащих, при всей его общественной полезности и значимости, не создает стоимости, которая могла бы быть выражена в деньгах; в силу этого во-вторых, государство вынуждено искать деньги на стороне, и проще говоря, отбирать их у тех, кто их зарабатывает, производя стоимость. Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов. Функции налогов не есть нечто заданное – они видоизменяются вместе с государством и той ролью, которую оно стремиться играть в экономике.

На данный момент структура налоговой системы представляет собой наибольший интерес в области налоговой политики государства. В связи с этим тема работы является актуальной. За годы суверенитета в республике апробировалось несколько механизмов налогообложения и до сих пор происходит совершенствование налоговой системы, адекватной требованиям рыночной экономики.

Основанная цель курсовой работы – рассмотрение и анализ налоговой системы и принципов налогообложения в Республике Казахстан.

Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:

- изучить экономические аспекты налоговой политики;

- рассмотреть социально-экономические основы налоговой системы;

- определить структуру и критерии оценки развития налоговой системы;

- рассмотреть виды налогов;

- охарактеризовать организацию налогового контроля;

- определить пути совершенствования налоговой системы РК.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы.

1. Экономические аспекты налоговой политики

1.1 Налоговая политика Республики Казахстан

Налоги – одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов.

Право взыскать налоги всегда является одним из суверенных прав государства, такие же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее.

Как определяют современные экономисты, налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

"Налоговая политика, как совокупность форм и методов сбора финансовых средств, - сложное явление. В нем заложено глубокое противоречие: предстоит, с одной стороны, обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой стороны, допустить при этом снижение их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумного компромисса", отметил в своих работах В.М. Соколинский.

В экономических словарях данное определение обобщено следующим образом: "Налоговая политика – стратегические направления и тактические действия участников налоговых отношений при выполнении своих прав и обязанностей, определенных Конституцией того или иного государства, своде налоговых законов и других законодательных актов, имеющих прямое или косвенное отношение к налогообложению".

Но самое краткое определение, было замечено в справочнике "Налоговые системы развитых стран", которое характеризует налоговую политику как "систему мероприятий, проводимых государством в области налогов".

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

- обеспечению государства необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения своих функций и задач;

- созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

- сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения (при развитии политики прямого налогообложения).

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличии от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

Налоговая система в РК представляет собой законодательно установленный перечень всех действующих на данный момент налогов, с указанием их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и сроки выплаты, методологии расчета и учета, а также соответствующих административных положений.

Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в Казахстане Налоговым Комитетом Министерства государственных доходов и налоговыми управлениями в областях, крупных городах, налоговыми отделами в районах и городах.

Налоговая служба осуществляет общегосударственный контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах.

В настоящее время в республике налоговая система подвергается жесткой , но обоснованной критике. И сегодня совершенствование налоговой системы направлено на устранение недостатков, препятствующих обеспечению полноты поступления в бюджет финансовых ресурсов, упрощению структуры налогов и сборов.

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей в Советском Союзе налоговой системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в Казахстанской экономике. Разработчики экономических реформ по программе МВФ и те, кто начал внедрять эти реформы в Казахстанскую рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель.

Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма.

Для казахстанских условий начала 90-х годов была избрана налоговая система по американскому образцу. В структуре налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных для административно-командной системы, главное место было отведено новой совокупности налогов, соответствующих формированию рыночных отношений в стране (налог на имущество, на использование минеральных ресурсов и т.д.).

С момента введения ныне действующей налоговой системы прошло более пяти лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить , что процесс перехода экономики Казахстана к рынку происходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – больший акцент на разрушении старого вместо созидания нового, и как следствие – налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана.

Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы.

Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы, как отмечает Байдусенов А., является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой системы (стимулирование производства инновационной, инвестиционной и предпринимательской деятельности, повышение конкурентоспособности и отечественной экономики, формирование относительной социальной справедливости) не выполняется вообще. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщиков, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль.

Другими словами, налоговая система требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ.

Книги по бухгалтерскому и налоговому учету в Казахстане от Издательства LEM

Одним их основных видов учета в компании является бухгалтерский и налоговый учет. Бухгалтерский учет – это целая система, которая включает в себя:

· Сбор информации в денежном выражении об имуществе, капитале и обязательствах организации;

· Фиксация и регистрация этой информации;

· Обобщение и выводы по данной информации

Таким образом, бухгалтерский учет позволяет зафиксировать в денежном эквиваленте все «события», происходящие в организации. Вся информация фиксируется в бухгалтерском учете постфактум и ее главной задачей является ведение этой информации полно и достоверно. Бухгалтерский учет помогает предприятию предотвратить отрицательные результаты деятельности, помогает грамотно использовать различные ресурсы и соблюдать законодательство. Бухгалтерская отчетность помогает различным отделам компании видеть положение дел на текущий период и прогнозировать изменения, а инвесторам и государству понимать финансовое положение компании в прошедшем и текущем периоде. Такая отчетность используется как внутренними пользователями компании, так и внешними.

Налоговый учет в свою очередь - это система, которая позволяет сформировать понимание информации по хозяйственным операциям компании для дальнейшего их налогообложения. Налоговый учёт строго регламентируется государством посредством Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и других законодательных актов и нормативных документов. Может вестись как на основе бухгалтерского учета, так и самостоятельно. Все эти виды учета являются обязательными для каждого предприятия и в связи с обширной законодательной и регламентирующей базой вызывают наибольшее число вопросов, тем более, что это направление насчитывает наибольшее число изменений и дополнений в различные документы. Специалисты данного направления получают информацию обо всех нововведениях различными путями. Кто-то выбирает обратиться в учебные центры и узнать обо всех новшествах от преподавателя, кто-то покупает специальную литературу и изучает все самостоятельно, а кто-то пользуется и тем и другим. Какой бы способ не выбрал специалист важно, что бы вся полученная информация была актуальна и могла использоваться на практике.

Издательство LEM предлагает вам книги по бухгалтерскому и налоговому учету, а так же курсы по этим направлениям. Литература для бухгалтера представлена в Издательстве в широком ассортименте. Вы всегда сможете найти издание, которое решит ваши вопросы и поможет развиваться в профессии. Книги по бухучету написаны с учетом всех изменений и дополнений в законодательных и нормативных актах на дату покупки.

В наших магазинах вы найдете:

  • Законодательные акты;

- по бухгалтерскому учету;

  • Учебники по бухгалтерскому учету;

- для действующих специалистов;

- по различным направлениям бухгалтерского учёта;

- по учету в отраслях;

  • Сборники задач и книги с пояснениями;
  • Книги для бухгалтеров по работе с бухгалтерскими программами 1С;

- для начинающих;

- для продолжающих;

- по налогам;

  • Книги по управленческому учету;
  • Книги по аудиту;
  • Учебники по финансам;
  • Брошюры с описанием различных норм;
  • Книги по Международным и Национальным стандартам финансовой отчетности

и многое другое.

Все наши издания написаны известными авторами, которые являются экспертами в данной области и имеют большой опыт практической работы. Они издают книги по бухгалтерскому учету в Казахстане на протяжении десятков лет. Многие книги выпускаются с CD-дисками, на которых собраны документы и материалы, которые касаются темы, описанной в книге. Наши издания печатаются только на европейском оборудовании и качественных расходных материалах, что позволяет использовать издание продолжительный период времени. Каждый учебник «бухгалтерский учет и анализ» переиздается, если произошли какие-либо изменения в законодательстве или нормативной базе. Мы рассматриваем бухгалтерский учет и аудит с различных сторон, что помогает читателю лучше его понять.

Узнать стоимость наших изданий и оформить заказ вы можете здесь.

Налоговая политика Казахской республики имеет значительные отличия от русской системы налогообложения. О налоговых особенностях Казахстана, важных тонкостях и нюансах расскажем в этой статье.

Налоговая система РК: общие сведения

Республика Казахстан устанавливает весьма значительное число разнообразных налогов и обязательных выплат. Государство непосредственно занимается регламентацией отношений в данной среде, устанавливая некие правила, принципы и рекомендации.

Налоговая система республики имеет трехуровневый принцип формирования. Все ресурсы распределяются по трем направлениям:

  • государственный бюджет;
  • бюджеты областного значения;
  • бюджеты районного типа (муниципальные).

Конкретные принципы раздела средств по бюджетам различного уровня разъясняется с подробностями в ст.49-52 Бюджетного кодекса РК.

Законодательство Казахстана о налогах

Налоговая законодательная база Казахстана регламентируется положениями Конституции, Налоговым Кодексом, прочей нормативной документацией, принимающейся властными структурами.

При этом Конституция республики занимается формированием общепринятых норм налоговой среды, установлением прав и обязанностей пользователей, регламентацией роли государства в налоговом секторе, установлением обязанностей по выплате всех положенных отчислений.

Налоговый кодекс состоит из двух компонентов:

  1. Общая часть. Тут формируются принципы налогообложения, утверждаются ключевые термины и определения, имеющие применение в области налоговой политики.
  2. Особенная часть. Здесь детально расписывается порядок, временные нюансы и ставки платежей, описываются имеющиеся налоговые режимы, условия их применения.

В кодексе прописаны права и обязанности всех сторон, разнообразные мероприятия, относящиеся к исполнению обязательств.

Основные виды налогов в Казахстане

Для Казахской республики характерно разнообразие налоговых отчислений, которые можно распределить по двум направлениям – прямые и косвенные. Они в свою очередь имеют широкую классификацию, обладают определенными тонкостями и нюансами.

Подоходные налоги: корпоративные и индивидуальные

Корпоративный подоходный налог в Казахстане уплачивают следующие группы плательщиков:

  • налоговые резиденты РК;
  • фирмы, признанные нерезидентами Казахстана, при условии наличия в стране неких ценных ресурсов, производственных площадок, прочих доходов.

В первом случае сумма корпоративных отчислений формируется из налогооблагаемой части дохода, во втором – с чистого дохода. Процент напрямую зависит от различных ситуаций:

  • 10% — доход приносят земельные ресурсы;
  • 30% — общеустановленный порядок, показатель включает все вычеты;
  • 15% — доход у источника выплат.

Индивидуальный подоходный налог в Казахстане взымается с граждан, в собственности которых имеются подоходные объекты налогообложения. В случае с резидентами страны будут учтены все объекты, включая те, которые находятся за пределами Казахстана. Нерезиденты будут платить за имущество, расположенное в республике.

Часть объектов облагается отчислениями у источника выплат. В обозначенную категорию попадает заработная плата, премиальные выплаты, стипендии, накопительные пенсии и страховые суммы.

Подоходные налоги в Казахстане

Налоги на собственность

Один из важнейших налогов республики. Согласно действительным нормативам, гражданин, имеющий в собственности определенные дорогостоящие активы, обязан ежегодно уплачивать средства в бюджет.

Их размер зависит от типа имущества (земля, недвижимость, транспортные средства). Относительно юридических лиц выплаты распространяются исключительно на капитальные постройки и здания, нежилые помещения (исключение – сельскохозяйственный сегмент, где базой для определения налога служит площадь наделов).

Важно! Выплаты данного типа относят к местным налогам. Они поступают в городские и муниципальные бюджеты.

Социальный налог

Перечисляется всеми участниками предпринимательской активности. Освобождаются от него лица, применяющие патент и специальный режим для крестьянских и фермерских хозяйств. Также налогом не облагаются фирмы, которые сотрудничают с государством, трудоустраивают казахстанцев с ограничениями (инвалиды, частично нетрудоспособные граждане).

После реформы налоговых норм Казахстана в 2020 году ставка составила 9,5%. Для некоторых налоговых режимов утверждены другие правила. ИП платят социальный платеж в виде 2 МРП за себя и по 1 МЗП (мин. зарплате) за каждого трудоустроенного сотрудника. При «упрощенке» ставка равняется 1,5%.

Налог на добавленную стоимость

Платеж производят все лица, прошедшие регистрацию в качестве плательщиков НДС, освобождение от обязанности платить не предусмотрено. Данная сумма выплаты обязательна для всех предпринимателей, ведущих легальный бизнес в РК, а также иностранных организаций, которые ввозят в страну свою продукцию.

Плательщики НДС в Казахстане – граждане, чей оборот за отчетный период по реализации превышает уровень 30 тыс. минимальных окладов (72,15 млн. тенге). Ставка составляет 14%.

Обязательные пенсионные взносы за работников

Законодательная база Казахской республики устанавливает правило, по которому плательщиками пенсионных взносов признаются физические лица, однако обязанность по удерживанию и передаче средств передается работодателям.

Выплата осуществляется ежемесячно, ставка составляет 10% (5% — профессиональные взносы). При этом совокупный уровень дохода гражданина не должен превышать 75 «минималок».

Обязательное медицинское страхование

Главным нюансом данной выплаты считают тот факт, что отчисления поступают исключительно от работодателей на имя наемных служащих. В 2020 году размер отчисления составлял 1,5% от суммы зарплаты. В связи с некоторыми корректировками налоговых норм, в текущем году взносы уплачивать не нужно.

Обязательное медицинское страхование в Казахстане

Социальные отчисления

Это обязательные выплаты, утвержденные государством, плательщиками которых выступает работодатель или самозанятое лицо. Они поступают в ГосФонд Социального страхования (ГФСС), представляют собой базу для получения социальных пособий и преференций, в числе которых:

  • частичная (полная) потеря трудоспособности;
  • потеря кормильца;
  • утрата рабочего места;
  • беременность и роды;
  • усыновление ребенка;
  • уход за малышом до 1 года.

Соцотчисления уплачиваются за всех официально трудоустроенных лиц.

Внешнеэкономические налоги

К обозначенной категории налоговых начислений относят:

  • налог на прибыль. Ставка составляет 15 %, уплачивается с чистого дохода иностранных юрлиц, работающих на территории республики на легальных основаниях;
  • рента. Применяется относительно экспортеров сырой нефти и продуктов ее переработки;
  • акциз. Косвенная выплата, попадающая в бюджеты всех уровней. Платят ее производители, продавцы и импортеры продукции подакцизного типа (алкоголь, спиртосодержащие товары, топливо, нефть и продукты переработки, табачные изделия, некоторые виды движимого имущества).

Конкретная ставка акцизного сбора зависит от типа продукта и его назначения. Так, при продаже или покупке спиртосодержащей продукции показатель равен 3 евро за 1 л, ликеров – 2,5 евро, бензин – 25 евро за 1 т.

Внешнеэкономические налоги в Казахстане

Платежи и налоги за пользование недрами

Считается важнейшим бюджетным поступлением, так как экономика Казахстана ориентирована на горнодобывающую промышленность. Уплачивается ежегодно в виде двух бонусов – роялти и налога на сверхприбыль, подписного и коммерческого обнаружения.

Конкретные начисления зависят от типа используемого ресурса, статуса территории (природный заповедник, городские территории и т.д.), проводимой производственной деятельности.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Речь идет о государственном пошлинном сборе, регламентируемом согласно положениям главы 79 Налогового кодекса РК. Пошлина взимается за любые действия, производимые государственными службами, компетентными чиновниками и судебными инстанциями.

В статье 534 НК РК обозначаются конкретные объекты, с которых осуществляется взимание сбора (исковые заявления, регистрация брака, оформление паспорта и загранпаспорта и многое другое). Что касается конкретных ставок, то они более детально изучаются в ст.535.

Основные налоги для физических лиц

Для обывателей перечень налоговых отчислений значительно меньше в сравнении с предпринимателями. Тем не менее, они обязаны своевременно производить все выплаты, следить за отсутствием задолженности. Задержки приведут к увеличению нагрузки, начислению пени.

Налоги для физлиц представлены несколькими основными категориями отчислений.

Индивидуальный подоходный налог

Аналог российского НДФЛ уплачивается всеми лицами, осуществляющими трудовую деятельность на территории Республики (включая нерезидентов, при условии, что они имеют официальное место работы, предоставили декларацию). Выплату можно разделить на 3 категории:

  • отчисления с доходов, полученных по условиям трудовых договоренностей;
  • выплаты с дивидендов;
  • отчисления, поступившие от самозанятых лиц, предоставивших справку.

Подоходный налог в Казахстане составляет 10% (у источника выплаты) или 5% (дивиденды). Подача документации осуществляется в установленные временные сроки.

Индивидуальный подоходный налог в Казахстане

Налог на транспорт

Если во владении гражданина имеется транспортное средство любого типа (воздушное и морское судно, легковой или грузовой автомобиль, железнодорожный состав и т.д.), он обязан платить ежегодный транспортный налог.

При начислении выплаты в расчет принимаются такие параметры:

  • тип транспорта;
  • объем двигателя (легковая машина);
  • грузоподъемность;
  • посадочные места;
  • мощность воздушного, водного и железнодорожного транспорта.

Также учитывается уровень минимальной оплаты труда.

Земельный налог

Уплачивается гражданами, имеющими в собственности земельные наделы. Если участок применяется для ведения подсобного хозяйства, ставка будет зависеть от площади надела:

  • 20 тенге за сотку (площадь менее 0,5 га);
  • 100 тенге за сотку (свыше 0,5 га).

Также в расчет принимается районный коэффициент, который на текущий момент составляет (за 1 кв. м):

  • 0,96 тенге – Алматы и Астана;
  • 0,58 тенге – крупные города;
  • 0,39 тенге – городские пункты Акмолинской и Алматинской областей;
  • 0,39 тенге – населенные пункты областного значения;
  • 0,19 тенге – райцентры;
  • 0,13 тенге – пгт.

Самый низкий показатель в сельской местности, он составляет 0,09 тенге.

Земельный налог в Казахстане

Налог на имущество физических лиц в казахстане

Назначается всем лицам, владеющим недвижимой собственностью (квартира, дом, дача и т.д.). Конкретная сумма к уплате определяется государственными структурами, которые вносят необходимую выплату в квитанцию по оплате ЖКХ один раз в год. Если единая квитанция не используется, владельцы обязаны лично посетить государственный уполномоченный орган, предоставить документацию касательно своей собственности. Им производится индивидуальный расчет, оплатить который можно на месте.

При расчете ориентируются на ряд показателей, включая совокупную площадь объекта, полезную площадь, физический и функциональный износ, расчетный показатель и коэффициент зонирования. Последний параметр является фиксированным, и стоимость за 1 квадрат жилья составляет:

  • 60 тыс. тенге – Астана и Алматы;
  • 36 тыс. тенге – прочие крупные населенные пункты;
  • 12 тыс. тенге – города областного типа;
  • 6 тыс. тенге – райцентры;
  • 4,2 тыс. тенге – пгт.

В сельских поселениях также самый низкий коэффициент – 2,7 тыс. тенге.

Права налогоплательщиков

Согласно действительным нормам НК РК, все налогоплательщики, независимо от используемого режима, вправе пользоваться следующими возможностями:

  • своевременное получение от налоговиков разъяснений касательно начисленных сумм;
  • безоплатная консультационная поддержка;
  • получение бланков отчетности;
  • проверка целесообразности начисленных сумм;
  • заключение допсоглашений на проведение аудита;
  • своевременное получение итогов налогового контроля с расшифровкой.

Ключевым условием для реализации прав плательщика является предоставление открытых данных касательно месторасположения бизнесмена. Помимо того, предприниматель обязан предоставить налоговикам актуальные контактные данные (телефон, электронная почта). Это необходимо для того, чтобы резидент мог получить онлайн необходимую информацию непосредственно от органов налогового контроля.

Обязанности налогоплательщиков

К обязанностям налогоплательщиков относят:

  • регистрация в налоговой инспекции;
  • информирование сотрудников государственных структур об особенностях ведения предпринимательской деятельности;
  • предоставление актуальной, правдивой информации относительно всех моментов, связанных с предпринимательством;
  • ведение налогового учета согласно принципам и правилам конкретного режима;
  • исчисление налоговых сборов;
  • осуществление перечислений платежей в бюджет с ориентацией на конкретные временные отрезки, обозначенные на высшем государственном уровне;
  • составление налоговой отчетности, предоставление документов по первому требованию.

Важно! Перечень обязанностей может дополняться в зависимости от типа деятельности и применяемого налогового режима.

Иностранные налогоплательщики Казахстана

Казахстан заинтересован в увеличении инвестиционного притока. Потому предлагает иностранным компаниям довольно выгодные условия взаимодействия. Это помогло значительно усилить уровень сотрудничества республики с крупными юрлицами других государств.

Ключевыми преимуществами в Казахстане для иностранцев можно назвать:

  • четкие правила, которые не меняются ежегодно;
  • система дополнительных гарантий для инвесторов, работающих в республике;
  • прозрачная система налогообложения;
  • возможность получения льгот и бонусов от государства.

Для иностранных плательщиков Казахстана характерны такие особенности:

  • отсутствие необходимости платить за имущественные ресурсы, имеющие заграничную регистрацию;
  • фиксированная неизменная ставка налога.

Также стоит отметить приверженность РК международным нормам ведения бизнеса, что выливается в соблюдение прав инвесторов.

Специальные налоговые режимы

Республика Казахстан озабочена развитием предпринимательства в стране, потому предоставляет бизнесменам широкие возможности для ведения бизнеса. Здешние предприниматели вправе самостоятельно выбирать налоговый режим, каждый из которых имеет свои отличия:

  • общий порядок. Сумма отчислений формируется за счет разницы между доходом и расходом;
  • упрощенный режим. Здесь выплата непосредственно зависит от суммы полученной прибыли;
  • патент. Основой для расчетов является сумма заявленного дохода.
  • фиксированный платеж. Отчисления формируются с разницы между доходом и расходами;
  • специальный режим для крестьянских и фермерских хозяйств (ЕЗН). Оплачивают исключительно земельный налог, который рассчитывается исходя из площади наделов, принадлежащих хозяйственному субъекту;
  • производители продукции сельхоз назначения (СХПТ). Расчет выплат осуществляется по общим основаниям, однако начисленная сумма уменьшается на 70%.

Выбирать режим нужно исходя из особенностей ведения бизнеса.

Условия их применения

Отдельные типы налоговых режимов требуют наличия определенных обстоятельств для реализации. Законодатель устанавливает ряд ограничительных условий использования конкретного режима.

Ограничения установлены для отдельных видов деятельности. Предприниматели могут использовать исключительно общий порядок или прочие утвержденные законом режимы:

  • работа с товарной продукцией подакцизного типа;
  • лотереи и розыгрыши;
  • заготовка и прием стекла, бумаги, черного (цветного) металла;
  • консультационные услуги в сферах бухучета, аудита, финансовом, страховом и посредническом секторе.

Также к этой категории относится юриспруденция, адвокатура и финансовый лизинг.

Законодательство стран СНГ о налогах

Казахстан является активным участником СНГ и наряду с прочими государствами бывшего СССР использует налоговые принципы, характерные для этих стран. Помимо того, РК входит в экономическое объединение ЕАЭС вместе с Россией, Беларусью, Арменией и рядом других государств.

Согласно принятым международным нормам, группа стран, составляющая основу ЕАЭС, имеет приоритетный выход на рынки друг друга, избавлена от дополнительных налоговых начислений и повышенных ставок.

Одной из важнейших норм считают п.6 ст.72 Договора об ЕАЭС, где говорится о том, что плата НДС снимается в полном объеме, если передача товаров из одного государства в другое осуществляется в рамках одного юридического лица. Этот норматив позволил значительно расширить сферу взаимодействия с россиянами и белорусами, что повлекло открытие в зоне ЕАЭС различных межгосударственных представительств.

Читайте также: