Налоги в 2000 году для ип

Опубликовано: 08.05.2024

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Консультант Бухгалтера", N 8, 2000

Вопрос: В каком порядке в 2000 г. уплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды индивидуальные предприниматели, в том числе перешедшие на уплату налога на вмененный доход (в какие фонды следует уплачивать взносы, по каким тарифам, в какие сроки, каковы меры ответственности)?

Ответ: В соответствии с действующим законодательством индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы со своих доходов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

По платежам в Фонд социального страхования РФ индивидуальные предприниматели являются добровольными плательщиками, что установлено Инструкцией, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда России, Минфина России и Госналогслужбы России от 02.10.1996 N 162/2/87/07-1-07 "О порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования".

На 2000 г. тарифы страховых взносов определены Федеральным законом от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", в соответствии с которым индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы по следующим тарифам:

1. В Пенсионный фонд РФ - в размере 20,6 процента дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, тариф установлен в размере 20,6 процента доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

Кроме того, следует учитывать, что если индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, осуществляют прием на работу по трудовому договору или выплачивают вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, то они обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников и иных физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, по всем основаниям независимо от источников финансирования.

2. В фонды обязательного медицинского страхования - в размере 3,6 процента (из них 0,2% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, тариф установлен от доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

Кроме того, следует учитывать, что если индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, осуществляют прием на работу по трудовому договору или выплачивают вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, то они обязаны уплачивать страховые взносы в ФОМС в размере 3,6 процента от выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников и иных физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, по всем основаниям независимо от источников финансирования.

От уплаты страховых взносов по всем государственным внебюджетным фондам в 2000 г. освобождены индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части доходов от их деятельности.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.1995 N 222-ФЗ, сумму, причитающуюся к уплате в Пенсионный фонд, рассчитывают в порядке, определенном Письмом ПФР от 31.12.1999 N КА-16-27/11925.

Согласно порядку уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 38-ФЗ), уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями производится в сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.

Плательщики страховых взносов - индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого предпринимательства, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для уплаты стоимости патента.

Сроки уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование определены п.5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1.

Предприниматели без образования юридического лица уплачивают взносы в сроки, определенные для этой категории граждан законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц (предприниматели, перешедшие на уплату стоимости патента, - в сроки, установленные для его оплаты).

За нарушение установленного порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ к плательщикам в соответствии с п.6 Порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд применяются следующие штрафные санкции:

- начисление пени на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка России;

- взыскание 10 процентов причитающихся со дня государственной регистрации или получения лицензии (для граждан, осуществляющих лицензируемые виды деятельности) и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд за несвоевременную регистрацию в качестве плательщика страховых взносов;

- взыскание 10 процентов начисленных за отчетный год страховых взносов в Пенсионный фонд исходя из фактического дохода плательщиков за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о суммах доходов, необходимых для исчисления авансовых платежей в Пенсионный фонд, и других сведений, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";

- взыскание 10 процентов причитающихся за отчетный квартал к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости, а также сведений, указанных в п.2 Порядка уплаты и представляемых в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Такая мера ответственности, как взыскание всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд сумм выплат в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере, установленная также п.7 Порядка, не применяется согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 N 195-О и Письму ПФР от 27.01.2000 N КА-09-27/657 "О порядке применения финансовых санкций".

При взыскании штрафных санкций за сокрытие (занижение) фонда оплаты труда в соответствии с Письмом ПФР от 27.03.2000 N МЗ-16-27/2425 следует применять ст.122 части первой НК РФ, согласно которой неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения облагаемой базы влечет за собой взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.

Неуплата или неполная уплата страховых взносов, совершенные умышленно, влечет за собой взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год" за нарушение сроков уплаты страховых взносов плательщику страховых взносов начисляется пеня за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка РФ.

К плательщикам страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования применяются и другие штрафные санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, в частности:

1. За нарушение срока регистрации в качестве страхователя к плательщику применяется санкция, установленная ст.116 Налогового кодекса, - штраф в размере пяти тысяч рублей, а за нарушение срока регистрации в качестве страхователя на срок более 90 дней - штраф в размере 10 тысяч рублей.

2. За ведение плательщиком, обязанным уплачивать страховые взносы, деятельности без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда к указанной организации (физическому лицу) применяется санкция, установленная ст.117 Налогового кодекса, - штраф в размере 10 процентов выплат, начисленных в пользу работников в период такой деятельности, но не менее 200 тысяч рублей; а за ведение деятельности без регистрации в качестве более 90 дней - штраф в размере 20 процентов выплат, начисленных в пользу работников в период такой деятельности.

3. За непредставление в установленный срок расчетной ведомости по средствам социального страхования к страхователю применяется санкция, установленная ст.119 Налогового кодекса, - штраф в размере 5 процентов от причитающейся к уплате суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей, а за непредставление расчетной ведомости в течение более 180 дней по истечении установленного срока ее представления - штраф в размере 30 процентов причитающейся к уплате на основе указанной расчетной ведомости суммы страховых взносов и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе указанной расчетной ведомости, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

4. За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения установленной базы для начисления страховых взносов (выплат, начисленных в пользу работников), иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) к страхователю применяется санкция, установленная ст.122 Налогового кодекса, - штраф в размере 20 процентов от причитающейся к уплате суммы страховых взносов; а при умышленном совершении указанных деяний - штраф в размере 40 процентов от причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Кроме того, за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица исполнительного органа Фонда, проводящего проверку полноты и правильности уплаты плательщиком страховых взносов, на территорию или в помещение страхователя к плательщику применяется санкция, установленная ст.124 Налогового кодекса, - штраф в размере пяти тысяч рублей.

За непредставление плательщиком в установленный срок в исполнительный орган Фонда документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством, к страхователю применяется санкция, установленная п.1 ст.126 Налогового кодекса, - штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Перечисленные выше меры ответственности, предусмотренные НК РФ, применяются также и за нарушение порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Плательщики страховых взносов, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 63-ФЗ), уплачивают страховые взносы в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

При этом суммы единого налога, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, зачисляются в:

а) бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 75% общей суммы единого налога;

б) государственные внебюджетные фонды - 25% общей суммы единого налога, из них в Пенсионный фонд РФ - 22,725%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,150%.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕНВД

Е.В. Киценко,
советник налоговой службы I ранга

Понятие единого налога на вмененный доход появилось в российском законодательстве в 1998 году. Именно тогда был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее — Закон) . Согласно Закону вмененный доход—это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Введение Закона, с одной стороны, облегчило положение налогоплательщика. Лица и организации, переведенные на уплату единого налога, освобождались от обязанностей по исчислению и внесению в бюджет ряда федеральных налогов, в том числе: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль и др.

С другой стороны, предполагалось, что снимется ряд проблем и для налоговых органов, связанных с мероприятиями налогового контроля за деятельностью налогоплательщиков, переведенных на уплату этого налога. Закон предусматривал введение нового налогового режима для предприятий и предпринимателей, оказывающих свои услуги в тех сферах деятельности, где объективный контроль выручки для налоговых органов был затруднен. К таким видам деятельности справедливо были отнесены:
— оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;
— оказание бытовых услуг физическим лицам;
— оказание физическим лицам парикмахерских, медицинских, косметологических, а также ветеринарных услуг;
— оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;
— оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание;
— общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров и прочих предприятий общепита с численностью работающих до 50 человек);
—розничная торговля через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, ларьки, лотки, торговые павильоны;
—розничная торговля горюче-смазочными материалами;
— оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек;
— оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок, гаражей и т. д.

Согласно статье 5 Закона объектом налогообложения являлся вмененный доход, установленный на календарный месяц, со ставкой налога — 15% от него, налоговый период—квартал . Сумма единого налога рассчитывалась с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определялись в зависимости от ряда факторов. Право устанавливать конкретный размер вмененного дохода для каждого вида деятельности было делегировано законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ.

Однако реальность оказалась сложнее и многограннее законодательного варианта. Поэтому в практике налоговых органов возникли ситуации, потребовавшие судебного разрешения. В ряде случаев это произошло потому, что в связи с новизной налоговой ситуации законодательные органы субъектов РФ четко не определили некоторые понятия (например: «торговая площадь», «стационарная торговая точка (место)», «нестационарная торговая точка (место)»).

Инспекция МНС РФ по Привокзальному району г. Тулы обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Экс-Принт» 1 955 руб. налоговых санкций. Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.11.01 иск был удовлетворен, поскольку суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

В кассационной жалобе заявитель просил отменить решение суда как вынесенное в нарушение норм материального права. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Привокзальному району г. Тулы была проведена выездная проверка ООО «Экс-Принт» по вопросам соблюдения законодательства, регули-рующего порядок исчисления единого налога на вмененный доход, плательщиком которого общество являлось в силу статьи 2 Закона Тульской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 08.07.99 (с изменениями и дополнениями). Проверка проводилась за период с 19.10.99 по июнь 2000 года. О нарушениях, выявленных налоговой инспекцией, составлен акт № 78 от 14.08.2000 и вынесено решение № 54 от 14.08.2000, которым ООО «Экс-Принт» привлечено к ответственности в порядке пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде 1 955 руб. штрафа. В связи с тем, что в добровольном порядке штраф уплачен не был, ИМНС РФ по Привокзальному району г. Тулы обратилась с иском в суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности факта занижения ООО «Экс-Принт» единого налога на вмененный доход в результате неправильного отражения в расчетах размера торговой площади. Материалами дела подтверждено, что ООО «Экс-Принт» в соответствии с договором аренды от 01.11.98 № 37/98 занимало помещение общей площадью 38,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Тула, пр. Ленина, 104. Согласно техническому паспорту рабочая (используемая для осуществления торговли) площадь составляет 29,37 кв. м. Полагая, что часть помещения, занимаемая оргтехникой, не может считаться торговой, предприятие отразило в расчете единого налога размер торговой площади 9 кв. м.

Суд правомерно указал, что торговой площадью признается площадь торгового помещения, куда предусмотрен доступ покупателей. ООО «Экс-Принт» осуществляло работы и получало доход от копирования, ламинирования и других видов услуг, связанных с использованием оргтехники. Поэтому исключение из площади торгового зала площади, занимаемой ксероксом, компьютерами и т. д., куда возможен доступ покупателей, безосновательно.

При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности привлечения ООО «Экс-Принт» к налоговой ответственности следует признать обоснованным.

(Постановление ФАС Центрального округа от 05.03.02 № А68-56/13-01.)

Межрайонная инспекция МНС РФ № 6 по Тульской области обратилась с иском о взыскании с предпринимателя Степовой Н.Н. 512 руб. налога на вмененный доход, 11 руб. 89 коп. пени за его неуплату, 102 руб. 34 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.11.01 в удовлетворении иска было отказано.

В кассационной жалобе заявитель — Межрайонная инспекция МНС РФ № б по Тульской области просила решение арбитражного суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не нашел оснований для ее Удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по г. Алексину была проведена налоговая проверка предпринимателя Степовой Н.Н. В ходе проверки было установлено, что ответчица осуществляла розничную торговлю продуктами питания в стационарной палатке площадью 6 кв. м на микрорынке № 2 г. Алексина. При этом единый налог исчислен и уплачен ответчицей в размере 238 руб. по формуле единого налога, установленной для розничной нестационарной торговли, о чем составлен акт от 23.05.01. По результатам проверки решением Межрайонной инспекции МНС РФ № 6 по Тульской области от 07.06.01 № 105 Степова Н.Н. привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа, а также ей предложено уплатить доначисленную сумму единого налога и пени за несвоевременную его уплату—всего 625 руб. 99 коп.

Статьей 1 Закона Тульской области № 101-ЗТО от 26.11.98 (в редакции Закона Тульской области от 25.05.2000 № 183-ЗТО) определены понятия «стационарная торговая точка (место)», «нестационарная торговая точка (место)». Под стационарной торговой точкой (местом) понимается специализированное место (в том числе входящее в структуру многофункциональных торговых комплексов или центров) для осуществления торговли, действующее на постоянной основе, как имеющее, так и не имеющее торговой площади. Стационарной торговой точкой, имеющей торговую площадь, признается складское, выставочное, офисное помещение, открытые площадки, используемые под складирование товаров и в выставочных целях (в случае продажи товаров по образцам или на дому у покупателя). Стационарной торговой точкой, не имеющей торговой площади, признается палатка, киоск, контейнер, торговый автомат, а также часть стационарной торговой точки, имеющей торговую площадь, в случае передачи ее по договорам гражданско-правового характера во временное пользование. Под нестационарной торговой точкой (местом) понимается место, не имеющее торговой площади, используемое для торговли с помощью средств развозной (автолавки, автоприцепы, тележки и т. д.) и разносной торговли (лотки, корзины и т. д.), а также торговли с рук, охватывающее совокупность всех территорий (область, районы, населенные пункты, места, расположенные вне населенных пунктов, при необходимости — места дислокации), указанных в расчете единого налога.

Определяя статус торгового места, суд правильно руководствовался данными понятиями и обоснованно пришел к выводу, что автоприцеп типа «Тонар-1», используемый ответчицей для розничной торговли, является нестационарной торговой точкой, а поэтому доначисление предпринимателю единого налога исходя из формулы розничной стационарной торговли произведено налоговым органом неправомерно. Довод заявителя жалобы о том, что автоприцеп на протяжении длительного времени находится на рынке и используется как стационарная торговая точка (колеса сняты, автоприцеп поставлен на бетонные блоки), материалами дела не подтвержден. При изложенных обстоятельствах арбитражным судом отказано в удовлетворении иска.

(Постановление ФАС Центрального округа от 20.02.02 № А68-189.)

Иногда обстоятельства, влияющие на доходность торговой точки, меняются. Однако налогоплательщик самостоятельно не вправе изменить коэффициенты доходности, если эти обстоятельства не подтверждены соответствующими нормативными документами.

ООО «Ирбис» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском о признании недействительным требования Инспекции МНС РФ по г. Щекино Тульской области (далее — ИМНС) от 25.06.01 об обязании ООО «Ирбис» произвести уплату единого налога на вмененный доход в сумме 70761 руб. и пени 3392 руб. Решением суда от 29.11.01 в иске было отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.03.02 решение суда от 29.11.01 отменено и иск удовлетворен.

В кассационной жалобе ИМНС просила отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, кассационная инстанция пришла к следующему выводу. Как видно из материалов дела, ООО «Ирбис» представлены в ИМНС расчеты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за май—июль 2001 г. в связи с осуществлением розничной торговли горюче-смазочными материалами на стационарной автозаправочной станции, расположенной в пределах 150 м от придорожной полосы участка автомобильной дороги, проходящей от г. Тулы до г. Щекино. В этих расчетах налогоплательщик, полагая, что указанная автомобильная дорога является областной дорогой общего пользования, при исчислении налога использовал значение коэффициента места дислокации стационарной автозаправочной станции, равное 1,8.

Камеральной налоговой проверкой, оформленной актом от 25.06.01 № 201, установлено, что в нарушение статьи 4 Закона Тульской области от 26.11.98 № 101-ЗТО «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» допущена неуплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за май—июль 2001 г. в сумме 70761 руб. в результате занижения объекта налогообложения путем неверного применения коэффициента места дислокации стационарной автозаправочной станции, поскольку указанная автомобильная дорога является магистралью федерального значения, в связи с чем при исчислении налога используется значение коэффициента места дислокации стационарной автозаправочной станции, равное 3,6.

Решением ИМНС от 25.06.01 № 181-К обществу предложено уплатить 70761 руб. налога, 3392 руб. пени. На основании этого решения обществу направлено требование от 25.06.01 об уплате указанных сумм.

Истец обратился с иском о признании недействительным требования.

Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 25.12.01 № ГСДХ-9.1/4638-ис «О федеральной автомобильной дороге М-2 «Крым», пришел к выводу о том, что в связи с вводом в эксплуатацию участка федеральной автомобильной дороги «Крым» в обход г. Тулы и г. Щекино участок указанной автомобильной дороги от г. Тулы до г. Щекино утратил федеральное значение и подлежит передаче в государственную собственность Тульской области, но в настоящее время является федеральной собственностью.

Однако такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными.

Согласно Порядку утверждения перечня федеральных дорог и внесения в него изменений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.12.91 № 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», перечень федеральных дорог утверждается и изменяется исключительно Правительством РФ.

Таким образом, неопределенность относительно статуса участка автомобильной дороги М-2 «Крым» от г. Тулы до г. Щекино отсутствует: Министерству транспорта РФ и Государственной службе дорожного хозяйства указанного Министерства законодательством РФ не предоставлено право давать разъяснения положений нормативных актов Правительства РФ, касающихся автомобильных дорог, в связи с чем письмо Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 25.12.01 № ГСДХ-9.1/4638-ИС «О федеральной автомобильной дороге М-2 «Крым» как изменяющее правовое регулирование статуса участка автомобильной дороги М-2 «Крым» от г. Тулы и тем самым затрагивающее права и законные интересы налогоплательщиков является нормативным актом и подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию. Учитывая, что указанные требования не соблюдены, письмо не подлежало применению к возникшим отношениям.

При таких обстоятельствах у апелляционной инстанции арбитражного суда не имелось оснований для принятия обжалуемого постановления.

(Постановление ФАС Центрального округа от 23.04.02 М2 А68-165/АП-01.)

С введением в действие с 01.01.03 главы 26 3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ Закон, о котором уже шла речь (и на основании которого приняты судебные акты, приведенные здесь в качестве примеров), утратил силу. Положения законодательных норм, изложенные в Кодексе, по сравнению с ранее действовавшим Законом, претерпели значительные изменения. Остановимся на них лишь тезисно .

_____________
См. также Постатейный комментарий к главе 26 3 НК РФ — «Налоги и платежи», 2002, №10, стр. 46 (прим. ред.).

Во-первых, изменилось количество видов предпринимательской деятельности, для которых по решению субъекта РФ может быть установлен этот налоговый режим.

Во-вторых, статья 34627 НК РФ устанавливает 3 корректирующих коэффициента, в том числе коэффициент-дефлятор, которые раньше федеральным законом не устанавливались.

В-третьих, Кодекс четко определяет понятия, которые раньше давались «на откуп» субъектам РФ и вызывали массу налоговых споров (розничная торговля, стационарная и нестационарная торговая сеть, площадь торгового зала, торговое место и т. д.).

В-четвертых, законодательно установлены физические показатели и базовая доходность для конкретных видов деятельности.

В-пятых, для некоторых видов деятельности изменились ограничительные критерии.

В-шестых, плательщики единого налога вправе уменьшить его на сумму начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование. Этот вычет не может превышать 50 процентов начисленных сумм налога.

Материал из Documentation.

В 2000 году налоговые доходы федерального бюджета России составили 13,2 % ВВП. [1]

В 2000 году были приняты первые главы второй части Налогового кодекса РФ. С этого в России началась масштабная налоговая реформа. [2]

В 2000 году кроме подоходного налога с физических лиц, взимаемого по базовой ставке 12 % и предельной ставке 30 %, и отчислений в Пенсионный фонд физическими лицами по ставке 1 %, работодатель уплачивал начисления на фонд оплаты труда: в Пенсионный фонд — 28 %; Фонд социального страхования — 5,4 %; Фонд обязательного медицинского страхования — 3,6 %; Фонд занятости — 1,5 %; Если учитывать только подоходный налог и платежи в социальные внебюджетные фонды, то суммарная ставка подоходного налогообложения (сумма подоходного налога и отчислений во внебюджетные фонды, деленная на сумму дохода, включающего налог, и отчислений во внебюджетные фонды)) составляла около 37,2 % при учёте базовой ставки подоходного налога в 12 % и около 50 % при учете прогрессивного характера шкалы ставок подоходного налога. [3]

Содержание

3 марта 2000 года на всероссийском совещании по развитию топливно-энергетического комплекса Путин заявил, что как в топливно-энергетическом комплексе, так и в целом по экономике, налоговое бремя будет снижаться. [4]

6 июня 2000 года на встрече с лидерами делового мира Италии Путин в частности отметил, что ослабление фискального характера российской экономики — одно из главных условий улучшения инвестиционного климата. [5]

8 июля 2000 года в Послании Путина Федеральному Собранию Российской Федерации была поставлена задача переноса тяжести налогообложения на рентные доходы, получаемые недропользователями от использования принадлежащих Российской Федерации природных ресурсов. [6] В послании Путин подчеркнул, что введение законов, меняющих положение дел в налоговой сфере, «станет точкой отсчета нового времени в правилах поведения в экономике». [7]

10 июля 2000 года Путин направил Председателю Государственной Думы Г.Селезневу заключение на проект федерального закона «О внесении дополнений в отдельные Законы Российской Федерации о налогах в связи с принятием Федерального закона „О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“», принятый Государственной Думой в первом чтении 26 мая 2000 года. Поддерживая в целом предлагаемые дополнения, Президент отметил, что некоторые положения законопроекта не корреспондируют с положениями законов, в которые они вносятся. [8]

В ноябре 2000 года Алексей Кудрин объявил о том, что «результаты проверки нефтяных компаний выявили масштабное сокрытие их прибыли». [9]

В декабре 2000 года Алексей Кудрин подготовил доклад Путину о результатах совместной работы Министерства по налогам и сборам (МНС) и Министерства экономического развития и торговли, которым было поручено разобраться с проблемой налогообложения в нефтяной отрасли. [10]

В 2000 году поступления подоходного налога практически не рассматривались в качестве серьезного доходного источника бюджетной системы. Подоходным налогом и отчислениями в государственные социальные внебюджетные фонды реально облагались лишь доходы, выплачиваемые в виде легальной заработной платы, причем эта заработная плата была близка к совокупному доходу физического лица лишь для сравнительно низкооплачиваемых категорий населения. [11]

Выступая в 16 мая 2000 года на «круглом столе», посвящённом проблемам страхования, первый замминистра финансов РФ Сергей Шаталов сообщил, что Минфин РФ предложил установить с 2001 года единую ставку подоходного налога в размере 13 %. Действующая трехступенчатая шкала «не оправдала себя». Это неэффективный метод, сказал С.Шаталов — сейчас по минимальной ставке в 12 % подоходный налог уплачивает 90 % российских граждан, а по высшей ставке в 30 % лишь 0,5 %.

31 июля 2000 года первый замминистра финансов С.Шаталов был наиболее бескомпромиссен в опровержении информации о том, что 13-процентный налог направлен на то, чтобы заставить граждан раскрыть доходы. По его словам, правительство никогда не рассматривало это как временную меру. «Эти подходы рассматривались как долговременные, и речь не шла об одном-двух годах. В целом стратегические подходы правительства к налоговой реформе состоят в том, что 13-процентная ставка подоходного налога должна действовать долго». Как долго, Шаталов не сказал.

23 ноября 2000 года правительство России старалось убедить Думу в необходимости принять поправки ко второй части Налогового кодекса. Автор реформы С.Шаталов заверил думцев в честных намерениях власти: ни президент, ни правительство никогда не рассматривали введение единой ставки подоходного налога как временную меру. Прежде всего потому, что это — один из пунктов президентского послания федеральному собранию. Кроме того, плоская шкала, говорил С.Шаталов, очень прогрессивная мера: большинство стран применяют прогрессивную шкалу подоходного налога, однако в последнее десятилетие во всем мире отмечается тенденция к снижению этого налога.

24 ноября 2000 года поправки в Налоговый кодекс ушли в Совет Федерации.

11 февраля 2000 г. на Всероссийском совещании о состоянии и неотложных мерах по стабилизации и развитию агропромышленного комплекса Путин напомнил о необходимости рассмотреть целесообразность введения для аграрных предприятий единого сельскохозяйственного налога взамен множества уже действующих. [12]

18 апреля 2000 года Путин подписал закон «О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РФ», предусматривающий расширение полномочий налоговой полиции. [13]

История вопроса

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 148-ФЗ от 31 июля 1998 года “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности” (в ред. ФЗ от 31.03.1999 № 63-ФЗ, от 13.07.2001 № 99-ФЗ) со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 – 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за исключением сборов и налогов, перечисленных в той же статье Закона № 148-ФЗ.

С введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации все платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ, за исключением взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в силу ст. 11 ФЗ от 05.08.2000 года № 118-ФЗ), были объединены в Единый социальный налог.

30 ноября 2001 года Государственной думой ФС РФ был принят Федеральный закон № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ”, в соответствии с которым на территории Российской Федерации введена система обязательного пенсионного страхования.

Федеральным законом от 31 декабря 2001 года № 198-ФЗ внесены существенные изменения и дополнения в главу 24 НК РФ – ЕСН. Указанный закон также изменил и дополнил ФЗ № 148-ФЗ: из абзаца первого части третьей ст. 1 исключены слова “платежи в государственные внебюджетные фонды, а также”, а перечень налогов и сборов, от уплаты которых “вменёнщики” не освобождаются, дополнен единым социальным налогом.

Далее последовал Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ, который снова “освободил” плательщиков единого налога на вменённый доход от уплаты ЕСН, строчка о платежах в государственные внебюджетные фонды, однако, восстановлена не была.

Письмом от 13 августа 2002 года Управление МНС РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сообщило, что ФЗ от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ, вступивший в силу 30.08.2002 года, освобождает “вменёнщиков” от уплаты единого социального налога, но не освобождает их, как страхователей, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренных ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. Попробуем разобраться, насколько этот вывод правомерен?!

ЕНВД и "травма"

Основной проблемой при решении указанного вопроса на наш взгляд является следующее: была ли строчка “с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды” в ФЗ № 148-ФЗ основанием для освобождения “вменёнщиков” от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или не является.

На первый взгляд ответ “является” очевиден. По своей природе единый налог на вменённый доход является специальным налоговым режимом (ст. 18 НК РФ), в соответствии с которым уплата большинства налогов и сборов заменена одним платежом. В Федеральном законе “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности” от 31.07.1998 года № 148-ФЗ указано, что со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов РФ с его плательщиков не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды. В Федеральном законе “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” нет специальной нормы, согласно которой “вменёнщики” являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, применяя в дополнение п. 7 ст. 3 НК РФ (о толковании неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика), следует сделать вывод об отсутствии у плательщиков единого налога обязанности уплачивать указанные страховые взносы.

На практике, однако, данное утверждение может встретиться с активными протестами со стороны налоговых органов, а также Пенсионного фонда РФ. Здесь уместным будет вспомнить споры “вменёнщиков” по поводу уплаты ими страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обосновывали они свою позицию изложенными выше аргументами. Федеральные арбитражные суды занимали как сторону налогоплательщиков (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.04.2000 года по делу № Ф08-757/2000-210А, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2001 года по делу № А56-7936/01), так и сторону Фонда социального страхования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 февраля 2001 года по делу № Ф03-А49/01-2/262).

Не “порадовал” налогоплательщиков и Президиум ВАС РФ, который в своём Постановлении от 04.09.2001 года № 3218/01 указал, что “следует признать, что работодатели – страхователи, являющиеся плательщиками единого налога на вменённый доход, должны уплачивать страховые взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Необходимо, однако, отметить, что обосновал свою позицию Президиум весьма слабо. ВАС сослался на статью 5 ФЗ от 20.11.1999 года № 197-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год”, в соответствии с которой “плательщики страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, перешедшие на уплату единого налога на вменённый доход в соответствии с ФЗ № 148-ФЗ, уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, которые установлены указанным ФЗ”.

Сразу оговоримся, что в ФЗ “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности” нет и никогда не было указания на ставки и порядок уплаты каких-либо страховых взносов. Таким образом, в статье 5 ФЗ № 197-ФЗ законодатель, видимо, допустил ошибку, прописав слово “указанным”, вместо “настоящим”. Тот же вывод сделал Президиум ВАС, отметив, что “однако это положение (ст. 5) распространяется на те страховые взносы, размер (тариф) которых установлен ФЗ от 20.11.99 № 197-ФЗ”. Далее в Постановлении следует вывод об обязательности уплаты “вменёнщиками” страховых взносов и это представляется нам по меньшей мере странным.

Напомним, что с 1998 года существует отдельная законодательная база, регулирующая обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это Федеральный закон от 24.07.1998 года № 125-ФЗ и ежегодно принимаемые Федеральные законы о страховых тарифах на этот вид социального страхования. В 2000 году действовал ФЗ от 02.01.2000 № 10-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год”, в котором, в отличие от аналогичных законов 2001 и 2002 годов, не было ни слова о плательщиках единого налога на вменённый доход. Таким образом, ссылка Президиума ВАС на ФЗ № 197-ФЗ не только не логична, но и не правомерна, а Постановление от 4 сентября 2001 года не может рассматриваться в качестве бесспорного прецедента для решения аналогичных споров.

Правовая природа пенсионных взносов

Вторая проблема – это исключение Федеральным законом № 198-ФЗ от 31 декабря 2001 года из ФЗ № 148-ФЗ указания на освобождение плательщиков единого налога от уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды (ст. 2 ФЗ № 198-ФЗ). Напомним, что той же статьёй законодатель ввёл для “вменёнщиков” с 1 января 2002 года обязанность по уплате единого социального налога. Введение ЕСН вызвало бурную реакцию со стороны налогоплательщиков. Большинство юристов сошлись во мнении, что обязанность по уплате ЕСН плательщиками единого налога на вменённый доход возникнет лишь с 1 января 2003 года, но ни у кого почему-то не возникло вопросов относительно обязанности платить взносы в государственные внебюджетные фонды. На наш взгляд это весьма схожие проблемы.

Мотивируя незаконность введения ЕСН с 1 января 2002 года, юристы и налогоплательщики ссылались на ст. 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу, который наступит после истечения месяца с момента опубликования закона. Отсюда вполне правомерно делался вывод о том, что датой вступления Закона № 198-ФЗ (относительно ЕСН) в силу будет 1 января 2003 года. Отметим, что в сентябре 2002 года эту позицию налогоплательщиков впервые поддержал ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 11 сентября 2002 года по делу № А05-6231/02-352/13).

Давайте же разберёмся со страховыми взносами в Пенсионный фонд. Статья 2 Федерального закона № 198-ФЗ, внесшая изменение в ФЗ № 148-ФЗ “О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности”, превратила “вменёнщиков” в плательщиков указанных выше взносов. Но с какого момента, "вмененщики" стали нести эту обязанность?

Конституционный суд Российской Федерации в своём Постановлении от 24 февраля 1998 года № 7-П указал следующее: “В законодательном определении страховых взносов не раскрыта социально-правовая природа этих платежей, хотя некоторые содержательный признаки их названы – установление этих платежей законом, их обязательность и целевой характер. Указанные признаки страховых взносов не позволяют, однако, отграничить их от налогов, сборов,… Более того, содержание и характер норм о порядке регистрации плательщиков страховых взносов, о порядке и сроках уплаты страховых взносов, о мерах ответственности плательщиков, об осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации контроля за своевременной и полной их уплатой плательщиками с участием органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, о наделении этого Фонда при взыскании в бесспорном порядке недоимок по страховым взносам с работодателей - организаций правами, предоставленными налоговым органам по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, сближают страховые взносы с налоговыми платежами.”

Далее КС РФ сделал вывод о том, что “… согласно действующему законодательству страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан (статья 55, части 2 и 3; статья 57 Конституции Российской Федерации).”

По смыслу указанного Постановления, страховые взносы максимально приближены к налогам и сборам, и к ним должны применяться все установленные законом правила и ограничения для налогов и сборов, в том числе общие условия установления налогов и сборов (ст. 17 НК РФ) и порядок действия актов законодательства о налогах и сборах во времени (ст. 5 НК РФ). Добавим, что эта позиция также не раз подтверждалась Федеральными арбитражными судами (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2001 года про делу № А05-9064/00-638/13, от 21.08.2001 года по делу № 2182).

Обратимся теперь к самому Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (далее по тексту – Закон № 67-ФЗ или Закон). В соответствии с ним законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит их Конституции РФ, самого закона № 167-ФЗ, законодательства РФ о налогах и сборах (часть первая ст. 2), а правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством РФ о налогах и сборах (часть третья ст. 2).

Резюме

Итак, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей сути являются самостоятельной составляющей налоговой системы России. Они никак не связаны с единым налогом на вменённый доход и не зависят от него. Создаётся ситуация, аналогичная конфликту ЕНВД и ЕСН начала 2002 года. Следовательно, должен применяться аналогичный принцип его разрешения, основанный на статье 5 НК РФ.

В соответствии с абзацем первым п. 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Для применения статьи 5 НК РФ нам важно определить налоговый период для страховых взносов в Пенсионный фонд. Из положений статей 23 и 24 Закона № 167-ФЗ следует, что налоговым периодом (в Законе он назван расчётным периодом) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является календарный год. Следовательно, очередным расчётным (налоговым) периодом по этим взносам, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования ФЗ № 198-ФЗ, является период с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года. Таким образом, обязанность плательщиков единого налога на вменённый доход уплачивать страховые взносы на пенсионное страхование возникнет лишь 1 января 2003 года.

Возможно, приведённое обоснование в чём-то ошибочно, но, отметим, что в соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 11 сентября 2002 года налогоплательщику-истцу были возвращены как единый налог на вменённый доход, так и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Прецедент создан, дело за остальными налогоплательщиками.

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.


Баннерная реклама в рассылке


10 Самых популярных книг магазина "Налоговая помощь"

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если Вы хотите предложить свой материал для рассылки или у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите.



О рассылке "Как не платить лишние налоги и деньги?!"

Мы являемся не только ведущими почтовой рассылки "Налоговый кодекс …", но и по совместительству авторами другое популярной рассылки "Как не платить лишние налоги?!".

Эта рассылка посвящена разрешению сложных правовых вопросов, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности. В каждом выпуске рассылки мы рассматриваем ту или иную конфликтную ситуацию с налоговым или иным государственным органом или между контрагентами. Приводятся возможные аргументы противников. Предлагается свое видение разрешения конфликта. Вооружившись этой информацией, вы сможете отвоевать обратно свои деньги. Ведь наши ситуации как правило прошли испытание практикой.

Если вы не подписались на наши налоговые рассылки, то сделайте это прямо сейчас. Для тех, кто не в курсе, все это абсолютно бесплатно.



О компании "ТаксХелп"

Налоги в России всегда были мощнейшим фактором, влияющим на деятельность предприятий, на финансовое и стратегическое планирование, взаимоотношения между партнерами. И вполне естественно, что для бизнеса любые налоги воспринимаются как лишние издержки. Никто не спорит с необходимостью платить налоги, однако, эти издержки, как любые другие, могут и должны быть оптимизированы.

Практикой доказано – на налогах можно экономить.

однако платил авансовые платежи в налоговую 300 рублей 1998 году и 120 рублей в 2000 году. Засчитываются ли эти года в страховой стаж при расчете пенсии. Вышел на пенсию в 2011 году.

ответы на вопрос:

Я в 2009 году восстанавливал стаж за продавца у ИП за период 1998-1999-2000-2001 гг там ничего не надо платить, надо формы только сдать. Согласно ФЗ 173 от 17.12.01 "О трудовых пенсиях в РФ"осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.02 г путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал.

Это не будет учитываться.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015

"Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" указывает:

"Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с 1 января 2001 г. - документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению N 1".

У Вас нет патента в это время.

Согласно п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555

периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее именуется - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Поэтому, ПФР вправе отказать вам в зачете данного периода в страховой стаж.

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" был введен в действие с 1 апреля 1997 года,

С этой даты у индивидуальных предпринимателей возникла обязанность по отчислению страховые взносов на обязательное пенсионное страхование.

Если вы в этот период не делали взносы то эти годы не будут засчитываться вам в страховой стаж смотрите Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий

Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015

"Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий

(утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015)

2. В страховой стаж включаются (засчитываются):

а) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы);

4. При подсчете страхового стажа подтверждаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

6. К уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

Читайте также: