Кто в соответствии с налоговым кодексом рф не может являться представителем налогоплательщика

Опубликовано: 15.05.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в статью 29 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 29 НК РФ

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 23 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 29 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Комментируемая статья определяет лиц, которые могут выступать в качестве уполномоченных представителей.

Для уполномоченного представителя налогоплательщика необходимо наличие доверенности.

Порядок выдачи доверенности определен статьей 185 ГК РФ.

Порядок нотариального удостоверения доверенностей установлен статьей 59 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.1993, N 4462-1.

Доверенность дает право совершать юридические действия лицу, которому выдана доверенность, в отношении лица, эту доверенность выдавшего.

Закон требует соблюдения формы доверенности в виде ее нотариального заверения, если такая форма необходима в соответствии с законом.

Полномочия представителей физических лиц должны быть подтверждены нотариально удостоверенной или приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации доверенностью.

Например, совершение действий представителем (в частности, оплата расходов по обучению) от имени представляемого на основании письменной доверенности, заключенной в простой, нотариально не удостоверенной форме, следует понимать как реализацию гражданских прав представляемого.

В связи с этим отказ в подобной ситуации физическому лицу в предоставлении социального налогового вычета при отсутствии нотариально удостоверенной доверенности, выданной им своему представителю для произведения оплаты обучения, не основан на нормах действующего законодательства.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу абзаца первого пункта 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

В частности, исключение из приведенного общего правила предусмотрено пунктом 4 статьи 29 НК РФ, согласно которому ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона.

В то же время договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены с учетом требований пункта 3 статьи 29 НК РФ.

Однако судам необходимо иметь в виду, что доверительному управляющему не требуется доверенность на выполнение обязанностей, прямо возложенных на него положениями части второй НК РФ (например, статьи 174.1, 214.1, 214.4, 275 и др.).

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (абзац второй пункта 3 статьи 29 НК РФ). Данные положения распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

В пункте 2 статьи 185.1 ГК РФ перечислены виды доверенностей, приравненные к нотариально удостоверенным.

Таким образом, представитель индивидуального предпринимателя вправе действовать либо на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо на основании доверенности, выданной в порядке статьи 185.1 ГК РФ.

Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.

Полномочия представителей юридических лиц должны быть подтверждены письменной доверенностью, заключенной в простой форме.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, при этом печать организации на доверенности ставить не обязательно (пункт 4 статьи 185.1 ГК РФ).

Законодательство РФ не предусматривает нотариальную форму доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами в налоговые органы.

Например, руководитель обособленного подразделения может являться уполномоченным представителем налогоплательщика-организации (см. письмо Минфина России от 05.08.2011 N 03-02-07/1-278).

Согласно пункту 15 Обзора судебной практики ФАС Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 НК РФ (налоговый контроль) (рекомендован Постановлением Президиума ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N 4), в доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика, возможно указание общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами. Ни законодательство о налогах и сборах, ни гражданское законодательство не предписывают необходимость специального указания в доверенности полномочий на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Полагает, что абзац тринадцатый Инструкции, не допуская выдачу справки на руки представителю налогоплательщика и направление ее по почте, противоречит подпункту 6 пункта 1 статьи 21, пункту 1 статьи 26, пункту 3 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые такого запрета не содержат.

Таких оснований в результате изучения доводов заявителя и оспариваемых судебных актов не усматривается. В ходе рассмотрения дела суды руководствовались положениями статей 29, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таких оснований в результате изучения доводов заявителя и оспариваемых судебных актов не установлено. При рассмотрении спора суды руководствовались положениями пунктов 1-3 статьи 26, пункта 3 статьи 29, пунктов 2, 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –Кодекс), части 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Уполномоченный представитель физических лиц действует только на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Понятие уполномоченного представителя налогоплательщика

Процедура уплаты налогов является достаточно длительной и состоит из нескольких этапов. Прежде всего, необходимо собрать отчетность, заполнить декларацию и посетить налоговую.

Не всегда руководители крупных компаний могут позволить себе тратить время на посещение налоговых органов. Сегодня оплатить сборы за любое юридическое лицо может уполномоченный представитель налогоплательщика.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается такое лицо (физическое или юридическое), которое может представлять интересы плательщика налогов в сделках с налоговыми органами, а также с другими участниками отношений по налогам и сборам.

Уполномоченный осуществляет свои действия на основании доверенности, которая выдается в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом РФ.

Кто не может быть уполномоченным представителем налогоплательщика

Законодательство запрещает быть уполномоченными представителями следующим категориям:

  • работникам налоговых и таможенных органов;
  • специалистам органов внутренних дел правопорядка;
  • судьям следователям и прокурорам;
  • специалистам государственных внебюджетных фондов.

Данное правило закреплено в статье 29 Налогового кодекса РФ. Эта норма законодательства установлена по той причине, что указанные лица представляют интересы государства и не могут одновременно быть представителями налогоплательщика и стороны, осуществляющей контроль за уплатой налогов и сборов.

Ответственность уполномоченного представителя налогоплательщика

Уполномоченные представители налогоплательщика несут ответственность перед участниками налоговых правоотношений. Они ответственны за представление интересов в следующих случаях:

  • связанных с регистрацией компании в налоговых органах;
  • связанных с подачей декларации;
  • связанных с взысканием налогоплательщиков недоимки по налогам;
  • связанных с привлечением компании к ответственности за нарушения в области уплаты налогов и сборов, а также в других случаях если действие или бездействие налоговых органов затрагивает права организации.

Уполномоченное лицо несет ответственность за соблюдение сроков, подачу налоговой отчётности, правильность заполнения декларации по налогам, а также за правильность исчисления конечных сумм.

По этой причине уполномоченный налогоплательщика должен очень хорошо разбираться в современном налоговом законодательстве.

Доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика

Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свою деятельность на основании доверенности. Доверенность - это письменный договор между налогоплательщиком и третьим лицом о передаче и разделении прав. Согласно статье 185.1 ГК РФ срок действия доверенности составляет не более 3 лет.

Если договор не содержит сведений о сроках, то считается, что доверенность действует ровно год. При этом, если не указана дата открытия доверенности, то она считается недействительной.

Все действия, которые указаны в доверенности, уполномоченный представитель вправе совершать лично.

Он может передать свои полномочия третьим лицам, но только если это действительно необходимо.

При этом уполномоченный обязан уведомить своего доверителя и выдать доверенность третьему лицу. Такая доверенность должна быть обязательно нотариально заверенной.

Порядок выдачи доверенности на уполномоченного представителя налогоплательщика

Доверенность имеет определенный порядок выдачи, который установлен статьей 185.1 ГК РФ. При этом, на основании данного документа уполномоченный в праве совершать все юридические действия в том же объеме, что и доверитель.

По законодательству договор должен иметь унифицированную форму. Полномочия доверенного нотариально подтверждаются.

Доверенность обязательно выдается с подписью руководителя или лица, его заменяющего. Печать организации не обязательна. Данное правило закреплено пунктом 4 статьи 185.1 ГК РФ. Также, если уполномоченный сдает налоговые декларации, то он может предоставить письменное нотариальное заверение.

Основания прекращения действия доверенности

Статья 187 ГК РФ содержит основания для прекращения действия доверенности:

  • если кончился срок доверенности;
  • если доверенность отменена доверителем;
  • если доверенный сам отказался от полномочий;
  • если юридическое лицо прекратило свою деятельность в результате ликвидации или реорганизации;
  • если доверитель и доверенный признаны недееспособными или безвестно отсутствующими;
  • при смерти доверителя или доверенного;
  • если произведено введение в отношении организации процедуры банкротство, при которой доверитель теряет право выписывать доверенности.

Сроки отказа от доверенности не установлены ни для доверителя, ни для уполномоченного. Если доверитель изменяет или отменяет доверенность, он обязан оповестить об этом уполномоченного и налоговые органы.

Правопреемники налогоплательщика сохраняют свои права и обязанности, которые возникли в результате их действий после того, как стало известно о прекращении срока доверенности. Однако, правило не имеет силы, если налоговые органы были в курсе прекращения действия документа.

После того, как доверенность потеряла силу, уполномоченный либо правопреемник обязан вернуть документ налогоплательщику немедленно.

Данная обязанность носит двухсторонний характер.

Если этого не произошло, и организация не в силах вернуть бланк документа, то она должна в установленные сроки подать объявление о том, что доверенность считается недействительной. Это необходимо для предотвращения мошеннических действий, а именно для того, чтобы доверенностью компании больше никто не мог воспользоваться.

После публикации объявления, все действия по доверенности, произведенные в сроки, следующие за публикацией, считаются недействительными.

Доверенности, приравниваемые к нотариально удостоверенным

Доверенность для уполномоченного должна быть заверена, но существуют определенные обстоятельства, когда нотариальное заверение невозможно. Статья 185.1 ГК РФ устанавливает список доверенностей, которые приравниваются к нотариально заверенным:

  • документы, выдаваемые военнослужащим, которые проходят лечение в госпиталях. Должны быть удостоверены начальником медицинского учреждения или старшим врачом;
  • документы, выдаваемые военнослужащим, которые расположены в местах дислокации воинских штабов, где нет нотариальных контор;
  • доверенности осужденных, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены руководством исправительного учреждения;
  • доверенности совершеннолетних, находящихся в организациях социальной защиты, удостоверенные руководством таких организаций.

Правоотношения, в которых уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщик представляет интересы других участников

Уполномоченный представитель консолидированной группы налогоплательщиков может представлять ее интересы в следующих правоотношениях:

  • связанных с регистрацией в налоговых органах документов о создании консолидированной группы, а также с внесением изменений в договор между участниками;
  • связанных с взысканием с консолидированной группы задолженности по налогу на прибыль;
  • связанных с ответом организации по налоговым нарушениям налогового законодательства;
  • в иных случаях, когда действия налоговых органов организации оказывают влияние на участников созданной группы.

Если договор между участниками консолидированной группы прекращается досрочно, то лицо, которое является ответственным участником, сохраняет свои полномочия.

Уполномоченный вправе передать свои обязательства третьим лицам, но только на основании доверенности по требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченный налогоплательщика значительно упрощает для организации процедуру уплаты налогов. При оформлении доверенности необходимо опираться на действующие нормы законодательства и следить за сроками выданных лицензий.

Просим напечатать типовой бланк доверенности в налоговые органы со ссылками на статьи Налогового и Гражданского кодекса РФ для получения, например, актов сверок расчетов по налогам и сдачи отчетности.

Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя.

При этом в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать не только от налогоплательщиков, налоговых агентов, но и от их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение ими указанных требований.

Теме представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, посвящена глава 4 части первой НК РФ.

Ст. 26 НК РФ установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Указанные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

НК РФ разделяет представителей налогоплательщика на законных и уполномоченных.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Так, например, согласно ст. 40 Федерального закона РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Так, например, ст. 26 Гражданского кодекса РФ установлено, что законными представителями несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет признаются родители, усыновители или попечители.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 29 НК РФ).

Вопросам представительства и доверенности посвящена глава 10 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Установлены ограничения на полномочия представителя.

Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.

Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является за исключением случаев коммерческого представительства.

Не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.

Для представительства перед третьими лицами выдается одним лицом (к примеру, организацией, индивидуальным предпринимателем) другому лицу письменное уполномочие, именуемое доверенностью.

Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Нотариальное удостоверение доверенности требуется в двух случаях:

– на совершение сделок, требующих нотариальной формы;

– на доверенность, выдаваемую в порядке передоверия.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Напомним, что для представительства в налоговых правоотношениях доверенность от имени юридического лица нотариально заверять не требуется, а доверенность, выдаваемая индивидуальным предпринимателем, подлежит обязательному нотариальному заверению.

Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Унифицированная форма доверенности утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а только для получение товарно-материальных ценностей (форма М-2), отпускаемых поставщиком по наряду, счету договору, заказу, соглашению.

Следовательно, доверенность на представительство в налоговых правоотношениях составляется организацией, индивидуальным предпринимателем в произвольной форме с соблюдением требований Гражданского кодекса РФ и НК РФ.

Шестнадцатое октября г. Екатеринбург

две тысячи шестого года

Настоящей доверенностью общество с ограниченной ответственностью «Восток» в лице директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, доверяет Петрову Петру Петровичу, состоящему в штате в должности начальника финансово-экономического отдела, представлять интересы ООО «Восток» в ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга, а именно: подписывать от имени ООО «Восток» акты сверки расчетов по налогам и сборам, представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Настоящая доверенность выдана сроком до 1 января 2008 года без права передоверия.

Подпись представителя Петрова Петра Петровича _______________ удостоверяю.

Директор ООО «Восток» ________ Иванов И.И.

Если доверенность выдается лицу, не состоящему в штате организации, следует указать паспортные данные этого лица.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги.

Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать сборы.

Права налогоплательщика и плательщика сборов совпадают. В НК для указанных лиц названы такие права:

– право на информацию (подп. 1, 9 п. 1 ст. 21);

– на получение официального письменного разъяснения (подп. 2 п. 1 ст. 21);

– на управление собственными налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент) (подп. 3, 4 п. 1 ст. 21);

– на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения (подп. 5 п. 1 ст. 21);

– лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях (подп. 6, 8, 15 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26);

– давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений (подп. 7 п. 1 ст. 21);

– на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений (подп. 10, 13п. 1 ст. 21);

– не соблюдать незаконные предписания и требования (подп. 11 п. 1 ст. 21);

– на обжалование (подп. 12 п. 1 ст. 21);

– на возмещение неправомерно нанесенных убытков (подп. 14 п. 1 ст. 21);

– на защиту нарушенных прав и законных интересов (ст. 22).

Право на информацию означает возможность налогоплательщика беспрепятственно бесплатно (в том числе в письменной форме) получать от налоговых органов по месту своего учета информацию. Установленное право налогоплательщика на информацию включает и процедуру бесплатного получения этим лицом необходимых бланков отчетности и разъяснений о порядке их заполнения. Право налогоплательщика получать соответствующие бланки и требовать разъяснений о порядке их заполнения теперь применимо только в отношении налоговых деклараций и налоговых расчетов.

Право на получение официального письменного разъяснения означает возможность налогоплательщика или плательщика сбора получить от налоговых и других уполномоченных государственных органов официальные письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Состав компетентных органов, в которые налогоплательщик имеет возможность обратиться за разъяснениями, зависит от вида самого нормативного правового акта. Он имеет право получать письменные разъяснения по вопросам применения:

– законодательства РФ о налогах и сборах – от Минфина России;

– законодательства субъектов РФ о налогах и сборах – от финансовых органов, созданных в субъектах РФ по решению региональной власти;

– нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах – от органов местного самоуправления.

Лицо, нарушившее действующее законодательство, следуя официально полученному разъяснению компетентного органа, не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Право на налоговый менеджмент предполагает возможность управления налогоплательщиком (плательщиком сборов) собственными выплатами налогового характера, в частности:

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– изменять срок уплаты налога, сбора, а также пени путем получения отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита;

– досрочно исполнить обязанность по уплате налогов.

Налоговый менеджмент означает:

– систему управления налоговыми обязательствами и выплатами налогоплательщика, а также ресурсами, составляющими его налогооблагаемую базу;

– деятельность налогоплательщика, направленную на повышение эффективности его взаимодействия с государственным механизмом налогообложения.

Существует три базовых компонента налогового менеджмента: налоговая логистика; налоговая оптимизация; налоговая минимизация. Каждый из них является разновидностью налогового менеджмента и имеет свои особенности.

Налоговая логистика – это деятельность, заключающаяся в управлении ресурсами налогоплательщика для достижения приемлемых размеров налоговых выплат. Цель налоговой логистики – первоначальная организация определенного направления деятельности налогоплательщика, с тем чтобы легальными путями достичь того уровня налоговых выплат, при котором реализуемый проект или осуществляемая операция останутся экономически целесообразными. Методики налоговой логистики предусматривают возможность легального использования налогоплательщиком всех предоставленных законодательством льгот и налоговых освобождений. Осуществление комплекса мероприятий в ходе реализации указанных методик может принимать различные формы и содержание в зависимости от конкретного этапа, на котором они осуществляются.

Налоговая оптимизация – вид деятельности, осуществляемый путем оптимизации схемы, порядка, размера, сроков (периодов) налоговых и других обязательных выплат в бюджеты различных уровней с целью создания наиболее благоприятной модели исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств. Налоговая оптимизация состоит из фактических и аналитических действий, позволяющих оптимизировать уплату налоговых платежей без изменения их размеров. Это касается сокращения косвенных издержек при уплате налогов, а также создания наиболее удобных условий для совершения налоговых выплат. В результате применения методик налоговой оптимизации уплата налогов будет произведена в наиболее удобный для налогоплательщика срок (с учетом требований налогового законодательства).

Налоговая минимизация – это любые целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему в максимальной степени уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов и других платежей. Ее целью является максимальное снижение издержек, связанных с уплатой налоговых отчислений.

Право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения означает своевременный зачет или возврат налогоплательщику (плательщику сборов) сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, пеней, штрафов.

Право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях означает право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.

Право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений означает возможность налогоплательщика (плательщика сборов) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов и актам проведенных налоговых проверок.

Право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений дает возможность налогоплательщикам (плательщикам сборов) требовать от иных участников налоговых правоотношений соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий по отношению к данному налогоплательщику (плательщику сборов) и соблюдения и сохранения налоговой тайны.

Право не соблюдать незаконные предписания и требования дает налогоплательщикам (плательщикам сборов) возможность не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным федеральным законам.

Право на обжалование означает возможность налогоплательщика (плательщика сборов) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов; акты иных уполномоченных органов; действия (бездействие) должностных лиц указанных органов.

Право на возмещение неправомерно нанесенных убытков позволяет налогоплательщикам (плательщикам сборов) возместить в полном объеме убытки, причиненные незаконными решениями налоговых органов и незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Право налогоплательщика на защиту нарушенных прав и законных интересов конкретизировано нормами ст. 22 НК. В ней налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантирована административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Обязанности налогоплательщика и плательщика сборов по своему составу не совпадают. НК содержит открытый перечень обязанностей налогоплательщика и плательщика сборов, который может быть дополнен в иных актах законодательства о налогах и сборах.

Например, налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, определенные таможенным законодательством РФ.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая ответственность предусмотрена в НК, КоАП и УК.

Единственная обязанность плательщика сборов, о которой прямо говорится в статье 23 НК, состоит в необходимости уплачивать законно установленные сборы. Помимо этой обязанности плательщики сборов несут и иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.

Для налогоплательщиков в статье 23 НК установлены обязанности:

– уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 и подп. 1 п. 1 ст. 23 НК);

– встать на учет в налоговых органах (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК);

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (подп. 3 п. 1 ст. 23 НК);

– информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 4–6 п. 1 ст. 23 НК);

– выполнять законные требования налогового органа (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК);

– обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК).

Эти обязанности в равной степени распространяются на всех налогоплательщиков. Помимо этих универсальных обязанностей, в ст. 23 НК закреплены также дополнительные обязанности для отдельных категорий налогоплательщиков:

– из числа организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 23 НК);

– для нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 3 ст. 23 НК).

Обязанность уплачивать законно установленные налоги (сборы) означает, что налогоплательщик или плательщик сбора обязаны самостоятельно уплачивать законно установленный налог или сбор, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Основания, при которых у налогоплательщика возникает обязанность встать на учет в налоговых органах определены в ст. 83 НК, а порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета – в ст. 84 НК.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основе полученной налоговым органом информации либо на основании заявления физического лица.

Обязанность ведения в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения наступает, только если это прямо предусмотрено в законодательстве о налогах и сборах.

Обязанность информирования налоговых органов и их должностных лиц о результатах своей деятельности состоит в предоставлении им в установленном порядке налоговой отчетности, а также при необходимости – иной информации и документов о своей деятельности.

Обязанность выполнять законные требования налогового органа означает для налогоплательщика необходимость:

– не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;

– устранить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах.

В отношении указанной обязанности налогоплательщики наделены компенсирующим правом не соблюдать незаконные предписания и требования.

Обязанность обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности означает, что налогоплательщик в течение четырех лет должен сохранять у себя документы, содержащие:

– данные бухгалтерского и налогового учета;

– информацию, подтверждающую получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов;

– иную информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на основании п. 3 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» несет руководитель организации.

Личное участие налогоплательщиков и сборщиков налогов и сборов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает их права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях.

Налоговый кодекс предусматривает два вида представительства:

Законное представительство осуществляется законным представителем. Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченное представительство осуществляется уполномоченным представителем.

Уполномоченным представителем налогоплательщика (плательщика сборов) считается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений.

Уполномоченными представителями не могут быть:

– должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел;

Уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Уполномоченный представитель физического лица может осуществлять свои полномочия на основании:

– нотариально удостоверенной доверенности;

– доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Читайте также: