Минимальная наценка на товар для налоговой 2020

Опубликовано: 11.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2020 г. N 2094 “О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости”

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О защите конкуренции" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно на сахар-песок и масло подсолнечное (далее - продовольственные товары), Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой заключить соглашения с хозяйствующими субъектами - производителями и поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее - соответственно хозяйствующие субъекты, соглашения).

2. Установить, что соглашения признаются допустимыми в случае соблюдения следующих условий:

предметом соглашений является реализация сахара-песка и масла подсолнечного;

соглашения не ограничивают хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в выборе хозяйствующих субъектов - производителей и поставщиков продовольственных товаров;

соглашения не ограничивают хозяйствующих субъектов - производителей, переработчиков и поставщиков продовольственных товаров в выборе хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;

соглашения не затрагивают поставку иных продовольственных товаров.

3. Федеральной налоговой службе при проведении налогового контроля учитывать порядок ценообразования и обязательства хозяйствующих субъектов, предусмотренные соглашениями.

4. В целях осуществления мониторинга выполнения условий соглашений Федеральной налоговой службе совместно с Федеральной службой государственной статистики обеспечить проведение статистического наблюдения и представление Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службе статистических показателей, касающихся розничных (потребительских) и отпускных цен на продовольственные товары.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации осуществлять в рамках установленных законодательством Российской Федерации полномочий координацию действий по исполнению соглашений.

6. Федеральной антимонопольной службе при проведении антимонопольного контроля исключить применение предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации мер ответственности к хозяйствующим субъектам в связи с выполнением ими обязательств, указанных в соглашениях.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и действует до 1 апреля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Обзор документа

Минпромторг совместно с Минсельхозом и ФАС заключат с производителями продовольствия и торговыми сетями соглашения о снижении и поддержании цен на сахар-песок и подсолнечное масло.

Определены условия признания таких соглашений допустимыми.

Следить за выполнением соглашений будет ФНС совместно с Росстатом.

Постановление вступает в силу со дня его подписания и действует до 1 апреля 2021 г.

1 января 2021 года вступили в силу новые правила розничной торговли. Во многом они похожи на правила, действовавшие ранее, однако есть и нововведения. Разберемся, какие требования теперь будут обязательными для розничных продавцов, а от каких обязанностей их освободили.

Вместе с вступлением в силу новых правил розничной торговли утратили силу действовавшие ранее правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

Новые правила расширяют перечень обязанностей продавцов. Теперь наряду с обязанностью выдавать покупателю кассовый чек, предоставлять исчерпывающую информацию о себе и о товаре продавец должен:

отвечать на любую претензию покупателя по требованиям, которые он заявил в своем обращении;

при продаже товара дистанционным способом направлять покупателю подтверждение покупки с номером заказа сразу после оформления заказа (например, по электронной почте при оформлении заказа на сайте интернет-магазина);

при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и агрегатов предоставлять покупателю информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном для эксплуатации состоянии;

выдавать товар, приобретенный дистанционным способом, любому лицу, сообщившему продавцу номер заказа или предъявившему подтверждение о заключении договора о дистанционной продаже (в том числе электронное, например, СМС-сообщение с подтверждением заказа);

если товар продается через вендинговый аппарат, покупателю должна быть предоставлена следующая информация: наименование продавца, его государственный регистрационный номер, его местонахождение, режим работы, контактные данные, порядок возврата денег за неполученный товар, а также правила использования вендингового аппарата;

предоставить по требованию покупателя товарный чек, если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (наименование, модель, артикул). Это касается технически сложных товаров, животных и растений, стройматериалов и изделий, мебели, ткани, одежды, меховых товаров и обуви.

Кроме того, теперь можно продавать вразнос продовольственные товары в потребительской упаковке, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, компьютерные программы.

Вместе с тем продавцов избавили от исполнения некоторых обязанностей. Теперь продавец не должен:

обеспечивать наличие Книги жалоб и предложений (раньше ее нужно было не только иметь в наличии, но и передавать покупателю по его требованию). При этом в точках общепита (кафе, рестораны и т. д.) книга по-прежнему должна быть;

оказывать покупателю бесплатную помощь по погрузке крупногабаритного товара на транспортное средство покупателя;

знакомить покупателя с товарно-сопроводительной документацией на товар по его требованию;

обменивать технически сложные товары бытового назначения, гарантия на которые составляет год и более (раньше поводом для отказа в обмене таких товаров был сам факт наличия гарантии, а ее срок указан не был);

при разносной торговле больше не нужно обеспечивать наличие у представителя продавца личной карточки с фотографией и Ф. И. О., прейскуранта, а также передавать покупателю товарный чек;

передавать покупателю товарный чек при продаже ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

указывать номер фасовщика на расфасованных продовольственных товарах.

Прав у покупателей стало больше. Покупатель может свободно делать фотографии и снимать видео на территории магазина, включая съемку нарушений со стороны продавца. Продавец не вправе этому препятствовать.

По новым правилам приобретенные дистанционным способом технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней покупатель может вернуть продавцу, даже если они надлежащего качества. Ранее эти товары входили в перечень товаров, не подлежащих возврату. Для возврата необходимо, чтобы были сохранены потребительские свойства и товарный вид. Кроме того, у покупателя должен быть документ или другие доказательства, подтверждающие факт покупки товара у этого конкретного продавца.

Если раньше расходы на возврат продавцу товара надлежащего качества нес потребитель, теперь это не так. В договор купли-продажи можно включить условие, согласно которому потребитель освобождается от оплаты доставки такого товара к продавцу. При этом возврат некачественного товара в любом случае будет производиться за счет продавца.

Вместе с правилами розничной продажи товаров утверждены:

  • перечень товаров, которые не подлежат безвозмездной передаче по требованию потребителя на период ремонта или замены аналогичного товара (в него добавили газовые и газоэлектрические бытовые приборы для приготовления пищи, ювелирные изделия и другие изделия из драгоценных металлов и камней и ограненные драгоценными камнями);
  • перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463

Любой продавец с целью получения прибыли стремиться продать свой товар по наиболее высокой цене. Разница между закупочной ценой товара и ценой его продажи представляет собой торговую наценку. Эта наценка не может быть равной нулю, так как продавец несет затраты на транспорт, содержание персонала, торговых площадей и так далее. Продажа по закупочной цене без надбавки убыточна для продавца.

Величина наценки на продукцию зависит от многих факторов. Это наличие и острота конкуренции, качество изделия, «раскрученность» бренда, покупательная способность населения, а также ограничительные меры, которые государство накладывает на некоторые виды (группы) социально значимых товаров. Совокупность этих факторов не позволяет однозначно ответить на вопрос, какая наценка должна быть при розничной торговле.

как правильно делать наценку на товар

Сегодня в России на большинство товаров не устанавливается максимальная наценка на товар по закону. Это означает, что, например, если вы являетесь обладателем уникального изделия, то купив его, условно, за 1000 рублей, вы можете установить цену 1000000 рублей. Ведь таким товаром обладаете только вы. Но и тут есть ограничение. Это ограничение накладывает на продавца рынок. А кто купит гаджет или одежду за такую цену? Является ли потребительская стоимость этого товара такой высокой?

Способность установить оптимальную цену на продукт, то есть понимание того, как правильно делать наценку на товар, определяется знаниями или, если хотите, талантом продавца. Если цена вашего товара у конкурентов находится в определенных пределах, то существенное повышение цены не принесет вам прибыли, так как снизится объем продаж, а занижение «накрутки» может не увеличить оборот и продавец понесет убытки.

Расчет торговой наценки

Величина прибыли продавца зависит как от торговой наценки, так и от объема продаж.

Очень высокая надбавка к закупочной цене может существенно снизить объем продаж, а необоснованное ее уменьшение занижает общую прибыль. Сначала рассмотрим факторы, которые влияют на величину торговой надбавки. Это, в первую очередь:

  • наличие сильных конкурентов;
  • удаленность торговой точки от поставщиков товара;
  • ассортиментная линейка схожих товаров в торговой точке (например, количество марок шоколада в кондитерском отделе);
  • размещение в месте, которое посещает большое количество людей;
  • узнаваемость торговой марки (бренда);
  • является ли ваш продукт товаром повседневного спроса или это товар длительного пользования.

Минимальная наценка на товар для налоговой может быть рассчитана исходя из точки безубыточности. Это можно сделать простым методом.

Например, предприниматель приобрел партию однородных изделий за 100000 рублей и предполагает реализовать ее за один месяц. При этом его затраты на аренду помещения составляют 5000 рублей, зарплата персонала 25000 рублей, а иные расходы (бухгалтерия, уборка, транспорт составляют 10000 рублей. Тогда минимальная наценка составит:

Наценка = (5000+25000+10000)*100/100000 = 40%

Меньшая надбавка к закупочной цене приносит убытки, а большая – прибыль. Однако, если оборот растет и предприниматель может реализовать партию за полмесяца, то минимальная наценка будет:

Наценка = (2500+12500+5000)*100/100000 = 20%

Этот простой пример показывает, что имея надбавку 30% можно получить как убыток 10000 рублей в месяц, так и прибыль 20000 рублей в месяц. То есть получить 20000 рублей прибыли можно как повысив наценку до 60%, так и ускорив в два раза оборот.

минимальная наценка на товар для налоговой

Следует, однако, помнить, что снижение цены не всегда обеспечивает увеличение оборота. На брендовые сезонные товары наценка в первые «горячие» месяцы (недели) продаж может достигать 400—500% и даже больше. Поэтому вне сезона продавцы устанавливают скидки до 70% и все равно имеют прибыль.

Нужно ли делать наценку на все товары одинаковой

Если предприниматель торгует ограниченным ассортиментом продукции, то он устанавливает индивидуальные наценки на каждое наименование и может гибко реагировать на колебания спроса. Такой подход затруднен при широком ассортименте в торговой точке даже чисто технически (трудно часто менять ценники на сотнях выставленных на полках образцов), хотя современные «умные» компьютерные программы могут анализировать ход продаж и давать советы продавцу.

Обычно предприниматели разбивают свои товары на товарные группы. Например, мясные продукты, молочные, бакалея, кондитерские изделия и так далее. Сколько процентов наценка на товар в розничной торговле устанавливать по разным группам товаров можно оценить, анализируя цены конкурентов.

какую наценку можно делать на товар по закону

Иногда внутри одной товарной группы предприниматели дифференцируют наценку в зависимости от уровня закупочной цены партии. То есть на дешевые изделия устанавливают большую наценку, чем на дорогие. Такой подход может стимулировать увеличение продаж дорогих товаров и увеличить валовую прибыль.

Какую наценку можно делать на товар по закону

Как мы уже отметили выше, на большинство продуктов, услуг и товарных групп в России отсутствуют ограничения на размер торговой надбавки. Ее определяют сами субъекты предпринимательской деятельности с учетом реалий рыночной ситуации. Но есть специфические социально значимые товарные группы, на которые государство устанавливает предельные размеры торговых надбавок. К ним относятся:

  • изделия медицинского назначения;
  • фармпрепараты;
  • детское питание;
  • блюда и продукты объектов общественного питания, расположенные в учебных заведениях;
  • продукция, которую доставляют в районы Крайнего Севера и приравненные к ним.

Надбавки на изделия медицинского назначения и фармацевтические препараты, а также их перечень регулируются Правительством России. На остальные услуги и изделия надбавки устанавливают региональные власти.

Следует также иметь в виду, что наценка свыше 30% не допускается на важнейшие продовольственные продукты первой необходимости. Это хлебобулочные изделия, бакалея, мясо, молочные продукты и другие товары, цены на которые формируют стоимость потребительской корзины.

Практика показывает, что иногда компаниям приходится продавать товар по цене, которая меньше его себестоимости.

Такие сделки вызывают опасения бухгалтерии из-за возможных санкций со стороны налоговой службы. Если действующее гражданское законодательство не запрещает предприятиям продавать товар по убыточной цене, то налоговое законодательство предусматривает определенные ограничения на реализацию товара по цене ниже себестоимости.

Операции по продаже товаров ниже себестоимости имеют свои особенности в плане организации их бухгалтерского учета.

В данной статье разберем эти нюансы и рассмотрим, когда и какие налоговые риски могут возникнуть у компании, если цена реализации товаров ниже их себестоимости.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА НИЖЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

Основной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли, что зафиксировано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Однако ведение коммерческой деятельности изначально предполагает возможность ее убыточности. И действительно, на практике бывают ситуации, когда компания вынуждена реализовывать товары по цене ниже их себестоимости, то есть с убытком для себя. Причины такой реализации разные:

  • распродажа товара в связи с приближением окончания срока годности;
  • продажа уцененного (дефектного) товара;
  • реализация товара в ходе рекламных акций (например, акция «два товара по цене одного»);
  • реализация товара покупателю с предоставлением скидки за объем продаж;
  • реализация остатков нераспроданного сезонного товара в период падения спроса по сниженным ценам для пополнения оборотных средств;
  • реализация остатков товаров при прекращении работы компании с их отдельными номенклатурными позициями;
  • реализация излишних запасов товаров на складе для своевременного выполнения обязательств перед кредиторами компании;
  • реализация товаров в порядке договоров мены или зачета взаимных требований;
  • реализация товарных запасов при процедуре банкротства компании.

В то же время убыточная реализация товара всегда привлекает внимание налоговой службы при проверке деятельности компании. Поэтому возникает вопрос, насколько высоки юридические и налоговые риски таких хозяйственных операций.

Статья 454 ГК РФ однозначно определяет, что цена реализации товара устанавливается договором купли-продажи, то есть стороны договора могут указать в нем любую цену, в том числе и ниже себестоимости товара. Исключение составляют только товары/продукция/услуги, цены на которые устанавливает государство в соответствии с п. 4 ст. 121 ГК РФ.

За уровнем цен реализации на рынке следит и Федеральная антимонопольная служба России, однако согласно Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в ред. от 26.07.2006) «О защите конкуренции» ее контроль распространяется только на крупные компании, которые своими ценами могут повлиять на ценовую ситуацию на рынке сбыта.

Из этого можно сделать вывод: правовое законодательство не предусматривает никаких последствий для подавляющего большинства компаний при реализации товаров по цене ниже себестоимости.

Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) также содержит определение, что цена сделки между сторонами, которые не являются зависимыми по отношению друг к другу, изначально считается рыночной, пока не будет доказано обратное (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 105.3).

Однако налоговое право все же предъявляет определенные требования к вопросам убыточной продажи товаров. Налоговые органы вправе проверять обоснованность убыточных цен в следующих случаях (п. 2 ст. 40 НК РФ):

  • сделка совершена между взаимозависимыми юридическими лицами;
  • реализация совершена в рамках товарообменных операций;
  • реализация совершена по внешнеторговым сделкам;
  • реализация при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Согласно п. 3 ст. 40 НК РФ при определении рыночной цены необходимо учитывать:

  • скидки, вызванные сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  • уценки в связи с потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • уценки в связи с истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • скидки согласно маркетинговой политике компании, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
  • скидки в связи с реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Нужно отметить, что область применения п. 2 ст. 40 НК РФ была ограничена с 01.01.2012 Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

Данным законом в часть первую НК РФ были добавлены раздел V.1 и статья 105, регулирующая в том числе вопросы ценового контроля со стороны ФНС России.

С 01.01.2012 ФНС должна производить ценовую проверку в соответствии со ст. 105 НК РФ, которая ввела понятие «контролируемые сделки» и установила размер сделок, при превышении которого они контролируются (табл. 1).

Таблица 1. Критерии контролируемых ФНС сделок

Контролируемые сделки

Суммовой критерий сделки

Внешнеэкономические сделки

Между взаимозависимыми лицами

Доход от сделки свыше 60 млн руб.

С товаром биржевой торговли

Доход от сделки свыше 60 млн руб.

С резидентами офшоров согласно перечню Минфина России

Доход от сделки свыше 60 млн руб.

Внутрироссийские сделки

Между взаимозависимыми лицами

Суммовой оборот за год свыше 1 млрд руб.

Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

применяет иную ставку по налогу на прибыль организаций по сравнению с другой стороной

Доход от сделки свыше 60 млн руб.

резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль

Доход от сделки свыше 60 млн руб.

плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах

Доход от сделки свыше 60 млн руб.

применяет специальный налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН)

Доход от сделки свыше 60 млн руб.

С участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами:

посредник не выполняет никаких функций, кроме перепродажи товаров между взаимозависимыми лицами

Независимо от суммы сделки

посредник не принимает на себя никаких рисков и не использует свои активы для организации перепродажи товаров между взаимозависимыми лицами

Независимо от суммы сделки


Согласно п. 2 ст. 105.16 НК РФ организации, которые в течение налогового периода совершали сделки, подпадающие под определение контролируемых, обязаны уведомить о них в налоговую инспекцию не позднее 20 мая года, следующего за отчетным.

Ценовому контролю могут быть подвергнуты организации, работающие по режимам УСН и ЕНВД, так как в соответствии с п. 4 ст. 105.3 НК РФ ценовая проверка проводится только в отношении налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых, налога на добавленную стоимость и НДФЛ по доходам предпринимателя.

НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА НИЖЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

Когда реализация товаров по цене ниже себестоимости осуществляется между взаимозависимыми компаниями, компания-продавец вправе действовать двумя способами:

  • добровольно рассчитать налог на прибыль и НДС исходя из рыночной цены товара (ст. 105.3 НК РФ позволяет сделать это как при совершении сделки, так и по окончании налогового периода);
  • во время проверки со стороны ФНС предоставить доказательства, что цена сделки соответствует интервалу цен, по которым товар реализуется не взаимозависимым компаниям (ст. 105.7, 105.9 НК РФ).

Статья 105.7 НК РФ рекомендует использовать для определения рыночной цены пять методов:

1. Метод сопоставимых рыночных цен (приоритетный). Для применения этого метода нужны два условия:

• на соответствующем рынке сбыта есть хотя бы одна сопоставимая сделка;

• имеется необходимое количество информации о такой сделке.

2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродаже без переработки независимому лицу).

3. Затратный метод (приоритетный в сделках по оказанию услуг).

4. Метод сопоставимой рентабельности (применяют, если нет или недостаточно информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации, затратный метод).

5. Метод распределения прибыли (используют, если невозможно применить другие методы ценообразования и при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Рассмотрим оба варианта действий компании-продавца, которая реализовала товар себестоимостью 80 000 000 руб. своей «дочке» по цене 72 000 000 руб. При этом рыночная цена товара по методу сопоставимых рыночных цен составляет 120 000 000 руб.

Вариант 1. Руководство компании принимает решение о добровольном доначислении НДС и налога на прибыль исходя из рыночной цены реализации в целях минимизации налоговых рисков. Тогда рассчитывают дополнительные суммы налогов (табл. 2) с последующей их уплатой в бюджет.

Таблица 2. Расчет дополнительных сумм налогов исходя из рыночной цены сделки

Операция

Сделка

Сумма, руб.

Цена реализации товара

НДС на реализацию товара

Всего сумма реализации

Себестоимость реализованного товара

Списание входящего НДС по реализованному товару

Всего сумма себестоимости сделки

Убыток от реализации

Экономия по НДС

Доначисление налогов по сделке

Доначислен налог на прибыль исходя из рыночной цены

Доначислен НДС исходя из рыночной цены

Сумма налогов к уплате по сделке

Налог на прибыль

8 000 000

НДС

4 000 000

Несмотря на убыточность сделки в бухучете компания-продавец отражает в налоговом учете сделку по рыночной цене и доплачивает налог на прибыль в размере 8 000 000 руб. ((100 000 000 руб. (рыночная себестоимость) – 60 000 000 руб. (себестоимость сделки)) × 20 % налога на прибыль) и НДС в размере 4 000 000 руб. (20 000 000 руб. (НДС по рыночной цене реализации) –16 000 000 руб. (входящий НДС при закупке товара)).

Вариант 2. Компания-продавец считает, что убыточная сделка является экономически оправданной. Она отражает в учете убыток по сделке в размере 20 000 000 руб., а также предъявляет к зачету НДС разницу между налогом на фактическую реализацию и уплаченным при закупке товара налогом в размере 4 000 000 руб. (12 000 000 руб. – 16 000 000 руб.).

В качестве обоснования продажи товара ниже себестоимости компания приводит следующие доводы:

  • товар был закуплен для дальнейшей перепродажи и получения экономической выгоды (при рыночной цене реализации прибыль составила бы 40 000 000 руб.);
  • товар закупили в составе более крупной партии у постоянного поставщика, что свидетельствует об изначальном отсутствии намерений в занижении налогооблагаемой базы компании (прилагаются первичные документы на закупку товара);
  • в связи с действиями конкурентов срок реализации товара увеличился в два раза, к моменту его продажи по цене ниже себестоимости срок годности остатков товара составлял менее одного месяца (прилагаются отчеты по продажам и спецификации данного товара);
  • реализуемый ниже себестоимости товар может быть использован в деятельности взаимозависимой компании в качестве сырья, эта сделка носит единичный характер (прилагаются данные о взаиморасчетах с дочерней компанией);
  • если бы реализованный ниже себестоимости товар был списан по истечении срока годности на убытки компании, то сумма убытков составила бы 62 000 000 руб. (себестоимость товара плюс расходы по его утилизации), тогда как сумма убытка компании по сделке составила только 20 000 000 руб. (прилагается экономический расчет).

В этом случае налоговая инспекция может согласиться с доводами компании и тогда никаких налоговых санкций не будет, а может оспорить данные доводы в суде.

Арбитражная практика показывает, что в большинстве случаев суды встают на сторону налогоплательщиков, когда необходимость убыточной реализации документально обоснована, и принимают сторону налоговой инспекции, когда налогоплательщик не может четко показать, что убыточная реализация не имела под собой цели уменьшить налоговую базу компании.

Если в рассматриваемом примере налоговики оспорят приведенные налогоплательщиком доводы и суд согласится с неправомерностью реализации товара ниже себестоимости, последуют следующие налоговые санкции:

  • доначисление налога на прибыль в размере 8 000 000 руб.;
  • наложение штрафа в размере 1 600 000 руб. (20 % от суммы неуплаченного налога на прибыль);
  • наложение штрафа в размере 800 000 руб. (20 % от суммы неуплаченного НДС).

Важный момент: если суд признает занижение налогооблагаемой базы умышленным, то в соответствии со ст. 122 НК РФ штраф увеличат до 40 %;

  • начисление штрафа в размере от 100 000 до 300 000 руб. на должностных лиц компании за уклонение от уплаты налогов путем включения в декларацию (расчет) заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере (более 5 млн руб.), по ст. 199 Уголовного кодекса РФ.

Ценовой контроль убыточных сделок осуществляется только в рамках специальных ценовых проверок, то есть его не проводят при камеральных и выездных проверках деятельности налогоплательщика. Однако довольно часто налоговая инспекция предъявляет претензии к реализации товаров по ценам ниже себестоимости как к инструменту уклонения от уплаты налогов, что подпадает под действие ст. 54.1 НК РФ (введена в действие в 2017 г.).

В соответствии с этой статьей налоговики могут истребовать и изучать первичные документы, производить замеры и подсчеты, проводить опросы должностных лиц компании и получать от них объяснения по фактам хозяйственной деятельности, включая реализацию товаров по ценам ниже себестоимости.

В данном случае уже не будет иметь значения, с взаимозависимой или не взаимозависимой компанией заключалась убыточная сделка и является ли она контролируемой. У компании для минимизации указанных выше налоговых рисков всегда должны быть готовы документы, показывающие экономическую обоснованность реализации товара ниже себестоимости.

Также должен быть организован бухгалтерский учет таких операций в полном соответствии с требованиями законодательства об учете.

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2020.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Налоговая нагрузка — один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. ФНС на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 год. Татьяна Амелина, генеральный директор компании «Невская Перспектива», рассказывает, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Всего

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего

4,5

5,2

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

41,4

1,7

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства — всего

7,6

2,1

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

7,1

2,4

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего

9,9

5,1

Строительство

11,9

4,7

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,8

1,1

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего

10,5

6,2

Транспортировка и хранение — всего

6,4

4,6

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки

деятельность трубопроводного транспорта

деятельность водного транспорта

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

Деятельность в области информации и связи — всего

17,2

5,5

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

25,0

6,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

17,9

10,0

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов ÷ Доходы × 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 рублей. При этом страховые взносы составили 330 000 рублей. Выручка компании — 9,5 миллиона рублей (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми за 2019 год. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам — 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов — предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) ÷ Выручка × 100, где:

  • сумма НДС берется из строки 40, раздел 1 декларации НДС;
  • величина налога — из строки 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка — из строки 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ ÷ Общая сумма налогооблагаемого дохода × 100, где:

  • НДФЛ берется из строки 40, раздел 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода — из строки 60, раздел 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога ÷ Сумма полученного дохода × 100, где:

  • сумма налога берется из строки 133, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 273, 280, раздела 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов — из строки 113, разделов 2.1.1, 2.1.2 и страницы 213, раздела 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога ÷ Сумма полученных доходов × 100, где:

  • величина налога берется из строки 50, раздел 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из строки 10, раздел 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов ÷ Общая сумма начисленного НДС × 100%, где:

  • сумма вычетов берется из строки 190, раздел 3 декларации НДС;
  • сумма НДС — из строки 118, раздел 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ ÷ Общая сумма доходов от этой деятельности × 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.

Также просматриваются суммы страховых взносов — не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.

Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему — законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки — включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и так далее. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Читайте также: