Налоги сущность функции виды курсовая работа

Опубликовано: 16.05.2024

Налоги – это основной элемент всех экономических отношений с момента возникновения государства. Различные изменения форм государственного управления всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Благодаря налогам определяются отношения между предпринимателями, также, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками и с вышестоящими организациями. При помощи налогов также может регулироваться внешнеэкономическая деятельность, которая включает в себя привлечение иностранных инвестиций, формирует хозрасчетный доход и прибыль организации. Кроме того, налоговый механизм используют для экономических действий государства на общественное производство, его структуру и на состояние научно-технического прогресса. Поэтому налоги приобретают значимую роль в ходе государственной деятельности.

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области экономики, и касается изучения налогов и их основных элементов. Налоги – это основной элемент всех экономических отношений с момента возникновения государства. Различные изменения форм государственного управления всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Благодаря налогам определяются отношения между предпринимателями, также, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками и с вышестоящими организациями.

Исследуемая тема актуальна, так как задача каждого государства заключается в том, чтобы удовлетворить коллективные потребности общества. К примеру, к таким потребностям относят оборону, поддержание общественного порядка, содержание государственного аппарата и многое другое, – благоустройство, услуги ЖКХ, транспорта, здравоохранения, образования, культуры, искусства и спорта. Чтобы удовлетворить данные потребности собираются налоги. Налоги в целом и их учет имеют огромное значение для государственной и управленческой деятельности. Налоги могут рассматриваться как политическая, экономическая и правовая категория.

С точки зрения политики налоги представляют собой один из способов участия граждан в делах государства. Одновременно в современных условиях от качества проводимой государством налоговой политики зависят эффективность и успешность управления экономикой в рыночных условиях

Помимо актуальности темы, стоит рассмотреть также цель исследования. Целью данной курсовой работы является изучение значимости налогов и их видов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть вопросы, которые касаются теоретической части налогов. Такие, например, как: что такое налог и каким образом складывается государственный бюджет благодаря налогам
  2. Определить структуру налогов, их функции.
  3. Выявить особенности установление налогов.
  4. Рассмотреть элементы налога.

В роли объекта исследования выступает налоговая система страны. Предметом являются налоги их разновидности.

Теоретико-методологической базой данной работы являются работы отечественной и зарубежных экономистов, посвященные рассматриваемой теме, учебно-методическая литература, а также разнообразные информационные ресурсы, которые затрагивают данную тему.

Цели и задачи данной курсовой работы предопределили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

1. Теоретические основы категории «Налог»

1.1 Сущность и функции налога

Налоги считаются одним из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились наравне с возникновением государства, и использовались им как источник для содержания государственной власти.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который принудительно взимаемается органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги нужно отличать от сборов и пошлин, взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность всех установленных налогов, их принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему страны.

В Российской Федерации различают налоги трех типов: федеральные, региональные и местные.

Список налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ[1].

Органы государственной власти не имеют права вводить какие-либо дополнительные налоги или же обязательные отчисления, а также повышать ставки, которые не предусмотрены законодательством РФ.

Понятие налога включает в себя некоторые элементы:

  1. Объект налога - то есть, это доходы либо стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, различные операции с ценными бумагами, пользование ресурсами, имущество юридических и физических лиц, которые устанавливают законодательные акты.
  2. Субъект налога - это налогоплательщики, то есть физические или юридические лица;
  3. Источник - доход, из которого и выплачивается налог;
  4. Ставка налога – это размер налога с единицы объекта налога;
  5. налоговая льгота – это может быть полное или частичное освобождение плательщиков от налогов.

В развитии видов налога и способов их взимания можно выделить три больших этапа[2]:

От древнего мира до начала средних веков у государств отсутствовал какой-либо финансовый аппарат, поэтому не могли определить в каком размере и какие налоги необходимо собрать, чтобы обеспечить нормальную жизнь людей. А могли определить только общую сумму, которую желательно было получить. Процесс сбора налогов был возложен на общину. Это начальный этап в развитии налогов и их взимания.

На втором этапе конец 19- начало 20 годов. Теперь процесс сбора налогов берет на себя само государство. Начинают создаваться разнообразные государственные учреждения. Разрабатываются новые способы взимания налогов, устанавливается квота обложения. В целом сбор налогов загоняют в определенные рамки.

И, наконец, на последнем третьем, современном, этап - государство отвечает за абсолютно все функции установления и взимания налогов. Органы власти на региональном и местном уровнях играют роль неких помощников государства, имея степени самостоятельности.

Как экономическому рычагу, налогам присваивают значение с помощью которого государство может воздействовать на рыночную экономику. При условиях рыночной экономики государство использует налоговую политику в качестве определенного регулирующего элемента на негативные явления рынка. Сами налоги, как и вся налоговая система, в целом, являются сильным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Изначально форма проявления сущности налогов – это вносимые гражданами денежные средства на финансирование расходов публичной власти. Сейчас налоги, на минимальном уровне определяются, как сумма, которая расходовалась на выполнение государством основных функций. В число таких функций входят: расходы на государственное управление, оборону, охрану порядка и суды. Расширение функциональной нагрузки государства требовало непосредственно увеличение налогов.

На современном этапе развития налогов они выступают в качестве важного источника доходов бюджетной системы, при этом доля доходов от налогов в некоторых странах может составлять даже 90 процентов от общей уплаченной суммы.

Российское налоговое законодательство дает полное и четкое определение налога. Налог - это платеж обязательного индивидуально безвозмездного характера, который взимаемается с юридических и физических лиц в виде отчуждения их денежных средств с целью финансирования нужд государственного и муниципального управления[3].

Сущность налогов, в основном, раскрывается через выполняемые ими функции. К таким функциям можно отнести[4]:

  • Фискальная функция налогообложения — это основная функция налогообложения. Основной эта функция стала исторически: налоги являются составляющей доходов бюджета государства. Реализация данной функции осуществляется благодаря налогового контроля и налоговых санкций, обеспечивающих максимальную собираемость установленных налогов и создающих препятствия к уклонению от уплаты налогов. По-другому, это, так называемый, сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов.

Все остальные функции налогообложения берут свое начало в основной фискальной функции.

  • Распределительная или социальная функция налогообложения - она состоит в перераспределении общественных доходов, то есть, происходит передача средств в пользу незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения.
  • Регулирующая функция налогообложения — эта функция направлена на решение налоговых механизмов экономической политики государства. В рамках этой функции выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
  • Стимулирующая подфункция налогообложения –эта функция направлена на поддержание экономических процессов. Она реализуется через систему льгот. Нынешняя система представляет собой широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. п.
  • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития разнообразных экономических процессов.
  • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление ресурсов, которые были использованы. Эту подфункцию выполняют отчисления денежных средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
  • Контрольная функция налогообложения позволяет государству вести учет за поступлениями в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ и обобщение налогов.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

курсовая работа.doc

Кафедра экономики и логистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: экономическая теория

по теме: «Налоги: сущность, их виды и функции».

Студентки 2 курса, группы МЛ-21

Сыроежкиной Анастасии Валерьевны

Гадеудина Елена Дмитриевна

  1. Сущность налогов
    1. Понятие налогов…………………………………………………………… ..4
    2. Сущность налогов…………………………………………………………. ..6
  2. Классификация налогов и их функции

Библиографический список ………………………………………..…………. 35

Приступая к рассмотрению данной темы, прежде всего, хочется отметить её актуальность. Данная тема - действительно актуальна в наше время, т.к. налоги - являются одной из важнейших и неотъемлемых структур, без которой невозможно представить современную, как российскую, так и зарубежную экономику. Автор выбрал данную тему исходя из того, что налоги - являются важнейшей составляющей мировой экономики, и в дальнейшем данная тема будет также актуальна и интересна для изучения, как и сейчас.

Целью данной курсовой работы является анализ и обобщение налогов.

Задачи данного реферата:

  • первый пункт рассматривает сущность налогов;
  • второй пункт – классификацию налогов и их функции.

Объект изучения – налоги во всём мире. Предмет изучения – виды налогов, элементы налоговой системы, условия взимания налогов.

Структура данной курсовой работы состоит из следующих разделов:

    1. Понятие налогов
    2. Виды налогов
    3. Функции налогов
    4. Сущность налогов

Первая глава – рассматривает сущность налогов.

Для реализации поставленных целей и задач был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы. Отметим тот факт, что указанные вопросы детально освещены в налоговой периодике. Особо хочется отметить учебник Бункиной «Макроэкономика».

  1. Сущность налогов
    1. Понятие налогов.

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

  • защита территории;
  • выполнение управляющих и распределительных функций;
  • поддержание внутреннего порядка;
  • сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами)[1.с.150-151]

Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».

По мере развития государства как социального института, налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала, и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций.

* в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%;

* в Великобритании - с 45 до 35%;

* во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году -до 42%;

* в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%.

В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.[2.с.357]

1.2 Сущность налогов

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.

Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства необходимые для содержания. публичной власти. ". В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Таким образом, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

В налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.[3.с.422-423]

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.

В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций.

Целью данной курсовой работы является выявление сущности и функций налогов, характеристика их основных видов.

Содержание

Глава 1. Система налогообложения …………………………………. 3

1.1. Сущность и функции налогов……………………………………….3

Работа содержит 1 файл

налоги4.doc

Федеральное агентство по образованию РФ

Российский государственный торгово –экономический университет

Омский институт

Курсовая работа

по дисциплине « Экономическая теория »

Налоги: сущность, виды, функции

Глава 1. Система налогообложения …………………………………. 3

1.1. Сущность и функции налогов……………………………………….3

Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций.

Целью данной курсовой работы является выявление сущности и функций налогов, характеристика их основных видов.

Глава 1. Система налогообложения.

    1. Сущность и функции налогов.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

Налог – обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы:

  • Целевые признаки;
  • Организационные;
  • Системные;

Целевыми признаками являются:

  1. Поддерживаемые органы управления;
  2. Целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым

  1. Целевое назначение представленных льгот (область вложения средств,

оставленных у налогоплательщика);

Организационными признаками налога являются:

  1. Объект налога – то, что облагается налогом (доход, имущество и т. п.);
  2. Источник выплаты налога – фонд или средства, из которых

уплачивается налог (текущий доход, кредит и т. п.);

  1. База налога – сумма, с которой взимается налог;
  2. Ставка (шкала вставок) налога – размер налога на единицу обложения;
  3. Субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог;

Системные признаки налога позволяют дать характеристику его места в общем процессе финансовых потоков:

  1. Доля налога в бюджетных поступлениях;
  2. Доля налога в общем налоговом давлении на налогоплательщика;
  3. Степень удовлетворения налогом финансовых потребностей сферы

своего назначения;

  1. Степень собираемости налога;
  2. Экономические последствия предоставленных льгот по налогу

(убытки, будущие доходы);

  1. Расходы на сбор налога;

Структура налога.

Каждый налог содержит следующие элементы:

Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Носитель налога – физическое или юридическое лицо, которое в конечном счёте несёт издержки и ущерб по уплате налога.

Субъект налога или плательщик не всегда являются действительным его носителем, поскольку иногда налог перекладывается на других лиц, например, облагая таможенной пошлиной какой либо товар, понятно что он будет переложен на потребителей путём надбавки к цене. Если субъект налога может переложить свой налог на другого то он уже не носитель налога.

Сфера действия налога – совокупность носителей налога, на которых в конечном счёте ложится его бремя.

Объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и само название налога вытекает из объекта, например, поземельный, подоходный, и др…

Источник налога – доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается налог. По некоторым налогам объект и источник совпадают.

Масштаб налогообложения – единица, которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.

Единица обложения- единица измерения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны, по земельному налогу – гектар, акр и т. д.).

Разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица обложения берётся как принцип, единица обложения берётся как мера.

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты.

В зависимости от построения налогов различают твёрдые и долевые ставки.

Твёрдые ставки устанавливаются в сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определённых долях объекта обложения.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговый порог – расчётная величина налогового оклада к доходам. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум (безналоговая зона) – часть объекта, полностью освобождённая от налога.

Наличие субъекта налогообложения (личная налоговая повинность), предмета налогообложения (материальная налоговая повинность) и ставки налогообложения задают схему обложения налогом.

Способы взимания налогов.

В налоговой практике существует три способа взимания налогов.

Первый способ – кадастровый – предлагает использование кадастра.

Кадастр это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге – размер участка, количество скота, удалённость от транспортных путей рынка; при домовом – количество окон, дверей, труб, характер постройки; при промысловом - численность рабочих, количество станков и т. д.

Средняя доходность объекта, базирующаяся на этих признаках, значительно отклоняется от действительной. Существуют поземельный, по домовой, промысловый кадастры. Данный способ имеет в значительной мере исторический характер. Он применяется при слабом развитии налогового аппарата.

При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога(у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.

Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

Функции налогов.

Функции налогов – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

Важнейшей функцией налогов является регулирующая функция. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики осуществляется в двух направлениях:

  • Регулирование торгово – денежных отношений, то есть государство

выпускает законы, нормативные акты, определяющие взаимоотношения действующих на рынке лиц – данное направление регулирования с налогами не связано;

  • Финансово – экономические методы воздействия государства на

интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.

Таким образом, рыночная экономика регулируется финансово – экономическими методами, путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрируя процентными ставками, ссудным капиталом и т. д. Центральное место в этих методах занимают налоги.

Государственное регулирование с помощью налогов осуществляется через:

  • Изменение системы налогообложения;
    • Изменение налоговых ставок;
    • Предоставление налоговых льгот;

Налогообложение должно не угнетать а стимулировать производство. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей.

Изменяя налоговые ставки государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров.

Государственное налоговое регулирование возможно на двух уровнях.

Верхний – это регулирование, реализуемое за счёт разницы налогов. Введение разных ставок на долгосрочный и краткосрочный кредит, регулирование курса валюты, разных обязательств и резервов для этих видов кредитов оказываются регуляторами для потоков вкладываемых капиталов.

Курсовая работа: Налоги: сущность, виды, функции

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Налогообложение»

по теме: «Налоги: сущность, виды, функции»

Содержание

Введение

1. Происхождение и история развития налогов

2. Сущность и принципы налогообложения

4. Функции налогов

5. Налоги в Российской Федерации

Заключение

Введение

Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась одним из главных предметов дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Без знания функционирования налоговой системы трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. В высших учебных заведениях России впервые в 1999-2000 учебном году появилась специальность «Налоги и налогообложение». Без людей, владеющих этой специальностью, не сможет эффективно работать ни одно предприятие, не сможет обойтись государство.

Именно поэтому в государственные стандарты подавляющего большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.

Развитие экономической реформы в период перехода к рыночным отношениям влечёт за собой частые изменения налоговой системы. Это естественно, поскольку налоговая реформа является составным элементом общей экономической реформы. Поэтому знания в области налогообложения приходится постоянно совершенствовать и обновлять.

1. Происхождение и история развития налогов

Решающими предпосылками возникновения налогов, становления и развития налоговых систем являются государство и товарное производство с его рыночными отношениями. В форме налогов государство получило в свои руки мощный инструментарий не только поддержания собственной дееспособности, но и активного воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества. Именно в процессе возникновения и развития системы денежных платежей, образования денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих всё расширяющихся функций, и формировалась финансовая система.

Итак, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.

Многие стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

Сумма налогов определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.

В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией с завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались постоянно.

Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование.

Длительное время в Римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.

2. Виды налогов

3. Основные функции налогов

3.1. Фискальная функция

3.2. Распределительная функция.

3.3. Регулирующая функция

3.4. Контрольная функция

3.5. Поощрительная функция

4. Статистика налогов

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюд­жетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не сле­дует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким обра­зом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собствен­ного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

• выполнение управляющих и распределительных функций;

• поддержание внутреннего порядка;

• сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совер­шенствовались новые виды налогообложения. Показательным приме­ром может служить то, что в XVIT веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами)

Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».

По мере развития государства как социального института, нало­говая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджет­ная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являют­ся продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государствен­ных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличе­нию, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, .Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, на­правленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование де­ловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. Например:

• в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%;

• в Великобритании - с 45 до 35%;

• во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году -до 42%;

• в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%.

В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

В настоящей работе мы рассмотрим сущность налогов, их виды и основные функции.

1. Экономическая сущность налогов

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и фи­зическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию де­нежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разде­лением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания. публичной власти. ".1 В ис­тории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетво­рению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Таким образом, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государст­вом, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выража­ют обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы,

участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Явля­ясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возни­кающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдержи­вать) людей в


К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд.; том 21, стр.171.

развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государ­ства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщно­сти, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого

назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды госу­дарства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налого­вых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

В условиях рыночной экономики любое государство широко ис­пользует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Имен­но налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, глав­ным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

В налогах заложены большие возможности по регулированию со­циально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования производст­ва - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. На­пример, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех то­варов, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов насе­ления. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих гра­ждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демо­графические процессы, молодежную политику, иные социальные явле­ния.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновре­менно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выра­жают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий го­сударству в определенных законодательством размерах и в установ­ленные сроки.

В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутрен­ней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильно­сти и других благ, относящихся к категории общественных.

Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом на­лог может быть денежным и натуральным.

По объектам обложения налоги делятся:

- на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, про­центы, дивиденды, ренту);

- налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;

- налог на имущество (предприятий и граждан);

- налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

- налог за пользование природным ресурсами.

Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государст­венной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

Читайте также: