Налоги сущность функции классификация

Опубликовано: 02.05.2024

Определимся с понятиями

Налоговые обязательства — это платеж, взимаемый государственными органами в индивидуальном обязательном и безвозмездном порядке с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства. Ключевое понятие и виды налогов закреплены на законодательном уровне. Основной нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, — это НК РФ .

Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

  1. Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
  2. Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
  3. Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
  4. Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

  1. Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
  2. Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
  3. Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Итоги и выводы

Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

date image
2015-07-04 views image
9264

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Основным видом платежей, формирующих доходы бюджета являются налоги.

Налоги- обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сборы- обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлины- вид налогов на потребление. Взимаются только с тех юридических и физических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством или между собой (сделки, регистрация, заключение договоров об аренде, совершение нотариальных сделок и т.д.).

Основными отличительными признаками налогов, как экономической категории являются:

1. Императивность, т.е. предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа.

2. Смена собственника. Через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

3. Безвозвратность. Т.е налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются определенному плательщику.

4. Безвозмездность. Уплата налогов не дает плательщику материальных, хозяйственных или иных прав.

5. Денежная форма. Налоги уплачиваются только в денежной форме.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях. Различают следующие функции налогов:

1. Фискальная функция.

Фискальная функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Эта функция означает изъятие части вновь созданной стоимости у субъектов экономической деятельности в пользу государства для последующего распределения.

2. Стимулирующая или регулирующая функция.

Она используется для стимулирующего воздействия на экономику и означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Регулирующая функция реализуется через различные льготы, в том числе инвестиционные и социальные для стимулирования развития отдельных отраслей экономики.

3. Контрольная функция.

Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

3. Распределительная функция.

Она является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов.

Система налогов- это совокупность налогов и их элементов. К элементам налогов относятся:

Субъект налогообложения (налогоплательщик)- это лицо, которое должно уплачивать налог за счет собственных средств.

Объект налогообложения- это те действия, которые обуславливают обязанность платить налог. Это оборот по реализации товаров, работ, услуг; ввоз товаров на территорию России, владение имуществом, совершение сделки купли- продажи и т.д.

Предмет налогообложения- сами товары, имущество, земля, доходы.

Налоговая льгота- уменьшение ставки налогов из- за специфических условий хозяйствования конкретного налогоплательщика или выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, производителей продуктов детского питания).

Налоговый кредит- это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или суммы налога.




Налоговые каникулы- полное освобождение от уплаты налога на определенное время.

Единица налогообложения- это единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Налоговая ставка- это размер налога на единицу налогообложения.

Метод налогообложения- порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налогооблагаемой базы.

По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное.

Налоги классифицируются по следующим признакам:

1. По способу взимания:

- прямые налоги- непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог с коммерческих банков и др.);

- косвенные налоги - это налоги, включаемые в цену товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По видам налогоплательщиков (субъекту уплаты):

- налоги с юридических лиц;

- налоги с физических лиц.

3. По объекту обложения- на налоги:

- с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);

- за выполнение определенных действий;

- на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

4. По периодичности взимания- налоги:

5. По характеру использования:

- общие, поступающие в бюджеты разных уровней;

- целевые, поступающие во внебюджетные фонды.

Согласно НК PФ: «под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Согласно ст. 8 НК РФ «под сборомпонимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Налогообложение- это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Первый признак налога - императивность(предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции.

Второй признак - смена собственника.Через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов - безвозвратность(налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность(плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями; органами государственного арбитража; нотариальными органами; отделами виз и регистрации; органами загс и другими органами.

К важнейшим элементам налога относятся:

Субъект налога(налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Носитель налога- юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит его субъекту налога, а не государству. Классический пример: субъектом налога является производитель или продавец товара, а носителем налога - покупатель товара.

Объект налога- доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).

Налоговая база - денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Источник налога- доход субъекта налога. Принципиально важно, что налог всегда только часть дохода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения- часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в РФ – это налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу - гектар, сотка.

Ставка налога- размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Оклад налога- сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период- время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд.

Налоговая льгота- снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т. е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др.

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов.

1. Кадастровый, т. е. на основе кадастра - реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (например, размер участка земли; игровой стол в казино и т. д.). Этот способ, основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению (например, в рублях с сотки с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения.

2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т. е. изъятие уисточника выплаты дохода. Пример - исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (в РФ главный бухгалтер песет уголовную и административную ответственность за полноту своевременность удержания и уплаты налога).

3. Декларационный. Изъятие налога после получения дохода субъектом и представления им декларации обо всех полученных годовых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных в декларации величин объектов обложения действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан.

4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (например, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога).

5. Изъятие в процессе потребления (например, дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств (отменены)).

6. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (например, единый налог на вмененный доход предприятий).

Сущность и содержание налогов проявляется в их функциях. Выделяют следующие функции :

Фискальная функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

Контрольная функция - создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Распределительная функцияявляется необходимым дополнением контрольной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функцияприобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

1. Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот, цель которых - сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия - налоговая льгота, направленная па выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а расходами налогоплательщика, т.е. плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты выступают в следующих формах:

- снижение налоговой ставки;

- сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период – «налоговые каникулы»);

- возврат ранее уплаченного налога или его части;

- отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестиционный налоговый кредит);

- зачет ранее уплаченного налога; замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

2. Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их во влечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность (налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог).

Социальная функция - обеспечивает защиту конституционных прав граждан. Справедливость по горизонтали - лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги. Справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным. К числу конкрет­ных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты.

Классификация налогов

1. По видам налогоплательщиковналоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

2. В зависимости от механизма изъятияразличают:

- прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.), которые взимаются непосредственно с налогоплательщика.

- косвенные (на обращение и потребление), которые в виде фиксированной добавки к цене опосредованно перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком.

3. По объекту обложениявыделяют налоги:

- с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);

- за выполнение определенных действий (на сделки купли-продажи, займа и др.);

- на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

4. По порядку отражения в бухгалтерском учетевыделяют налоги:

- относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е. косвенные налоги;

- относимые на себестоимость (издержки) продукции;

- относимые на финансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физических лиц);

- уплачиваемые за счет чистой прибыли.

5. По динамике налоговых ставокразличают следующие виды налогообложения:

Равное, когдадля каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положен налогоплательщика.

Пропорциональное - для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества; т.е. налог уплачивается сообразно средствам каждого (13% от доходов физических лиц).

Прогрессивное - налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

- простая поразрядная прогрессия, суть которой состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого более высокого разряда определяется возрастающая сумма налога;

- простая относительная прогрессия, при которой для общего размера налоговой базы также устанавливаются определенные размеры, но для каждого разряда определяются различные ставки;

- сложная прогрессия, при которой налоговая база разделена на налоговые разряды и каждый разряд облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы.

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение, которое в большей степени ущемляет малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.

6. По характеру использованияможно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

7. По периодичности взиманияналоги могут быть регулярными и нерегулярными.

8. В зависимости от уровня органа государственной власти,который устанавливает налог и распоряжается им, выделяют следующие налоги и сборы:

1. Федеральные: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на воду, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина (всего девять).

2. Региональные: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

3. Местные: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Кроме указанной классификации, в налоговой системе РФ особо выделены специальные налоговые режимы (раздел VII НК РФ):

1) Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый с/х налог – ЕСХН);

2) Упрощенная система налогообложения (УСНО);

3) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты.

Сущность налогов заключается в отношениях безвозмездного присвоения. Таким правом обладает государство, которое оно осуществляет в форме обязательных сборов юридических и физических лиц. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов, граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов. Сущность налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях. Функции налогов – такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.

1. Фискальная (бюджетная) функция: формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Она направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны.

2. Распределительная (перераспределительная) функция: перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных социальных, научно-технических, хозяйственных, экономических программ.

3. Регулирующая функция: система мер в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития. Эта функция осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения.

4. Стимулирующая подфункция: реализуется через систему льгот, исключений; проявляется в изменении объема налогообложения, снижении налоговой ставки, полном освобождении от налогов.

5. Подфункция воспроизводственного назначения: направлена на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов: плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды.

6. Контролирующая функция: позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования ресурсов, установить надзор за движением финансовых ресурсов в стране.

1. По объектам налогообложения:

- Налог на доходы (зарплату, ренту, прибыль, дивиденды, гонорары)

- Налог на имущество (землю, леса, предприятия, дома)

- Налог на расходы покупателей определенных товаров и услуг (например, при покупке вина, водки, сигарет)

2. По способам взимания:

- Прямые – налоги, взимаемые непосредственно либо с получателей доходов (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи), либо с владельцев имущества (налог на собственность). Такие налоги могут смягчать неравенство между людьми, имеющими разные доходы и собственность. Однако такие налоги угнетают трудовую активность: больше платит тот, кто лучше работает. А так же растущие налоги на собственность тормозят ее накопление.

- Косвенные – налоги, которые включаются в цены определенных товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже. Здесь выделяют 2 позиции:

ü Акцизы – налоги на расходы, связанные с покупкой конкретных товаров и услуг на внутреннем рынке. Они бывают 2 вариантов: индивидуальные акцизы (фискальные монопольные налоги) – надбавки к цене на отдельные виды продукции (вино, табак). Производство и сбыт облагаемых этими налогами товаров часто является монополией государства. Универсальные акцизы – налоги на общую стоимость реализуемых товаров и услуг (НДС, налог с продаж).

ü Таможенные пошлины – налоги на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары; взимаются при перевозке этих товаров через государственную границу.

С одной стороны косвенные налоги дают госбюджету большие доходы и могут сдерживать потребление вредных продуктов. С другой, - они означают рост цен, что может вызвать требования о повышении зарплат и подталкивать инфляцию.

Кроме того, по способу взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.

  • Кадастровый способ взимания: характеризуется дифференциацией объекта налога на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Величина налога не зависит от доходности объекта (например, налог на транспортное средство без учета того, используется оно или простаивает).
  • Налог на основе декларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации о полученных доходах и установления на них налога. Уплата налога производится после получения дохода. (налог на прибыль).
  • Способ изъятия налога у источника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет (подоходный налог с физических лиц).

3. По способу определения размера налога:

Налоговая ставка – величина налога – взимаемая с единицы объекта налогообложения. Дифференциация ставки должна проводиться по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков. Выбор динамики процентной ставки определяет принцип построения налогообложения.

- Пропорциональные – налоги с неизменной процентной ставкой, которая не зависит от суммы дохода, расхода или стоимости имущества.

- Прогрессивные налоги – у таких налогов ставка по мере роста, например доходов растет.

- Регрессивный налог – ставки которого с ростом облагаемых сумм снижаются. Такой налог стимулирует выход из «налоговой тени» высоких доходов и их дальнейший открытый рост, что увеличивает поступление денежных средств в казну.

4. По уровню бюджета:

- Общенациональные (в России – федеральные)

- Региональные

5. По порядку использования:

- Общие налоги поступают в единую кассу страны

- Целевые (специальные), имеющие своё конкретное назначение (сборы с владельцев собак, платежи за парковку).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Налоги: сущность, классификация и функции. Принципы и формы налогообложения. Классификация налогов.

Налоги: сущность, классификация и функции. Принципы и формы налогообложения. Классификация налогов.

Налоги: сущность, классификация и функции. Принципы и формы налогообложения. Классификация налогов.

Читайте также: