Налоги решение задач урок

Опубликовано: 19.09.2024

Внедряя стратегии критического мышления, я ставила перед собой задачу научить детей вычленять главное и ценное из всего того потока информации, который существует в современном мире.

Разнообразие форм и методов проведения урока направлено на то, чтобы дети в полном объеме запомнили и могли использовать на практике все, что они узнали нового из данного урока.

Решая задачи, тесно связанные с жизнью, ученики становятся “полноправными предпринимателями”. Они погружаются в мир предпринимательства и бизнеса, переживают за прибыль своего предприятия, стараются использовать и применять все те кодексы чести предпринимательства.

Образовательные - познакомить обучающихся с экономическим понятием: “Налоги, виды налогов”. Отработать навык решения задач различных видов.

Развивающие - развивать аналитическое мышление; учить планировать свою деятельность; учить делать выводы и обобщения.

Воспитательные - учить работать в группах, развивать любознательность. Прививать любовь к Родине, изучая интересные исторические факты.

Тип урока: интегрированный урок объяснения нового материала с применением стратегий критического мышления.

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Оборудование урока: таблица с анаграммой; заготовки таблиц для названий предприятий с геометрическими фигурами; геометрические фигуры; карточки с разноуровневыми заданиями; лист ватмана; маркеры; листы- заготовки для рефлексии.

План урока.

  • Организационный момент - 3 мин. Работа в группах.
  • Введение в тему урока - 15 мин (расшифровка анаграммы; устный счет (решение математической цепочки); работа в группах выполнение разноуровнего задания и создание рекламы).
  • Физкультминутка - 2 мин
  • Составление кластера - 2 мин
  • Чтение сказки и дополнение кластера - 5 мин
  • Работа с задачником -3 мин
  • Рефлексия - 8 мин
  • Подведение итогов. Домашнее задание - 2 мин
  • Ход урока

    1. Организационный момент (направлен на эмоциональный настрой учащихся)

    Учитель: Здравствуйте, господа-предприниматели, я рада приветствовать вас на нашем бизнес-уроке.

    Класс разбит на группы, на столах поставлены таблички с геометрическими фигурами, на которых далее дети запишут названия своих предприятий-групп.

    Учитель: Вы объединены в группы-предприятия. Скажите, что есть общего у любого предприятия?

    Дети: Предприятия производят товар; работают люди; у всех есть название.

    Учитель: Визитной карточкой любого предприятия является название. Придумайте название вашего предприятия и запишите на табличках.

    Дети обсуждают название предприятия в группе и записывают на табличках.

    2. Введение в тему урока.

    На доску прикрепляется анаграмма.

    Бгтствооа иемлз - хлбе, бгтствооа аеоеквлч - му.

    Составив анаграмму, дети читают пословицу. Обсуждают ее смысл.

    Богатство земли - хлеб, богатство человека - ум.

    Учитель: А ум требует постоянных мыслей. Предлагаю решить столбик примеров, соответствующий эмблеме вашего предприятия. Вы узнаете название товара, который будет производить ваша фирма или предприятие.

    С ответом 1 предприятие производит мыло

    С ответом 100 предприятие производит порошок

    С ответом 75 - детскую обувь

    С ответом 2 - зубную пасту

    С ответом 48 - школьные ранцы.

    Далее проводится работа в группах. Два человека из группы создают рекламу, остальные выполняют разноуровневое задание.

    Учитель: Пока ребята создают рекламу, предприятия подсчитывают прибыль от продажи товаров. Выбрав задачи 2 уровня вы увеличите прибыль вашего предприятия в 2 раза. Задачи 1 уровня увеличат вашу прибыль на 2.

    Задачи трех видов лежат на столах, и каждый ребенок выбирает себе задание по своим возможностям.

    3. Физкультминутка. Показ рекламы. Оценивание ее предпринимателями других групп.

    Учитель: Как предприятия распоряжаются прибылью?

    Дети: Выплачивают зарплату рабочим, обновляют оборудование, выплачивают налоги.

    Учитель на доску прикрепляет табличку “НАЛОГИ”.

    4. Составление кластера (развитие креативного мышления).

    На доске лист ватмана, на котором детьми записываются ассоциации.

    Учитель: Итак, тема нашего урока "Налоги".

    Назовите ассоциации, связанные с этим экономическим понятием.

    5. Чтение сказки “Филин вводит новые налоги” (с.100)

    Учитель: Дополните кластер теми сведениями, которые вы узнали из сказки.

    7. Работа с задачником (с 42).

    Дети знакомятся с исторической справкой о налогах во времена Петра I (Приложение 3).

    Учитель: Для чего придумали налоги? Правильный ответ вы получите, расположив в левой рамке слова в порядке возрастания нечетных чисел, а в правой рамке - в порядке возрастания четных.

    Рычаг - 4, жизни - 40, процессов - 26, хозяйственной - 32, источник - 5, средств - 7, в государственную - 15, поступающих - 13, экономических - 24, регулирования - 10, казну - 21, основной - 1.(Приложение 2).

    9. Подведение итогов. Домашнее задание.

    Какие налоги платят в вашей семье?

    1. Т.Смирнова. Белка и компания. Экономика для младших школьников. Изд.дом “Федоров”. Самара, 2001.

    2. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова. Путешествие в компании Белки и ее друзей//Задачник-рабочая тетрадь по экономике. Часть вторая. Федеральный Научно-Методический Центр ИМ. Л. В. Занкова. Корпорация “Федоров”. 1998.

    Нажмите, чтобы скачать публикацию
    в формате MS WORD (*.DOC)

    Методическая разработка урока по теме «Налоги»

    Цель занятия: изучить понятие налоги, виды налогов

    Задачи занятия:
    определять основные виды налогов; характеризовать уплату налогов как одну из конституционных обязанностей гражданина РФ; определять отличительные характеристики налогов

    Планируемые результаты
    Предметные
    определять понятие налог, налоговая система, характеризовать права и обязанности налогообложения
    Личностные
    понимание необходимости уплаты налогов; определять свои права и обязанности граждан как налогоплательщиков
    Познавательные
    работать с нормативными документами, сравнивать различные виды налогообложения
    Коммуникативные
    устанавливать сотрудничество в процессе решения учебной задачи; вступать в диалог в процессе взаимодействия с обучающимися и учителей
    Регулятивные
    определять учебную задачу; определять уровень знаний по теме

    Технологическая карта занятия

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

    Формируемые способы деятельности

    (мотивация к учебной деятельности)

    Организует подготовку класса к уроку; предлагает ознакомиться с высказываниями:

    Хороших налогов не бывает

    У. Черчилль
    В этом мире ни в чем нельзя быть абсолютно уверенным, кроме неотвратимости смерти и налогов
    Б. Франклин
    Ты можешь и не заметить, что у тебя всё идёт хорошо, но налоговая служба заметит
    П. Данинос
    Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе
    О. Уэнделл Холмс
    Для изучения понятия налог учитель предлагает изучить основные определения термина
    (Приложение №1)

    Учитель предлагает совместное обсуждение структуры налогов
    (Приложение №2)

    Объясняет функции налогов:
    1. Фискальная функция налогообложения.
    Сбор денежных средств в казну государства или во внебюджетные фонды. С помощью фискальной функции формируются финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства, ее задача – обеспечение устойчивой доходной базы для бюджетов всех уровней.
    2. Стимулирующая функция налогообложения.
    С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, инвестиции в расширение производства
    3. Перераспределительная функция налогообложения.
    Смысл данной функции в том, что государство использует систему прогрессивного подоходного налогообложения в качестве одного из инструментов перераспределения доходов граждан. Как известно, целью перераспределения является уменьшение дифференциации уровней благосостояния индивидуумов для достижения большей социальной справедливости.

    Изучая вопрос о видах налогов: федеральные, региональные и местные, учитель предлагает составить таблицу, работая в мини группах.


    Учитель представляет информацию о прямых и косвенных налогах.
    Прямые налоги: налог на прибыль, подоходный налог, налог на дарение, землю, имущество наследство.
    Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизный налог, таможенная пошлина.

    Для изучения вопроса о правах и обязанностях классу предлагается выбрать из состава участников «налогового инспектора» и налогоплательщиков, которые обращаются к нему, чтобы определить свои права и обязанности.

    Участвует в обсуждении высказываний.

    Формулируют тему урока.
    План урока:
    1. Налоги, структура налога, функции налогов
    2. Основные виды налогов
    3. Права и обязанности налогоплательщика

    Работая в парах, обучающиеся изучают текст, находят содержание понятия налога и фиксируют в тетради:
    Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с физических и юридических лиц в целях финансирования деятельности государства.
    Налогоплательщик – организации и физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность платить налоги.

    Обсуждают и фиксируют структуры налога:
    1. Субъект налога
    2. Объект налога
    3. Налоговая ставка

    Фиксируют в тетради функции налога


    Составляют таблицу: «Виды налогов»

    Налог на добавленную стоимость;
    акцизы;

    налог на доходы физических лиц;

    налог на прибыль организаций;
    налог на добычу полезных ископаемых;
    водный налог

    Налог на имущество организаций;

    Налог на игорный бизнес;

    Налог на имущество физических лиц;


    Презентуют полученную информацию.
    Участвуют в обсуждении прямых и косвенных налогов.

    Класс организует игру, в которой разбиваются на роли и формулируют себе реплики на основе текста учебника.
    Результаты работы презентуются (Приложение №4)

    Для закрепления изученного материала учитель предлагает выполнение заданий по теме.

    Организует обсуждение итогов урока

    Выполняют задания по теме «Налоги»
    1. Фискальная функция налогов состоит в том, что:
    А) налоги отражают признаки особых заслуг граждан
    Б) налоги могут стимулировать развитие экономического субъекта
    В) налоги формируют доходы госбюджета
    Г) налоги позволяют контролировать деятельность фирм
    2. Видом налога, взимаемого с физических лиц, является:
    А) налог на имущество предприятий
    Б) налог на добавленную стоимость
    В) налог на имущество
    Г) налог на прибыль
    3. Субъектом налогообложения является:
    А) доход фирмы
    Б) юридическое лицо
    В) имущество предприятий
    Г) гектар земли
    4. Объектом налогообложения является:
    А) физическое лицо
    Б) юридическое лицо
    В) имущество
    Г) граждане
    5. Гражданин С уплатил налог на принадлежащий ему легковой автомобиль. Объектом налога в данном случае является:
    А) доход гражданина С
    Б) гражданин С
    В) водительские права
    Г) легковой автомобиль
    6. В РФ взимается налог на доходы физических лиц. Что из перечисленного относится к объекту данного налога:
    А) имущество работника
    Ь) фирма, в которой трудится работник
    В) жилье, в котором проживает семья работника
    Г) заработная плата работника

    Участвуют в обсуждении итогов урока, оформляют записи о домашнем задании

    Приложение №1
    Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
    Налог (сбор, пошлина) – обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.

    Приложение №2
    Объект налога – то, с чего взимается налог (прибыль, доход, транспортное средство, фонд оплаты труда и т.д.).

    Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог.

    Налоговая база – объект налога, измеренный в денежных, либо в физических единицах.

    Налоговая ставка – величина налога, которая устанавливается в процентах от налоговой базы либо в абсолютной денежной форме с единицы налоговой базы.

    Приложение №3

    Федеральные налоги и сборы

    Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

    Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:

    Региональные налоги

    Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

    Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

    Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

    При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

    Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    Местные налоги

    Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

    Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:

    Приложение №4
    Права налогоплательщика
    1. Получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
    2. Использование при наличии оснований налоговые льготы
    3. Требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны
    4. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
    5. Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

    Обязанности налогоплательщика
    1. Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
    2. Представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
    3. Уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды
    4. Выполнять законные требования налогового органа об устранении нарушений
    Приложение №5
    1.В; 2.В; 3. Б; 4. В; 5.Г; 6. Г

    Конспект урока

    Название предмета и класс: экономика, 11 класс

    Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

    • Налоги.
    • Функции налогов.
    • Элементы налогов.
    • Виды налогов.

    Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

    Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

    Функции налогов

    Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

    1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
    2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
    3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
    4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
    5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

    Элементы налогов

    Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

    Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

    Объект налога – то, с чего взимается налог.

    Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

    Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

    Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

    Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

    Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

    Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

    Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

    Виды налогов

    Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

    1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

    Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

    Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

    2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

    3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

    Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

    Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

    Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

    4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

    Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

    Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

    Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

    Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

    Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

    2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


    1. Налог на землю

    2. Налог на доходы физических лиц

    3. Налог на имущество

    4. Налог на прибыль

    Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

    Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


    1. Налог на землю

    2. Налог на доходы физических лиц

    3. Налог на имущество

    4. Налог на прибыль


    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
    2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
    3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
    4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
    5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

    Открытые электронные ресурсы по теме урока:

    Макзумова Светлана Жексеньевна

    Методической целью урока является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. Одной из основных форм передового опыта в данном уроке является повышение мотивации к обучению с помощью методической редукции, основанной на схемо-знаковой визуализации учебного материала с использованием ИКТ. Разнообразие способов графического представления информации (схемы, рисунки, презентация) учебного занятия призвано повышать интерес к предмету, упрощать восприятие объемного материала. Кроме того, актуализация субъектного опыта обучающихся, их сопричастности к вопросам налогов и налогообложения также направлено на сохранение познавательного интереса. Для этого подготовлены образцы писем – извещений из налоговых органов, которые зачастую являются знакомыми для обучающихся. Именно связь субъектного опыта обучающихся и нового материала о нормативно-правовом регулировании призвано воспитывать налоговую грамотность обучающихся.

    ВложениеРазмер
    tehnologicheskaya_karta_uroka.docx 39.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

    «Александрово – Гайский политехнический лицей»

    Директор ГБПОУ СО «АГПЛ»

    Методическая разработка урока

    по дисциплине «Экономика организации»

    по теме: «Налоги и налогообложение»

    высшей квалификационной категории

    Макзумова Светлана Жексеньевна

    Данная разработка урока подготовлена для проведения открытого урока по дисциплине «Экономика организации» для профессии «Мастер по обработке цифровой информации».

    Методической целью открытого урока является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. Одной из основных форм передового опыта в данном уроке является повышение мотивации к обучению с помощью методической редукции, основанной на схемо-знаковой визуализации учебного материала с использованием ИКТ. Разнообразие способов графического представления информации (схемы, рисунки, презентация) учебного занятия призвано повышать интерес к предмету, упрощать восприятие объемного материала. Кроме того, актуализация субъектного опыта обучающихся, их сопричастности к вопросам налогов и налогообложения также направлено на сохранение познавательного интереса. Для этого подготовлены образцы писем – извещений из налоговых органов, которые зачастую являются знакомыми для обучающихся. Именно связь субъектного опыта обучающихся и нового материала о нормативно-правовом регулировании призвано воспитывать налоговую грамотность обучающихся.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме:

    «Налоги и налогообложение»

    Макзумова Светлана Жексеньевна

    Преподаватель специальных дисциплин

    № 1, «Мастер по обработке цифровой информации»

    Тема и номер урока

    урок по теме: « Налоги и налогообложение »

    Расширить и углубить знания учащихся об экономической роли государства через изучение одного из методов государственного регулирования – налоговой политики.

    - обучающие: обогатить знания учащихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии: налоги, их виды, функции; налоговые системы.

    - продолжить формирование умений работы в группе, выбора решений и высказывания своих мыслей на заданную тему.

    - совершенствование умений анализировать, сравнивать и обобщать.

    -развивающие: создавать условия для развития познавательного интереса к предмету экономика, коммуникативных качеств, самостоятельности, настойчивости, элемента исследовательской работы;

    -воспитательные: содействовать воспитанию коллективизма, толерантности, взаимопонимания

    изучение нового материала с элементами проблемного исследования, применением ИКТ.

    Формы работы учащихся:

    Необходимое техническое оборудование:

    Компьютер, мультимедийный проектор

    1)Налоговый кодекс РФ (НК РФ 2014)

    2)Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А., Экономика, Учебник, Москва, издательский центр, Академия, 2013

    3)Аксенов С., Битюкова Л., Налоги и налогообложение, учебник, РФЭИ, 2010

    4)Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. – Учебное пособие изд. Академия, 2014

    5)Скворцов О.В.Налоги и налогообложение – практикум, изд. Академия 2014

    История, обществознание, русский язык и литература, математика, физика.

    Технологическая карта открытого урока по дисциплине «Экономика организации»

    Основные этапы организации учебной деятельности

    Содержание педагогического взаимодействия

    Постановка учебных задач

    Совместное исследование проблемы

    Конструирование нового способа действия

    Переход к этапу решения частных задач.

    Применение общего способа действия для решения частных задач

    Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

    Поиск решения учебной задачи

    Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта

    Построение ориентированной основы нового способа действия.

    Первичный контроль за правильностью задач

    Коррекция отработки способа

    2.Орг.момент. ( 2 мин ) ( Слайд1)

    Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике не бывает отрицательных явлений и в каждом можно найти свои плюсы. Ребята, воспользовавшись подсказкой, определите тему нашего урока.

    Перед вами высказывания известных людей и в каждом из них пропущено одно слово, которое является ключевым нашей темы (слайд 2)

    И так запишем тему нашего урока « Налоги и налогообложение» (слайд 3) ( 1 мин )

    Все вы не раз слышали о налогах и у каждого из вас имеется представление об этом понятии.

    В каждый дом приносят вот такие конверты, ребята а, что содержится в этих конвертах?

    В них содержится налоговое уведомление об уплате налога, а вот ваши родители платят налоги? Если да, то за, что? ( 1 мин)

    Ребята, существует множество определений налога, а мы с вами давайте попробуем дать свое. Из набора слов сформулируйте свое определение. Желающие выйти к доске?

    В слове «налог» 5 букв и основных признаков у него тоже 5.У вас на столах задания в которых содержатся 8 признаков, вам нужно зачеркнуть три признака, которые вы считаете не соответствуют данному понятию.На работу вам 1 минута.

    А сейчас посмотрите на доску и сравните правильно ли вы охарактеризовали. (слайд 5)

    Ребята, взгляните на доску (слайд 6)

    Как вы думаете, что общего во всем этом?

    Да со всего этого, ребята в разные времена платили налоги.

    И на языке налоговой системы все это называется объектами налогообложения.( 1 мин)

    Ребята существует « Налоговый кодекс РФ» сборник , которого находится у вас на столах, используя его, найдите пожалуйста, в главе 7, что же является объектами налогообложения и заполните схему, что относят к объектам налогообложения в РФ. (слайд 7)( 2 минуты)

    А теперь посмотрите на доску и сравните результаты вашей работы (слайд 7)

    Идет расшифровка схемы объектов взимания налогов. ( 1 мин)

    Например объектом взимания налога является автомобиль. Но ведь, автомобили бывают разные: легковые и грузовые и было бы не справедливо, если владельцы будут платить одинаковые налоги.

    Как выйти из этой ситуации? Вспомните физику. Верно, транспортный налог платится с мощности автомобиля. ( 1 мин)

    Поэтому у налога есть своя структура. Он подразделяется на базу и ставку (слайд 8)

    А для того чтобы понять какие бывают базы и ставки выполним упражнения, где приведены примеры налогов как современных, так и очень древних. Учащиеся устно, в парах выполняют упражнение. (приложение 1) (3мин)

    А теперь, давайте вспомним историю (слайд 9)

    Как вы, думаете, что послужило причиной столь драматических событий?

    Верно, ребята причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

    Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого либо товара это – косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. И мы с вами подошли к следующим понятиям о видах налога (слайд 10).

    Идет расшифровка схемы. ( 2 мин)

    Обобщение по изученному на данном этапе урока ( 3 мин)

    Ребята, и вновь давайте обратимся к Налоговому кодексу РФ в главе 2 статье 13, 14, 15 найдите, на какие виды еще подразделяются налоги

    (слайд 11). Идет расшифровка схемы. ( 4 мин)

    Физминутка. ( 1 мин)

    В современном мире граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги нужно платить. И это понимают даже дети. Перед вами, ребята отрывки из сочинений (слайд 12). Преподаватель зачитывает отрывки из сочинений.

    Какой вывод можно сделать, на, что идут налоги. Да, вы правы налоги поступают в бюджет на определенные цели. ( 2 мин)

    Существует порядок исчисления налога, и сейчас в Налоговом кодексе РФ, найдите статью 52 и ответьте на следующие вопросы: (слайд 13)

    1. Может ли налогоплательщик самостоятельно исчислять сумму налога?

    2. На кого возлагается обязанность по исчислению суммы налога в случаях предусмотренных законодательством РФ?

    3. Какой документ направляется налогоплательщику?

    4 Что указывается в налоговом уведомлении?

    5. Когда налоговое уведомление считается полученным? ( 4 мин)

    Ребята, сегодня на уроке вы многое узнали о налогах. И я думаю, вы сможете сейчас помочь в споре героям картины «Охотники на привале», разобраться, что к какому налогу относится (слайд 14 - 21) ( 4 мин)

    А сейчас, ребята, для закрепления полученных знаний на уроке, выполним тестовое задание (приложение 2). После чего проведем взаимопроверку. ( 5 мин)

    Я думаю, у вас сегодня сложилось свое мнение о налогах и сейчас я вам предлагаю выразить свое отношение к налогам с помощью светофора. (слайд 22)

    И так, ребята, судя, по вашему мнению, вы поняли, что налоги платить нужно, так как это соблюдение закона. ( 2 мин)

    Сейчас произведите самооценку работы на уроке с помощью смайликов. ( 1 мин)

    К выполнению домашнего задания вам нужно будет подойти творчески: из предложенных вариантов выбрать задание, которое вам больше понравится. (слайд 23) ( 2 мин)

    Познавательная -фиксируют проблему.

    Коммуникативная – строят понятные для собеседника высказывания.

    Регулятивная – принимают и сохраняют цель и задачу.

    Познавательная – анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

    Коммуникативная – осознанно строят речевые высказывания.

    Регулятивная – исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

    Воспринимают ответы обучающихся.

    Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

    Познавательная – проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

    Коммуникативная – участвуют в обсуждении содержания материала.

    Регулятивная - принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль.

    Познавательная - осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

    Коммуникативная - учатся формулировать собственное мнение и позицию.

    Регулятивная - осуществляют самоконтроль.

    Познавательная - применяют новый способ. Обработка операций, в которых допущены ошибки.

    Коммуникативная – строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

    Отрабатывают способ в целом.

    Осуществляют пошаговый контроль по результату.

    Обучающиеся выражают свое мнение.

    Обучающиеся проводят самооценку.

    Тема урока: «Налоги и налогообложение»

    Главной целью урока является развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания. Осуществлению этой задачи способствует деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение обучающихся в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это система, нацеленная на результат.
    Принцип деятельности на моем уроке заключается в том, что формирование личности обучающегося осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

    В ходе урока использовались методы:

    Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

    Для реализации этой цели:

    - организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности на уроке;

    - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

    - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Методическая разработка урока математики

    по теме «Задачи на проценты. Налоги»

    Выполнила: Самокрайняя Т.Н.
    учитель математики,

    Современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

    Главной задачей моего урока является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы.

    Налоги, как и вся налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего государства.
    Урок « Задачи на проценты.Налоги» составлен максимально доступным для понимания, что дает возможность ребятам избежать совершения ошибок во взрослой жизни. Урок дает возможность ученикам усвоить первичные понятия по теме «Налоги» в рамках урока математики, не углубляясь подробно в теоретический материал, а также дает возможность научиться рассчитывать различные виды налогов.

    Формируемые экономические и финансовые навыки учащихся:

    Основные понятия: налог, объект налогообложения, ставка налога, виды налогов.

    Расчет подоходного налога, транспортного налога, налога на прибыль, налогового вычета, таможенного налога, земельного налога.

    Технологическая карта урока

    УМК: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов

    Тема урока: Задачи на проценты. Налоги.

    Класс: 5, 11-12 лет

    Цели урока : обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Проценты» через практическое решение задач по теме «Налоги».

    закрепить умение и навыки находить процент чисел и величин; переводить процент в десятичную дробь и обратно; решать задачи на проценты;

    выявление закономерностей и обобщение учебного материала.

    Развивающие:

    развитие внимания, логического мышления, находчивости, сообразительности, памяти;

    развитие математической речи, творческих способностей в поиске различных способов и методов решения практических задач;

    развитие навыков самостоятельной и коллективной работы.

    Воспитательные:

    воспитание уважительного отношения друг к другу и умение коллективно работать;

    формирование у учащихся познавательного интереса к математике;

    воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

    самооценка своих знаний в сравнении со знаниями одноклассников.

    ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими;

    умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

    активность при решении арифметических задач;

    умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

    развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

    способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

    развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;

    умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

    использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов;

    выполнять несложные практические расчёты.

    Тип урока : Обобщение и закрепление ранее изученного материала

    Основные понятия : налог, объект налогообложения, ставка налога, виды налогов.

    Оборудование : мультимедиа проектор, презентация, катрочки самооценивания, раздаточный материал (задания для каждой группы)

    Формы и методы работы

    Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

    - У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

    "+" - справился с задачей без затруднений,

    "±" - справился с задачей, но возникали сложности,

    "-" - не справился с задачей.

    Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания (слайд 2)

    ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

    2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

    Мы начинаем наш урок. Давайте вспомним материал прошлых уроков и посчитаем устно.

    Давайте вспомним основные задачи на проценты.

    Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

    ( Слайд 3, 4,5,6)

    Устный счет: 0,15 1,08 0,9 0,35 0,002

    44% 17% 40% 71% 115%

    Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями.

    Основные задачи на проценты .

    а) как найти процент от числа;

    Найдите: 47% от 250

    Решение: 47% = 0,47

    250  0,47 =117,5

    б) как найти по проценту целую величину;

    Найдите: число, 8% которого равны 12.

    Решение: 8% = 0,08

    12 : 0,08 =150.

    в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

    Сколько процентов составляет 150 от 600?Решение: 150 : 600  100% = 25%

    умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

    активность при решении арифметических задач;

    Предметные использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и примеров

    Метапредметные способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

    3.Постановка учебной задачи, целей урока.

    Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает негативное отношение. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, после того как отгадаете ребус.- Сформулируйте тему урока.

    Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении задач.

    Проценты окружают нас везде, и необходимы во многих профессиях. Поэтому сегодня мы с вами будем решать практические задачи, с которыми вы сможете столкнуться в повседневной жизни. Кроме того, полученные знания на уроках математики по теме «Задачи на проценты», помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии и т.д.

    Учащиеся разгадывают ребус. (слайд7)

    Формулируют тему и цель урока. Записывают в тетради дату и тему урока. (слайд 8)

    hello_html_60854dc.jpg

    Личностные сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими Метапредметные развитие способности определять цели и задачи предстоящей деятельности

    4 . Изучение нового материала

    Рассказ учителя о налогах

    Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

    В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

    У чащимся предлагается составить это определение из набора слов.

    В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим.

    Со всего этого в разные времена платили налоги.

    На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

    А кто -нибудь знает куда идут деньги от уплаты налогов?

    На какие нужды государство расходует эти деньги?

    Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

    Учащиеся слушают и задают вопросы по ходу беседы

    У чащиеся составляют определение из набора слов .

    Читайте также: