Военный налог в ссср

Опубликовано: 19.09.2024

В связи с обсуждением предыдущей темы я решил привести некоторые дополнительные документы, расчеты и материалы.

С началом войны был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР года «Об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения» от 3 июля 1941 г. Надбавка составляла 100% для тех семей, члены которых не были призваны на военную службу. Если в семье был призван в армию один человек, то надбавка составляла 50%. Семьи, два и более членов которых были призваны на военную службу, от этой надбавки освобождались полностью.
В конце 1941 г. этот указ был отменен в связи с введением следующего.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном налоге» от 29 декабря 1941 г.

«Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Установить начиная с 1942 года военный налог.

2. К налогу привлекаются все граждане СССР, достигшие 18 лет.

3. От уплаты налога освобождаются:

а) военнослужащие рядового, младшего командного и младшего начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск;
б) военнослужащие среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящиеся в действующей армии, в действующем Военно-Морском Флоте и пограничных войсках;
в) члены семей военнослужащих, получающих пособие от государства;
г) инвалиды 1-й и 2-й групп инвалидности и пенсионеры, не имеющие дополнительных заработков;
д) граждане, не имеющие самостоятельных источников доходов: мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше.

4. Рабочие и служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом граждане, а также литераторы и работники искусства уплачивают налог в следующих размерах:
При годовом заработке включительно:

До 1800 руб. 120 руб.
" 2400 " 180 "
" 3600 " 240 "
" 4800 " 360 "
" 6000 " 480 "
" 7200 " 660 "
" 8400 " 780 "
" 9600 " 900 "
" 10800 " 1020 "
" 12000 " 1140 "
" 14400 " 1320 "
" 16800 " 1560 "
" 19200 " 1800 "
" 21600 " 2040 "
" 24000 " 2280 "
свыше 24000 " 2700 ".

5. Колхозники и единоличники уплачивают налог в размере от 150 до 600 руб. в год с каждого члена хозяйства.
Средние ставки налога для отдельных союзных республик устанавливаются Советом Народных Комиссаров СССР.
Средние ставки налога для отдельных краев и областей устанавливаются совнаркомами союзных республик. Совнаркомы союзных республик, не имеющих областного деления, исполнительные комитеты областных и краевых Советов депутатов трудящихся, исходя из средней ставки, утвержденной по республике, краю или области, устанавливают ставки налога для отдельных районов в зависимости от экономических особенностей районов.

6. Граждане (кроме перечисленных в статьях 4 и 5 настоящего Указа), имеющие самостоятельные источники дохода, облагаемые подоходным налогом, уплачивают военный налог в удвоенном размере ставок, установленных статьей 4 настоящего Указа, но не менее 100% исчисленной с них годовой суммы подоходного налога за текущий год.

7. Остальные граждане, не имеющие самостоятельных источников дохода, уплачивают налог в размере 100 рублей в год.

8. Для граждан, подлежащих по возрасту призыву на действительную военную службу или призыву по мобилизации в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и Военно-Морской Флот, но не мобилизованных или освобожденных от призыва, сумма военного налога увеличивается на 50 процентов.

9. С рабочих и служащих и приравненных к ним по обложению подоходным налогом граждан, а также с литераторов и работников искусства налог удерживается ежемесячно равными долями из их заработка по месту работы.

10. Граждане, облагаемые не по месту работы, кроме колхозников и единоличников (статьи 6 и 7 Указа), уплачивают налог равными долями в следующие сроки: 15 февраля, 15 апреля, 15 июля и 15 октября.

11. Колхозники и единоличники уплачивают налог равными долями в следующие сроки: 15 февраля, 15 апреля и 15 июля.

12. При неуплате налога в установленные сроки начисляется пеня в размере 0,2% за каждый день просрочки и в отношении недоимщиков применяются предусмотренные законом меры взыскания.

13. За неудержание либо неправильное удержание налога с рабочих, служащих, литераторов и работников искусства, а также несвоевременную сдачу в учреждения банка удержанных сумм, главные (старшие) бухгалтера предприятий, учреждений и организаций подвергаются штрафу до 100 рублей.

14. За несвоевременное представление финансовым органам отчетов об удержании налога с рабочих и служащих, а также за несвоевременное или неполное представление сведений, необходимых для обложения налогом других граждан, лица, ответственные за представление сведений и отчетов, подвергаются штрафу до 100 рублей.
Представление заведомо неверных сведений влечет за собой ответственность в уголовном порядке.

15. Наложение штрафов и возбуждение дел о привлечении к уголовной ответственности за нарушение настоящего Указа возлагается на заведующих районными (городскими) финансовыми отделами.

16. Жалобы на неправильное обложение военным налогом подаются в районный (городской) финансовый отдел не позднее месячного срока со дня вручения платежного извещения. Подача жалобы не приостанавливает взыскание налога.

17. Инструкция по применению настоящего Указа издается Народным Комиссариатом Финансов СССР.

18. С введением настоящего Указа отменить Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1941 года об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения.

19. Без публикации.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН».

Ведомости ВС СССР, 1942, N 2.

Уже из этого текста ясно, что опасение andrey4ik что «под колхозником понимается женщина с детьми, старики, инвалиды которых не призвали в армию», - неосновательно: дети, инвалиды и люди старше 55-60 лет (не имеющие самостоятельных доходов)военный налог не платили.

Рассмотрим тягость этого налога на примере Свердловской области, используя сборник документов: «Колхозная жизнь на Урале. 1935-1953/ Составители Х.Кесслер, Г.Е.Корнилов. – М.: РОССПЕН, 2006.

Какую долю населения области касался военный налог?

С.220-221. Согласно всесоюзной переписи населения СССР 1939 г. в Свердловской области проживало 2 511 309 человек:
- жителей села 1 007 721. Из них:

- женщин 537 280
- мужчин 470 441

- иждивенцев (несовершеннолетние дети и старики) 471 405.
- остальных 536 316.

С.265. В документе марта 1938 г. используется число дворов колхозников 289 681.

С. 596. В Свердловской области количество плательщиков военного налога составляло:
В 1942 г. – 222,2 колхозников и единоличников.
В 1943 г. – 230,4.
В 1944 г. – 224,3.

Таким образом, можно очень примерно сказать, что менее 80% сельских дворов ( некоторое количество дворов единоличников и сельских специалистов снижают этот процент) от их количества в 1938 г. имели в своем составе в среднем одного плательщика военного налога в 1942-1944 гг.

Насколько тяжело было уплатить военный налог жителям села?

Приведу некоторые дополнительные сведения к тем расчетам, которые я уже приводил. Необходимость в этом возникла в связи с обсуждением этого вопроса.

Итак, чтобы уплатить военный налог житель сельской местности в Свердловской области должен был продать на рынке:
- в июне 1942 г. 13-42 яиц ИЛИ 4,5-16 литров молока ИЛИ 1,2 – 1,8 кг говядины ИЛИ 200-400 грамм топленого масла ( с ведра молока получается полкило).
- в июне 1943 г. 27-35 яиц ИЛИ 6-11 литров молока ИЛИ 1,8-2,1 кг говядины ИЛИ 450-600 грамм топленого масла.

Уважаемая diana_spb выразила опасение, что военный налог трудно было уплатить тем деревенским семьям, которые не имели скота.

С.324-343. По Всесоюзной переписи скота и птицы 1 января 1941 г. в Свердловской области было:
-528,9 тысяч голов крупного рогатого скота, из них 312,3 тыс.коров.
-283 тыс. свиней и поросят
- 642 тыс. овец и коз.

С.279-280. Согласно приводимой справки от 1 октября 1940 г. на 1 июля 1940 г. на сто личных хозяйств колхозников приходилось:
- 90,3 коровы
- 62,7 телки
- 64,8 свиньи и поросенка
- 296,6 овцы и козы
- 1188,9 голов домашней птицы.

На С. 434-435. указанного сборника приводятся сведения о количестве живности в личном хозяйстве колхозников в декабре 1941 г. В личных хозяйствах согласно бюджетным исследованиям оставалось 96,4% коров, 65,9% телок, 36,5% свиней, 72,9% овец и коз от уровня декабря 1940 г.
Таким образом, насыщенность личных хозяйств колхозников живностью была очень велика: даже в военное время коровы были в подавляющем большинстве хозяйств.

С.436. Любопытно, что согласно приводимому здесь документу даже в личных хозяйствах рабочих и служащих Свердловской области было на 1 января 1942 г.:
- 108,5 тыс. коров
- 9,9 тыс. телок
- 3,7 тыс. свиней
-176 тыс. овец и коз.

Очевидно, что для военного времени корова была настоящей кормилицей, как в деревне, так и в городе.

Однако, чтобы успокоить тех моих читателей, которых беспокоит налогообложение тех семей колхозников, которые не имели коров (хотя на практике скорее всего это хозяйства стариков, от налога освобожденных), приведу расчет военного налога в картофеле и в муке.
Согласно рыночным ценам на С.528-529 для уплаты военного налога достаточно было продать на рынке:
- в июне 1942 г. – 8,5 – 52 кг картофеля ИЛИ 4 кг пшеничной муки;
- в июне 1943 г. – 9 – 12 кг картофеля ИЛИ 1,8 – 3 кг муки.

Нужно ли мне указывать моим читателям, что имеющиеся в военное время коровы и куры не перестали доиться и нестись? Это я уточняю специально для andrey4ik…

Проверим наши расчеты косвенными данными.
С. 547. Данные бюджетных исследований называют средний годовой денежный доход колхозников Свердловской области:
1942 г. – 3054 рубля на хозяйство. Напомню: военный налог 312 рублей.
1943 г. – 5606 руб. Военный налог – 530 руб.
Следует понимать, что денежный доход семей, где был плательшик военного налога был выше среднего. Важно еще уточнить один момент: денежный доход в 3-5,6 тыс. руб. не впечатляет на фоне рыночных цен только по одной причине, - крестьяне не торопились менять продукты на деньги в военное время.

С.548-549. Данные бюджетных исследований о питании колхозников Свердловской области в 1942-1943 гг.
В 1942 г. среднее хозяйство колхозника в месяц употребляло в пищу от 17,4 кг цельного молока в январе до 73.4 кг в июле; от 2 яиц в феврале до 43 яиц в мае.
В 1943 г. среднее хозяйство колхозника в месяц употребляло в пищу от 18,5 кг цельного молока в феврале до 92 кг в июне; от 1,6 яиц в феврале до 38 яиц в мае.

Приведу важные уточнения из современной монографии В.А.Ильиных. Налогово-податное обложение сибирской деревни. Конец 1920-х – начало 1950 – х гг. – Новосибирск, 2004.

1) По трактовке Ильиных военный налог не платили все жены военнослужащих и члены их семей.
2) Кроме того, по расчетам Ильиных в 1942 г. военный налог по Новосибирской области составлял 71,5% ВСЕХ налоговых и страховых платежей колхозников (еще 19,7% - сельхозналог, 3,5% - обязательное окладное страхование, 2,9% - культсбор, 2,3% - самообложение). «В 1943 г. в связи с увеличением сельскохозяйственного налога и отменой культсбора… соотношение изменилось: военный налог – 40,4%, сельхозналог – 57,1, окладное страхование – 1,5, самообложение – 1%». Источник.

Таким образом, когда я указываю, что для уплаты военного налога колхознику Свердловской области надо было продать в 1942 – 1943 гг. ведро-полтора ведра молока, речь идет об уплате не просто одного из налогов, а примерно трех четвертей ВСЕХ налогов и страховок 1942 г. и 40% ВСЕХ налогов и страховых платежей 1943 г.

Вывод: даже в сороковые военные годы, когда у советского государства была веская объективная причина для резкого роста налогообложения, это налогообложение на практике оставалось вполне посильным и умеренным.

ТочностьВыборочно проверено

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 года «О военном налоге»
Дата создания: 29 декабря 1941 года. Источник: Библиотека нормативно-правовых актов СССР

Википроекты: Данные

Примечание:
документ приводится в исходной редакции

Герб СССР.jpg
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 29 декабря 1941 года О военном налоге

Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Установить начиная с 1942 года военный налог.

2. К налогу привлекаются все граждане СССР, достигшие 18 лет.

3. От уплаты налога освобождаются:

а) военнослужащие рядового, младшего командного и младшего начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск;

б) военнослужащие среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящиеся в действующей армии, в действующем Военно-Морском Флоте и пограничных войсках;

в) члены семей военнослужащих, получающих пособие от государства;

г) инвалиды 1-й и 2-й групп инвалидности и пенсионеры, не имеющие дополнительных заработков;

д) граждане, не имеющие самостоятельных источников доходов: мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше.

4. Рабочие и служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом граждане, а также литераторы и работники искусства уплачивают налог в следующих размерах:

При годовом заработке включительно:

5. Колхозники и единоличники уплачивают налог в размере от 150 до 600 руб. в год с каждого члена хозяйства.

Средние ставки налога для отдельных союзных республик устанавливаются Советом Народных Комиссаров СССР.

Средние ставки налога для отдельных краев и областей устанавливаются совнаркомами союзных республик. Совнаркомы союзных республик, не имеющих областного деления, исполнительные комитеты областных и краевых Советов депутатов трудящихся, исходя из средней ставки, утвержденной по республике, краю или области, устанавливают ставки налога для отдельных районов в зависимости от экономических особенностей районов.

6. Граждане (кроме перечисленных в статьях 4 и 5 настоящего Указа), имеющие самостоятельные источники дохода, облагаемые подоходным налогом, уплачивают военный налог в удвоенном размере ставок, установленных статьей 4 настоящего Указа, но не менее 100% исчисленной с них годовой суммы подоходного налога за текущий год.

7. Остальные граждане, не имеющие самостоятельных источников дохода, уплачивают налог в размере 100 рублей в год.

8. Для граждан, подлежащих по возрасту призыву на действительную военную службу или призыву по мобилизации в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и Военно-Морской Флот, но не мобилизованных или освобожденных от призыва, сумма военного налога увеличивается на 50 процентов.

9. С рабочих и служащих и приравненных к ним по обложению подоходным налогом граждан, а также с литераторов и работников искусства налог удерживается ежемесячно равными долями из их заработка по месту работы.

10. Граждане, облагаемые не по месту работы, кроме колхозников и единоличников (статьи 6 и 7 Указа), уплачивают налог равными долями в следующие сроки: 15 февраля, 15 апреля, 15 июля и 15 октября.

11. Колхозники и единоличники уплачивают налог равными долями в следующие сроки: 15 февраля, 15 апреля и 15 июля.

12. При неуплате налога в установленные сроки начисляется пеня в размере 0,2% за каждый день просрочки и в отношении недоимщиков применяются предусмотренные законом меры взыскания.

13. За неудержание либо неправильное удержание налога с рабочих, служащих, литераторов и работников искусства, а также несвоевременную сдачу в учреждения банка удержанных сумм, главные (старшие) бухгалтера предприятий, учреждений и организаций подвергаются штрафу до 100 рублей.

14. За несвоевременное представление финансовым органам отчетов об удержании налога с рабочих и служащих, а также за несвоевременное или неполное представление сведений, необходимых для обложения налогом других граждан, лица, ответственные за представление сведений и отчетов, подвергаются штрафу до 100 рублей.

Представление заведомо неверных сведений влечет за собой ответственность в уголовном порядке.

15. Наложение штрафов и возбуждение дел о привлечении к уголовной ответственности за нарушение настоящего Указа возлагается на заведующих районными (городскими) финансовыми отделами.

16. Жалобы на неправильное обложение военным налогом подаются в районный (городской) финансовый отдел не позднее месячного срока со дня вручения платежного извещения. Подача жалобы не приостанавливает взыскание налога.

17. Инструкция по применению настоящего Указа издается Народным Комиссариатом Финансов СССР.

18. С введением настоящего Указа отменить Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1941 года об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения.

19. Без публикации.

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН

ТочностьВыборочно проверено

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 года «О военном налоге»
Дата создания: 29 декабря 1941 года. Источник: Библиотека нормативно-правовых актов СССР

Википроекты: Данные

Примечание:
документ приводится в исходной редакции

Герб СССР.jpg
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 29 декабря 1941 года О военном налоге

Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Установить начиная с 1942 года военный налог.

2. К налогу привлекаются все граждане СССР, достигшие 18 лет.

3. От уплаты налога освобождаются:

а) военнослужащие рядового, младшего командного и младшего начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск;

б) военнослужащие среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящиеся в действующей армии, в действующем Военно-Морском Флоте и пограничных войсках;

в) члены семей военнослужащих, получающих пособие от государства;

г) инвалиды 1-й и 2-й групп инвалидности и пенсионеры, не имеющие дополнительных заработков;

д) граждане, не имеющие самостоятельных источников доходов: мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше.

4. Рабочие и служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом граждане, а также литераторы и работники искусства уплачивают налог в следующих размерах:

При годовом заработке включительно:

5. Колхозники и единоличники уплачивают налог в размере от 150 до 600 руб. в год с каждого члена хозяйства.

Средние ставки налога для отдельных союзных республик устанавливаются Советом Народных Комиссаров СССР.

Средние ставки налога для отдельных краев и областей устанавливаются совнаркомами союзных республик. Совнаркомы союзных республик, не имеющих областного деления, исполнительные комитеты областных и краевых Советов депутатов трудящихся, исходя из средней ставки, утвержденной по республике, краю или области, устанавливают ставки налога для отдельных районов в зависимости от экономических особенностей районов.

6. Граждане (кроме перечисленных в статьях 4 и 5 настоящего Указа), имеющие самостоятельные источники дохода, облагаемые подоходным налогом, уплачивают военный налог в удвоенном размере ставок, установленных статьей 4 настоящего Указа, но не менее 100% исчисленной с них годовой суммы подоходного налога за текущий год.

7. Остальные граждане, не имеющие самостоятельных источников дохода, уплачивают налог в размере 100 рублей в год.

8. Для граждан, подлежащих по возрасту призыву на действительную военную службу или призыву по мобилизации в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и Военно-Морской Флот, но не мобилизованных или освобожденных от призыва, сумма военного налога увеличивается на 50 процентов.

9. С рабочих и служащих и приравненных к ним по обложению подоходным налогом граждан, а также с литераторов и работников искусства налог удерживается ежемесячно равными долями из их заработка по месту работы.

10. Граждане, облагаемые не по месту работы, кроме колхозников и единоличников (статьи 6 и 7 Указа), уплачивают налог равными долями в следующие сроки: 15 февраля, 15 апреля, 15 июля и 15 октября.

11. Колхозники и единоличники уплачивают налог равными долями в следующие сроки: 15 февраля, 15 апреля и 15 июля.

12. При неуплате налога в установленные сроки начисляется пеня в размере 0,2% за каждый день просрочки и в отношении недоимщиков применяются предусмотренные законом меры взыскания.

13. За неудержание либо неправильное удержание налога с рабочих, служащих, литераторов и работников искусства, а также несвоевременную сдачу в учреждения банка удержанных сумм, главные (старшие) бухгалтера предприятий, учреждений и организаций подвергаются штрафу до 100 рублей.

14. За несвоевременное представление финансовым органам отчетов об удержании налога с рабочих и служащих, а также за несвоевременное или неполное представление сведений, необходимых для обложения налогом других граждан, лица, ответственные за представление сведений и отчетов, подвергаются штрафу до 100 рублей.

Представление заведомо неверных сведений влечет за собой ответственность в уголовном порядке.

15. Наложение штрафов и возбуждение дел о привлечении к уголовной ответственности за нарушение настоящего Указа возлагается на заведующих районными (городскими) финансовыми отделами.

16. Жалобы на неправильное обложение военным налогом подаются в районный (городской) финансовый отдел не позднее месячного срока со дня вручения платежного извещения. Подача жалобы не приостанавливает взыскание налога.

17. Инструкция по применению настоящего Указа издается Народным Комиссариатом Финансов СССР.

18. С введением настоящего Указа отменить Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1941 года об установлении на военное время временной надбавки к сельскохозяйственному налогу и к подоходному налогу с населения.

19. Без публикации.

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН

Налог на вечную войну: за что украинцы платят военный сбор

На днях директор Департамента налогов и сборов с физических лиц ГФС Павел Дроняк не без гордости заявил, что в 2017 году в государственный бюджет Украины поступило 15,1 млрд гривен военного сбора, что на 3,6 млрд гривен больше, чем в 2016 году. Фактически, рост отчислений в 2017 году был обусловлен повышением зарплат, в том числе минимальной зарплаты. При этом, как отметил Дроняк: «Больше всего военного сбора уплатили плательщики Киева — 2,4 млрд гривен, 859 млн гривен поступило в бюджет от налогоплательщиков Днепропетровской области, 810 млн гривен — Харьковской области и 679 млн гривен — Львовской области».

В целом же украинцы заплатили с 2014 года 37,9 миллиардов гривен военного сбора — сумму, сравнимую с одним из траншей МВФ, ради получения которого украинские власти повышают тарифы и объявляют масштабную приватизацию. Однако даже депутаты парламента не в состоянии проследить, на что именно эти деньги были потрачены.

На днях депутат и член партии «Укроп» Виталий Куприй заявил, что проследить, куда пошли и на что были потрачены эти средства, невозможно. По его словам, в прошлом году он подавал законопроект, в котором требовал, чтобы военный сбор перечислялся в специальный фонд и шел исключительно на финансирование армии. Однако документ так и не был вынесен на голосование.

«Конечно, узнать, куда пошли эти миллиарды, невозможно. Они растворяются в бюджете. Я провел собственное расследование. Выяснил, что деньги на обеспечение армии проходили через ряд одних и тех же фирм. А значит, это схема, которой руководит высшее руководство. Например, 200 млн грн были перечислены компании за топливо, у которой его и в помине не было. Еще 280 млн грн ушли фирме, которая взамен ничего не предоставила. Расследования спустили на местные прокуратуры, и ничем оно не закончилось», — утверждает депутат Куприй. «Свободная пресса»: Под видом военного налога украинцы содержат олигархов

«Свободная пресса»: Под видом военного налога украинцы содержат олигархов

В Минобороны также не смогли объяснить, на что были потрачены средства. «Вооруженные силы финансируются непосредственно из бюджета. А что касается военного налога, то вопросы лучше задавать тому, кто эти средства собирает», — сказал Юзеф Венскович, пресс-офицер управления по связям с общественностью ВСУ.

По сути, под видом военного сбора кроется очередной налог, а также коррупционная схема по распределению средств. Стоит отметить, что военный сбор вводился без какого-либо объявления войны или введения военного положения. В 2014 году его вводили «временно», но, как говорится, ничего нет более постоянного, чем временные трудности.

Он был введен 3 августа 2014 года со ставкой 1,5% от объекта налогообложения. В законопроекте говорилось, что он будет действовать до 1 января 2015 года. Позже военный сбор был продлен до вступления в силу решения Верховной Рады о завершении реформы Вооруженных сил.

В конце 2015 года замминистра финансов Елена Макеева объявила, что военный сбор будет продлен на год, «пока идет война».

Налог на вечную войну: за что украинцы платят военный сбор

Затем и руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Андрей Забловский заявил о планах продлить сбор на так и необъявленную войну: «Я думаю, что военный сбор будет действовать еще до 2017 года, в зависимости от ситуации. А вообще, властям проще расширить базу налогообложения, чем бороться с коррупцией».

В 2017 году военный сбор, естественно, опять продлили, а критические замечания по поводу его целесообразности стали объявляться «провокационными попытками дестабилизировать ситуацию». Как сообщало с патриотическим пафосом про-президентское издание «Мы — Украина»: «Президент отметил, что украинские воины смогли выстоять в довольно неравном соотношении сил с противником и теперь укрепили свои позиции, набрались опыта. Противник понимает, что с такой обороной цена, которую придётся заплатить за проникновение на территорию страны, будет слишком высокой. Потому, сейчас опасны не столько атаки, идущие с фронта, сколько попытки подорвать экономику страны и навредить изнутри по-другому. Сейчас каждый отвечает на своём месте за благополучие народа и всей страны. Учитывая, что все официально работающие платят военный сбор, мы все причастны к защите своей Родины. Президент призывает граждан не поддаваться на провокационные попытки дестабилизировать изнутри ситуацию в нашей стране. Им нужно давать отпор и на информационном через СМИ уровне, в том числе». «Народный фронт» и «Радикальную партию» заподозрили в уклонении от уплаты налогов

«Народный фронт» и «Радикальную партию» заподозрили в уклонении от уплаты налогов

В необходимости военного сбора был уверен и глава комиссии общественного совета ГФС Украины Дмитрий Юровский: «Сейчас в стране война. А во время войны, каждый из нас должен охранять «свой» боевой пост. Чтобы помочь нашим военным, нам нужно объединиться. А 1,5% налог — это не много. Ну, не пойдете одну из пятниц в кино или поужинаете дома, а не в кафе», — заявлял Дмитрий Юровский. Учитывая общую сумму военного сбора, среднестатистический гражданин Украины платит за билет в кино или ужин в кафе 2526 гривен — именно такую сумму он заплатил в виде отчислений на военный сбор.

Когда же речь заходит о целевом использовании средств, собранных при помощи военного сбора, чиновники традиционно ссылаются на военную тайну, разглашение которой может повредить обороноспособности страны. Очень удобная практика и отказываться от нее никто не собирается.

Как утверждает тот же депутат Куприй: «Отменять военный налог, естественно, не собираются, это очень удобно — никто и никогда не узнает, на что пошли деньги под эгидой тяжелого положения в стране».

Сама непрозрачность в расходовании средств просто соблазняет чиновников не только продлевать срок действия военного сбора, но и расширять его базу. Например, в январе этого года вице-премьер Украины Вячеслав Кириленко предложил записывать гастролирующих в России артистов в соответствующий реестр и обязать их платить военный сбор. ООН назвала конфликт в Донбассе одним из самых кровопролитных со времен Второй мировой войны

ООН назвала конфликт в Донбассе одним из самых кровопролитных со времен Второй мировой войны

Следует также напомнить, что в свое время уменьшение налогового бремени было одним из основных пунктов предвыборной программы Порошенко. Значительная часть мелких и средних предпринимателей поддерживали Майдан и критиковали правительство Януковича именно из-за налогов, которые новая власть торжественно обещала сократить.
«Количество налогов следует сократить, ставки — уменьшить, а все оффшоры — перекрыть. Также нужно сохранить систему упрощенного налогообложения для малого и среднего бизнеса», — так говорил когда-то нынешний президент Порошенко.

И теперь украинские власти не только отменяют упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса, но и бесконечно продлевают новый — военный налог. Очевидно, что продолжение АТО или «войны с российским агрессором» является условием поступления миллиардов налоговых отчислений. Нет войны — нет денег, а стало быть, война «в идеале» должна длиться вечно.

В январе 1942 года в стране был введен военный налог с целью финансирования расходов на оборону. Этим налогом облагались граждане допенсионного возраста, в том числе и командный состав частей армии и флота, не участвовавший в боевых действиях.

Поступления от этого налога превышали все взимавшиеся до этого налоговые платежи.

Весной 1942 года были прекращены выплаты денежной компенсации за отмененные на время войны отпуска для всех категорий населения. Все эти мероприятия, вызванные тяжелым экономическим положением страны, новым бременем ложились на плечи трудящихся. В годы войны государство широко использовало такую форму привлечения дополнительных денежных средств, как подписка на военные займы и денежно-вещевые лотереи.

«Непосильным бременем для нашей семьи были налоги, — вспоминала проживавшая во время войны в селе Карпиловка Табунского района Зинаида Сапегина (в семье было 8 детей). — Налоговые агенты ходили по домам. За неимением денег в домах описывали имущество. У нас в доме брать было нечего, и поэтому агенты описали лампу со стеклом и балалайку. Но этого было недостаточно, недоимка по налогам все росла, и агенты пришли описывать наш дом. Я этот эпизод из нашей печальной жизни и сегодня хорошо помню.

Нас в доме было семь человек, мама плакала, дети испуганно жались друг к другу. Куда нам идти, если отберут дом, не знали. И вдруг мама схватила печную кочергу, стала ею размахивать, с плачем и криком гоня незваных посетителей из дома: «У меня два сына воюют, — кричала она, — я все отдала фронту, а вы детей из дома гоните! Еще раз придете, всех поубиваю!». Это был крик отчаявшейся женщины, которой нечего было уже терять. С тех пор нас не беспокоили налоговые органы.

А мамины сыны так и не вернулись с войны, погибли, защищая Родину и свою большую семью. Заплатили за все»

Юрий Ильин, заслуженный учитель РСФСР:

«Труд колхозников не оплачивался, работали за трудодни. Если не выработал определенное количество дней — под суд, взял несколько колосков — в тюрьму. Невозможно представить те налоги, которыми обложили крестьянина-колхозника: яйца, шкуры, шерсть, молоко. Мы, ребятишки, поздно вечером носили за два километра на молоканку с трудом добытые три литра молока.

Дома выращивали табак, сушили его, измельчали и отправляли на фронт. А как происходила подписка на государственный денежный заем! После тяжелого трудового дня, поздно ночью, женщин приглашали в сельский совет, где уполномоченный из района вел так называемую «беседу по подписке». Держали до утра, принуждали подписаться на большую сумму. И это тех, кто денег вообще не видел, в руках не держал.

Мама занимала у сестры, живущей в Барнауле, и расплачивалась за заем. А осенью рассчитывались, продав лук. Тяжело доставалась копеечка. Нагрузив дома мешки, женщины везли их на коровах до станции Озерки, за 20 километров, там грузили на дачный поезд и везли до Барнаула. Ночевали у знакомых, а утром шли на рынок. Не всегда удачной была продажа. Случалось, что обкрадывали наших горе-продавцов».

Дмитрий Черемнов во время войны жил на станции Овчинниково (Косихинский район).

«Дяденька, купите молоко!

Худенький мальчишка лет восьми бежит по вагону, протягивая впереди себя бутылку зеленого стекла. — Мне карандаш купить надо.

Отбивает удары вокзальный колокол, поезд трогается, а я, зажав в кулаке заработанные рубли, счастливый иду домой. Ибо мальчишка тот я, и это мне иногда выделяет мама пол-литра с утреннего удоя нашей Зорьки. Вечерний же я отношу на молоканку, где в специальной книжке делают отметку. Ох и много надо таких отметок, чтобы сдать полагающийся налог! И потому молока мы от своей буренки почти не пробуем, только выдаваемый там же обрат»

III. НАЛОГ — СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МОГУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВА

III. НАЛОГ — СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МОГУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВА Если государство при помощи воинской повинности, народного образования, которым оно управляет в интересах богатых классов, при помощи церкви и тысячи своих чиновников обладает уже колоссальной властью над своими

IV. НАЛОГ — СРЕДСТВО ОБОГАЩАТЬ БОГАТЫХ

IV. НАЛОГ — СРЕДСТВО ОБОГАЩАТЬ БОГАТЫХ Налог так удобен! Наивные люди — «дорогие граждане», как их именуют во время выборов, — привыкли видеть в налоге средство для совершения великих дел цивилизации, полезных для народа. Но правительства великолепно знают, что налог

Налог кровью

Налог кровью Вы слышали, что за деньги можно откупиться от армии? А что в счет денежного долга можно отдать имущество – тоже слышали? А что долг можно погасить какой-либо услугой, помощью, каким-то действием – тоже слышали?А что Орда могла требовать с улусов поставку

Военный космос

Военный космос Когда я приезжал к Молотову с космонавтом В. Севастьяновым, Вячеслав Михайлович, рассуждая о космических программах СССР и США, сказал:— Тут нам уступок делать нельзя. Они кончаются плохо. Это хорошо, что движемся вперед, иначе и быть не может, но от Америки

ВОЕННЫЙ ГЕНИЙ

ВОЕННЫЙ ГЕНИЙ Итак, усилиями поколений историков был создан фундамент петровской легенды. Первое: Россия была очень плоха. Второе: Россию надо было спасать. Третье: Петр, при всех его увлечениях и безобразиях, Россию все-таки спас. Признание всяческой гениальности Петра

Военный финал

Военный финал Через три дня ожесточеннейших боев, в которые Людендорф бросил все наличные силы, ситуация изменилась весьма радикально. Канцлер Георг фон Гертлинг: «18 июля даже самые большие оптимисты среди нас Знали, что все потеряно. Мировая история была сыграна в три

Овечий налог

Овечий налог Подлинная суть исландской политической экономии нигде не проявляется так ярко, как в том обстоятельстве, что налогов, специально созданных для обогащения «государственных мужей» — годи, в Исландии эпохи народовластия не существовало вовсе. Лишь в самом

«Комбед» — «абиссинский налог» — «общак»

«Комбед» — «абиссинский налог» — «общак» Слово «общак» обозначает общую кассу уголовно-арестантского мира. В идеале она предназначена для того, чтобы поддерживать («греть») «братву», «идейных», а также любого арестанта, который чтит «воровские» «законы» и «традиции»,

Военный социализм и военный коммунизм

Военный социализм и военный коммунизм Как подчеркивалось, по проблемам военного коммунизма в России среди исследователей издавна существует множество разногласий, выразившихся в самых противоречивых оценках на страницах политических изданий и исторической

Нелегальный налог

Нелегальный налог По мере распространения в стране нового поколения «итальяно-американских мафий» под их влиянием оказались почти все торговые отрасли и почти вся индустрия сервиса. А главенствующую роль в этом играла династия Дона Карло. Она успешно контактировала с

Каждый будет платить налог

Каждый будет платить налог У 1710 года много общего с 1694-м: окончание двух следующих друг за другом очень холодных зим, долгая и жестокая война со всей Европейской коалицией, развал государственных финансов, невозможность прибегать далее к крайним мерам. Голландцы

Глава 9 Сталин: последние годы у власти Предложение Сталина повысить налог на колхозы • Сталинское недовольство Постышевым • «Дезорганизация» работы Политбюро • Сталин подозревал, что Ворошилов – «английский шпион»? • «Разнузданный произвол» в отношении Андреева • «Необоснованные» обвинения Молотова

Глава 9 Сталин: последние годы у власти Предложение Сталина повысить налог на колхозы • Сталинское недовольство Постышевым • «Дезорганизация» работы Политбюро • Сталин подозревал, что Ворошилов – «английский шпион»? • «Разнузданный произвол» в отношении Андреева

54. Предложение Сталина повысить налог на колхозы

54. Предложение Сталина повысить налог на колхозы Хрущёв: «При рассмотрении этого проекта (заготовительных цен на продукты животноводства – Г. Ф.) Сталин внёс предложение повысить налог на колхозы и колхозников ещё на 40 миллиардов рублей, так как, по его мнению,

Имперский налог

Имперский налог Империя – дорогостоящая вещь. Поэтому империя не любит рассуждать об экономике, призывая своих подданных мыслить глобально и проводить время в геополитических дискуссиях. Потому что если люди начнут считать и размышлять о результатах своих

Читайте также: