При какой ставке налога на единицу товара общая сумма налогового сбора окажется максимальной

Опубликовано: 15.04.2024

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 июня 2011 г. N 03-02-07/1-184 О применении организацией разных налоговых ставок при расчете налога на прибыль и льготы по налогу на имущество организаций

Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков законами субъектов РФ, при этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

В соответствии с п. 1 ст. 380 НК РФ ставки налога на имущество устанавливаются субъектами РФ и не могут превышать 2,2%.

Субъектом РФ был принят Закон Ленинградской области от 22.07.1997 г. N 24-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области".

Закон предусматривает создание режима наибольшего благоприятствования для юридических лиц в виде предоставления ряда мер государственной поддержки, которые включают в себя установление ставок налога на имущество организаций и налога на прибыль в минимальном размере, установленном в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ.

В рамках договора, подписанного с Ленинградской областью, ООО, как инвестор, применяет пониженные налоговые ставки по налогам на прибыль и имущество организаций в пределах сроков, определенных данным договором. Окончание срока применения пониженных налоговых ставок по налогам приходится на середину календарного года. При этом согласно п. 1 ст. 285, п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом для вышеуказанных налогов признается календарный год.

В связи с вышеизложенным, просим дать разъяснения по следующим вопросам.

1. Не противоречит ли нормам НК РФ применение Обществом разных налоговых ставок при расчете налога на прибыль в бюджет субъекта РФ (пониженной ставки - 13,5% в период действия режима наибольшего благоприятствования, за полугодие, и ставки 18%, действующей после окончания срока действия режима наибольшего благоприятствования, за календарный год) в течение одного налогового периода в связи с окончанием срока предоставления налоговых льгот, приходящегося на середину налогового периода?

2. Если применение разных налоговых ставок в течение одного налогового периода противоречит действующему законодательству, то по каким налоговым ставкам ООО как налогоплательщик должен исчислить и уплатить налог на прибыль и налог на имущество организаций за налоговый период, в течение которого закончился срок действия предоставленных ранее налоговых льгот?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 20.01.2011 N 7 по вопросу о применении организацией разных налоговых ставок при расчете налога на прибыль организаций и льготы по налогу на имущество организаций и сообщается следующее.

По общему правилу, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (пункт 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Кодекса налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (пункт 1 статьи 55 Кодекса).

В соответствии с Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей (пункт 3 статьи 58 Кодекса).

Статьей 286 Кодекса установлено, что налог на прибыль организаций определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 286 Кодекса по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено статьей 286 Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном статьей 286 Кодекса.

Кодексом не определяется порядок исчисления суммы налога на прибыль организаций по разным налоговым ставкам по итогу одного налогового периода, а также не устанавливается, какая конкретно налоговая ставка должна применяться по итогу этого периода (налоговая ставка, установленная абзацем вторым пункта 1 статьи 284 Кодекса, либо пониженная, установленная субъектами Российской Федерации, действующая на 1 января соответствующего налогового периода, либо на 31 декабря этого периода, либо на начало (конец) отчетного периода, по итогу которого исчисляется авансовый платеж по налогу).

Вместе с тем, форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденная приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730, предусматривает возможность исчисления налога по пониженной ставке с части налоговой базы за налоговый (отчетный) период. В частности, пониженная ставка и налоговая база, к которой она применяется, указывается по строкам 130 и 170 Листа 02 декларации. Сумма налога за налоговый период, исчисленная по разным налоговым ставкам, приводится в строке 200 листа 02. Расчет налога производится по алгоритму, приведенному по данной строке.

Согласно пункту 2 статьи 372 Кодекса при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Правила установления и использования налоговых льгот определены в статье 56 Кодекса, согласно которой льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.

Пунктом 1 статьи 374 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств ПБУ 6/01", утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Согласно ПБУ 6/01 предметом бухгалтерского учета является инвентарный объект, в отношении которого формируется остаточная стоимость объекта основных средств.

На основании пункта 1 статьи 375 и статьи 376 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций учитывается остаточная стоимость признаваемого объектом налогообложения имущества всех месяцев календарного года.

При применении налоговой льготы налоговая база по налогу на имущество организаций может определяться как разница между среднегодовой стоимостью имущества и среднегодовой стоимостью не облагаемого налогом имущества, исчисленных в указанном выше порядке.

Форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденная приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н, предусматривает возможность исчислить налоговую базу при применении налоговой льготы как за весь налоговый период, так за неполный налоговый период.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 июня 2011 г. N 03-02-07/1-184

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Разъяснен порядок применения в одном налоговом периоде разных ставок по налогу на прибыль, а также льгот по налогу на имущество организаций.

Форма декларации по налогу на прибыль предусматривает возможность его исчисления по пониженной ставке с части налоговой базы за налоговый (отчетный) период. Такая ставка и база, к которой она применяется, указываются по строкам 130 и 170 листа 02 декларации. Сумма налога за период, исчисленная по разным ставкам, приводится в строке 200 листа 02. Налог рассчитывается по алгоритму, приведенному в этой строке.

База по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость облагаемых объектов. Она рассчитывается так. Складывается остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и его последнее число, делится на количество месяцев в периоде и увеличивается на 1. При применении льготы из рассчитанной вышеуказанным образом базы вычитается среднегодовая стоимость не облагаемого налогом имущества. Форма декларации по данному налогу позволяет исчислить базу при применении льготы как за весь налоговый период, так и за его часть.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №12 «Системы налогообложения»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие существуют системы налогообложения?
  • Характеристики и особенности систем налогообложения.
  • В чём заключается сложность формирования системы налогообложения?
  • Взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов.

Глоссарий по теме: налоговая система, налоговая ставка, прогрессивные налоги, пропорциональные налоги, регрессивные налоги, кривая Лаффера.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История системы налогообложения уходит корнями в глубокую древность, но каждый раз, когда государство вводит налоги, оно должно ясно осознавать, как это введение отразится на экономике страны. Чем больше налогов соберёт государство, тем большую помощь оно окажет социально незащищённым слоям населения, поддержит развитие в стране образования, здравоохранения, науки. Однако мировой опыт показывает: чем слабее налоговое бремя на экономику, тем активнее она развивается.

Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В основе механизма налогообложения лежит такое понятие, как налоговая ставка.

Налоговая ставка – размер налога на единицу налоговой базы, как правило, устанавливается в процентах.

Например, НДС – 20% (с 1.01.2019), налог на прибыль – 20%, подоходный налог – 13%.

В мировой практике используют три различные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную.

Прогрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода растёт с увеличением дохода.

Например, доходы в 1 000 рублей облагаются по ставке 5%, доходы в 2000 рублей – по ставке 10%, а доходы в 3000 рублей – 15%.

Пропорциональные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода не изменяется с ростом дохода.

Например, доходы в 1000, 2000, 3000 рублей и выше облагаются по ставке 10%. В России до 2001 года подоходный налог с граждан был прогрессивным – ставка этого налога росла по мере увеличения дохода граждан, а с 2001 года он стал пропорциональным, т.к. была установлена единая налоговая ставка – 13%.

Регрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода снижается с ростом дохода. Регрессивными, как правило, являются косвенные налоги. Например, главный менеджер фирмы с зарплатой 5000 рублей в день и подсобный рабочий с зарплатой 1000 рублей в день покупают одинаковые автомобили. Акциз, который входит в цену данного товара, одинаковый. Однако для менеджера он составляет 5% от дохода, а для рабочего – 25%.

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам.

Формируя налоговые системы, государство стремится обеспечить эффективность сбора налогов и сохранить стабильность налогообложения.

Принципы построения разумной системы налогообложения сформулировал еще Адам Смит.

  1. Принцип справедливоститрактуется следующим образом: налогоплательщики должны отчислять налоги пропорционально полученному доходу. Однако сторонники теории «горизонтальной справедливости» считают, что налоги должны быть пропорциональными, а сторонники «вертикальной справедливости» отстаивают прогрессивную шкалу отчислений налогов.
  2. Принцип определённости.Налогоплательщику должны быть известны сроки, способ и сумма платежа.
  3. Принцип удобности.Способ взимания налогов должен быть удобен налогоплательщику.
  4. Принцип экономии.Минимизация затрат, связанных с взиманием налогов.

На этих принципах базируется формирование системы налогообложения в любой стране.

При этом принимается в расчёт, как налоговая система будет влиять на развитие экономики и размеры сумм налога, поступающего в бюджет.

В самом общем виде взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название «кривая Лаффера» (Рисунок 1).


Рисунок 1 – Кривая Лаффера

По мере увеличения ставки налогообложения сумма средств, поступающих в бюджет, сначала начинает расти, но дальнейший рост ставки приводит к снижению налоговых доходов бюджета. Высокая налоговая ставка подрывает стимулы эффективной экономической деятельности, и часть предпринимателей уходят в «теневую экономику».

Низкая налоговая ставка не позволяет получить необходимые средства в бюджет в полном объёме.

До принятия Налогового кодекса (31 июля 1998 г.) в России был слишком высокий уровень налогообложения – на графике это соответствует положению в точке В, сейчас мы перемещаемся ближе к точке А (Рисунок 1).

Расчёт оптимального уровня налогообложения каждая страна производит с учётом специфики национальных, культурных, психологических и других факторов. Единого алгоритма расчёта здесь нет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Решите задачу и введите с клавиатуры правильные ответы.

В диапазоне доходов от 5000 р. до 15000 р. применяется ставка 10%, в пределах 35 000 р. действует ставка 20%. За месяц человек заработал 32 000 р. При ______________ системе налогообложения подоходный налог составил ____________р.

15 000 · 0,1 = 1500 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 10%.

(32 000 – 15 000) · 0,2 = 3400 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 20%.

1500 + 3400 = 4900 р. подоходный налог, рассчитанный по прогрессивной системе.

Ответ: «При прогрессивной системе налогообложения подоходный налог составил 4900 р.»

  1. Установите соответствия между налоговыми системами и системами расчётов.


Рисунок 2 – Условие задачи

1,5/15 = 2/20 – следовательно, налог пропорциональный

3/20 2/16 – следовательно, налог прогрессивный

1,5/14 1,4/15 – следовательно, налог регрессивный


Рисунок 3 – Решение задачи

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 150 – 153.

Налоговые режимыСумма налога в год

Контур

Для вас 3 месяца сервиса Контур.Экстерн бесплатно

Какую систему налогообложения выбрать

  1. Что такое система налогообложения
  2. Что влияет на возможность выбора системы налогообложения
  3. Алгоритм выбора системы налогообложения
  4. Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ООО
  5. Какую систему налогообложения выбрать для ИП
  6. Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ИП
  7. Как пользоваться калькулятором выбора налогообложения

Что такое система налогообложения

Система (режим) налогообложения — это порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет государства.

Режим налогообложения включает в себя ряд обязательных элементов (ст. 17 НК РФ):

  1. Налогоплательщик — лицо, которое обязано платить налоги (сборы, взносы) по законодательству РФ. Говоря про системы налогообложения, такими лицами будут организация или индивидуальный предприниматель.
  2. Объект налогообложения — прибыль, доход, возможный доход и другие показатели, в результате которых образуется налоговая база. Например, недвижимое имущество — это объект налогообложения по налогу на имущество, налоговой базой будет его кадастровая стоимость.
  3. Налоговая база — денежное выражение объекта налогообложения. При УСН объектом налогообложения может быть доход, а налоговой базой будет его денежное выражение.
  4. Налоговый период — промежуток времени, за который рассчитывается налоговая база и исчисляется налог. Чаще всего налоговый период — квартал или календарный год.
  5. Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Чаще всего ставка выражается в процентах. Например, ставка налога на прибыль равна 20 %.
  6. Порядок исчисления налога — формула расчета.
  7. Порядок и сроки уплаты налога.

Основные системы налогообложения

  • ОСНО — общая;
  • УСН — упрощенная;
  • ПСН — патентная;
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
  • ЕНВД — единый налог на вмененный доход (не применяется с 01.01.2021).

Взимание налогов происходит на основании деклараций. Необходимость заполнения декларации зависит от режима налогообложения.

Что влияет на возможность выбора системы налогообложения

Налоговый режим зависит от разных факторов. Например, не каждая компания может работать на УСН, если показатели не соответствуют определенным критериям.

Система налогообложения выбирается при постановке на учет в налоговых органах. В некоторых случаях налогоплательщики могут добровольно сменить режим в течение своей деятельности. А иногда приходится менять систему из-за изменения финансовых показателей фирмы.

Чтобы выбрать налоговый режим, следует учесть и проанализировать ряд показателей: сферу деятельности, численность компании, планируемый доход, балансовую стоимость имущества, запросы клиентов (например, некоторые покупатели отказываются работать с фирмами не на ОСНО, так как хотят получать возмещение НДС) и другие показатели.

Если в заявлении о постановке на учет в ФНС не указать систему налогообложения, по умолчанию будет присвоена ОСНО. Связано это с тем, что на этой системе могут работать абсолютно все организации и ИП. Учет на общей системе очень трудоемкий, нужно учесть массу нюансов, чтобы соблюсти законодательство. Налоговая нагрузка также будет довольно высокой.

Однако для крупных компаний с высокими доходами и большим штатом ОСНО — это единственный доступный вариант.

Больше повезло представителям малого и среднего бизнеса. Здесь у многих есть выбор из специальных режимов. ЕНВД могут применять лишь предприятия с определенным видом деятельности. Совсем скоро им придется подобрать себе другой режим, так как с 01.01.2021 года ЕНВД отменяется.

Самый известный спецрежим — это УСН. Преимущество данной системе в относительной простоте учета. Часто предприниматели справляются с учетом без помощи бухгалтера. Налог на УСН платится с дохода либо с разницы между доходами и расходами. Чтобы работать на упрощенной системе, численность работников должна быть в пределах 100 человек, а доход не превышать 150 млн рублей в год. Есть еще ряд ограничений для работы на УСН (гл. 26.2 НК РФ).

Патентную систему также, как и ЕНВД, могут применять не все. Но сферы для получения патента обширны (ст. 346.43 НК РФ).

Алгоритм выбора системы налогообложения

Открывая новое дело, предприниматель в состоянии оценить планируемые доходы, численность персонала и другие параметры. Достаточно проанализировать предстоящий год работы.

Сначала нужно рассмотреть вид деятельности. Например, нотариусам нельзя применять УСН. Перечень возможных сфер для каждого специального режима приведен в гл. 26.1, 26.2, 26.3, 26.4, 26.5 НК РФ.

Потом обратить внимание на организационно-правовую форму. Здесь одно ограничение — патент могут приобрести только ИП.

Если организация большая и изначально штат сотрудников превышает 100 человек, то УСН и ЕНВД рассматривать не стоит. ИП с численностью сотрудников свыше 15 человек не выдадут патент.

Важным показателем служит доход. Большинство новичков экономического рынка могут претендовать на УСН по этому параметру. Главное, уложиться в лимит до 150 млн рублей в год. Для ИП на патенте лимит 60 млн рублей.

Если организация планирует работать с крупными покупателями, скорее всего они работают на ОСНО. При выборе поставщика им выгоднее заключать договоры с компаниями на ОСНО, чтобы уменьшить свой НДС.

Выбрав УСН, придется определить вариант учета. Можно платить налог с доходов, а можно с дохода, уменьшенного на расход. Во втором варианте учет сложнее. Но зачастую выгоднее.

Определив для себя приоритетный режим налогообложения, рекомендуем сделать предварительный расчет налогового бремени. Лучше сравнить несколько возможных систем.

Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ООО

ООО «Море» под руководством директора Калькина О.Р. через месяц начинает работу в Екатеринбурге. Компания будет торговать купальниками в розницу. Для удобства расчетов возьмем показатели за месяц. Однако при анализе и выборе режима следует брать планируемые показатели за год.

В месяц ориентировочная прибыль составит 400 000 рублей (без НДС). Расходы компании на аренду магазина, закупку товаров, приобретение мебели в торговый зал и прочие расходы составят 250 000 рублей в месяц без НДС, в том числе зарплата 120 000 рублей (до вычета НДФЛ). Страховые взносы составят 36 240 рублей (120 000 х 30,2 %). Площадь арендуемого помещения составляет 48 кв. м. Численность 4 человека (директор, два продавца, менеджер).

ООО «Море» вправе применять ОСНО (ограничений нет), УСН И ЕНВД. Вид деятельности организации, параметры по численности, площади и выручке укладываются в рамки установленных лимитов на спецрежимах.

Расчет налоговой нагрузки при ОСНО

Налог на прибыль: (400 000 — 250 000 — 36 240) х 20 % = 22 752 рубля.

Предположим, что в примере все расходы (кроме зарплаты) облагаются НДС. Тогда сумма НДС к вычету составит: (250 000 — 120 000) х 20 %)= 26 000 рублей.

НДС с дохода составит: 400 000 х 20 % = 80 000 рублей.

НДС к уплате в бюджет = 80 000 — 26 000 = 54 000 рублей.

Итого обязательных платежей в бюджет за месяц: 22 752 + 54 000 + 36 240 = 112 922 рубля.

Расчет налоговой нагрузки при ЕНВД

Налог на вмененный доход рассчитывается путем умножения базовой доходности (1 800 рублей для торгового зала, ст. 346.29 НК РФ) на физический показатель (площадь зала), на коэффициенты-дефляторы и на ставку налога.

К1 в 2020 году = 2,005, К2 = 1,0

Вмененный доход = 1 800 х 48 х 2,005 х 1 = 173 232 рубля.

Налог на вмененный доход = 173 232 х 15 % = 25 985 рублей.

ООО «Море» вправе сэкономить на налоге, уменьшив его на страховые взносы. При этом налог не должен уменьшиться более чем в два раза. Так как взносы у ООО «Море» больше суммы налога, налог можно уменьшить ровно в два раза.

Итого налог к уплате: 25 985: 2 = 12 993 рубля.

Итого обязательных платежей в бюджет за месяц: 12 993 + 36 240 = 49 233 рубля.

Расчет налоговой нагрузки при УСН (Доходы)

При выборе такой системы расходы не учитываются при исчислении налога.

Налог на УСН = 400 000 х 6 % = 24 000 рублей. В регионах ставка налога может составлять 1-6 процентов.

ООО «Море» вправе сэкономить на налоге, уменьшив его на страховые взносы. При этом налог не должен уменьшиться более чем в два раза. Так как взносы у ООО «Море» больше суммы налога, то налог можно уменьшить ровно в два раза.

Налог к уплате = 24 000: 2 = 12 000 рублей.

Итого обязательных платежей в бюджет за месяц: 12 000 + 36 240 = 48 240 рублей.

Расчет налоговой нагрузки при УСН (Доходы минус Расходы)

Общая ставка налога равна 15 %, но она меняется в зависимости от региона. В нашем примере ставка в регионе равна 7 %.

Налог на УСН = 400 000 – (250 000 + 36 240) х 7 % = 7 963 рубля.

Итого обязательных платежей в бюджет за месяц: 7 963 + 36 240 = 44 203 рубля.

Рассчитав примерную налоговую нагрузку на разных режимах, делаем вывод: ООО «Море» выгодно применять УСН с учетом расходов (последний вариант расчета). Однако в другом регионе при ставке 15 % этот режим не принесет выгоды.

Какую систему налогообложения выбрать для ИП

ИП также, как и юридические лица, могут работать на разных режимах. Какой режим подойдет конкретному предпринимателю, зависит от оборотов, численности, вида деятельности.

У ИП по сравнению с ООО выбор режимов шире. ИП могут работать на патенте (ПСН). Этот вариант подойдет для сезонной или временной работы. Правда, патент не дадут, если численность наемных работников свыше 15 человек. Чтобы не потерять право на применение ПСН, годовой доход не должен быть выше 60 млн рублей.

Для применения УСН и ЕНВД предприниматель может принять на работу до 100 человек. Для упрощенной системы есть ограничение по уровню дохода — не более 150 млн рублей в год.

Выбрав УСН, придется определить вариант учета. Можно платить налог с доходов, а можно с дохода, уменьшенного на расход.

Если ИП планирует работать с крупными покупателями на общей системе, стоит подумать о выборе ОСНО.

Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ИП

Индивидуальный предприниматель Васильков Петр Олегович в Екатеринбурге планирует открыть парикмахерскую. Ожидаемый годовой доход 1 500 000 рублей (без НДС); количество наемных работников — 4 человека; предполагаемые расходы составят 790 000 рублей (без НДС), в том числе зарплата работников 510 000 рублей (до вычета НДФЛ). Страховые взносы за работников — 154 020 рублей (510 000 х 30,2 %).

Кроме того, ИП платят фиксированные взносы за себя независимо от режима и полученного дохода. В 2020 году сумма фиксированных взносов — 40 874 рубля.

Расчет налоговой нагрузки ИП при ОСНО

ИП на ОСНО вместо налога на прибыль платят НДФЛ с дохода.

Если годовой доход за вычетом расходов превысит 300 000 рублей, ИП заплатит 1 % в ПФР с суммы превышения. В данном примере есть превышение. Васильков П.О. должен заплатить 1 % — 2 151 рубль (1 500 000 — 790 000 — 154 020 — 40 874 — 300 000) х 1 %.

НДФЛ: (1 500 000 — 790 000 — 154 020 — 40 874 — 2 151) х 13 % = 66 684 рубля.

Предположим, что в примере все расходы (кроме зарплаты) облагаются НДС. Тогда сумма НДС к вычету составит: (790 000 — 510 000) х 20 % = 56 000 рублей.

НДС с дохода составит: 1 500 000 х 20 % = 300 000 рублей.

НДС к уплате в бюджет = 300 000 — 56 000 = 244 000 рублей.

Итого обязательных платежей в бюджет: 66 684 + 244 000 + 154 020 + 40 874 + 2 151 = 507 729 рублей.

Расчет налоговой нагрузки ИП при ЕНВД

Налог на вмененный доход рассчитывается путем умножения базовой доходности (7 500 рублей при оказании бытовых услуг, ст. 346.29 НК РФ) на физический показатель (количество работников вместе с ИП), на коэффициенты-дефляторы и на ставку налога.

К1 в 2020 году = 2,005, К2 = 1,0

Вмененный доход = 7 500 х 5 х 2,005 х 1 = 75 188 рублей.

Налог на вмененный доход = 75 188 х 15 % = 11 278 рублей.

ИП Васильков вправе сэкономить на налоге, уменьшив его на страховые взносы. При этом налог не должен уменьшиться более чем в два раза. Так как взносы у Василькова больше суммы налога, то налог можно уменьшить ровно в два раза.

Итого налог к уплате: 11 278: 2 = 5 639 рублей.

Итого обязательных платежей в бюджет: 5 639 + 154 020 + 40 874 = 200 533 рубля.

Расчет налоговой нагрузки ИП на УСН (Доходы)

При выборе такой системы расходы не учитываются при исчислении налога.

Если годовой доход превысит 300 000 рублей, ИП заплатит 1 % в ПФР с суммы превышения. В данном примере есть превышение. Васильков П.О. должен заплатить 1 % — 12 000 рублей (1 500 000 — 300 000) х 1 %).

Налог на УСН = 1 500 000 х 6 % = 90 000 рублей. В регионах ставка налога может составлять 1-6 процентов.

Васильков вправе сэкономить на налоге, уменьшив его на страховые взносы. При этом налог не должен уменьшиться более чем в два раза. Так как взносы у Василькова больше суммы налога, то налог можно уменьшить ровно в два раза.

Налог к уплате = 90 000: 2 = 45 000 рублей.

Итого обязательных платежей в бюджет: 45 000 + 154 020 + 40 874 + 12 000 = 251 894 рубля.

Расчет налоговой нагрузки на УСН (Доходы минус Расходы)

Общая ставка налога равна 15 %, но она меняется в зависимости от региона. В нашем примере ставка в регионе равна 7 %.

Если годовой доход превысит 300 000 рублей, ИП заплатит 1 % в ПФР с суммы превышения. В данном примере есть превышение. Васильков П.О. должен заплатить 1 % — 12 000 рублей (1 500 000 — 300 000) х 1 %).

Налог на УСН = 1 500 000 – (790 000 + 154 020 + 40 874 + 12 000) х 7 % = 35 217 рублей.

Итого обязательных платежей в бюджет: 35 217 + 154 020 + 40 874 + 12 000 = 242 111 рублей.

Расчет налоговой нагрузки ИП на ПСН

Налог на ПСН не уменьшается на сумму взносов.

Налог считается от потенциально возможного дохода (ПВД). ПВД устанавливают регионы, он зависит от вида деятельности.

В нашем примере ПВД равен 107 460 рублей. Ставка налога равна 6 %. При оказании бытовых услуг на стоимость патента влияет численность наемных работников.

Налог на ПСН: 107 460 х 5 чел. х 6 % = 32 238 рублей.

ПВД на 5 человек равен 537 300 рублей. Значит, придется заплатить 1 % в ПФР с превышения. (537 300 — 300 000) х 1 % = 2 373 рубля.

Итого обязательных платежей в бюджет: 32 238 + 154 020 + 40 874 + 2 373 = 229 505 рублей.

Выгодной системой для ИП оказалась ЕНВД. Важно понимать, что ЕНВД перестанет действовать с 2021 года.

Как пользоваться калькулятором выбора налогообложения

Чтобы выбрать выгодный режим налогообложения, воспользуйтесь калькулятором.

Сначала внесите данные о вашем бизнесе. Укажите принадлежность к ИП или ООО, отметьте регион работы и численность персонала. Индивидуальные предприниматели могут указать предполагаемую стоимость патента. На втором этапе нужно отметить доходы и расходы с учетом НДС. Отдельной строкой укажите зарплатный фонд компании до вычета НДФЛ. В разделе нестандартная налоговая ставка отметьте региональные особенности (ставки некоторых налогов зависят от региона).

Когда все данные внесены, калькулятор автоматически рассчитает налоговую нагрузку по разным режимам налогообложения. Для ИП предусмотрено четыре варианта: ПСН, ОСНО, УСН (два вида). Для ООО представлено три вида расчета: ОСНО и УСН (два вида).

Данные расчета появятся в правой части экрана. Обратите внимание, система автоматически отфильтрует режимы по возрастанию налоговой нагрузки. В верхней строке вы увидите самый выгодный режим при заданных условиях.

Нажмите левой клавишей мыши по названию режима, чтобы открыть подробный расчет.

Дмитрий Кузьмин

Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.

Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.

Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.

Что такое налоговая нагрузка

Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.

Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.

Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.

Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС

Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.

Какие значения безопасны

Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.

Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:

  • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %;
  • производство текстильных изделий, одежды — 8 %;
  • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %;
  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %.

Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.

Как рассчитать коэффициенты

Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.

Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100

Пример

Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.

Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %

Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.

Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.

Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

Для ООО на ОСН

Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

Для ИП на ОСН

Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН

Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.

Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения.

Нагрузка по НДФЛ

Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.

ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.

Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

Нагрузка по НДС

Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.

Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.

Налоговая нагрузка с точки зрения банков

Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.

Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.

Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.

Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.

Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.

Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.

Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования

Налоговую нагрузку считают и контролируют сами предприниматели для экономии средств. Например, вы выяснили, что показатель нагрузки даже выше безопасных значений от ФНС и банков. Это повод пересмотреть вашу финансовую политику и отношение к выплатам в бюджет.

Варианты могут быть разными, главное — не прибегать к противозаконным методам.

Переход на другую систему налогообложения

Возможно, ваш бизнес платит налогов больше, чем нужно. Рассчитайте налоговую нагрузку с другими системами налогообложения. Сделать это можно автоматически и онлайн с помощью калькулятора.

Подробности про возможности налоговой оптимизации читайте в статье: Как выбрать налоговый режим на 2021 год

Оптимизация зарплатных налогов

Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.

Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.

Важно помнить о том, что нельзя просто заменять трудовые договоры на договоры подряда и вынуждать работников зарегистрироваться в другом статусе. Например, сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании. А если налоговая усмотрит в работе с самозанятым или ИП признаки трудовых отношений, то бизнесу доначислят НДФЛ и взносы.

Чтобы этого не произошло, нельзя включать в договор подряда трудовые условия. Например, нельзя требовать от подрядчика соблюдения режима работы и отдыха, указывать ему место работы, оформлять его на должность в соответствии со штатным расписанием, платить зарплату, а не гонорар, предусматривать дисциплинарную ответственность и отпуск.

Не создавайте налоговые схемы

Бывает, что бизнес прибегает к дроблению бизнеса — например, организует несколько юридических лиц с разными статусами для разделения деятельности на опт, розницу и B2B. Или переводит на аутсорсинг бухгалтерию, кадровиков и маркетинг.

Это опасный путь — ФНС может признать за бизнесом необоснованную налоговую выгоду и выставить претензии по уходу от налогов.

Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать

  • Налоговая нагрузка — это доля налогов в общей выручке компании. Ее рассчитывают и контролируют в разных целях.
  • Чтобы не вызвать подозрений у налоговой инспекции, считайте общий коэффициент и сравнивайте его с таблицей безопасных значений. Еще полезно рассчитывать нагрузку по формулам в зависимости от системы налогообложения — эту методику применяют в ФНС, вычисляя претендентов на углубленный анализ и потенциальных подозреваемых в уходе от налогов.
  • Чтобы банк не заподозрил компанию в отмывании денег, важно, чтобы налоги занимали не меньше 0,9 % от дебетового оборота.
  • Выяснив, что налоговая нагрузка слишком большая, пересмотрите финансовую политику.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: