Налоги на вклады на кипре

Опубликовано: 22.09.2024

Банковские вклады в кризис не возвращают, иначе кризис усугубится еще больше. Чаще всего их замораживают. Но есть и другие методы. Кипр, например, может ввести «специальный налог солидарности» (special solidarity levy) на процентные доходы по вкладам в местных банках и таким образом собрать 4,5 млрд евро для спасения своего банковского сектора. О такой возможности заявил глава кипрского Центробанка Паникос Деметриадис. Альтернатива – заморозить все депозиты свыше 100 000 евро на срок от 15 до 30 лет.

Экономисты полагают, что в этом случае потери российских владельцев счетов станут неизбежными.
Стоит ли удивляться, что остров, ищущий пути спасения от банковского кризиса, перебирает все варианты и проявляет готовность пожертвовать интересами вкладчиков? Беда только в том, что значительную их часть составляют россияне.

О возможности введения новых правил для депозитов Деметриадис заявил во вчерашнем интервью газете Wall Street Journal. В этом, по его расчетам, есть прямой смысл. Даже одна десятая доля дохода от набегающих процентов по вкладам «станет важным источником дохода для правительства», говорит банкир. Не беда, что около трети всех вкладов на Кипре принадлежат иностранным гражданам: тихую офшорную гавань надо спасать всем миром. Как известно, Кипру нужно примерно 17 млрд евро, из которых большая часть пойдет на рекапитализацию банков.

Долг страны в результате всех кризисных невзгод может вырасти почти до 150% ВВП, поэтому обсуждаются варианты снижения задолженности, включая снижение обязательств перед частным сектором. Только в июне этого года Кипр должен погасить 1,4 млрд евро по своим облигациям и, чтобы не допустить дефолта, все договоренности должны быть достигнуты загодя.

Модель с замораживанием средств назвали Bail-in. Она предусматривает удержание депозитных сумм, превышающих 100 000 евро, и их принудительное хранение на специальных счетах под минимальный процент на срок от 15 до 30 лет. Это суровое экономическое средство, как считают авторы, позволило бы достичь долгосрочной стабилизации кипрских банков и укрепить их капитальную базу.

В любом случае, по мнению опрошенных «Независимой газетой» экспертов, о вытаскивании российских депозитов из кипрских банков можно забыть. «Экстренно вывести российские деньги с Кипра уже не удастся: ситуация с финансами находится под надзором независимых аудиторов, а любые резкие движения в этом направлении вызовут резонные вопросы», – говорит аналитик агентства «Инвесткафе» Анна Бодрова. – Пока еще четкая модель Bail-in не определена, но если в расчет будет взят тот сценарий, который предполагает замораживание вкладов от 100 000 евро, российские вкладчики забеспокоятся, а такая принудительная заморозка попросту способна спровоцировать новую волну распродаж на рынке в бегстве от рисков осложнений».

Она считает, что в такой ситуации сценарий, который предлагает Минфин Кипра, выглядит куда более прозрачным: введение нового налога на проценты по вкладам не станет препятствием для вывода средств, не осложнит отношения с кредиторами и владельцами депозитов и вряд ли серьезно раскачает рынки капитала. Этот вариант получения средств в казну выглядит менее болезненным на текущий момент.

Как бы то ни было, а российским гражданам, держащим деньги в кипрских банках, потерь не избежать. «На наш взгляд, вариант с «налогом солидарности» выглядит более здравым. Однако какая бы схема принята ни была, она приведет к потерям для российских граждан», – говорит начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки компании «Солид» Михаил Королюк.

Долгосрочное изъятие денег не нравится никому. «Вероятность заморозки средств всегда отпугивает вкладчиков: инвестор должен ощущать себя хозяином денег. Уже само по себе обсуждение такого варианта развития событий – довольно опрометчивый шаг. Он может послужить катализатором процесса вывода средств со счетов кипрских банков, что будет серьезнейшим ударом для банковской системы, и без того переживающей глубокий системный кризис», – предупреждает эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернэшнл» Петр Клюев и подчеркивает, что модель Bail-in предусматривает фактически замораживание денег вкладчиков на долгосрочный период. При этом неясно, какие гарантии возврата денег вкладчикам будут предоставлены, будут ли выплачиваться дивиденды и в каком объеме.

Но если введут «специальный налог солидарности», ощутимого урона не произойдет ни для банковской системы, ни для вкладчиков: условия по депозитам в кипрских банках останутся весьма привлекательными, полагает Клюев. «Неожиданным такой шаг не назовешь, поскольку банки вправе снижать доходность по вкладам в одностороннем порядке, – говорит он. – Учитывая, что деньги будут направлены на повышение финансовой устойчивости банковской системы страны, а снижение доходности сократится лишь на 10% от текущей, подобный подход может даже положительно сказаться на лояльности клиентов».

Вероятно, вкладчики кипрских банков не гонятся за доходностью. Для них важнее просто сохранить деньги, а не приумножить их. Особых сложностей с выводом денег возникнуть не должно, полагает Клюев. «Законодательных ограничений на вывод средств в настоящий момент не имеется, вывести их можно в любой момент. Переводиться деньги, скорее всего, будут в Швейцарию и Люксембург. Рассчитывать на их возвращение в Россию вряд ли стоит».

В то же время замораживание денег, взятое отдельно, не гарантирует Кипру спасения от дефолта, поскольку для выравнивания экономики необходимы выверенная финансовая политика и высококвалифицированные управленцы, говорят экономисты. И даже не столько кадры, сколько деньги – кредиты от Евросоюза и России. А их пока нет. Остается уповать лишь на удержанные средства, которых явно недостаточно.

Справка:

Республика Кипр (греч. Κυπριακ Δημοκρατα) – островное государство в восточной части Средиземного моря. Член Европейского союза (ЕС) с 1 мая 2004 года. Официально территория Республики Кипр включает 98% территории острова Кипр (остальные 2% занимают британские военные базы Акротири и Декелия), а также близлежащие острова Агиос Георгиос, Геронисос, Глюкиотисса, Кила, Киедес, Кордилия и Мазаки. Реально же после 1974 года остров разделен на три части: 60% территории острова контролируется властями Республики Кипр, населенной в основном греками, 38% – Турецкой Республикой Северного Кипра, населенной в основном турками, 2% – британскими вооруженными силами. ТРСК признана как независимое государство Республикой Абхазия, Нахичеванской Автономной Республикой (автономная республика в составе Азербайджана) и Турцией.

Самая низкая в Европе ставка корпоративного налога в сочетании с широкой сетью соглашений об избежании двойного налогообложения и зрелая юридическая, учетная и банковская инфраструктура позволяют Кипру занимать одно из первых мест в списке юрисдикций для международного налогового планирования.

Кипр, будучи полноправным членом ЕС с 1 мая 2004 года, провел серию важных изменений в своем налоговом режиме, чтобы согласовать свое налоговое законодательство с нормативными актами Евросоюза. Мы расскажем об основных моментах существующего налогового режима и их применении.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И СБОР НА ОБОРОНУ

Корпоративный налог на прибыль. Регулируется Income Tax Law of 2002 (Закон о налоге на прибыль от 2002 г.). Налогом на прибыль облагается общемировой доход всех резидентов Кипра. Нерезиденты подлежат налогообложению только в той части дохода, которая извлечена на территории страны. Ставка налога на прибыль единая и составляет 10 процентов. Компания считается налоговым резидентом, если ее управление и контроль осуществляются на Кипре. Хотя конкретного определения этого термина нет, считается, что «управление и контроль» находятся на Кипре, если большинство директоров компании-резиденты Кипра или же там проходят заседания ее совета директоров.

«Управление и контроль» находятся на Кипре, если большинство директоров компании - резиденты Кипра

Специальный сбор на защиту Республики (SCDT). Регулируется Special Cont-ribution for Defence Law of 2002 (Закон о Специальном сборе на защиту Республики от 2002 г.). Основной идеей этого закона является налогообложение по ставке 15 процентов дохода в виде дивидендов и по ставке 10 процентов дохода от процентов, полученных резидентами Кипра (с учетом особенностей, которые будут рассмотрены ниже).

ДОХОД В ВИДЕ ДИВИДЕНДОВ И ОТ ПОСТОЯННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

Доход в виде дивидендов не включается в налоговую базу по налогу на прибыль кипрской компании. При этом дивиденды от нерезидентной компании облагаются SCDT, кроме случаев, когда получатель дивидендов владеет как минимум 1 процентом уставного капитала. Однако освобождение по SCDT неприменимо, если одновременно:

  • более 50 процентов деятельности выплачивающей дивиденды компании прямо или косвенно приносит доход инвестиционного характера;
  • выплачивающая компания подлежит налогообложению по ставке, которая значительно ниже кипрской (менее половины от действующей ставки, то есть менее 5%).

На дивиденды, уплачиваемые кипрской компанией в пользу нерезидентов, налоги у источника не взимаются. Прибыль зарубежного постоянного представительства кипрской компании освобождена от налога на прибыль при соблюдении двойного условия, приведенного выше в отношении SCDT.

На дивиденды, уплачиваемые кипрской компанией в пользу нерезидентов, налоги у источника не взимаются

ПРОЦЕНТНЫЙ ДОХОД, РОЯЛТИ И ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Закон о налоге на прибыль и Закон о специальном сборе на защиту Республики проводят различие между доходом в виде процентов по займам и депозитам («пассивным») и процентами, полученными в ходе основной (обычной) деятельности. Различия в режиме налогообложения в зависимости от такой классификации представлены в таблице «Разница в налогообложении "пассивного" и обычного дохода» на стр. 61. В законодательстве не дано четкого определения «обычной деятельности». Однако кипрские налоговые органы в циркуляре от 2003 года разъясняют, что имеется в виду банковская деятельность и финансовый лизинг. Также поясняется, что «проценты, близко связанные с обычной деятельностью предприятия» включают проценты:

  • от коммерческих дебиторов (товарного кредита);
  • получаемые в ходе деятельности страховых компаний;
  • начисляемые на остаток на расчетном счете;
  • компаний, финансирующих компании собственной группы.

На проценты, выплачиваемые с Кипра нерезидентам, не установлен налог у источника выплаты.

Доходы и расходы в виде роялти учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли резидента Кипра. Валовая сумма платежей нерезидентам за использование интеллектуальной собственности на Кипре облагается налогом у источника по ставке 10 процентов (от проката кинофильмов - ставка 5%).

Прибыль от реализации ценных бумаг. Прибыль от торговли ценными бумагами не облагается налогом на прибыль. В понятие ценных бумаг входят акции, облигации, государственные бонды, а также опционы на них. Векселя в эту категорию не входят. Однако если речь идет о реализации акций компании, владеющей кипрской недвижимостью, возникает налог на прирост капитала по обычной ставке 20 процентов (это закреплено в Законе о налоге на прирост стоимости капитала 52/80; Capital Gains Tax Law 52/80).

Разница в налогообложении «пассивного» и обычного дохода

ПЕРЕНОС УБЫТКОВ

Убытки можно переносить на будущее на неограниченный период и зачитывать против налогооблагаемой прибыли. Убытки по деятельности зарубежного постоянного представительства могут быть зачтены относительно прибыли самой компании. Однако в последующие периоды, когда то же постоянное представительство получит прибыль, к налоговой базе будет добавлена сумма, равная сумме ранее зачтенных убытков.

ИЗБЕЖАНИЕ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Кипр имеет 32 международных соглашения об избежании двойного налогообложения, в частности с Россией, Белоруссией, Австрией, Великобританией. Налоги, удержанные в иностранном государстве при выплате доходов кипрской компании в рамках такого соглашения, зачитываются в счет кипрских налогов, рассчитанных с той же суммы дохода. Зачет может быть осуществлен как в счет налога на прибыль, так и SCDT.

Если подобного соглашения не существует, Кипр предоставляет возможность одностороннего зачета фактически уплаченных иностранных налогов в пределах суммы, не превышающей кипрские налоги, исчисленные с той же суммы дохода (Закон о налоге на прибыль от 2002 г., ст. 36; Income Tax law, art. 36).

Таким образом, законодательные нормы Кипра при действующем тексте российско-кипрского соглашения позволяют при использовании кипрских компаний в схемах занижать налог на прибыль с дивидендов, выплачиваемых российскими компаниями, и активно стимулируют вывоз капитала. Согласно некоторым оценкам, сумма недопоступления в бюджет по налогу на прибыль за 2004 год превышает 1 млрд долл. США.

В то же время развитые страны с хорошо отлаженным механизмом предотвращения любой формы утечки капитала и хорошо организованной системой налогового администрирования имеют в своих соглашениях (или протоколах к ним) достаточно жесткие ограничения, которые не позволяют использовать эти соглашение для уклонения от налогов.

В частности, в двусторонних соглашениях Кипра с Германией, Великобританией и США содержатся положения, регулирующие вопросы предотвращения ухода или уклонения от налогообложения с использованием кипрской модели. Например, освобождение от налогов по американо-кипрскому соглашению не может применяться, если получатель дохода облагается налогом на Кипре по меньшим ставкам, чем ставки налога в стране его постоянного местопребывания. Таким образом, с учетом обнародованных Минфином России основных направлений налоговой политики представляется, что дальнейшие действия органов государственной власти будут направлены на сокращение возможностей налогового планирования с использованием офшоров. Но для этого в первую очередь необходимо пересматривать договоры об избежании двойного налогообложения.

КИПРСКАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ

Кипрская компания может выступать в качестве основного либо промежуточного холдинга для эффективной в налоговом смысле репатриации дивидендов. Если дочерние компании являются резидентами Евросоюза, дивиденды на Кипре будут получены без налога у источника в соответствии с положениями Директивы ЕС о материнских и дочерних компаниях (2003/123/EC от 22.12.03). В случае с неевропейской дочерней структурой кипрский холдинг получит дивиденды за вычетом налога у источника, ставка которого зависит от условий соответствующего налогового соглашения. Предположим, что дочерняя компания - резидент России. Налог у источника на дивиденды из России в Японию - 15 процентов, на Кипр (при определенных условиях) - 5 процентов. Используя промежуточный холдинг на Кипре, японский инвестор может снизить налоговую нагрузку по распределенным дивидендам втрое. Повторим, что на дивиденды, выплаченные кипрской компанией акционеру-нерезиденту (физическому или юридическому лицу любой юрисдикции) нет налога у источника. Доход кипрского холдинга в виде дивидендов, как уже говорилось выше, полностью освобождается от налога на прибыль и при соблюдении несложных условий - также от SCDT.

Выручка от продажи акций дочерней компании не подлежит налогообложению на Кипре при единственном условии, что на ее балансе нет кипрской недвижимости.

Кипрская компания может выступать в качестве основного либо промежуточного холдинга для эффективной налоговой репатриации дивидендов

КИПРСКАЯ ФИНАНСИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ

В деятельности международной группы можно использовать совокупную кредитоспособность группы (возможность привлекать финансирование под активы всех компаний группы) и механизмы внутригруппового перекредитования для сокращения общей эффективной налоговой ставки. Для этого целесообразно использовать кипрскую финансирующую компанию, принадлежащую той же группе. Схема взаимоотношений будет следующая (см. схему «Финансирование через компанию на Кипре»).

  1. Холдинговая компания гарантирует заем коммерческого банка, выделенный финансирующей компании. Ситуация не осложняется необходимостью применения правил недостаточной капитализации, действующих во многих других странах, например Германии, Великобритании, Нидерландах.
  2. Займы выдаются далее дочерней компании, проценты сокращают ее налогооблагаемую прибыль.
  3. Процентная маржа, образующаяся на Кипре, подлежит налогообложению по ставке 10 процентов с зачетом налога у источника в стране резидентности дочерней компании.

Благодаря отсутствию налога у источника на исходящие дивиденды акционеры кипрской компании могут быть резидентами любой страны

КИПРСКАЯ РОЯЛТИ-КОМПАНИЯ

Также находит широкое применение использование кипрской компании как посредника при выплате роялти. Схема взаимоотношений в этом случае выглядит следующим образом.

  • Владелец интеллектуальной собственности (ИС) передает ИС компании, учрежденной в низконалоговой юрисдикции. Это делается на ранней стадии, когда ИС оценивается невысоко или вовсе не представляет ценности.
  • Новый владелец ИС предоставляет кипрской компании-резиденту лицензию на ее использование. В свою очередь кипрская компания может дать сублицензию европейскому (лицензия 1) либо неевропейскому (лицензия 2) лицензиату.
  • Роялти по лицензии 1 (из ЕС) могут быть получены без налога у источника согласно Директиве ЕС о процентах и роялти 2003/49/ЕС (при условии, что из двух компаний - плательщика и получателя роялти - одна компания является как минимум 25%-ным участником другой либо третья компания как минимум 25%-ным участником обеих). Роялти по лицензии 2 (не ЕС) в общем случае могут подпасть под налог у источника, но при наличии налогового соглашения его ставка может быть снижена.
  • Кипрская компания выплачивает роялти владельцу ИС в низконалоговой юрисдикции, обычно за вычетом небольшого процента для своей рентабельности. При условии, что ИС не используется на Кипре, эти выплаты не облагаются налогом у источника. Налог, уплачиваемый на Кипре, с учетом зачета иностранного налога по лицензии 2 может составить доли процента от общего объема роялти.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СХЕМЫ

Закон о международных коллективных инвестиционных схемах от 1999 года (The International Collective Investment Schemes Law 1999) создает юридическое поле для регистрации международных коллективных инвестиционных схем (МКИС), рассматривая при этом четыре основных типа юридических образований:

компании с постоянным капиталом;

компании с переменным капиталом;

партнерства с ограниченной ответственностью.

МКИС утверждаются и регистрируются в Центральном банке Кипра и действуют в рамках обычного налогового режима. Основными налоговыми преимуществами являются:

освобождение от налогообложения дивидендов иностранного происхождения;

освобождение от налогообложения прибыли от продажи ценных бумаг;

отсутствие налога у источника на репатриируемый доход.

КИПРСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАСТ

Понятие кипрского международного траста было введено Законом о Международных трастах от 1992 года (International Trust Law 1992), учреждение и управление трастами регулируется Законом о Трастах от 1955 года (Trust Law 1955), дублирующим английский закон о доверительных управляющих (English Trustee Act 1925). Традиционные преимущества трастовой структуры, вкупе с возможностью использования международного траста в сочетании с кипрской компанией, дают целый ряд налоговых преимуществ:

кипрские трасты освобождены от налогов на доход, капитал или распределение прибыли;

доход траста может включать торговую прибыль, дивиденды, проценты и роялти;

кипрский международный траст можно использовать для получения дохода в виде дивидендов в структуре, которая не подпадает под освобождение от SСDT, избегая таким образом 15 процентов налоговой ставки.

Кипр против налога на вклады

Накануне парламент Кипра отклонил правительственный законопроект, предполагающий введение одноразового налога на банковские депозиты.

Перед этим президент Кипра Никос Анастасиадис в понедельник вечером позвонил заместителю председателя Еврокомиссии Олли Рену и близкому соратнику канцлера ФРГ Ангелы Меркель и заявил, что большинство парламентариев страны не поддерживают решение о налоге на депозиты, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на кипрский телеканал «Мега».

По информации телеканала, «во время разговора президент использовал необычное выражение для того, чтобы описать гнев по поводу политического тупика на Кипре после одобрения Еврогруппой пакета финансовой помощи», включавшего и требование об одноразовом экстренном налоге на все депозиты в банках Кипра.

Сообщается также, что правительство Кипра подготовило новый законопроект, по которому не будут облагаться налогом вклады до 20 тыс. евро. На вклады от 20-100 тыс. евро будет введен налог в 6,75%, а на вклады от 100 тыс. евро и более — 9,9%.
Голосование в парламенте должно состояться сегодня. Именно поэтому продлятся и банковские выходные.

Ситуация на Кипре – одна из главных тем не только для экспертов в области экономики, банковских аналитиков и инвесторов, но и рядовых вкладчиков, которые ощущают признаки финансового кризиса на собственных карманах. Причем это не только киприоты.

По данным The Financial Times, российские вклады составляют до трети всех депозитов в банках Кипра. Таким образом, из-за списания налога россияне могут потерять до 2,5 миллиарда евро. По другим данным, эта сума может составить 3, 5 миллиарда евро. Впрочем, отмечается, что точная сумма депозитов российских граждан в банках Кипра неизвестна.

Президент Владимир Путин провел в понедельник оперативное совещание с руководством администрации, помощниками и советниками, курирующими экономические вопросы, на встрече обсуждалась экономическая ситуация в еврозоне, сообщил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

«В этом контексте, оценивая возможное решение о введении на Кипре дополнительного налога на банковские вклады, Путин сказал, что такое решение, в случае его принятия, будет несправедливым, непрофессиональным и опасным», - сказал Песков.

Среди вкладчиков банков Кипра немало и жителей Великобритании. В частности, свои средства там хранят около 3,5 тысячи британских военнослужащих, дислоцированных на Кипре, а также сотрудники британских госструктур, работающие в этой стране.

Власти Великобритании, сообщает Лента.ру со ссылкой на Associated Press, уже пообещали компенсировать военнослужащим и госслужащим, находящимся на Кипре, потери от единовременного налога на вклады. На остальные 59 тысяч британцев, постоянно проживающих на Кипре, компенсация распространяться не будет.

В связи с чем тихую киприотскую гавань вдруг настил такой финансовый шторм?

Дело в том, что Евросоюз согласился выделить Кипру антикризисную помощь в 10 миллиардов евро только при условии, что Кипр согласится с каждого депозита, размер которого превышает 100 000 евро, единовременно списать 9,9%. С депозитов меньше этой суммы возьмут 6,75%. Решение распространяется абсолютно на всех - от корпораций до граждан других государств. По расчетам европейских чиновников, за счет налога на депозиты власти Кипра смогут собрать в казну до 6 миллиардов евро.

Президент Кипра обещает частично компенсировать убытки вкладчикам от списаний по депозитам. «Те, кто сохранит вклады на два года, получат половину своего взноса в виде облигаций», - сказал Анастасиадис, добавив, что в качестве обеспечения ценных бумаг будут использованы доходы от месторождений природного газа.

«Если бы я выбрал дефолт, мы бы вышли из еврозоны», - уточнил президент. Анастасиадис сказал, что страна находится «в состоянии чрезвычайного положения» и назвал происходящее на Кипре «самым трагическим моментом с 1974 года», когда остров оказался де-факто разделен турецким военным вторжением.

Местные эксперты, в том числе бывший экономический советник Анастасиадеса Стелиос Платис, считают, что, независимо от итогов голосования в парламенте по поводу нового закона, вкладчики немедленно начнут забирать деньги с вкладов, как только банки будут открыты, потому что они не верят в предпринимаемые правительством меры. В январе кипрские банки уже столкнулись со значительным оттоком депозитов, что осложнило критическое финансовое положение кредитных организаций острова.

По данным западных СМИ, страны еврозоны - в первую очередь Германия - настаивали на введении налога на депозиты из-за опасений в том, что кипрские банки могут использоваться для отмывания денег.

Как отмечают журналисты, в Евросоюзе подозревают, что российские компании отмывают деньги в кипрских банках (хотя власти Кипра отрицают это), и именно поэтому настаивали на таком жестком шаге, как налог на вклад.

Впрочем, однозначно, что от принятых мер пострадают отнюдь не только россияне.

Введение сбора с депозитов, принятое под давлением ЕС, вызвало серьезное недовольство и на самом Кипре. Чтобы узаконить изъятие средств, парламент Кипра должен был в воскресенье принять соответствующее решение, но голосование перенесли на сегодня.

Как отмечает британская радиокорпорация BBC, не исключено, что в финансовой поддержке Кипра может принять участие и Россия.

В частности, она может расширить уже предоставленный Кипру заем в 2,5 миллиарда евро. Министр финансов Кипра Михалис Саррис в понедельник направляется в Москву.

О последствиях ситуации на Кипре «Актуальные комментарии» попросили рассказать экспертов и аналитиков.

Желание открытия депозитного счета в банке Кипра, объяснимо. Кипр является привлекательным местом с развитой финансовой и банковской системой. К тому же, государство привлекает иностранных клиентов по причине наличия:

  • статуса полноправного участника ЕС
  • низкой налоговой ставки в размере 10%
  • стабильной экономической, политической и правовой среды
  • действующих договоров, исключающих систему двойного налогообложения
  • строгой регуляции кредитно-финансового сектора со стороны ЦБ
  • выгодного географического расположения юрисдикции среди важных торговых путей между Азией, Европой, Ближним Востоком и Африкой

Ниже предлагаем узнать, каков размер процентных ставок по депозитным вкладам предлагают банки Кипра для нерезидентов в 2021 году.

Картинка - депозит в банке Кипра

Особенности работы банков на Кипре

Абсолютно все банки Кипра, включая представительства иностранных финансовых и кредитных учреждений, контролируются регулятором — Национальным Центральным Банком.

Центральный Банк Кипра не запрещает открывать личные, корпоративные, депозитные счета иностранным лицам и компаниям. Основным требованием к физическим лицам в момент открытия счета в банке Кипра, является достижение им возраста 18 лет.

Преимущества открытия банковского счета на Кипре

  • Высокий уровень конфиденциальности — банковская тайна на Кипре защищена законодательными актами. Власти юрисдикции имеют доступ к банковской информации в определенных ситуациях только по налоговым вопросам, если это разрешено налоговым соглашением или при наличии постановления суда
  • Полный спектр платежных решений — нерезидентам доступны банковские счета в нескольких валютах, краткосрочные, долгосрочные депозиты, интернет-банкинг, международные банковские переводы, платежные карты, кредитные услуги
  • Широкий выбор платежных карт, включая предоплаченные дебетовые карты с высокими лимитами расходов
  • Возможность удаленно открывать счета, включая, вклады на Кипре
  • Мультивалютные счета, позволяющие обслуживать транзакции в долларах США, фунтах стерлингах и евро, а также в других валютах по запросу клиента
  • Поддержка банка доступна на многих языках, включая, русский, английский
  • Быстрый процесс открытия счета (до 7 дней)


Дополнительно, клиенту-нерезиденту, могут быть предложены специализированные банковские услуги, включая, инвестиционные услуги.

Многие граждане из России, Украины и Казахстана, используют кипрские счета для создания истории обслуживания и упрощения расчетов на территории ЕС.

Условия открытия депозитных вкладов на Кипре

Банки Кипра предусматривают краткосрочное и долгосрочное размещение средств путем внесения их на депозитный счет. Валюта размещения вклада — евро. Чтобы попробовать поработать с кипрскими сберегательными счетами, банки предлагают открывать депозиты со сроком от 8 календарных дней.


Модернизация банковской системы на Кипре, позволила выполнять удаленное открытие банковских счетов, без личного посещения банка.

Ниже приведем сравнительный размер процентов и сроков по депозитным вкладам с уведомлением в банках Кипра для нерезидентов

Сроки размещения вкладаМинимальная сумма для размещенияПроцентная ставка %
8 днейбез ограничений0
35 днейбез ограничений0,03
90 днейбез ограничений0,07
180 днейбез ограничений0,10

Размер процентов по фиксированным депозитным вкладам в банках Кипра

Сроки размещения вкладаМинимальная сумма для размещенияПроцентная ставка %
3 месяца€10000,05
6 месяцев €10000,08
9 месяцев€10000,10
12 месяцев€10000,12
18 месяцев€10000,15

Проценты по вкладам, начисляются ежемесячно и выплачиваются в конце срока действия депозитного договора. Досрочное расторжение вклада предусмотрено, как и штрафные санкции, в виде перерасчета начисленных процентов.


В зависимости от суммы и срока размещения средств, банк может предложить клиенту, индивидуальную процентную ставку.

Для лиц, желающих открыть депозит с целью накопления денежных средств в пользу ребенка, банки Кипра предлагают открывать детские депозиты:

  • минимальная сумма для размещения составляет от € 30 до €2000 (в зависимости от выбранной программы)
  • сроки — 12 месяцев
  • процентная ставка — 0,12%


Проценты, полученные в качестве дохода по вкладам на Кипре не облагаются налогом, в отличие от других европейских юрисдикций.

Согласно законодательству ЕС, владельцы депозитных счетов защищены на сумму €100 000. Чтобы узнать больше информации по вкладам в европейских банках, воспользуйтесь бесплатным подбором иностранного банковского счета.

Подготовка документов для открытия вклада в европейском банке

Для открытия вклада в банке Кипра, клиенту-нерезиденту, потребуется предоставить аналогичный пакет документов, как и для открытия личного европейского счета.

Все документы, передаваемые в банк, должны быть переведены на английский язык и соответствующе заверены — апостилем, нотариально. На копиях паспорта, документа, подтверждающего место проживания, должна стоять подпись владельца паспорта.

Дополнительно к идентифицирующим личность документам потребуется предоставить справку о происхождении источника средств, заполненную заявку на открытие счета и анкету-опросник.

Как пополнить депозит в банке Кипра?

Пополнение вклада происходит путем перечисления денежных средств с банковского счета, открытого на имя иностранного гражданина в любом другом банке. Учитывайте, что в случае несовпадения валют банковских счетов, дополнительно будет списана комиссия за конвертацию валюты.

Закрытие банковского счета на Кипре

Процедура закрытия кипрского банковского счета, выполняется удаленно при помощи личного кабинета интернет-банкинга. Для этого необходимо войти в учетную запись, убедиться в отсутствие непогашенных обязательств перед банком и выбрать опцию “закрытие счета”.
Если вы желаете узнать актуальные условия по процентным ставкам в банках Кипра, воспользуйтесь бесплатной консультацией от экспертов Offshore Pro Group. Используя экспертное сопровождение по открытию иностранного банковского счета, вы гарантированно получите нужный финансовый инструмент, работающий исключительно на ваши цели!

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

Оформить ВНЖ Португалии за депозит, ранее получив уголовную судимость, не удастся Как оформить вид на жительство (ВНЖ) Португалии через депозит? Какова стоимость получения золотой визы…

Сегодня в условиях экономической турбулентности одним из наиболее эффективных способов по сохранению личных сбережений является грамотная диверсификация и вложение активов в стабильные юрисдикции. Швейцария -…

Желание сохранить деньги от политических и валютных рисков - это основная причина, по которой граждане из стран СНГ хотят открыть депозит за границей. О чем…

На фоне нестабильной экономической ситуации в России открытие депозитного счета в зарубежном банке выглядит привлекательным решением по защите средств. И в первую очередь, вопрос перевода…

В этой статье оценивается размер возможного дохода для желающих открыть банковский счет в ОАЭ в виде депозита в 2017 году. В какой среде будет работать…

Банковские институты Объединенных Арабских Эмиратов отлично подходят для хранения денег, потому что местная банковская система имеет множество преимуществ. Открыть банковский счет в ОАЭ и использовать…

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Трансграничные операции, осуществляемые сторонами — резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал.

Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее — СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.

Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.

Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах. Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами. При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.

Налоговые резиденты

Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств.

Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с «международным договором» Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019.

Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.

Налоговое планирование: применение СИДН

Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века. Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.

В двухтысячных годах такая налоговая оптимизация стала признаваться недобросовестным поведением. Использование положений СИДН в целях налоговой экономии было признано злоупотреблением в случаях, когда сделки не были связаны с активной и реальной деятельностью ее сторон и позволяли искусственно переводить прибыль в низконалоговые юрисдикции из стран, где ведется реальная экономическая деятельность. За последнее десятилетие многие транснациональные гиганты обвинялись в агрессивной оптимизации налогообложения за счет перевода прибыли в офшоры и экономически необоснованном распределении прибыли внутри группы (Apple, Starbuks, Facebook, Google, Amazon и пр.).

Российские налоговые органы за последние десять лет тоже выработали подход, в рамках которого осуществляется налоговый контроль трансграничных операций. При этом активно используются концепции, в том числе имплементируются в Налоговый Кодекс, мероприятия и руководства, разрабатываемые Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Так, в НК включены положения о лице, имеющим фактическое право на доход (ст.7), о контролируемых иностранных компаниях (гл.3.4), о трансфертных ценах и международных группах компаний (раздел V.1), автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчетами (гл.20.1 и 20.2), о тонкой капитализации (ст.269), и пр.

С точки зрения налогового контроля, необоснованным признается применение пониженных ставок, предусмотренных СИДН, лицами, не имеющими фактическое право на доход (ФДП) и не ведущими реальной хозяйственной деятельности помимо получения доходов и их дальнейшего перечисления по цепочке другим лицам. Несмотря на значительные успехи налогового контроля в части применения концепции ФДП (бенефициарного собственника), необоснованное, по мнению фискальных органов, применение льгот по СИДН наносит существенный вред бюджету России.

Соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения

25 марта 2020 года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России сообщил о необходимости корректировки СИДН в части увеличения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов. Он отметил, что если другие стороны не примут условия РФ, то необходимо выйти из соглашений в одностороннем порядке.

Так как Кипр до сих пор является низконалоговой юрисдикцией, участие резидентов Республики Кипр все еще активно используется в трансграничных сделках и в мультинациональных компаниях. Объем вывода капитала из России на Кипр по оценке Центробанка РФ в 2018 году составил больше половины выводимых из России средств. В 2019 году объем выведенных средств по официальны данным составил 1.9 трлн.рублей. Поэтому Кипр стал первым государством, которому Россия направила запрос на внесение изменений в СИДН.

В начале августа Министерство Финансов РФ заявило о намерении денонсировать соглашение с Кипром в случае отказа от предлагаемых изменений. Но денонсировать СИДН с Кипром не пришлось, предложенные Россией изменения были приняты. 8 сентября 2020 года был подписан Протокол «О внесении изменений в соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».

Поэтому Соглашение с Кипром, заключенное 05.12.1998, продолжает действовать. Однако, ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов по займам будут увеличены.

Увеличение налоговых ставок на дивиденды и проценты на Кипре

Согласно изменениям, внесенным в СИДН с Кипром, выплачиваемые из России дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.). В Протоколе от 08.09.2020 нет уточнений, являются ли любые иностранные биржи удовлетворяющими условиям получения льгот по СИДН. Также отсутствует понятие «свободного обращения» акций и т.д. Предполагается, что в дальнейшем Минфином России будут даны разъяснения относительно данных понятий.

Сейчас дивиденды, выплачиваемые компанией — резидентом России резиденту Кипра могут облагаться налогом в России, но ставка не может превышать 10%. При этом если размер вложений в компанию составляет более 100 000 долларов, ставка налога не может превышать 5%. При выплате из России процентов по займам налог взимается только на Кипре.

Если бы СИДН с Кипром был денонсирован, российские компании, выплачивающие дивиденды и проценты в адрес кипрских резидентов, были бы обязаны удержать и уплатить как налоговые агенты налог на прибыль по ставке 20%, а если получатель физическое лицо — НДФЛ по ставке 13 % (если получатель налоговый резидент России) или 30 % (если получатель не является налоговым резидентом РФ).

Таким образом, внесенные изменения в СИДН касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений. Как и ранее, доходы от отчуждения ценных бумаг будут взиматься в государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество. Роялти за использование объектов интеллектуальной собственности будут облагаться налогом только в государстве получателя дохода. Общие положения СИДН о подтверждении фактического права на доход и статуса налогового резидента также будут действовать в текущей редакции.

Аналогичные «кипрским» изменения внесены и в СИДН с Мальтой.

01.10.2020 года был подписан соответствующий Протокол, который устанавливает условия, аналогичные тем, что были изложены в «кипрском» Протоколе от 08.09.2020 года. Изменения в СИДН с Мальтой также касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений.

Для вступления в силу изменений необходима их ратификация. Предполагается, что изменения как по Кипру, так и по Мальте вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Кипром и Мальтой при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования: 0001202009040004 — Кипр,

Номер опубликования: 0001202009110056 — Мальта.

Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола с Люксембургом

08.10.2020 года было опубликовано Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола о внесении изменений в СИДН с Люксембургом.

Согласно предлагаемым изменениям, выплачиваемые из России в Люксембург дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка в 5% будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.).

Предполагается, что данный Протокол будет подписан в ближайшее время и ратифицирован до конца 2020 года. Таким образом, изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Люксембургом при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования:0001202010080016 Люксембург.

Россия в настоящий момент проводит переговоры об аналогичном изменении СИДН в части повышения ставки налога у источника выплаты дивидендов и процентов до 15% с Нидерландами. Аналогичные запросы направлены в Швейцарию и Гонконг.

Читайте также: