Хранение сигарет без акциза ответственность

Опубликовано: 22.09.2024

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечания.1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

(Статья дополнительно включена с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 158-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 530-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 171.1 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления - установленный порядок производства и оборота товаров и продукции, подлежащей обязательной маркировке.

Действующим законодательством предусмотрен перечень товаров и продукции, производство и реализация которых без их обязательной маркировки марками акцизного сбора и специальными марками запрещена. К ним относятся алкогольная продукция, табак и табачные изделия.

Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, производимые и реализуемые на территории нашего государства (за исключением поставок на экспорт), маркируются федеральными специальными марками , а указанная продукция, ввозимая в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками .

--------------------------------
См.: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" // РГ. 2005. 28 дек.; Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 648 "О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации" // РГ. 1999. 23 июня.
См.: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 786 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции" // РГ. 2005. 28 дек.; Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. N 1008 "Об акцизных марках" // РГ. 1999. 11 сент.

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий, осуществление контроля за уплатой налогов. Указанные марки приобретаются в налоговых и таможенных органах.

Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками и акцизными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии полной уплаты акциза .

--------------------------------
Пункт 5 ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" // РГ. 1995. 29 нояб.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под знаком соответствия понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Обязательная сертификация продукции, действующая в свое время , на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. N 15-П была отменена Правительством РФ .

--------------------------------
См. прекратившие свое действие Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" // РГ. 1993. 25 июня; Постановление Правительства РФ от 17 мая 1997 г. N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" // РГ. 1997. 28 мая.
См.: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 82 "Об отмене постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам маркирования товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок" // РГ. 2002. 13 февр.

На настоящий момент ст. 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" указывает, что объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и такое подтверждение проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Однако в действующем законодательстве РФ специальный перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, отсутствует. Таким образом, положения ст. 171.1 УК РФ в этой части не применяются.

Предмет преступления - немаркированный товар и продукция, которая подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками.

Алкогольная - это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более полутора процентов объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино) .

--------------------------------
Статья 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" // РГ. 1995. 29 нояб.

Табак и табачные изделия - это изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка-крупка курительная .

--------------------------------
Статья 1 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" // РГ. 2001. 14 июля.

Объективная сторона преступления выражается в совершенных в крупном размере действиях с немаркированными товарами и продукцией, подлежащей обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок: 1) производство; 2) приобретение; 3) хранение; 4) перевозка; 5) сбыт.

Под производством немаркированных товаров и продукции понимается их серийное изготовление. Приобретение - это возмездное или безвозмездное получение имущества любым способом. Хранение - это действия лица, связанные с владением этими предметами (например, в машине, на складе, в тайнике). Перевозка - это перемещение виновным немаркированных товаров и продукции из одного места в другое, совершенное с использованием любого вида транспорта (например, в машине, поезде, самолете). Сбыт - это любая форма возмездной или безвозмездной передачи этого имущества третьим лицам (например, продажа, обмен, дарение).

Деяние, связанное с производством, приобретением, перевозкой и сбытом, является оконченным в момент совершения любого из этих действий. Состав преступления формальный.

Хранение немаркированных товаров или продукции - это длящееся преступление. Ответственность наступает с момента начала хранения вне зависимости от его продолжительности.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным размером понимается стоимость немаркированных товаров и продукции, которая превышает двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

Стоимость немаркированных товаров и продукции может определяться на основании соответствующих документов (например, договоры, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, акты проверочных закупок) заключением экспертизы.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" , если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляются производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 171.1 УК РФ.

Производство, хранение, перевозка в целях сбыта либо сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке акцизными марками или специальными марками и не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, квалифицируются по совокупности ст. 238 УК РФ.

Маркировка предметов рассматриваемого преступления поддельными марками акцизного сбора или специальными марками и последующее их хранение, перевозка с целью сбыта либо сбыт образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 171.1 и ч. 2 ст. 327.1 УК РФ.

Маркировка продукции марками акцизного сбора или специальными марками, утратившими свою силу (старого образца), является уголовно наказуемым деянием по ст. 171.1 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что совершает в крупном размере одно или несколько из указанных действий, и желает этого.

Производство, приобретение, хранение и перевозка немаркированных товаров и продукции без цели сбыта состава преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК РФ, не образует. Мотивы не имеют значение для квалификации, однако, как правило, это деяние совершается из-за корыстной заинтересованности.

Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. Им может выступать индивидуальный предприниматель, руководитель организации или иное лицо.

Квалифицирующие признаки - совершение преступления организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней) или в особо крупном размере.

За незаконное производство и оборот немаркированных товаров и продукции, подлежащей обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками, не образующие крупный размер, предусмотрена административная ответственность (ст. 15.12 КоАП РФ).

Другой комментарий к статье 171.1 УК РФ

1. Предмет преступления - немаркированные товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок.

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории РФ подакцизных товаров, осуществление контроля за уплатой налогов, а также носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Алкогольная и табачная продукция, производимая на территории РФ, за исключением поставляемой на экспорт, маркируется специальными марками, а ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ маркируется акцизными марками.

2. В 2002 г. были отменены Постановление Правительства РФ от 17 мая 1997 г. N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" и все другие постановления Правительства РФ по вопросам маркировки товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок.

--------------------------------
СЗ РФ. 1997. N 21. Ст. 2487. Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 82 (СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 585) на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. N 15-П (СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4822).

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" использует понятие "знак соответствия", понимая под ним обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (ст. 2).

3. Деяние может быть выражено пятью альтернативными действиями: производством, приобретением, хранением, перевозкой или сбытом немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками.

4. Крупный размер определяется стоимостью немаркированных товаров и продукции в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и целью сбыта.

Остались вопросы по ст 171.1 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 171.1 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Эксперт сервиса Контур.Маркет рассказал на апрельском вебинаре, как подготовиться к торговле сигаретами и папиросами по новым правилам. Если пропустили мероприятие, ответ на свой вопрос вы найдете здесь.

Выберите тему вопроса и перейдите в нужный раздел по ссылке:

Когда вступают в силу требования к маркированному табаку


Подскажите ссылку для регистрации в ГИС мониторинга.

— Зайдите на сайт системы «Честный ЗНАК».

Результат регистрации в системе мониторинга — это код ID?

— Да, вам будет присвоен код ID, но он пока не фигурирует в описании требований к работе с маркировкой. Можно сказать, что результатом регистрации будет предоставление вам личного кабинета (п. 28 Постановления Правительства РФ от 28.02.2019 № 224).

Сдаем декларацию ЕГАИС через Контур. Можно ли будет воспользоваться ЭЦП при регистрации и реализации табака? Или нам покупать новую ЭЦП?

— Да, будет такая возможность. Необязательно покупать новую электронную цифровую подпись. Сейчас на стороне разработчика системы мониторинга идут доработки, чтобы подпись для ЕГАИС подходила также и для работы с маркировкой.

Прием продукции

Расскажите про процесс движения маркированной продукции от регистрации и заказа кодов для маркировки остатков. Как и где нужно фиксировать факт передачи товара физлицу в рознице (столовое белье).

— Ответим по порядку. 1. Между участниками рынка и разработчиком системы мониторинга есть предварительные договоренности о том, как наносить маркировку:

  • На отечественные товары Data Matrix наносится при производстве;
  • На импортные товары Data Matrix наносится в стране производителя или перед таможней. В любом случае на территорию РФ продукция должна поступать уже промаркированной.

Производитель сообщает в ИС мониторинга все сведения об упаковках с маркировкой. ГИС будет получать данные в виде УПД или иного электронного документа, формат которого еще обсуждается. Так система зафиксирует право собственности на товар. Далее о переходе права собственности ГИС узнает из УПД участников цепочки перемещения товара. Описанная схема будет актуальной к запуску ЭДО с 1 июля 2020 года

2. Заказ кодов для маркировки остатков нужен, если к 1 июля 2020 года у вас остался немаркированный табак или вам пришел возврат с утраченным или поврежденным кодом Data Matrix.

3. Столовое белье относится к товарам, мониторинг которых запланирован на декабрь 2019 года. Вероятно, этот срок передвинется на более позднее время, как это произошло с табаком.

При приемке маркированного табака нужно ли будет применять ТСД, чтобы считать марки как при приеме алкоголя?

— Вы не обязаны применять ТСД или сканер при приеме алкоголя, но вы это делаете по соображениям вашей же безопасности, чтобы избежать пересортицы. Нет обязанности сканировать на приемке и маркированный товар, но как вы еще убедитесь, что поставщик внес в УПД именно те КИЗ, которые фактически присутствуют в партии товара? Когда обнаружится пересортица, вам нужно будет решать этот вопрос. Как именно в таких случаях поступать, пока нет прописанного алгоритма.

Принимать для безопасности нужно каждую пачку или блоком? И при продаже надо будет считывать каждую пачку или весь блок?

— Если торгуете только блоками, то принимать можно блоками. Если принимаете блок, но продаете по пачке, то рекомендуем принимать тоже пачки. Из-за несовершенства оборудования на производстве могут возникнуть ошибки при нанесении кода Data Matrix на упаковку. Есть риск, что вы получите пачку с одним кодом, а в УПД будет указан другой. Несоответствие между документом и фактом невозможно выявить, если не сканировать пачки во время приема товара от поставщика.

Перемещение и возврат

Возможно ли будет внутреннее перемещение товара с одной торговой точки на другую? Это делать по внутренним документам?

— Движение табака через ЭДО система мониторинга будет фиксировать по ИНН, а не по связке ИНН-КПП. То есть система будет знать, какие маркированные товары есть у вашей организации, но не будет знать, в каких именно торговых точках они находятся. Поэтому для перемещения товара между точками в рамках одной организации специальные документы создавать не придется. Оформляйте перемещение так же, как делаете сейчас. Возможно, в мониторинге других товарных групп (обувь, одежда и т.д.) будет фигурировать КПП, это пока неизвестно.

Как узнать, какие марки были проданы? Если я хочу вернуть товар поставщику, нужно ли будет сканировать товар?

— С 1 июля 2020 года вам так или иначе нужно, чтобы в УПД указывались КИЗ с упаковок табака. Как они там появятся — не важно.

Если будете возвращать всю партию, создайте возвратный документ. Его можно сформировать на основе исходного УПД.

Если возвращаете какую-то часть партии, есть варианты:

  • Автоматический. Ваша учетная система, через которую вы работаете с ИС мониторинга, умеет вернуть по этой накладной все, что не продано;
  • Ручной. Нужно отсканировать всю продукцию, чтобы у поставщика не было претензий.

Розничная продажа

ИП на ЕНВД маркированные сигареты по свободной продаже без наименования в чеке можно продавать?

— Табак относится к подакцизному товару, поэтому печатать в чеке названия продукции нужно. Отсрочка касается ИП на спецрежимах без подакцизных товаров, они могут не печатать в чеке названия и количество товаров или услуг до 1 февраля 2021 года (п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ). Вести каталог товаров и работать с маркировкой вы можете в сервисе Контур.Маркет.

ИП на ЕНВД маркированные сигареты по свободной продаже без наименования в чеке можно продавать?

— Минфин предлагает запретить применять ЕНВД и ПСН продавцам маркированных товаров. За судьбой проекта постановления можно следить на ф портале нормативных актов.

Нужно ли будет сдавать отчеты по движению табака?

— Нет, отдельные отчеты пока не предусмотрены. Отчитываться в систему мониторинга нужно пока только в двух случаях:

  • С 1 июля 2019 года вывод из оборота табака — сканирование КИЗ на кассе;
  • С 1 июля 2020 года отправка и получение УПД для фиксации в системе смены собственника товара.


Сервис Контур.Маркет помогает выполнить требования к обороту табака. Подключите модификатор «Маркировка» и продавайте табак по новым правилам.

Пачки, упаковки, паки, как мы будем их различать? Если я продал блок, как узнаю, какие марки в блоке (паке, коробке)?

— Скоро заработает API системы мониторинга, это позволит вам запросить у системы, какие пачки находятся в блоке (блоки в коробке и т.д.). Запрос КИЗ нужен не всегда. Если получаете блоки и продаете тоже блоки, вам совершенно незачем знать, какие именно пачки были внутри. Если получаете блоки, но продаете пачки по отдельности, то вы сможете сделать запрос через API.

У нас очень часто выключают свет на 2-3 часа. Что делать в этом случае, ведь код на каждой пачке индивидуален, а значит нужно прекращать продажи?

— Да, нужно останавливать продажу. Если вы не выдаете чек покупателю, то это является нарушением независимо от того, маркированный табак продаете или любой другой товар.

В ЕГАИС есть алкокод. Будет ли что-то подобное при маркировке табачной продукции?

— Нет, аналога алкокода не будет.

У маркированных пачек остается обычный штрихкод (EAN)? В рамках теста его убирали одно время.

— Да, линейный штрихкод останется, но он будет отличаться на маркированных и немаркированных упаковках.

Остатки

Нужно ли сверять остатки в магазине с остатками ГИС мониторинга?

— Ведение остатков предполагает, что вы отчитываетесь об изменении баланса. Однако пока понятие «баланс» не фигурирует в контроле за оборотом табака. Регулятор будет наблюдать только за перемещением товара (ЭДО) и выводом из оборота (сканирование на кассе).

Нужно ли будет ставить остатки табачных изделий на баланс ГИС, которые были до 01.07.2019?

— Нет, ставить на баланс не обязательно. Это станет актуально к 1 июля 2020 года. С этой даты нельзя будет продавать немаркированные сигареты и папиросы, а еще нужно будет работать с УПД.

Объясним, почему это будет важно именно тогда. Вам уже сейчас может приходить маркированный табак, с 1 июля 2019 года вам нужно будет его сканировать при продаже на кассе. Вплоть до 1 июля 2020 года движение табака не обязательно фиксировать в системе мониторинга. Очевидно, что к 1 июля 2020 года у вас будет некий остаток маркированного табака, о котором ИС мониторинга знать не будет. А с 1 июля 2020 года продажа таких остатков будет нарушением. Чтобы этого не произошло, сделайте инвентаризацию, когда будете внедрять у себя систему ЭДО для работы с УПД, то есть до 1 июля 2020 года. В результате инвентаризации вы сможете зафиксировать остатки в системе маркировки, а значит сможете их законно продавать после 1 июля 2020 года.

Универсальные передаточные документы (УПД) и электронный документооборот (ЭДО)

Будут ли маркированные сигареты в накладной отмечены отдельно от немаркированных? Как бухгалтеру понять, какие сигареты были проданы: с маркировкой или без?

— В бумажной накладной и те, и другие сигареты указываются одинаково, маркированную не отличить. Когда наступит требование по передаче УПД, начнет действовать требование указывать контрольно-идентификационных знаки (КИЗ) с упаковок. В УПД предусмотрено отдельное поле для КИЗ. Если оно заполнено, значит продукция маркированная, если поля пустые, то продукция должна быть немаркированная. Если вам пришел маркированный табак, но в УПД нет КИЗ, то регулятор это расценит как продажу продукции, которая не принята по УПД.

Перейдем ко второй части вопроса. Не очень понятно, зачем бухгалтеру понимать, маркированные сигареты реализованы или нет. Процесс работы на кассе конечно отличается — при продаже маркированных сигарет нужно сканировать КИЗ на упаковке. Но за это отвечает кассовое программное обеспечение, а не бухгалтер. Работа с УПД также сложно отнести к обязанностям бухгалтера, но если даже принимать УПД будете вы, то этот процесс не связан с продажей.

Передача УПД еще не определена, так как еще не выработан формат документа, верно?

— Формат УПД для табака выработан и обязателен к применению с 1 июля 2020 года. Для остальных товаров, подлежащих маркировке (обувь, одежда и т.д.), возможно, появится специальный формат.

Как в 1С: Розница получить накладную от поставщика? Если у нас нестандартная конфигурация 1С, есть ли описание протоколов передачи данных?

— В СКБ Контур есть модуль электронного документооборота с 1С в Диадоке. При установке и настройке этого модуля 1С можно работать с любыми электронными документами, в том числе с УПД для маркированного табака. Пожалуйста, уточните у менеджера, совместима ли с модулем ваша конфигурация 1С, для этого отправьте заявку.

Отправка сведений оператору фискальных данных (ОФД)

Как работать с системой мониторинга, если касса работает в автономном режиме без передачи данных ОФД?

— Не отправлять данные ОФД онлайн имеют право те, кто применяет кассу в автономном режиме. Таким категориям налогоплательщиков нужно самостоятельно отправлять данные о продажах маркированного табака в ИС мониторинга (п. 72 в Постановлении Правительства РФ от 28.02.2019 № 224). Как именно подавать сведения, пока не ясно. Ожидаем, что на этот счет регулятор выпустит разъяснения.

Если мы продаем товар без передачи данных в ОФД и соответственно приемки товара по ЭДО не ведется, каким образом мы должны самостоятельно передавать данные о продаже табака? Технически его у нас на остатках нет.

— Тех, кто не обязан передавать данные ОФД (применяют кассу в автономном режиме), все равно должны будут отчитаться о продажах маркированного табака в ИС мониторинга (п. 72 в Постановлении Правительства РФ от 28.02.2019 № 224). Каким образом это делать —, ожидаем разъяснений.

В нормативных актах не говорится, что применение кассы в автономном режиме дает право не использовать ЭДО. Должна появится некая форма отчетности и для таких случаев. Возможно, ЭДО станет для вас необязательным, но как-то документировать приемку продукции будет все-таки необходимо.

Если мы работаем с ОФД по алкоголю, дополнительно нужно ли подключать еще какие-либо услуги от ОФД?

— Да, нужно. ОФД не распознает алкогольную продукцию, для оператора это обычный товар. А маркированную продукцию ОФД должен распознавать, чтобы сведения о ее продаже отправлять в систему мониторинга. Это совсем другой процесс, поэтому в сервисе Контур.ОФД выделен тариф «Маркировка», который приобретается дополнительно к основному тарифу.

А ОФД, который отправляет сведения с касс в налоговую, можно использовать для табака или это другая история и другой оператор?

— Можно использовать одного оператора фискальных и для передачи сведений в налоговую, и для работы с ИС мониторинга. Главное, чтобы у вашего ОФД была такая техническая возможность. К примеру, сервис Контур.ОФД поддерживает обе возможности: и работу с ФНС, и работу с маркировкой.

Оптовые организации

Требуются ли какие-то действия для оптовых организаций до июля 2020?

— Если занимаетесь только оптовой торговлей, зарегистрируйтесь в системе мониторинга до 30 июня 2019 года включительно, больше ничего делать не нужно. Обязанность работать с УПД наступит для вас только 1 июля 2020 года. Возможно, что сама ситуация на рынке потребует перейти на ЭДО раньше этого срока, Например, если крупнейшие игроки табачного рынка скажут, что будут отправлять документы на маркированный табак только в электронном виде.

Поставщик передает мне товар по ЭДО, он у меня на балансе. А покупатель до 2020 года не использует ЭДО, получается остатки зависают у нас? Будет ли какое-либо списание кроме розничной реализации? Не можем же мы заставить клиентов использовать ЭДО.

— Да, какие-то требования к списанию появятся. Выровнять остатки можно будет с помощью служебных документов, формат которых еще не утвержден. Если появится требование о ведении актуальных остатков, то вы будете обязаны проводить инвентаризацию, сейчас она добровольная.

Действительно, не все розничные компании пока осознают преимущества ЭДО и не все готовы перейти на него прямо сейчас чисто технически.


Подключите модуль «Маркировка» в Контур.Маркете. Вы получите кассовую программу для продаж табака и возможность получать и отправлять УПД в систему мониторинга.

маркировка табак

С марта 2019 года в Российской Федерации вступает в силу акт об обязательной маркировке табака по системе ЕГАИС. А в июле изготовитель обязан ставить метку на каждой пачке, чтобы государство могло контролировать объем и оборот.

Решения для бизнеса

Что такое чипирование

На изделие (меховую, лекарственную, алкогольную) наносится специальный штрихкод, где предмету торговли присваивается свой идентификационный номер. Это необходимо для отслеживания движения его от начала производства до конечного пункта потребления. Это делается для того, чтобы население не пользовалось недоброкачественным товаром, который либо подделывается, либо ввозится неправомерно из других республик. Изготовители контрафакта нигде официально не зарегистрированы и не покупают лицензии. Поэтому проверяющие органы не в состоянии контролировать процесс производства и определять качество сырья.

Президент России подписал закон о маркировке в 2005 году для контроля за алкоголем, где на каждую бутылку ставились акцизные марки с PDF417, который отправлялся на сервер ФСРАР. Это помогло увидеть, сколько создается в стране и ввозится алкоголя из границы за год. Но эксперимент показал, что товар продается в большем количестве, чем производится, что говорит о проблеме подделки. Поэтому в 2015 году Государственная дума приняла норматив, где прописывается каждой торговой точке при приеме и сбыте алкоголя считывать штрихкод бутылки и отправлять данные по системе ЕГАИС в ведомство Росалкогольрегулирование. Это действие принесло свои «плоды» и снизило преступления в обороте спирта на 20%.

Нормативная база и причины постановки электронной метки на табаке

Успешный эксперимент по обороту спиртосодержащей продукции подтолкнул думу внести поправки в закон и записать новые правила продажи и обязательной маркировки сигарет в 2021 году. Это делается для того, чтобы государство могло контролировать процесс производства, перемещение каждой пачки от оптовика до магазина, а потом и до потребителя. В конечном итоге правительство заинтересовано, чтобы продукт дошел надлежащего качества и оригинального содержимого. Контрафакт без нанесения штрихкода не попадет на прилавки магазинов.

Правила торговли табачными изделиями

С 2018 года маркирование было необязательным. В это время проводился эксперимент, в ходе которого давался срок для перестройки бизнеса, где можно было без спешки разобраться в технологическом процессе, подготовить персонал к работе по новым правилам. Также оценивались механизмы, по которым определялась задача, нужно ли чипировать сигареты акцизными марками или вводить новые форматы. Немаловажным вопросом задавались бизнесмены: сколько инвестиций придется вкладывать в проект?

Этот год показал, что дополнительных капиталовложений не понадобилось, вреда компаниям нормативы не принесли. Поэтому с 1 марта обязали всех производителей и продавцов подключится к системе и зарегистрироваться в налоговой инспекции. Маркирование станет необходимым условием. Остатки необозначенной продукции можно распродавать до 1 июля девятнадцатого года. С этого момента реализация будет караться штрафными санкциями.

Предписание о табаке

С марта месяца правительство выпустило и утвердило три основополагающих норматива, по которым производителей обязали установить оборудование, а розничные сети — адресовать в ИС МОТП сведения о передвижении каждой пачки:

федеральные за № 272 и № 487;

распоряжение за номером 792.

Роль обязательной маркировки и продажи табачных изделий в 2020—2021 году по закону ЕГАИС для бизнеса

Внедрение структуры чипирования обеспечит обеление коммерческой деятельности, подстегнет конкурентную борьбу и значительно снизит уровень контрабандной продукции на территории РФ. Опыт показал, что после этой процедуры и перехода на онлайн-кассы увеличился оборот на 50 процентов меховых и на 30% - спиртосодержащих товаров.

Для частных предпринимателей оборудование по считыванию кода помогает в больших супермаркетах уменьшить количество сотрудников, оптимизировать рабочее время.

Для маленьких магазинов, торгующих продуктами, водкой и табаком не очень выгодно иметь три системы:

ЕГАИС для реализации спиртосодержащих товаров.

ФГИС «Меркурий» для продовольствия с животно содержащим составом.

ИС МОТП для сигарет.

Они между собой не контактируют. Приходится закупать разное оборудование и устанавливать три программы. Кроме этого, необходимо обзавестись онлайн-кассой для передачи информации в ФМС (налоговая инспекция) обо всех операциях купли-продажи. Для объединения всех нормативов в одну платформу законодательные власти решили с 2024 года ввести единый механизм нанесения меток для всех видов.

Этапы и правила обязательной маркировки табачной продукции по ЕГАИС в 2020—2021 году

Введение нового проекта принесло для бизнесменов некоторые изменения в рабочем процессе. Теперь закупку, хранение и реализацию следует регистрировать в системе онлайн.

Только за первый квартал 2019 года Роспотребнадзор вывез из магазинов 26 тысяч пачек сигарет. Всё из-за нарушений антитабачного закона. За продажу сигарет в баре или рядом со школой можно получить штраф, а если торговать табаком без акцизных марок или маркировки, ещё и лишиться товара. Мы выяснили, как продавать табак, чтобы не остаться в убытке.

  • Автор: Ольга Фёдорова
  • Редактор: Ирина Ситникова
  • Иллюстратор: Ануш Микаелян

Где нельзя продавать сигареты

Список мест, где нельзя продавать сигареты — в п. 7 ст. 19 антитабачного закона

В определённых местах:

  • ближе, чем в 100 метрах от территории школ и детских садов,
  • в домах культуры и дворцах молодёжи,
  • в спортивных залах и на стадионах,
  • в больницах, поликлиниках и санаториях,
  • в городском и пригородном транспорте,
  • в зданиях госорганов,
  • на вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на станциях метро,
  • в гостиницах и хостелах.

Про помещение для продажи табака — в п. 1-3 ст. 19 антитабачного закона

Вне магазинов и павильонов. Чтобы продавать сигареты, нужно отдельное помещение. В нём должен быть торговый зал, склады и подсобки. Это может быть свой магазин, павильон, отдел в торговом центре или большом магазине. Нарушать это правило можно, только если в посёлке или на хуторе нет ни одного магазина или павильона.

В павильоне можно продавать сигареты, в киоске — нет. Киоск отличается от павильона тем, что покупатель не может зайти внутрь. Киоскёр продаёт товары через окошко.

Если вы ведёте бизнес в городе, значит, в киосках, кафе, ресторанах, барах, закусочных и на ярмарках продавать сигареты нельзя.

В Костомукше суд запретил владелице магазина «Алко» Воробьёвой продавать сигареты, потому что между магазином и ближайшей школой меньше 100 метров. В апелляции предприниматель объяснила, что по лицензии «Алко» — это не магазин, а кафе. Она читала закон: в нём написано только про расстояние от школ до магазинов и павильонов. Значит, продавать сигареты в кафе можно, и её наказали несправедливо.

Судебная коллегия Верховного суда Республики Карелия ответила, что Воробьёва неправильно рассуждает. Продавать сигареты можно только в магазинах и павильонах, а значит, в кафе и ресторанах — нельзя. Сколько метров от заведения до школы не имеет значения. Первый судья принял верное решение, хоть и объяснил его иначе. Продажу сигарет в кафе «Алко» запретили.

Как нельзя продавать сигареты

Рекламировать и ускорять продажу. По закону ни в каком виде нельзя рекламировать табак и всё, что связано с курением. Если в магазине за покупку бутылки вина дарят пачку сигарет, это нарушение закона. Табак нельзя распространять бесплатно. Скидки на сигареты тоже под запретом. Запрещено проводить конкурсы и лотереи, если для участия обязательно покупать сигареты. Табачная компания не может быть спонсором. По закону спонсорство — это один из видов рекламы. Запрещено, всё, что стимулирует продажу сигарет.

Жевательную резинку в виде сигарет можно купить в странах СНГ. В России имитация сигарет запрещена. Фото: Marvin

Жевательную резинку в виде сигарет можно купить в странах СНГ. В России имитация сигарет запрещена. Фото: Marvin


Товарный знак сигарет можно использовать только на пачках сигарет. Выпускать и продавать такие толстовки запрещено. Фото: Shopotam


Товарный знак сигарет можно использовать только на пачках сигарет. Выпускать и продавать такие толстовки запрещено. Фото: Shopotam

Про продажу сигарет пошучно — в п. 6 ст. 19 антитабачного закона

Поштучно. В пачке должно быть 20 сигарет, ни больше, ни меньше.


До 2016 года такую пачку можно было купить в магазине. Потом правила изменились. Фото: Пикабу


До 2016 года такую пачку можно было купить в магазине. Потом правила изменились. Фото: Пикабу

Про продажу сигарет вместе с другими товарами — в п. 6 ст. 19 антитабачного закона

В упаковке с другим товаром. Сигареты не могут быть частью подарочного набора.


Такой подарок можно сделать дома для своих близких, но нельзя продавать в магазине. Фото: Pinterest


Такой подарок можно сделать дома для своих близких, но нельзя продавать в магазине. Фото: Pinterest

Без маркировки. С 1 июля 2019 года производители выпускают только маркированные сигареты. На упаковке есть специальный код: по нему любую пачку можно отследить от завода до покупателя. У розницы есть год, чтобы распродать остатки сигарет без маркировки. После 1 июля 2020 года можно будет продавать только маркированные сигареты.


Пачка сигарет с DataMatrix кодом. Чтобы её продать, нужно просканировать квадратный код 2D сканером


Пачка сигарет с DataMatrix кодом. Чтобы её продать, нужно просканировать квадратный код 2D сканером

Без акцизных марок. Производители сигарет сами закупают и приклеивают на пачки акцизные марки. Есть два вида марок: для местного и заграничного табака. На каждой указывают вид товара: сигареты с фильтром, сигары, сигариллы, табак трубочный. В момент приёмки товара предпринимателю нужно убедиться, что на пачках есть акцизные марки.


Акцизная марка для привозных сигарет. Фото: Гознак


Акцизная марка для привозных сигарет. Фото: Гознак


Акцизная марка для привозных сигарет. Фото: Гознак


Акцизная марка для привозных сигарет. Фото: Гознак


Специальная марка для всей российской табачной продукции. Фото: Гознак


Специальная марка для всей российской табачной продукции. Фото: Гознак

Про перечень табачной продукции — в п. 4–5 ст. 19 антитабачного закона

На открытой витрине. В торговом зале можно разместить только перечень сигарет с ценами. Продавец может открыть витрину с табаком, только когда покупатель попросит об этом.

Про минимальные и максимальные розничные цены — в ст. 13 антитабачного закона

Дороже цены на пачке. У пачки сигарет есть две цены, минимальная и максимальная:

  • максимальную розничную цену пишут на пачке. Продавать сигареты дороже нельзя;
  • минимальная розничная цена на пачке не указана. Чтобы её посчитать, нужно цену на пачке умножить на 75%. Это и будет минимальная розничная цена. Продавать дешевле запрещено.


Максимальная розничная цена этой пачки — 111 ₽. Значит, минимальная — 83 ₽. За продажу этих сигарет по 70 ₽ или по 112 ₽ предпринимателя накажут


Максимальная розничная цена этой пачки — 111 ₽. Значит, минимальная — 83 ₽. За продажу этих сигарет по 70 ₽ или по 112 ₽ предпринимателя накажут

Проверить розничные цены на табак можно на сайте налоговой.

Про продажу сигарет несовершеннолетним — в ст. 20 антитабачного закона

Несовершеннолетним.За продажу сигарет несовершеннолетним грозит штраф. Кто будет отвечать — продавец или предприниматель — решит суд. Чаще всего, если сотрудник под подпись прошёл инструктаж о запрете продавать табак несовершеннолетним, он и виноват. Если такого документа нет, могут наказать предпринимателя.

Что сделать, чтобы не получить штраф

Каким должен быть перечень табака — в п. 5 ст. 19 антитабачного закона

Оформить перечень табачной продукции. Витрину с табаком нужно закрыть и указать цены в перечне. На белом листе чёрными буквами одинакового размера в алфавитном порядке перечислить названия сигарет, а рядом — цены. В перечень нельзя добавлять фотографии или рисунки сигаретных пачек.


В законе ничего не сказано про размер шрифта в перечне. Он может быть любым, главное — одинаковым


В законе ничего не сказано про размер шрифта в перечне. Он может быть любым, главное — одинаковым

Владельца магазина «Продукты» в Ленинградской области оштрафовали на 5000 ₽ за ошибки в перечне сигарет. Сигареты «Союз Аполлон» и «Оптима» были на витрине, но не попали в перечень. Названия некоторых марок в списке отличались от тех, что на упаковке: «Винстон» вместо «Winston», «Л м» вместо «LМ».

В суде предприниматель вместо того, чтобы спорить, пожаловался на проверяющих: они провели проверку с нарушениями. Суд поддержал предпринимателя. Штраф отменили, административное дело прекратили.

Убедиться, что от магазина до школы или детского сада не меньше 100 метров. Расстояние нужно считать по прямой линии без учёта преград: от забора школы до двери магазина. Если расстояние до забора 98 метров, а до школьных дверей — 103 метра, продавать сигареты нельзя. В суде не сработает аргумент «через забор никто не ходит». Чтобы продавать сигареты, придётся переехать в другое помещение.


Расстояние от магазина до территории школы по прямой линии можно измерить на публичной кадастровой карте. Это кафе «Алко» в Костомукше, где суд первой инстанции запретил продавать сигареты из-за близости к школе


Расстояние от магазина до территории школы по прямой линии можно измерить на публичной кадастровой карте. Это кафе «Алко» в Костомукше, где суд первой инстанции запретил продавать сигареты из-за близости к школе

Как ловят нарушителей

По данным Роспотребнадзора, чаще всего штрафуют предпринимателей, которые:

  • неправильно оформили перечень табака,
  • продают сигареты рядом со школой,
  • продают сигареты без акцизных марок.

В магазине «Красное и Белое» рядом с 52-й школой в Орске кто-то купил сигареты, написал заявление и вместе с чеком отправил в Роспотребнадзор. Этого хватило, чтобы предпринимателя вызвали в суд. А тот запретил продавать в магазине сигареты.

В компании не согласились с решением суда и подали на апелляцию. В «Красном и Белом» уверяли, что не продавали сигареты и на первом заседании суда просили отложить рассмотрение дела, чтобы собрать доказательства. Но судьи не нашли такого ходатайства в материалах дела, а доказательство продажи сигарет уже было — чек из магазина. Суд оставил решение без изменений.

Что грозит нарушителям

Нарушение Должностное лицо Индивидуальный предприниматель Юридическое лицо Статья
Стимулирование продажи табака 5 000 — 15 000 ₽ 5 000 — 15 000 ₽ 80 000 — 150 000 ₽ п.1 ст. 14.3.1 КоАП РФ
Неправильно оформленный перечень сигарет, продажа в запрещённых местах 5 000 — 10 000 ₽ 5 000 — 10 000 ₽ 30 000 — 50 000 ₽ п. 1 ст. 14.53 КоАП РФ
Продажа сигарет несовершеннолетнему 30 000–50 000 ₽ 30 000–50 000 ₽ 100 000–150 000 ₽ п. 3 статья 14.53 КоАП РФ
Продажа сигарет дороже цены на пачке 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации лишняя выручка от продажи сигарет за год, умноженная на два п. 1 статья 14.6 КоАП РФ
Стимулирование продажи табака
Должностное лицо: 5 000 — 15 000 ₽
Индивидуальный предприниматель: 5 000 — 15 000 ₽
Юридическое лицо: 80 000 — 150 000 ₽
Cтатья: п.1 ст. 14.3.1 КоАП РФ
Неправильно оформленный перечень сигарет, продажа в запрещённых местах
Должностное лицо: 5 000 — 10 000 ₽
Индивидуальный предприниматель: 5 000 — 10 000 ₽
Юридическое лицо: 30 000 — 50 000 ₽
Cтатья: п. 1 ст. 14.53 КоАП РФ
Продажа сигарет несовершеннолетнему
Должностное лицо: 30 000–50 000 ₽
Индивидуальный предприниматель: 30 000–50 000 ₽
Юридическое лицо: 100 000–150 000 ₽
Cтатья: п. 3 статья 14.53 КоАП РФ
Продажа сигарет дороже цены на пачке
Должностное лицо: 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации
Индивидуальный предприниматель: 50 000 ₽ или до трёх лет дисквалификации
Юридическое лицо: лишняя выручка от продажи сигарет за год, умноженная на два
Cтатья: п. 1 статья 14.6 КоАП РФ

Подытожим

Если в магазине продаются сигареты, Роспотребнадзор проверит, как предприниматель соблюдает антитабачный закон. Нарушителю грозит штраф от 5000 ₽ до 150 000 ₽.

Где нельзя продавать сигареты:

  • вне магазинов и павильонов,
  • ближе, чем в 100 метрах от территории школ и детских садов,
  • в домах культуры и дворцах молодёжи,
  • в спортивных залах и на стадионах,
  • в больницах, поликлиниках и санаториях,
  • в городском и пригородном транспорте,
  • в зданиях госорганов,
  • на вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на станциях метро,
  • в гостиницах и хостелах.

Как нельзя продавать сигареты:

  • со скидками и рекламой,
  • поштучно,
  • в упаковке с другим товаром,
  • без маркировки,
  • без акцизных марок,
  • на открытой витрине,
  • дороже или дешевле установленной цены,
  • несовершеннолетним.


В России существует множество законодательных актов, регулирующих изготовление и товарооборот продукции, содержащей этиловый спирт и его производные. Большое внимание уделяется борьбе с продажей некачественного алкоголя, а также соблюдению продавцами всех правил, касающихся реализации спиртных напитков.

Нарушая правила, организации торговли рискуют попасть под административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

Ответственность за продажу алкоголя без акцизной марки

Акцизная марка – специальная этикетка, наклеиваемая на бутылку с алкоголем. Она подтверждает качество и подлинность продукта, легальность его реализации, а также факт уплаты обязательного налога. Получить акциз может только зарегистрированный производитель или импортер алкогольной продукции. Марка содержит основную информацию о продукте и имеет несколько степеней защиты.

Акцизная марка

Недобросовестные предприниматели, пытаясь уменьшить расходы, закупают дешевое некачественное сырье, а затем подделывают акцизные марки или пытаются реализовать алкоголь без них. Незаконная продажа спиртного в этом случае регулируется статьей 15.12 КоАП РФ (часть 4) и влечет санкции в виде денежного взыскания:

  • для граждан – от 4 000 до 5 000 рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 10 000 до 15 000 рублей;
  • для организаций – от 200 000 до 300 000 рублей.

Внимание! Помимо штрафа за торговлю алкоголем без акцизных марок, статьей предусмотрена конфискация предмета правонарушения, то есть всей партии алкоголя.

Ответственность за хранение нелицензированной алкогольной продукции

Производство и товарооборот спиртосодержащей продукции регламентируется Федеральным законом 171-ФЗ от 22.11.1995 г. Согласно действующему законодательству запрещено не только производство, приобретение или реализация нелегального алкоголя, но и его хранение, а также перевозка. Все перечисленные действия, совершаемые относительно спиртосодержащей продукции, попадают под статью 171.1 УК РФ. Часть 5 статьи определяет следующее наказание для нарушителей:

  • штраф – до 500 000 рублей или сумма, равная доходу нарушителя за период до 2 лет;
  • исправительные работы (до 3 лет);
  • лишение свободы сроком до 3 лет с денежным взысканием (либо фиксированным – в сумме до 120 000 рублей или же в сумме дохода за период до полугода).

Согласно ч. 6 той же статьи, если хранение нелицензированного товара было заранее запланировано и организовано группой лиц, а также в случае, когда стоимость немаркированной спиртосодержащей продукции оценивается в сумму больше 100 000 рублей, осужденных ждет наказание:

  • денежное взыскание – от 400 000 до 800 000 рублей (или доход за период от 1 до 3 лет);
  • исправительные работы (до 5 лет);
  • лишение свободы сроком до 6 лет (в этом случае может дополнительно налагаться штраф в размере до 1 млн. рублей или дохода за период до 5 лет).

Продажа алкогольной продукции в ночное время

Продажа алкоголя в ночное время регламентируется на государственном уровне. Согласно ч.9 171-ФЗ розничная торговля алкоголем в ночное время (с 23.00 до 08.00) запрещена. Помимо этого, закон разрешает вводить дополнительные ограничения на региональном уровне, чем некоторые субъекты РФ уже воспользовались, увеличив длительность временного промежутка, на протяжении которого нельзя торговать спиртным.

Ночная продажа

Исключение составляют магазины беспошлинной торговли, а также организации, которые предлагают потребителям услуги общественного питания и имеют лицензию на торговлю спиртными напитками (пабы, бары, кафе, рестораны).

Согласно ч.3 ст. 14.16 Административного кодекса, неисполнение требований законодательства в части соблюдения временных рамок для торговли алкоголем карается штрафами. Сумма варьируется от 20-40 тыс. рублей для должностных лиц до 100-300 тыс. рублей для юридических. Также вся спиртосодержащая продукция, обнаруженная у нарушителя, может быть конфискована.

Некоторые продавцы пытаются обойти закон о продаже алкоголя, например, реализуя спиртное как сувенирную продукцию или продавая его в ночное время через интернет, пытаясь сыграть на разнице во времени в случае нахождения продавца и покупателя в разных часовых поясах.

Однако, подобные ухищрения тем не менее не позволяют обойти запрет на реализацию горячительных напитков в запрещенное для этого время, а в судебной практике расцениваются как злостное нарушение. Результатом может стать штраф для владельца сайта и продавца за нарушение запрета на продажу в ночное время, а также штраф за отсутствие лицензии или нарушение закона о рекламе.

Запрет на продажу алкоголя в праздники

Во многих областях введены ограничения на торговлю алкоголем в определенные дни. Субъекты РФ вправе самостоятельно принимать ограничительные меры для более эффективной борьбы с распространением алкогольной зависимости. В зависимости от региона запрет распространяется на продажи спиртного:

  • 1-го сентября;
  • в День защиты детей;
  • в День семьи;
  • в День молодежи;

А Пермский край пошел еще дальше и запретил продажу алкоголя в Международный женский день, День пограничника, День ВДВ и даже в День Победы.

Ограничивают продажу спиртного в день последнего звонка, а также в те дни, когда выпускники отмечают окончание школы.

Продажа алкоголя в запрещенный день регламентируется статьей 14.2 КоАП РФ и грозит нарушителю денежным взысканием:

  • для граждан – от 1 500 до 2 000 рублей;
  • для должностных лиц – от 3 000 до 4 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

Чаще всего финансовые потери дополняются изъятием алкоголя.

Продажа алкоголя в общественных местах

Торговля алкоголем в общественных местах также регулируется 171-ФЗ. В п. 2 статьи 16 перечислены объекты и территории, где запрещена продажа спиртного.

Запрещена продажа

К ним относятся:

  • помещения и территории образовательных учреждений;
  • помещения и территории медицинских учреждений;
  • организации, осуществляющие деятельность в области культуры;
  • все виды общественного транспорта и прилегающая инфраструктура (вокзалы, станции метрополитена, остановки, платформы);
  • автозаправки;
  • объекты и территории военного назначения;
  • рынки и нестационарные торговые объекты;
  • стадионы;
  • места, расположенные рядом с источниками повышенной опасности.

Кроме того, в процессе согласования массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций) власти могут запретить продажу спиртного там, где ожидается массовое скопление людей, и на прилегающих территориях.

Административное наказание за торговлю спиртным в неположенных местах:

  • для должностных лиц – от 20 000 до 40 000;
  • для юрлиц – от 100 000 до 300 000 рублей.

Наказание за продажу домашнего алкоголя

Реализация горячительных напитков собственного производства довольно распространенное явление в некоторых регионах России. Реализация алкогольной продукции гражданами незаконна.

Исключение составляют случаи, когда физическое лицо официально состоит в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на торговлю спиртным. В противном случае деяние приобретает статус административного правонарушения, а наказание определяется в соответствии со статьей 14.17.1 КоАП РФ и составляет:

  • для частника – 30-50 тыс. рублей;
  • для ИП – 100-200 тыс. рублей.

Если нарушение совершается неоднократно, наступает уголовная ответственность. В соответствии со статьей 171.4 УК РФ нарушителя ожидает:

  • денежное взыскание в размере 50-80 тыс. рублей (или доход за 3 – 6 месяцев);
  • принудительный труд (максимум в течение года).

Неоднократным нарушением считается повторная продажа спиртного, совершенная в течение года с момента первой незаконной реализации.

Куда жаловаться на незаконную торговлю алкоголем?

Обнаружив факт незаконной продажи алкоголя, необходимо поставить в известность контролирующие органы. К ним относятся:

  • Роспотребнадзор;
  • полиция;
  • прокуратура.


Заявление должно содержать следующие сведения:

  • личные данные заявителя;
  • подробное описание произошедшего (желательно подкрепить детализацию ссылками на действующие законодательные нормы);
  • данные организации, где произошло нарушение (название, адрес);
  • личные данные нарушителя (если они есть);
  • доказательства нарушения (например, чек на спиртное, в котором указано время, или фотография, где алкоголь продают подростку).

В завершении необходимо указать, каких действий заявитель ждет от надзорного органа (например, провести проверку) и указать контакты для обратной связи (электронную почту или почтовый адрес).

Заключение

Нарушение установленного законом порядка реализации алкогольной продукции грозит торгующим организациям серьезными штрафами. Для того, чтобы избежать проблем, продавцу необходимо иметь лицензию, тщательно проверять наличие акцизных марок на товаре и соблюдать все существующие узаконенные нормы торговли спиртными напитками.

Читайте также: