Налоги как инструмент выравнивания конечных доходов населения

Опубликовано: 15.05.2024

Налоги как инструмент выравнивания конечных доходов населения

ID (номер) заказа

Написать курсовую работу по дисциплине Финансы, на тему "Налоги как инструмент выравнивания конечных доходов населения". Объем курсовой работы не должен превышать 20-25 страниц, включая титульный лист , содержание, введение, заключение и список литературы. Приложения не нумеруются и не включаются при расчете общего объема курсовой работы. Строго по методичке приложенной. Уровень оригинальности текста курсовой работы должен быть выше 55% по системе Антиплагиат.ВУЗ но не техническими способами.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Товароведение и экспертиза однородных групп продовольственных.

Срок сдачи к 24 мая

Тема: "Продвижение идеи толерантности в политических pr-кампаниях.

Курсовая, Реклама и связи с общественностью

Срок сдачи к 1 июня

Найти в английских словарях 100 фразеологизмов с названиями одежды.

Поиск информации, Английский язык

Срок сдачи к 21 мая

Задание по созданию турагентскои? большои.

Отчет по практике, туризм

Срок сдачи к 27 мая

На тему "муниципальный и производственный контроль в системе.

Диплом, МДК 0101 Управление территориями и недвижимым имуществом

Срок сдачи к 20 мая

История России культура

Срок сдачи к 21 мая

Срок сдачи к 20 мая

Нужен специалист по творчеству Гончарова (Обрыв, Обломов

Срок сдачи к 22 мая

Срок сдачи к 12 авг.

Курсовая по предмету «Астрономия»

Срок сдачи к 20 мая

Лабораторная, Информационные технологии

Срок сдачи к 25 мая

Контрольная, Управление качеством

Срок сдачи к 30 мая

Решить 2 задачи по физике

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 21 мая

Ответы на билеты, Пед.психология

Срок сдачи к 24 мая

Рецензия, отзыв, титульник

Срок сдачи к 23 мая

Peculiarities of use of stylistically marked and stylistically neutral.

Срок сдачи к 28 мая

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 23 мая

решить задания по 6-ти темам

Контрольная, здоровый человек и его окружение

Срок сдачи к 21 мая

47 710 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 317
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 516 Сдано работ: 4 516
Рейтинг: 74 178
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 699
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 941
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Библиографическая ссылка на статью:
Тетюшкин А.Ю., Голованов А.А. Дифференциация доходов в России. Причины и пути решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/01/16405 (дата обращения: 12.04.2021).

В последнее время в России нарастает социальная напряженность в связи с увеличением различия в доходах населения. Ситуация усугубляется нахождением страны в условии внешних санкций и нестабильности курса рубля. Получается так, что бедные люди теряют остатки своего состояния, а богатые становятся еще богаче. Дифференциация доходов — степень неравномерности доходов, получаемых разными слоями и группами населения и соответственно, обеспеченности их жизненными благами.
Под «доходом» понимают тот объём денежных средств, материальных благ или услуг труда, земли и капитала, полученных физическим или юридическим лицом за определенный промежуток времени. Стоит сказать, что абсолютное равенство в доходах убивает в людях стимулы к производительному труду. На общенациональном рынке труда спрос на редкие профессии намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, т.е. их доходов. Другими словами, как огромное неравенство в доходах, так и абсолютное равенство тормозят развитие экономики.

Для оценки дифференциации доходов в разных странах мира используют различные экономические инструменты, такие как:

  • Коэффициент фондов оценивает степень социального расслоения путем определения соотношения между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
  • Коэффициент Джини, учитывает в полном объеме всю информацию о распределении населения по уровню доходов. Величина коэффициента Джини может принимать значения в пределах от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем выше уровень дифференциации населения по доходам.
  • Наиболее доходчиво и наглядно информация о закономерности дифференциации населения по уровню доходов может быть представлена с использованием графического метода. Для этой цели обращаются к построению специального графика, именуемого «Кривая Лоренца».

Были выделены основные причины усиления дифференциации доходов в Российской Федерации, это:

  1. Сокращение доли официального дохода в общем доходе населения и существенное увеличение роли неформальных доходов
  2. Ослабление роли государства в перераспределении доходов
  3. Инфляция
  4. Сращивание частного бизнеса с государством
  5. Ухудшение ситуации на рынке труда
  6. Коррупция
  7. Использование устаревших методов статистики и «подгонка» результатов исследований под необходимые задачи

В настоящее время в России уровень дифференциации доходов населения уже действительно представляет угрозу национальной экономической безопасности. Необходимо активизировать политику по снижению уровня дифференциации доходов на всех фазах их формирования. Проанализировав возможные риски при корректировке инструментов первичного распределения, мы считаем, что в России необходимо:

  • изменить структуру присвоения ВВП в пользу оплаты труда, определив, в первую очередь, на законодательном уровне квоты труда, государства и капитала.
  • Расширить корзину ПМ до уровня обеспечения современных социальных потребностей человека;
  • довести МРОТ до рекомендуемого Международной организацией труда стандарта – 130 % величины ПМ

Мы считаем социально не оправданным занижать МРОТ работников бюджетной сферы в регионах с высоким ПМ для трудоспособного населения и установленным региональным МРОТ с учетом этого фактора. Целесообразно ограничить доходы руководителей госкомпаний и законодательно установить возможные границы превышения

На фазе перераспределения доходов мы считаем целесообразным внедрение прогрессивной шкалы НДФЛ. Практически не приведя к сокращению теневых доходов, существующая пропорциональная шкала НДФЛ значительно усиливает социальную напряженность

Повышение качества жизни населения является главной целью развития современного общества. Необходимым элементом государственной политики повышения качества жизни является регулирование доходов населения, так как чрезмерная дифференциация доходов вызывает социальное напряжение в обществе, формирует неравные социальные возможности индивидов и тормозит повышение качества жизни и построение инновационной экономики. Мы предлагаем ввести оценку заработной платы через Медианную среднюю.

Налоги являются основным инструментом государственного регулирования, с помощью которых пополняется государственный бюджет, обеспечивающий деятельность государственных и муниципальных органов самоуправления.

В каждой стране существуют свои налоговые системы, значительно отличающиеся друг от друга. На развитие экономики страны воздействует эффективность системы налогообложения. С помощью налогов происходит перераспределение доходов, которое должно способствовать сокращению разрывов в доступности к материальным благам разных слоев населения, снижению социальной напряженности в обществе, сглаживанию экономических циклов.

Поэтому актуальными вопросами функционирования налоговой системы России на современном этапе являются проблемы социально-экономической дифференциации, решение которых обеспечило бы обществу равенство, баланс и комфортное существование.

Для выявления существующих проблем в области налогообложения и подбора путей их решения необходимо провести анализ налоговой системы РФ на современном этапе, оценить его качество, а также проанализировать зарубежный опыт в налоговой сфере.

2. Оценка налогообложения в России и его проблемы на современном этапе

Налоговая система Российской Федерации в последнее время подвергается критике со стороны различных сообществ и обычных граждан. Существует целый ряд проблем, среди которых выделяют высокое налоговое бремя, нерациональность расходования полученных бюджетами средств, неоднозначность и сложность налогового законодательства, в некоторых случаях – фактически двойное налогообложение. Каждая из вышеизложенных проблем требует решения. Для налогоплательщиков всегда будет актуален вопрос снижения приходящихся на них налогов и сборов. Поэтому необходимо проанализировать, возможны ли какие-либо послабления в сложившейся ситуации, в условиях санкций и девальвации национальной валюты вследствие выравнивания платежного баланса. Ведь политика Центрального Банка РФ направлена на борьбу с дефицитом федерального бюджета, более чем на одну треть зависимого от нефтегазовых доходов. Получается, если снизить налоговую нагрузку, то еще больше усугубится ситуация, спровоцировав дефицит бюджетов и недофинансирование всей бюджетной системы [1].

Минфин РФ ищет пути выхода из сложившейся ситуации.

Предлагается отказаться от индексации пенсий россиян на уровень прошлогодней инфляции – в пользу индексации в зависимости от роста доходов Пенсионного фонда. По мнению Минфина, это позволит сократить бюджетный дефицит [2].

Недавно в Госдуму поступил новый проект закона о введении прогрессивной шкалы налогов: доходы до 2 млн. руб. в месяц предложено облагать по ставке 13%. Доходы свыше 2 млн. – по повышенным ставкам.

В конце прошлого года была введена повышенная ставка налога на имущество – на жилые дома, кадастровая стоимость которых более 300 млн. рублей. С 2018 года предложено часть страховых взносов в социальные фонды взимать с работников из их зарплат [3].

Таким образом, необходимо проанализировать, насколько целесообразны предлагаемые меры в вопросе снижения налоговой нагрузки, и облегчают ли они жизнь налогоплательщикам. Для этого необходимо рассмотреть современную систему налогообложения.

Статья 5 закона 212-ФЗ от 24.07.2009 гласит: плательщиками страховых взносов являются «лица, производящие выплаты физическим лицам», то есть работодатели.

Если рассматривать бюджетную сферу, то работодателем, например, в обычной муниципальной школе выступает директор. Но реальным плательщиком страховых взносов является не директор школы, а бюджет. Минфину, чтобы компенсировать рост отчислений в медицинский фонд, придется либо увеличить фонд зарплаты бюджетников, либо уменьшить бюджетникам зарплату.

Разница в оплате труда достаточно большая. Одной из причин дифференциации доходов является непропорциональное распределение доли фонда оплаты труда для работников. По данным Роскомстата 52% фонда оплаты труда получают 20% высокооплачиваемых работников, тогда как на 20% низкооплачиваемых приходится 3,5% фонда зарплаты [5]. Это приводит к неравенству в обществе.

Затем рассмотрим предприятия, которым налоги и страховые взносы приходится закладывать в затраты. Половина предприятий этой группы (Газпром, Роснефть и т.д.) монополисты. Цены на монопольные товары диктует не рынок, а сами монополисты. Им не страшна никакая налоговая нагрузка, так как все налоги они включают в затраты, а затраты формируют цену товара. Например, увеличили платежи в медицинский фонд с января – с июля подняли тарифы на коммуналку. И такая ситуация на рынке монопольных товаров и услуг происходит каждый год. Таким образом, получается, что почти 50% стоимости услуг ЖКХ – налоги.

Кроме того, ставка 30% низкорентабельным предприятиям не под силу. Чтобы выжить, бизнес благополучно уходит от налогов. Эксперты говорят, что на конец прошлого года 22,5 млн. человек получали зарплату в «конвертах» и не платили налоги. В небольших городах больше половины трудоспособного населения стали внутренними мигрантами, то есть ездят на работу в другие города, либо сидят без работы. Большинство из них уходят в тень, не платят налоги и не рассчитывают на пенсию. Теневые резервы сегодня трудятся повсюду. «Серую» зарплату могут получать строители и парикмахеры, продавцы и охранники, водители, рекламщики, турагенты и многие другие.

Так, аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) оценили теневую экономику РФ в 46 % ВВП ежегодно [4]. Уровень теневой экономики – один из тех показателей, который отражает уклоняемость от уплаты налогов. Таким образом и можно определить, насколько высокое в России налоговое бремя.

Не случайно в Госдуме уже зарегистрирован законопроект, ужесточающий с 2016 года ответственность работодателей за выдачу зарплаты «в конвертах».

Если новый закон будет принят, большая часть малых предприятий попросту закроется. Возрастет безработица, и количество «серых» зарплат только увеличится, поскольку люди станут еще больше дорожить своим местом работы и соглашаться на любые условия, которые им предложит работодатель.

Таким образом, в бюджетной сфере сегодня сложилась непростая ситуация. В результате применения «плоской» шкалы налогообложения доходов появляются последствия, называемые социально-экономическими. Все больше встает вопрос о неравенстве и расслоении общества.

3. Сравнение налоговой системы в России и в других странах

В других странах доходы в сфере платных услуг категорически отличаются от российской налоговой системы. У них для налогообложения используется термин «независимые личные услуги». Он включает: независимую деятельность врачей, юристов, инженеров, архитекторов, стоматологов и бухгалтеров, а также самостоятельную, не связанную с работой по найму, научную, литературную, артистическую, образовательную, преподавательскую деятельность и т.д. Со своей достойной зарплаты они сами платят социальные налоги по полной ставке (в США, например, 13,3%) и перечисляют их в полном объеме (а не как у нас, 6% из 30%) на свои накопительные лицевые счета в социальных фондах. Это и есть реальное пенсионное и медицинское страхование.

На Западе бизнес существует по принципу: «чтобы не потерять все, надо делиться с бедными»

Для сравнения рассмотрим в таблице (Рис. 1) налоговое бремя на работника в России и в США. Возьмем одинаковую среднемесячную зарплату 50 тыс. руб., (курс – 50 руб. за $1) [2].

Сравнение налогового бремени на работника в России и в США

Рис.1 Сравнение налогового бремени на работника в России и в США

В России на одного работающего с зарплатой до 60 тыс. руб. в месяц налоговая нагрузка почти в 2,5 раза больше, чем на работника с такой же зарплатой в США. На высокую зарплату, напротив, нагрузка в России в 1,4 раза меньше, чем в США [2].

Распределение налоговой нагрузки по всем налогам в разных странах мира наглядно показано в таблице 1.

Таблица 1 — Распределение налоговой нагрузки по всем налогам.

Распределение налоговой нагрузки по всем налогам по странам

Во всех странах мира прогрессивная шкала по подоходному налогу увязана с регрессивной шкалой по социальным налогам, а у нас плоскую шкалу – 13% для всех – Минфин дополнил регрессивной шкалой обязательных страховых взносов – в результате, чем беднее человек, тем больше он платит государству в относительных единицах. Если бы в США использовалась наша плоская шкала налогов, то их бюджет сократился бы на 32%.

В большинстве стран мира с помощью прогрессивной шкалы изымают сверхдоходы и создают новые рабочие места, устанавливают нулевую ставку на низкие доходы своих граждан. В России же налогом облагаются даже доходы ниже прожиточного минимума. А в США, напротив, людям доплачивают из бюджета до установленного там прожиточного уровня.

По мнению Минфина, введение принятой во всем мире прогрессивной шкалы налогообложения у нас недопустимо, так как это спровоцирует резкое падение уровня собираемости налогов и поступлений в бюджет.

В кризисные годы высокие дивидендные доходы растут у нас достаточно быстро, не исключая рост так называемых промежуточных дивидендов (квартальных, месячных) в прошлом году. Таким способом бизнес уходил не только от страховых взносов, но и от НДФЛ. Дело в том, что с 2015 года была увеличена ставка НДФЛ с дивидендов физических лиц с 9% до 13%. Кто-то успел фактически перечислить дивиденды акционерам до 31.12.2014 и уплатили НДФЛ по ставке 9%.

По законам Российской Федерации налоги с капитала намного меньше, чем налоги на доходы от трудовой деятельности. Это позволяет нечестным налогоплательщикам уплатить государству налоги по минимуму – 9-13%, а остальные налоги вывести за границу, в офшорные зоны. Не случайно в Думе был принят новый закон об «амнистии» капиталов, то есть о возврате в нашу страну незаконно вывезенных денег.

4. Социально-экономические последствия применения «плоской» шкалы налогообложения доходов в России и возможные пути снижения налогового бремени.

Исследовав состояние налоговой системы РФ, можно говорить о некоторых неблагоприятных социально-экономических последствиях.

Проведя анализ распределения доходов, можно сказать, что население в России делится на две категории: богатые и бедные. При чем, в крайней нищете живут почти 80% населения.

Бедность является результатом нестабильной оплаты труда. Как было сказано ранее, большинство населения получает «серую» заработную плату. Также в настоящее время достаточно высоки социальные риски. В результате почти половина россиян не может пользоваться никакими финансовыми услугами.

Кому-то приходится прибегнуть к кредитным услугам. Поэтому растет число непогашенных кредитов, которые в результате имеют свои неблагоприятные последствия, например, такие, как лишение выезда за границу и др.

Доля состоятельной части населения сравнительно меньше доли нищих. Но уровень жизни такого населения гораздо лучше, так как обеспечивается за счет налогов.

Это и приводит к социальной стратификации общества, неравенству среди населения. Поэтому для стабилизации возникшей ситуации можно предложить минимизировать налоговое бремя. Возможно – применение механизма перераспределения налоговой нагрузки с физических лиц на юридические, а также варьирование налоговыми ставками и т.д.

Сложившейся ситуации может помочь и выравнивание доходов. Необходимо держать неравенство под контролем с помощью налогов и социальных выплат. Перераспределение доходов осуществляется с помощью применения прогрессивной шкалы налогообложения. Так, будет осуществляться стабильный экономический рост, нормализуется экономика страны, станет эффективней система социальных нужд общества [6].

Нужно активизировать политику по снижению нагрузки на бизнес, стимулируя инвестиционную деятельность, чтобы осуществить качественный рывок для перехода от стагнации к экономическому росту, решая задачи повышения конкурентоспособности российский компаний и импортозаме-щения. У граждан же нужно формировать психологию добросовестных налогоплательщиков, повышая налоговую культуру в стране, а осуществить это можно только посредством реформирования налоговой системы, включающее рациональное распределение налогового бремени.

5. Заключение

Таким образом, налоговое бремя – такая характеристика, оценку величины которой стоит давать, учитывая множество факторов. Налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государства. Также от их формирования зависит, насколько благополучно будет развиваться общество в стране, и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности.

Проанализировав реалии налоговой системы нашей страны, и сравнив российскую организацию налогообложения с организацией в других странах, можно сделать вывод о том, что налоговая система России существенно отличается от зарубежной, имеет много недостатков, особенно в отношении налогоплательщиков, приводя к их имущественной дифференциации.

Решение данных проблем является важным и необходимом этапом для достижения цели прозрачной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдение прав и интересов налогоплательщиков. Формирование мероприятий (выравнивание доходов, рациональное распределение налогового бремени) по преодолению изложенных выше проблем должно носить комплексный характер, учитывающий специфику российских условий и длительные промежутки времени до их реализации.

Библиографический список

  1. Бондарев Н. С. Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации // Молодой ученый. – №1. – С. 186-188.
  2. Букатина Л. Шакалят у шкалы. Налоги – узаконенная форма ограбления // Отечественные записки, № 14 (339) от 20 августа 2015г.
  3. Российский налоговый портал. Режим доступа: http://taxpravo.ru (Дата обращения 18.12.2015)
  4. Электронный ресурс // РБК. 13.02.2014. Режим доступа: http://top.rbc.ru (Дата обращения: 10.12.2014).
  5. Бекренёв Ю.В. Социально-экономические аспекты качества российской налоговой системы. – Сборник тезисов VIII Научно-практической конференции «Молодежь, образование, экономика» в Ярославском филиале МЭСИ. – ЯФ МЭСИ. Ярославль, 2013.
  6. Бекренёв Ю.В. Социально-экономические последствия для России применения «плоской» шкалы налогообложения доходов. – Сборник тезисов IX Международной научно-практической конференции «Молодежь, образование, экономика» в Ярославском филиале МЭСИ. – ЯФ МЭСИ. Ярославль, 2014.

Выходные данные
ООО «МЦНИП» ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
[email protected]

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+

Библиографическая ссылка на статью:
Тетюшкин А.Ю., Голованов А.А. Дифференциация доходов в России. Причины и пути решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/01/16405 (дата обращения: 12.04.2021).

В последнее время в России нарастает социальная напряженность в связи с увеличением различия в доходах населения. Ситуация усугубляется нахождением страны в условии внешних санкций и нестабильности курса рубля. Получается так, что бедные люди теряют остатки своего состояния, а богатые становятся еще богаче. Дифференциация доходов — степень неравномерности доходов, получаемых разными слоями и группами населения и соответственно, обеспеченности их жизненными благами.
Под «доходом» понимают тот объём денежных средств, материальных благ или услуг труда, земли и капитала, полученных физическим или юридическим лицом за определенный промежуток времени. Стоит сказать, что абсолютное равенство в доходах убивает в людях стимулы к производительному труду. На общенациональном рынке труда спрос на редкие профессии намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, т.е. их доходов. Другими словами, как огромное неравенство в доходах, так и абсолютное равенство тормозят развитие экономики.

Для оценки дифференциации доходов в разных странах мира используют различные экономические инструменты, такие как:

  • Коэффициент фондов оценивает степень социального расслоения путем определения соотношения между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
  • Коэффициент Джини, учитывает в полном объеме всю информацию о распределении населения по уровню доходов. Величина коэффициента Джини может принимать значения в пределах от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем выше уровень дифференциации населения по доходам.
  • Наиболее доходчиво и наглядно информация о закономерности дифференциации населения по уровню доходов может быть представлена с использованием графического метода. Для этой цели обращаются к построению специального графика, именуемого «Кривая Лоренца».

Были выделены основные причины усиления дифференциации доходов в Российской Федерации, это:

  1. Сокращение доли официального дохода в общем доходе населения и существенное увеличение роли неформальных доходов
  2. Ослабление роли государства в перераспределении доходов
  3. Инфляция
  4. Сращивание частного бизнеса с государством
  5. Ухудшение ситуации на рынке труда
  6. Коррупция
  7. Использование устаревших методов статистики и «подгонка» результатов исследований под необходимые задачи

В настоящее время в России уровень дифференциации доходов населения уже действительно представляет угрозу национальной экономической безопасности. Необходимо активизировать политику по снижению уровня дифференциации доходов на всех фазах их формирования. Проанализировав возможные риски при корректировке инструментов первичного распределения, мы считаем, что в России необходимо:

  • изменить структуру присвоения ВВП в пользу оплаты труда, определив, в первую очередь, на законодательном уровне квоты труда, государства и капитала.
  • Расширить корзину ПМ до уровня обеспечения современных социальных потребностей человека;
  • довести МРОТ до рекомендуемого Международной организацией труда стандарта – 130 % величины ПМ

Мы считаем социально не оправданным занижать МРОТ работников бюджетной сферы в регионах с высоким ПМ для трудоспособного населения и установленным региональным МРОТ с учетом этого фактора. Целесообразно ограничить доходы руководителей госкомпаний и законодательно установить возможные границы превышения

На фазе перераспределения доходов мы считаем целесообразным внедрение прогрессивной шкалы НДФЛ. Практически не приведя к сокращению теневых доходов, существующая пропорциональная шкала НДФЛ значительно усиливает социальную напряженность

Повышение качества жизни населения является главной целью развития современного общества. Необходимым элементом государственной политики повышения качества жизни является регулирование доходов населения, так как чрезмерная дифференциация доходов вызывает социальное напряжение в обществе, формирует неравные социальные возможности индивидов и тормозит повышение качества жизни и построение инновационной экономики. Мы предлагаем ввести оценку заработной платы через Медианную среднюю.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №18 «Неравномерность распределения доходов»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Социальное неравенство. Неравномерность распределения доходов.
  • Проблема неравенства доходов в обществе.
  • Кривая Лоренца.

Глоссарий по теме: социальное неравенство, доходы, дифференциация доходов, черта бедности, кривая Лоренца, коэффициент (индекс) Джини.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Социальное неравенство. Неравномерность распределения доходов

Проблема социального неравенства существует столько, сколько существует человеческое общество. Данная проблема напрямую связана с неравномерностью распределения доходов в обществе и в результате порождает социальное напряжение, иначе говоря, враждебное отношение бедных к богатым. Поощряя индивидуализм, рыночная экономика формирует в обществе систему ценностей, ориентированную на личностный материальный успех. Когда значительная часть населения оказывается не в состоянии добиться его, она чувствует себя обделенной и обманутой, и тогда враждебное отношение перетекает в открытые протесты, нередко имеющие радикальный характер.

Поэтому в современных развитых обществах существует ряд институтов социальной защиты, так как повышение благосостояния широких слоев населения является обязательным условием стабильности в стране.

Прежде чем начать знакомиться с неравномерностью распределения доходов в обществе, необходимо рассмотреть принципы их распределения.

Итак, начинаем. В разных странах в разные времена действовали различные системы распределения доходов. Однако, обобщив все их сходства и различия, можно выделить 4 основных принципа распределения доходов в обществе: 1) уравнительное распределение; 2) рыночное распределение; 3) распределение по накопленному имуществу; 4) привилегированное распределение.

Теперь давай более подробно остановимся на каждом из них. Первый принцип подразумевает, что все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Распределение по данному принципу теперь уже встречается редко, так как он характерен для первобытных социумов или стран с режимом, который К. Маркс и Ф. Энгельс назвали «казарменный коммунизм».

Второй принцип предполагает, что каждый из владельцев какого-либо фактора производства получает разный (по сумме денег) доход – в соответствии с его продуктивностью и востребованностью в данный момент времени на рынке.

Третий принцип проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность.

Четвёртый характерен для стран с неразвитой демократией и пассивным гражданским обществом. В таких странах правящая элита перераспределяет общественные блага в свою пользу.

В реальной жизни трудно назвать страну, в которой мы смогли бы четко отследить действие какого-либо одного из вышеназванных принципов. Обычно они по-разному сочетаются в том или ином виде.

Однако, какой бы система распределения ни была, в любом обществе неизбежно неравенство доходов.

Проблема неравенства доходов в обществе

Рыночная система экономики, существующая на сегодняшний день лишь за малым исключением во всех странах мира, представляет собой механизм, который вознаграждает людей лишь по конечному результату эффективности их деятельности, т.е. объективно задает существование неравенства в обществе.

И ведь действительно, все люди очень отличаются друг от друга: трудолюбием, активностью, способностями, образованием, владением собственностью, склонностью к накоплению или, напротив, к потреблению. А это значит, что они не могут одинаково работать, значит, не могут одинаково зарабатывать и одинаково жить. Что и является причинами неравенства доходов.

И что же тогда? Оставлять за чертой бедности немалую часть населения? По принципу «пусть выживают, как могут»? Полезно ли ЭТО для общества? Очевидно, что нет. Также очевидно, что без вмешательства государства здесь не обойтись. Ведь именно государство призвано сглаживать неравенство в доходах населения, чтобы не допустить чрезмерного социального расслоения и напряжённости в обществе. Однако чрезмерное вмешательство государства в перераспределение и выравнивание доходов заметно снижает эффективность производства, поскольку растущие налоги подавляют интерес бизнесменов к предпринимательской активности, а всевозрастающая социальная помощь бедным слоям населения снижает у них тягу к поиску работы и энергичному труду.

Т.е. общество сталкивается с проблемой выбора между эффективностью производства и равенством доходов (Рисунок 1). На первый взгляд, равенство выглядит более справедливым и соблазнительным, но, как мы уже говорили, оно подрывает стимулы к труду как у «богатых», так и у «бедных», и позволяет приспосабливаться менее способным и менее трудолюбивым жить за счёт других.


Рисунок 1 – Противоречие между равенством и эффективностью в рыночной экономике

Сталкиваясь с этим противоречием, каждое общество должно решить для себя два главных вопроса. 1) В чем оно видит социальную справедливость: в равном распределении доходов или в равных возможностях их зарабатывания? 2) Что лучше: бОльший пирог, но разделённый на неравные порции (то есть эффективная экономика, но неравенство в обществе), или всем поровну, но уже от меньшего пирога (то есть равенство, но при неэффективной экономике)? Разные ответы на эти вопросы раскрывают и одно из главных различий между капитализмом и социализмом. Тем не менее, проблему оптимальности размеров перераспределения доходов государством вынуждены решать многие общества. Необходимо помнить, что вмешательство государства должно быть осторожным и гибким. Что же касается неравенства доходов, то получается, что оно не только неизбежно, но даже необходимо. Почему? Для поощрения трудовой активности людей: чтобы расслабленные и ленивые хотели брать пример с усердных и волевых.

Кривая Лоренца

С целью оценки эффективности своего вмешательства государство должно иметь возможность объективно оценить степень неравенства в распределении доходов различных групп населения страны. На сегодняшний день для этого используют модель американского экономиста Макса Лоренца. Кривая Лоренца (иногда её называют «лук Лоренца») иллюстрирует, насколько велико расслоение доходов в обществе. Рассмотрим построение кривой Лоренца на условном примере. Разделим всё население страны на четыре условные группы (по уровню доходов). К первой группе отнесём беднейшее население страны, а к четвёртой – богатых граждан. Промежуточное положение займут граждане из второй и третьей групп. Представим эти данные в виде таблицы.

Таблица 1 – Исходные данные для построения кривой Лоренца

Группа населения

Доля группы в численности населения страны, %

Доля доходов группы в суммарном доходе населения страны, %

Читайте также: