Налоги как инструмент рыночного регулирования

Опубликовано: 26.04.2024

Главная > Курсовая работа >Финансы

Федеральное агентство по образованию

ГОУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический

Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)

Кафедра гуманитарных наук

по курсу « Экономическая теория»

на тему: «Налоги как инструмент рыночного регулирования»

заочного отделения 1 курса

специальности 080105-52 «Финансы и кредит»

Андреев Алексей Андреевич

Глава 1.Сущность и функции налогов. 5

Глава 2. Воздействие налогов на объем производства. 9

Глава 3.Особенности налоговой политики в современной России . 14 Заключение. 18

Список использованной литературы. 21

На сегодняшний день каждое государство, включая Россию, стремится к созданию развитой экономической системы, обеспечивающей интенсивное развитие и благоприятное существование общества. Для достижения этих целей государства укрепляют развитие своей внутренней системы, а также устанавливают и совершенствуют свои взаимоотношения с другими государствами, объединениями, мировыми сообществами, крупнейшими организациями мира. Экономическая политика практически каждого государства заинтересована в привлечении передовых технологий, притоке капитала, поэтому важной задачей остается создание благоприятного климата для реализации своих целей. Наряду с другими важными факторами, влияющими на формирование благополучного климата экономики страны, можно выделить систему налогообложения.

Налоги появились с возникновением государства. Без них государство не может существовать. Большую часть средств современное государство получает именно благодаря налоговой системе. Чем больше средств получает государство, тем оно более устойчиво и способно к своему развитию. Однако это не означает, что чем выше налоги, тем больше средств будет у государства и тем более развитым оно будет. Налоговая система должна отражать как интересы государства, так и интересы его населения, и здесь необходимо найти необходимый баланс, который позволил бы удовлетворить интересы и одного и другого.

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, налоги занимают важное место. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие налога как инструмента рыночного регулирования.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

−раскрыть сущность и функции налогов ;

−изучить воздействие налогов на объемы производства;

− выявить проблемы налогообложения в России и основные направления совершенствования в области налогообложения на современном этапе развития.

Глава 1.Сущность и функции налогов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) индивидуальная безвозмездность платежа;

в) денежная форма налога;

г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог уплачивается в целях обеспечения общественных потребностей, которые порой носят весьма абстрактный характер по отношению к интересам конкретного налогоплательщика. Исходя из этого налог является индивидуально безвозмездным платежом. Взимая налоги, государство предоставляет гражданам и юридическим лицам публичные услуги. За счет средств налогоплательщиков государство обеспечивает их безопасность и др. Налог - достаточно сложная категория, которая имеет двойственную природу. Налог является как экономической, так и финансово-правовой категорией. Налог как финансово-правовая категория является безвозвратным. Возвращение налога возможно только в случае его излишней уплаты

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Функциональный критерий представляет собой одну из характеристик любой научной категории. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, - участие в перераспределении национального дохода. Вместе с тем налоги имеют и свои отличительные черты, которые выделяют их среди прочих финансовых категорий, и эти отличительные черты являются функциями налогов. Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.

Первой функцией налогов является фискальная функция. Фискальная функция налогов - основная, изначально характерная для любых налоговых систем. Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций. В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. С ростом экономического развития общества возрастает и значение фискальной функции. Государство нуждается все в большем и большем количестве финансовых ресурсов для того, чтобы покрыть растущие расходы на экономические и социальные мероприятия. Рост расходов заставляет государство мобилизовывать все большие объемы денежных ресурсов, и эта мобилизация наиболее эффективно производится с помощью налогов. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.

Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов - регулирующую функцию. Суть этой функции заключается в том, что налоги как эффективный инструмент перераспределительных процессов оказывают огромное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества. Внутри регулирующей функции можно выделить стимулирующую, дестимулирующую подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция заключается в том, что государство посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая подфункция реализуется через систему различных льгот или иных преференций, предусмотренных для определенной категории налогоплательщиков. В отдельных главах части второй Налогового кодекса РФ дан перечень налоговых льгот, которые используются в российской налоговой системе для реализации стимулирующей функции налогов. Льготы могут предоставляться путем изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т.п. Таким образом, государство обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

В противовес стимулирующей подфункции налоги имеют еще и дестимулирующую подфункцию. Эта подфункция проявляется в том, что государство, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжелое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков.

За время существования категории налога и налоговых платежей российское законодательство претерпело массу изменений. Если на стадии становления системы налогообложения понятие налога имело широкий обобщающий смысл, то в настоящее время категория налога приобрела определенную дифференциацию. Основной перелом системы налогообложения произошел с принятием Налогового кодекса Российской Федерации, а именно его первой части. Часть первая Налогового кодекса (от 31.07.1998 N 146-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) вступила в действие с 1 января 1999 г. Кодекс был введен в действие на основании Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". До этого система налогообложения регламентировалась Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Чиновники постоянно говорят о том, что налоговая реформа близится к завершению, однако вряд ли ее окончание наступит в обозримом будущем. Налоговое законодательство до сих пор не совершенно и требует постоянных доработок и усовершенствований. Даже если крупномасштабная перекройка Налогового кодекса РФ наконец закончится, изменений и дополнений все равно не избежать. Рынок не может быть постоянным и неизменным, он постоянно меняется, а значит, и законодательство неизбежно будет меняться вместе с ним.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Налоги как инструмент рыночного регулирования" так как данная тема на сегодняшний день является наиболее актуальной. В этой отрасли существует очень много недоработок и пробелов. Многие вопросы и споры остаются актуальными, и по сей день.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна, потому что в современном государстве нельзя обойтись без налогообложения, а тем более как без инструмента рыночного регулирования

При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

−изучить роли налогов в современной экономике;

−изучить виды налогов;

−выявить проблемы действующей налоговой системы

Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов.

Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

В отдельных определениях налога указывается, что налоги — это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

В других определениях можно встретить указание на то, что налоги — это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX в. налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно- территориальные единицы.

Целью исследования является изучение темы "Налоги как инструмент рыночного регулирования" так как данная тема на сегодняшний день является наиболее актуальной. В этой отрасли существует очень много недоработок и пробелов. Многие вопросы и споры остаются актуальными, и по сей день.

Глава 1. Налоги и их роль в экономике

Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики.

Историческая эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики, характеризующихся следующими свойствами (см. Таблицу 1):

В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений, развиваются либерально-рыночные тенденции, но этот процесс пока не сопровождается снижением налогового бремени. На этом основании можно утверждать, что в России в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая элементы двух указанных моделей.

Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства.

Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная – предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет среднее значение налогового бремени 40-45%. В России этот показатель несколько выше: с учётом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48%.

Экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.

Распределение ВВП предусматривает две стадии: вначале образуются первичные денежные доходы; затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: работники платят налог на доходы физических лиц в бюджет, предприятия платят налоги на прибыль и другие налоговые платежи.

Субъект налога или плательщик не всегда являются действительным его носителем, поскольку иногда налог перекладывается на других лиц, например, облагая таможенной пошлиной, какой либо товар, понятно, что он будет переложен на потребителей путём надбавки к цене. Если субъект налога может переложить свой налог на другого, то он уже не носитель налога.

В налоговой практике существует три способа взимания налогов.

Первый способ – кадастровый – предлагает использование кадастра. Кадастр это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге – размер участка, количество скота, удалённость от транспортных путей рынка. При домовом – количество окон, дверей, труб, характер постройки. При промысловом - численность рабочих, количество станков и т. д. Средняя доходность объекта, базирующаяся на этих признаках, значительно отклоняется от действительной. Существуют поземельный, по домовой, промысловый кадастры. Данный способ имеет в значительной мере исторический характер. Он применяется при слабом развитии налогового аппарата.

При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.

Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

Функции налогов – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

Важнейшей функцией налогов является регулирующая функция. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики осуществляется в двух направлениях:

  1. Регулирование торгово-денежных отношений, то есть государство выпускает законы, нормативные акты, определяющие взаимоотношения действующих на рынке лиц – данное направление регулирования с налогами не связано;
  2. Финансово – экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.

Таким образом, рыночная экономика регулируется финансово – экономическими методами, путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрируя процентными ставками, ссудным капиталом и т. д. Центральное место в этих методах занимают налоги.

Государственное регулирование с помощью налогов осуществляется :

  • Изменением системы налогообложения;
  • Изменением налоговых ставок;
  • Предоставлением налоговых льгот;

Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать производство.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложени я, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей.

Изменяя налоговые ставки, государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров.

Вместе с тем в обязанности государства входит обеспечивать прогрессивное развитие общества и оно должно гибко использовать как фискальную, так и стимулирующую функцию.

Стимулирующая функция настолько перекликается с регулирующей, насколько с помощью налогов государство имеет возможность целенаправленно стимулировать капиталовложения, хозяйственную активность, создавать новые рабочие места.

Распределительная функция заключается в том, что посредством налогов в бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование целевых программ и т. д.

Государство направляет средства в инвестиции, в капиталовложение и фондовые отрасли с длительными сроками окупаемости затрат, добывающие отрасли, социальные нужды.

В процессе сбора и использования налогов возникают распределительные и пере распределительные отношения. Естественно, государство должно умело руководить этими процессами. Исторический процесс развития наглядно показал, что государство должно активно использовать распределительные возможности налогов.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали налоги.

Учётно-контрольная функция позволяет налоговой системе, и в целом системе государственного управления учитывать доходы предприятия и различных групп населения, движение финансовых потоков и прогнозировать эти показатели на будущее.

Социальная функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С большей суммы дохода должна взиматься большая доля в виде налога. При этом всегда низко обеспеченная группа населения считает, что рост ставки с повышением дохода недостаточен, а высоко обеспеченная группа утверждает, что изъятие налогов сдерживает инвестиционный рост.

Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, поскольку они в одинаковой степени оказывают налоговое давление на всё население.

Но в относительном значении наиболее сильно воздействуют на лиц с низкими доходами. Через налоги поглощается более высокая доля личного дохода при покупке товаров. Высокодоходные слои населения направляют часть средств на накопление, где нет косвенного налога, тем самым снижается косвенное налоговое давление. В российской налоговой системе пока эта функция проявляется слабо.

Часть социальной функции является социально – воспитательной, которая проявляется в различном подходе к налогообложению тех или иных товаров и услуг. Так государство вводит высокие акцизные налоги на вино водочную и табачную продукцию и предоставляет льготы учреждениям социально культурной сферы, не только потому, что первые способны платить высокие налоги, а вторые нет, но и потому, что государство стремится способствовать увеличению культурно образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья.

Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоёмких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов.

На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того, многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов.

Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис.

Поэтому мы считаем, что для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях. Основными задачами системных преобразований для налоговой системы России, на наш взгляд, можно признать следующие:

повышение привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций (льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные и наукоёмкие отрасли);

высокая прогрессивность обложения особо высоких, спекулятивных доходов (для уменьшения слишком большого неравенства в распределении доходов в обществе);

«установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов (не менее 2,5 тыс. руб. в месяц)»[18];

стимулирование приоритетных видов экономической деятельности (льготные режимы налогообложения для экспорта продукции перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей; льготное налогообложение основных продуктов потребления; повышенное налогообложение прибылей и доходов, вывозимых за рубеж не на цели содействия экспорту товаров и услуг);

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:20, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие налога как инструмента рыночного регулирования.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
−раскрыть сущность и функции налогов ;
−изучить воздействие налогов на объемы производства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3-4
Глава 1.Социально-экономическая сущность налогов……………………….5-9
1.1 Необходимость налогов и их сущность. 5-6
1.2 Налоги – важная финансовая категория…………………………………..7-9
Глава 2. Регулирование экономики с помощью налогов………………….10-18
2.1 Воздействие налогов на объем производства. 10-14
2.2 Особенности налоговой политики в современной России…………. 14-18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19-21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 22

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ГОТОВ.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКая ГОСУДАРСТВЕННая инженерно-экономическая академия

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

По дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Налоги как инструмент государственного регулирования экономики»

Глава 1.Социально-экономическая сущность налогов……………………….5-9

1.1 Необходимость налогов и их сущность. . . 5-6

1.2 Налоги – важная финансовая категория…………………………………..7-9

Глава 2. Регулирование экономики с помощью налогов………………….10-18

2.1 Воздействие налогов на объем производства. . 10-14

2.2 Особенности налоговой политики в современной России…………. 14-18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . 22

На сегодняшний день каждое государство, включая Россию, стремится к созданию развитой экономической системы, обеспечивающей интенсивное развитие и благоприятное существование общества. Для достижения этих целей государства укрепляют развитие своей внутренней системы, а также устанавливают и совершенствуют свои взаимоотношения с другими государствами, объединениями, мировыми сообществами, крупнейшими организациями мира. Экономическая политика практически каждого государства заинтересована в привлечении передовых технологий, притоке капитала, поэтому важной задачей остается создание благоприятного климата для реализации своих целей. Наряду с другими важными факторами, влияющими на формирование благополучного климата экономики страны, можно выделить систему налогообложения.

Налоги появились с возникновением государства. Без них государство не может существовать. Большую часть средств современное государство получает именно благодаря налоговой системе. Чем больше средств получает государство, тем оно более устойчиво и способно к своему развитию. Однако это не означает, что чем выше налоги, тем больше средств будет у государства и тем более развитым оно будет. Налоговая система должна отражать как интересы государства, так и интересы его населения, и здесь необходимо найти необходимый баланс, который позволил бы удовлетворить интересы и одного и другого.

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, налоги занимают важное место. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие налога как инструмента рыночного регулирования.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

−раскрыть сущность и функции налогов ;

−изучить воздействие налогов на объемы производства;

− выявить проблемы налогообложения в России и основные направления совершенствования в области налогообложения на современном этапе развития.

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

    1. Необходимость налогов и их сущность

Налоги - одна из древнейших финансовых категорий. Первое упоминание о налогах относится к IV в. до н.э.

Исторически 1 налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства. Социально – экономическая сущность, функции и роль определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства.

Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества. В немецком языке налоги рассматривались как помощь граждан государству, и сегодня сохранилось их название – stauer (поддержка). В Великобритании некоторые налоги до сих пор называются duty – долг, обязанность. Современный термин – tax вытекает из определения ставки налога (таксы). Во Франции термин – import означает принудительный платеж. В русском языке государственные сборы называли подати, т.е. принудительный платеж.

Налогообложение является одной из важнейших проблем современности. Оно затрагивает все социально – экономические сферы жизни общества. Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов. Налоги как общественная категория отражают конкретно-экономические условия жизни людей и государства.

Издавна ученые экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения, но все они сходились в одном:

  • тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
  • принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;
  • участие в экономических процессах общества.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) индивидуальная безвозмездность платежа;

в) денежная форма налога;

г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог уплачивается в целях обеспечения общественных потребностей, которые порой носят весьма абстрактный характер по отношению к интересам конкретного налогоплательщика. Исходя из этого налог является индивидуально безвозмездным платежом. Взимая налоги, государство предоставляет гражданам и юридическим лицам публичные услуги. За счет средств налогоплательщиков государство обеспечивает их безопасность и др. Налог - достаточно сложная категория, которая имеет двойственную природу. Налог является как экономической, так и финансово-правовой категорией. Налог как финансово-правовая категория является безвозвратным. Возвращение налога возможно только в случае его излишней уплаты.

1.2 Налоги – важная финансовая категория

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Функциональный критерий представляет собой одну из характеристик любой научной категории. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, - участие в перераспределении национального дохода. Вместе с тем налоги имеют и свои отличительные черты, которые выделяют их среди прочих финансовых категорий, и эти отличительные черты являются функциями налогов. Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.

Первой функцией налогов является фискальная функция. Фискальная функция налогов - основная, изначально характерная для любых налоговых систем. Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций. В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. С ростом экономического развития общества возрастает и значение фискальной функции. Государство нуждается все в большем и большем количестве финансовых ресурсов для того, чтобы покрыть растущие расходы на экономические и социальные мероприятия. Рост расходов заставляет государство мобилизовывать все большие объемы денежных ресурсов, и эта мобилизация наиболее эффективно производится с помощью налогов. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.

Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов - регулирующую функцию. Суть этой функции заключается в том, что налоги как эффективный инструмент перераспределительных процессов оказывают огромное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества. Внутри регулирующей функции можно выделить стимулирующую, дестимулирующую подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция заключается в том, что государство посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая подфункция реализуется через систему различных льгот или иных преференций, предусмотренных для определенной категории налогоплательщиков. В отдельных главах части второй Налогового кодекса РФ дан перечень налоговых льгот, которые используются в российской налоговой системе для реализации стимулирующей функции налогов. Льготы могут предоставляться путем изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т.п. Таким образом, государство обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

Харисов И.Ф., ассистент кафедры финансового права Института экономики, управления и права (г. Казань).

В науке налогового права длительное время налог рассматривался как источник дохода бюджета государства. С переходом России к рыночным способам ведения национального хозяйства налог начал рассматриваться как инструмент регулирования экономики.

В статье раскрывается правовая природа общего и целевого налога, сбора и пошлины. При этом юридическая природа налога рассматривается с позиций функционального подхода. На взгляд автора, проблема правового регулирования целевых налогов нуждается в дальнейшем рассмотрении через призму соотношения налогового и бюджетного права. Указанные исследования позволили автору предложить некоторые изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности включить в него определение целевого налога и строгий перечень данных налогов с указанием целевых фондов (федеральных, региональных или муниципальных).

В историческом развитии общего учения о налогах можно проследить ту же закономерность, которая наблюдается в развитии теоретической мысли вообще: вначале внимание исследователя целиком поглощается познанием наиболее осязательных следствий изучаемого явления, но в дальнейшем его мысль начинает постепенно сосредотачиваться и на таких эффектах, которые не имеют внешней связи с данным явлением, хотя внутренняя зависимость между ними не менее реальна. Налоги могут быть широко использованы государством не только для чисто финансовых целей, т.е. для покрытия государственных расходов, но и в качестве одного из орудий активной экономической политики .

См.: Тривус А.А. Налоги как орудие экономической политики. Баку, 1925. С. 5 - 6.

В кейнсианской теории, которая основана на разработках английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса и его последователей, налоги рассматриваются как главный рычаг регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития.

Кроме этого, Артуром Лэффером в 80-х годах было проведено исследование, на основании которого им был сделан вывод о благоприятном воздействии снижения налогов на инвестиционную деятельность, при этом была определена предельная ставка налогового изъятия. По его мнению, она не должна превышать 30%, так как при уровне налогообложения в 40 - 50% плательщик попадает в так называемую налоговую ловушку, что приводит к снижению инвестиционной активности и в конечном счете к снижению налоговых поступлений .

Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. С. 108.

В современных условиях развития многочисленных рыночных механизмов представляется целесообразной манипуляция элементами юридической конструкции налога в целях стимулирования экономической самостоятельности и инициативы отечественных предпринимателей. Так, Президент Российской Федерации в своем выступлении на расширенном заседании Государственного Совета отметил, что главная проблема сегодняшней российской экономики - это ее крайняя неэффективность и, решая задачу радикального повышения эффективности национальной экономики, необходимо активно задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала . Кроме того, в условиях обращения к вопросу обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации допустима научно обоснованная манипуляция элементами налога на добычу полезных ископаемых в целях стимулирования разработки вариантов альтернативного топлива научно-исследовательскими учреждениями добывающих и перерабатывающих предприятий.

См.: О стратегии развития России до 2020 года. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета (8 февраля 2008 г., Москва, Кремль) (извлечения) // Налоги и налогообложение. 2008. Февраль. С. 23 - 24.

Для эффективного управления элементами налога следует раскрыть юридическую природу налога и сбора.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) содержит определения таких юридических категорий, как налог и сбор. В соответствии с ч. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) . Исходя из легального определения сбора следует вывод, что размер сбора находится в прямой зависимости от суммы средств, затраченных государством на совершение государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Аналогичной точки зрения придерживается Н.И. Землянская, которая, описывая правовую природу ставки таможенного сбора, отмечает, что этот элемент сбора отражает размер затрат, связанных с деятельностью таможенных органов по осуществлению ими таможенного оформления, таможенного сопровождения и хранения товаров. Однако в действительности, как отмечает Н.И. Землянская, принцип эквивалентности таможенных сборов фактически не соблюдается .

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.
Таможенное право: Учебник / Под ред. О.Ю. Бакаева. М.: Норма, 2008. С. 318.

Компенсационный характер также носят государственные пошлины, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, что, соответственно, подтверждается определением, содержащимся в ч. 1 ст. 333.16 НК РФ, согласно которой государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Исходя из толкования легального определения сбора и государственной пошлины следует вывод о том, что их юридическая природа носит компенсационный характер, т.е. средства, полученные в виде сборов и пошлин, идут на покрытие расходов, понесенных государственными органами при исполнении ими их обязанностей, установленных законом. Следовательно, рассматривать сбор или государственную пошлину в качестве средства развития и стимулирования национальной экономики не представляется возможным.

Рассмотрим юридическую природу налога. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Как видно из определения налога, закрепленного в ч. 1 ст. 8 НК РФ, налог законодателем рассматривается как средство покрытия государственных расходов, и, таким образом, легальное определение налога не позволяет в полной мере раскрыть юридическую природу налога. В связи с этим представляется, что необходимо обратиться к классификации налогов. В зависимости от характера использования выделяют общие и целевые налоги . Если общие налоги взимаются без обозначения цели, на которые они взимаются, то целевые налоги предполагают расходование собранных в результате их взимания денежных средств лишь на строго определенные цели. К примеру, транспортный налог относят к целевым налогам, ставки которого устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Однако при этом Налоговый кодекс России не содержит указания, куда и на какие цели должны поступать средства от поступлений по данному налогу, как это, например, указано в случае с единым социальным налогом. В связи с признанием в ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации России социальным государством Налоговый кодекс предусматривает уплату налогоплательщиками единого социального налога, средства от уплаты которого распределяются между внебюджетными целевыми фондами строго социального назначения (Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования). Или, к примеру, водный налог, налогоплательщиками которого признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, также признается целевым налогом. Наряду с выделением в науке налогового права целевых налогов Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит указания целевого фонда для аккумулирования денежных средств от целевых налогов.

См.: Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.А. Крохина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2008. С. 49.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Вместе с тем анализ действующего налогового законодательства России выявил, что установление элементов целевого налога также носит компенсационный характер. Например, денежные поступления от уплаты транспортного налога собираются в дорожных фондах субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования.

Для определения юридической природы общих (нецелевых) налогов обратимся к функциональному подходу. В теории налогового права выделяют следующие основные функции налогов: фискальную, контрольную, регулирующую, социальную и стимулирующую.

Фискальная функция налогов является традиционной и исторически сложившейся. На протяжении столетий налог рассматривается прежде всего как средство увеличения государственных доходов. Кроме того, в Российской Федерации фискальная функция налога также ассоциируется как охранительная функция. Так, министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин на конференции "Налоговая политика в условиях выбора пути России" заявил, что Россия - единственная страна, обеспечивающая ядерный паритет с Соединенными Штатами Америки, и это стоит больших денег. По его оценке, около 30% бюджета России приходится на национальную оборону и правоохранительную деятельность. Никто другой в мире - ни Франция, ни Китай не могут обеспечить ядерный паритет. Ядерная война не начнется, пока есть этот паритет. У России есть такая миссия - нести эту нагрузку, добавил министр. Поэтому, по словам Алексея Кудрина, Министерство финансов не видит резервов, за счет которых можно было бы возместить выпадающие доходы в случае снижения налога на добавленную стоимость .

Колодина И. Термоядерный аргумент. Алексей Кудрин обосновал невозможность снижения НДС геополитикой // Российская бизнес-газета. 2008. 1 июля (N 660).

Следует согласиться, что фискальная функция налогов позволяет выполнять государству множество дорогостоящих функций. Однако следует учитывать, что в соответствии с идеей А. Лэффера, установившего зависимость между уровнем дохода бюджета и динамикой налоговых ставок, первоначальный рост налоговой ставки дает все увеличивающийся доход в бюджет. Однако затем следует его уменьшение, что в конечном итоге при 100%-й налоговой ставке приводит к отсутствию поступлений в бюджет.

С учетом реального уровня экономического развития России существующий уровень налоговых изъятий становится препятствием для экономического роста и сдерживает предпринимательскую инициативу. Установление государственной властью первостепенной фискальной цели приводит к дестимулированию рыночных механизмов. К примеру, высокая ставка налога на капитал в провинции Квебек (Канада) послужила причиной выведения крупными компаниями своего бизнеса за пределы ее территории .

Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. С. 37.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.) указано, что для стимулирования экономического роста необходима активизация налоговой политики с целью использования не только фискальной, но и регулирующей функции налогов . В итоге анализ действующего налогового законодательства России указывает, что регулирующая и стимулирующая функции налогов недостаточно сегодня используются в национальной налоговой политике. Например, стимулирующую функцию налога сводят к установлению налоговых льгот . Так, В.Г. Пансков пишет, что, поскольку налоги являются важнейшим механизмом государственного воздействия, задача повышения инновационной и прежде всего инвестиционной активности хозяйствующих субъектов не может быть решена без выработки эффективных инструментов налогового регулирования - налоговых льгот , что совершенно недопустимо. Представляется, что каждый элемент юридической конструкции налога является универсальным инструментом рыночной экономики.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р "О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 5. Ст. 589.
См.: Архипцева Л.М. К вопросу о налоговом стимулировании организаций легкой промышленности // Налоговая политика и практика. 2008. N 1. С. 25 - 31; Дадашев А.З. Налоговый механизм регулирования инвестиционной деятельности организаций // Налоговая политика и практика. 2008. N 7. С. 4 - 9; Пансков В.Г. О налоговой политике в контексте становления инновационной модели развития российской экономики // Налоговая политика и практика. 2008. N 6. С. 4 - 13.
См.: Пансков В.Г. О налоговой политике в контексте становления инновационной модели развития российской экономики // Налоговая политика и практика. 2008. N 6. С. 4.

Проводимая в настоящее время налоговая политика Российской Федерации, направленная на необоснованное увеличение или снижение налогового бремени, есть не что иное, как признание государственной властью своей беспомощности и некомпетентности в экономической сфере.

Вследствие необоснованного увеличения налогового бремени наблюдаются негативные тенденции, препятствующие формированию подлинно рыночных механизмов перераспределения капитала в воспроизводственном процессе. В частности, предприятия малого бизнеса стараются не приобретать основных средств (в данном случае не платится налог на имущество), стараются не начислять заработную плату в полном объеме (выдают через "черную кассу"), всеми доступными способами завышают издержки производства независимо от вида производственно-хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, сказывается на недополучении органами государственной власти денежных средств в бюджет и порождает порочную систему сокрытия на законных или псевдозаконных основаниях налогов .

Наумова Е.Б. Налоговые инструменты разрешения экономических противоречий переходной экономики: Дис. . канд. экон. наук. Краснодар, 2002. С. 34 - 35.

А.О. Якушев справедливо отмечает, что интересы государства-казны и интересы экономических агентов направлены на одни и те же блага, которыми являются имущество и доход, однако диаметрально противоположны по содержанию. Экономические агенты стремятся сохранить свое благосостояние, а государство имеет целью изъятие части экономических благ и обращение их на общегосударственные нужды. Соответственно, налоговые отношения порождают объективные противоречия фискальных интересов государства-казны и отдельных налогоплательщиков. Поэтому в современных условиях необходимо особенно тщательно регулировать налоговые отношения, принимая налоговые нормы, обладающие высокой эффективностью воздействия на участников налоговых правоотношений .

Якушев А.О. Эффективность действия норм общей части налогового права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 2003. С. 4.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, о том что юридическая природа общих (нецелевых) налогов раскрывается посредством регулирующей и стимулирующей функций налогов. Механизм установления общего налога должен прямо зависеть от принципа экономической целесообразности, закрепленного в ст. 3 НК РФ и научного подхода, исключающего сугубо фискальный подход к установлению налога.

Анализ Налогового кодекса Российской Федерации выявил пробелы в правовом регулировании установления целевых налогов. Целесообразно включить в Налоговый кодекс определение целевого налога и строгий перечень данных налогов с указанием целевых фондов (федеральных, региональных или муниципальных). Проблема правового регулирования целевых налогов требует дальнейшего рассмотрения через призму бюджетного права.

Читайте также: