Экспорт товаров не облагаемых вывозными таможенными пошлинами тк еаэс

Опубликовано: 13.05.2024

При вывозе товаров из России в рамках внешнеэкономической деятельности обязательно выполняется таможенное оформление экспорта. Для этого необходимо подготовить товаросопроводительные документы, оплатить сборы, пошлины, организовать таможенный контроль экспортируемых товаров. Компания "СТТ Логистика" поможет сделать это, а также обеспечить транспортную, складскую логистику, сертификацию, лицензирование, сопровождение ВЭД.

Особенности процедуры

Порядок экспорта из Российской Федерации регулируется ТК ТС ЕАЭС и рядом других нормативных актов. Процедура вывоза строго регламентирована. У нее есть ряд особенностей:

  • экспортер заранее уведомляет таможню о предстоящем прибытии груза, направляя в ее адрес грузовую таможенную декларацию, другие документы отгрузочные документы. Обычно подача документов происходит через Таможенного представителя;
  • необходимо обеспечить возможность контроля, досмотра вывозимых грузов;
  • обязательное требование — уплата сборов, пошлин, акцизов, налогов и других платежей в установленные законом сроки. Размер платежей определяют после классификации товара по ТН ВЭД и расчета его таможенной стоимости;
  • для вывоза некоторой продукции необходимо получение дополнительных разрешений, свидетельств, сертификатов. В их числе сельскохозяйственная, животноводческая продукция, товары военного назначения, объекты интеллектуальной собственности.

При экспорте соблюдают следующий порядок действий:

  • предварительное декларирование: подготовка декларации, ее предоставление в электронном виде до прибытия груза на таможню. Подача предварительной декларации может ускорить оформление экспорта. Она же уведомляет сотрудников таможни о времени предполагаемого прибытия груза, о том, что это будет за товар, о его количестве;
  • доставка груза к месту контроля. Экспортируемый товар доставляют на таможню, одновременно направляя в ее адрес ГДТ и остальную товаросопроводительную документацию;
  • оплата пошлин, сборов, внесение других обязательных платежей на основе данных, указанных в декларации;
  • сопровождение контроля: документы направляют сотрудникам таможни для проверки, предоставляют груз для досмотра;
  • выпуск таможней: если документы оформлены правильно, партия соответствует указанным в них данным, а платежи внесены своевременно, в полном объеме, груз будет допущен к экспорту. После этого его нужно забрать со склада временного хранения, обеспечить его транспортировку к получателю за рубежом, если груз оформлялся с выгрузкой на СВХ, а не на транспортном средстве.

Оформление на таможне при экспорте может выполнять Таможенный представитель. Компания СТТ Логистика имеет такой статус (Свидетельство о включении в реестр Таможенных представителей 1053/01), обеспечивает быстрое прохождение таможни для экспортируемых товаров, помогает организовать вывоз с минимальными рисками, оптимизацией сроков, размеров платежей.

Таможенное оформление экспорта

Какие нужны документы?

Внешнеэкономический контракт. Заключается между получателем груза за рубежом и поставщиком в России. Это один из основных документов по сделке. Он определяет все ее условия. Его содержание может влиять на порядок оформления на таможне.

Паспорт сделки. Оформляется для контрактов на сумму свыше $50 тыс., чтобы обеспечить валютный контроль.

Декларация. Содержит данные об экспортируемой партии.

Инвойс. Счет, в котором указывают перечень, количество товаров, реквизиты участников сделки, другие данные.

Транспортные документы. Железнодорожная, товарно-транспортная, авианакладная или коносамент (зависит от типа транспорта, которым будет доставляться груз).

Дополнительные документы. Их список зависит от присвоенного товару кода ТН ВЭД. Для некоторых категорий товаров нужно оформлять санитарно-эпидемиологические заключения, лицензии, разрешения, сертификаты, другую документацию.

Дополнительно представляются документы, которые обосновывают выбор классификационного кода, расчет таможенной стоимости, подтверждают уплату обязательных платежей и право экспортера на владение грузом.

Таможенное оформление экспорта в СТТ Логистика

Компания "СТТ Логистика" работает как таможенный представитель, а также оператор грузоперевозок и складской логистики. Мы обеспечиваем оформление экспорта на таможне, подготовку документов для этого, международные грузоперевозки для доставки товара получателю, размещение товарных партий на складах с их последующей обработкой (фасовкой, переупаковкой, маркировкой).

  • помогаем ускорить экспортное оформление, обеспечиваем предварительное декларирование, сопровождаем процедуры контроля;
  • гарантируем правильную организацию процедуры экспорта: оформление необходимых документов, проведение сертификации, лицензирования, классификацию по ТН ВЭД, расчет размеров обязательных платежей;
  • оптимизируем обязательные платежи и другие издержки ВЭД: эффективно планируем логистику, помогаем снижать размеры пошлин, сборов, исключаем задержки и сводим риски к минимуму;
  • работаем надежно: профессиональная ответственность компании застрахована. Опыт в организации международных перевозок и в сопровождении процедур растаможки — с 2005 года. Работаем почти с любыми экспортируемыми товарами, в том числе со сложными и с проектными грузами.

"СТТ Логистика" располагает аффилированным таможенным складом. Оформление экспорта возможно на любом таможенном посту.

Таможенный кодекс ЕАЭС 2018

  • Центр сертификации
  • /
  • Полезная информация
  • /
  • Таможенный кодекс ЕАЭС 2018

Впервые с идеей создания Евразийского Союза Государств выступил в 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В 1995 году было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном. 10 октября 2000 года в Астане президенты стран участниц ТС учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Однако, в действительности Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России заработал только в 2010 году с введением в действие Единого таможенного тарифа, отменой таможенного оформления и контроля на внутренних границах, свободного движения товаров на территории этих государств. В 2011 году президенты стран ТС подписали Декларацию о переходе к Единому экономическому пространству. Евразийская экономическая комиссия приступила к работе в 2012 году, штаб-квартира комиссии находится в Москве. Свое нынешнее название Евразийский экономический союз (ЕАЭС) получил в 2014 году. В том же году к ЕАЭС присоединились Армения и Киргизия.

Первый Договор о Таможенном кодексе ТС был подписан в 2009 году, а новый кодекс ЕАЭС — 11 апреля 2017 года, до 1 июля государства-члены ЕАЭС его ратифицировали, т. е. выполнили все процедуры для вступления договора в силу, о чем затем уведомили Евразийскую экономическую комиссию. Новый Договор о Таможенном кодексе вступил в силу 1 января 2018 года, что означает отмену Договора 2009 года, а так же ряда международных соглашений, подписанных на этапе существования ТС.

Структура и содержание ТК ЕАЭС

Таможенный кодекс ЕАЭС — это внушительный документ объемом в 1194 страницы. ТК ЕАЭС состоит из 9 разделов:

  1. 1. Общие положения;
  2. 2. Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины;
  3. 3. Таможенные операции и лица, их совершающие;
  4. 4. Таможенные процедуры;
  5. 5. Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров;
  6. 6. Проведение таможенного контроля;
  7. 7. Таможенные органы;
  8. 8. Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор;
  9. 9. Переходные положения.

Разделы состоят из глав, которые в свою очередь содержат статьи в количестве 465.

Главное, на что следует обратить внимание касаемо общих положений Кодекса:

  • Таможенные документы следует заполнять на русском языке или на государственном языке государства-члена, таможенному органу которого представляются таможенные документы.
  • Сведения, предоставляемые в кодированном виде, следует подавать с использованием классификаторов, утвержденных Комиссией ЕАЭС.
  • Информация о пунктах пропуска через госграницы Союза формируется и размещается на официальном сайте Союза.
  • До прибытия товаров на таможенную территорию Союза с целью ускорения проведения таможенного контроля, следует представить предварительную информацию о товарах, таможенное декларирование которых осуществляется с особенностями. Данная информация может подаваться в электронном виде на русском языке или на языке союзного государства, она регистрируется таможенным органом под определенным номером. Такая информация хранится в течение 30 календарных дней со дня ее регистрации.
  • Разрешение или отказ на отбор проб или образцов товаров выдается не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем обращения.
  • Таможенные органы осуществляют проверку правильности классификации товара, разъясняют и принимают решения об отдельных видах товаров, кроме того, они обязаны публиковать такие решения.
  • Если применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, то его следует подтверждать декларацией или сертификатом о происхождении товара.

Таможенные платежи

Согласно ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
  • Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
  • Таможенные сборы, виды и ставки которых устанавливаются законодательством государств-членов Союза.

Для расчета таможенных пошлин и налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Таможенное декларирование

Согласно ТК ЕАЭС декларантами товаров может выступать лицо государства-члена Союза, а также иностранное лицо. В Кодексе четко прописаны права и обязанности декларанта, документы и сведения необходимые перевозчику (в зависимости от вида используемого транспорта) для представления таможенным органам.

Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, однако, декларирование допускается и в письменной форме в следующих случаях:

  • Если товары помещают под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • Если это товары для личного пользования;
  • Если это товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
  • Если это транспортные средства международной перевозки;
  • Если в качестве таможенной декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, в том числе предусмотренные международными договорами государств-членов Союза с третьей стороной.

Виды таможенной декларации:

  • Декларация на товары (применяется при помещении товаров под таможенные процедуры);
  • Транзитная декларация (применяется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита);
  • Пассажирская таможенная декларация (применяется для товаров личного пользования);
  • Декларация на транспортное средство (применяется для транспортных средств международной перевозки, а также для таможенного декларирования припасов).

Сведения, необходимые для внесения в декларацию на товары:

  • О заявляемой таможенной процедуре;
  • О декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров;
  • О транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми будут перевозиться по таможенной территории Союза;
  • О товаре (наименование, описание, классификация, происхождение, страна отправления и страна назначения, производитель, товарный знак, описание упаковки, цена, количество, таможенная стоимость товара, статистическая стоимость);
  • О расчете таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
  • Об условиях сделки с товарами;
  • О соблюдении запретов и ограничений;
  • О соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру;
  • О документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары;
  • О документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов Союза;
  • О лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления.

Согласно ТК ЕАЭС выпуск товаров таможенным органом должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.

МНС и ГТК выпустили совместное письмо от 01.11.2019 № 2-1-9/02413 № 02/15074 (далее — Письмо) «О нулевой ставке НДС при экспорте с 2019 г. товаров, стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1 000 евро».

1. Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров (за исключением реализуемых посредством почтовой пересылки), таможенное декларирование которых осуществляется с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.

В соответствии с п. 17 приложения 1 к Указу Президента от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее — Указ № 490) при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

Такие документы могут использоваться в качестве декларации на товары, в отношении которых не установлены вывозные таможенные пошлины, но только при одновременном соблюдении следующих условий ( часть вторая п. 17 приложения 1 к Указу № 490):

общая таможенная стоимость товаров либо стоимость сделки с товарами не превышает 1 000 евро на день регистрации таможенным органом документов, используемых в качестве декларации на товары;

товары перемещает одно и то же лицо в рамках одного внешнеторгового договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки, или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки;

товары перевозятся одним транспортным средством;

товары одновременно предъявлены одному таможенному органу.

В соответствии с п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС при использовании в качестве декларации на товары таких документов таможенное декларирование осуществляется в письменной форме. В таможенный орган вместе с ними представляется письменное заявление в 3-х экземплярах (п. 2 и 6-10 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263).

Согласно п. 1 ст. 123 НК подтверждением обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, является:

наличие у плательщика контракта, заключенного с иностранными организацией или физлицом, на основании которого реализуются товары;

представление плательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС выданного таможенным органом подтверждения о вывозе товаров за пределы территории РБ в случае осуществления декларирования товаров в письменной форме.

При таможенном декларировании товаров с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с представлением в таможенный орган заявления согласно Инструкции № 263, подтверждение о вывозе, выданное таможенным органом, представляется плательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС в виде:

либо копии заявления с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта, на которой должностным лицом таможенного органа, выдавшего подтверждение вывоза, проставлен заверенный личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа штамп «Товар вывезен» и дата выдачи подтверждения, и копий транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов;

либо заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специального реестра вывезенных товаров с отметкой таможенного органа «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения.

В связи с тем, что в соответствии с положениями подп. 1.2 п. 1 ст. 123 НК не определены конкретные реквизиты, подлежащие указанию в специальном реестре вывезенных товаров, плательщикам предлагается заполнять в нем следующий состав сведений:

Специальный реестр вывезенных товаров, таможенное
декларирование которых при помещении под таможенную процедуру экспорта
осуществилось в письменной форме с использованием в качестве декларации на
товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов
№ п/п Проставленные таможенным органом на заявлении регистрационный номер декларации на товары Дата выпуска
товаров
Сведения о транспортных
(перевозочных), коммерческих и (или) иных документах
Дата убытия товаров Номер разрешения на убытие товаров
В случае отсутствия у плательщика сведений для заполнения граф «Дата убытия товаров» и «Номер разрешения на убытие товаров» реестр формируется на основании заявления плательщика должностным лицом таможенного органа выпуска при наличии таких сведений в таможенном органе выпуска.

2. Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров посредством почтовой пересылки в международных почтовых отправлениях (далее — МПО), таможенное декларирование которых осуществляется с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов либо документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления при их пересылке (далее — документы ВПС).

2.1. При помещении товаров под таможенную процедуру экспорта в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы ( п. 17 приложения 1 к Указу № 490). При этом вывоз таких товаров может осуществляться путем их пересылки в МПО.

В соответствии с п. 13 ст. 286 ТК ЕАЭС таможенное декларирование и выпуск товаров, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, осуществляются до их передачи назначенным операторам почтовой связи для отправки.

Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в МПО, в соответствии с таможенной процедурой экспорта может быть осуществлено как в месте (учреждении) международного почтового обмена, так и в ином таможенном органе, уполномоченном на совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру экспорта, до сдачи товаров в региональное отделение почтовой связи.

При таможенном декларировании товаров, реализуемых посредством почтовой пересылки в МПО, с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с представлением в таможенный орган заявления согласно Инструкции № 263, для подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с учетом положений п. 4 ст. 123 НК плательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС следующие документы:

копию контракта, заключенного плательщиком с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;

копию заявления с прилагаемыми копиями транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с отметкой таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта;

либо специальный реестр вывезенных товаров с указанием проставленного таможенным органом на заявлении регистрационного номера декларации на товары и даты выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта. Указанный реестр заверяется подписью руководителя организации (уполномоченного им лица), подписью индивидуального предпринимателя;

  • выданную оператором почтовой связи квитанцию о приеме к пересылке регистрируемого почтового отправления, содержащего товар для пересылки покупателю.

2.2. В соответствии с п. 18 Приложения 1 к Указу № 490 при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в МПО, в соответствии с таможенной процедурой экспорта в качестве декларации на товары могут использоваться документы ВПС, при одновременном соблюдении следующих условий:

товары не облагаются вывозными таможенными пошлинами;

в отношении товаров не установлены запреты и ограничения;

стоимость товаров, указанных в документах ВПС, не превышает 1000 евро на день регистрации таможенным органом документов ВПС в качестве декларации на товары.

При использовании в качестве декларации на товары документов ВПС, подача таких деклараций сопровождается представлением их электронного вида в случаях, определенных Советом Министров Республики Беларусь (п. 19 Приложения 1 к Указу № 490).

При этом установлено, что информация, представленная в электронном виде назначенным оператором почтовой связи о пересылаемых товарах, может быть использована в качестве электронного вида таких деклараций.

Применение нулевой ставки НДС находится под пристальным вниманием налоговых органов. Поэтому налогоплательщики должны быть уверены, что исчислили этот налог правильно. Мы ответим на самые распространенные вопросы, касающиеся ставки НДС 0% и вычетов при экспорте товаров.

Каковы особенности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров?

Если по истечении 180 календарных дней собрать пакет документов не удалось, реализация товаров облагается НДС по ставкам 10% или 20% (п. п. 2, 3 ст. 164, абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ). Причем налог необходимо рассчитать за тот квартал, в котором состоялась отгрузка товаров на экспорт (п.9 ст.167 НК РФ).

Для этого налогоплательщику необходимо составить новый счет-фактуру в одном экземпляре, исчислив по отгруженным товарам НДС по ставке 10% или 20% и зарегистрировать его в дополнительном листе книги продаж того квартала, в котором произошла отгрузка экспортных товаров (п. 22(1) Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Кроме того, необходимо представить уточненную декларацию по НДС, отразив операции с неподтвержденной нулевой ставкой в Разделе 6 декларации, предварительно уплатив недоимку и соответствующие пени (ст. 81, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

Если налогоплательщик не собирается подтверждать ставку 0% в будущем, то на основании п.п.1 п.1 ст.264 НК РФ НДС, исчисленный по ставке 20% или 10% можно учесть в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Датой признания таких расходов является 181-й день с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (Письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-06/1/42961, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, Письмо ФНС РФ от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

Обратите внимание, при расчетах в иностранной валюте налоговая база по НДС при экспорте товаров в любом случае определяется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату отгрузки товаров (п.3 ст.153 НК РФ), даже если от покупателя была получена предоплата. Поэтому при получении аванса в счет экспортной поставки, налоговые базы по НДС и налогу на прибыль будут различны.

Также отметим, что при применении нулевой ставки НДС в некоторых случаях вычет НДС, относящегося к таким операциям, производится в особом порядке.

Чем отличается НДС при экспорте товаров в Белоруссию и другие страны ЕАЭС от НДС при экспорте товаров в «страны дальнего зарубежья»?

При экспорте (вывозе) товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению) также применяется нулевая ставка НДС. Но порядок подтверждения нулевой ставки установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Протокол). Перечень документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, приведен в п.4 Протокола (это договор, транспортные и товаросопроводительные документы и др.), а особенности их представления регулируются п.1.3 ст.165 НК РФ.

В отличие от «обычного» экспорта для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенной декларации необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Такое заявление с отметкой своего налогового органа российскому продавцу должен передать иностранный покупатель.

Но вместо заявления можно представить перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (утв. Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@). При представлении перечня заявлений в электронной форме транспортные документы вместе с декларацией по НДС можно не представлять (п.1.3 ст.165 НК РФ).

Также отметим, что при экспорте в страны ЕАЭС 180-дневный срок для подтверждения нулевой ставки отсчитывается от даты отгрузки товаров, т.е. с даты первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) или иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС (п. 5 Протокола).

Обязательно ли применять нулевую ставку НДС?

До 2018 года применение нулевой ставки НДС было обязательно. Ведь ставка налога — это не льгота, и нормы НК РФ не предусматривают выбор ставки налогообложения (Определении ВС РФ от 20.02.2015 г. N 302-КГ14-8990 (См. Письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).

Но с 1 января 2018 г. налогоплательщики получили возможность отказаться от применения нулевой ставки НДС, правда лишь в некоторых случаях и при определенных условиях. Отказаться от ставки 0% можно только при экспорте товаров, а также по работам и услугам, связанным с экспортом и указанным в пп. 2.1 — 2.5, 2.7 и 2.8 п.1 ст. 164 НК РФ, например, по международным перевозкам экспортируемых товаров (п.7 ст.164 НК РФ). Но все не так просто.

Например, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС в соответствии с п.7 ст.164 НК РФ, он автоматически отказался от нулевой ставки и при экспорте товаров и при международной перевозке экспортируемых товаров, но он обязан применять нулевую ставку НДС, если будет оказывать услуги перевозки импортируемых товаров, поскольку отказ от ставки 0% по таким услугам не предусмотрен.

Также обратите внимание, что нельзя отказаться от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию, т.к. при экспорте товаров в страны ЕАЭС действует международное соглашение (ст.7 НК РФ), устанавливающее обязательное применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС (п.1 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе и п. 3 Протокола).

Поэтому, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, экспорт товаров в страны ЕАЭС все равно должен облагаться по нулевой ставке.

Как отказаться от применения ставки 0%?

Чтобы не применять нулевую ставку НДС необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию, причем сделать это нужно заранее — не позднее 1-го числа квартала с которого налогоплательщик хочет отказаться (п.7 ст.164 НК РФ). Т.е. если у налогоплательщика «случайно» возникла разовая экспортная операция, а он заранее не отказался от применения нулевой ставки НДС, ему придется применять ставку 0 %.

Отказаться от применения нулевой ставки можно не менее чем на 12 месяцев.

Какие последствия ждут продавца и покупателя, если вместо нулевой ставки НДС продавец сразу предъявит налог по ставке 20%?

Самые существенные налоговые риски возникают у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС. Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 20%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2019 N Ф05-1400/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2020 N Ф06-57939/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).

У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 20% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).

Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 20% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Как принимать к вычету НДС при экспорте товаров?

Ответ на данный вопрос зависит от того какой товар отгружается на экспорт, а также когда товары (работы, услуги), задействованные в экспортных операциях были приняты к учету.

С 1 июля 2016 года налоговый вычет по НДС при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, производится в обычном порядке после отражения приобретений в учете (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Если же на экспорт отгружаются товары, относящиеся к сырьевым или в экспортных операциях задействованы «старые» приобретения (т.е. товары, работы, услуги, принятые к учету до 01.07.2016), то входной НДС по ним подлежит вычету в особом порядке. Такие вычеты производятся на момент определения налоговой базы по НДС, т.е. в квартале, в котором подтверждена нулевая ставка НДС. А если в течение 180 дней собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС не удастся, то вычеты НДС будут произведены на дату отгрузки товаров (в уточненной декларации).

Соответственно вычеты НДС, относящиеся к экспорту сырьевых товаров или по «старым» приобретениям отражаются в книге покупок только при определении налоговой базы по экспорту, а в декларации по НДС суммы таких вычетов отражаются в «экспортных» разделах: в Разделе 4 (если ставка 0% подтверждена) или в Разделе 6 (если в течение 180 дней собрать пакет документов не удалось).

Нужно ли восстанавливать НДС при экспортной отгрузке товаров?

Если на экспорт отгружаются несырьевые товары, принятые к учету с 01.07.2016 г. и позднее, то восстанавливать НДС или каким-либо образом вести раздельный учет входного НДС не нужно. Минфин РФ также разъясняет, что суммы входного НДС по «новым» товарам (работам, услугам), принятым к вычету на момент их приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат (Письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-07-08/73930, от 12.10.2017 N 03-07-08/66748).

При экспорте сырьевых товаров или по «старым» приобретениям, относящимся к экспорту несырьевых товаров, как уже говорилось, налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС, т.е. такие вычеты производятся только на момент определения налоговой базы по НДС. Поэтому в случае, когда налогоплательщик не предполагал использовать такие товары в экспортных операциях и принял к вычету НДС, НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить при отгрузке товаров на экспорт, в том числе после истечения трехлетнего срока, исчисляемого с момента принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг) (Письма Минфина России от 28.05.2020 г. N 03-07-08/44851, от 15.03.2018 N 03-07-08/16129).Принять его к вычету можно будет только при определении налоговой базы (п.3 ст.172 НК РФ).

Пример:
В 4-м квартале 2020 года налогоплательщик отгрузил на экспорт несырьевые товары. Причем часть отгруженных товаров была приобретена им еще в мае 2016 года, а часть в 2019 году. НДС по ним был принят к вычету. В этом случае при отгрузке товаров на экспорт в 4-м квартале 2020 налогоплательщик должен восстановить НДС по части экспортированных товаров, которые были приняты им к учету в мае 2016 года. А по экспортированным товарам, которые были приобретены в 2019 году восстанавливать НДС не нужно. Если, например, продавец соберет пакет документов в 1-м квартале 2021 года, налог, восстановленный в 4-м квартале, продавец заявит к вычету, отразив его сумму в Разделе 4 декларации по НДС.

Нужно ли восстановление НДС по экспортной отгрузке товаров в Белоруссию или Казахстан?

При экспорте товаров в страны ЕАЭС вычеты производятся в порядке, установленном нормами НК РФ (п. 5 Протокола). Поэтому обязанность по ведению раздельного учета входного НДС и соответственно по восстановлению НДС возникает в тех же случаях, что и при экспорте товаров в страны «дальнего зарубежья», т.е. при экспорте сырьевых товаров или по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, если эти приобретения были отражены в учете до 01.07.2016 г.

Какие товары относятся к сырьевым?

В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2018 № 466.

Если код ТН ВЭД ЕАЭС экспортируемого товара отсутствует в данном перечне, то в целях раздельного учета НДС товар к сырьевым не относится, поэтому входной НДС может быть принят к вычету в обычном порядке (Письмо Минфина России в письме от 10.07.2018 № 03-07-08/47794).

Нам необходима консультация по поводу возможности возврата бракованного товара иностранному поставщику и юридического оформления этих операций.

В нашем контракте с Поставщиком прописана возможность замены бракованного товара, либо соразмерного уменьшения задолженности, если товар оказывается бракованным. В некоторых случаях необходима техническая экспертиза на территории Поставщика, т.е. необходимо вывозить товар за пределы РФ.

Наш отдел логистики предлагает такую схему вывоза товара Поставщику:

Если заявленная таможенная стоимость товара менее 200 Евро

В случае заявления таможенной стоимости менее 200 Евро отправка товаров на техническую оценку осуществляется на неконтрактной основе посредством доставки компанией UPS за счет Поставщика. При этом указывается минимальная стоимость товаров, не превышающая 200 Евро для прохождения упрощенного таможенного выпуска. Для осуществления доставки оформляются счет-проформа (Приложение №7), Акт о неисправности оборудования (Приложение №8) и гарантийное письмо (Приложение №9) при необходимости.

Если заявленная товара более 200 Евро

В случае заявления таможенной стоимости более 200 Евро отправка товаров на техническую оценку осуществляется на контрактной безвозмездной основе посредством доставки компанией UPS или иного брокера / транспортного агента. Оплата доставки осуществляется за счет отправителя или получателя по согласованию. При этом проводится полное таможенное оформление с выпуском экспортной декларации (безвозмездный характер сделки в рамках возмездного договора). Для осуществления доставки оформляются счет-проформа (Приложение №7), Акт о неисправности оборудования (Приложение №8) и гарантийное письмо (Приложение №9) при необходимости.

Насколько нам известно, судебная практика такова, что поставка бракованного товара не считается исполнением договора, а также, что товар, ввезенный на территорию РФ и оплаченный поставщику, а затем возращенный, не признается ввезенным. Соответственно, суммы, уплаченные поставщику за товар, должны быть возвращены. В случае перемещения через границу (экспорта) мы обязаны получить валютную выручку.

Просим прокомментировать насколько правомерна:

  1. Отправка товара, ввезенного по импортному контракту, за пределы РФ в рамках упрощенного таможенного выпуска (при стоимости менее 200 евро)?
  2. Отправка товаров на техническую экспертизу в рамках импортного контракта на безвозмездной основе с проведением полного таможенного оформления в режиме экспорт (безвозмездный характер сделки в рамках возмездного договора).

Какими документами это должно быть оформлено?

Вопросы, касающиеся исполнения договора международной купли-продажи товаров, регулируются Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной в г. Вене 11.04.1980. Согласно ст. 45 и 46 данного документа, если продавец не исполняет какое-либо из своих обязательств по договору или по данной конвенции, покупатель может:

  • потребовать исполнения продавцом своих обязательств, в частности, если товар не соответствует договору;
  • потребовать заменить товар, когда это несоответствие существенно нарушает договор, и (или) потребовать от продавца устранить это несоответствие путем исправления.

При этом продавцу должно быть заявлено требование о замене товара и (или) об устранении несоответствия товара договору. Таким образом, исходя из смысла положений приведенной конвенции при наличии названных обстоятельств покупатель вправе возвратить продавцу поставленные им товары, не отвечающие предусмотренному условиями договора ассортименту, описанию, ненадлежащего качества и (или) потребовать их замены. Аналогичные нормы о последствиях поставки некачественного товара предусмотрены и гражданским законодательством (ст. 469, 518 ГК РФ).

Реэкспорт:

В пп. 6 п. 2 ст. 238 ТК ЕАЭС сказано: в отношении товаров из Союза, к которым была применена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, если товары вывозятся с таможенной территории Союза по причине неисполнения условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, может быть применена таможенная процедура реэкспорта. Но для этого нужно соблюсти следующие условия (п. 2 ст. 239 ТК ЕАЭС):

  • поместить товары под процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем их помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • представить таможенному органу сведения об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Союза, о неисполнении условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые подтверждаются представлением таможенных и (или) иных документов либо сведений о таких документах;
  • не использовать товары на таможенной территории Союза и не проводить их ремонт, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов;
  • предоставить таможенному органу возможность идентификации товаров;
  • соблюдать запреты и ограничения.

НДС (пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ), вывозные таможенные пошлины (п. 9 ст. 241 ТК ЕАЭС) в отношении некачественного товара, вывозимого в процедуре реэкспорта, не уплачиваются. Уплаченные при ввозе на территорию РФ (иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией) налог и таможенные пошлины возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Экспорт:

Если условия для вывоза некачественного товара не соблюдаются, товары нельзя помещать под процедуру реэкспорта. Бракованный товар можно будет вернуть поставщику путем помещения под процедуру экспорта. На это, кстати, обратили внимание столичные налоговики в Письме от 28.10.2009 N 16-15/113543.

Иными словами, если таможенному органу не предоставить доказательств неисполнения условий сделки (например, если для признания данного факта поставщиком требуется экспертиза), то данную операцию таможня может не признать реэкспортом. В этом случае придется уплатить таможенные пошлины, если стоимость ввозимого товара превышает 200 евро.

Данная схема менее выгодна, поскольку согласно ст. 140 ТК ЕАЭС процедура экспорта предусматривает уплату вывозных пошлин (если товар облагается ими) и возврат ранее уплаченных таможенных платежей не осуществляется.

В частности, в соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в отношении товаров (за исключением товаров для личного пользования), ввозимых в РФ или вывозимых из РФ в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по официальному курсу ЦБ РФ для иностранной валюты к рублю, действующему на подачи декларации, не возникает.

Налоговые последствия при реэкспорте:

Если российская организация закупает у иностранного поставщика товар, находящийся в момент отгрузки за пределами РФ, налоговых обязательств по НДС ни у поставщика, ни у покупателя не возникает (ст. 147 НК РФ). Однако, поскольку товар ввозится на территорию РФ, его необходимо обложить НДС. Объектом обложения при этом будет ввоз товаров на таможенную территорию РФ (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В дальнейшем, после принятия ввезенных товаров на учет, налог, уплаченный на таможне, плательщики НДС вправе заявить к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). Основанием для этого являются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу НДС (абз. 2 пп. "е", абз. 2 пп. "к" п. 6 Правил ведения книги покупок).

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ, подлежат вычету в случае использования ввезенных товаров для осуществления операций. Таким образом, в случае ввоза товара, не используемого в деятельности, облагаемой НДС, суммы НДС, уплаченные при его ввозе, к вычету не принимаются.

Поскольку некачественный товар был возвращен, в операциях, облагаемых НДС, он не используется, организации следует восстановить принятый по нему к вычету «ввозной» НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ, Письма Минфина России от 20.08.2014 N 03-07-08/41606, от 22.10.2013 N 03-07-08/44105, N 03-07-08/51648 от 05.09.2016).

Налоговые последствия при экспорте:

Поскольку товар, вывозимый с территории РФ в связи с возвратом иностранному поставщику по причине ненадлежащего качества, не используется в операциях, облагаемых НДС, суммы налога, уплаченные таможенным органам при ввозе товара и ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению (Письмо Минфина России N 03-07-08/41606).

Из Письма от 10.05.2006 N 03-4-03/892@, в частности, следует, что возврат товара в таких случаях объектом налогообложения не признается и, значит, налоговая ставка в размере 0% к данной операции не применятся.

Выводы:

Обе предложенные схемы правомерны, однако наиболее оптимальной видится схема по оформлению реэкспорта на некачественные товары. Если не воспользоваться процедурой реэкспорта, то придется уплачивать таможенные пошлины как за обычную операцию ВЭД (за исключением товаров, стоимость которых не превышает 200 евро).

Вывоз некачественного товара с территории РФ сопровождается таможенной процедурой реэкспорта либо, если это невозможно, экспорта. Обе процедуры не предусматривают уплату НДС (ст. 151 НК РФ), а при реэкспорте «ввозной» (уплаченный ранее) налог возвращается в соответствии с таможенным законодательством.

По поводу ситуации, когда налог уже принят к вычету, официальные органы считают, что его нужно восстановить. И если при реэкспорте это совершенно логично (НДС обязаны вернуть таможенники), то при экспорте, представленные чиновниками обоснования весьма сомнительны (Определением ВС РФ от 22.04.2019 N 306-ЭС19-3943).

Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на наши группы в соц. сетях и порекомендовать Прайм лигал друзьям и знакомым.

Читайте также: