Налоги беларуси 15 2020

Опубликовано: 26.04.2024

Документ полезен? 0 m n 0

На основании подпункта 5.6 пункта 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592, абзаца третьего пункта 5 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. N 2 "Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей" следующие изменения:

после абзаца двенадцатого дополнить подпункт абзацем следующего содержания:

"по экологическому налогу за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом согласно приложению 11 1 ;";

абзац двадцатый исключить;

подпункт 1.2 дополнить абзацами следующего содержания:

"информационного сообщения об избрании вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями, организациями, вновь созданными, в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, отчетного периода по налогу на добавленную стоимость согласно приложению 39 1 ;

информационного сообщения об избрании для филиала юридического лица Республики Беларусь отчетного периода по налогу на добавленную стоимость согласно приложению 39 2 .";

часть третью пункта 4 исключить;

в разделе IV части I приложения 1 к этому постановлению:

"1.3.1. в том числе суммы НДС, не принятые к вычету в прошлом налоговом периоде и подлежащие вычету в том отчетном периоде текущего налогового периода, в котором истекло 60 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой"
"1.3.1. в том числе суммы НДС, не принятые к вычету в прошлом налоговом периоде и подлежащие вычету в том отчетном периоде текущего налогового периода, в котором истекло 30 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой";
"15. Суммы НДС, отраженные в учете плательщика, но не признаваемые налоговыми вычетами на конец отчетного периода, из них:"
"15. Суммы НДС, отраженные в учете плательщика, но не признаваемые налоговыми вычетами на конец отчетного периода";
"15.1. суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров, подлежащие вычету в следующих отчетных периодах, в которых истечет 30 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой"

раздел II части II приложения 4 к этому постановлению изложить в следующей редакции:

Расчет прибыли к налогообложению, уменьшенной на убытки предыдущих налоговых периодов

в приложении 6 к этому постановлению:

в подстрочном примечании " 4 " к этому приложению цифры "1994" заменить цифрами "2126";

дополнить постановление приложением 11 1 (прилагается);

в приложении 16 к этому постановлению позицию

"4 Среднесписочная численность работников за календарный год, чел."

"4 Среднесписочная численность работников за отчетный период, чел.";

в приложении 24 к этому постановлению позицию

"4 Раздел 6. Описание предмета анализируемой сделки 6 "

"4 Раздел 4. Описание предмета анализируемой сделки 6 ";

дополнить постановление приложениями 39 1 и 39 2 (прилагаются);

в Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной этим постановлением:

пункт 12 дополнить частями следующего содержания:

"В разделе (части) "Другие сведения" налоговых деклараций (расчетов) по налогу на прибыль, налогу при упрощенной системе налогообложения и единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции значение показателя по строке "Среднесписочная численность работников за отчетный период, чел." определяется в порядке, установленном постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. N 92 "Об утверждении Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду".

В части "Другие сведения" налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль, которая представляется в налоговый орган по месту нахождения представительства иностранной организации, а также в налоговый орган по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство, сведения о среднесписочной численности работников за отчетный период, фонде заработной платы и суммах подоходного налога с физических лиц отражаются в ней в количестве, сумме, которые относятся к деятельности соответствующего представительства, постоянного представительства (без их дублирования).";

дополнить пункт подпунктом 15.2 1 следующего содержания:

"15.2 1 . в строке 5 отражаются операции по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемые реализацией или объектом налогообложения НДС и включаемые в общую сумму оборота по реализации при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 134 Налогового кодекса Республики Беларусь;";

дополнить пункт подпунктом 15.5 1 следующего содержания:

"15.5 1 . в строке 9:

15.5 1 .1. отражаются обороты по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, налоговые вычеты по которым включены в затраты плательщика, учитываемые при налогообложении, в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь, включая:

обороты по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов Евразийского экономического союза;

обороты по реализации товаров, указанных в части первой подпункта 27.7 и (или) части первой подпункта 27.8 пункта 27 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь, вычет сумм НДС по которым не произведен в полном объеме;

15.5 1 .2. не отражаются операции, не включаемые в общую сумму оборота по реализации при определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса, согласно подпункту 4.3 пункта 4 статьи 134 Налогового кодекса Республики Беларусь:

операции по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, при условии, что эти товары приобретены на территории иностранного государства и при их реализации не произведено исчисление НДС в бюджет Республики Беларусь;

операции по реализации работ (услуг), имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, если по таким операциям плательщиком не произведено исчисление НДС в бюджет Республики Беларусь;";

подпункт 18.9 изложить в следующей редакции:

"18.9. в строке 6.2 отражаются налоговые вычеты, переданные получателю, и (или) суммы НДС, переданные при реорганизации организации, в соответствии с пунктом 25 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь при условии, что плательщиком, передающим налоговые вычеты и (или) суммы НДС соответственно, электронный счет- фактура на передаваемые суммы не выставлялся.

В случае, если плательщиком, передающим налоговые вычеты и (или) суммы НДС соответственно, электронный счет-фактура на передаваемые суммы выставлялся:

строка 6.2 не заполняется;

уменьшаются соответствующие показатели строк 1, 1а, 1.1–1.3.1;";

абзац первый части первой подпункта 18.10 после цифр "24.14" дополнить цифрами ", 24.15";

в подпункте 18.13 слова "строки 1.3.1 и 15.1 заполняются" заменить словами "строка 1.3.1 заполняется";

часть вторую подпункта 18.15 изложить в следующей редакции:

"Показатель строки 11.1 определяется как разница показателей строк 2.1, 2.1.1 при условии, что строка 2.1.1 заполнена;";

в подпункте 18.17:

абзац второй после слова "приобретении" дополнить словом "объектов";

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"суммы НДС, предъявленные при приобретении объектов (уплаченные при ввозе товаров), в электронных счетах-фактурах по которым указаны признаки "Отложенный вычет" или "Дата наступления права на вычет.";

часть вторую исключить;

из части первой цифру "5," исключить;

в абзаце третьем части второй слова "определяется путем" заменить словами "определяется плательщиком путем";

часть третью изложить в следующей редакции:

"При применении плательщиком освобождения от НДС по товарам, ввезенным с территории государств – членов Евразийского экономического союза, в графе 5 отражаются суммы налоговой базы из строки 3 части II налоговой декларации (расчета) по НДС. Показатель графы 6 определяется плательщиком путем умножения показателя графы 5 на 20 процентов и деления на 100.";

абзацы второй и третий части пятой после слов "графы 6" дополнить словами "заполняется плательщиком и";

в части первой пункта 28 слова "пункта 11" заменить словами "пункта 1";

часть первую пункта 37 после абзаца седьмого дополнить абзацем следующего содержания:

"для табака для кальяна – 1 килограмм;";

в абзаце шестом части второй подпункта 39.3.1 цифры "1.1.2" заменить цифрами "1.2.3";

абзац второй подпункта 39.4.5 исключить;

подпункт 46.1 дополнить абзацем следующего содержания:

"заполнение строк 1.1, 2.4, 2.4.1 не является обязательным;";

дополнить пункт подпунктом 46.17 1 следующего содержания:

"46.17 1 . при наличии (установлении) ставок налога на прибыль, отличных от содержащихся в графах 4–9 раздела I части I, такие ставки отражаются в графе 10 раздела I части I;";

в подпункте 47.3 пункта 47:

слова "графы 4–7" заменить словами "графы 4–10" в соответствующем падеже;

перед частью первой дополнить подпункт частью следующего содержания:

"47.3. при наличии (установлении) ставок налога на прибыль, отличных от содержащихся в графах 4–9 раздела II части II, такие ставки отражаются в графе 10 раздела II части II.";

пункт 56 дополнить частью следующего содержания:

"В сумму дохода по графе 5 раздела I не включается сумма налога на доходы, перечисляемая в бюджет не за счет средств плательщика.";

в абзаце первом подпункта 67.3 пункта 67 слова "в строке 2 отражаются доходы, освобождаемые" заменить словами "в строке 2 отражается общая сумма доходов, освобождаемых";

дополнить Инструкцию главой 12 1 следующего содержания:

89 1 . Налоговая декларация (расчет) по экологическому налогу за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (далее в настоящей главе – налоговая декларация (расчет)) составляется по форме согласно приложению 11 1 к постановлению, утвердившему настоящую Инструкцию.

89 2 . Расчет экологического налога за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом заполняется в следующем порядке:

в графе 1 отражаются сведения о фактическом количестве нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами транзитом за налоговый период;

в графе 2 отражается фактическое расстояние транспортировки по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом за налоговый период;

в графе 3 отражается налоговая база для исчисления экологического налога за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом;

в графе 4 указывается ставка экологического налога за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом;

показатель графы 5 определяется путем деления произведения графы 3 и графы 4 на 100;

по строке "ИТОГО" графы 5 указывается итоговая сумма экологического налога за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом;

показатель строки "В том числе к доплате (уменьшению):" графы 5 должен быть меньше или равен показателю строки "ИТОГО" графы 5 и определяется путем сложения показателей строк "по акту проверки", "в соответствии с пунктом 6 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь" и "в соответствии с пунктом 8 статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь" графы 5.";

подпункт 101.4 пункта 101 изложить в следующей редакции:

"101.4. показатель строки 4 рассчитывается за период с начала года по отчетный период включительно;";

абзац второй части первой пункта 106 изложить в следующей редакции:

"пункты 5, 6 заполняются в налоговой декларации (расчете) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, представляемой за тот отчетный период, за который обнаружены неполнота сведений или ошибки или в котором изменены условия осуществления деятельности;";

подпункт 112.8 пункта 112 изложить в следующей редакции:

"112.8. показатель строки 9 заполняется нарастающим итогом с начала года, показатель строки 10 рассчитывается за период с начала года по отчетный период включительно;";

дополнить Инструкцию главой 17 1 следующего содержания:

113 1 . Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес составляется по форме согласно приложению 20 к постановлению, утвердившему настоящую Инструкцию, и включает в себя:

часть I "Расчет суммы налога на игорный бизнес в отношении игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор";

часть II "Расчет суммы налога на игорный бизнес в отношении положительной разницы между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок)";

часть III "Расчет суммы налога на игорный бизнес, подлежащей уплате в бюджет по всем объектам налогообложения";

часть IV "Другие сведения".

113 2 . Часть I состоит из двух разделов и заполняется за налоговый период без нарастающего итога с начала года с учетом следующих особенностей.

В разделе I части I отражаются сведения, необходимые для расчета суммы налога на игорный бизнес в отношении игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор. Указанные сведения подлежат отражению отдельно в разрезе каждой инспекции МНС (управления (отдела) по работе с плательщиками) по месту нахождения игорных заведений и каждого игорного заведения.

В разделе II части I отражается итоговая сумма налога на игорный бизнес, исчисленная в отношении всех игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор, независимо от административно-территориальных единиц, на территории которых располагаются игорные заведения.

113 3 . Часть II заполняется с учетом следующих особенностей:

при заполнении строки 5 значение показателя "Налоговая база" рассчитывается как разница между показателем строки 3 "Разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок)" и показателем строки 4 "Сумма налога на игорный бизнес, исчисленная в отношении всех игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор";

если показатель строки 3 имеет отрицательное или равное нулю значение либо если показатель строки 4 больше показателя строки 3, в графе "Значение показателя" строки 5 отражается "0".

113 4 . Часть III содержит расчет суммы налога на игорный бизнес, подлежащей уплате в бюджет по всем объектам налогообложения.

Значения показателей части III заполняются на основании сведений, отраженных в части I и части II налоговой декларации (расчета) по налогу на игорный бизнес.

113 5 . В части IV отражаются сведения о суммах подоходного налога с физических лиц, исчисленных с доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), фактически выплаченных (переданных, перечисленных) в налоговом периоде, в разрезе каждой инспекции МНС (управления (отдела) по работе с плательщиками) по месту нахождения игорных заведений и каждого игорного заведения.".

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Приложение 11 1
к постановлению
Министерства
по налогам и сборам
Республики Беларусь
от 03.01.2019 N 2
(в ред. постановления
Министерства
по налогам и сборам
Республики Беларусь
от 28.01.2020 N 1)

Налоги Беларуси № 15 2020

НАЛОГИ БЕЛАРУСИ № 15 (591)/2020/ 17 апреля

30-летию налоговой службы посвящается

С. ГРЕКОВА. «Самое главное — это диалог». Интервью с председателем Ассоциации налогоплательщиков Любовью МИРОНЮК

НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И КОММЕНТАРИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2020 г. № 185 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов товаров»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2020 г. № 208 «О введении ограничительного мероприятия»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 апреля 2020 г. № 27 «О регулировании цен на маски и дезинфицирующие средства»

ПИСЬМО Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26 марта 2020 г. № 2-2-10/00659 «Об учете курсовых разниц»

ПИСЬМО Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 7 апреля 2020 г. № 2-2-10/00772 «О членских взносах»

ПИСЬМО Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 7 апреля 2020 г. № 2-2-10/00775 «О разработке норм товарных потерь»

ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

С.П. ЯКУТЧИК. УСН: особенности налогообложения организаций, оказывающих услуги по перевозке пассажиров

В предложенной статье автором рассмотрен порядок налогообложения автомобильных перевозчиков — организаций, применяющих налог при упрощенной системе налогообложения, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси с использованием электронной информационной системы «Яндекс.Такси», взаимодействуя при этом с компанией «Uber ML B.V.», уполномоченной представлять данный электронный сервис.

П.К. ЗДЫБ. Случаи неправомерного принятия сумм НДС к вычету

Особое внимание налоговые органы уделяют анализу субъектов хозяйствования, которыми заявлен возврат НДС из бюджета. В представленной статье на отдельных примерах рассмотрены случаи неправомерного принятия сумм НДС к вычету, выявленные в результате камерального контроля.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

С.В. ЕСЬКОВА. Правила предварительного контроля в АИС «Учет счетов-фактур» (часть XV)

В настоящем материале автор продолжила рассмотрение заложенных в разделе «Предварительный контроль» личного кабинета субъекта хозяйствования АИС «Учет счетов-фактур» правил проведения плательщиками предварительного контроля по НДС, а именно правила контроля по карточке контроля «КК-15: Проверка обоснованности сумм налоговых вычетов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь из стран членов ЕАЭС».

ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

М.В. КОВАЛЕВИЧ. Оргмероприятия и оргвыводы. О правовых последствиях для работников при изменении структуры организации

Мероприятия по изменению своей организационной структуры и штатного расписания организации проводили и до пандемии коронавируса, и будут проводить их, когда вирус отступит. Но и тогда, и сейчас поводом для принятия подобных решений являются, говоря на языке, понятном для специалистов, причины производственного и экономического характера.
Автор настоящей статьи предлагает вернуться к рассмотрению знакомых норм в новом экономическом контексте. Впрочем, все, о чем дальше пойдет речь, будет применимо и потом, когда перед нами встанет вопрос о восстановлении нормальной эффективной работы организаций.

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

Т.Н. РЫБАК. Бухгалтерский учет хозяйственных операций с векселями

При расчетах по внешнеторговым договорам экспортеры могут принимать от нерезидентов в качестве оплаты векселя, выпущенные или авалированные банками-нерезидентами, соответствующими критериям, установленным Национальным банком Республики Беларусь.
В данной статье рассмотрены особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций с векселями.

О.Г. КОЗАРЕЗ. Учет трудовых книжек в бюджетной организации

Автором данной статьи рассмотрено отражение в бухгалтерском учете бюджетной организации хозяйственных операций, связанных с движением трудовых книжек и вкладышей к ним, а также зачислением средств, потраченных нанимателем на приобретение бланков трудовых книжек, в республиканский и соответствующие местные бюджеты.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Л.С. ЗУБКО. Введено временное государственное регулирование цен на маски и дезинфицирующие средства

В целях недопущения необоснованного роста цен и обеспечения потребительского рынка товарами Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь принято постановление от 6 апреля 2020 г. № 27, которым введено государственное регулирование цен на средства защиты органов дыхания и дезинфицирующие средства.
Подробнее о порядке формирования розничных цен на изделия медицинского назначения с учетом произошедших изменений можно узнать, прочитав статью.

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

А.А. МИХАЙЛОВ. Продиктовано пандемией: особенности внешнеэкономической деятельности

С целью создания необходимых условий по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, а также в целях обеспечения потребностей населения и создания необходимых условий для субъектов хозяйствования в условиях пандемии государствами принимаются правовые акты, в том числе устанавливающие особенности осуществления внешнеэкономической деятельности. Не является исключением и наша страна. В то же время при совершении внешнеэкономических операций белорусским субъектам хозяйствования необходимо руководствоваться как положениями актов, составляющих право Евразийского экономического союза, так и законодательством Республики Беларусь.

Автором статьи рассмотрены положения вновь принятых документов более подробно.

ЮРИДИЧЕСКОЕ БЮРО

М.А. РЖЕУТСКАЯ. Определяем размер государственной пошлины при обращении в суд

Многие субъекты хозяйствования периодически сталкиваются с необходимостью обратиться в суд для защиты своих прав и интересов. Для того чтобы исковое заявление, подаваемое в суд, было рассмотрено, необходимо в полном объеме и надлежащим образом уплатить государственную пошлину.
В представленной статье автором приведен пошаговый алгоритм расчета государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в суд.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Справочная информация для бухгалтера

Календарь респондента на апрель 2020 года

Информация об изменениях, внесенных в формы централизованных государственных статистических наблюдений и в указания по их заполнению, утвержденные на 2020 год

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.

Налоги Беларуси № 18 2020

НАЛОГИ БЕЛАРУСИ № 18 (594)/2020/ 15 мая

НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ

С. ГРЕКОВА. В республике начали действовать новые правила по микрозаймам

С 27 апреля 2020 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов». Документ направлен на совершенствование порядка осуществления деятельности по регулярному предоставлению и привлечению займов, а также усиление защиты прав потребителей услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями. О новациях Указа № 394 и нормах соответствующих нормативных правовых актов, принятых в целях его реализации, рассказал в ходе онлайн-брифинга начальник Главного управления регулирования некредитных финансовых организаций Национального банка Республики Беларусь Дмитрий НАБЗДОРОВ.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И КОММЕНТАРИИ

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2020 г. № 2-2-2/00934 «О нормах Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143»

ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

С.И. НОВИКОВА. Вознаграждения банков при взаимодействии с АИС ИДО: есть ли льгота по НДС?

С 1 января 2020 г. в Республике Беларусь введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система исполнения денежных обязательств — АИС ИДО. В представленной статье автор разъясняет, подлежат ли освобождению от НДС вознаграждения банка, полученные в рамках обслуживания счетов клиентов и взаимодействия с АИС ИДО.

М.Ф. КАРЕДИНА. Единый налог на вмененный доход: отдельные вопросы применения

В данной статье автором рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся осуществления организациями отдельных видов деятельности и возникновения (отсутствия) при этом обязанности начать применение единого налога на вмененный доход.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

Ю.В. БУТЬКО. Контролируемые сделки с недвижимостью: источники информации о рыночных ценах

Реализуя или приобретая недвижимое имущество, организациям следуют принимать во внимание, что такие сделки могут быть отнесены к категории сделок, подлежащих контролю на предмет соответствия цен, примененных организацией, рыночным ценам. На практике часто возникают вопросы, какими источниками информации необходимо пользоваться, чтобы определить, соответствует ли цена, по которой организация реализовала или приобрела недвижимое имущество, рыночной цене. В представленной статье автор разъясняет указанные вопросы на конкретных примерах.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

О.И. ДЕДЮЛЯ. Механизмы ограничения в посещении игорных заведений

В Республике Беларусь в целях минимизации негативного воздействия азартных игр на население принят ряд мер: введен механизм ограничения в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх, который реализуется через самоограничение, ограничение по решению и по определению суда; введены ограничения по месту расположения игорных заведений, а также возрастные, рекламные ограничения. В статье автор подробно рассматривает механизмы ограничения в посещении игорных заведений.

ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

М.В. КОВАЛЕВИЧ. По разрядам и по полочкам. Что изменяется в трудовых отношениях с работниками, чьи профессии прежде не тарифицировались?

16 марта 2020 г. Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь принято постановление № 30 «Об изменении постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Документом введены разряды в отношении некоторых профессий, не тарифицированных прежде. В частности, корректировки затронули профессии рабочих. Даже с учетом того, что профессий рабочих, чей труд наиболее широко используется экономическими субъектами, в принятом документе упомянуто немного (среди них грузчик, уборщик территорий, оператор копировально-множительных аппаратов и др.), все же хочется, чтобы наниматели понимали, каких действий от них требуют шаги, предпринятые Министерством труда и социальной защиты — регулятором в сфере трудовых отношений. А потому в статье перечислены произошедшие изменения и найдены ответы на некоторые вопросы, возникающие у руководителей организаций в подобных ситуациях.

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики»
в части выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики»
в части вопросов регулирования трудовых отношений

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2020 г. № 131 «О материальном стимулировании работников здравоохранения»

Министерство здравоохранения Республики Беларусь дает ответы на типичные вопросы применения положений Указа Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2020 г. № 131 «О материальном стимулировании работников здравоохранения»

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

С.А. КЛЕВАНОВИЧ. Расходы на питание в бюджетных организациях: особенности учета


В настоящем материале рассмотрены особенности учета расходов на организацию питания и учета продуктов питания в бюджетных организациях.

В.В. РАКОВЕЦ. Учет в условиях пандемии: отражаем отдельные виды затрат

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 так или иначе сказывается на деятельности многих субъектов хозяйствования. В неблагоприятной эпидемиологической ситуации в силу различных причин некоторые организации прекращают либо временно приостанавливают производство продукции и реализацию товаров. Многие организации продолжают осуществление своей деятельности, но при этом несут нехарактерные затраты и убытки.
В данной статье автор на примере конкретной ситуации рассмотрел порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете отдельных видов затрат, связанных с процессом производственно-хозяйственной деятельности организации в условиях пандемии.

РЕВИЗИЯ И КОНТРОЛЬ

Б.И. АЛЬТЕРМАН. Типичные нарушения в сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси

В представленной статье автор с целью профилактики и недопущения субъектами предпринимательской деятельности нарушений в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси рассматривает типичные нарушения, выявляемые налоговыми органами в результате проверок деятельности лиц, оказывающих услуги по перевозке автомобилями-такси, и применяемые меры ответственности за данные нарушения. Анализ распространенных нарушений законодательства будет особенно актуален для субъектов предпринимательской деятельности, решивших впервые заняться таким видом деятельности, как автомобильная перевозка пассажиров автомобилями-такси.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Г.И. КЕВРА. Регулирование цен в сфере образования

Автором данной статьи подробно рассмотрено формирование регулируемых цен в сфере образования.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Справочная информация для бухгалтера

Календарь респондента на май 2020 года

Информация об изменениях, внесенных в формы централизованных государственных статистических наблюдений и в указания по их заполнению, утвержденные на 2020 год

Налоговая система Белорусской Республики была сформирована на классических принципах налогообложения.

Налоговый Кодекс БР включает в себя 2 части: общую и особенную. Первая часть была принята и утверждена 19 декабря 2002 года. В ней прописывается, что налоговое законодательство включает в себя законодательные акты Налогового Кодекса и международных переговоров, а также акты Президента и органов государственной и местной власти.

В общей части Налогового Кодекса прописываются основные термины и понятия относительно налогообложения в Беларуси.

Об уровне жизни в Беларуси подробнее здесь.

Налоговый кодекс Беларуси

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь введена в действие 1 января 2004 г.

Спустя 7 лет после утверждения общей части правительством была утверждена особенная часть Налогового Кодекса, которая включается в себя описание всех налогов и сборов в Республике Беларусь. Особенная часть была принята 29 декабря 2009 года.

Классификация налогов в Беларуси:

  1. Местные.
  2. Республиканские.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

НДС

Ставка НДС в Беларуссии

  • 20% – общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% – ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на прибыль

Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

  1. Производство высокотехнологических товаров – 12%.
  2. Дивиденды – 12%.
  3. Производство лазерной и оптической техники – 10%.

Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

Налог на прибыль

Налог на прибыль в Белоруссии в сравнении с другими странами

Подоходный налог с физлиц

Подоходный налог оплачивается гражданами с ежемесячной зарплаты. Налог формирует почти 10% государственного бюджета Белорусской Республики.

Кроме этого, если у человека имеются вклады в финансовых учреждениях или банках, то он обязан платить налог на депозит. Размер налогового взноса равен 13% от дохода, полученного от депозита.

Расчёт налоговой ставки зависит от вида деятельности человека. Так если резидент РБ получает дивиденды, то он обязан выплачивать 13%. Доход от предпринимательской, адвокатской или нотариальной деятельности облагается сбором в размере 16%. Единая ставка подоходного налога для физических лиц на все остальные виды деятельности – 13%.

Подоходный налог обязаны выплачивать также лица, сдающие в аренду квартиры и дома с целью получения дохода.

Короткий видеоролик о налогах в Беларуси

Размер ставки за сдачу квартиры зависит от области и города.

Таблица: размер налога за сдачу квартир

Город Размер налоговой ставки (выражено в белорусских рублях)
Брестская область
Брест 29.0
Барановичи 21.5
Пинск 21.5
Города районного подчинения 10.7
Другие территории 7.5
Витебская область
Витебск
Центральная зона 27.0
Переходная зона 26.0
Города областного подчинения 10.0
Орша 15.0
Полоцк 15.0
Другие территории 8.0
Гомельская область
Гомель От 29.20 до 30.20
Жлобин 22.20
Мозырь 22.20
Речица 22.20
Светлогорск 22.20
Калинковичи 12.60
Рогачев 12.60
Другие территории 11.20
Гродненская область
Гродно 28.20
Волковыск 18.00
Лида 18.00
Новогрудок 18.00
Слоним 18.00
Сморгонь 18.00
Другие города Гродненской области 13.00
Минская область
Жодино 15.30
Другие города 15.00
Могилёвская область
Могилев 27.20
Бобруйск 23.30
Горки 15.50
Кричев 15.50
Осиповичи 15.50
Другие города 11.70
Минск по зонам
1 планировочная 30.50
2 планировочная 25.50
3 планировочная 21.50
4 планировочная 21.50
5 планировочная 17.50

Налоги с физлиц

Налоги, взимаемые с физических лиц

Вычеты подоходного налога

Стандартным налоговым вычетом называется сумма, на которую уменьшается подоходный налог. Вычеты – это льготы на подоходный налог, воспользоваться которыми могут такие граждане РБ, как:

  1. Резиденты РБ с ежемесячным окладом ниже установленного предела (563 белорусских рублей). Возврат подоходного налога составляет 93 белорусских рублей.
  2. Родитель, воспитывающий ребёнка до 18 лет в одиночку. Вычет – 52 белорусских рублей.
  3. Родители, на иждивении которых находится больше 2 детей. Возвращается 52 белорусских рублей.

Налоговый сбор на недвижимость

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

Объекты, подлежащие налогообложению:

  1. Квартиры.
  2. Комнаты в собственности.
  3. Гаражи.
  4. Места для парковки машин.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Плательщики налога на недвижимость

Кто обязан платить налог на недвижимость в Республики Беларусь

Согласно закону, человек имеет право выбирать, за какую недвижимость он будет платить налог. Для этого необходимо написать заявление в налоговую инспекцию. Если заявление человек не напишет, то облагаться сбором будет та недвижимость, которая первой появилась в собственности у резидента БР.

От уплаты налога освобождаются:

  1. Многодетные семьи (больше 3 детей).
  2. Ветераны ВОВ.
  3. Люди пенсионного возраста.
  4. Нетрудоспособные резиденты РБ.
  5. Особы с 1 и 2 группами инвалидности.

Недвижимость, которая находится в сельской местности налоговыми платежами, не облагается.

Налог на недвижимость обязаны платить все лица, которые используют недвижимость для предпринимательской деятельности.

Налоговая ставка равна 0,1 процента от полной стоимости недвижимости. Уплата сбора осуществляется через банк, почту или налоговую инспекцию до 15 ноября каждого года.

В Белорусской Республике также имеется налог на прибыль от продажи недвижимости, но здесь есть свои нюансы. Чтобы их лучше понять, нужно рассмотреть ситуацию на примере. В этой стране налога на наследство нет, поэтому даже если человек получил квартиру или дом в наследство, то ему ничего платить не придётся.

Структура налоговых поступлений

Доля налогов на недвижимость в общей массе налоговых поступлений составляет 5%

Если он эту квартиру или дом (или какую-нибудь другую недвижимость) захочет продать в первый раз, то он также не уплачивает никаких налогов. Но если резидент РБ продаёт второй объект недвижимость на протяжении 5 лет, то он обязан выплатить государству подоходный налог с его продажи. Размер налога равен 13 процентам от суммы разницы между ценой приобретения недвижимости и её продажи.

Например: человеку достался в наследство дом (или он сам его купил) за 50 000 долларов, а продал он его за 60 000 долларов, это означает, что 13% от 10 000 долларов человек оплачивает в госбюджет.

Узнайте, как получить паспорт Беларуси, здесь.

Земельный налог

Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.

Таблица: налоговые ставки земельного налога

Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях)
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72
Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости

Земельный налог в Беларуси

Как рассчитывается земельный налог в Республике Беларусь

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  2. Хранение или захоронение отходов производства.
  3. Сброс сточных вод.

Налоговый взнос на добычу природных ресурсов

Налогами облагаются такие виды деятельности, как:

  1. Добыча калия.
  2. Добыча нефти.

Не облагается налогами:

  1. Добыча нефтяного попутного газа.
  2. Добыча песка.
  3. Добыча грунта.
  4. Добыча подземных и поверхностных вод.

Налоги на добычу природных ресурсов регламентируются гл. 20 НК РБ

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

  • 15% – передача международным организациям.
  • 20% – выдача копий простых и переводных векселей.

Если вы думаете некоторое время пожить в Беларуси, прочтите, как оформить ВНЖ в этой стране.

Читайте также: