Подоходный налог впервые был введен в какой стране

Опубликовано: 14.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

Современная налоговая система России немыслима без налога на доходы физических лиц. Это один из немногих налогов, имеющий богатую историю. В преддверии стремительно приближающейся даты сдачи налоговой отчетности, предлагаем вам ненадолго отвлечься и совершить небольшое путешествие по страницам истории налога на доходы физических лиц и вспомнить, с чего все началось.

С чего все началось

Древним предком данного налога можно считать дань. Она представляла собой платеж, взимаемый князем, военачальниками или победителями с побежденного племени. Дань собиралась весной и зимой двумя способами: «повозом» - когда ее привозили к князю, и «полюдьем» - когда князь или его дружина сами ездили за ней.

По сути, дань была эдаким предналогом, плательщики которого были абсолютно бесправны, чем, конечно же, активно пользовались ее сребролюбивые получатели. Так, Н.М. Карамзин писал, что однажды великий князь Игорь, недовольный размером только что собранной с древлян дани, вернулся и начал собирать ее по второму кругу. (Правда, эта история закончилась для князя весьма печально: разгневанные древляне убили Игоря со всей его дружиной, но наш рассказ не об этом.) Нам с вами повезло, что мы живем в более светлые и прогрессивные времена, не правда ли?

Помимо дани можно вспомнить взимаемое с семейного хозяйства подворное обложение, а также подушную подать, которой облагались мужчины из числа крестьян и посадских людей независимо от возраста.

История становления самого налога в России начинает свой отсчет с 11 февраля 1812 года. Именно тогда был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов», вводивший временный сбор с помещичьих доходов.

Ставки этого сбора имели прогрессивный характер. При этом каждый сам определял уровень своего дохода, а со стороны государственных органов не было никакого контроля за правильностью исчисления дохода плательщиком.

В Манифесте даже было специально оговорено, что не допускаются какие-либо доносы на утайку доходов или неправильное их указание. Сдается нам, что многие нынешние налогоплательщики не прочь и сегодня применить такой режим…

Однако мечты - мечтами, а на практике в таком виде налог на доходы физических лиц просуществовал недолго, что и неудивительно, ведь рассчитывать на правосознание налогоплательщиков при отсутствии должного контроля и ответственности не стоит. И вскоре о дальнем предшественнике НДФЛ все благополучно забыли.

В начале 1905 года поДОХОДный налог (или подоходная подать, как ее называл В.И. Даль, понимающий под этим понятием соразмерную доходам каждого подать, ценс – прим. автора) вновь напомнил о себе и стал предметом жарких дискуссий, продлившихся не один год. И вот, наконец, 6 апреля 1916 года с легкой руки Николая II, повелевшего «Быть по сему», Закон «О государственном подоходном налоге» (которым и было утверждено знаменитое Положение о государственном подоходном налоге) получил путевку в жизнь. Кстати, подобные налоги во многих европейских странах появились гораздо раньше: в Англии – в 1842 году, в Пруссии в 1891 году, во Франции в 1914 году.

В соответствии с Положением о государственном подоходном налоге (далее – Положение) субъектами обложения являлись как физические, так и юридические лица. Причем в числе первых были как российские, так и иностранные подданные, проживающие в Российском государстве свыше одного года (можно сказать - первые нормы о налоговых резидентах).

Интересный факт: по общему правилу члены семьи, имеющие самостоятельные источники дохода, облагались отдельно от главы семьи. Однако если доходы от таких источников поступали в распоряжение или пользование главы семьи, или если в законе была установлена общность имущества супругов, то они причислялись к доходу главы семьи.

Положение закрепляло широкий круг объектов государственного подоходного налога и предусматривало, что он взимается с полученного дохода независимо от его формы и источника.

Не облагались налогом наследственные и дарственные получения; страховые вознаграждения; доходы, получаемые от приобретения и отчуждения всякого рода имуществ, если они осуществляются не в целях спекуляции; неустойки по договорам; выигрыши по процентным бумагам и т.д.

Государственный подоходный налог имел прогрессивную шкалу, состоящую из нескольких десятков разрядов, для каждого из которых устанавливался свой размер дохода и размер платежа. В пересчете на проценты ставки составляли от 7% до 12%. Для плательщиков с невысоким уровнем доходов были предусмотрены льготы при наличии иждивенцев свыше двух или по болезни.

Стоит упомянуть, что в тот период был установлен необлагаемый прожиточный минимум, согласно которому от подоходного налога освобождались лица, имеющие годовой облагаемый доход ниже 850 рублей. Это автоматически вывело из-под его действия все крестьянство, и налог касался в основном лишь наиболее зажиточных слоев населения.

В Положении о государственном подоходном налоге также предусматривались подробные правила составления и представления налогоплательщиками заявления о доходах налогоплательщика, их проверки участковыми присутствиями, ответственность налогоплательщика. Был детально урегулирован порядок обжалования налогоплательщиком постановлений финансового органа, установлены подведомственность, сроки и процедура рассмотрения таких жалоб.

Одной из особенностей того периода было то, что декларации, в основном, отправлялись в запечатанных конвертах по почте. Однако сведения о доходах можно было сообщить и устно соответствующим должностным лицам, которые заверялись письменно налогоплательщиком, а в случае его безграмотности подписями доверенных лиц и чиновников.

Начало введения государственного подоходного налога было намечено на 1917 год, но из-за Февральской революции он стартовал годом позже.

После Февральской революции пришедшее к власти Временное правительство 12 июня 1917 года приняло Постановление «О повышении окладов государственного подоходного налога», которым были изменены основания для взимания налога, и увеличен до 1000 рублей необлагаемый минимум. Была разработана очень подробная ведомость доходов и окладов налога из 89 разрядов, включавшая в себя доходы от 1 тысячи до 400 тысяч рублей. Низшая ставка налога составляла 1%, а высшая – 33%. А доход, превышавший 400 тысяч рублей, облагался в размере 120 тысяч рублей с прибавлением к этой сумме по 3050 рублей на каждые полные 10 тысяч рублей сверх 400 тысяч рублей.

Вдогонку к вышеуказанному документу, 12 июня 1917 года было принято Постановление «Об установлении единовременного налога». В сущности это был тот же самый подоходный налог, отличавшийся только характером, назначением и особенностями взимания. Единовременным налогом должны были облагаться плательщики, имевшие годовой доход свыше 10 000 рублей, предельная же ставка такого подоходного налога была поднята до 30,5%.

В первой половине 20-х годов налог успел приобрести двойное название «подоходно-поимущественный», при этом он взимался отдельно с дохода и отдельно с имущества; был объединен с общегражданским, трудгужналогом, квартирным налогом и налогом с лиц, нанимающих домашнюю прислугу и, в завершение, очередным Положением был преобразован в подоходный налог, который взимался по прогрессивным ставкам и дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие; работники искусств; лица, занимающиеся частной практикой; лица, имеющие доходы от работы не по найму.

Следующие 20 лет запомнились ростом ставок налога и изменением порядка его исчисления, а также увеличением нагрузки на лиц, получающих нетрудовые доходы.

Одним из ключевых моментов в «карьерном росте» налога на доходы физических лиц было издание Указа Верховного Совета СССР от 30.04.1943 «О подоходном налоге с населения», действовавшего затем в течение многих лет. В соответствии со ст. 1 Указа подоходным налогом облагались рабочие и служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане, имевшие сельскохозяйственные участки в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР.

Указ существенно расширил круг лиц, чей доход не подпадал под обложение данным налогом. Ставки налога были прогрессивными и различались в зависимости от уровня дохода, профессии и рода занятий налогоплательщиков. Они состояли из твердой суммы и процента от превышения установленного размера. Налог уплачивался четыре раза в год: 15 марта, 15 мая, 15 августа, 15 ноября.

В Указе были установлены порядок обложения заработка, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, порядок учета налогоплательщиков и их доходов, ответственность за нарушения его положений. Был введен срок давности, согласно которому плательщики, своевременно не обложенные налогом, привлекаются к налогу не более чем за два предшествующих года.

С 1960 года постепенно повышался необлагаемый минимум заработной платы рабочих и служащих, и уменьшались ставки налога по этим доходам. Однако, опомнившись, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 22 сентября 1962 года перенес сроки дальнейшего освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы до лучших времен.

И, наконец, очередной виток в истории НДФЛ связан с изданием Закона РСФСР от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге» (далее - Закон N 1998-1). Основная отличительная черта этого Закона – это переход к исчислению подоходного налога со всех категорий плательщиков, исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась.

Плательщиками подоходного налога признавались граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР.

Налогом облагался весь совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитывались по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным рыночным ценам на дату получения дохода.

Кроме того, был особо урегулирован порядок представления деклараций о доходах: был значительно расширен круг лиц, которым надлежало представлять декларацию налоговым органам.

А что сейчас?

Принятие главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и введение ее в действие с 1 января 2001 года ознаменовало новый, современный этап в развитии налогообложения в России. Изменилось название налога – теперь он стал называться налогом на доходы физических лиц (хотя многие по традиции называют его по-прежнему подоходным). Важным моментом стал переход на «единую» ставку, не зависящую от уровня дохода, а также введение института «резидентства». Под налоговыми резидентами РФ понимаются физические лица (в том числе и иностранцы), которые находились на территории страны не менее (строго) 183 дней за 12 предшествующих месяцев.

Сейчас ставки НДФЛ варьируются в зависимости от статуса резидента и источников получения доходов и составляют:

13% - по доходам, получаемым в России и за ее пределами физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами;

9% - по доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;

30% - по доходам, получаемым в России физическими лицами, являющимися налоговыми нерезидентами;

35% - от стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг; процентных доходов по вкладам в банках; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств

.

К слову сказать, установленные в нашей стране ставки НДФЛ – одни из самых низких в мире. К примеру, в Австралии размер налога на доходы физических лиц достигает - 17-47%, в Бразилии - 15-27,5%, Великобритании - 0-40%, Германии - 14-45% (0%, если годовой доход ниже 7834 Евро (2009 год), Испании - 24-43%, Италии - 23-43%, Китае - 5-45%, Чехии - 15%, США - 15-35%, и даже в Украине - 15%.

Сейчас НДФЛ является - после налога на добавленную стоимость и налога на прибыль - основой доходной части бюджетов субъектов РФ и еще (в большей степени) местных бюджетов. И это не просто слова, статистика говорит сама за себя. К примеру, в 2009 года, по данным ФНС России, из 6798,1 млрд. рублей, поступивших в консолидированный бюджет субъектов РФ налогов и сборов, на долю налога на доходы физических лиц приходится 1665 млрд. рублей.

При этом львиная доля доходов поступает в столичный бюджет. Это связано с тем, что многие жители российских городов ежедневно устремляются в Первопрестольную в поисках лучшей жизни. Здесь они устраиваются на работу, получают заработную плату, а их организации-работодатели, будучи налоговыми агентами, перечисляют НДФЛ с выплаченных иногородним сотрудникам сумм в московский бюджет. В итоге региональные и местные бюджеты не досчитываются огромных средств…

Чтобы как-то изменить ситуацию, в 2001 году Московская, Ленинградская и Тверская области приняли совместное участие в интересном эксперименте по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами на территории этих трех регионов, имеющих между собой общие границы. Но, к сожалению, этот эксперимент не получил дальнейшее продолжение и так и не был облечен в форму федерального закона. А потому вопрос о введении системы уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщика остается актуальным и по сей день.

Несмотря на то, что с момента установления налога на доходы физических лиц минуло девять лет, он по-прежнему с завидной регулярностью претерпевает те или иные коррективы. В числе последних следует отметить Приказ Минфина России от 29 декабря 2009 года N 145н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения» и Приказ ФНС России от 22.12.2009 N ММ-7-3/708@ «О внесении изменений в Приказ ФН России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@», внесший изменения в приложение «Справочник» к форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год».

На подходе еще несколько документов. В частности, на рассмотрение Госдумы поступил законопроект о внесении изменений в главу 23 НК РФ в части возвращения к прогрессивной шкале НДФЛ. Предлагается установить следующие ставки налога при наличии зарплаты и других доходов физических лиц:

∙ на уровне общефедерального минимального размера оплаты труда и меньше (4330 рублей в месяц, 52 тысячи рублей в год) - 10% от налогооблагаемой базы, то есть ниже действующей ставки на 3%;

∙ от 52 001 рубля до 600 000 рублей в год - сохранить в размере 13%;

∙ от 600 001 рубля до 1 400 000 рублей – 15%;

∙ от 1 400 001 рубля до 1 800 000 рублей в год – 18%;

∙ свыше 1 800 001 рубля – 20% с налогооблагаемой базы.

По мнению авторов законодательной инициативы, это поможет поддержать работающих граждан, имеющих месячный доход на уровне минимального размера оплаты труда и ниже в условиях финансово-экономического кризиса.

Еще один законопроект касается выплачиваемых гражданам дивидендов. Предлагается облагать доходы от долевого участия по ставке 13%, а не по действующей сейчас 9%-ной ставке.

Парламентарии считают, что «стандартная» 13%-ная ставка налога и так очень низкая, а потому применение в отношении дивидендов еще более низкой 9%-ной ставки не соответствует принципам всеобщности и равенства налогообложения.

Найдут ли эти изменения отклик у парламентского большинства – покажет время. Очевидно лишь одно – налог на доходы физических лиц, как один из старейших налогов с многовековой историей, в ближайшее время будет действовать, и, поскольку касается он нас всех, забывать ни о нем, ни об изменениях, которые с ним происходят, никак нельзя.

Желаем вам в связи с этим всегда быть в курсе событий и внимательно следить за дальнейшей судьбой «нашего» налога!

Краткое содержание:

Налог на доходы физических лиц впервые ввели в Великобритании в 1799 году. Автором идеи был премьер-министр Великобритании Уильям Питт Младший. Он предложил взимать в пользу государства по 2 шиллинга за каждый фунт прибыли. Страна крайне нуждалась в дополнительных средствах во время Наполеоновских войн. Налог отменили в 1816 году, но в 1842-м восстановили на постоянной основе.

В СССР был введен декретом от 16 ноября 1922 под общим названием подоходно-поимущественного налога, который в 1924 был преобразован в подоходный налог. В Российской Федерации взимается подоходный налог с физических лиц, а также налог на прибыль.

Подоходный налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.

История

Главным преимуществом подоходного налога является то, что он, больше чем какой-либо другой налог, сообразуется с платежеспособностью налогоплательщика.

Однако необходимыми условиями для введения подоходного налога были:

  • напряжённость обложения широких масс населения, делающая возможным дальнейшее увеличение государственных доходов лишь за счёт усиления обложения имущих классов;
  • определённый уровень экономического развития, приводящий к сильной концентрации доходов, благодаря чему становится особенно выгодным прогрессивное налогообложение;
  • достаточно развитая «налоговая мораль» населения (поскольку уклониться от уплаты подоходного налога легче, чем от уплаты других видов налогов);
  • достаточная техническая подготовленность налоговых органов;.

Поэтому вплоть до конца XIX века основными в большинстве стран оставались косвенные налоги и налоги на имущество.

Первая попытка ввести подоходный налог была предпринята в Англии в 1449 году королём Генрихом VI. Она привела к восстанию в графстве Кент, в ходе которого были разграблены 12 богатейших поместий правящей династии и убиты десятки баронов и герцогов. В результате главный сборщик налогов был казнён, а налог был отменён.

В 1472 английский король Эдуард IV добился от парламента введения 10-процентного подоходного налога, чтобы нанять 13 тысяч лучников. Но англичане отказывались его платить и противодействовали сборщикам налога. Королевский министр финансов спешно отменил налог.

В 1641 г. английский парламент принял закон, согласно которому дворяне платили подушный налог (от £100 в год для герцога до £10 для сквайра), а недворяне — подоходный (5 % в год). Однако недворяне отказывались его платить: через месяц министерство финансов направило королю отчёт, в котором призналось, что собрало лишь 0,2 % месячного плана, а пятая часть сборщиков получили сильные травмы тяжелыми предметами и отказались работать. В итоге подоходный налог был отменён с формулировкой: «Не подходит для Англии».

В 1799 г. в связи с войной с Францией в Великобритании был введён временный подоходный налог со ставкой в 10 % со всех доходов, превышающих £200 в год, с пониженной ставкой для доходов от £60 до £200 в год и налоговым освобождением для тех, кто получал меньше £60 в год. В 1816 году этот налог отменили, но в 1842 г. восстановили и он стал постоянным.

В других странах подоходный налог был введён значительно позже, в конце XIX—XX века.

В России подоходный налог был введён в связи с Первой мировой войной. 13 мая 1916 года Совет министров Российской империи утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором». В связи с ним новым налогом облагались:

  • предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основной или его заменяющий капитал и превышала, притом, среднюю сумму прибылей, полученных в 1913 и 1914 годах;
  • подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916 и 1917 годы составила не менее двух тысяч рублей в год и превысила не менее чем на 500 рублей среднюю сумму прибылей, полученных в 1912 и 1913 годах;
  • лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учётных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями и их заместители, если полученное ими за службу в 1915 или в 1916 годах жалование и другие виды вознаграждения не менее чем на 500 рублей в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912 и 1913 годах.

Постановлением Временного Правительства от 12 июня 1917 года эти положения были частично видоизменены. Была разработана очень подробная ведомость доходов и окладов подоходного налога из 89 разрядов, включавшая в себя доходы от одной тысячи рублей до 400 тысяч рублей. Низшая ставка зафиксированной в ведомости суммы налога составляла 1 %, высшая — 33 %. Однако в связи с Октябрьской революцией введение этой системы на практике не произошло. Реально подоходный налог был введён в России уже при Советской власти[3].

Особенности исчисления и взимания

В зависимости от системы обложения различают глобальный и шедулярный подоходный налог. В первом случае облагается налогом доход в целом за вычетом установленных законом скидок и льгот.

Шедулярный подоходный налог уплачивается по разделам (шедулам), соответствующим различным источникам доходов, и состоит из основного и дополнительного. Основной налог является пропорциональным, а дополнительный — прогрессивным.

Глобальный подоходный налог имеет гораздо большее распространение.

Ставки подоходного налога строятся, как правило, по сложной прогрессии.

Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц согласно статье 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения (статья 209 НК РФ) признаётся доход, полученный налогоплательщиками:

от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы (статья 210 НК РФ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговый период регламентируется статьёй 216 НК РФ и составляет календарный год. Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Основная налоговая ставка — 13 %. Применяется в том числе для доходов:

от занятия преподавательской деятельностью и проведения консультаций;

от продажи или сдачи в аренду транспортного средства;

от продажи или сдачи в аренду недвижимости;

от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов;

от выигрышей в лотерею и т. д.

Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам:

35 %: в случае если

стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, более 4000 рублей;

процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 5 пунктов, по рублёвым вкладам и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;

суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заёмных (кредитных) средств в части превышения определённой суммы[8], за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитами, фактически израсходованными на новое строительство либо на приобретение жилого дома, квартиры или долей.

получение дивидендов до 2015 года;

получение процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;

получение доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

для нерезидентов в отношении дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

относится к налоговым нерезидентам Российской Федерации.

Юрист и депутат Вячеслав Марков объяснял ставку налога следующим образом:

— Вы можете установить любую ставку, но люди не заплатят больше того, что они готовы заплатить. Первый вопрос: откуда взялась цифра 13 %? Что это? Кому-то понравилась цифра тринадцать? — Нет! — 12 % подоходного налога плюс 1 % пенсионного фонда, это то, что было эффективной ставкой собираемости, то есть эту ставку установили, как ту, что люди платили — исключительно на основе обобщений.

— Дебаты Вячеслава Маркова и Владимира Жириновского в 2011, Россия-24.

В тот период похожей концепции придерживался и министр финансов Антон Силуанов, он считал, что в России 2010-х годов не имеет смысла поднимать ставку НДФЛ выше 13 %, так как состоятельные граждане найдут способы ухода от дополнительных налогов, например, они могут вывести деньги из страны.

За введение с 1 января 2001 года вместо прогрессивной плоской шкалы подоходного налога голосовали фракции: Единство, ЛДПР, Отечество — Вся Россия, Союз правых сил, КПРФ, Яблоко и группы: Регионы России, Народный депутат, Агропромышленная депутатская группа.

В феврале 2019 года президент России Владимир Путин распорядился освободить от уплаты НДФЛ участников программ «Земский доктор» и «Земский учитель».

Федеральный подоходный налог в США

Впервые подоходный налог в США был введён во время Гражданской войны, в 1861 г. В июле 1861 года была плоская шкала подоходного налога: три процента на любой доход свыше 800 $ в год. Позже, в 1862 году, была введена прогрессивная шкала: нижняя граница дохода опустилась до 600 $, налог на доход между 10 000 $ и 50 000 $ в год повышался до пяти процентов, а налог на доход более 50 000 $ год устанавливался в семь с половиной процентов, хотя позже последняя ставка была отменена.

Подоходный налог был отменён в 1872 году. В 1894 году вмешательство Партии популистов (англ.) русск. Вновь создало предпосылки для краткосрочного введения подоходного налога, однако в том же году он был признан неконституционным и отменён — до тех пор, пока в 1913 году не была принята Шестнадцатая поправка к Конституции США.

До 1913 года акцизы и таможенные пошлины составляли около 90 % доходов Федерального казначейства США, но в 1916 году суммарная доля подоходного налога, взимаемого с физических лиц, и налога на доходы корпораций равнялась уже 16 %, а к 1920 году возросла почти до 60 %.

Федеральный подоходный налог, установленный Налоговым кодексом США (Internal Revenue Code), достаточно прогрессивен: по меньшей мере первые 8950 $ дохода не облагаются федеральным подоходным налогом (17 900 $ для супружеских пар в 2008 году), налоговые ставки варьируются от 10 % (со следующих 8025 $ облагаемого дохода в 2008 году) до 35 % (на доходы выше 357 700 $), однако разнообразные вычеты из облагаемого налогом дохода (ипотечные проценты, налоги на недвижимость, образование и прочие) могут значительно уменьшить налоговое бремя для многих представителей среднего и верхнего среднего классов, особенно для домовладельцев со значительным ипотечным долгом.

Размер подоходного налога по странам мира

Австралия 19—45 % (0 %, если годовой доход ниже 18 200 австралийских долларов [2018 год]), 2 % медицинский налог

Австрия 36,5—50 % (0 %, если годовой доход ниже 11 000 евро (2011 год), 25 % на доходы с капитала

Подоходный налог по историческим меркам — явление очень новое: большинство цивилизованных стран стало его применять по отношению к широким массам населения лишь в XX веке. До этого он, как правило, был мерой чрезвычайной, порождением военного времени.

Краткая история налоговых инноваций

Логика развития системы налогообложения такова: сдвиг от добровольных пожертвований к обязательным платежам, за которым последовал переход от примитивных сборов, например платы за проезд по мосту, к взиманию косвенных налогов типа акцизов, а затем от сбора косвенных налогов к сбору прямых, к которым и относится подоходный налог.

Из налогов на население первым возник подушевой. Такой налог может неплохо работать только в обществах, где уровень благосостояния всех членов примерно одинаков. Когда же социальная дифференциация сильна, для одних подушевой налог превращается в насмешку, а для других становится непосильным. И он мутировал — превратился в классовый: ставка стала зависеть от сословия плательщика. Социальная справедливость нарушалась и потому, что возникали многочисленные исключения. Освобождать от уплаты подушевого налога начали еще в Древнем Риме. В Средние века привилегии выторговывали себе знатные люди и духовенство. Во Франции система дошла до абсурда: освобождение от налога можно было купить.

Постепенно к подушевому налогу добавляется налог на собственность, а когда налог на собственность начинает относительно эффективно работать, подушевой отмирает. Изначально собственность — это недвижимость, в первую очередь земля. Затем к ней добавляются другие активы, но потом тенденция переворачивается, и в большинстве стран налог на собственность снова сводится к налогу на землю. Однако исключения были: в Англии XVIII века, например, существовали налоги на слуг, кареты, лошадей, собак и парики.

В теории налогообложения считается, что налоги должны быть справедливыми, то есть налоговое бремя должно коррелировать со способностью платить. С этой точки зрения концептуальных проблем у налога на собственность много.

Во-первых, он не учитывает трудовые доходы: один человек может иметь активы, приносящие доход, а другой может их не иметь, но инвестировать в денежную профессию и прилично зарабатывать своим трудом.

Во-вторых, налог на собственность по идее должен рассчитываться исходя из ее рыночной цены. В феодальные времена сделки купли-продажи недвижимости заключались крайне редко, что затрудняло рыночную оценку объектов, так что их приходилось оценивать косвенно — через капитализацию возможной ренты. Такой налог мог принимать форму десятины или одной пятнадцатой части дохода.

В-третьих, в краткосрочном периоде доходы могут сильно отклоняться от оценочных. Например, у двух фермеров одинаковые по площади фермы, но у одного недород, а у другого — отличный урожай. Кроме того, у одного фермера может быть плодородная земля — ткни палку, и вырастет дерево, а другому нужно прилагать значительные усилия, чтобы вырастить хоть что-то. Поэтому логично было бы принять во внимание расходы, понесенные для получения выручки. С развитием налоговой системы это и произойдет: бизнес будет отделен и оформлен в виде юридических лиц, налоги на которые будут учитывать затратную часть. И доходом физлица, подлежащим налогообложению, станет также в основном считаться чистый, а не совокупный доход.

В-четвертых, налог на собственность не учитывает ее обремененность. У одного человека жилье может быть не обременено, а у другого куплено в ипотеку и в этом смысле принадлежать ему на 30%. Обремененность влияет на способность генерировать чистый доход: проценты — это вычет из совокупного дохода. Именно поэтому в наше время в большинстве стран проценты по ипотеке в той или иной степени уменьшают налогооблагаемый доход.

В-пятых, на ранних стадиях экономических отношений почти вся собственность имела производственное назначение, то есть приносила доходы. Но постепенно все большую роль начинает играть жилье, которое не приносит доходов владельцу, если он в нем проживет сам. Непонятно, должна ли такая недвижимость облагаться по той же ставке.

Наконец, обложить налогом можно только видимую собственность. Когда собственность — это в основном недвижимость, проще; когда получают распространение другие виды — сложнее. Выбор лошадей, карет и париков, а не бриллиантов и картин представляется с точки зрения "видимости" логичным.

В конце Средневековья налог на собственность начинает исчезать. К XVI веку его замещают акцизы, являющиеся налогами на потребление. Тут свои перекосы. Акцизы, если ими облагаются все товары равномерно,— это большое бремя для самых бедных, которые едва сводят концы с концами, потому что на потребление уходят все их доходы (у богатых траты на потребление могут составлять малую долю доходов). А акцизами, когда они были основным источником фискальных доходов, облагались почти все — или наиболее ходовые — товары. В Англии XVII века это, например, продукты питания, напитки, включая чай и пиво, мыло, свечи, кожа, печатная продукция, стекло, лекарства, табак. Во Франции XVIII века существовали налоги на сахар и кофе. В Пруссии в начале XIX столетия были акцизы на вино, бренди, пиво, солод и забой скота.

Со временем власти и общество осознают недостатки налогов на недвижимость и акцизов — так возникает идея подоходного налога. Но является ли он хорошей аппроксимацией способности платить? Это неочевидно. К поговорке "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным" добавим, что богатый и здоровый может быть холостяком, а бедный и больной иметь пятерых детей. Далее хронологически и логически следует идея налоговых вычетов и прогрессии. Еще одна инновация состояла в том, чтобы разделить общий доход на составляющие в зависимости от источника — заработная плата, сдача в аренду недвижимости, доходы от ценных бумаг — и облагать их по разным ставкам. А для повышения собираемости придумали взимать налоги у источника.

Промышленность, торговля и война

Впервые подоходный налог ввели во Флоренции во времена Медичи — в 1451 году. Связано это было с тем, что город жил промышленностью и торговлей, которые давали колоссальные доходы, а политическое устройство было ближе к демократии. "Налоговые инспекторы" имели очень широкие полномочия: у них было право изучать бухгалтерские книги предпринимателей и устанавливать суммы к выплатам. Коррупция процветала, и система не удержалась. В XVI веке подоходный налог отменили, что было связано в том числе со сменой демократического политического режима на абсолютизм.

Второй была Франция — там подоходный был введен в начале XVIII века и просуществовал до конца столетия. Опять же его введение было связано с тем, что в то время во Франции сильнее, чем в других европейских странах, были развиты промышленность и торговля.

В Англии введение подоходного налога было связано с войной, которую в 1793 году начали против нее североамериканские колонии: для военного бюджета традиционных поступлений стало не хватать. Ввести налог удалось после серьезнейших парламентских дебатов в 1799-м. Ставку установили в 10%, затем понизили до 5%, и она колебалась около этого уровня. За войной с колонией в Америке последовала война с Наполеоном. В 1816 году, когда войны закончились, подоходный налог был отменен.

Его введение можно признать удачным. Были оценены все доходы жителей и подсчитан расчетный налог, который могли бы собрать при стопроцентной собираемости. А собрали. только 60%. И это в первый год введения налога. И это во времена, когда доходы очень трудно было проверить. (Для сравнения: собираемость подоходного налога в России в 2014 году, рассчитанная по расходам населения, по разным оценкам, составила 50-70%, а некоторые исследователи утверждают, что и того ниже).

В следующий раз подоходный налог был введен только в 1842 году. Вводился он на определенный срок — на год или три — и утверждался вместе с принятием бюджета. Репутация у подоходного налога была все еще налога военного, чрезвычайного. Канцлер казначейства и будущий премьер-министр Англии Уильям Гладстон в 1861 году заявил: он надеется, что некий канцлер казначейства — конечно, не он сам, а тот, кто окажется у руля в лучшие времена,— будет прославлен поэтом за отмену подоходного налога. Гладстон выступал за отмену налога и в 1874 году в рамках предвыборной кампании по переизбранию его премьер-министром. Конкурент Гладстона Бенджамин Дизраэли был с ним в этом вопросе солидарен. Противниками отмены подоходного налога такие заявления воспринимались как попытки подкупа избирателей. К власти пришел Дизраэли. Налог так и не был отменен, больше того, власти и публика приняли тот факт, что он из чрезвычайного превратился в постоянный. Почти все время до конца XIX века подоходный налог держался на уровне 5-6%.

В начале XX века власти заняты двумя вопросами: работой над собираемостью налогов (в частности, сначала они требуют от работодателей сдавать списки сотрудников — затем и с окладами; вводят взимание налога у источника) и усилением социальной ориентации, для чего вводят несимволические вычеты для малоимущих и доводят шкалу до реальной прогрессии — разных ставок для разных корзин дохода. Резкий рост ставок наблюдается во время Первой мировой войны: максимальная доходит до 60% и даже по ее окончании сильно не падает.

В Пруссии в начале XIX века существовали акцизы и подушевой налог. Подоходный в размере 5% вводился на короткий срок в 1811-1812 годах из-за войны (Пруссия была союзником Наполеона) и по ее окончании был отменен. В 1820 году ввели классовый налог — нечто среднее между подушевым и подоходным. Жителей поделили на 12 категорий. Разница в размере налога для самой бедной и самой богатой была 288-кратной. Подоходный тогда не вводили, потому что граждане страны, даже самые богатые, не умели считать свои доходы.

Подоходный налог снова был введен только в 1847 году. И только для очень состоятельных — остальные продолжали платить классовый. Для богатых же это означало повышение налогов в абсолютном выражении, при этом ставки, если их измерять в процентах от доходов, оставались низкими — не более 3%. Кроме того, были сделаны исключения для 83 самых крупных городов, где продолжали вместо подоходного взимать налоги на забой скота и на солод. По сути, подоходный налог вводился в сельской местности. Действовало правило "полгода плюс один день": если богатый человек находился в поселении меньше этого срока, он мог налог не платить. В 1873 году, то есть после объединения Германии, в городах отменили взимание налогов на солод и на забой скота и тоже ввели классовый и подоходный. В 1891 году налог окончательно стал подоходным. В облагаемую базу включались доходы от недвижимости и ценных бумаг, но не включались наследство и подарки. Самые бедные были освобождены от уплаты. Существовали вычеты на детей и даже на других иждивенцев главы семьи, например на престарелых родителей. Получить вычет на жену было нельзя — видимо, предполагалось, что она должна работать. Прогрессия увеличилась. Минимальная ставка для тех, кто должен был платить, составляла примерно 0,6%, а для самых богатых — все 4%. Резкий рост прогрессии произошел только в 1909 году: максимальная ставка была повышена с 5% до 25%.

Во Франции в начале XIX века существовал налог на недвижимость, включая землю и здания (рассчитывался по капитализированной ренте, стоимость ипотеки не вычиталась), на бизнес, налог на двери и окна (называвшийся еще налогом на "здоровье и свет"), личный налог (типа подушевого, примерно равного доходу за три рабочих дня) и налог на личную собственность (зависел от стоимости арендованного жилого помещения).

Попытка введения подоходного налога была предпринята после революции 1848 года. Доходило до крайностей. Французский политик и экономист Пьер Прудон, считающийся одним из первых теоретиков анархизма, например, предлагал прогрессию до 50%. Эта попытка провалилась, так же как и вторая серьезная попытка ввести подоходный налог — во время Франко-прусской войны 1870 года. С конца 1870-х годов этот налог обсуждается на государственном уровне почти постоянно, однако законодательно вводится лишь с 1909-го. Первоначально ставки составляли от 3% до 4% в зависимости от вида дохода. Ставки растут всю Первую мировую, потом немного снижаются, и максимальная застывает на уровне 50% после войны.

В США на федеральном уровне подоходный налог впервые был введен в 1862 году, в Гражданскую войну, то есть опять это был военный налог. До этого существовали разные похожие налоги на уровне штатов. Теоретики налогообложения считают их по своей экономической сути скорее платой за лицензию, нежели настоящим подоходным налогом, так как эти налоги обычно охватывали узкий круг денежных профессий. Ставки, как правило, были очень низкими. Так, например, в Алабаме подоходный налог для некоторых категорий населения, например торговцев хлопком и аукционистов, введенный в 1843 году, составлял 25 центов на каждые $100 дохода, или 0,25%. Да и то сочли, что это много, и в 1844 году ставку понизили до 0,2%, правда, добавили в список лиц, с которых причитается подоходный, новые категории — юристов и врачей. С них взяли по 0,5%.

Основные налоговые поступления шли от акцизов, таможенных сборов и налога на недвижимость, который сводился к земельному. Существовал также налог на рабов. Довоенные попытки введения подоходного налога мотивировались социальной справедливостью. Сторонники налога на недвижимость видели его преимущества в том, что объект налогообложения — "видимый и материальный". Однако был и очевидный недостаток: налог дискриминировал жителей западных и южных штатов с обширными земельными угодьями. А если все богатство семьи было переведено в ценные бумаги, то налогов платить было не надо.

Базовая ставка налога, введенного с 1863 года, составляла 3%, а самые богатые платили 5%. Уже через год максимальная выросла до 10%. Существовали вычеты. В 1863 году под налогообложение подпали все доходы свыше $600 (около $11 тыс. в ценах 2015 года), в 1871-м — свыше $2000 (около $39 тыс. в современных ценах). Из-за таких вычетов налог не был массовым. Согласно данным 1868 года, его платили всего около 250 тыс. из почти 39-миллионного населения страны. В 1871-м, когда вычет повысили, плательщиков осталось и вовсе 73 тыс. Треть платежей приходилась на один штат — разумеется, Нью-Йорк. В Конфедеративных Штатах во время Гражданской войны система была похожа — фермерам, правда, предписывалось уплачивать налог в натуре. Это вызывало волну возмущения, потому что другие категории населения могли платить его быстро обесценивавшимися бумажными деньгами.

Гражданская война закончилась в 1865 году, но налог отменили только в 1871-м, когда финансовое положение страны заметно улучшилось. А до этого постепенно уменьшали прогрессию и увеличивали вычет. Следующая попытка ввести подоходный налог была предпринята лишь в 1894 году, но не удалась. Верховный суд отменил налог как неконституционный: в конституции США существовал прямой запрет на введение любых прямых федеральных налогов на граждан, за исключением подушевого.

Для того чтобы подоходный налог стал постоянным атрибутом фискальной системы США, пришлось менять конституцию. Это произошло только в 1913 году. Тоже военное время (1912-й — интервенция на Кубу, 1914-й — в Мексику, 1915-й — на Гаити, 1917-й — вступление в Первую мировую) или все же совпадение? Впрочем, важно скорее другое: ставка была низкой по нынешним меркам, а под налогообложение подпадали только самые обеспеченные. Минимальная ставка составляла 1%, максимальная — 7%. От уплаты налогов освобождались граждане с годовым доходом ниже $3000 ($72 тыс. в современном выражении), и под эту норму подпадало 96% населения. Массовым налогом подоходный сделала лишь Вторая мировая война.

PDF-версия

  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

История НДФЛ в России

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Читайте также: