Актуальные проблемы налогового контроля алиева

Опубликовано: 07.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эльмира Башировна Алиева, Аминат Алиевна Магомедова, Аминат Османовна Махачева

В статье рассмотрены актуальные проблемы налогового контроля . Проанализированы проблемы, связанные с порядком проведения налогового контроля , затрагиваются спорные вопросы камеральной и выездной проверок. Предлагаются пути решения выделенных проблем

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эльмира Башировна Алиева, Аминат Алиевна Магомедова, Аминат Османовна Махачева

Actual problems of tax control

The article discusses the current problems of tax control . The problems of the procedure for conducting tax control , controversial issues of desk and field inspection are considered. We have chosen ways to solve the identified problems

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы налогового контроля»

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

УДК 34; 336.222.4 ББК 67.402

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Эльмира Башировна АЛИЕВА, доцент кафедры административного, финансового и таможенного права Дагестанского государственного университета, кандидат экономических наук E-mail: alievaelmira67@ynadex.ru

На протяжении всей истории, со времени появления государств на земле, налоги как обязанность граждан и юридических лиц существовали в той или иной вариации. Государство контролировало поступление доходов в бюджет посредством сбора податей, пошлин, сборов и т.д.

В процессе осуществления государством налогового контроля за исполнением налоговой обязанности возникают различные трудности, требу-

Аминат Алиевна МАГОМЕДОВА, студентка Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail:skodelario1999@mail.ru

ющие решения по мере их поступления. И Россия в данном случае не является исключением.

Для начала необходимо рассмотреть понятие налогового контроле. Оно закреплено в ст. 82 Налогового кодекса РФ, в которой определено, что «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ».

Аминат Османовна МАХАЧЕВА, студентка Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail:amina_max_99@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.04 — финансовое

налоговое право; бюджетное право

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы налогового контроля. Проанализированы проблемы, связанные с порядком проведения налогового контроля, затрагиваются спорные вопросы камеральной и выездной проверок. Предлагаются пути решения выделенных проблем.

Ключевые слова: налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, налоговая обязанность, выездная налоговая проверка.

Annotation. The article discusses the current problems of tax control. The problems of the procedure for conducting tax control, controversial issues of desk and field inspection are considered. We have chosen ways to solve the identified problems.

Keywords: tax control, desk tax audit, tax liability, field tax audit.

Научный руководитель: А.З. Арсланбекова, профессор кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного

университета, доктор юридических наук

ЗАКОН И ПРАВО 03-2020

Одной из проблем налогового контроля является отсутствие четкого регламентирования порядка проведения налогового контроля и его условий.

Частые нарушения допускаются в ходе осуществления таких мероприятий, как допрос, выемка предметов и документов. Допускается оформление результатов выемки после 22 часов. Законодатель не прописывает ограничения по времени допроса свидетеля в ходе осуществления налогового контроля, в результате чего допросы затягиваются до позднего времени, что является прямым ущемлением прав граждан.

Целесообразным было бы закрепить право налогоплательщика на ведение аудиозаписи или видеозаписи в случаях взаимодействия с налоговыми органами.

Еще одной проблемой являются требования налоговых инспекций уточнять налоговые обязательства.

На практике налогоплательщики тратят много времени, чтобы найти все необходимые доказательства подтверждения «чистоты» в выборе контрагентов. Зачастую собрать все доказательства не представляется возможным, что является следствием отсутствия базы данных с информацией о недобросовестных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

Личный кабинет налогоплательщика (ст. 11.2 НК РФ) не может дать целостную картину о возможных рисках компании, а существующие сайты имеют много недочетов.

Решить данную проблему помогло бы создание единого информационного ресурса с подробной информацией о недобросовестных контрагентах, создателями которого были бы налоговые органы. Это вероятно существенно ускорило бы проведение налогового контроля, а также способствовало формированию надежной системы внутреннего контроля с целью минимизации налоговых рисков и профилактики налоговых правонарушений.

Затруднение вызывают и сроки проведения камерального налогового контроля, а именно, их «каучуковость».

Зачастую проверки затягиваются на четыре и более месяцев, а суды объясняют это тем, что сроки проведения налоговой проверки, предусмотренные ст. 88 НК РФ, являются непресека-тельными.

Выходом из этого положения было бы введение ограничения срока проведения камеральных проверок.

Так, М.А. Гурвич отмечал, что пресекатель-ные сроки определяют пределы субъективных прав и обязанностей во времени [3]. Непосредственно в НК РФ термин «пресекательный срок» не используется, но в качестве такового рассматривается срок, если к нему не применены такие понятия, как «не может превышать», «запрещено» и т.п.

Необходимость наличия в налоговом праве пресекательных сроков прямо следует из постановлений Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 г. № 11-П и от 20 июля 2011 г. № 20-П, а именно: никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком продолжительный срок, а законодатель обязан установить четкие и разумные временные рамки допускаемых ограничений прав и свобод.

Еще одна немаловажная проблема — выездные налоговые проверки.

На практике налогоплательщиков всегда волновал вопрос о том, какими критериями руководствуется ФНС при назначении выездной проверки в отношении подконтрольных субъектов.

Налогоплательщики не знают полного перечня критериев для назначения выездной налоговой проверки. Общеизвестны только 12 критериев, остальные 80 знает только ФНС.

Таким образом, налогоплательщики, не обладая всей полнотой информации, подпадают под риск назначения выездной налоговой проверки.

Важно отметить, что планы выездной налоговой проверки недоступны в соответствии с законодательством.

Практикующие юристы считают, что налогоплательщики должны знать критерии назначения выездной налоговой проверки для того, чтобы самостоятельно исправлять ошибки, понимать, из-за каких негативных показателей существует возможность назначения такой проверки.

В связи с этим многие практикующие юристы предлагают обновить критерии Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. В результате можно будет сократить количество выездных налоговых проверок.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

В данной статье мы остановились только на нескольких проблемах налогового контроля, которых на самом деле гораздо больше. Совершенствование норм налогового законодательства, регулирующего проведение налогового контроля, позволит налоговому органу более эффективно исполнять свои обязанности и проводить должный контроль со стороны государства.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от

29.09.2019 г., с изм. от 31.10.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Письмо ФНС России от 29.12.2012 г. № АС-4-2/22690 «О налоговых проверках» // СПС «Консультант Плюс»

3. Гурвич М.А. Пресекательные сроки в советском гражданском праве. М., 1961. 80 с.

4. Семенова Е.В. Налоговый контроль в России: проблемы и направления совершенствования // Актуальные вопросы экономики и права. 2017. С. 35-38.

5. Юдакова О.В. Актуальные проблемы налогового права // Совр. жизнь в науке. 2019. С. 15-19.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

регулирование экономической деятельности в условиях цифровизации

Под редакцией З.А. Саидова

Правовое регулирование экономической деятельности в условиях цифровизации. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. З.А. Саидова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 271 с. -(Серия «Magister»).

Анализируются проблемы правового и организационного характера, связанные с регулированием экономики России в условиях цифровизации. Раскрываются концептуальные основы регулирования цифровой экономики. Особое внимание уделяется особенностям использования правовых средств воздействия на процессы, которые протекают в условиях цифровой реальности. Рассматриваются особенности правового регулирования оборота и использования крип-товалюты, осуществления рекламной деятельности, а также противодействия правонарушениям экономической направленности.

Для широкого круга читателей, интересующихся вопросами правового регулирования экономической деятельности, а также проблемами развития цифровой экономики.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 01.01.2019 2019-01-01

Статья просмотрена: 2357 раз

Библиографическое описание:

Каитова, Д. Х. Актуальные проблемы налогового контроля в Российской Федерации / Д. Х. Каитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55289/ (дата обращения: 18.05.2021).

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействуют на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной̆ экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги являются мощным инструментом управления экономикой̆ в условиях рынка.

Развитие рыночных отношений в России по-новому поставило проблемы налогового контроля. Налоговый̆ контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной̆ государственной финансовой̆ политики, экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов. Объектами налогового контроля являются: движения денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. Предметами налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Ключевые слова: налоговый контроль, финансовая система, ответственность, налоговые правонарушения.

Актуальность темы статьи обусловлена важностью налогового контроля для финансовой системы Российского государства и наличием проблем в сфере правового регулирования налогового контроля, требующих разрешения.

Значение налогового контроля состоит в следующем:

– во-первых, налоговый контроль обеспечивает поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней;

– во-вторых, налоговый контроль способствует укреплению налоговой дисциплины и финансового правопорядка;

– в-третьих, важность выполняемых налоговым контролем функций (налоговый контроль выполняет охранительную функцию, в результате чего происходит привлечение к ответственности за налоговые правонарушения и превентивную функцию, которая способствует предупреждению новых налоговых правонарушений).

Основная проблема правового регулирования данной сферы — это определение налогового контроля.

В литературе можно встретить различные определения налогового контроля [1].

Е. В. Поролло подходит к характеристике налогового контроля с двух точек зрения: «Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование» [2].

Д. В. Тютин считает, что налоговый контроль — вид деятельности налоговых органов, урегулированный НК РФ, целями которой является получение информации об исполнении частными субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей, установление оснований для их принудительного исполнения и привлечения к налоговой ответственности [3].

Указанные авторы сходятся в том, что налоговому контролю присущ юридический аспект, и подчеркивают то, что он действует

на основании норм российского законодательства, а также имеет однородную цель в виде своевременности уплаты налогов, сборов и взносов, неотвратимости наступления ответственности за налоговые правонарушения, а также соблюдении налогового законодательства [4].

Статья 82 Налогового кодекса Российской Федерации [5] (далее — НК РФ) определяет налоговый контроль, как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Определение, данное в пункте 1 статьи 82 НК РФ, не отражает всех признаков налогового контроля. В частности, определение любой деятельности предусматривает следующие элементы: субъект, объект, цель, результат.

Приведённое законодателем определение не содержит указание на цель налогового контроля и его результат.

Цель налогового контроля состоит в своевременной и полной уплате налогов и сборов.

Результатом является устранение выявленных нарушений, привлечение к ответственности виновных лиц.

Кроме этого, нормы о налоговом контроле содержат ряд других неточностей. Так, абзац 2 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации среди форм налогового контроля называет получение объяснений налогоплательщиков. Данное действие при этом не регламентировано в НК РФ, не урегулирован его процессуальный порядок [6]. Поэтому следует внести изменения в Налоговый кодекс РФ, урегулировав порядок получения объяснений налогоплательщиков.

Законодатель среди форм называет налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, проверки данных учёта и отчётности, осмотр помещений и территорий, тем самым смешивая понятия форм и методов налогового контроля. Среди указанного перечня необходимо выделить формы налогового контроля: камеральные и выездные проверки, а также методы налогового контроля.

Формулировка методов налогового контроля в виде открытого перечня может обусловить превышение полномочий сотрудниками налоговых органов и чрезмерное вмешательство в деятельность подконтрольных субъектов, поэтому в статье 82 НК РФ следует предусмотреть закрытый перечень методов налогового контроля.

Таким образом, изменение норм, посвященных сущности и формам налогового контроля, позволит сделать данный процесс более эффективным.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 27 ноября 2018 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2018. № 49 (часть I). Ст. 7496.
  2. Миланко А. М. Применение зарубежного опыта в решении проблем налогового контроля // Эпомен. 2018. № 14. С. 75–82.
  3. Передернин А. В. Правовые проблемы исполнения налоговыми органами государственных функций по контролю и надзору // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2018. № 1 (10). С. 127–134.
  4. Попов В. В., Тришина Е. Г. Об особенностях налогово-контрольных мероприятий в рамках защиты интересов публичных образований в сфере налогообложения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97). С. 233–236.
  5. Поролло Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения / Е. В. Поролло. М.: Гардарика. 1996. 402 с.
  6. Тютин Д. В. Налоговое право: курс лекций // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.12.2018).


Налоговая система Российской Федерации на современном этапе представляет собой сформированную систему налоговых правоотношений, свойственных государству с рыночной экономикой. Основные параметры ее устройства соответствуют общепринятым в мировой практике критериям и учитывают особенности российской экономики.

В то же время следует отметить, что на современном этапе финансовые ресурсы экономики Российской Федерации существенно ослаблены. Доходы от нефтегазовых отраслей, составляющие ранее основу бюджетной системы РФ, перестали покрывать возросшие потребности государства. Введенные и продолжающиеся финансово-экономические санкции в отношении РФ со стороны США и ряда Европейских стран усугубляют эту ситуацию. Как следствие, за период 2014–2016 гг. были сокращены бюджетные доходы с 35,7 до 30 % от ВВП (доходы федерального бюджета сокращены с 19 до 14 %). Соответственно были секвестрированы бюджетные расходы федерального бюджета на 2014–2016 гг. (отметим, что это впервые со времени принятия и введения в действие Налогового Кодекса РФ). В таких условиях необходимы решительные шаги по реформированию бюджетной политики, в том числе и в области налогообложения, с целью выявления дополнительных источников роста [7, с. 32]. Важнейшим условием успешной реализации проводимых в государстве реформ, достижения и сохранения экономической стабильности в условиях продолжающихся антироссийских санкций является устойчивое формирование бюджетных доходов, и в первую очередь за счет повышения эффективности налогового контроля.

В настоящее время одной из ключевых задач Правительства Российской Федерации является повышение уровня доходов государственного бюджета. Достижение указанного результата, в первую очередь, связано с развитием государственного налогового контроля в рамках задачи повышения эффективности налоговой системы Российской Федерации в области налогов и сборов, преодоление имеющихся на данном этапе проблем и совершенствование существующих процедур и методов контроля над исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.

Налоговый контроль – это, прежде всего, целенаправленная деятельность налоговых органов, обеспечивающая строгое выполнение двух основных задач. Первая – это государственное регулирование экономикой и исполнение налогового бюджета. Системно контроль обеспечивает непрерывное поступление финансовых средств в казну государства. Все используемые для достижения этих целей формы и методы налогового контроля постоянно совершенствуются [4, с. 22]. Контроль со стороны налоговых организаций обеспечивает регулирование качественного исполнения должностных обязанностей руководящими лицами в сфере правильного налогообложения различных форм собственности и видов хозяйственной деятельности, исследуя субъект в целом, выявляя основания для осуществления дополнительных налоговых вливаний в бюджет, устанавливая меру ответственности для руководящих лиц за совершение ими вольных или невольных правонарушений.

Налоговый контроль включает следующие элементы: субъект и объект налогового контроля, применяемые формы и методы контроля, проводимые мероприятия и порядок их выполнения. Контроль налогоплательщиков как юридических, так физических лиц осуществляется при помощи различных форм, и начинается он сразу, с момента регистрации [3, с. 32].

Оперативный учет поступлений различных налогов ведется отдельно по каждому юридическому лицу. Также осуществляется налоговый контроль расходов физических лиц в соответствии с их доходами. Оперативный бухгалтерский учет поступлений налоговых сумм от юридических лиц, контроль расходов-доходов ИП служат основой для камеральной проверки налогоплательщиков. Налоговые администрации или иные контролирующие органы, включаемые в список проверяющих организаций для каждого юридического или физического лица, относятся к субъектам, имеющим право осуществлять налоговый контроль.

Объектом контроля является хозяйственная деятельность любого налогоплательщика, включенного в утвержденный план-график, за определенный прошедший период. Организация налогового контроля включает в себя цельный механизм, который обеспечивает выполнение заданных государственных задач в строгом соответствии с нормами налогового и административного Кодекса. В Налоговом кодексе РФ выделена основная форма налогового контроля – налоговая проверка. Как известно, различают камеральные и выездные налоговые проверки. Они отличаются друг от друга по месту проведения и применяемым методам контроля, а также объемом финансовых документов, охваченным проверкой за определенный отчётный период. Налоговый контроль может осуществляться методом сплошного сопоставления финансовой документации или быть выборочным и охватывать определенные финансовые документы за отдельные налоговые периоды. По объему рассматриваемых вопросов он может быть комплексным, выборочным и целевым. По способу организации налоговый контроль может быть плановым или внеплановым. Контроль деятельности любого предприятия, как камеральный, так и выездной, обязательно предусматривает изучение представленной налоговой отчетности, которая включает несколько этапов. Это проверка сроков предоставления отчетности по установленным налогам, ее визуальный осмотр, проверка отчетности на арифметику, контроль правильности исчисления ставок и применения государственных льгот, проверка исчисления налогооблагаемой базы и отчетности в целом [2, с. 44].

Для выполнения налогового контроля используются внутренние и внешние информационные источники. К внутренним источникам относится финансовая отчетность, полученная от самого налогоплательщика, на основании которой выявляются конкретные методики отбора налогоплательщиков для проведения последующей проверки. Для сравнительного отбора подбираются определенные налогоплательщики с усредненными показателями по видам деятельности и в целом по отрасли. Далее производится анализ предоставляемой отчетности по фактическим показателям: динамика изменения показателей и их соотношение за несколько отчетных налоговых
периодов. При выявлении отчетных данных, резко отличающихся от средних, проводятся более детальные анализы соотношения затрат к объемам по реализации.

Отбор на основе внешних информационных источников осуществляется на основе представленных данных из департамента, антимонопольных органов, банковских учреждений, СМИ и т.п. В ходе сопоставления всех документов, в результате предварительного подбора налогоплательщиков, подлежащих налоговому контролю, и составляется годовой план-график проверок. Основанием для обязательного включения в годовой план-график для налогового контроля служат выявленные существенные факты нарушений налогового кодекса, нарушения, выраженные в постоянном непредставлении финансовой отчетности, свидетельствующие о фактическом и сознательном уклонении от контроля деятельности субъекта. Ликвидация и реорганизация субъекта тоже являются основанием для проведения проверки [1, с. 32].

В настоящее время в Российской Федерации накоплен достаточно значительный опыт проведения налогово-контрольных мероприятий, а применяемые механизмы отличаются постоянством используемых форм и методов. Между тем, потенциал для увеличения собираемости налогов за счет улучшения контрольных мероприятий в РФ находится на достаточно высоком уровне. Одним из вариантов повышения доходов бюджета является разрешение имеющихся проблем и противоречий в реализации налогового контроля. Причина недостаточной эффективности мероприятий налогового контроля вызвана, в первую очередь, нечеткой регламентацией его процедур. Вышеуказанное мнение обусловлено, в том числе, следующими обстоятельствами. Как было отмечено выше, основной формой налогового контроля выступают налоговые проверки. При этом камеральными налоговыми проверками охватываются все налогоплательщики, представляющие налоговые декларации в налоговые органы, что подчеркивает особую важность данной формы налогового контроля. Между тем, налоговым законодательством Российской Федерации определены лишь общие правила и процедуры проведения камеральной налоговой проверки. Нередко на практике налогоплательщики сталкиваются с ситуациями, не регламентированными на федеральном уровне.

Например, о последствиях проведения налоговыми органами камеральной налоговой проверок за пределами срока, установленного законом. Неурегулированность подобных вопросов на законодательном уровне приводит к необходимости обращения налогоплательщиков в судебные органы, изложение позиции Финансового ведомства в письмах и приказах в целях формирования позиции государства в спорной ситуации. Исследуя динамику количества налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами Российской Федерации, связанных с вопросами применения налогового законодательства, необходимо отметить высокий показатель ежегодно рассматриваемых дел данной категории — не менее 90 000 дел в год. Между тем решение описанной проблемы за счет формирования правоприменительной практики имеет высокие издержки реализации, а именно отвлечение трудовых ресурсов, значительные временные затраты, неоднозначность позиций разных ведомств. Данный фактор затрудняет четкое восприятие налогоплательщиками норм Налогового Кодекса Российской Федерации и делает этот процесс не только финансово трудоемким, но и длительным по времени. Другой проблемой, мешающей процессу повышения эффективности налогового контроля, является законодательное закрепление активного участия налоговых органов в процессе исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками. Будучи органом финансового контроля, налоговый орган должен следить за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами норм налогового законодательства, не вмешиваясь при этом в процесс исчисления и уплаты налогов. Проще говоря, идеальная модель исчисления и уплаты налога состоит в том, что реализуется без какого-либо участия налоговых органов. Налоговые органы только надзирают за правильностью исчисления и уплаты налогов, не предпринимая каких-либо активных действий, кроме контрольных
[5, с. 44]. Единственным исключением из той «идеальной модели» должно стать участие налоговых органов в исчислении и уплате некоторых налогов налогоплательщиками физическими лицами либо иностранными организациями, не имеющими постоянного представительства в России.

Другой проблемой государственного контроля налоговых правонарушений, ставшей, в том числе, причиной увеличения количества налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами, является проблема необходимости оценки добросовестности и разумности налогоплательщика, порождающая высокую долю субъективности в налоговом контроле. Можно предположить, что данная проблема является центральной в системе налогового контроля, требующей обязательной регламентации законодательством. Предполагаем, что налоговые нормы должны быть максимально определенными, поскольку только в таком случае будет обеспечиваться их правильное понимание и применение как налогоплательщиками, так и органами государственной власти. При этом полагаем, что добросовестность налогоплательщика должна выражать общую концепцию развития налогового права. Другой проблемой в РФ является низкий уровень культуры уплаты налогов и сборов.

Необходимо отметить, что проблемам формирования партнерских взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, воспитанию культуры уплаты налогов уделяется особое внимание во всех развитых странах, ею занимаются непосредственно налоговые органы, органы образования, средства массовой информации. В отличие от государства, налогоплательщики в современном обществе стремятся планировать, уменьшать уплату налогов законными и незаконными способами. В истории налогообложения мерой воспитания налогоплательщиков было общественное порицание и предание гласности имен неплательщиков налогов, которые опубликовывали в газете, применялось это в европейских странах. В современный период обязательным требованием для отдельных категорий налогоплательщиков является опубликование в печати финансовых отчетов. Крупные неплательщики, установленные судом, предаются гласности [6, с. 111].

В классических странах античного мира (Древний мир, Афины) прерогативой платить налоги и выполнять за свой счет различные повинности обладали лишь полноправные свободные граждане, получавшие тем самым доступ к руководящему положению в обществе. В большинстве развитых стран Европы и Америки и в современных условиях платить налоги почетно, это наряду с избирательным правом является привилегией граждан страны.

Существующая в условиях РФ реальность обусловлена различным отношением налогоплательщиков к закрепленным Конституцией Российской Федерации правами и обязанностями граждан Российской Федерации. Установленная статьей 57 Конституции Российской Федерации [4] обязанность каждого платить законно налоги и сборы не воспринимается в качестве источника для осуществления государством своих функций и задач, в том числе по реализации государственных социальных программ, обеспечению исполнения конституционных прав граждан на достойное жилье, бесплатное образование, качественную медицину и т.д. Уплата налогов, чаще всего, воспринимается как отчуждение собственного имущества в пользу неопределенного субъекта. В связи с этим между налогоплательщиком и государством возникает конфронтация, основанная на конфликте интересов, негативно отражающаяся на уровне налоговых доходов бюджета. С другой стороны, проблема налоговых отношений отражается также и на работе налоговых органов при осуществлении ими мероприятий налогового контроля. Речь идет об определенных планах доначисления налогов и сборов, которые формируются перед каждой налоговой проверкой. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на качестве контрольных мероприятий в области налогообложения.

Это выражается, во-первых, в искажении роли и назначении налоговых органов в системе налоговых отношений, а во-вторых, в ухудшении качества контрольных мероприятий. Таким образом, поскольку проблема налоговых отношений имеет глубокий внутриличностный уровень, ее решение растянуто во времени и во многом зависит от комплексного подхода в ее преодолении.

Рассматривая проблемы, которые могут возникнуть вследствие развития налоговых отношений, необходимо отметить следующее. Одним из ключевых направлений налоговой политики на 2016 год является стимулирование инновационной активности. В связи с этим налоговая политика в среднесрочной перспективе ориентирована на поддержку инноваций во всех отраслях экономики. При этом роль налоговой системы в данном процессе состоит как в создании условий для спроса на инновационную продукцию, так и в создании благоприятных условий для развития и расширения деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда. В планах Министерства финансов РФ по достижению запланированных целей, необходимо отметить, что реализация указанных задач планируется не путем введения налоговых льгот, а путем корректировки механизма налогообложения, настройки налоговой системы с учетом современных вызовов, а также потребностей инновационных предприятий. Фактически речь идет об уточнении налогообложения сделок с интеллектуальной собственностью и некоторыми видами имущества, упрощении процедур администрирования налогов, в том числе при экспорте, изменении подходов к налоговому администрированию в целом. Очевидно, что в ближайшей перспективе будет необходима экстраполяция методов налогового контроля на инновационную сферу деятельности налогоплательщиков. При этом предполагаем, что в системе налогового контроля возникает новая для этого вида деятельности проблема необходимости проведения качественных контрольных мероприятий в сжатые сроки. Данное обстоятельство приведет к необходимости мобильного и эффективного осуществления контрольных мероприятий в минимальные сроки и с использованием максимально эффективных методов контрольной деятельности, что в настоящее время является для налоговых органов достаточно проблематичным.

Таким образом, на современном этапе развития системы налогового контроля необходимо отметить существование группы проблем, которые можно систематизировать на два уровня ? внутренние и внешние. При этом в качестве внутренних проблем выступает проблема налоговых отношений, актуальная как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Внешние проблемы, в свою очередь, складываются из объективных обстоятельств, куда входят технико-юридические проблемы, наличие правовых коллизий в нормах налогового права и в нормах иных отраслей права; недостаточно четкая регламентация контрольных мероприятий, а также субъективных проблем. Последние включают в себя проблему необходимости использования личностных оценочных критериев при проведении контрольных мероприятий, что приводит к большой доле усмотрения государственных служащих контролирующих органов. Что касается возможных проблем, которые могут возникнуть в системе налогового контроля в связи с ориентиром российской экономики на поддержку инновационной активности, то необходимо отметить проблему сокращения сроков реализации контрольных мероприятий при условии качественного проведения последних.

Решение данных проблем является важным и необходимым этапом для достижения цели прозрачной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдением прав и интересов налогоплательщиков. Формирование мероприятий по преодолению изложенных выше проблем должно носить комплексный характер, учитывающий специфику российских условий и длительные промежутки времени до их реализации.

Итоги проведенного нами исследования проблем повышения эффективности налогового контроля на современном этапе РФ связаны с решением задач системного характера. Выделим основные из них: устранение правовых коллизий в нормах налогового права и в нормах иных отраслей права; экстраполяция методов налогового контроля на инновационную сферу деятельности налогоплательщиков; усиление межведомственного взаимодействия администраторов налогов с другими государственными органами; улучшение налоговой дисциплины и устранением лазеек для уклонения от уплаты налогов; воспитанием культуры уплаты налогов.

С тех пор, как в Российской Федерации произошли серьезные изменения в финансово-политической сфере, прошло уже более 20 лет. Однако, не смотря на проведение разнообразных реформ в различных областях экономической деятельности страны, и по сей день остаются проблемы в налоговой системе, в частности, в институте налогового администрирования, в который входит налоговый контроль.

На пути развития налоговой системы имеется большое количество проблем, которые вызваны как внешними, так и внутренними факторами, решить которые в 21 веке пока не удалось. Таким образом, в настоящее время существует проблема обеспечения стабильного развития налоговой системы, причем наиважнейшее значение имеет совершенствование налогового контроля Российской Федерации с помощью самых разнообразных методов.

В последнее время в налоговых органах Российской Федерации были разработаны новейшие методологические основы контрольной деятельности. Реформирование Налогового Кодекса позволило налоговым органам более эффективно проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Практически во все времена своего существования налоговые органы проводили камеральные налоговые проверки. И это неудивительно, т.к. именно с их помощью чаще всего выявляются значительные нарушения налогоплательщиками налогового законодательства.

Кроме того, в последние годы все чаще проводятся углубленные камеральные налоговые проверки, которые предусматривают проверку дополнительных сведений о налогоплательщике, а также исследование важных бухгалтерских документов. Углубленные налоговые проверки позволяют охватить большее количество налогоплательщиков. При проведении углубленной камеральной проверки трудозатраты значительно ниже, чем при проведение выездных налоговых проверок, так как налоговый инспектор не выезжает предприятие, а готовит документы в налоговой инспекции.

Многие налоговые инспекции в России давно перешли на электронную систему обработки документов, что позволило автоматизировать камеральные налоговые проверки, т.к. система позволяет осуществлять арифметический и логический контроль налоговой отчетности. При этом качество камерального контроля обеспечивает эффективность выездного контроля, так как по результатам камерального анализа осуществляется отбор налогоплательщиков, к которым на места выезжают работники налоговых органов.

Трудно переоценить значимость налогового контроля: только за первый квартал 2013 года, включительно по 1 июля 2013 года органами налогового контроля и администрирования в бюджет Российской Федерации в результате проведения проверок дополнительно начислено более 164353,9 млн. рублей. По состоянию на 1 июля 2013 года налоговыми органами Российской федерации было проведено около 18 миллионов камеральных налоговых проверок, в результате которых налоговые органы выявили более 767077 нарушений законодательства о налогах и сборах. Также по состоянию на 1 июля 2013 года налоговыми органами было проведено 21340 выездных налоговых проверок, в результате которых было выявлено 21209 налоговых правонарушений. Таким образом, результативность выездных и камеральных налоговых проверок составила более 70% Приведенные данные подтверждают важность налогового контроля в целях соблюдения законодательства о налогах и сборах в Российской федерации.

Применение налогового администрирования в Российской Федерации является одним из самых важных способов обеспечения нормального экономического функционирования государства, поэтому организация налогового контроля, а также внедрение новых методов тактики его проведения позволит обеспечить бюджет Российской Федерации дополнительными средства, поступающими в бюджеты различных уровней. Кроме того, эффективный налоговый контроль позволит защитить права и законные интересы добросовестных налогоплательщиков.

Таким образом, реформирование налоговой системы в России сделало решение проблем налогового контроля востребованными в теоретическом и практическом плане. Проблема совершенствования налогового контроля обусловлена еще и тем, что в настоящее время налоговое законодательство в не совершенно, а его постоянные изменения не способствуют созданию стабильной налоговой системы.

Эффективность налогового контроля необходимо и дальше совершенствовать, ведь каждый год приносит налоговой системе дополнительные виды налогов. Кроме того, низкий уровень налоговой культуры значительно снижает эффективность налоговых проверок, поэтому необходимо разработать некоторые рекомендации в целях совершенствования налогового контроля в Российской Федерации.

Мы считаем, что в целях совершенствования налогового контроля и администрирования налоговые органы в обязательном порядке должны усилить работу аналитической составляющей своей деятельности. Именно аналитика позволяет стимулировать налогоплательщика к добровольному исполнению своих налоговых обязанностей.

Также мы считаем, что для совершенствования налогового контроля необходимо внести изменения в Налоговый Кодекс в части правовых и организационных основ контрольной деятельности самих налоговых органов Российской Федерации. Важными пунктами в развитии методов регулирования налогового контроля должно стать изменение правового положения должностных лиц налоговых органов. В целях укрепления результативности контрольных мероприятий, необходимо усовершенствование налоговых процедур по применению административно-налоговых санкций.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Признаками действенной системы налогового контроля являются:

  • наличие специальной системы отбора налогоплательщиков для осуществления налоговых проверок, которая дает возможность выбора наиболее эффективного и оптимального направления использования кадровых и финансовых ресурсов налогового органа в целях увеличения результативности налоговых проверок;
  • использование новейших форм и методов налоговых проверок, которые основаны на единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок;
  • необходимость использования системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, которая позволила бы учитывать результаты деятельности каждого инспектора, а также эффективно распределяла бы налоговые обязанности при планировании камеральных и выездных налоговых проверок;
  • увеличение размеров наказания за налоговые правонарушения.

Проблема отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.

Для надежного обеспечения финансовой безопасности необходимо создание специальных условий функционирования всей финансовой системы Российской Федерации, при которой исключается малейшая возможность развития коррупции и злоупотребления должностными полномочиями.

Мы полагаем, что для совершенствования налогового контроля в Российской Федерации одной из важнейших предпосылок является постепенное повышение налоговой культуры в стране. И что ее повышение необходимо начинать с раннего возраста и проводить информационную работу со школьной скамьи, например, ввести в учебно-образовательную программу школьников курс лекций о важности налогообложения и значимости налоговой дисциплины для решения социальных вопросов.

Применение рассмотренных выше мероприятий позволит повысить результативность контрольных мероприятий налоговых органов, а, соответственно, повысит собираемость налогов в целом по стране.

кандидат юридических наук

старший научный сотрудник, Институт проблем рынка, Российская академия наук

117418, Россия, г. Москва, пр-д Нахимовский, 47

Lapin Andrey Viktorovich

Senior Researcher, Market Economy Institute of Russian Academy of Sciences

117418, Russia, g. Moscow, pr-d Nakhimovskii, 47

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: Предметом статьи являются теоретические проблемы правового регулирования контрольно-надзорной функции органов исполнительной власти на примере налогового контроля. Автором статьи проанализированы статистические данные контрольно-надзорной деятельности органов ФНС России за 2011-2014 годы. Анализ подготовленного Минэкономразвития России проекта Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации», концептуальной идеей которого является создание правовой основы для формирования единой системы государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации, показал его актуальность для налогового контроля. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, традиционно правовые методы (формально-логический, сравнительно-правовой), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что необходимо поддержать идею формирования правовой основы для создания единой унифицированной системы контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основным вкладом, который сделан автором в настоящей статье - это необходимость унификации контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. Новизна статьи заключается в разработке предложений по правовому регулированию налогового контроля.


Ключевые слова: налоговый контроль, федеральная налоговая служба, органы исполнительной власти, функции, контрольно-надзорная деятельность, административные регламенты, систематизация, унификация, результативность, эффективность

Abstract: The author studies theoretical problems of legal regulation of the supervisory activities of executive authorities using the example of tax control. The author analyzes the statistical data of supervisory activities of the bodies of the Federal Tax Service of the Russian Federation for 2011 – 2014 years. The author analyzes the draft law “On the grounds of state and municipal control (supervision) in the Russian Federation”. The concept of this law is the idea of creation of the legal grounds for the formation of the common system of state and municipal control (supervision) in the Russian Federation. The analysis shows its urgency for tax control. The research methodology is based on the modern achievements of epistemology. The author applies general philosophical methods, the system method, analysis, synthesis, analogy, deduction, traditional legal methods (formal-logical and comparative-legal), and the methods of specific sociological research (statistical, expert assessments, etc). The author concludes that it is necessary to support the idea of forming a legal base for creating a common system of control and supervision activities of public and local authorities. The author comes to the conclusion about the necessity to unify the control and supervision activities of executive bodies. The novelty lies in the proposals about legal regulation of tax control.

administrative regulations, control and supervision activity, functions, Executive authorities, Federal tax service, tax control, systematization, unification, effectiveness, efficiency

В учебной литературе налоговый контроль характеризуется как «самостоятельная функция (форма) управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта органом государственного управления с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений от действующих правовых норм и неблагоприятных ситуаций, по которым целесообразно своевременно принять правовое решение или проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел» [1] . Законодательно определение налогового контроля дано в статье 82 Налогового кодекса РФ: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом» [2] . Налоговый контроль осуществляют органы ФНС России. Главной целью налогового контроля является воспрепятствование уходу от уплаты налогов, обеспечение своевременного поступления в бюджетную систему налоговых платежей в полном объеме.

Характеризуя в целом эффективность контрольно-надзорной деятельности ФНС России, следует отметить значительные изменения в последние годы в организации налогового контроля и совершенствование системы налогового администрирования. Из более чем 8,7 млн. подконтрольных объектов, состоящих на учете в ФНС России, лишь 2-3 процента в год охвачены проверками. Такие показатели не следует рассматривать как негативные, наоборот, их следует признать более эффективными [3] . Большая часть проверок налоговых органов проводится в форме документарных (камеральных) проверок, проводимых без взаимодействия с хозяйствующими субъектами. Выездные проверки планируются по результатам проведенного анализа риска причинения вреда в связи с нарушениями конкретными хозяйствующими субъектами налогового законодательства.

Так, по официальным статистическим данным, размещенным на сайте ФНС России, и данным аналитических докладов «Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации» и «Основные тенденции и итоги контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в 2011-2014 гг. (количественная оценка)» численность сотрудников ФНС России значительно сократилась – в 2,55 раза или на 60,85 %. Если в 2011 году 56062 сотрудника ФНС России осуществляли контрольно-надзорные функции, то в 2014 всего лишь 21 946 человек [4,5,6] . При этом, объем финансовых средств, выделенных ФНС России на выполнение контрольно-надзорных функций в 2011 году составил 13133,1 млн. руб (примерно 33 процента от суммы средств, выделенных иным федеральным органам исполнительной власти), а в 2014 году соответственно – 9649,7 млн. руб или 14 процентов. В 2014 году на одного сотрудника ФНС России приходилось 12,3 проверки [6, с. 32] , а доля выявленных правонарушений возросла и составила 88,2 % от общего числа проверок [6, с.47] . При этом возрастает результативность проверок. Так, в 2013 году ФНС России - 76,3 % случаях возбуждены дела об административных правонарушениях, по итогам которых в 93,3 % наложены административные наказания [5, с. 284-285] .

Для наглядности анализа эффективности контрольно-надзорной деятельности ФНС России приведем статистику показателей в динамике с 2011 по 2014 гг.

Динамика отдельных характеристик контрольно-надзорной деятельности ФНС России

Характеристика контрольно-надзорной деятельности ФНС России

Читайте также: