Налог за проезд по дорогам

Опубликовано: 28.04.2024

Расходы на проезд по платным дорогам можно учитывать в налоговой базе по прибыли. Статья 264 НК РФ позволяет подобные расходы отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Для таких расходов, как и для всех, принимаемых к учету, важно наличие подтверждающих документов и экономическая целесообразность.

Расходы на проезд по платным дорогам можно учитывать:

  • в составе расходов на содержание служебного автотранспорта на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ;
  • в составе сборов за право въезда, проезда, как часть командировочных расходов в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Платная дорога не может быть безальтернативной

Федеральный закон № 257-ФЗ обязывает власти прокладывать платные дороги в дополнение к дорогам, движение по которым бесплатно. То есть, по всем направлениям у водителя должен быть выбор между платной и бесплатной дорогой. Строить платные дороги там, где нет свободных дорог не разрешено.

Часто платная дорога становится безальтернативной для водителя, если на бесплатной дороге накапливаются длинные «пробки» и движение по ней проблематично.

Организации, которые обеспечивают движение по платным дорогам обязаны:

  • обеспечивать беспрепятственный проезд, исключающий образование «пробок»;
  • устранять неисправности, препятствующие нормальному движению автомобилей;
  • обеспечить эвакуацию неисправного транспорта, в том числе в результате ДТП.

Расходы на проезд по платной дороге

Как и все расходы, которые бухгалтер включает в налоговую базу по прибыли, согласно статье 252 НК РФ, расходы на проезд по платной дороге должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Чтобы экономически обосновать необходимость проезда по платной дороге, при наличии на этом направлении или участке бесплатной дороги, директору компании нужно издать приказ. В нем необходимо указать причины, по которым выбрана платная дорога.

В целом платная дорога имеет ряд преимуществ. Такие как: развитая инфраструктура (кафе и заправки через каждые несколько километров, хорошее дорожное покрытие (без ям и выбоин), большое количество полос движения, выше разрешенная скорость движения.

Причины выбора платной дороги при наличии бесплатной альтернативы:

  1. Сокращение времени в пути.
  2. Необходима ускоренная доставка (продукты питания).
  3. Сокращение расходов на ГСМ (платная дорога короче).
  4. Снижение рисков потери, утраты груза.
  5. Условия договора пассажирских перевозок.
  6. Уменьшение износа шин из-за качественного покрытия дороги.
  7. Обеспечение оптимальной, безопасной, щадящей эксплуатации автомобиля с целью продления срока службы и снижения расходов на техническое обслуживание.
  8. Наличие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей безопасность водителя, соблюдение режима труда и отдыха, питание.
  9. Любые другие, соответствующие вашей деятельности.

Документы для подтверждения расходов по платным дорогам

Чаще всего расчеты за проезд служебных автомобилей по платным дорогам фирма проводит через оператора дороги. Бывает, что сотрудники самостоятельно приобретают талоны на проезд по платным дорогам, либо оплачивают возможность проезда непосредственно на въезде через специальный терминал.

Во втором случае, деньги работнику оформляются под отчет, а затем нужно составить авансовый отчет, к которому приложить чек-талон.

Траснпондер для фирмы

Транспондер — это электронное устройство, позволяющее безостановочно проезжать пункты оплаты по специально выделенным полосам и производить оплату в автоматическом режиме. Оплата дороги с применением транспондере дешевле.

Транспондер для проезда по платной дороге можно купить или взять в аренду. Стоимость отличается в зависимости от компании, продающей устройство, и точки продажи.

Обслуживанием платных дорог в России занимается государственная компания "Автодор". В случае приобретения транспондеров подтвердить расходы можно договором с ООО "Автодор-Платные Дороги" и документами об оплате.

Юридическим лицам, после завершения отчетного периода, ООО "Автодор - Платные Дороги" предоставляет следующий пакет отчетных документов:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет об исполнении поручения;
  • счет-фактуру на услуги с НДС.

Срок предоставления документов с 5 – 15 число по завершению каждого расчетного периода (расчетный период равен 1 (одному) календарному месяцу):

  • Акт выполненных работ – ежемесячно;
  • Акт сверки взаиморасчетов – ежеквартально.

Срок предоставления документов – ежемесячно после 15 числа по завершению каждого расчетного периода (расчетный период равен 1 (одному) календарному месяцу).

Документы можно получать по системе электронного документооборота. В Личном кабинете на сайте Автодора доступны следующие отчетные документы:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет об исполнении поручения;
  • акт сверки за месяц;
  • подробный отчет о совершенных поездках (группировка по PAN);
  • отчет по списку средств оплаты у клиента и их статусам.

Расходы на платные дороге для УСН-компании

Затраты на парковку автомобилей компании и проезд по платным дорогам прямо не названы в перечне расходов, разрешённых для компании на УСН.

Но, как разъяснял Минфин, эти расходы можно учесть, но нескольким основаниям:

  1. Если парковку и платную дорогу сотрудник оплачивает по пути в командировку, эти расходы можно списать как командировочные (подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
  2. Плату за парковку можно учесть в составе материальных, как расходы на услуги сторонних организаций (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Главное, чтобы у фирмы были все документы, обосновывающие и подтверждающие расходы.

Кроме того, нужно, чтобы был приказ директора, в котором обосновано использование платной парковки или платной дороги. О том, что указать в приказе мы написали выше.

Дороги – необходимые коммуникации, важность которых не нуждается в обоснованиях. Строительство, поддержание в нужном состоянии, обслуживание, ремонт дорожного покрытия – это довольно затратные статьи расходов федерального бюджета. Для частичного покрытия этих расходов и одновременно улучшения качества передвижения часть путей сделаны платными для водителей.

Как организован в России и за рубежом сбор за движение по платным магистралям? Как регулирует эту сферу закон? Каким образом взимается оплата? От чего зависит сумма? Куда и каким способом требуется ее вносить? Как отражается эта операция в налоговом и бухгалтерском учете? В статье – вся необходимая информация о проезде по платным трассам.

Платная услуга проезда по магистралям

Платная автомобильная магистраль – это трасса или ее участок, за движение по которой с водителей взимается определенная сумма согласно утвержденным тарифам. Цель взимания платы:

  • покрытие части затрат на постройку трассы;
  • частичная компенсация расходов на эксплуатацию дороги;
  • пополнение местного бюджета за счет «транзитных» водителей.

Как правило, параллельно с платной трассой существует возможность добраться в точку назначения бесплатно. Но такой путь обычно отличается большей протяженностью и худшим качеством дорожного покрытия, а часто и загруженностью и отсутствием необходимой инфраструктуры.

СПРАВКА! На сегодня в РФ единственным оператором платных дорог является государственная компания «Автодор».

Оценим плюсы и минусы

Для получателя средств преимущества платных магистралей очевидны, а какие плюсы платного проезда для самых пользователей – водителей? Рассмотрим ожидаемые и реальные преимущества платных дорог.

  1. Лучшее дорожное покрытие – по сравнению с «бесплатными» магистралями, во многом ставшими «притчей во языцех», на платных за качеством покрытия следят и своевременно ликвидируют наиболее вопиющие недостатки.
  2. Меньшая загруженность – на таких автобанах водителям предоставляется больше полос для движения, на некоторых трассах это может быть 5-6 полос в одном направлении.
  3. Большая разрешенная скорость – не некоторых магистралях она превышает среднее значение для аналогичных бесплатных трасс.
  4. Быстрое реагирование спецслужб – если что-то произойдет на платной дороге, например, авария, затор, гололед и т.п., службы приедут и выполнят свой долг значительно быстрее. Оператором дороги предоставляется бесплатный эвакуатор до места стоянки и возможность находиться там в течение суток.
  5. Большая безопасность – достичь пункта назначения можно не только с большим комфортом и скоростью, но и с меньшей вероятностью аварии.
  6. Исключение возможности пробок – все условия в совокупности делают пробки на платных трассах весьма малореальным явлением.
  7. Развитая инфраструктура – помимо самой дороги, оборудуются объекты, значимые для водителей, расположенные не слишком далеко один от другого (заправки, площадки для отдыха, кафе, ремонтные базы и т.п.).

Для автотранспорта предприятий к этим преимуществам добавляются дополнительные:

  • увеличение скорости доставки груза;
  • меньшее время занятости водителей;
  • экономия топлива, ГСМ, запчастей;
  • более редкие ремонты автомобилей вследствие меньшего износа;
  • повышение экономической эффективности грузоперевозок.

Наконец, лучшие дороги автоматически ведут за собой развитие и других отраслей: прежде всего, туризма, торговли, промышленности, сельского хозяйства и др., каждая из которых, в свою очередь, развиваясь, поднимает благосостояние нации.

Что не понравится на платной дороге

Конечно, никто не будет в восторге от самого факта необходимости оплаты. Огорчают пользователей устанавливаемые тарифы: на сегодня стоимость проезда по платным магистралям РФ является одной из самых дорогих в европейской зоне.

Еще один недостаток, который, к сожалению, проявляется в РФ, — это то, что в некоторых случаях платной дороге нет нормальной альтернативы. Законодательно нельзя взимать плату за проезд, если не существует бесплатной аналогичной дороги. Но на практике, далеко не все существующие бесплатные дублеры трасс «удобоваримы» для проезда.

Наконец, неприятно может быть расположение некоторых платных дорог. Например, трасса М-11 «Петербург – Москва», в настоящее время еще не оконченная, проходит очень близко от жилого района, жители которого не в восторге от такого соседства.

Кто платит за проезд

Вносить деньги за право ехать по такой дороге должны только водители:

  • легковых автомобилей, в том числе такси;
  • междугородних автобусов;
  • грузовых авто.

Бесплатное движение на платных дорогах предусмотрено исключительно для специального и общественного транспорта, а именно:

  • карет скорой помощи;
  • полицейских машин;
  • пожарных;
  • всех видов общественного транспорта, кроме такси, междугороднего и международного.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пешеходы, велосипедисты, водители гужевого транспорта освобождены от обязанности оплачивать проезд по такой магистрали, но, как правило, они ею практически не пользуются.

Способы взимания оплаты с водителей

На сегодня функционируют три системы взимания оплаты за движение по магистралям:

  1. Открытый способ оплаты. При такой системе пункт внесения средств располагается прямо на трассе и перекрывает движение. Проезжают через него только оплатившие дальнейшее движение автомобили. Минусы такой системы:
    • дополнительные затраты на организацию пунктов сбор пошлины и оплату труда сборщиков;
    • возможные заторы в пунктах пропуска;
    • возможность для водителей уклониться от оплаты, объезжая пункты сбора по другим дорогам или бездорожью.
  2. Закрытая система дорожного сбора. Пункты приема средств ставятся только при въезде на дорогу или при выезде. Плату берут только в одном конце дороги либо водители покупают право въехать на магистраль, подтверждаемое билетом, а на выезде производится окончательный расчет. За утерянный билет платится максимальная сумма. Недостатками являются те же дополнительные расходы на организацию.
  3. Автоматическая система оплаты полностью нивелирует недостатки первых двух. Она подразумевает установку в автомобиль специального устройства – транспондера. В нем содержится информация о счете водителя, внесении и расходовании им средств за проезд. Электронные системы оплаты считывают информацию с транспондера даже на большой скорости автомобиля, поэтому для внесения денег не нужно останавливаться и производить отдельные операции.

На трассах удобно комбинируются разные системы оплаты. С автомашин, оборудованных транспондерами, она считывается автоматически, остальные могут внести средства в операторских кабинках либо в терминалах.

Водители могут оплатить проезд по трассе разными способами:

  • наличными;
  • кредитной картой;
  • бесконтактной смарт-картой;
  • посредством специального терминала;
  • обратившись к агенту по приему дорожного сбора.

На многих платных трассах существует фото- и видеофиксация номеров и самих водителей: если у них нет транспондера, а мимо операторской кабинки они проехали «зайцем», квитанция на дородный сбор им придет по почте.

От чего зависит сумма дорожного сбора

Максимальную стоимость проезда определяет правительство, а варьирует оплату региональная власть. В РФ за проезд 1 км той или иной платной трассы придется выложить от 3 до 10 руб. Сумма определяется рядом факторов:

  • классом транспорта;
  • его весом;
  • габаритами;
  • количеством колесных осей;
  • временем движения (дневным или ночным);
  • особенностями трассы.

Некоторые категории транспорта на определенных участках могут пользоваться специальными льготами и скидками. Подробно о них информирует официальный сайт «Автодора».

Законодательное регулирование платных дорог

Законы о плате за проезд по магистралям появились раньше, чем открылись такие участки дорог. Существует несколько законодательных попыток урегулировать этот вопрос.

  1. «Первой ласточкой» был указ Б. Ельцина «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе» от 08.12.1992 г.
  2. Им же был подписан указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования» от 27.06.1998 года, где вводились правила создания платных дорог.
  3. Современная законодательная процедура опирается на подписанный В.Путиным 08.11.2007 года Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» № 257-ФЗ, частью которого является регламент пользования платными путями сообщения.
  4. Правила, согласно которым взимается оплата за движение, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 18 от 19.01.2010 г.
  5. Особенности налогового учета платного проезда регламентированы в письме УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.

Как появились платные трассы в РФ

Первый опыт по взиманию платы с водителей был осуществлен в России в 1999 году – платным был сделан проезд на участке трассы М-4 «Дон» протяженностью в 20 км, расположенный в Липецкой области, а через год длину платного проезда увеличили до 50 км.

Далее проект платных дорог практически не реализовывался вплоть до 2010 года, когда согласно ФЗ № 257, к вышеуказанному участку присоединился еще один платный путь – отрезок в 22 км в Московской области. Появляются платные отрезки дорог на других трассах:

  • 4 участка в Псковской области;
  • 5 км внутригородской трассы в Санкт-Петербурге;
  • новый выход на МКАД с трассы М-1 «Москва – Брест».

На 2017 год действует ряд платных участков трасс М-3, М-4 и М-11.

С 2010 года ведется строительство новых платных магистралей:

  • М-10 «Москва – Санкт-Петербург»;
  • Центральная кольцевая автодорога в Московской области;
  • двухполосной скоростной дороги между Кубинским шоссе и трассой «Наро-Фоминск – Васильчиново».

Могут быть объявлены платными некоторые существующие дороги, если им есть бесплатная альтернатива.

К СВЕДЕНИЮ! Объявление платными реконструированных участков старых дорог не бесспорно, так как их строительство уже было профинансировано путем взимания транспортного налога.

Бухгалтерский учет расходов на проезд по платным магистралям

Средства, затрачиваемые на пользование автодорогой, удобнее всего учитывать на счете 26 «Общехозяйствнные расходы» или 44 «Коммерческие расходы». ПБУ и Инструкция по его применению разрешают производить учет на одном из счетов диапазона 20–29, в зависимости от учтенной политики и особенностей деятельности организации.

Если эти затраты несет транспортная компания, их удобнее отражать в связи с определенным объектом калькулирования, то есть тем или иным видом перевозок.

Если оплата вносится автоматически, расходы можно списать так:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 51 «Расчетные счета» – внесение оплаты за проезд по платной дороге;
  • дебет 20 (…–29), кредит 76 – учет оплаты проезда по скоростной магистрали в составе расходов.

Если в организации нет своего транспорта, но для частых поездок ими были приобретены транспондеры для автоматической оплаты проезда, эти расходы также можно отнести к дорожным.

  • дебет 44 «Коммерческие расходы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражение расходов по проезду по платной магистрали;
  • дебет 19 «НДС» – отражение входного НДС;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» – принятие входного НДС к вычету.

Налоговый учет расходов на платные дороги

Минфин и ФНС в соответствующих документах (письмо Минфина РФ № 03-11-11/57133 от 06 октября 2015 г., письмо УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.) признают затраты на движение по платным магистралям в составе «Прочих расходов», связанных с производством или продажей, а также затрат на содержание автотранспорта, сборов на право проезда.

Плательщики УСН по системе «доходы минус расходы» прямо не могут учесть такие траты в «минусе», поскольку их нет в соответствующем перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но если отразить их не как самостоятельные траты, а как часть комплексного расхода, такой путь экономии при уплате налога возможен. Плата за проезд по дорогам при грамотном обосновании может быть сочтена частью:

  • материальных расходов;
  • командировочных;
  • затрат по оплате товаров для дальнейшей реализации;
  • трат по изготовлению или покупке основного средства (например, доставка купленного актива или материалов для него средствами самой фирмы).

Налоговый кодекс разъясняет ряд моментов, касающихся определения затрат на движение по платным трассам как уменьшающих базу налога на прибыль:

  • такие расходы могут быть обоснованы как материальные затраты на содержание автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • если водитель поехал по платной дороге, следуя в командировку или обратно, расходы можно счесть командировочными (подпункт 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • штатные водители в своих разъездах платят за движение по таким магистралям, совершая «материальные расходы на услуги сторонних организаций» (подпункт 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

ВАЖНО! Поскольку, как правило, наряду с платным всегда имеется альтернативный бесплатный проезд, требуется для обоснования таких расходов доказать их целесообразность или производственную необходимость. Руководитель в качестве такого доказательства может расписать экономию времени, ГСМ, оплаты труда водителей, сбережение других ресурсов, подтвердить это статистическими выкладками, сравнительной справкой-расчетом.

Если экономическая обоснованность не будет доказана подтверждающими документами, удовлетворяющими требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона № 402-Ф, налоговая не сможет принять эти затраты для целей уменьшения базы налога на прибыль. Ведь необоснованный с точки зрения экономики дополнительный комфорт передвижения должен обеспечиваться уже после уплаты этого налога.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Российское законодательство предусматривает дорожный сбор за проезд по платным дорогам. Кроме того, с 15 ноября 2015 года для грузовых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, введен новый вид платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам общего пользования. Этот дорожный сбор обязаны платить все владельцы указанных выше транспортных средств, при этом масса перевозимого груза значения не имеет. Сбор платят даже в том случае, когда фуры двигаются по федеральным автомагистралям порожняком.

Например, несколько лет назад было принято решение о возможности введения платы за проезд по автомобильным магистралям или их участкам (Указы Президента РФ от 27.06.1998 № 728, от 08.12.1992 № 1557). В настоящее время средства, взимаемые в виде платы за проезд по платным дорогам, направляются на ремонт и содержание существующих автотрасс, а также строительство новых дорог. Кроме того, недостаток бюджетных средств на развитие дорожной инфраструктуры частично восполняется путем взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средствами.

Правовая природа дорожных сборов

Основным условием эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе является обеспечение возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования (ст. 37 Закона № 257-ФЗ). То есть проезд по платной автомагистрали - это право автомобилиста, решение о необходимости проезда по такой дороге он принимает самостоятельно и всегда имеет возможность отказаться от данных расходов.

В отличие от платы за проезд плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, имеет не добровольный, а обязательный характер. То есть отказаться от внесения такой платы владельцы тяжеловесных транспортных средств не могут.

До недавнего времени компенсировать причиненный дорогам вред необходимо было только в том случае, если масса транспортного средства и (или) осевые нагрузки превышали допустимые значения (ст. 31 Закона № 257-ФЗ; Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. пост. Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 (далее - Правила № 934)). Внесение платы в счет возмещения такого вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (Приложение № 1 к Порядку выдачи специального разрешения, утв. приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258). Расчет этих платежей осуществляют:

  • на участках автодорог федерального значения - Федеральное дорожное агентство;
  • на участках автодорог регионального или межмуниципального значения - органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • на участках автодорог местного значения - органы местного самоуправления;
  • на участках частных автодорог - владельцы этих автомобильных дорог (п. 3 Правил № 934).
С 15 ноября 2015 года для грузовых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, введен новый вид платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам общего пользования. Ее обязаны платить все владельцы поименованных транспортных средств, при этом масса перевозимого груза значения не имеет. Плата вносится даже в том случае, если указанные большегрузы двигаются по федеральным автомагистралям порожняком (ст. 31.1 Закона № 257-ФЗ; Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утв. пост. Правительства РФ от 14.06.2013 № 504).

Взимание платы осуществляется с использованием специальной системы "Платон" (http://platon.ru/ru/about/). Размер такой платы - фиксированный и составляет 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам. По многочисленным просьбам представителей бизнес-сообщества о минимизации дополнительной финансовой нагрузки на предприятия Правительством Российской Федерации было принято решение о существенном снижении платы на первые месяцы эксплуатации системы "Платон". Так, до 29 февраля 2016 года включительно размер платы будет составлять 1,53 рубля на один километр пути (на этот период к размеру платы 3,73 руб. применяется коэффициент 0,41). С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно будет применяться коэффициент 0,82, что обеспечит снижение размера платы в этот период до 3,06 рубля на один километр (п. 2 пост. Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191).

Бухгалтерский учет дорожных сборов

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) формирование информации о таких расходах ведется на счетах 20-29. Выбор конкретных счетов учета затрат осуществляется исходя из положений учетной политики организации с учетом особенностей хозяйственной деятельности, в которой используется автотранспорт.

Расходы на проезд по платной автодороге могут быть произведены путем перечисления средств непосредственно на счет оператора платного участка дороги.

Оплата проезда осуществляется с помощью технического средства автоматической электронной оплаты (транспондера). В учете это отразится следующим образом:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

- перечислена плата за проезд по скоростной автомагистрали;

ДЕБЕТ 20, 23, . 44 КРЕДИТ 76

- плата за проезд по скоростной автомагистрали учтена в составе затрат.

Однако обычно расчеты с оператором осуществляются через сотрудников организации, которые либо самостоятельно приобретают талоны на проезд по платным дорогам, либо оплачивают возможность проезда непосредственно на въезде через специальный терминал. Необходимая сумма выдается работнику заранее или возмещается по факту.

При направлении сотрудника в командировку на служебном автомобиле в учете могут быть сделаны записи:

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

- выданы сотруднику денежные средства под отчет;

ДЕБЕТ 20, 23, . 44 КРЕДИТ 71

- отражены расходы на оплату проезда по платной автомобильной дороге.

Если на проезд сотрудник тратит собственные средства, а затем обращается в бухгалтерию за компенсацией понесенных затрат, вместо счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" применяется счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".

Плата в счет возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам тяжеловесным транспортом, отражается в регистрах бухгалтерского учета аналогичным образом. Обращаем внимание, что по своей правовой природе данная плата не является налоговым платежом (пост. КС РФ от 17.07.1998 № 22-П), поэтому учитываться на счете 68 "Расчеты с бюджетом" она не должна. Как и в случае с оплатой проезда по платной дороге, при перечислении данного вида дорожного сбора кредитовать следует счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

НДС по дорожным сборам

Для целей Налогового кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, работы или услуги (ст. 39 НК РФ). Очевидно, что при перечислении платы в счет возмещения вреда автодорогам, причиненного тяжеловесом, речи о реализации не идет, соответственно, и говорить об объекте налогообложения по НДС не приходится. Согласны с данным выводом и представители Минфина России, прямо указывающие, что перечисление оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, не связано с определением налоговой базы по НДС (письмо Минфина России от 06.10.2015 № 03-11-11/57133). А если НДС к оплате не предъявляется, то и права на вычет у налогоплательщиков, уплачивающих рассматриваемые дорожные сборы, не возникает (ст. 171 НК РФ).

Вместе с тем следует понимать, что если в дальнейшем компания расходы на уплату данных платежей планирует включать в стоимость оказываемых ею услуг по перевозке грузов, то есть фактически возмещать данные затраты за счет своих клиентов, то базой для начисления НДС будет являться вся стоимость транспортных услуг, указанная в договоре на перевозку (письмо Минфина России от 19.08.2015 № 03-07-11/47815).

По мнению автора, начислять НДС также необходимо и в том случае, если платежи за возмещение вреда автодорогам в цену транспортных услуг включаться не будут, но по условиям договора на покупателя возложена обязанность по компенсации данных расходов поставщику. Суммы такой компенсации следует считать связанными с оплатой реализованных услуг. Налоговый кодекс содержит прямую норму, обязывающую налогоплательщиков увеличивать налоговую базу по НДС на такие суммы (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). В связи с этим денежные средства, поступающие налогоплательщику в качестве возмещения понесенных им расходов на уплату дорожных сборов, подлежат включению в налоговую базу по НДС.

Что касается услуг по организации проезда по платным автомобильным дорогам и (или) их участкам, то в общем случае такие услуги являются объектом налогообложения (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Соответственно, при их реализации дополнительно к цене (тарифу) предъявляется к оплате сумма налога и выставляется счет-фактура (пп. 1, 3 ст. 168 НК РФ).

Вместе с тем из этого правила существует одно исключение: из-под объекта налогообложения выведены услуги по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация (подп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ). Данная норма не распространяется на услуги, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением.

Обратите внимание, речь идет о проезде именно по федеральным автодорогам. Услуги по предоставлению права проезда по дорогам местного и регионального значения, а также по магистралям, находящимся в частной собственности, сюда не относятся и должны облагаться НДС на общих основаниях (пост. ФАС ПО от 31.07.2013 № Ф06-6502/13 по делу № А65-24984/2012 (определением ВАС РФ от 28.10.2013 № ВАС-14434/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС ДВО от 01.11.2007 № Ф03-А04/07-2/4306).

Наличие объекта налогообложения, в свою очередь, свидетельствует и о возможности применения вычета по данным услугам, естественно, при наличии правильно оформленного счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Дорожные сборы при расчете налога на прибыль

Виды расходов, которые могут быть учтены при расчете налога на прибыль, поименованы в главе 25 Налогового кодекса. И хотя расходы на проезд по платным автодорогам и на возмещение вреда, причиняемого дорогам тяжеловесными транспортными средствами, прямо в этой главе не называются, их экономическая обоснованность и направленность на получение дохода сомнений не вызывает.

Так, внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам, для владельцев транспортных средств является необходимым условием для дальнейшего использования автомобильной дороги. Эти сборы прямо установлены законом, отказаться от их уплаты автовладелец не может, следовательно, уплата таких платежей экономически оправдана и прямо связана с возможностью дальнейшего получения дохода (пост. АС ВВО от 11.03.2015 № Ф01-437/15, Второго ААС от 21.11.2014 № 02АП-8621/14, от 03.04.2014 № 02АП-483/14, ФАС ВВО от 03.07.2014 № Ф01-2082/14).

Использование платных автомобильных дорог позволяет существенно сэкономить время на доставку груза до пункта назначения, что, безусловно, выгодно налогоплательщику (пост. ФАС СЗО от 24.03.2009 № А21-1241/2008). В то же время с учетом наличия возможности бесплатного альтернативного проезда в том же направлении для подтверждения экономической целесообразности проезда по платной дороге необходимо запастись дополнительными аргументами. Например, можно составить некую справку-расчет, в которой на конкретных цифрах показать, что проезд по платной дороге в сравнении с проездом по дороге общего пользования позволяет существенно сэкономить горюче-смазочные материалы (при движении в дорожной пробке расход бензина значительно увеличивается), а также сокращает время доставки груза (как следствие, возрастает число выполняемых заказов в день). Кроме того, можно запастись статистическими данными, подтверждающими, что на платных трассах количество дорожно-транспортных происшествий значительно меньше, нежели на обычных дорогах.

Отметим также, что понятие "экономически оправданные расходы" является оценочным. По мнению судей, критерием оценки в этом случае является связь тех или иных расходов с намерением получить доход независимо от того, будет ли получен доход в действительности. Компания самостоятельно определяет, являются ли для нее определенные расходы экономически оправданными. Обязанность доказать отсутствие связи между расходами и намерением получить доход лежит на налоговом органе (определения КС РФ от 04.06.2007 № 366-О-П, от 04.06.2007 № 320-О-П).

По мнению Минфина России и ФНС России (письма Минфина России от 06.10.2015 № 03-11-11/57133, УФНС России по г. Москве от 07.06.2012 № 13-11/050285), затраты на проезд по платным дорогам и на возмещение вреда, наносимого автомобильным дорогам тяжеловесным транспортом, могут быть включены налогоплательщиком в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией как затраты на содержание служебного автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) или в качестве сборов за право проезда (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Документальным подтверждением затрат на возмещение вреда, причиненного автодорогам тяжеловесами и большегрузами, могут служить документы, свидетельствующие о заключении договора с оператором системы "Платон", специальное разрешение на движение транспортных средств, оформленное в установленном порядке (определение ВАС РФ от 03.05.2012 № ВАС-14022/11), а также любые расчетно-платежные документы. В качестве документов, подтверждающих проезд по платным дорогам, могут быть использованы проездные талоны, чеки, выдаваемые в пункте взимания платы за проезд, путевые листы, в которых указан маршрут следования транспортного средства.

Учет дорожных сборов при УСН

Тем не менее, на взгляд автора, данные расходы все-таки можно попробовать учесть при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Только отражать их в книге доходов и расходов нужно не в качестве самостоятельного вида затрат, а в составе некоторых видов расходов. Например:

  • материальных расходов (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • расходов на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) (например, в ситуации, когда доставка купленного имущества осуществляется собственными силами: в этом случае дорожные сборы включаются в первоначальную стоимость приобретенного транспортного средства);
  • расходов на командировки (подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) (например, в ситуации, когда сотрудник отправляется в командировку на служебном транспорте).


Очередное проявление явно набирающего популярность в государстве Российском подхода «люди — новая нефть» случилось в Министерстве транспорта. Его чиновники, видимо, приложив титанические умственные усилия, придумали еще один, уже совершенно беспардонный способ залезть в карман абсолютно всем автомобилистам страны. И замаскировали его безобидным названием «Проект транспортной стратегии России на период до 2035 года». Цели заявлены, как водится, в духе — «за все хорошее против всего плохого», — однако добиваться их на дорогах предлагается, делая, скорее, плохо, чем хорошо.

В разделе документа, касающемся автомобильного транспорта, декларируется задача ввести полностью бесплатный проезд на общественном транспорте. Но взамен будет создан механизм «пользователь платит» для всех автомобилистов. Это означает, что уже с 2025-го года за проезд по всем трассам регионального значения со всех автовладельцев начнут брать деньги. А с 2035-го — и за движение вообще по любым дорогам, включая, судя по всему, улицы городов придется раскошеливаться.


В документе говорится, что это нужно «для стимулирования использования транспорта общего пользования и сокращения пользования личным транспортом в крупных городах». Параллельно «стратегия» предполагает понуждать население ездить на велосипедах и самокатах, сообщает РБК. Надо полагать, что «электорату» придется рассекать на «великах» круглогодично и во всех климатических зонах, — включая Крайний Север.

При этом чиновникам Минтранса, судя по всему, недостаточно, что каждый автомобилист уже сейчас, помимо транспортного налога, постоянно платит государству топливный акциз — примерно по 28—30 рублей с каждого литра горючего, залитого в бак. По сути, это и есть самая непосредственная реализация принципа «пользователь платит». Сколько бензина залил в бензобак — столько и проехал.

«Гениями» из Минтранса, надо полагать, видится введение еще одного поголовного «оброка». Поскольку на каждой улочке по шлагбауму с кассой не установишь, авторы стратегии, вероятно, подразумевают создание некой системы привязанных к номерам машин счетов, с которых будут списываться денежки — в дополнение к топливному акцизу — при проезде каждого транспортного средства под какими-нибудь контрольными приборами. А за неоплату — разумеется, штраф…

Новый KIA K5: первый российский тест-драйв «убийцы» Toyota Camry


Какие шины лучше всего подходят для непредсказуемой российской зимы

Просто гениальная идея, браво! Ведь помимо радужной перспективы непрерывно «сосать бабло» как минимум с 50 млн. жителей страны, установка контрольных устройств для осуществления этого процесса по всей нашей Необъятной потребует огромных затрат со стороны федерального бюджета. И, соответственно, гигантскую возможность «освоить» столь лакомый финансовый кусок для дружественных конкретным чиновникам компаний.

Затраты окажутся велики, даже если механизм «пользователь платит» будет реализован через сведения о перемещениях машины посредством модулей ЭРА-ГЛОНАСС — в некий центр обработки данных. Ведь к 2035 году «живых» автомобилей, не оснащенных такими терминалами, практически не останется. Впрочем, как рассказала порталу «АвтоВзгляд» представитель АО «ГЛОНАСС» Элеонора Ершова, «никаким образом система не может следить за автомобилем — пока вручную не нажата кнопка SOS или она не сработала автоматически при серьёзном ДТП, технически отслеживать автомобиль и его перемещения с помощью модуля невозможно». Правда, по мнению независимых экспертов, при желании и должных инвестициях модернизировать софт никакого труда не составит.

Инициативу Минтранса раскритиковали и в Госдуме. В частности, депутат Серегей Миронов, который убежден в том, что политика дискриминации автомобилистов приведет к монополизму, в условиях которого общественный транспорт неминуемо деградирует. Как пояснил порталу «АвтоВзгляд» парламентарий, «население лишится выбора, передвижение на личной автомашине превратится в привилегию для избранных, а на долю всех прочих останутся тесные, грязные автобусы-электрички, и об этом в первую очередь стоило бы подумать авторам футурологических упражнений из Минтранса».

А значит после ознакомления с грядущей новацией остается, по большому счету, только один вопрос: существует ли в природе какой-то предел, который чиновники постесняются переступать в деле выкачивания средств из автомобилистов страны?

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Читайте также: