Налог взимаемый церковью одна десятая от княжеского бюджета

Опубликовано: 16.05.2024

External.svg

Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 29 марта 2012.

Десяти́на (ивр. маасер; греч. δεκάτη; лат. decima) — десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Содержание

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху, десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей [1] . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника [2] . Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами [3] .

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века, не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

ДЕСЯТИНА (лат. decima), 1) десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. В древности существовала у ряда семитических народов, в частности у евреев, от к-рых перешла в зап. христианскую церковь. Впервые христианская церковь, ссылаясь на Библию, потребовала Д. в 585. С 779 Д. стала обязательной для всего населения Франкского королевства. Д., взимавшаяся в средние века католич. церковью, бралась с урожая зерна и винограда (т. н. большая Д.), огородных и технич. культур (малая Д.), скота и продуктов скотоводства (Д. крови). Канонически Д. распределялась: 1/3 на содержание церк. здания, 1/3 священнику, 1/3 на помощь беднякам прихода. Но с развитием феод, отношений она фактически стала почти целиком взиматься в пользу высшего духовенства. Осн. тяжестью Д. ложилась на крестьянство (высшие слои населения часто от неё освобождались). Отмена Д. (или её ограничение) была одним из требований крестьян во мн. восстаниях. Во Франции была отменена в 1789-90, в других странах в течение 19 в. На Руси Д. была установлена в 10 в. (кн. Владимиром Святославичем); позже церкви было предоставлено право взамен Д. собирать пошлину с дел, рассматривавшихся церк. судом, но в отдельных случаях продолжалось и взимание Д. различными церк. орг-циями (но не монастырями). Окончательно ликвидирована в кон. 19 в.

В исламе разновидностью Д. является закат.

2) Русская поземельная мера. Известна с кон. 15 в. Первоначально Д. измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 1/10 версты (2500 квадратных саженей). Межевой инструкцией 1753 размер казённой Д. был определён в 2400 квадратных саженей (1,0925 га). В 18 - нач. 20 вв. употреблялась также хоз., или косая, Д. (80X40 = = 3200 квадратных саженей), хоз. круглая Д. (60X60 = 3600 квадратных саженей), сотенная (100X100 = 10000 квадратных саженей), бахчевая (80 X 10=800 квадратных саженей) и др. После Окт. революции, в связи с переходом к метрич. системе мер, в соответствии с декретом СНК РСФСР от 14 сент. 1918, применение Д. было ограничено, а с 1 сент. 1927 запрещено.

Лит.: Каменцова Е. И. и Устюгов Н. В., Русская метрология, М., 1965.

Смотреть что такое ДЕСЯТИНА в других словарях:

ДЕСЯТИНА

I(на западе Европы) первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала Д. обязательной. смотреть

ДЕСЯТИНА

(лат. decima) 1) десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. В древности существовала у. смотреть

ДЕСЯТИНА

ДЕСЯТИНА, -ы, ж. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв.саженям или 1,09 гектара. II прил. десятинный, -ая, -ое.

ДЕСЯТИНА

десятина ж. 1) Единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы. 2) Налог в размере одной десятой части дохода, взимавшийся с населения на содержание церкви и духовенства (на Руси и в Западной Европе в период феодализма).

ДЕСЯТИНА

десятина 1. ж. уст.dessiatina (measure of land = 2,7 acres) 2. ж. тк. ед. ист. (налог)tithe

ДЕСЯТИНА

десятина десятинник Словарь русских синонимов. десятина сущ., кол-во синонимов: 3 • десятинник (1) • мера (250) • налог (39) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: десятинник, мера, налог. смотреть

ДЕСЯТИНА

I. Д. - это одноразовое отчисление от воен. добычи (Быт 14:20)или регулярные, как правило, годовые отчисления от урожая и от других доходов в пользу св. смотреть

ДЕСЯТИНА

(Tithing). Передача десятой части собственности или произведенного продукта в распоряжение религиозных институтов и духовенства. Эта древняя практика была широко распространена в античности, в иудаизме и соседних ближневосточных культурах. В. з. заповедями о десятине подчеркивается величина (десятая часть) дара, что отражает веру в непосредственное право Бога распределять зерно, вино и масло, крые дозволено производить людям. В различные исторические периоды Израиля действовали различные предписания, относящиеся к десятине. До кодификации Второзакония передачей десятины сопровождались местные культовые праздники в святилище напр., Амос (вероятно, в связи с обетом Иакова, Быт 28:22) упоминает о десятине, принесенной в Вефиль (Ам 4:4). Первый приплод скота и десятина от урожая предназначались для праздничной трапезы. Священник, крый служил в святилище, путники, вдовы и сироты разделяли трапезу с теми, кто приносил десятину. Неизрасходованная часть десятины отдавалась священникам, их помощникам, а также нуждающимся(Втор 14:22идал.). Согласно Втор, первый приплод скота и десятину приносили в главное святилище, в Иерусалим (*на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там", 14:23), семьи и левиты из разных городов обязаны были посещать Иерусалим для участия в праздничной трапезе. Если путешествие затягивалось и доставить десятину оказывалось слишком трудным, разрешалось продать десятину и купить все необходимое для Иерусалима (ст. 24 и дал.). Но все же данная система не обеспечивала в надлежащей степени потребности нуждающихся, поэтому каждый третий год предписывалось оставлять десятину в родном городе (ст. 2829; 26:1215). Ее распределяли между левитами, пришельцами, сиротами и вдовами, крые сами не могли добыть себе пропитание. Доставка десятины в Иерусалим изменила само ее содержание. Она в значительной мере превратилась из пожертвования части урожая в нечто похожее на культовый налог. К-ром е того, концентрация богослужебного культа в Иерусалиме повлекла за собой потребность храмового священства в чем-то вроде постоянного дохода. В период плена десятина стала одним из налогов, уплачиваемых духовенству. В послепленных текстах культовая трапеза уже не упоминается; в этот период десятину клали на хранение в склады (Неем 10:38; Мал 3:10). Ее уже не доставляли в Иерусалим, а отдавали местным левитам (Неем 10:3738). Т.о., десятина фактически превратилась в налог. В НЗ лишь несколько упоминаний о десятине. Иисус обличал фарисеев за то, что они платят десятину (греч.apodekatoo), но не исполняют другие важные требования закона о справедливости, милосердии и вере (Мф 23:23; ср. Лк 11:42). В Лк рассказывается о молящемся в Храме фарисее: "…даю десятую часть из всего, что приобретаю" (18:12). В Евр 7:6; 8:9 есть три ссылки на Быт, с упоминанием десятины. В ранней Церкви ее членам предписывалось платить десятину. В отличие от в. з. правил ее рассматривали как абсолютный минимум необходимых пожертвований, крый платили со всего дохода; "Дидахе" предписывает, чтобы "первые плоды" отдавались с "денег, одежды, всего имущества" (13:7). В позднейшей церковной истории обязанность платить десятину всегда вступала в противоречие с заповедью Христа продать все имущество и раздать деньги нищим (Мф 19:21), а также с Павловым учением, согласно к-ром у Христос несет свободу от предписаний за:кона(Гал 5:1). КVVIbb. практика десятины твердо установилась в исторических христианских регионах на Западе, а вVIII в. каролингские правители еделали уплату церковной десятины частью государственного закона. КXII в. монахам, крым раньше было запрещено непосредственно принимать десятину (и крую они сами выплачивали), предоставили некрую свободу позволили непосредственно получать десятину и не выплачивать ее. Нередко разгорались споры: одни старались уклониться от уплаты, другие присвоить доходы от десятины. Средневековые десятины делились на земельные (плоды урожая), личные (результаты труда) и смешанные (продукты животноводства). К-ром е того, они подразделялись на большие (ячмень, овес, дерево), крые передавали приходскому священнику или настоятелю местного монастыря, и малые, включавшие все остальные виды земельных десятин плюс смешанные и персональные десятины. В Англии, особенно к XVIXVII вв., вопрос о десятине стал предметом постоянного конфликта, поскольку благосостояние государственной Церкви зависело от ее уплаты. Попытки архиепископа Лодадо 1640 г. повысить объем десятинных выплат обусловлены серьезными социальнополитическими и экономическими причинами. Английские пуритане и другие группы ратовали за отказ от десятины в пользу добровольных пожертвований, предназначенных для духовенства. Но самую жаркую и ожесточенную полемику вызвал вопрос о десятине во время Гражданской войны. После нее законодательно предусмотренная практика десятины просуществовала до XX в. D.K. McKlM (пер. Ю.Т.) Библиография: G. Constable,Monastic Tithes from Their Origins to the Twelfth Century; C. Hill, Economic Problems of the Church from Archbishop Whitgift to the Long Parliament; L. Vischer,Tithing in the Early Church. . смотреть

ДЕСЯТИНА

(лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) - 1) Д. церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. смотреть

Церковная десятина на Руси как средство обеспечения Православной церкви известна с первых сообщений о строительстве и обеспечении новых храмов. В Киеве отчисления из доходов великого князя до середины XI века сосредотачивались в главной церкви города - церкви Рождества Богородицы, именуемой также Десятинной церковью. Специфика древнерусской десятины заключалась в том, что эта 1/10 часть поступлений, получаемых Церковью с территории государства, уплачивалась княжеской властью не в частном, а в централизованном порядке, пт имени всего населения. «Повесть временных лет» сообщает, что Владимир после постройки Десятинной церкви
"рек сице: даю церкви сей святей Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть..". Согласно Уставу князя Владимира: ".. и по том летом минувшим, создах церковь Святую Богородицю и дах десятину к ней по всей земли Рускои, и с княжения от всего суда десятый грош, и с торгу десятую неделю, из домов на всякое лето десятое всякаго стада и всякого живота Чюднои Матери Божии и Чудному Спасу". Десятина давалась не всем вновь основанным церквам, а только соборным. Таковы, например, указания на получение десятины новгородским кафедральным собором, о чем свидетельствуют изменения, внесенные в ее отчисление в Новгородском уставе князя Святослава Ольговича 1137 года. В нем зафиксировано: «Устав, бывший прежде на Руси от прадед и от дед наших: имати пискуном десятину от дани, и от вир, и породаж, что входит в княжь двор всего». Тем самым подтверждались положения Устава князя Владимира о церковной десятине. «Правило о церковных людях и о десятинах» - трактат XIII века о правах церковной организации на принадлежавшие ей большие материальные средства также связывает десятину только с соборными церквами: «От княжа суда ото всякого десятая векша, и ис торгу десятая неделя, и от всего схода, прибытка, и отлова княжа, и от всякого живота десятое в зборную церковь: царь или князь в девяти частех волю иматъ, а церкви зборная в десятой части. ». Устав князя Святослава свидетельствует, что князь Святослав решил заменить десятину фиксированной суммой размером в 100 гривен, которая ежегодно передавалась епископу. В Уставе перечисляются также погосты и указывается, сколько с каждого из них денег должно поступать епископу. Устав купеческой корпорации Новгорода регулировал вопросы взаимоотношений князя, епископа и города с церковью святого Иоанна Предтечи, устанавливая выделение средств на содержание Церкви. Согласно Смоленской уставной грамоте 1136 года десятина отчислялась от дани, взимаемой с каждой из 34 административных единиц княжества, города или волости, которые выплачивали на княжеский двор установленную сумму; размер этой суммы для каждой административной единицы был не одинаков. 30-е годы XII века — время, когда в сбор десятины, по сравнению со временем, когда она была установлена, вносились значительные изменения (ограничение состава десятины, появление других источников обеспечения).
Известно об уплате десятины от такой части бюджета, кок поступления от полюдья. Смоленская уставная грамота 1136 года свидетельствует о наличии поступлений от, полюдья, взимаемого на территориях, обладающих особым статусом: «На Копысе полюдья четыре гривны, а перевоза четыре гривны, а торгового 4 гривны, а с Корчъмити не ведомо, но что ея соседей, и с того десятина святей Богородици. ». Впоследствии полюдье собиралось ежегодно осенью и зимой путем объезда князем с его дружиной и других территорий восточно-славянских княжеств, пошедших в состав государства Руси.
Наряду с данями церковная десятина отчислялась от средств, поступающих княжескому суду. Наиболее раннее упоминание судебной десятины находится в Краткой Правде XI века (ст. 41), где при расчете долей судебных пошлин вместе с долями мечника, в одном случае, и емца, н другом, указана и десятина - «А от гривны мечнику куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а от 12 гривну емьцю 70 кун, а в десятину 2 гривны,, а князю 10 гривен». Об отчислении церкви Богородицы части судебных штрафов говорит Устав князя Владимира о десятинах, текст которого датируется второй половиной XII века. Однако известно, что в XII веке судебная десятина отменяется.

Десятину Церковь получала также от княжеских торговых пошлин. Первые сведения об этом относятся к XII веку, хотя, возможно, торговые десятины появились ранее XII века, поскольку пошлины существовали со времени образования государства, которое всегда нуждалось и пополнении бюджета. Что касается форм отчисления, то их известно несколько. Устав князя Владимира ужев ранних текстах содержит положение «из торгу десятую неделю », которое присутствует в Оленинской XII века, Синодальной XIII века и Волынской XIV века редакциях. По Смоленскому уставу торговая десятина отчислялась от того, что собиралось в качестве княжеских даней, вероятно, в центре волости, - это отражает ее раннюю простую форму сбора. Согласно Печерской редакции Устава Владимира XIV века и Лаврентьевской летописи, указания на «десятую неделю торга» предполагают такую организацию сбора пошлин, при которой они поступают по неделям чиновникам разных ведомств - княжеским и городским в течение девяти недель, а епископу — каждую десятую неделю, т. е. пять недель в году. Окончательно такой порядок сложился к XII веку.
Не всегда размер десятины соответствовал 10 процентам. Так, согласно расчетам в соответствии с Краткой правдой, размер отчислений составлял 20 процентов от сборов, а по Уставу князя Владимира, в редакции XV века, десятина составляла 50 процентов. Такой большой размер процентов объясняется тем, что, в частности, в Новгороде архиепископ выступал не только в роли главы церковной организации, но и главы республиканского Новгорода вообще, о чем, в частности, свидетельствует Новгородская судная грамота (первая половина XV века). Известны также случаи систематической выплаты Церкви фиксированных денежных сумм независимо от источников их получения.
В середине XII века при сохранении десятины епископские кафедры, соборные церкви, крупные монастыри начинают получать в собственность землю - сначала незаселенную, а затем с селами. Упоминания о земельной собственности епископских кафедр появляются несколько позже первых упоминаний о монастырской земельной собственности, в частности, Киевского Печерского монастыря, но примерно тогда же, когда получают землю другие известные монастыри. Имеются сведения о том, что Смоленский князь Ростислав Мстиславич передал в 1136 году новой кафедре землю, на которой располагались два села.Тексты Устава князя Владимира в его редакциях — древнейшей начала XI века и последующей XII века, не упоминают земельной собственности среди тех источников, которыми обеспечивались епископские кафедры. Это объясняется сохранением при переработках Устава его древней основы, связанной с именем Владимира, даже в XII веке,
когда кафедры уже владели землями. Сведения о земельной собственности кафедр появляются лишь в полемическом «Правиле о церковных людех. » конца XIII века и использующей его Волынской редакции Устава князя Владимира рубежа XIII—XIV веков.
Летописные сообщения указывают на то, что соборные церкви и епископские кафедры владели не только сельскими, но и городскими землями. Правда, исторические источники свидетельствуют о том, что не все земли передавалисьь в собственность Церкви, некоторые из них фактически находились во временном пользовании, так как впоследствии по распоряжению князей они были передаваемы другим владельцам. В то время как владение селами продолжалось в течение столетий, города очень скоро были утрачены. Причиной этому является различный статус этих владений: города оставались в собственности князей, а Церкви передавались только доходы с них, которые впоследствии могли быть заменены другими поступлениями. Несмотря на то, что они служили важным источником материального обеспечения, будучи передаваемы князьями и качестве десятой части своих поступлений, в юридическом отношении эти земли являлись только объектом извлечения дохода, а не хозяйственной деятельности. Таким образом, в городах, принадлежавших Церкви, наблюдается пережиток раннефеодальной, даннической, формы эксплуатации, возникающей не в сфере производственных отношений между производителем и потребителем результатов прибавочного труда — Церковью, а опосредованной через государственную, княжескую власть

И. А. Куницын "Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы" (М., 2000. 462 с.)

словарь

ДЕСЯТИНА, 1) налог с крестьян — сбор десятой части дохода на содержание церкви и духовенства в период феодализма. В Англии десятина в денежной форме сохранялась до 1936. 2) Мера земельной площади в дореволюционной России , равная 2400 квадратных саженей (1,0925 га).

ДЕСЯТИНА, основная дометрическая русская мера площади = 2400 кв. саженей (1,09 га, так называемая казённая). В 18 — начале 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная) = 3200 кв. саженей (1,45 га).

ДЕСЯТИНА церковная, десятая часть урожая (или других доходов), взимавшая католической церковью в средние века с населения. Упразднена в конце 18—19 вв.


ДЕСЯТИНА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/domestic_history/text/1949580

ДЕСЯТИ́НА, 1) Д. цер­ков­ная – де­ся­тая часть до­хо­да, взи­мав­шая­ся Цер­ко­вью в Сред­не­ве­ко­вье и Но­вое вре­мя в Зап. Ев­ро­пе и на Ру­си. В древ­но­сти су­ще­ст­во­ва­ла у не­ко­то­рых се­мит­ских на­ро­дов, в ча­ст­но­сти у ев­ре­ев, от ко­то­рых пе­ре­шла в зап. хри­сти­ан­скую Цер­ковь. Впер­вые Цер­ковь по­тре­бо­ва­ла Д. в 585 (Ма­кон­ский со­бор). Пи­пин Ко­рот­кий ввёл Д. в ка­че­ст­ве воз­ме­ще­ния Церк­ви при се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных вла­де­ний. При Кар­ле I Ве­ли­ком с 779 (Ге­ри­сталь­ский ка­пи­ту­ля­рий) Д. ста­ла обя­за­тель­ной для все­го на­се­ле­ния Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. Во Фран­ции Д. от­ме­не­на в 1789–90, в др. зап.-ев­роп. стра­нах – в 19 в. На Ру­си ус­та­нов­ле­на в 996 ки­ев­ским кн. Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем и пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­ча­лась для ки­ев­ской Де­ся­тин­ной церк­ви , вско­ре при­об­ре­ла ха­рак­тер по­все­ме­ст­но­го на­ло­га, взи­мав­ше­го­ся цер­ков­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми (за ис­клю­че­ни­ем мо­на­сты­рей).

2) Цер­ков­ный ок­руг, часть епар­хии в Рос­сии до нач. 18 в. Во гла­ве Д. сто­ял де­ся­тиль­ник, функ­ции ко­то­ро­го с 1551 час­тич­но пе­ре­шли к по­пов­ским ста­рос­там и де­сят­ским свя­щен­ни­кам.

3) Рус. ме­ра пло­ща­ди зе­мель­ных уго­дий. Из­вест­на с 14 в. Пер­во­на­чаль­но рав­ня­лась 1 / 100 квад­рат­ной вер­сты, или 50 × 50 = 2500 квад­рат­ных са­же­ней. В 18–20 вв. су­ще­ст­во­ва­ли разл. оп­ре­де­ле­ния Д.: ка­зён­ная Д. (2400 квад­рат­ных са­же­ней, 1,0925 га), хо­зяй­ст­вен­ная ко­сая Д. (80 × 40 = 3200 квад­рат­ных са­же­ней), хо­зяй­ст­вен­ная круг­лая Д. (60 × 60 = 3600 квад­рат­ных са­же­ней), со­тен­ная Д. (100 × 100 = 10000 квад­рат­ных са­же­ней), бах­че­вая Д. (80 × 10 = 800 квад­рат­ных са­же­ней) и др. В свя­зи с пе­ре­хо­дом в 1918 к мет­рической сис­те­ме мер при­ме­не­ние Д. бы­ло ог­ра­ни­че­но, с 1927 – за­пре­ще­но.

ДЕСЯТИ´НА, -ы, ж. Русская единица земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара. || прил. десятинный, -ая, -ое.

Десятина ж. десятая часть чего, одна десятая доля; подать, составляющая десятичную долю съ имущества или дохода. || Стар. округъ, извѣстное число церквей и монастырей, въ вѣденiи десятинника. || Мѣра земли: казенная десятина, тридцатка или сороковка, длины 80 саж.; поперекъ 30, или 60 и 40, т. е. 2400 квадратн. саж.; хозяйственная косая, домашняя: 80 и 40, т. е. 3200 квд. саж.; сотенная, по сту саж. вдоль и поперекъ, 10 т. кв. саж. Въ астрх. десятина 100 саж. длиннику, 10 поперечнику, двадесятинная, 20 и 100; бахчовая, 80 и 10 с. Десятинный, къ десятинѣ, въ разныхъ знч. относящiйся. Десятинный сборъ, по десяти съ сотни. Десятинная мѣдь, съ частныхъ сибирскихъ заводовъ, платящая подать въ казну. Десятинная церковь , стар. сооруженная десятиннымъ сборомъ? первенствующая въ десятинѣ своей? Десятинщикъ, юж. съемщикъ земли изъ оброка, кортомщикъ. Десятинникъ или десятильникъ м. стар. сборщикъ пошлинъ съ церквей и монастырей, въ пользу архiерейскаго дома; родъ благочиннаго на свою десятину, округъ; || нынѣ, кур. благочинный, священникъ, которому поручено нѣсколько церквей, приходовъ. Десятовать, десятствовать, облагать десятиною, десятичною податью; платить ее, отдавать десятою долю. -ся, быть облагаему десятичною податью. Десятованi е cр. стар. вносъ десятины, десяти до ста. Десятствованiе ср. обложенiе чего десятиной и плата ея. Десятство ср. десятованiе, уплата десятины. Десятинить землю, дѣлить на десятины.

Десятина (мера площади)

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десятина — старая русская единица земельной площади.

Применялось несколько разных размеров десятины, в том числе «казённая», равная 2400 квадратным саженям (109,25 соток; 1,09 га ) и использовавшаяся в России до введения метрической системы.

История

Десятина представляла собой прямоугольник со сторонами в 80 и 30 («тридцатка») или 60 и 40 («сороковка») саженей и носила название казённой десятины. Была основной русской поземельной мерой.

Известна с XIV века. В «Книге сошного письма» даётся следующее определение десятины: «В десятине 80 сажен длинник, поперечник 30 сажен, а дробных (то есть квадратных) в десятине 2400».

Первоначально десятина измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 1/10 версты (2500 квадратных саженей).

Согласно межевой инструкции 1753 года размер казённой десятины был определён в 2400 квадратных саженей. В XVIII — начале XX веках употреблялась также:

  • хозяйственная косая десятина (80 × 40 = 3200 квадратных саженей);
  • хозяйственная круглая десятина (60 × 60 = 3600 квадратных саженей);
  • сотенная десятина (100 × 100 = 10 000 квадратных саженей);
  • бахчевая десятина (80 × 10 = 800 квадратных саженей) и другие.

После Октябрьской революции, в связи с переходом к метрической системе мер, в соответствии с декретом СНК РСФСР от 14 сентября 1918 года применение десятины было ограничено, а с 1 сентября 1927 года — запрещено.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Читайте также: