Налог в пользу помещика
Опубликовано: 21.09.2024
Отмена крепостного права не сбросила с крестьян оковы рабства. За свободу и землю им требовалось заплатить помещику. Но события 1905 года разрушили эту систему.
Временнообязанные крестьяне: то ли воля, то ли неволя
На протяжении долгих-долгих лет крестьяне носили на себе оковы крепостного права. И постепенно уровень недовольства рос. Когда он приблизился к критической отметке, власть всё же решила провернуть реформу и освободить крестьян. 19 февраля 1861 года давний порядок отменили. Формально. На деле же крестьяне чувствовали себя обманутыми. Их заставили довольствоваться лишь личной свободой. Люди отныне могли свободно перемещаться, заключать браки, некие гражданские сделки, торговать и теоретически переходить в другие сословия. По распоряжению Александра II получили они и землю. Вот только она им не принадлежала. Надел требовалось выкупить у помещика. Стоит ещё сказать, что на размер надела влияло много факторов, начиная от природных условий и заканчивая экономическими особенностями губернии.
Итак, крестьяне, получившие свободу без свободы, должны были выплатить помещику определённую сумму. И до тех пор, пока долг не будет погашен, люди продолжали работать на помещика. Барщина и оброк никуда не делись.
Правда, государство не оставило крестьян один на один с огромной суммой. Власть взяла на себя обязательства по выплате процентов и капитала, отталкиваясь от процентных бумаг, выданных помещикам. От крестьян же требовалось вернуть государству деньги в течение 49 лет. И ежегодно они платили выкупные платежи — по 6% от полученной суммы. Крестьяне, которые смогли уложиться в срок, становились крестьянами-собственниками. А те, кто не сумели, переходили в категорию «временнообязанных». Они продолжали трудиться на земле помещика, отплачивая оброк или барщину.
На бумаге всё выглядело жизнеспособно. Но на деле крестьяне столкнулись с целым ворохом проблем. Во-первых, размер надела, а заодно оброк и барщину временнообязанные определяли совместно с помещиками. И хотя за соблюдением реформы следил специальный институт мировых посредников, чаще всего соглашения заключались в пользу дворянства. Именно их мнение являлось определяющим. Из-за этого нюанса крестьяне получали наделы меньше, чем у них были раньше. И что самое неприятное в этой ситуации, помещики оставляли себе, как правило, самые лучшие земли. Другой нюанс: даже несмотря на выплаты и переход земли в частную собственность, крестьяне не имели права продавать свои наделы. Они могли только передавать их по наследству. И третий момент — цены. Стоимость земли «неожиданно» выросла. И крестьяне выкупали её по ценникам, которые чуть ли не на 25% превышали реальную рыночную стоимость.
И на камнях растут деревья: окончательное падение рабских оков
По мнению многих исследователей, к отмене крепостного права никто не был готов: ни помещики, ни крестьяне. Власть решила провернуть реформу быстро — всего лишь за несколько десятилетий. И поэтому каждая из сторон считала, что её пытаются тем или иным способом обмануть. Но отступать было поздно. И началась пора заключения выкупных сделок.
За два десятка лет реформы она принесла существенный доход. И власть решилась на снижение выкупных платежей. Всего же в период с 1861 по 1906 годы крестьяне выплатили государству около 1,6 млрд рублей. А доход власти превышал сумму в 700 млн рублей.
Изначально предполагалось, что выкуп всех земель завершится в 1932 году. Но в начале 20-го века ситуация в Российской империи была настолько сложной, что выкупные платежи отменили гораздо раньше — в 1907 году. На этот шаг правительство Николая II пошло после событий 1905 года. И на выкупных платежах поставили крест в ходе аграрной реформы, которую предложил Столыпин.
1905 год наглядно показал власти, что с выкупной операцией пора завязывать. В начале ноября председатель Совета министров Сергей Витте и землевладелец Николай Кутлере выпустили Высочайший манифест, а также указ. Эти документы гласили, что с 1 января 1906 года выкупные платежи уменьшались в 2 раза, а через год они и вовсе отменялись. Это событие имело колоссальное значение для всей страны. Во-первых, государство лишилось огромных денег. И произошло это именно в тот момент, когда империя остро в них нуждалась. В выигрыше в данной ситуации оказались крестьяне и помещики. Последние всё равно продолжили получать деньги по выкупным обязательствам.
Отказ от выкупных платежей превратил реформу из очень прибыльной для государственного бюджета в убыточную. Называлась цифра под 390 млн рублей. Но этот шаг со стороны государства был вполне оправдан. Власть понимала, что ситуация выходит из-под контроля и пришла пора чем-то жертвовать. Отмена платежей стала прямым продолжением практики аннулирования неустоек по просроченным платежам. Этим часто грешили крестьяне. Власти ничего другого не оставалось, только как закрывать глаза. Подобный подход приводил лишь к учащению просрочек. Получался замкнутый круг.
Интересно вот ещё что: крестьяне, которые к моменту отмены выкупных платежей уже не имели финансовых долгов, болезненно восприняли реформу. Они были уверены, что власть пошла на это только из-за событий 1905 года. Соответственно, правительство ничего не выиграло, выставив себя в роли жертвы, а заодно попытавшись заигрывать с взволнованным крестьянством. И народ не успокоился. Наоборот, волнения лишь возросли уже в 1906 году.
ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - прямой личный налог.
Взималась в Древнем Риме в период республики и принципата с жителей римских провинций, а в эпоху домината, после проведения всеобщей переписи населения 289-290 годов, - со всех городских жителей. В средние века и Новое время существовала в Западной Европе: периодически вводилась в Англии в XIV и XVI века; в виде капитации (от латинского caput - голова) взималась во Франции в 1695-1699 годы и 1704 - конец XVIII века. Аналог подушной подати с немусульманского населения в Халифате и Османской империи - джизия. В России сменила систему подворного обложения. Введена царём Петром I в Европейской России и Сибири Плакатом о сборе подушных денег от 26.6(7.7).1724 года с целью обеспечить содержание новой регулярной армии; со временем была распространена на Слободскую (1765), Левобережную (1783) и Правобережную (1795) Украину, Прибалтику (1783), а также на вновь присоединённые территории.
Подушной податью были обложены все категории крестьян (помещичьи, государственные, дворцовые, монастырские, позднее - удельные), посадские люди, разночинцы, а также однодворцы и дворовые люди, которые до введения подушной подати не несли тягла в пользу государства, с 1775 года - мещанство. От уплаты подушной подати были освобождены дворянство, духовенство, казачество, с 1775 года - формировавшееся купечество (заменена сбором с объявленного капитала), с 1863 года - мещанство (кроме Сибири; для него подушная подать заменена налогом с городского недвижимого имущества). Сословия, платившие подушную подать, назывались «податными» (около 90% от общей численности населения в Европейской России в середине XIX века).
Для подготовки к введению подушной подати по указу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы произведена перепись населения мужского пола, подлежавшего обложению (выявила 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы - проверка её результатов (ревизия), которая учла 5,4 миллионов ревизских душ. Непосредственная ответственность за взимание подушной подати возлагалась у государственных крестьян на общину по принципу круговой поруки, в помещичьих имениях - на помещика, в городах - на органы посадского (мещанского) самоуправления и городскую администрацию. Величина подушной подати законом устанавливалась в равном размере с каждой ревизской души, независимо от возраста, но община и мещанское общество осуществляли раскладку подушной подати в соответствии с тяглыми возможностями каждого двора (хозяйства); при раскладке подати в помещичьих имениях, как правило, также учитывалось благосостояние отдельных дворов. Общая сумма подати, которую ежегодно выплачивали крестьянская община или мещанское общество, рассчитывалась исходя из зафиксированного фискальными документами (ревизскими сказками) числа ревизских душ и оставалась неизменной вплоть до следующей ревизии. Изменения, происходившие в естественном составе населения между ревизиями, не учитывались, в связи с чем податное обложение было неравномерным. В местностях, где в силу к.-л. причин население сокращалось, податная тягота возрастала и, напротив, уменьшалась там, где происходил прирост мужского населения.
Первоначальный размер подушной подати был установлен путём деления суммы, необходимой для содержания армии, на число налогоплательщиков. В 1724 году подушная подать определена в 74 копейки. С 1725 года для крестьян подушная подать составляла 70 копеек, для податного городского населения - 80 копеек (кроме этого, помещичьи крестьяне платили оброк или несли барщину, государственные крестьяне и городское население были обложены дополнительным оброчным сбором в пользу государства в размере 40 копеек с ревизской души). До 1782 года старообрядцы платили двойной подушный оклад (один шёл в доход государства, другой поступал Русской православной церкви), половиной подушного оклада были обложены и женщины в старообрядческих общинах (за исключением старообрядцев, которые жили в приграничной полосе, чтобы не провоцировать их бегство из страны). В 1740-1750-е годы 70-копеечный оклад неоднократно снижался на отдельные годы (от 3 до 17 копеек), в этот период правительство увеличивало косвенные налоги (таможенные сборы, поступления от винной монополии и другие). С начала 1760-х годов, когда возможности усиления косвенного налогообложения были исчерпаны, подушная подать возрастала, к 1798 году составила 1 рубль 26 копеек для помещичьих крестьян, 4 рубля 26 копеек для государственных крестьян и близких к ним категорий и 2 рублей для мещан (включая оброчный сбор). С учётом падения курса ассигнаций, больших военных расходов подушный оклад в 1810 году увеличен до 2 рублей для крестьян и до 5 рублей для мещан, к 1818 году - до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек соответственно. В 1839 году, с началом денежной реформы министерства финансов Е.Ф. Канкрина, подушный оклад переложен на серебро (для крестьян составил 95 копеек, для мещан - 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он увеличен, но вместо уравнительного обложения ревизских душ подушные оклады были дифференцированы по отдельным местностям, составив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.
Введение подушной подати привело к значительному росту государственных доходов, поступления от неё составляли 54,1% государственных доходов в 1724, 52,7% - в 1749 году, 34,6% - в 1758 году, 57,1% - в 1785 году. В дальнейшем роль подушной подати снижалась за счёт роста косвенных налогов и введения новых прямых налогов - с городских недвижимых имуществ (1863), государственного поземельного налога (1875). К 1881 году подушная подать составляла около половины всех прямых налогов, а те, в свою очередь, давали 18% государственных доходов.
Необходимость обеспечить исправную уплату подушной подати стала одной из причин введения паспортной системы. На протяжении всей истории подушной подати её сбор сопровождался значительными недоборами. Так, к 1740-м году общая сумма недоимок достигла 5 миллионов рублей. Власти, с одной стороны, неоднократно предпринимали жёсткие меры по их взысканию, с другой - периодически прощали их из-за невозможности взыскать полностью по причине слабости бюрократического аппарата и разорения крестьянских хозяйств (особенно характерного для 1-й половине XVIII века).
Согласно Плакату 1724 года, сбор подушной подати осуществлялся земским комиссаром (выбирался дворянами дистриктов - военно-администртивных округов) совместно со штаб-офицерами и под наблюдением командира полка (в 1727-1730 годы земские комиссары и штаб-офицеры подчинялись провинциальным воеводам). С 1736 года сбор был передан уездной администрации, которая собирала подушную подать при содействии «офицеров у подушного сбора». После губернской реформы 1775 года им занимались казённые палаты. В XVIII веке сбором подушной подати ведали как военные (Военная коллегия, Генеральный кригс-комиссариат), так и гражданские (Камер-коллегия и ряд других) центральные учреждения под контролем Сената, в XIX веке - Министерство финансов, а также МВД, которое осуществляло контроль за деятельностью губернского начальства по взысканию недоимок.
Правительство не раз официально признавало недостатки подушной системы налогообложения (1727, 1810, 1832). Комиссия для пересмотра системы податей и сборов при Министерстве финансов в 1859 году пришла к выводу, что «без совершенной отмены подушной системы нельзя достигнуть существенного улучшения в устройстве прямых податей». Подушная подать в Европейской России постепенно отменена императором Александром III. По указу от 18(30).5.1882 года прекратилось с началом 1883 года взимание подушной подати с безземельных крестьян, бывших дворовых людей и с крестьян, получивших в ходе крестьянской реформы 1861 года земельный надел в размере 1/4 от высшей нормы (так называемых крестьян-дарственников). Законом от 14(26).5.1883 года размер подушной подати понижен, а для бывших фабричных и заводских крестьян она отменена. Законом от 28.5(9.6).1885 года взимание подушной подати прекращено с началом 1886 года с большинства крестьян, а с началом 1887 года - со всех бывших податных сословий, кроме жителей Сибири, где подушная подать законом от 18(30).1.1898 года упразднена с началом 1899 года. Отмена подушной подати была компенсирована ростом поземельного налога, налога с городских недвижимых имуществ, налогов за право торговли и промыслов, увеличением акциза со спирта, а также оброчной подати с бывших государственных крестьян с последующим её преобразованием в выкупные платежи.
- Что такое повинности крепостных крестьян
- Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства
- Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке
- Какие повинности несли крестьяне в пользу господина
- Барщина
- Оброк
- Церковная десятина
- Рекрутская повинность
Что такое повинности крепостных крестьян
Повинности крестьян — это обязанности крестьян по отношению к их хозяину — помещику или государству.
Крепостное право на Руси существовало на протяжении нескольких сотен лет. Помещики и государство имели право распоряжаться личностью, трудом, имуществом крепостных крестьян. Зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства или господ и были прикреплены к земле феодала.
Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости. Выделяли следующие виды феодально-зависимых людей:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- Государственные крестьяне имели право менять место жительства и даже переходить в другие сословия. Все повинности и налоги они платили государству.
- Для помещиков крепостные были полной собственностью. Они обладали правами продажи, дарения, заклада, завещания, обмена на людей. Подневольные люди могли быть сосланы на каторгу, избиты без суда, просто по приказу хозяина, проданы в рекруты. Имуществом зависимых также полностью распоряжался барин.
- Экономические крестьяне появились после того, как церковные земли были секуляризированы и переведены в ведомство коллегии экономии. Эта категория крепостных не переселялась насильно в иные регионы, но несла рекрутские повинности и зависела от государства. После ликвидации коллегии экономические крестьяне стали государственными.
- Посессионные крестьяне были приписаны к промышленным предприятиям (мануфактурам) и работали в основном там. Их нельзя было переводить в сельскохозяйственную отрасль и отправлять в рекруты.
- Дворцовые крепостные (они же удельные) находились в подчинении императорской семьи. Основной их обязанностью была уплата оброка в пользу государя.
Так или иначе, крепостные крестьяне выполняли барщину, платили оброк, подушную подать, несли различные повинности:
- рекрутскую;
- дорожную;
- постойную;
- подводную и др.
Характер повинностей различался от принадлежности крестьян и требований помещиков.
Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства
Крепостные люди платили в пользу государства подушную подать и ряд установленных налогов.
Другие обязанности накладывались в пользу государства в основном на государственных крестьян. Подневольные иной принадлежности несли повинности своим хозяевам (помещикам, владельцам мануфактур, императорской семье).
Государство предоставляло крепостным земельные наделы. За пользование землей они должны были платить подати и сборы, денежный и натуральный оброк, вносить средства на нужды земств. Государственные крестьяне имели право выкупа земельного участка, право выбора занятий: помимо земледелия могли заниматься изготовлением и продажей ремесленных изделий, извозом и другими занятиями.
Обязанности в пользу государства различались в разных регионах России. Например, на плодородных землях крепостные подолгу работали на пашне, в неплодородных районах платили денежный оброк или оброк хлебом, в северных и таежных — оброк пушниной.
В любом случае, за пользование государственными землями подневольное население исполняло условленные обязанности в пользу собственника — государства.
Поборами государство облагало и ремесла, которыми занимались на селе. Отдельными сборами облагались:
- мельницы;
- мыловарни;
- кузницы;
- кожевенные мастерские;
- рыбные промыслы.
Усиленные сборы приходились на сборы средств для служилых людей, в частности обеспечение их экипировкой и полное содержание, зарплату местным властям, охрану слободских въездов.
В годы, когда Россия вела активную внешнюю политику и вступала в военные действия, размер налогов и подушной подати в пользу государства увеличивался. Казну необходимо было пополнять, а делать это с помощью налогов было быстрее и удобнее.Нередко люди поднимали бунты и локальные восстания, выражали недовольство повышением налогов и сборов, но эти выступления всегда подавлялись властями жестоко и кроваво. Для усмирения населения в некоторые районы вводились военные части.
Существовал и общественный сбор, средства от которого тратились на ремонт дорог, содержание сельских и волостных управ, оплату срочных расходов.
В пользу государства крестьяне несли и такие повинности, как несение караулов, сопровождение ссыльных, ремонт дорог и мостов, предоставление жилья служащим, содержание лошадей и гоньба.
Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке
За право пользования землей крепостные должны были выполнять определенные обязанности. В первую очередь подневольный народ работал на господской пашне бесплатно, используя собственные орудия труда. Люди пахали землю, засеивали семенами, ухаживали за всходами, собирали урожай.
В лугах косили траву и работали на заготовке сена. Помещики могли заставить принадлежащих им людей рыбачить, заниматься собирательством, охотой, полностью отдавая добытое. Нередко труд подневольных применялся в строительстве, ремонте.
Отношение к крестьянам как к бесплатной рабочей силе было развито в большинстве регионов.
У представителей сословия формально был выбор — отработать определенное количество времени, отдать часть выращенных продуктов или деньги. Господину было удобнее получить вознаграждение деньгами, но у крестьян такой возможности чаще всего не было. Поэтому нередко они отдавали выращенные сельскохозяйственные продукты, хоть и не лучшего качества.
Нередко помещик заставлял крепостных работать на своей земле постоянно, не давая возможности и времени обрабатывать собственную. При этом часть урожая подневольный человек все равно был обязан отдать хозяину.
Какие повинности несли крестьяне в пользу господина
В пользу господ крепостные крестьяне несли любые повинности, установленные хозяевами. Самыми обычными были отработка барщины и уплата оброка, самыми нелепыми — оплата за дым, сбор со двора. Помещик по умолчанию был и владельцем всего имущества, принадлежавшего крестьянину. В любое время он мог забрать все, что потребуется, себе, без спроса и разрешения крепостных и членов их семей.
Одним из обычаев, который крепостные крестьяне в числе многих относили к дурным, был обычай на «право первой ночи». Женщина, выходившая замуж, первую брачную ночь проводила с барином, а не с мужем.
К концу XVIII века крепостные крестьяне перешли в полную собственность господ. Закон предписывал помещикам помогать крепостным в тяжелое время, но происходило такое крайне редко. Помещики могли поощрять только крестьян, занимавшихся какой-либо деятельностью, приносящей деньги. Ведь чем больше крепостной крестьянин заработает, тем больше доход будет и у помещика.
Барщина
Барщина — даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего с личным инвентарем в хозяйстве земельного собственника.
Барщина является основным видом феодальной повинности, возникшим в XVI веке. В основе барщины лежит труд крепостного крестьянина на земельном наделе господина. Право определять количество времени, отведенное на отработку, принадлежало помещику.
Первоначально барщина являлась добровольной повинностью, крестьянин мог отказаться от ее выполнения. За использование помещичьей земли крестьянин мог отдать часть выращенного урожая.
Со временем крепостнические устои становились сильнее, помещики уже самостоятельно распоряжались подневольным людьми, их временем, трудом и имуществом. Соборное Уложение ввело бессрочный розыск беглых крепостных крестьян. Этим крестьяне были окончательно прикреплены к помещичьим землям.
В XVIII веке не было закона, устанавливающего срок барщины, поэтому крепостные люди работают на помещичьих землях почти постоянно, не имея возможности обрабатывать собственные угодья. Таким образом, положение представителей данного сословия в XVIII веке становится все хуже. Лишь изданный Павлом I в 1797 году манифест о 3-дневной барщине ввел ограничение на использование помещиками крестьянского труда и запрет на работу в воскресенье.
После публикации указа об отмене крепостного права (1861 г.) барщина оставалась повинностью для временнообязанных крестьян, но срок ее должен был определяться договором между помещиком и принадлежащим ему человеком. Господин мог продлить или сократить срок по своему усмотрению.
Некоторые помещики разрешали крестьянам выбирать между барщиной и уплатой денежного оброка. Это было выгодно обеим сторонам, так как отдать часть продуктов или деньги было проще, чем работать на пашне или в лугах продолжительное время.
Барщина имела двоякое значение. Помещику было выгодно использовать бесплатную рабочую силу на своих угодьях, но было невыгодно кормить крестьян в дни отработки. Кроме того, крестьяне не всегда добросовестно относились к работе, трудились вполсилы, так как вовсе не были заинтересованы в этом.
Оброк
Оброк является особым видом повинности крепостных крестьян, при котором помещику отдается часть денег или продукты. На размер оброка влиял размер земельного надела крестьян, но по факту все определял землевладелец.
Оброк выплачивался как по сроку, так и по требованию. Например, помещик мог спросить в качестве оброка продукты к праздникам (хлеб, яйца, молоко), часть урожая (пятый сноп, пятое ведро ягод, пятый пуд зерна или другого продукта и т.д.). Такие ситуации растягивались по времени, так как помещик не позволял убрать урожай, пока не осмотрит его и не посчитает. Нередко помещик затягивал выбор, тогда развивался худший для крестьян сценарий. Непогода в это время губила выращенное, и крестьянин, отдав помещику лучшие продукты из оброка, оставался ни с чем.
Решить, чем и когда крестьянин будет платить оброк, мог только помещик. Помимо натурального и денежного сбора, он мог обложить крестьян сборами с дыма, двора. Определение размера оброка составлялось феодалом.
Церковная десятина
Крепостные крестьяне также несли повинность в пользу церкви — десятую часть урожая отдавали в приход. Взнос имел название «церковная десятина» и должен был направляться на строительство, содержание церквей, приходов, покрывать расходы духовенства. Натуральные продукты, уплачиваемые в качестве десятины, шли напрямую духовенству.
Сбор церковной десятины был в ведении «десятильников» — специально назначаемых для этих должностных лиц при храмах и приходах. Со временем часть обязанностей десятильника были переданы десятским священникам.
Рекрутская повинность
Помимо натуральных повинностей и оброка, крестьяне несли повинность рекрутскую. Мужчины в возрасте от 20 до 35 лет призывались в рекруты и составляли костяк российской армии. Термин «рекрут» узаконен в России в 1705 году.
Первоначально в рекруты забирали пожизненно, затем срок службы сократили до 25 лет, а в 1804 году — до 20 лет. Дальнейшие изменения в сроках службы рекрутов произошли с вступлением на трон Александра II.
Рекруты переходили в военное сословие, далее обязанность служить передавалась по наследству. Отработка рекрутской повинности зачастую являлась единственной возможностью выйти из крепостного состояния. Люди, вышедшие в отставку, получали право владения наделами, землей либо могли стать членом какого-либо податного сословия. По данным первой половины XIX века свободу путем отбывания рекрутской повинности получило больше крепостных, чем получивших иными путями.
Отставные рекруты нанимались сторожами, надзирателями, дворниками на участок, швейцарами. Рекрутская повинность была отменена в 1874 году. Сам термин «рекрут» был упразднен и заменен на «новобранец».
Историко-генеалогический словарь-справочник
НАЛОГИ, СБОРЫ, ПОДАТИ
Барщина — даровой принудительный труд крестьян в пользу помещика в период крепостного права.
Дань — плата, которую побежденный народ платил победителю в Древней Руси; натуральный или денежный побор с покоренного населения.
Двор — крестьянских дом (хозяйство) со всеми пристройками и службами, как единица учета.
Издольщина — земельная аренда, при которой плата за землю вносится натурой (определённой долей урожая).
Испольщина — вид издольщины, при которой аренда собственнику земли уплачивается не деньгами, а половиной урожая.
Мыт
1) в Древней Руси (поначалу) место остановки возов и лодок;
2) в Древней Руси (позднее) устанавливаемая государством пошлина на провоз товара и прогон скота через заставы. Иногда государство давало право взимать мыт также частным лицам или духовным заведениям.
Оброк — ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками.
Оброк мог быть продуктовым и денежным. После 1861 года барщина и продуктовый оброк, существовавшие наряду с денежным оброком, были заменены денежным оброком.
Отработки — в конце XIX — начале ХХ века в России работа крестьян на земле помещика в качестве натуральной платы (трудом и орудиями труда) за арендованную у него землю, за взятые ссуды, за потравы.
Подать — денежный налог с зависимого (податного) населения до середины XIX века.
Подворное обложение — в России в XVII — начале XVIII века система налогообложения, при которой единицей налогового учёта являлся двор (хозяйство, семья).
Система подворного обложения заменила систему посошного обложения.
Подымщина — в России в XVI — XVIII веках система налогообложения, при которой единицей налогового учета являлся дым (хозяйство, дом).
Подушная подать — в России с 1724 года по 1880-е — 1890-е годы система налогообложения, при которой единицей налогового учёта являлся человек податного сословия мужского пола, вне зависимости от возраста.
Система подушного обложения заменила систему подворного обложения.
Посоха — в России в XVI — XVII веках обязанность тяглого населения поставлять посошных людей (рекрут) на посошную службу (военная служба, на которую набирали людей по принципу «от сохи»).
Посошное обложение — в России в XVI — XVII веках система налогообложения, при которой единицей налогового учета являлась соха.
Пошлина — денежный сбор государства с товаров или операций.
Продналог — натуральный продовольственный налог, введённый в 1921 году в отмену продразвёрстки и заменённый впоследствии единым сельскохозяйственным налогом.
Продразвёрстка — система продовольственных заготовок в период военного коммунизма (1918 — 1921 годы), когда у крестьян, кроме бедноты, производилось принудительное изъятие излишков сельскохозяйственной продукции.
Рало — в Древней Руси до XIV века пахотное орудие типа плуга, единица обложения данью отдельного крестьянского хозяйства.
Тягло –
1) государственное прямое обложение, существовавшее для неслужилого населения, крестьян и посадских, в Московском государстве и включавшее в себя, кроме податей, также и натуральные налоги и повинности;
2) группа хозяйств, земледельческих или промысловых, принимавшаяся за единицу при развёрстке государственного обложения;
3) семья (муж и жена), а также определённое количество трудоспособных лиц в крепостной крестьянской семье как единица при разверстке барщины и оброка, а также государственного обложения;
4) крепостная повинность — барщина, оброк, взимавшиеся с такой единицы (тягла);
5) участок земли, обрабатывавшийся такой единицей (тяглом);
6) совокупность финансовых повинностей, лежавших на крестьянской и посадской тяглой общине, при этом за рабочую единицу принималась семейная пара — муж и жена.
Целовальник — казённая должность по надзору за поступлениями в казну и за населением, при вступлении в которую требовалось дать присягу и поцеловать крест.
Должность существовала с 1497 года по 1754 год. В 1754 году, когда ликвидировали внутренние таможни, остались кабацкие целовальники (продавцы вина), и это название оставалось в обиходе до начала ХХ века.
Ясак — дань у монгольских и тюркских племен уплачиваемая натурой — пушниной или скотом.
- Темы
- Исследования
- Колонки
- Тесты
- Подкасты
- Книги
- Списки литературы
- Фрагменты
- Картотеки
- .
В феврале 1812 года, незадолго до вторжения Наполеона, в Российской Империи впервые был введен налог на доходы. Помочь казне решили в том числе за счет дворян, которые до этого государственные налоги официально не платили. Идея не внушала оптимизма, но обернулась примером фискальной дисциплины аристократов. Феномен успешной реформы изучила Елена Корчмина.
История умалчивает
Эпизод 200-летней давности тем интереснее, что мониторинг уплаты подоходного налога даже сегодня очень сложно осуществлять. В 1812-м к успеху привела инновационная система сбора платежей, но узнать ее подробности оказалось не так-то просто.
В международных исследованиях пример упоминается редко, несмотря на то, что Россия ввела подоходный налог одной из первых, причем с самой высокой на то время ставкой — 10%. В отечественной историографии закрепилось мнение, что дворяне массово уклонялись от уплаты, и значение реформы в целом очень скромное.
Эта точка зрения, уверена Елена Корчмина, результат недостаточного изучения вопроса и предвзятого отношения к дореволюционной элите. Реальность была иной: уровень налоговой дисциплины московского дворянства оказался высок, доля тех, кого можно назвать «налоговыми уклонистами», составила около 30% .
Расчеты основаны на комплексе уникальных архивных источников: индивидуальных налоговых декларациях около 4000 дворян, владевших недвижимостью в Московской губернии, материалах деловой и личной переписки, официальных банковских документах. Выборка охватывает почти 100% потомственных дворян губернии и 2,5% всего потомственного дворянского населения России.
Ставка на рост
Одной из проблем российского бюджета в начале XIX века было погашение внешнего государственного долга. Средства на его обслуживание госсекретарь Михаил Сперанский искал в том числе через повышение старых и введение новых налогов, поэтому 11 февраля 1812 года вышел манифест, вводивший временный сбор с доходов помещиков.
Налогом облагались все виды экономической деятельности, приносившие дворянину прибыль. Информацию о доходах он должен был предоставлять сам ежегодно. Суммы до 500 рублей от налога освобождались, далее, по мере их увеличения, ставка поэтапно росла от 1% до 10%.
Мировая практика подоходного налога только зарождалась. В 1799 году сбор с доходов ввела Великобритания. В английской версии необлагаемый минимум составлял 60 фунтов, годовые отчисления могли достигать 10%.
Таким образом, принципы налогообложения в двух странах были схожи. Но организации сбора платежей кардинально отличалась. Британский плательщик сдавал декларацию в государственные органы, где она проверялась. В России чиновники не имели отношения ни к собиранию сведений, ни к их проверке.
Самоуправление вместо бюрократии
Логичный, казалось бы, путь в казенную палату (представительство Министерства финансов) в этом случае не срабатывал. Сведения надлежало направлять в выборный сословный орган – дворянское депутатское собрание в губернии, состоявшее из предводителя дворянства (председателя) и депутатов от каждого из уездов.
«Правительство понимало, что у чиновников нет ресурсов для сбора и проверки налоговых деклараций дворянства. Чтобы выяснить его экономический потенциал, потребовались бы годы — госслужащие не знали и не могли узнать доходов помещиков, по большому счету они не представляли и численности дворян в губернии. Поэтому процесс сбора налогов, а по сути, вся трудоемкая черновая работа была передана самому дворянскому сообществу», — говорит автор исследования.
Депутатские собрания получили широкий круг обязанностей:
принимали декларации и регистрировали их в специальных протоколах (интересно, что сведения о доходах не должны были быть публичными, но на заседаниях собрания после получения очередной порции деклараций зачитывались фамилии дворян с указанием доходов, и эти сведения могли легко начать циркулировать в местном дворянском обществе на уровне «слухов»);
направляли в казенные палаты списки налогоплательщиков с указанием уплаченных сумм;
выявляли уклонистов (тех, кто не отправлял деклараций самостоятельно), оценивали их доходы и по результатам оценки платился двойной налог.
Государство при такой системе просто собирало деньги. Переложив нагрузку на сословное самоуправление, оно минимизировало затраты и получило необходимый эффект.
Доход по справедливости
Основной доход российская знать имела от поместий: собственно сельскохозяйственное производство, мукомольное, лесопильное, сдача в аренду пастбищ и земель, разведение лошадей и проч.
Для всего этого требовался труд крепостных крестьян, следовательно, именно они являлись ключевым элементом в определении уровня богатства и в расчетах налоговых выплат.
Для оценки прибыльности имения сами дворяне использовали такой параметр как «рублевый доход на одного крепостного» (количество денег, заработанных крестьянином для помещика). «Параметр не отражал максимальный возможный доход, скорее, его стоит расценивать как справедливый доход, то есть такой, который дворянин считал для себя приличным и достаточным», — поясняет Елена Корчмина.
Анализ всей совокупности источников показал, что «достаточным» в 1811–1812 годах было около 10 рублей на одного крепостного мужского пола. Цифру подтверждают разные документы — от бухгалтерских до писем и мемуаров. Князь Александр Голицын 21 апреля 1812 года сообщал своему приказчику: «С сею почтою препроводив подписанные мною объявления о доходах, я еще пользуясь сим случаем, нужным почитаю сказать тебе, что большая часть здешних помещиков как и приезжающих из Москвы сказывают, что они намерены доход объявлять по особливым своим ращетам, и именно не более как по 10 рублей с души. Есть ли таковых образцов будет довольно: то я не знаю, для чего бы и нам не поступить согласно со всеми…».
Богатые vs бедные
10 рублей на одного крепостного в декларациях 1812 года указали 14% дворян Московской губернии, 53% зафиксировали более 10 рублей, 34% — до 9 рублей.
Потенциально 34% и есть «группа риска», то есть те, кто занижал доход, чтобы не платить налог в полном объеме. На первый взгляд, это более чем очевидно: среди указавших меньше 10 рублей, высока доля богатых аристократов: 50% из задекларировавших 5 рублей с крепостного и 40% — 6–8 рублей.
Но судить только на основе налоговых заявлений неправильно по двум причинам:
доход на одного крепостного в крупных поместьях действительно был меньше, чем у мелких землевладельцев . Богатые эксплуатировали крестьян не так интенсивно просто в силу их (крестьян) большего количества, а территориальная рассредоточенность имений приводила к серьезным управленческим тратам. В частности, в 1805 году граф Владимир Орлов получил 216 000 рублей от имения в Пермской губернии, но 106 000 из них ушло на плату управляющим;
большинство дворян из «группы риска» были должниками, то есть тратили часть доходов на платежи по кредитам . Так, граф Никита Панин израсходовал 100 000 рублей на выплаты в различные государственные и частные займы. Неудивительно, что для налогообложения он заявил лишь 45 000, тогда как по бухгалтерским книгам его доход составлял 145 000 (этот пример первоначально в своей работе привела студентка факультета гуманитарных наук ВШЭ Мария Аксенова).
Честные должники
Дворяне не использовали прямолинейные стратегии уклонения от налогов: не заявляли менее 500 рублей, чтобы не платить, либо 1999 рублей вместо 2001, чтобы платить меньше. Не злоупотребляли и правом на налоговый вычет (льготы).
Льготы полагались тем, кто имел кредитные обязательства. Выплачивающих кредиты, судя по декларациям, было много, однако декларации, напомним, не проверялись — все суммы вписывались без контроля и необходимости доказательств. Но честность победила. Сопоставление данных с официальными реестрами банков подтвердило достоверность заявленного в около 75% случаев.
«Учитывая, что дворяне не обманывали государство в отношении долговых обязательств, я не вижу оснований, почему они должны были скрывать сведения о своих доходах», — заключает исследовательница.
Страх и этика
Общая сумма дохода, объявленного дворянством Московской губернии в 1812 году, превысила 15 млн рублей, размер уплаченного налога — 1 миллион. Столичным регионом Россия не ограничивалась (ее европейская часть тогда состояла из 50 губерний), и свою цель — найти средства для погашения внешнего долга — правительство вероятно достигло.
Как и другую — заставить элиту поделиться доходами. 70-процентное соблюдение налоговых требований — высокий показатель. Особенно достигнутый в развивающейся стране со слабым административным ресурсом и через социальную группу, которая по закону имела привилегию освобождения от личных податей.
Возможно, знать приняла нововведение, поскольку нагрузка оказалась невысокой и адекватной финансовым возможностям. Но главными причинами успеха, по мнению Елены Корчминой, было две: организация сбора налога через местное сословное самоуправление и страх перед вторжением Наполеона (на решение аристократов могли повлиять слухи о последствиях его прихода — освобождении крестьян и увеличении налогов).
По всей видимости, огромную роль сыграла «групповая идентичность на основе индивидуальной этики». Элита была готова платить не только потому, что располагала деньгами. Работал механизм социальных санкций, дворянское сословие, с одной стороны, отличалось верностью государству, а с другой — дисциплинированностью и солидарностью в рамках своего круга, придерживалось «корпоративных» норм.
Сословные нормы действовали на всех уровнях. Даже высокопоставленные враги Михаила Сперанского, усилиями которых в марте 1812 года он был отправлен в отставку, легко могли бы, но не стали нарушать закон. Новые налоговые требования, например, выполнила семья историка Николая Карамзина — одного из главных противников Сперанского. А граф Федор Ростопчин прислал декларацию своевременно, указав доход на одного крепостного в 25 рублей — более чем в два раза выше «справедливой» нормы.
Первый прогрессивный налог в России просуществовал шесть лет (отменен в 1819-м). Закон «О государственном подоходном налоге» принят спустя почти век — 6 апреля 1916 года.
IQ
Читайте также: