Налог в пользу монголов в золотой орде

Опубликовано: 25.04.2024

Татаро-монгольское иго было на Руси с 1237 по 1480 года. Оно означало не только потерю суверенитета, но и выплату дани. В переносе на современные реалии – налогов. Причём историки по-разному оценивают размеры дани для наших предков. Одни считают её грабительской. Другие – вполне посильной.

Выплаты начались в 1245 году. Тогда татаро-монголы решили провести перепись завоёванного населения. Это было сделано, чтобы понять, на какие сборы можно рассчитывать. После этого с населения начали собирать дань.

До татаро-монгольского ига население ничего не платило?

Вообще повсеместным налогам мы обязаны именно татаро-монгольскому игру. До этого значительная часть населения ничего не платила, в том числе и князьям. Поэтому первые поборы были данью от побеждённых – победителям. И воспринимались они крайне негативно. Население часто устраивало бунты, убивало сборщиков дани. Однако все эти восстания нередко жёстко подавлялись самими князьями, которые не хотели проблем со всесильными монгольскими ханами и желали сохранить за собой власть ставленников.

Когда татаро-монгольское иго было сброшено, выплаты не прекратились. Просто теперь князья забирали средства себе, благо народ уже привык. Впрочем, подобная система всё равно рано или поздно бы появилась: этого требовало развитие государственного аппарата. К тому же и в Киевской Руси было понятие дани. Можно вспомнить хотя бы князя Игоря, мужа Ольги, которого убили за чрезмерный сбор средств в княжескую казну. Просто до татаро-монгольского ига это явление не было повсеместным, многие славянские племена всё же ничего не платили. Но ситуация изменилась.

Так какие налоги выплачивались монгольским ханам? Их было несколько. Ниже перечислены основные.

В переводе название этого налога означает “выход”. Им облагались крестьяне, ремесленники и рабочий люд (мастеровые). Все они обязаны были платить 10% от своего дохода. В качестве налогооблагаемой единицы бралась одна семья. Изначально татаро-монголы принимали как деньги, так и натурпродукт. Например, брали шкурки куниц, мёд, зерно. Но потом быстро выяснилось, что перевозить и хранить товары проблематично. Поэтому начали брать только деньгами.

Постепенно изменился и расчёт налога. Так, к 1275 каждая семья в Нижнем Новгороде ежегодно обязана была платить около 100 граммов серебра. Татаро-монголы отошли от вычета процентов, потому что сборщиков налогов часто обманывали, скрывая доходы. А установить реальный размер прибыли – долго, хлопотно, в некоторых случаях к тому же не особо реально.

Тамга

Этот налог взимался с купцов. В зависимости от географии он варьировался от 3% и до 5% от дохода или от оборота. Решение, от чего делать отсчёт, принималось в зависимости от состоятельности купца, а также от того, насколько активно у него шла торговля, насколько прозрачными были дела.

Мелкие и средние купцы выплачивали дань коллективно, объединяясь в группы. А вот с крупных всё взималось в индивидуальном порядке.

Каждый населённый пункт должен был обеспечить содержание почтовой службы. Это казалось как выплат людям, так и расходов на корм для лошадей. Прочие траты тоже покрывались населением. Между прочим, именно этот обычай положил начало ямской службе (и название пошло оттуда же).

Это средства, которые шли на приём ханских послов и на обеспечение их жизни в русских княжествах. Монгольские ханы тратиться не желали. Причём содержать полагалось всё посольство. Централизованным сбором средств на это занимались обычно князья.

Туска

Представители Золотой Орды имели право на получение подарков от населения. Это всячески поощрялось. Официально к дани не относилось, однако не считалось чем-то постыдным, как современная коррупция. Отдельно стоит отметить, что с богатыми дарами к монгольским ханам ездили и князья.

Запросы

Татаро-монгольская империя на завоевании Руси не остановилась. Походы продолжились в Азии. Тем не менее, поддержание военной активности требовало постоянных выплат. Поэтому князьям периодически поступали запросы. Соответствующие деньги шли на снаряжение военных.

Кулуш

Наши предки обязаны были отслужить в татаро-монгольской армии. Но если родители, например, не были готовы отпустить единственного сына рекрутом, они могли откупиться. В этом случае выплачивался кулуш. Его размеры определялись индивидуально. Если говорить о суммах, то Новгородское княжество целиком отдавало в год около 2 тысяч рублей. Москва – 1280.

Нужно отметить, что выплаты прекратились задолго до 1480 года. Начались задержки, население бунтовало. Князья могли запаздывать с отчислением дани годами. А потом и вовсе перестали её платить. И закончилось всё окончательным сбросом татаро-монгольского ига.

Одной из важнейших задач золотоордынского государства, наряду с поддержанием общественного порядка, являлось взимание налогов, которые платили и сами татары. Когда Чингисхан и Монке издавали свои указы о порядке налогообложения, Золотая Орда была еще неотъемлемой частью общей империи монголов. Поэтому изложенные в них указания касались и ее.

Основные положения о порядке функционирования налоговой службы в Кыпчаке, Иране и Трансоксании были одинаковыми[400]. Из документов следует, что основным налогом для купцов и ремесленников являлся налог с оборота и пошлина на ввозимые товары. Заплативший налоги получал соответствующую бумагу, заверенную тамгой. Тамгу ставили и на товары, по которым была уплачена пошлина. Поэтому этот вид налогов называли тамгой. Как видим, значение этого слова весьма разнообразно, поэтому порой трудно понять, что именно оно обозначает. В Персии, похоже, этим словом называли и подушевой налог, а вот в Китае под ним однозначно подразумевали налог с оборота.

Сельские жители, землевладельцы и скотоводы, платили прямой подоходный налог, называвшийся «копчур».

Однако в Золотой Орде он, похоже, не играл особой роли. О размере налоговых выплат точных сведений не сохранилось. О них мы можем косвенно судить только на примере Ирана. Но нам известно, что в разных уголках империи монголов их уровень был не одинаков.

В целом налоговое бремя являлось очень тяжким. Аль-Умари пишет, что в неурожайные годы и после различных стихийных бедствий население вынуждено было даже продавать своих детей, чтобы уплатить требуемую сумму. (Не исключено, что такое описание являлось обычным преувеличением.) В конце XIII столетия Тохта вместе со своими тремя братьями настолько высоко поднял налоговую планку, что это привело к беспорядкам в городе Сугдея, направленным против сборщиков налогов.

Крестьяне выплачивали налоги частично деньгами и частично натурой. Кроме татар они платили и своему феодалу. Вильгельм фон Рубрук, например, свидетельствует, что, когда Вату становился на лагерь, проживавшее поблизости население обязано было каждые три дня приносить татарам кобылье молоко для нужд ханского двора.

Кроме вышеназванных основных налогов существовало еще множество дополнительных видов поборов и обязательных работ, выручка от которых поступала в государственную казну. Речь идет о следующих обременениях, о которых нам известно в основном из ярлыков на льготы, выдававшихся русскому духовенству:

1. Подушевой налог (салыг, по-русски «подушное»), размер которого для татар был меньше, чем для остальных народов.

2. Земельный налог (килан ясаг, по-русски «оброчный ясак» или «ясачный оброк»). Не исключено, что этот налог приравнивался к первому.

3. Бурла тамгасы (русские называли его «бурловая тамга»). Суть этого налога ввиду скудности сведений установить не удалось.

4. Амбарный сбор (амбар малы, по-русски «хлебная амбарная подать») – скорее всего, плата за аренду амбара.

5. Налог на гумно (ындыр хаггы, по-русски «повинность»).

6. Издержки (чыгыш харж, по-русски «протора»). Подробности о нем также не известны.

7. Довески (марфу, по-русски «надбавки»).

8. Въездная и выездная пошлина (алырда или сатырда бавур, гелюр, гирюр, чикар тамга, а также тартнак).

9. Подать на содержание упряжек для подвозки грузов (улак), на размещение (конак тушун) и фураж (шузун).

10. Содержание государственных чиновников (улюфе).

11. Налог на скот (кообчур ясагы).

12. Задолженность (борч, по-русски «недоимки»). Она тоже относилась к особому виду государственных налогов.

Поскольку документ, в котором перечислялись бы все налоги и подати, отсутствует, то у нас нет возможности понять, взимались ли они одновременно или нет. При этом необходимо учитывать, что данный перечень составлен на основании ярлыков, освобождающих от налогов. Поэтому мы не можем сделать вывод, обязан ли был подданный выплачивать сразу все виды налогов и сборов или только определенную их часть. Скорее всего, второе.

Отдельные слои населения от налогов освобождались. От их уплаты мог быть освобожден и отдельный человек. Для этого ему выдавалась специальная грамота (ярлык). Таких людей называли тарханами[401]. Не платила налоги и церковная прослойка – мусульманские и христианские священники. Однако, судя по китайским источникам, в самом начале русское духовенство платило основные и дополнительные подати наравне со всеми. От налогов его раз и навсегда освободил великий хан Гуюк, питавший дружеские чувства к христианам.

В документах об освобождении от налогов перечисляются только отдельные виды податей, на которые распространялись привилегии. Интересно, что каждый раз в них подчеркивалась обязанность предоставлять пищу и кров для посланников, следовавших по государственным делам, но, учитывая частоту их поездок, это было весьма накладно. В документах же, касающихся самих чиновников, госслужащим, в свою очередь, прямо и недвусмысленно предписывалось следовать данным правилам.

О том, что человек, потерявший кормильца, освобождался от уплаты налогов и сборов сроком на один год, сообщает только Вильгельм фон Рубрук.

Открытым финансовым источником пополнения ханской казны служили также сборы за разрешение на добычу полезных ископаемых и пользование природными ресурсами, находившимися в ведении государства. В частности, очень неплохие доходы приносила организованная на общественных началах добыча соли на лиманах севернее Крыма. А вот о величине таможенных сборов нам ничего не известно.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.

Обложили почти всех

Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков - сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов. В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).[С-BLOCK]

Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико. Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии - такова была политика.

Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

Тамга

Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

Другие налоги

Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.[С-BLOCK]

Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.[С-BLOCK]

За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

Так сколько?

Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.[С-BLOCK]

Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.


В первые десятилетия после завоевания Руси Орда провела перепись местного населения и установила в качестве налога 10% от дохода русичей. Были также отдельные налоги на вспашку земли, на мосты, на содержание чиновников-татар, единовременные военные выплаты. В целом они составляли до 20% доходов. Дань сначала собирали ордынские баскаки, а середины XIV века монополию на сбор налогов со всей Руси отдали Москве. Московские князья оставляли себе 6-12% от собранной дани, и это позволило им провести централизацию Руси.

О том, каковы были налоги и их величина, почему во время ига возвысилась Москва рассказывается в книге немецкого историка, востоковеда, тюрколога, специалиста по истории монголов Бертольда Шпулера "Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502, изд-во Центрполиграф, 2017). В ознакомительных целях мы приводим выдержки из книги по этой теме.

Величина налогов

Наибольший размер дани татары Золотой Орды получали от Руси, хотя порой по сравнению с тем, что имели ильханы в Иране, он и был ниже. Например, в 1384 году каждое русское село выплачивало по половине рубля, или полтине, что составляло значительную сумму. Без этой финансовой опоры экономика Орды просто не смогла бы развиваться.

Первоначально на Руси, так же как и в Иране, взимание дани происходило неорганизованно. Гуюк и Бату просто послали в русские деревни "сарацина" (арабского чиновника), который сильно завысил размер выплат, взимая дань в различной, преимущественно натуральной форме. Натуральные выплаты состояли из шкур медведей, чёрных бобров, соболей, чёрно-бурых лисиц и других товаров. Неплатежеспособных людей угоняли в рабство. Татарские сборщики дани в 1237 году потребовали в Рязани отдать им десятину и всех лошадей.

Такой произвол, совершавшийся в самом начале нашествия, в скором времени был прекращён. Бату привез от великого хана специалиста по организации взимания дани по имени Нусал, который позже наводил порядок в этом вопросе и в Персии. Первую оценку размеров регулярных выплат татары произвели в 1257 году уже при Берке. Тогда по распоряжению великого хана по всей Руси стали разъезжать государственные татарские чиновники, так называемые баскаки. По свидетельству русских летописей, наиболее активно они действовали в районах Мурома, Рязани, Суздаля и Владимира.

Баскаки с помощью специальных переписчиков, так называемых численцев, организовали учёт лиц, обязанных уплачивать дань. Одновременно было образовано специальное налоговое ведомство. Организационно оно строилось по армейскому образцу - татары ввели должности налоговых десятников, сотников, тысячников и темников. Русские летописи пишут о начислении ими в то время двух видов налогов. Первый составляла десятина (скорее всего, от произведённой сельскохозяйственной продукции), так называемый ясак. Второй представлял собой налог с оборота, так называемую тамгу. Отчисления с оборота реализованных товаров касались в первую очередь торговцев. Данные два вида дани являлись основным источником пополнения казны татар.


Позднее слово "дань" стали заменять термином "выход". Он и встречается в русских летописях чаще всего, хотя позже в них появляется и термин "ясак". Вторая кардинальная оценка размеров регулярных выплат на Руси состоялась в 1275 году. Тогда от уплаты дани и прочих сборов было освобождено духовенство и монашество, а также все их служки и другие обслуживающие церковь люди. Церковный обслуживающий персонал, а также работавших в интересах церкви ремесленников, сокольничих, ловчих, рабочих и прочих работников запрещалось привлекать к иным видам работ. Это соответствовало основным положениям религиозной политики татар, которая приводила к тому, что священнослужители в основной своей массе по отношению к завоевателям были настроены благосклонно. Документы об освобождении от поборов, выдававшиеся ханами, очень ценились митрополитами и бережно хранились.

Существовали и другие виды дани и финансовых нагрузок. Налог на вспаханную землю (сабанлык, или, по-русски, "поплужное"; уплачивался обычно натуральными продуктами - зерном, мёдом, воском), почтовый сбор (ям), повинность, связанная с обеспечением лошадьми почтовых станций (улаг, или, по-русски, "подводы") относились к категории "пошлина" (по-тюркски "калан"). Сюда же следует отнести и обязанность обеспечения постоем и пищей проезжих чиновников, послов и т.д. (шусун или по-русски "корм").

Плата за пользование мостами, или мостовые деньги (мостовщина), а также таможенные пошлины взимались со всех слоёв населения в одинаковом размере. В одном из ярлыков упоминается и такой сбор, как подорожная, уплачивавшийся вплоть до конца XV столетия. Для войсковых нужд обычно вводился дополнительный налог (нимер или немер, по-русски "запрос"), от которого русское духовенство также освобождалось. Этот вид сборов вводился время от времени.

Налоговая администрация

Не все города согласились выплачивать дань. Так, в 1262 году, когда хан Берке воевал на Кавказе, а в Монголии шла гражданская война, вспыхнули бунты во Владимире, Суздале и Ростове. Потребовались все дипломатические качества Александра Невского, чтобы уладить с Берке этот конфликт. Позднее, в 1281 году, против выплаты дани выступил великий князь Владимирский Андрей, а в 1340 году начались волнения в Смоленске.


Наряду с государственными чиновниками - даругами, татары в отдельных русских городах на постоянной основе посадили ещё представителей хана - баскаков. Районы, как уже говорилось выше, объединялись по десятичной системе в более крупные соединения, для управления которыми была введена должность великого баскака, резиденция которого в 1269 году была во Владимире. Но в первой половине XIV века следы деятельности баскаков на территориях, относившихся к северу Руси, исчезают. В качестве их помощников появляются казначеи и атаманы.

Другими нижестоящими чиновниками налогового ведомства являлись распределители подушевого налога, а также контролёры снабжения продовольствием, собиратели (поборщики) и взыскатели налога на вспаханную землю (поплужники).

Судя по всему, практика сдачи в аренду права взимания налогов применялась повсеместно. В летописях также упоминается, что время от времени татарские баскаки принимали участие в военных походах князей, на территории которых они находились. Иногда после возвращения из Орды русских князей для наведения порядка на места прибывали специальные налоговые служащие, как, например, в 1326-1327 годах в Тверь, в 1331-1332 годах в Киев. А в 1444 году такой инспектор приехал в Москву вместе с князем Московским Василием II. Иногда ханы и сами отправляли посланцев для урегулирования вопросов выплаты дани, как это сделал Тохтамыш в 1383-1384 годах.

Постепенно ханы предпочли возложить право по сбору дани и прочих выплат на самих русских князей. Но, несмотря на это, баскаки ещё долго оставались в русских городах, что находит свое подтверждение в текстах договоров Москвы с другими князьями. Упоминания о них содержатся в летописях, относящихся даже к XV веку. На территории Руси они сидели во Владимире, Твери, Москве, Туле, Боровске, Рязани и других городах.

Москва как главный сборщик ордынской дани

Русских князей, несомненно, порадовало возложение ханами на них вопросов сбора дани, а не на татар. Тем самым их власть стала менее ограниченной. Первое время дань поступала в Орду регулярно, но уже скоро князья стали удерживать значительную её часть для своих нужд. Так, в 1397 году Мамай вынужден был настоятельно просить московского князя Дмитрия Донского платить ему дань в таких же размерах, как и при Джамбеке. Дмитрий отклонил его просьбу и продолжил производить выплаты в сниженных размерах.

Такое поведение великого князя Московского является наглядным показателем ослабления власти Золотой Орды, чей закат проступил ещё отчётливее, когда в промежуток между 1395 и 1407 годами Москва периодически не платила вообще никакой дани. Москва всё чаще стала брать на себя прерогативу по выплате дани татарам другими княжествами, что было закреплено в соответствующих договорах, например в 1481 году с князьями Углича и Волоколамска. А в 1504 году в своем завещании Иван III вообще ограничил других князей в правах на общение с Ордой, возложив это право только на своего старшего сына, положив тем самым конец всяческим интригам.


Особый интерес представляет договор с князем Угличским, поскольку в нём приводятся сведения о величине выплат дани татарам в те времена. Из 1000 рублей, предназначенных для выплаты дани, Москва забирала себе 100 рублей, 30 алтын и 3 денежки, а при заключении договора с князем Волоколамским Иван III удовлетворился 61 рублем, 10 алтынами и 1 денежкой. Деньги, предназначенные для выплаты дани, должны были аккумулироваться в Ярославле.

Выплаты со стороны Москвы начали производиться всё реже, а после (первого) взятия Казани в 1468 году на целое столетие (до 1571 года) и вовсе прекратились. Затем Москва продолжала выплату дани Крымскому ханству до времени правления Петра I, примерно до 1700 года.

У Блога Толкователя есть Телеграм-канал

Также советуем читать наши телеграм-каналы

Ещё в Блоге Толкователя о татаро-монголах:

В отечественной истории принято считать, что в Куликовской битве в 1380 году участвовало от 100 до 300 тысяч русских войск. Однако в то время княжеский двор мог выставить не более 500 воинов, и анализ участвовавших в битве княжеских дворов показывает, что у Дмитрия Донского было не более 6 тысяч воинов. Для Средневековья – это очень большая численность.


Историография о нашествии монголо-татар (или татаро-монголов, или татар и монголов, и так далее, кому как нравится) на Русь насчитывает свыше 300 лет. Это нашествие стало общепринятым фактом еще с конца XVII века, когда один из основателей русского православия, немец Иннокентий Гизель написал первый учебник по истории России - "Синопсис". По этой книге родную историю русские долбили все последующие 150 лет. Однако до сих пор никто из историков не взял на себя смелость сделать "дорожную карту" похода хана Батыя зимой 1237-1238 годов на Северо-Восточную Русь.


Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Карта Сбербанка — 5469 3800 8261 5112

Читайте также: