Налог в пользу церкви составляла десятую часть урожая или других доходов населения

Опубликовано: 20.09.2024

External.svg

Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 29 марта 2012.

Десяти́на (ивр. маасер; греч. δεκάτη; лат. decima) — десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

Содержание

Десятина в иудаизме

Согласно Танаху, десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей [1] . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника [2] . Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами [3] .

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов — прямо смертной казни).

Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века, не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».


Вопрос 2
Что такое индульгенция?


Вопрос 3
В каком году произошло разделение единой христианской церкви на восточную и западную?
1.1096
2.988
3.1154
4.1054


Вопрос 4
Кто был главой восточной ветви христианства?

Вопрос 5
Кого называли еретиками:


Вопрос 6
Инквизиция это-

Вопрос 7
В своей речи в Клермоне призвал собравшихся "опоясаться мечом" и двинуться в Палестину, это Папа римский:

Вопрос 8
Кто из названных правителей был участником Крестовых походов:

Вопрос 9
Какой духовно-рыцарский орден был основан после Первого Крестового похода

Вопрос 10
Последствия Крестовых походов:

\u0414\u0430\u0439\u0442\u0435 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044e: \"\u041e\u0441\u043e\u0431\u044b\u0439 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u0446\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438, \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0439 \u043e\u0434\u043d\u0443 \u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u0443\u044e \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u0430\"

\u0427\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0438\u043d\u0434\u0443\u043b\u044c\u0433\u0435\u043d\u0446\u0438\u044f?

3.\u0433\u0440\u0430\u043c\u043e\u0442\u0430 \u043e \u043f\u0440\u043e\u0449\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0433\u0440\u0435\u0445\u043e\u0432

\u0412 \u043a\u0430\u043a\u043e\u043c \u0433\u043e\u0434\u0443 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u043e\u0448\u043b\u043e \u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0435\u0434\u0438\u043d\u043e\u0439 \u0445\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0446\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438 \u043d\u0430 \u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u0443\u044e \u0438 \u0437\u0430\u043f\u0430\u0434\u043d\u0443\u044e?

\u041a\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b \u0433\u043b\u0430\u0432\u043e\u0439 \u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e\u0439 \u0432\u0435\u0442\u0432\u0438 \u0445\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0430\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430?

\u041a\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0435\u0440\u0435\u0442\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438:

2.\u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0433\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u0432\u0435\u0440\u043e\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f

\u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043f\u0440\u0438\u043d\u0430\u0434\u043b\u0435\u0436\u0430\u043b \u043a \u043e\u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u0441\u043e \u0441\u0442\u0440\u043e\u0433\u043e \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044f\u043c\u0438

\u0412 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0440\u0435\u0447\u0438 \u0432 \u041a\u043b\u0435\u0440\u043c\u043e\u043d\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0437\u0432\u0430\u043b \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u0432\u0448\u0438\u0445\u0441\u044f \"\u043e\u043f\u043e\u044f\u0441\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043c\u0435\u0447\u043e\u043c\" \u0438 \u0434\u0432\u0438\u043d\u0443\u0442\u044c\u0441\u044f \u0432 \u041f\u0430\u043b\u0435\u0441\u0442\u0438\u043d\u0443, \u044d\u0442\u043e \u041f\u0430\u043f\u0430 \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439:

\u041a\u0442\u043e \u0438\u0437 \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0431\u044b\u043b \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u041a\u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432:

1.\u0420\u0438\u0447\u0430\u0440\u0434 I \u041b\u044c\u0432\u0438\u043d\u043e\u0435 \u0421\u0435\u0440\u0434\u0446\u0435

\u041a\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u043e-\u0440\u044b\u0446\u0430\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043e\u0440\u0434\u0435\u043d \u0431\u044b\u043b \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u041f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0433\u043e \u041a\u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u0445\u043e\u0434\u0430

\u041f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f \u041a\u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432:

2.\u0440\u0430\u0441\u0448\u0438\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043a\u0440\u0443\u0433\u043e\u0437\u043e\u0440\u0430 \u0435\u0432\u0440\u043e\u043f\u0435\u0439\u0446\u0435\u0432 ">]" data-test="answer-box-list">

словарь

ДЕСЯТИНА, 1) налог с крестьян — сбор десятой части дохода на содержание церкви и духовенства в период феодализма. В Англии десятина в денежной форме сохранялась до 1936. 2) Мера земельной площади в дореволюционной России , равная 2400 квадратных саженей (1,0925 га).

ДЕСЯТИНА, основная дометрическая русская мера площади = 2400 кв. саженей (1,09 га, так называемая казённая). В 18 — начале 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная) = 3200 кв. саженей (1,45 га).

ДЕСЯТИНА церковная, десятая часть урожая (или других доходов), взимавшая католической церковью в средние века с населения. Упразднена в конце 18—19 вв.


ДЕСЯТИНА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/domestic_history/text/1949580

ДЕСЯТИ́НА, 1) Д. цер­ков­ная – де­ся­тая часть до­хо­да, взи­мав­шая­ся Цер­ко­вью в Сред­не­ве­ко­вье и Но­вое вре­мя в Зап. Ев­ро­пе и на Ру­си. В древ­но­сти су­ще­ст­во­ва­ла у не­ко­то­рых се­мит­ских на­ро­дов, в ча­ст­но­сти у ев­ре­ев, от ко­то­рых пе­ре­шла в зап. хри­сти­ан­скую Цер­ковь. Впер­вые Цер­ковь по­тре­бо­ва­ла Д. в 585 (Ма­кон­ский со­бор). Пи­пин Ко­рот­кий ввёл Д. в ка­че­ст­ве воз­ме­ще­ния Церк­ви при се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных вла­де­ний. При Кар­ле I Ве­ли­ком с 779 (Ге­ри­сталь­ский ка­пи­ту­ля­рий) Д. ста­ла обя­за­тель­ной для все­го на­се­ле­ния Франк­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. Во Фран­ции Д. от­ме­не­на в 1789–90, в др. зап.-ев­роп. стра­нах – в 19 в. На Ру­си ус­та­нов­ле­на в 996 ки­ев­ским кн. Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем и пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­ча­лась для ки­ев­ской Де­ся­тин­ной церк­ви , вско­ре при­об­ре­ла ха­рак­тер по­все­ме­ст­но­го на­ло­га, взи­мав­ше­го­ся цер­ков­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми (за ис­клю­че­ни­ем мо­на­сты­рей).

2) Цер­ков­ный ок­руг, часть епар­хии в Рос­сии до нач. 18 в. Во гла­ве Д. сто­ял де­ся­тиль­ник, функ­ции ко­то­ро­го с 1551 час­тич­но пе­ре­шли к по­пов­ским ста­рос­там и де­сят­ским свя­щен­ни­кам.

3) Рус. ме­ра пло­ща­ди зе­мель­ных уго­дий. Из­вест­на с 14 в. Пер­во­на­чаль­но рав­ня­лась 1 / 100 квад­рат­ной вер­сты, или 50 × 50 = 2500 квад­рат­ных са­же­ней. В 18–20 вв. су­ще­ст­во­ва­ли разл. оп­ре­де­ле­ния Д.: ка­зён­ная Д. (2400 квад­рат­ных са­же­ней, 1,0925 га), хо­зяй­ст­вен­ная ко­сая Д. (80 × 40 = 3200 квад­рат­ных са­же­ней), хо­зяй­ст­вен­ная круг­лая Д. (60 × 60 = 3600 квад­рат­ных са­же­ней), со­тен­ная Д. (100 × 100 = 10000 квад­рат­ных са­же­ней), бах­че­вая Д. (80 × 10 = 800 квад­рат­ных са­же­ней) и др. В свя­зи с пе­ре­хо­дом в 1918 к мет­рической сис­те­ме мер при­ме­не­ние Д. бы­ло ог­ра­ни­че­но, с 1927 – за­пре­ще­но.

ДЕСЯТИ´НА, -ы, ж. Русская единица земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара. || прил. десятинный, -ая, -ое.

Десятина ж. десятая часть чего, одна десятая доля; подать, составляющая десятичную долю съ имущества или дохода. || Стар. округъ, извѣстное число церквей и монастырей, въ вѣденiи десятинника. || Мѣра земли: казенная десятина, тридцатка или сороковка, длины 80 саж.; поперекъ 30, или 60 и 40, т. е. 2400 квадратн. саж.; хозяйственная косая, домашняя: 80 и 40, т. е. 3200 квд. саж.; сотенная, по сту саж. вдоль и поперекъ, 10 т. кв. саж. Въ астрх. десятина 100 саж. длиннику, 10 поперечнику, двадесятинная, 20 и 100; бахчовая, 80 и 10 с. Десятинный, къ десятинѣ, въ разныхъ знч. относящiйся. Десятинный сборъ, по десяти съ сотни. Десятинная мѣдь, съ частныхъ сибирскихъ заводовъ, платящая подать въ казну. Десятинная церковь , стар. сооруженная десятиннымъ сборомъ? первенствующая въ десятинѣ своей? Десятинщикъ, юж. съемщикъ земли изъ оброка, кортомщикъ. Десятинникъ или десятильникъ м. стар. сборщикъ пошлинъ съ церквей и монастырей, въ пользу архiерейскаго дома; родъ благочиннаго на свою десятину, округъ; || нынѣ, кур. благочинный, священникъ, которому поручено нѣсколько церквей, приходовъ. Десятовать, десятствовать, облагать десятиною, десятичною податью; платить ее, отдавать десятою долю. -ся, быть облагаему десятичною податью. Десятованi е cр. стар. вносъ десятины, десяти до ста. Десятствованiе ср. обложенiе чего десятиной и плата ея. Десятство ср. десятованiе, уплата десятины. Десятинить землю, дѣлить на десятины.

Десятина (мера площади)

У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

Десятина — старая русская единица земельной площади.

Применялось несколько разных размеров десятины, в том числе «казённая», равная 2400 квадратным саженям (109,25 соток; 1,09 га ) и использовавшаяся в России до введения метрической системы.

История

Десятина представляла собой прямоугольник со сторонами в 80 и 30 («тридцатка») или 60 и 40 («сороковка») саженей и носила название казённой десятины. Была основной русской поземельной мерой.

Известна с XIV века. В «Книге сошного письма» даётся следующее определение десятины: «В десятине 80 сажен длинник, поперечник 30 сажен, а дробных (то есть квадратных) в десятине 2400».

Первоначально десятина измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 1/10 версты (2500 квадратных саженей).

Согласно межевой инструкции 1753 года размер казённой десятины был определён в 2400 квадратных саженей. В XVIII — начале XX веках употреблялась также:

  • хозяйственная косая десятина (80 × 40 = 3200 квадратных саженей);
  • хозяйственная круглая десятина (60 × 60 = 3600 квадратных саженей);
  • сотенная десятина (100 × 100 = 10 000 квадратных саженей);
  • бахчевая десятина (80 × 10 = 800 квадратных саженей) и другие.

После Октябрьской революции, в связи с переходом к метрической системе мер, в соответствии с декретом СНК РСФСР от 14 сентября 1918 года применение десятины было ограничено, а с 1 сентября 1927 года — запрещено.

Как называлась на руси налог в пользу церкви thumbnail

0 Что
в Древней Руси называлось
полюдьем:

+ сбор князем дани
с подвластных ему земель

собрание
княжеской дружины

ополчение,
состоящее из всех мужчин племени

княжеский
суд над общинниками

0 Какое
из событий произошло
позже всех остальных:

походы
князя Олега на Византию

+ начало кодификации
древнерусских законов

0 В
Древней Руси налог
в пользу церкви назывался:

0 Свод
законов Древней Руси
назывался:

0 Крещение
Руси состоялось в:

0 «Уроки»
и «погосты» для сбора
дани с племен были учреждены:

0 Формирование
Древнерусского государства
относится к:

0 Новгород
и Киев объединил князь:

0 Согласно
норманнской теории,
в образовании Киевской
Руси главную роль сыграли:

0 Древнерусское
государство образовалось
в:

0 Русь
окончательно распадается
на отдельные княжества
после смерти:

0 Древнее
русское государство
распалось на…феодальных
центров:

0 Период
феодальной раздробленности
на Руси это:

0 Период
феодальной раздробленности
был для русских земель
временем:

+ экономического
и культурного подъема

экономического
подъема и культурного упадка

экономического
упадка и культурного подъема

экономического
и культурного упадка

0 Церковное
землевладение начинает
складываться в:

начале
XIII века

+ середине XII века

0 Первое
упоминание о Москве
относится к:

0 Не
имел своей княжеской
династии город:

0 Условное
держание земли феодалом
называлось:

0 Родовые
владения бояр на Руси
назывались:

0 На
смену Киевской Руси
пришла форма политического
устройства, называемая:

0 Какое
из событий произошло
раньше всех остальных:

битва
на реке Воже

0 Представители
ханов Золотой Орды
на Руси назывались:

0 Период
монголо-татарского
ига на Руси (годы):

0 Право
на княжение давал полученный
в Орде:

0 Государство
монголо-татар, установившее
иго над русскими землями,
называлось:

0 Битва
на реке Калке завершилась:

+ поражением русского
войска

отступлением
монгольского войска

победой
русского войска

соглашением
между русскими князьями и монголами

0 Ежегодная
дань, установленная
для русских земель
Золотой Ордой, называлась:

0 Итогом
похода хана Батыя на
Русь в 1237 – 1238 гг. стало:

разорение
Великого Новгорода

+ разорение значительной
части северо-восточных земель

разгром
городов Галицко-Волынского княжества

0 «Ледовое
побоище» состоялось
в:

0 1223
г. – это год:

+ битвы на реке Калке

«стояния
на реке Угре»

0 Идея
политики деспотической
централизации принадлежала:

0 Феодальная
война происходила в
период княжения:

0 Право
московских великих
князей передавать великое
Владимирское княжение
по наследству было
признано Золотой Ордой
за:

0 Какое
количество этапов выделяют
в объединении русских
земель в XIV – начале
XVI века:

0 Москва
стала церковным центром
русских земель при
князе:

0 Политическое
объединение русских
земель вокруг Москвы
завершается в:

0 Куликовская
битва произошла в:

0 Основателем
московской княжеской
династии является:

0 Главным
соперником Москвы в
борьбе за Владимирское
великое княжение в
первой половине XIV в.
было:

Великое
княжество Литовское

0 В 1382
году Москву захватил
монгольский хан:

0 Местничеством
называлась система:

+ назначения на
государственные должности

наделения
князем дворян землей

управления
административно-территориальными единицами
государства

0 Присоединение
Новгорода к Московскому
княжеству произошло
при:

0 Системе
приказов появилась
в России при:

0 «Стояние
на реке Угре» в 1480 году,
завершилось:

разорением
г. Москвы

победой
хана Ахмата

+ отступлением ордынских
войск

разорением
г. Владимира

0 Концепцию
«Москва – третий Рим»
выдвинул:

0 «Юрьев
день» был установлен
в:

+ Судебнике 1497 года

Судебнике
1550 года

Указе
1581 года

Указе
1607 года

0 Двуглавый
орел стал русским гербом
в:

+ 1472 г. при Иване
III

1521
г. при Василии III

1547
г. при Иване IV

1649
г. при Алексее Михайловиче

0 Новое
наименование Московского
государства – Россия
наряду с термином Русь
стало использоваться:

  1. Подбор слов
  2. Решение кроссвордов
  3. Налог на содержание церкви

Ответ на вопрос «Налог на содержание церкви «, 8 букв:
десятина

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова десятина

Мера площади на Руси

Русская мера площади

Со времен Древней Руси — побор, налог, составлявший десятую часть урожая или иных доходов, в пользу помещика, государства или церкви

Часть урожая, взимавшаяся церковью

Определение слова десятина в словарях

Большая Советская Энциклопедия

Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия

(лат. decima), десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. В древности существовала у ряда семитических народов, в частности у евреев, от которых перешла в западную христианскую церковь. Впервые христианская…

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ж. Единица земельной площади, равная 2400 квадратным саженям (или 1,09 гектара) и применявшаяся в России до введения метрической системы. Налог в размере одной десятой части дохода, взимавшийся с населения на содержание церкви и духовенства (на Руси и в…

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

десятины, ж. Русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, равная 2400 кв. саж., или 1,092 гектара. В католических странах — налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода (истор:). (Первонач. одна десятая часть чего-н.)…

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-ы, ж. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара. прил. десятинный, -ая, -ое.

Примеры употребления слова десятина в литературе.

Другими словами, отрицание важнейших церковных догматов и основных таинств, отказ от поклонения святым и непризнание индульгенций, ликвидация транжирящей огромные средства католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов — таковы основные черты альбигойской ереси, в которой отразился протест народных масс против феодально-церковных порядков.

В действительности же альбигойцы были обычными людьми, которым их вера давала убежище от строгости ортодоксального католицизма и освобождение от тягостной церковной десятины, покаяний, налогов на крещение, погребение и др.

Но зато возле озера, в зарослях, я нашел болотинку десятины в две, и Кэт сковырнула тут двух старых бекасов.

Вниз по извилистой дороге, за несколько сот саженей от поселка, на участке земли в десятину с четвертью, стояла вилла Буонарроти, — теперь она была сдана на долгий срок в аренду чужим людям.

На пространстве свыше двадцати десятин оказалась лишь маленькая группа людей у возовых весов, где торговали сеном.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Как называлась на руси налог в пользу церкви

Крепостные крестьяне должны были выплачивать налоги в денежной и натуральной форме, а также бесплатно трудиться на барина-помещика от двух до шести дней в неделю. Такой безвозмездный принудительный труд назывался барщиной. Попробуйте угадать названия обязательных платежей, существовавших на Руси, по их описанию.

1) Денежные средства, которые крестьяне выплачивали государству после реформы 1861 года:

Как называлась на руси налог в пользу церкви

2) Шестидневная барщина крепостных, лишённых наделов, за месячный продовольственный паёк в 18-19 вв. называлась:

Как называлась на руси налог в пользу церкви

3) Часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения в пользу духовенства и храмов, называлась…

Как называлась на руси налог в пользу церкви

4) Налог, который платили все мужчины податных сословий независимо от возраста в 18-19 веках:

Как называлась на руси налог в пользу церкви

5) Натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной:

Как называлась на руси налог в пользу церкви

6) Пошлина, начисляемая на гербовую бумагу, называлась…

Как называлась на руси налог в пользу церкви

7) Пошлина в России конца 15-17 вв., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня, называлась…

Как называлась на руси налог в пользу церкви

8) Как назывался принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся помещиком или государством?

Как называлась на руси налог в пользу церкви

Смотрите также: Славяне «во хмелю». 10 вопросов о традиционных напитках →

Оставить
комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

В 912 году правителем древнерусского государства стал князь Игорь. Введение полюдья (так назывался сбор дани) стало главным направлением во внутренней политике князя.

Каждый год с наступлением ноября киевская дружина начинала обход подвластных территорий, собирая подати с народа в виде урожая хлеба, меха, меда. Там же она и кормилась.
Возвращались из похода в Киев в апреле. Собранные подати экспортировались в Византию. Тем самым пополнялась казна русского государства.

В то время не было определено ни четкого размера дани, ни конкретного места ее сбора, что порождало конфликтные ситуации. Однажды дружине показалось, что они мало собрали добычи в племени Древлян. Однако, вернувшись, они встретили отпор. В результате князь Игорь был убит.

Жена его Ольга жестоко расправилась с древлянами: сожгла их поселение, наложила тяжкие поборы. Тем не менее гибель мужа послужила ей сигналом о необходимости пересмотра полюдья.
В 946 году княгиня провела первую налоговую реформу. Она установила фиксированный размер податей и определила место их сбора (погосты, становища).

Собранную дань экспортировали в Византию, где она обменивалась на фрукты, золотые монеты, вино, дорогие ткани или продавалась.

Почему российские правители не заинтересованы в улучшении благосостояния населения, а наоборот — делают все возможное для его обнищания?

Есть такой недуг — эгоизм, желание блага себе. Эгоизмом болен каждый человек, но в разной степени. Есть внешние факторы стимулирующие развитие эгоизма в человеке, а есть факторы подавляющие его. Эгоизм ненасытен — то что вчера казалось достаточным, сегодня уже не удовлетворяет его запросов. И если я целиком и полностью поглощён тем, как удовлетворить свои растущие потребности, то какое мне дело до Вас? Поставьте меня на руководящую должность, или любого другого — наша первоочередная задача будет — личное обогащение по средством имеющихся на данной должности возможностей. И уже потом — исполнение должностных обязанностей. Конечно тут будет всё зависеть от степени поражённости человека эгоизмом. Кто-то поставит на первое место должностные обязанности, а личное обогащение отложит на потом, и уж совсем не многие о личной выгоде не будут думать вовсе.

Но мы живём при капитализме, а бытие определяет сознание. Если главная цель капитализма — получаемая прибыль, личное обогащение, то в этом русле и развивается человеческое сознание большинства. То есть капиталистическое общество — это самый наиблагоприятнейший фактор для развития в человеке эгоизма. Всё общество становится одержимо одной задачей — личная выгода, личное благо. И «пошевелить пальцем» для блага другого человека большинству людей уже крайне сложно — какая им выгода от этого? Бескорыстно делать что-то для блага другого человека не вписывается в канву капиталистического-эгоистичного сознания. Это характерно совершенно для всех людей такого общества (за редким исключением), от дворника до главы государства. И власть, сливки эгоистического общества, занимаются абсолютно тем же, чем рядовые граждане — заботятся о личном благосостоянии. Какая им заинтересованность думать о благе народа? Как сказал Вячеслав Невинный в фильме «Гараж»: «Одного «хорошо» на всех не хватит.»

Есть ещё один фактор: у власти стоит класс капиталистов. Капиталисты заинтересованы в накоплении капитала, то есть в растущей прибыли. Если благосостояние трудящихся повышается, то у них повышаются и запросы на свой доход. То есть, что бы люди у меня, как у капиталиста работали, а не искали чего-то лучше и не уходили, я должен повышать им зарплату, и через это снижать свою прибыль, понижать свой уровень благосостояния. Это для меня как нож в сердце. По этой причине капиталистическими экономистами придумано такое действенное средство как инфляция. Благодаря этому инструменту благосостояние трудящихся медленно но верно стремится к «0». Чем ниже уровень благосостояния народа, тем за меньшие деньги он готов работать, что бы себя прокормить. Таким образом поднимая цену на товар, а зарплату оставляя на прежнем уровне, или не значительно индексируя её, я повышаю свой доход и снижаю расходы на зарплату трудящимся.

Инфляция — инструмент принятый на вооружение правительствами всех капиталистических стран по той причине, что капиталистическое государство не имеет своей целью повышение уровня благосостояния всех его граждан, то есть народа. Цель существования капиталистического государства — повышение благосостояния крупных капиталистов и высокопоставленных чиновников. Народ — это обслуживающий персонал благосостояние которого ни кому не интересно.

Прочитать ещё 54 ответа

Какой налог платили рыцари в Англии в 12-13 веках?

Существовал такой вид денежного сбора как щитовые деньги. Он взимался с держателей рыцарских феодов взамен их личной службы в армии короля. Размер налога в разные времена колебался. Он мог составлять от 1 до 3 марок серебра. Причём резкое повышение щитовой ставки встречали, конечно же, с неодобрением. Так, во времена правления Иоанна Безземельного произошло восстание баронов, которое завершилось подписанием «Великой хартии вольностей». Этот документ запрещал произвольное взимание щитовых денег, однако такой вид налога просуществовал ещё долгое время.

Зачастую рыцари выплачивали щитовые деньги не потому, что они были какими-то трусами или банально «косили» от армии. Бывало, что феодальные владения попросту не были настолько прибыльными, чтобы поддерживать боеспособность даже одного рыцаря. Война, как известно, дело очень и очень дорогое. Потому было проще отдать королю установленную сумму, чем из кожи вон лезть для того чтобы снарядиться в поход.

Словарь Ушакова

десят и на, десятины, жен.

1. Русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, равная 2400 саженей 2 , или 1,092 гектара.

2. В католических странах - налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода (истор:). (первонач. одна десятая часть чего-нибудь)

Современный экономический словарь. 1999

церковная - десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

десятая часть дохода (урожая, денежной прибыли и т.д.), взимавшаяся с населения в пользу церкви. Существовала еще в странах Древнего Востока, в частности у евреев. В христианстве д. известна с III в. как добровольное пожертвование верующих. Впервые церковь потребовала д. в 585 г. (Маконский собор). В 779 г. при Карле Великом д. стала обязательной для всего населения Франкского королевства. Основная тяжесть при сборе д. падала на крестьянство. Д. делилась на «большую» ( decima major ), которая бралась с урожая зерна и винограда; «малую» ( decima minor ) — с огородных и технич. культур и д. «крови» ( decima mixta ) — со скота и продуктов скотоводства. Постепенно стала исчезать в период Реформации. Была отменена во Франции только в период Французской бурж. революции.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

русская мера площадей = 2.400 кв. саж. = 2,670 акра = 1,093 гектара.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, ы, ж.

Земля площадью в 1,092 га.

* ► Брат Николай через комиссионера, с переводом долга, купил сто двадцать десятин с барским домом, с людской, с парком. // Чехов. Крыжовник //; Так, за запольные земли, отдаваемые внаймы крестьянам, бралось за десятину и в четыре раза больше того, что цена ее могла приносить по расчету из 5 процентов. // Лев Толстой. Воскресенье //*; Легко быть благодетелем, когда имеешь две тысячи десятин. // Чехов. Дом с мезонином // *

Энциклопедия иудаизма

Обычай, существовавший еще до получения Торы, - дарить священнику или для святых целей десятую часть урожая и приплода скота. Например, Авраам отдал Д. Малки-Цедеку; Яаков дал обет: "Из всего, что дашь мне, я посвящу десятину Тебе".

Тора предписала нам отделять Д. от урожая в следующих случаях.

Первая десятина: сыны Израиля обязаны отдавать ежегодно левитам* десятую часть всех плодов земли, ибо сказано: "десятина от всей земли - Господу". Это - первая Д.

Десятина для бедных: заповедь оставлять беднякам десятую часть урожая в третий и шестой год шмиты* (семилетия). Сказано: "По истечении трех лет отдели Д. урожая этого года и оставь ее во вратах твоих". В этот год выделяли Д. для бедных вместо обычной второй Д.

Вторая десятина: заповедь отделять "вторую Д." от урожая четыре года семилетия, кроме третьего и шестого, помимо "первой Д.", предназначенной для левитов. Эта "вторая Д." должна быть съедена в Иерусалиме. Если же человек живет далеко от Иерусалима, или трудно и дорого ему перевозить Д. от урожая в Иерусалим, он вправе выкупить ее: прийти в Иерусалим с деньгами и истратить их в Иерусалиме только на еду и питье.

Десятина от десятины. Левиты должны были выделить Д. от полученной ими Д. и отдать ее когенам (священникам): "И левитам скажешь [. ]: возьмите Д. от сынов Израиля. " (Лев. XVIII, 2.). "И отдавайте от нее [от десятины] возношение Господу для Аарона - когена" (Чис. XVIII, 28); разъяснено, что выделяемая Д. должна быть из лучших и отборных плодов.

Десятина от скота: заповедь выделять ежегодно десятую часть приплода всех чистых животных, крупного и мелкого скота; приносить эту Д. в Иерусалим и съедать там мясо после того, как их внутренности, тук и кровь принесены на жертвенник в Храме.

Подробности этой заповеди приведены в Шулхан-Арухе.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

десят’ина — добровольный дар Богу, известный евреям еще со времен Авраама ( Быт.14:20 ) и Иакова ( Быт.28:22 ). Закон требовал давать десятину со всех произведений поля ( Лев.27:30 ; Втор.14:22 ) и от стада ( Лев.27:32 ), которая шла на содержание левитов, не имевших своего удела ( Чис.18:21 ). Левиты из своих десятин отделяли десятину священникам ( Чис.18:26 -28). Каждый третий год, называвшийся годом десятин ( Втор.26:12 ), израильтянин употреблял десятину в том месте, где он жил, для пропитания бедных, сирот, пришельцев и левитов ( Втор.14:28 -29). Все это делалось, чтобы научиться бояться Господа ( Втор.14:23 ), при этом нужно было подтверждать правильность отделения десятины ( Втор.26:13 -14). ( см. жертвоприношение)

Православная энциклопедия

десятая часть всех доходов, дань церкви, которую иудеи платили еще во времена Моисея. Данное приношение обычно составляло десятую часть всех плодов земли либо молодого скота. Все подношения шли в пользу левитов, так как те не имели своих наделов и должны были жить тем, что пожертвуют им остальные одиннадцать колен Израиля. В Православной церкви эта традиция сохранялась вплоть до 1917 года.

Энциклопедический словарь

основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. н. казенная). В 18 - нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га).

Словарь Ожегова

ДЕСЯТИНА, ы, ж. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара.

| прил. десятинный, ая, ое.

Читайте также: