Налог с покоренного народа

Опубликовано: 01.05.2024



Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

В отличие от оброка, дань налагалась не индивидуально, а на село или город целиком (а иногда — на целое племя или государство). Нередко сильная держава обкладывала данью своих младших союзников — вассальные государства. В частности, так часто поступало Древнеримское государство.

В некоторых странах (Англии, Франции, Болгарии и других), по мере ассимиляции завоевателей в среде покорённого народа, дань постепенно трансформировалась в феодальный оброк и в государственный налог. В то же время даже в XX веке после мировых войн на побеждённых налагались выплаты, сходные с данью: контрибуция и репарация.

Платящие дань назывались данниками.

См. также

  • Двоеданство
  • Урок
  • Ясак
  • Забожничье
  • Платёж
  • Контрибуция
    • «Датские деньги»
    • Репарации
    • Реституция
  • Пошлина
    • Железное
    • Замыт
    • Индукта
    • Искунное
    • Щитовые деньги
  • По́дать
    • Зверина подать
    • Подушная подать
  • Тя́гло
    • Барщина
    • Оброк
    • Барщина
  • Налог
  • Талья
  • Трибутум
  • Чинш
  • Продразвёрстка
  • Акциз
  • Грабёж
  • Разбой
  • Рэкет

Литература

  • Дань // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Wiki letter w.svg

  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Оралманы
  • Всё смешалось в доме (телесериал)

Смотреть что такое "Дань" в других словарях:

дань — дань, и … Русский орфографический словарь

дань — дань/ … Морфемно-орфографический словарь

дань — (1) 1. Подать, которую взимали победители с покоренного народа: А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора. 21. Ту убо Мелетинию в кураторию устави цесарь, многы бо тысящь … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

дань — и; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… … Энциклопедический словарь

ДАНЬ — ДАНЬ, дани, жен. (книжн.). 1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам. 2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому чему нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим… … Толковый словарь Ушакова

Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в… … Политология. Словарь.

ДАНЬ — ДАНЬ, и, жен. 1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых. 2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому чему н. (книжн.). Принести д. уважения кому н. 3. перен., чему. Вынужденная уступка чему н. Д. моде … Толковый словарь Ожегова

дань — См … Словарь синонимов

ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11 16 вв. слово дань означало налог и феодальную ренту. В 13 15 вв. дань ( выход ) собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Большой Энциклопедический словарь

ДАНЬ — одна из форм эксплуатации населения племенным вождём или государством; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. На Руси известна с IX в. Тогда Д. была прямой податью с населения, зависимого от раннефеодального государства, или военной … Юридическая энциклопедия

ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI XVI вв. слово Д. означало налог и феодальную ренту. В XIII XV вв. собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды … Юридический словарь

Налоговая система Карфагена — система налогообложения в древнем Карфагене.

Содержание

Карфаген нуждался в большом поступлении налогов, так как имел большие расходы на армию наёмников, а также другие государственные нужды.

Тяжесть налоговой нагрузки была велика, и являлась одной из причин многочисленных восстаний покорённых народов против Карфагена.

Тит Ливий сообщает, что в связи с выплатой контрибуции Риму после Второй Пунической войны, из-за нехватки денег в казне, в Карфагене «частным лицам угрожает новый тяжкий налог» [1] . Следовательно, карфагеняне платили налоги, и в правительство могло их увеличивать по мере необходимости. В данном случае, этого не произошло благодаря реформе Ганнибала Барки:

Ганнибал сначала разузнал, какие существуют пошлины в гаванях и на суше, чего ради они взимаются, какая их часть уходит на покрытие обычных государственных нужд и сколько расхищается казнокрадами. Затем он объявил на сходке, что по взыскании недостающих сумм государство окажется достаточно состоятельным, чтобы платить дань римлянам, не прибегая к налогу на частных лиц, и сдержал обещание [2] .

Следовательно, в Карфагене существовала проблема «нецелевого использования бюджета», «распила» и «освоения», другими словами, карфагенские чиновники зачастую крали бюджетные деньги.

Правда у Тита Ливия здесь мы наблюдаем разночтение: сначала он говорит «частным лицам угрожает новый тяжкий налог», то есть налоги были и раньше, теперь же мог появится новый налог, но чуть ниже он пишет «не прибегая к налогу на частных лиц», из чего можно сделать вывод, что налоги не взимались с карфагенских граждан.

Отчасти, мнение, что в Карфагене не облагали налогами частных карфагенян, подтверждает другой рассказ Тита Ливия, опять-таки о Ганнибале Барки, который перед битвой при Тицине обещал даровать своим солдатам «землю в Италии, Африке, Испании, где кто пожелает, причем получивший землю и его дети будут свободны от налогов» (immunem ipsi, qui accepisset, liberisque):

Я дам вам землю в Италии, в Африке, в Испании, где кто захочет, и освобожу от повинностей и вас самих, и ваших детей; если же кто вместо земли предпочтёт деньги, я выдам ему вознаграждение деньгами. Если кто из союзников пожелает сделаться гражданином Карфагена, я доставлю ему гражданские права; если же кто предпочтет вернуться домой, я позабочусь, чтобы он ни с кем из своих соотечественников не пожелал поменяться судьбою [3] .

Таким образом, из этих слов можно предположить, что те, у кого есть карфагенские «гражданские права», имеют налоговый иммунитет. Однако, окончательно вопрос о налогообложении карфагенских граждан на сегодняшний день не выяснен.

Корнелий Непот утверждает, что Ганнибал Барка, всё-таки ввёл новые налоги: «Введя новые налоги, он добился того, что денег хватало не только на выплаты римлянам по договору, но оставался излишек, вносимый в казну» [4] .

Полибий, сообщая о причинах участия «ливийцев» (жителей подвластной Карфагену Африки, современные берберы) в Ливийской войне, писал:

Ведь во время предшествующей войны [5] , полагая, что имеют благовидный предлог, они [6] жестоко властвовали над населением Ливии [7] , взыскивая половину всех прочих плодов, а также удвоив городам (ταις πόλεσι) подати (τούς φόρους) [8] .

Таким образом, Полибий различает натуральный налог, взимаемый карфагенянами с сельскохозяйственных поселений в виде «плодов», и форос — подати с городов.

Мы видим, что экстренные (в данном случае, даже карательные) налоги могли доходить до 50% урожая. Неизвестно, какую часть урожая ливийские крестьяне должны были отдавать карфагенянам в обычное время, возможно от 10 до 25%.

О размерах налогов, выплачиваемых Карфагену с крупных городов, можно судить по примеру Лептиса Магны, который платил Карфагену огромный налог — один талант (26 кг) серебром в день [9] . Налог мог выплачиваться оливковым маслом. Также город поставлял рекрутов в случае войны и снабжал Карфаген продовольствием.

Собственно, одним из видов своеобразного налога, который поставляла Карфагенская Африка Карфагену были солдаты, которые служили в карфагенской армии не в качестве наёмников, а в качестве мобилизованных рекрутов.

Диодор Сицилийский в характеристике основных групп населения «Ливии» говорит, что «ливийцы» ненавидели карфагенян из-за жестокости их верховной власти [10] .

Диодор Сицилийский сообщает, что подвластные карфагенянам сицилийские города были обязаны выплачивать карфагенянам налог с земли, составлявший 10% от урожая [11] .

Цицерон и Тит Ливий утверждают, что римляне оставили налоговый гнёт в Сициилии, таким какой он был до них при карфагенянах и сиракузских тиранов [12] [13] . Согласно Цицерону, налог с сицилийцев-земледельцев составлял 10% [14] .

Во времена карфагенского господства на части Сицилии, если земля сдавалась в аренду, по-видимому налог выплачивал арендатор [15] .

Миф о «деньгах налогоплательщиков» на содержание государства разоблачен

Одним из главных пропагандистских мифов прозападной оппозиции, который она изо всех сил старается утвердить в общественном сознании России, является аргумент о т. н. «деньгах налогоплательщиков», на которых якобы держится любое государство.

Вот одна из типичных мантр на эту тему:

«Не государство платит пенсии, а налогоплательщики. Не государство платит зарплаты бюджетникам, а налогоплательщик. МВД, Минобороны, Минздрав и другие органы не имеют своих денег — они тратят деньги налогоплательщиков. У властей всех уровней нет своих денег — они тоже тратят деньги налогоплательщиков. Это важно всегда и всем помнить… Это мы содержим свое государство. Это мы за все здесь платим. Каждая копейка, потраченная чиновником, — это деньги мои, твои, нас всех. Исключительная роль государства в этом смысле — прозрачное распределение наших денег».

Обычные возражения против этого мифа сводятся к тому, что на деньги налогоплательщиков-физических лиц, взимаемые в виде прямых и косвенных налогов, финансируется лишь часть деятельности органов власти, в основном — на местном, муниципальном уровне. После чего, как правило, начинаются споры о том, сколько именно начальники из властных и коммерческих структур (тоже налогоплательщиков, кстати) дерут с несчастного народа и как оно должно быть «по справедливости, как в нормальных странах».

И все — вы пропали, потому что быстро выяснится: да, доходная часть бюджета России на 85–90% формируется из налоговых доходов и платежей, хотя доля физических лиц в этих сборах составляет всего 10–15%, но ведь все делают своими руками и зарабатывают, в конечном счете, люди — разве не так?! И далее всеми силами утверждается, что в «этой стране» государство неэффективно и коррумпировано, власть в нем принадлежит «жуликам и ворам», а значит — долой такое государство и такую власть! «Мы здесь власть!»

Взглянем на таблицу. По данным Минфина РФ, доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2012–2018 годах (% к ВВП) составляли:

Миф о «деньгах налогоплательщиков» на содержание государства разоблачен

Кстати, это чрезвычайно ценная таблица. По ней очень просто и относительно точно можно определить многие важнейшие социально-экономические показатели России. Например, доля фонда оплаты труда в отечественной экономике за 2018 год, при подоходном налоге в 13%, — 36,93%, и т. д. Но мы здесь — о другом.

Так вот, чтобы не просто развенчать этот миф, а выжечь его с корнем из общественного сознания, нужно прямо и жестко заявить: никаких «денег налогоплательщиков» в России — да и в любой иной стране мира — не было, нет и в обозримом будущем не предвидится.

Миф о «деньгах налогоплательщиков» на содержание государства разоблачен

Чьи у нас деньги

Посмотрите на любые деньги любой страны мира. Они всегда, в обязательном порядке несут на себе информацию о номинале (стоимости) и эмитенте, часто — о годе выпуска (выхода в обращение). Ни на одной монете, банкноте или другом платежном средстве вы не найдете надписи («легенды»), утверждающей, что это — деньги налогоплательщика: такого-то физического или такого-то юридического лица. Ничего подобного не существует и даже не допускается в принципе!

Вернее, не совсем так. Посмотрим на п. 1 ст. 76 Конституции РФ:

«Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются».

Но все мы помним, как в «святые 1990-е» в России, наряду с рублем, имел свободное хождение американский доллар, и даже цены на многие товары и услуги указывались в «у. е.». Точно так же мы помним, как во время краха СССР союзные республики массово отказывались от советского рубля, вводя на своей территории сначала параллельные, а затем и альтернативные платежные средства, постепенно обретавшие статус полноценных национальных валют.

Наконец, в ряде стран мира легально существуют местные и корпоративные валюты различного статуса. Так, в Соединенном Королевстве, наряду с обычным британским фунтом стерлингов, имеет хождение и шотландский фунт, эмиссию которого осуществляют сразу три шотландских банка, каждый — в своем собственном дизайне купюр. Но налоги этой валютой можно платить только на территории Шотландии, в то время как британским фунтом стерлингов — на всей территории страны.

В большинстве стран мира, включая Россию, сегодня эмитентом национальных валют выступают центробанки, отделенные от государства. Например, доллары США выпускаются Федеральной резервной системой, по сути, взявшей в откуп у государства эмиссию и оборот национальной валюты. Но помимо доллара ФРС, существуют и доллары федерального казначейства, однако они уже очень давно не выпускаются в оборот. Последние United States Note с красными серийными номерами, в отличие от зеленых серийных номеров Federal Reserve Note, были выпущены в 1971 году, а «серебряные сертификаты» с синими серийными номерами — в 1965 году.

Миф о «деньгах налогоплательщиков» на содержание государства разоблачен

Кесарю — кесарево

Впрочем, ничто не ново под луною. Известная евангельская притча о «денарии кесаря» тоже косвенно связана с противостоянием разных валютных систем.

«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф. 22:15–22).

«За кадром» этой притчи, за словами «Богу — Богово» остается тот гораздо менее известный факт, что подати кесарю платились римскими денариями, а вот за ритуальные религиозные услуги иудейские жрецы брали только специальные «храмовые» деньги, которые чеканились от имени синедриона и которые нужно было покупать по весьма завышенному курсу. И эпизод с «денарием кесаря» во всех евангелиях следует за эпизодом с изгнанием торгующих из храма, после чего Христос и был предан синедрионом на казнь — поскольку покусился на основы финансово-экономической системы «Моисеевой веры».

Это, согласно евангелиям, происходило в начале 30-х годов I века. А примерно через три десятилетия, в 66-м году, началась Первая Иудейская война, тесно связанная с нероновским пожаром Рима и увеличением дани с покоренных Римом территорий, включая Иудею. Одним из первых дел восставшие под руководством первосвященника Анны начали чеканку собственной монеты — серебряного шекеля, который из «храмовой» валюты становился уже «общегосударственной».

Но, стоит повториться, никогда и нигде не существовало и не существует «денег налогоплательщиков». Деньги являются носителем информации особого рода — информации управленческой, и в этом отношении всегда и везде являются инструментом власти, а уж потом и поэтому — мерой стоимости, средством обращения, средством платежа и так далее. Вот почему любые утверждения типа: «Государство существует на деньги налогоплательщиков», — по сути своей являются ложью, причем далеко не безобидной и даже не бескорыстной.

Да, государства, существующие на «деньги налогоплательщиков», действительно есть, и их даже не так мало. Но все они, без исключения, являются квазигосударствами с виртуальным суверенитетом, а деньги для них — посредством тех или иных механизмов — предоставляют другие государства, которые обладают реальным суверенитетом, но по ряду причин считают ненужным распространять его на территорию данного квазигосударства и принимать на себя соответствующие обязательства перед его «квазигражданами».

В пределе эта ситуация сегодня представлена целым рядом формально независимых государств, официальной валютой которых является доллар США, британский фунт стерлингов или евро, но граждане которых не являются гражданами США, Великобритании или стран ЕС.

Миф о «деньгах налогоплательщиков» на содержание государства разоблачен

В интересах корпораций

Еще один важный момент: налогоплательщиками на территории тех или иных государств, помимо их граждан, выступают также иностранные и транснациональные корпорации, которые любыми правдами и неправдами стремятся максимально снять с себя налоговую нагрузку со стороны местных властей. С этой целью создана и функционирует глобальная сеть «офшорных оазисов», с помощью которых доходы этих ТНК-налогоплательщиков с местной регистрацией долларизуются и выводятся за пределы страны пребывания.

В частности, для современной России ситуация выглядит следующим образом. Отток капитала из РФ в 2019 году составил 26,7 млрд долл., что на 57,6% ниже показателя 2018 года. Средний за год обменный курс — 64,6184 рубля за доллар. Следовательно, можно считать, что из РФ вывезли примерно 1,725 трлн рублей. Примерно 1,68% национального ВВП и 9,55% расходной части бюджета.

Напомним, что Росстат дал цифру роста отечественной экономики-2019 в 1,3%, то есть даже сокращенный вывоз капитала примерно в 1,3 раза превысил экономический рост. При этом медианная зарплата в России (не средняя, а медианная, меньше и больше которой получают по 50% работающих) составила… Точных данных, увы, здесь нет, но можно принять ориентировочный уровень в 35 тысяч рублей в месяц и, соответственно, в 420 тысяч рублей в год.

Разделив цифру оттока капитала на медианную зарплату, получим, что «виртуальная трудовая эмиграция» из России в 2019 году составила, в эквиваленте, около 4,1 млн человек, или около 5% трудоспособного населения. В 2018-м аналогичный показатель составлял 10,4 млн человек, или каждый восьмой работающий россиянин втемную пахал на зарубежного «рабовладельца».

Откуда следует весьма жесткий, но лично для меня бесспорный вывод. В современных условиях все сторонники концепции «государство существует на деньги налогоплательщиков» защищают интересы не только и не столько своих сограждан-налогоплательщиков, сколько, под этим флагом, — крупных корпораций, особенно иностранных. Иными словами, по факту, объективно и независимо от степени их личной заинтересованности, они являются лицами, которые действуют в интересах зарубежных государств и корпораций, то есть иностранными агентами, требующими присвоения им соответствующего статуса.

На русской земле были правители разного пошиба. Некоторые вошли в историю, как покровители рабочих и крестьян, другие, как взбалмошные личности, вводившие налоги на бороды, цвет глаз, бездетность и пр.

В связи с этим интересно будет сравнить и проанализировать, как обстояли дела с налогами при царе Российской Империи и президенте Российской Федерации, а также порассуждать при ком рабочий люд «дышит» лучше и почему налоги — это хорошо.

Что государство давало за налоги

Для начала ответим на вопрос: зачем мы вообще платим налоги? За эти деньги государство предоставляют:

  • защиту (армия, полиция, ФСБ, Россгвардия);
  • доступное образование (бесплатные школы, бюджетные места в университетах);
  • судебную систему, как регулятор социальных отношений;
  • заботу о социально-незащищенных слоях населения (пенсии, пособия, стипендии).

Также на наши деньги выстраивается инфраструктура общего пользования (дороги, вокзалы, аэропорты), регулируется качество потребляемых нами товаров и лекарств, разрабатываются программы развития тех или иных институтов (поддержка малого бизнеса, спорта, культурного развития) и т.д.


Краткий экскурс в историю налогообложения на Руси и пара интересных фактов

Понятно, что 200 лет назад не было никаких Фондов социального страхования или НДС. Первые «налоги» на Руси появились еще в IV веке, когда князь Олег объединил разрозненные княжества и сделал столицей Киев.

Все покоренные земли обязаны были платить дань. Ее размер определялся на основе благосостояния тех или иных земель.

После крещения Руси в IX веке, церковь стала играть государствообразующую роль. Так, по библейским заветам, славяне начали платить «десятину». Примерно в то же время появился земельный налог.

Также постепенно вводились пошлины на провоз товаров через горные заставы и реки, плата за возможность иметь склады.

Чуть позже появилась судебная система и полицаи. Граждане платили за поиски убийц и проценты за принесенный ими ущерб.


Налогообложение в последние 110 лет

Теперь перенесемся на 110 лет назад, во времена правления Романовых. И тут оказывается, что никаких прямых налогов практически не было. Доходы шли с таких позиций:

  • акциз на алкоголь — 70%;
  • акциз на сахар — 30%;
  • акциз на сигареты — 1.9% (за пачку);
  • сделки по недвижимости — 4% от суммы;
  • гербовый сбор (пошлина за оформление документов) — 0.5%;
  • сбор с продажи ж/д билетов — 15%;
  • пошлина с добычи и реализации нефтепродуктов — 50%;
  • операции по ценным бумагам — 5%;
  • за внесение записей в актовые и крепостные книги (крепостная пошлина) — 4% от сделки.

В результате, как отмечают эксперты, средняя налоговая нагрузка на граждан составляла 6.5-8% от дохода.

Сравним с сегодняшними

Теперь обратим внимание на современную Россию. Как вы все знаете, только подоходный налог у нас составляет 13%, а нашумевший недавно НДС – 20%. Кроме этого мы платим:

  • 22% в ПФР;
  • 5% – медстрахование;
  • 3% – соцстрах;
  • табак – 45-60% (в зависимости от марки сигарет) + НДС;
  • алкоголь – около 65% (в зависимости от вида и литража);
  • бензин – 71% (НДС+НДПИ+акциз).

Получается, что только с зарплаты мы отдаем государству

52% (НДФЛ+НДС+ПФР+страховки). А если человек водит автомобиль, курит и периодически выпивает (на что имеет полное право) с зарплаты уходит еще больше налогов.


Но посмотрим, сколько государство за это теперь дает

Итак, 52%. Но давайте оставим возмущения на потом, а подумаем вот о чем:

  • уровень предоставления медицинских услуг лучше? Лучше (появилась реанимация, прививки, кареты скорой помощи, увеличилось количественное и качественное оснащение медика);
  • темпы строительства инфраструктуры и дорог лучше? Лучше (как минимум, есть муниципальный транспорт, строятся трассы федерального значения, устанавливаются светофоры и т.д.);
  • развиты силовые структуры (затраты на армейское снаряжение, эффективность структур МВД, борьба с терроризмом и т.д.). Сюда же запишем пожарников и МЧС;
  • пенсия, выплаты по инвалидности, пособия на детей (при Николае II пенсию получали только работники бюджетной сферы).

Список можно продолжать, но смысл понятен. Раньше государству не нужно было заботиться о многих вещах, потому что их априори не было.

Не нужно было думать об информационных атаках, полетах в космос, ядерном сдерживании, количестве бомбардировщиков, разнообразии молока на полках, заботе об экологии, утилизации ядерных отходов и т.д.


Подводя итог, сегодня мы платим больше налогов, чем когда-либо. Но и у государства появились десятки новых обязанностей. Благодаря налогам, медики продлевают нашу жизнь, пожарники ее спасают, армия и полиция ее берегут.

В Царской России народ и близко не жил в тех условиях и не ощущал тех благ, что мы сегодня, и все благодаря увеличению налоговой нагрузки.

Мне понравилось, как сказал один блогер. Да, в Европе налоги могут достигать и 75%, но если за это население получает качественную медицину, дороги, продукты на полках, беспристрастные суды и неподкупных полицейских, то никто не будет против.

Как вам такая позиция? Или лучше получать 100% своих денег и рассчитывать только на свои силы?

Долгое время на Руси налоги взимали в натуральной форме. Далеко не сразу государство смогло перейти на сбор налогов деньгами. Для этого просто не хватало денежной массы, пока не появились монеты из дешевой и доступной меди. Сколько требовалось мешков и бочек, чтобы уместить бюджет страны? Как сборщики налогов пересчитывали тонны медяков? Почему государство не знало, сколько у него денег?

Действующие лица

Княгиня Ольга в 946 г. перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом исключались постоянные походы князя с дружиною за данью, во время одного из которых погиб ее муж. Дань собирали раз в год и в специальных местах — «погостах», которые становились центрами местной меновой торговли.
Княгиня Ольга в 946 г. перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом исключались постоянные походы князя с дружиною за данью, во время одного из которых погиб ее муж. Дань собирали раз в год и в специальных местах — «погостах», которые становились центрами местной меновой торговли.

Налоговая история России началась одновременно с формированием Древнерусского государства. Одним из самых ярких эпизодов первоначальной истории была так называемая «налоговая реформа» княгини Ольги — эту реформу красочно и подробно описывают, при этом о ней неизвестно почти никаких фактов.В «Повести временных лет» есть одна строчка под 946 годом о том, как Ольга с сыном и с дружиной шла по Древлянской земле и устанавливала уставы и уроки.

Российский археолог и исследователь Борис Рыбаков предложил свое объяснение этого эпизода, сконструировав налоговую реформу. Именно благодаря его работе мы знаем, что Ольга определила размеры налогов и установила погосты, то есть специальные места, куда свозили собранные налоги; что погосты наверняка охранялись, и т. д. Сложно сказать, насколько Рыбаков был далек или близок к реальности, но именно его версия событий стала самой популярной.

Ученым немного известно об этом периоде, однако по некоторым вопросам историки достигли согласия. Основным налогом была дань, которую князья время от времени взимали с покоренного населения. Постепенно дань превратилась в постоянную выплату. Ее собирали уже не князь с дружиной, а специальные сборщики. Налоги выплачивали товарами: от продуктов и фуража до ценных товаров, которые использовали в международной торговле, таких, как мед, воск, пушнина. Все эти сборы уходили непосредственно князю в Киев. Государство развивалось и все более эффективно изымало ресурсы у населения. Позже часть налогов направили на содержание должностных лиц, тех же сборщиков. Другую часть по-прежнему отправляли в центр. Иногда взимали чрезвычайные налоги, но сама система стала относительно постоянной и предсказуемой.

Монголо-татарское иго и налоги

Монголо-татарское нашествие 1237-1240 годов повлияло на развитие налоговой системы Руси. Однако историки расходятся в оценке силы этого влияния. Во-первых, нет единой точки зрения, насколько обременительны были налоги. Во-вторых, неизвестно, насколько велика была действительная роль сборщиков Золотой Орды.

Именно с монголо-татарским нашествием связана первая перепись населения на Руси. В 1257 году на территории государства появился монгольский численник Берке. Однако считал он не людей — для обложения данью подсчитывали дома или «дымы». После переписи на Руси ввели общеимперскую налоговую систему, которая действовала на всех территориях, находившихся под контролем Орды. Ее разработали на основе опыта китайских империй. Единицей налогообложения в ней было крестьянское хозяйство. Десять крестьянских хозяйств объединяли под контролем десятника, а далее эта простая система росла — сотня, тысяча, тьма или десять тысяч. Соответственно контролировали сборы десятники, сотники и тысячники. Во главе тьмы ставили баскака. Это были особые чиновники, которые отвечали за порядок и дисциплину, поэтому у каждого баскака были отряды войск, в которых служили в том числе и русские солдаты.

Сцена сбора дани из Радзивиловской летописи (начало XIII века)
Сцена сбора дани из Радзивиловской летописи (начало XIII века)

Это «Повесть временных лет», продолженная ежегодными записями до 1206 года. Содержит 617 миниатюр, сюжеты которых дают представление о быте Древней Руси: батальные сцены, крестьянские восстания, народные праздники, бытовые сцены, конкретные исторические эпизоды.

Структура налогов, которые выплачивала Русь, была продуманной и разнообразной. Изначально монголы требовали платить десятую часть «со всего», включая людей. Таким образом, в армии Золотой Орды служило 10 % мужского населения Руси. Позже десятину упорядочили, дань стали выплачивать с ежегодного урожая или серебром, или оговоренными товарами. Например, Новгород платил шкурами черных куниц.

Система налогообложения была гибкой, она менялась, и достаточно быстро сбором налогов стали заниматься русские князья. Они несли ответственность перед ханом за своевременную уплату, поэтому именно князья с дружиной наводили порядок в случае неповиновения. Это ставит под сомнение роль чиновников Золотой Орды. Подобную систему назвали откупом: конечному получателю налогов гарантированно отдавали требуемую сумму, при этом откупщики самостоятельно определяли размер собираемых налогов. Таким образом, с высокой вероятностью русские князья собирали больше средств, чем уплачивали хану.

Подробности

Сколько Русь платила Золотой Орде?

Захваченные Батыем русские земли были достаточно скромным трофеем на фоне прочих завоеваний. По подсчетам историков, вся Северо-Восточная Русь платила Орде около 12 тысяч или 4,5 тонны серебра. Завоеванная монгольским войском китайская империя Сун уплачивала дань размером в 7,5 тонн серебра.

Известны точные размеры дани с некоторых северо-восточных территорий. Московское княжество платило дань размером 1 280 рублей. Нижегородско-Суздальское княжество выплачивало 1 500 рублей. Город Гали, центр довольно крупного княжества, платил 525 рублей. Коломна с окрестностями — 342 рубля. Звенигород выплачивал 272 рубля, а Дмитров — 111. Для сравнения: один торговый город Хаджитархан приносил Золотой Орде 1 800 рублей налогов ежегодно.

Введение подушной подати

Развитие системы налогообложения в России с XV по XVIII век идет по пути упрощения. В XV-XVII веках при сошном письме она в большей степени учитывала возможности населения и требовала большей квалификации фискальных агентов по сравнению с подушной податью в XVIII веке. Сошное письмо — это система сбора прямого налога с земли. В разных частях государства земля отличается по качеству и объемам, пригодным для сельскохозяйственных работ. Все это учитывали при расчете налога. Этим занимались писцы, которые вместе с помощниками собирали всю необходимую информацию о земле и об ее использовании и систематизировали эти данные в писцовых книгах.

В XVIII веке Пётр I ввел подушную подать — налог, который в равном размере собирали с представителей податных сословий мужского пола. С этого момента чиновники просто переписывали жителей конкретного села и с их слов фиксировали имена и возраст людей. Очевидно, что это было значительно проще и не требовало специальных знаний.

Налоги в телегах, мешках и бочках

Подушная подать собиралась с душ мужского пола вне зависимости от возраста. В переписи учитывали всех мужчин — и новорожденных младенцев, и глубоких стариков. Община выплачивала деньги за всех, самостоятельно распределяя сумму среди плательщиков. Полностью собранный налог или его часть отвозили в ближайший центр кто-то из выборных крестьян и один-два сопровождающих. Деньги на проезд, питание и постой брали из так называемой мирской суммы. Ее крестьяне самостоятельно собирали помимо всех обязательных платежей и тратили на нужды общины. Чиновники не имели права ездить по деревням, пока не было недоимки. Они могли только получить деньги, пересчитать их, убрать в сундук и выдать крестьянину расписку о получении денег. Фактически государство перекладывало свои обязанности по сбору налогов на население.

После окончания сборов деньги складывали в мешки, запечатывали печатью, а мешки убирали в бочки. В одной бочке по закону могло быть не больше 50 кг монет, чтобы их можно было легко вынести при пожаре. Запечатанные бочки развозили по местам назначения. В основном налоги направляли на содержание полков. Собранные средства не отправляли в центр просто потому, что это было дорого и долго. Во второй четверти XVIII века сумма прямых налогов составляла 4 млн рублей, приблизительно столько же собиралось косвенных налогов.

В одной бочке по закону могло быть не больше 50 кг монет, чтобы их можно было легко вынести при пожаре.
В одной бочке по закону могло быть не больше 50 кг монет, чтобы их можно было легко вынести при пожаре.

В одну такую бочку входило примерно 2 000 рублей серебряными монетами. Серебро на Руси не добывали, поэтому серебряных монет было мало.

В основном налоги собирались медью. Чтобы "упаковать" тысячу рублей медью в бочки требовалось 20 бочек. Если учесть, что во второй четверти XVIII века сумма прямых налогов составляла 4 млн рублей, приблизительно столько же собиралось косвенных налогов, то можно представить масштабы тогдашних денежных грузоперевозок.

Нападение на казну

В декабре 1740 года при перевозе подушных денег под конвоем из Вяземской воеводской канцелярии в Смоленскую губернскую канцелярию похитили три тысячи рублей. Налоги перевозили под конвоем капрала и двух солдат. Они выпили по дороге и не уследили за деньгами казны. Максим Рубцов и Федот Мочаев — разбойники, которые украли деньги,— спрятали их в соседнем селе, в доме крестьянина Анания Ильина и его жены. После ухода воров крестьяне перепрятали деньги в сугроб. Там их и нашли. Крестьяне не успели много потратить, потому что такие суммы было просто негде тратить, не вызывая подозрений. После суда разбойников повесили на том же месте, «где они учинили разбой». Солдат за пьянство и отлучку наказали батогами, крестьянина с женой высекли кнутом. Капралу «за слабою его команду и за отлучку от денежной казны и за пьянство учинена политическая смерть бив кнутом и вырезав ноздри послан . в Оренбург».

Почему государство не знало, сколько у него денег?

Российское государство очень долго, большую часть своего существования, жило в состоянии, когда правители очень условно представляли, сколько реально денег в государстве. Основной причиной было именно отсутствие централизованного бюджета. Средства собирали и отправляли на места. Государство же получало информацию о своих доходах и расходах только через отчеты.

Центральное правительство требовало регулярных отчетов от регионов. Но местные канцелярии не могли выполнить такой объем бумажной работы. Например, канцелярия Московской губернии находилась в небольшом подвальном помещении. В 1760-х годах в отчете из этой канцелярии чиновники писали: «У нас одна камора. В ней три ларца, чтобы хранить деньги, и еще 30 сундуков, в которых лежат документы. Нам негде хранить эти документы. Даже днем мы считаем деньги при свечах». В XVIII веке большую часть налогов собирали медными деньгами. 10 рублей медью равнялись минимум 20-30 монетам, в зависимости от номинала. Их нужно было пересчитать, проверить, нет ли фальшивых. Все это происходило при свете свечи в комнате, где только один стол, за которым сидит писец, а вокруг все заставлено сундуками.

В 1764 году Ревизион-коллегия, которая контролировала государственные финансы, отчитывалась императрице Екатерине II о том, что с 1730 года они смогли обработать только 150 тысяч счетов на сумму 220 млн рублей. Еще около 44 тысяч отчетов дожидаются своей очереди. Восемь палат, которыми располагает коллегия, заполнены бумагами, и каждый год поступает минимум 4 тысячи счетов. Это при том, что 27 тысяч счетов от местных органов еще вовсе не присланы. Вывод был неутешителен: «А как и ныне вашему императорскому величеству известно, что от времяни до времяни столь великое число умножилось неревизованных щетов, что многие миллионы государственной казны в неизвестности находятся».

После вступления Екатерины II на престол Сенат представил ей генеральный счет обо всех доходах в империи. Согласно отчету, эта сумма едва достигала 16 млн рублей. Императрица обратилась к Александру Вяземскому, следившему за расходованием средств, и к Алексею Мельгунову, президенту камер-коллегии, которая заведовала казенными сборами. Екатерина попросила их оценить, каков реальный доход государства. Вяземскому и Мельгунову потребовалось несколько лет и многократные переписки с губернаторами, чтобы выяснить, что доходы достигают 28 млн рублей. При этом они не были уверены, все ли доходы учтены.

Российские правители жили в информационном вакууме, и самое интересное, что при этом государство не становилось банкротом. Децентрализованная система работала по собственной внутренней логике и неписаным правилам, не дожидаясь и даже вопреки указаниям из центра.

Читайте также: