Налоговые реформы в россии в 20 веке

Опубликовано: 02.05.2024

Социально-экономические реформы последних лет изменили базовые основы экономики России: преобразовали ранее существовавшую систему формирования, распределения и использования государственных доходов, в том числе налоговых доходов, призванных обеспечить выполнение функций, возложенных на государство.

В этой связи большое значение приобретает реорганизация налоговой системы, ее использование для стимулирования предпринимательской деятельности, регулирования доходов населения и обеспечения регулярного поступления доходов в бюджеты всех уровней.

Налоговая реформа в России как составная часть экономических преобразований призвана способствовать решению не только общеэкономических, но и социальных задач. А выделение исторического аспекта в развитии налогообложения и его природы является необходимой мерой.

Целью исследования выступает рассмотрение ретроспективы развития налогообложения в России, поскольку только с пониманием, откуда и как зародился сам налог, можно понять, какое положение и роль он имеет на сегодняшний день. Кроме того, важной представляется возможность сделать определённые выводы и не допустить ошибок прошлых лет.

Материал и методы исследования

Теоретической и методологической основой является общенаучная методология, предусматривающая использование диалектической логики и системного подхода, положений экономической теории и теории налогообложения, трудов отечественных и зарубежных экономистов, законодательных и нормативно-правовых актов.

В процессе исследования применялись различные общенаучные и теоретические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, научная абстракция, метод теоретизации, группировки, табличный и др. Эмпирическую базу исследования составили: налоговое законодательство Российской Федерации, официальные публикации в научных и деловых периодических изданиях.

Результаты исследования и их обсуждение

Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Они зародились в то же время, что и государство: в IV в. до н. э. – V в. н. э.– появились пути их взимания. Происхождение налогообложения взаимосвязано с переходом от присваивающей к производящей экономике, разложением родоплеменных сообществ, переходом к соседской общине, зарождением протогосударств и постепенной индивидуализацией труда и потребления. Налоги и налогообложение посодействовали возникновению общественно значимой деятельности, современное название которой соотносится с понятиями «налоговая деятельность» или «фискальная деятельность» [2].

Первоначально налоги образовывали незначительную часть общественных фондов, так как публичные затраты главным образом покрывались за счет добровольных пожертвований, военной добычи, доходов от общинной собственности.

Основополагающей стороной всех прошлых налогово-правовых сторон была и остаётся идея о налоге как развивающемся во времени компромиссе, начиная с определённого этапа человеческой истории. Этот компромисс обеспечивает естественное соглашение основополагающих начал общества и государства – частного интереса, частной собственности, с одной стороны, и публичного интереса, публичной собственности – с другой.

В развитии налогообложения принято выделять три основополагающих этапа (таблица 1) [4].

Понятие налогообложения в истории нашей страны также имеет очень глубокие корни. История налогообложения в нашей стране насчитывает более тысячи лет. Затрагивая вопрос возникновения и развития налогов в России, необходимо выделить основные периоды (рис. 1).

Исследуя организацию налогообложения в Древней Руси, мы приходим к выводам, что основной формой поборов в казну князя являлась дань. Её собирали двумя способами: князья с дружиной самостоятельно ездили по подвластным народам с целью её сбора или же они сами привозили дань в столицу – город Киев.

Исследуя организацию налогообложения в Древней Руси, мы приходим к выводам, что основной формой поборов в казну князя являлась дань. Её собирали двумя способами: князья с дружиной самостоятельно ездили по подвластным народам с целью её сбора или же они сами привозили дань в столицу – город Киев.

Но наиболее интенсивное развитие налогообложение получило в 15–20 веках (табл. 2) [7].

Этапы развития налогообложения

Первым этапом развития налогообложения являются Древний мир и Средние века (IV в. до н. э. – V в. н. э). На этом этапе происходит появления и развитие налогов. Так как государственные расходы увеличивались, налоги взимались в денежной форме, регулярно, увеличивался размер налогов. Со временем, налоги стали основным доходом государства.

Вторым этапом развития налогообложения является возникновение и становление капитализма (V–XVIII вв.). Этот этап можно охарактеризовать экономическими и общественными изменениями, и, как следствие, изменениями в налогообложении. Основной доходной частью государственных бюджетов становятся налоги. Налог приобретает те признаки, которые формируют его как правовую категорию.

Третьим этапом развития налогообложения является современный этап (со второй половины XIX в. до настоящего времени). В большинстве стран численность налогов в налоговых системах сокращается, увеличивается роль законодательства при их установлении и взимании.

Doc14.pdf

Рис. 1. Периоды развития налогообложения в России

Развитие налогообложения в России в 15-20 веках

Наиболее значимые события

Первые русские косвенные и прямые налоги ввел Иван III в XV веке. Тогда же появились первые целевые налоги: на выкуп ратных людей, на строительство засек–укреплений на южных границах, на создание регулярной армии и т.д. Великим мастером по «выбиванию» денег для наполнения казны был царь Иван Грозный. Для этого использовался правеж через наказание кнутом, пытки, конфискацию имения и ссылку в Сибирь.

Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века. В 1665 году был создан специальный орган – Счетная палата.

Система прямых налогов была изменена. Поземельное обложение сменилось подворным. Возрос удельный вес непрямых налогов–таможенных и кабацких. Так, в 1679–1680 на прямые сборы дали 53,3% всех доходов государства, а прямые 44%.

Петр 1: (1721–1725) налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы. Екатерина II: (1762–1796) налоговая система несколько упростилась. Павел 1: (1796–1801)18 декабря 1796 г. – «Замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами».

Доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, «питейный доход» и всего около 2/3 поступлений.

Наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия – 21–25%, акцизные и таможенные сборы – 20%, поступления от эксплуатации железных дорог – 18–23% государственных доходов.

В ХХ веке основу налоговых доходов бюджета образовывали: прямые налоги (пошлины, квартирный налог, подоходный налог, поземельный налог и др.).

Налоговая система того периода отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела конкретного принципа формирования.

В условиях планово-распределительной экономики СССР роль налогов в системе доходных источников государства была необоснованно принижена, а прямые налоги с населения не имели большого значения в формировании бюджета. Поступление налоговых платежей обеспечивало приблизительно 20 % доходов бюджета.

В конце XX века в ведущих индустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, которые были направлены на гармонизацию налоговых систем западноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и бюджетного дефицита. Многие теории, касающиеся налогов, получили теорию обмена. В основе этой теории заключается мнение, что налог является платой, которую каждый гражданин вносит за защиту от преступлений, доступ к правосудию, охрану его личной и имущественной безопасности. Налогом является договор между государством и гражданами, поэтому теорию обмена называют теорией общественного договора, заключённого между государством и обществом [5].

На сегодняшний день налоги являются главным инструментом, при помощи которого происходит регулирование рыночных отношений в государстве, в том числе и в России. Механизм налогообложения обязан приспособиться и к регулярно изменяющейся практике хозяйствования, и к новому уровню производительных сил. В наше время налоги – главная форма доходов государства. Механизм налогов используется для того, чтобы государство оказывало воздействие на научно-технический прогресс и на динамику общественного производства [1].

Специалисты определили пять свойств «хорошей» налоговой системы с оптимальным для населения и организаций и достаточным для государства уровнем налогообложения:

1) экономически эффективная налоговая система не должна вступать в противоречие с эффективным распределением ресурсов;

2) административная система должна быть простой и недорогой в применении;

3) налоговая система должна относительно быстро реагировать на меняющиеся экономические условия;

4) налоговая система должна суметь убедить людей в том, что они платят, чтобы политическая система отражала их предпочтения;

5) налоговая система должна быть справедливой к различным индивидуумам [6].

В последний год на российскую экономику существенно повлиял шторм антивирусной шоковой терапии, который не мог обойти стороной и налоговую политику. Налоги как наиболее чувствительная с точки зрения денег сфера публичных отношений ожидаемо претерпевает ощутимые трансформации в свете кризисных явлений.

Уникальность текущей ситуации заключается в том, что практически одновременно со схожими проблемами столкнулся весь мир. По опыту других стран, набор фискальных мер поддержки в целом достаточно ограничен и не имеет принципиальных различий. Он осуществляется в следующих направлениях:

  • отсрочки по уплате налогов и сдаче отчетности;
  • снижение налоговых ставок;
  • снижение подоходного налогообложения, введение мораториев и «каникул»;
  • предоставление налоговых преференций против встречной взаимопомощи бизнеса (например, снижение налога на имущество для арендодателей при зеркальном снижении арендной платы для арендаторов);
  • смягчение или приостановление налогового контроля и администрирования в целом.

За последние месяцы 2020 года в России появился ряд нормативных актов, который в целом подтверждает приверженность нашей страны этим общемировым тенденциям. Ряд принципиальных налоговых предложений был озвучен Президентом Российской Федерации 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России. Во исполнение этих предложений оперативно были приняты поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон № 102–ФЗ от 01.04.2020 г.), которыми Правительство Российской Федерации наделено широкими полномочиями в части регулирования процедурных аспектов налоговых правоотношений. Правительством 6 апреля (спустя 4 дня после официальной даты подписания) в соответствии с этими поправками и предоставленными ими полномочиями было опубликовано Постановление № 409 от 02.04.2020 г. с основными антикризисными мерами (ключевые из которых сводятся к разного рода отсрочкам). ФНС России и Минфином России также предложен ряд разъяснений, касающихся налогового администрирования (на сайте ФНС России оперативно появился соответствующий справочный раздел). Не стоит забывать и про пласт региональных законов, где каждый из субъектов федерации вправе в пределах полномочий принимать определенные меры.

Тем не менее, принятые в налоговой сфере акты оставляют множество вопросов. Так, Министерством финансов была предложена программа мобилизации доходов на 2021-2023 годы, которая призвана пополнить казну на 1,8 трлн. руб. Она включает ряд непопулярных мер: пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение акцизов на табак, введение прогрессивной шкалы по НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов.

В сентябре 2020 года правительство внесло в Государственную Думу законопроект, предполагающий повышение налогов. Поправки уже одобрены депутатами в первом чтении. Инициатива содержит предложение о корректировке и уточнении отдельных параметров налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который совмещен с НДПИ. После принятия этих поправок бюджет может получить 237 миллиардов рублей в год [3].

Таким образом, по результатам исследования определено, что исторические аспекты возникновения и развития налогообложения в России основаны на становлении механизмов налогового регулирования. В Российской Федерации идет реформирование существующей налоговой системы. Действующая налоговая система в ее правовых и основных аспектах подвергается аргументированной критике. Чтобы повысить уровень эффективности экономики и уровень жизни населения, а также повысить сбор налогов, необходимо создать благоприятный налоговый климат, а также внести соответствующие поправки в налоговое законодательство, но в первую очередь важна стабильность.

Российские экономисты осознавали, что отечественная налоговая система должна обеспечивать наполнение бюджета, способствовать росту экономического потенциала страны и стабилизации социальных отношений. В трудах российских ученых XIX - начала XX веков прослеживается идея многофункциональности налоговой политики.

Еще в начале 19 в. российскими экономистами выделяется фискальная функция как прямое отчуждение части доходов отдельного человека или предприятия в пользу государства. Таким образом, российскими финансистами делается первый шаг в поисках обоснованности налоговых сборов и оптимального давления налоговой нагрузки.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные.

В обосновании правомерности налоговых сборов абсолютное большинство российских исследователей приходит к осознанию существования стабилизирующей функции налоговой политики, т.е. восприятия налогов в качестве основы стабильного функционирования национального рынка и поддержания существующей общественно-политической структуры - «налог есть часть имущества и трудов… людей, уделяемый ими на удовлетворение нужд… общества».

Но если в XIX в. основными функциями налоговой системы в рамках государственной финансовой политики российскими учеными рассматриваются фискальная и стабилизирующая функции, то уже на рубеже Х1Х-ХХ вв. (особенно в исследованиях 20-х годов) появляется осознание возможности использовать налоги в качестве «орудия экономических и социальных реформ» , условия «развития производительных сил»

Таким образом в Х1Х-ХХ вв., осознается возможность использования регулирующей и стимулирующей функций налоговой политики - использования налогов и сборов в качестве системы мер экономического воздействия на общественное производство: его структуру, динамику, направления и темпы модернизации.

Для российских исследователей в сфере теории налогов характерен также поиск оптимальной налоговой нагрузки, прежде всего, в сочетании систем прямого и косвенного налогообложения.
Таким образом, отечественными учеными уже к концу первой четверти XX века были в полной мере сформулированы и определены принципы реализации налоговой политики. Так, российской финансовой наукой признавались: фискальная, стабилизирующая, регулирующая, стимулирующая и социальная функции налоговой политики. Понятие «всеобщности налогов» обусловливало теоретическое обоснование наличия еще одной функции налогов - контрольной, которая призвана обеспечить непрерывное воспроизводство налоговойсистемы на всех уровнях отношений между государством и налогоплательщиками (т.е. воспроизводство самой фискальной функции).
Основными принципами налоговой политики признавались: всеобщность, определенность и справедливостьналогообложения, нашедшие свое теоретическое обоснование в разработках оптимизации налоговой нагрузки посредством обоснованного сочетания систем прямого и косвенного налогообложения.

В начале XX века в правительственных кругах Российской Империи рассматривался вопрос о введении прогрессивного подоходного налога. В 1907 г. Государственная Дума Российского государства впервые обсуждала проект введения прямого подоходного налога. Прогнозируемое снижение доли косвенного обложения позволило бы говорить о развитии прогрессивного характера российской налоговой политики, социальной ориентации изменений в распределении налогового бремени. Однако, начало первой мировой войны оборвало прогрессивные тенденции в развитии финансовой системы России и в значительной степени нивелировало ее многофункциональный характер.

Вторая группа проблем включает исследование процессов трансформации основных направлений налоговой политики в Советской России 20–30-х годов, прежде всего анализ системы налогообложения в годы НЭПа, а также исследование основных направлений и результатов налоговых реформ 30-х годов.

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Огромный рост финансовых потребностей и обесценение денег в годы Первой мировой войны значительно снизили реальное значение налогов. с национализацией кредитных и промышленных предприятий, ликвидацией частной собственности на землю, значительным сокращением частной торговли круг объектов, подлежащих налогообложению, все больше сужался. Политика всеобщих национализации и конфискаций, запрещение в конце 1918 г. частной торговли и переход к карточной системе распределения продуктов питания и личного потребления через единый заготовительный и распределительный государственный аппарат - Компрод (декрет СНК от 21 ноября 1918 г.) - привели к фактическому отмиранию и прямых налогов, и акцизов, и пошлин.




Отношение Советской власти в целом к налоговой системе в 1919–1920 гг. определялось такими словосочетаниями, как «бессмысленность денежных налогов», «помеха делу естественного отмирания денег и денежного оборота»."

В связи с предполагавшейся отменой денежного обращения и внедрением натурального хозяйства 3 февраля 1921 г. был издан декрет об отмене всех денежных налогов и сборов, а 9 февраля 1921 г. налоговый аппарат был распущен.

Исследуя налоговые отношения в годы НЭПа, автор отмечает своеобразный трансформационный парадокс, когда в середине 1921 г. г началом реализации новой экономической политики появилась необходимость возврата к еще недавно отмененной налоговой системе. Разрешив предприятиям реализовывать часть, а крестьянству всю свою продукцию на рынке и позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, государство заявило о необходимости создания механизма обложения дополнительных источников дохода. Восстановление налоговой системы началось с восстановлением 26 июля 1921г. промыслового налога и акцизов на спирт, табачные изделия, папиросную бумагу и спички.

Налоговая политика РФ, а затем СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих. Таким образом в рамках налоговой политики в годы НЭПа неизбежно должны были реализоваться три функции налогов: фискальная, регулирующая и социальная.

| следующая лекция ==>
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИИ 17-19 веков | Принципы налогообложения. Структура и принципы построения налоговой системы РФ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 21:07, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы моей контрольной работы обусловлена наличием ряда факторов, действующих в современной России в области налоговой политики. Налогообложение относится к одной из древнейших функций государства, а потому всегда является одним из главных элементов экономического и социального развития общества. В настоящее время Россия переходит к завершающему этапу проведения налоговой реформы, характеризующемуся относительной стабильностью законодательства, определенностью нерешенных проблем и возрастанием роли налоговой теории

Прикрепленные файлы: 1 файл

налоговые реформы.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

по дисциплине: Теория и история налогообложения

по теме Налоговые реформы XX века

Профиль Государственные и муниципальные финансы

Группа ГМФ-13 Шад

Актуальность темы моей контрольной работы обусловлена наличием ряда факторов, действующих в современной России в области налоговой политики. Налогообложение относится к одной из древнейших функций государства, а потому всегда является одним из главных элементов экономического и социального развития общества. В настоящее время Россия переходит к завершающему этапу проведения налоговой реформы, характеризующемуся относительной стабильностью законодательства, определенностью нерешенных проблем и возрастанием роли налоговой теории. Сегодня период кардинальных изменений подходит к концу, на первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой системы. В современных условиях, когда принятый Налоговый кодекс Российской Федерации ориентирован не на революционное, а на эволюционное развитие налоговых отношений, особое значение приобретает необходимость учета накопленного исторического опыта.

Глава 1. Налогообложение в начале XX века

Развитие России и реформирование налогообложения было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г. Существует утверждение, что после Октябрьской революции “закончилась эпоха совершенствования налогообложения”

В период с 1918 по 1921 гг. налоговая система практически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. Бюджет государства опустошается за счет гражданской войны и интервенции. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация “буржуазии”. Применялась контрибуция с богатых – высокие “чрезвычайные революционные разверстки”, за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

Под влиянием этих идей в феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат. В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т.п. Первые декреты о взимании налогов, утвержденные в годы советской власти, были следующие:

27 ноября (7 декабря) 1917 г. – “О взимании прямых налогов, об уплате подоходного налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции”.

30 октября 1918 г. – “О введении чрезвычайного революционного налога на сельских хозяев”.

26 июня 1921 г. – “О введении первого государственного промыслового налога”.

В целом, эмиссия и контрибуция, отнюдь не способствовали налаживанию хозяйства.

О эффективности системы налогообложения говорить настолько же трудно, как и сложно отрицать реальность угрозы распада России в 1917 году. О неэффективности налогов говорит и тот факт, что в этот период в основу хозяйственной деятельности были взяты идеи о построении социалистического общества и отсутствие необходимости денежного обращения.

Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Финансовая система во время НЭПа имела много специфических особенностей, но тем не менее она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податной аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения. Были введены следующие виды налогов:

*патентный сбор Плата за патент зависела от разряда предприятия и его местонахождения.

*рентные налоги с земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота,

Косвенные налоги: акцизы и таможенное обложение. Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий и некоторых других потребительских товаров.

В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны.

1921-1923 гг. Преобладающее значение получили косвенные налоги. В 1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог.

Однако в течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа.

Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 г. - свыше 400 ставок, в 1937 г. их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам - 2444). В 1935 г. государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 г.

В государственный бюджет поступали также таможенные доходы – таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. После налоговой реформы 1930-1932 гг. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту.

В начале 30-х годов вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

В целом, это время нельзя назвать стабильным в плане налогообложения. Налоговое бремя постоянно перекладывалось с одних слоев населения на другие. Оно характеризуется «метанием из стороны в сторону», неприятием международного опыта в области налогообложения, и как следствие в уменьшении доходов населения, возникновении голода и других негативных последствий, продиктованных подобным налогообложением.

Все налоги этого времени были очень трудно платить, что в дельнейшем не могло способствовать процветанию экономики. Поскольку налоги было очень сложно считать, платить и осуществлять сбор такого количества налогов, то и экономическое процветание «буксовало».

1.1 Налоговая система во время и после Великой Отечественной войны

В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен также военный налог, отмененный в 1946 г. В ноябре 1941 г. вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

В 1942 г. были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота. В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.

Установление таких налогов было продиктовано военным временем и поэтому уже в 50-60-е годы такая система налогообложения была подвергнута реформированию. В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР. Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке[2].

В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Так, в третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 года предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

Вместе с тем, в 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название “плата за основные фонды и оборотные средства”. Вводится подоходный налог с колхозов. В 1966 г. – вводятся рентные платежи и затем платы за фонды.

Проблемы налогообложения заключались в том, что изначально была поставлена ложная цель, основанная на идеологии эффективности – “догнать и перегнать” Запад по всем направлениям, что также отражалось и на налогообложении. Государству следовало бы честно объявить своим гражданам, что “догнать Америку” и по ракетам, и по колбасе – задача трудноосуществимая и государство отказывается от этой цели. Поэтому государство готово гарантировать каждому некий минимальный набор материальных благ, а все, что сверх того, зависит только от личных достижений граждан. На государственном же (или общественном) уровне провозглашаются другие, нематериальные приоритеты. Это приводит к обеднению народа, а следовательно к уменьшению налоговых поступлений.

Еще на рубеже 1940-1950-х годов по инициативе Сталина была развернута всесоюзная дискуссия о пользе хозрасчета и возможностях его широкого внедрения. Одним из инициаторов такой политики, как и самой дискуссии, был тот же Алексей Косыгин. А в 1951-1953 годах некоторым предприятиям, в порядке эксперимента, стали снижать количество обязательных плановых нормативов и переводить эти предприятия на самоокупаемость.

Вместе с тем, идеи Сталина в области налогообложения были основаны на производительности труда, Косыгин же в дальнейшем основывает систему налогообложения на увеличении издержек, нормативов по прибыли и норм выработки.

В середине 1960-х А.Н. Косыгин, став председателем Совета Министров СССР, возобновил попытки реформировать экономику. Основные аспекты реформ были изложены в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского госуниверситета Е.Г. Либермана “План, прибыль, премия” и в его докладе “О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий”, направленном в ЦК КПСС (1964-1965 гг.). Эти предложения были поддержаны А.Н. Косыгиным.

Структура платежей в бюджет по действовавшей до реформы системе была такова: отчисления в бюджет из прибыли (без налога с оборота), платежи по процентам за банковский кредит и взносы по налогу с оборота. В новой структуре платежей введены: вместо отчислений в бюджет из прибыли – плата за фонды из прибыли, плата по процентам за банковский кредит (но не из себестоимости, а из прибыли), плата налогов с оборота и плата фиксированных (рентных) платежей. Фиксированные платежи созданы с образованием у предприятий, в связи с наиболее выгодными природными, сырьевыми, транспортными и другими условиями, получения дополнительной прибыли по не зависящим от хозяйственных усилий причинам.

Материал из Documentation.

Содержание

Акцизы в начале XX века обеспечивали свыше 60 % всех государственных доходов. [1]

После Октябрьской революции 1917 года существенно повышаются ставки акцизов на предметы массового потребления. [2]

В феврале 1920 года взимание акцизов было приостановлено. [3]

В 1915 году военный налог был введен по всей стране и просуществовал до 1918 года. Им облагались мужчины в возрасте до 43 лет, освобожденные от военной службы. [4]

В первые годы в Советской России взимался гербовый сбор по несколько измененному дореволюционному законодательству, а в октябре 1920 г. был отменен. [5]

Взимание гербового сбора было отменено в период новой экономической политики (в 1920-е годы). [6]

Горная подать была отменена в первые годы XX века. Исключение составляла добыча на некоторых казённых землях Сибири золота и платины, по которым взимание подати продолжалось до 1918 года. [7]

12 июня 1917 г. принимается постановление Временного правительства «Об установлении единовременного налога». Плательщиками единовременного налога являлась привлеченные в 1917 г. к платежу государственного подоходного налога лица, компании, предприятия, товарищества, артели и общественные организации, если обложенный в этом году подоходным налогом доход превышал 10 тыс. руб. [8]

Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Коми¬тета (ВЦИК) и СНК от 30 октября 1918 г. вводится единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, дополнявший собой систему регулярных прямых налогов. Налог был введен с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны». Этот налог взимался по рас¬кладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота пол¬ностью освобождалась от уплаты налога, средние слои населения облагались по невысоким ставкам. В сельской местности волостные Советы определяли размер налога для отдельных хозяйств совместно с комитетами бедноты против кулачества. Чрезвычайный налог дал вместо десяти всего около 1,5 млрд руб. [9]

В 1918—1919 годах неоднократно ставился вопрос об уменьшении чрезвычайного революционного налога с крестьян среднего и ниже среднего достатка. 9 апреля 1919 года на заседании ВЦИК был принят Декрет «О льготах крестьянам-середнякам в отношении взыскания единовременного чрезвычайного революционного налога» (Декрет опубликован в «Известиях ВЦИК» 10 апреля 1919 года). [10]

В соответствии с Декретом СНК от 14 августа 1918 г. вводится единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, представлявший собой разновидность целевого налога, введенного взамен контрибуций. Поступления от этого сбора зачислялись в фонд обеспечения семей красноармейцев. Плательщиками сбора являлись владельцы частных торгово-промышленных предприятий, имевших наемных рабочих и работниц. Размер сбора определялся на основании расчета и данных ведомости установленной формы. Декретом предусматривалась повышенная ответственность плательщика за правильность определения суммы сбора и своевременность перечисления ее в бюджет. Сбор на нужды красноармейцев просуществовал всего 11 месяцев (до марта 1919 г.). [11]

Единый сельскохозяйственный налог в первый год существования взимался в смешанной форме — натурой в одних районах и деньгами в других, с 1924/25 г натуральная форма взимания налога была отменена. В 1923—1927 гг. сельхозналог давал около половины всех налоговых поступлений, что составляло около 25 % всех средств, мобилизуемых в бюджет. [12]

В декабре 1921 года по указанию В. И. Ленина Г. Я. Сокольников разрабатывает проект постановления об усилении косвенных налогов. Данный проект был внесен на рассмотрение Пленума ЦК РКП (б) 28 декабря 1921 года. [13]

В течение 1991 года союзная ставка была снижена до 35 %, а республиканская — до 32 %. [14]

Одной из особенностей налогообложения прибыли предприятий в 1991—1993 гг. было нормирование расходов на оплату труда, включаемых с себестоимость при исчислении налогооблагаемой прибыли. Средства, направленные на оплату труда, превышающие нормативные значения, фактически увеличивали налогооблагаемую прибыль. Нормативы устанавливались с помощью дифференцированных коэффициентов (от 0,9 до 0,4 по различным отраслям). Это преследовало цель сдержать рост заработной платы. [15]

В 1993—1995 годах доля налога на прибыль в доходах бюджетной системы России превышала долю НДС. [16]

Налог на прирост прибылей был установлен в России 13 мая 1916 года. [17]

Постановлением Временного правительства от 12 июня 1917 года были внесены изменения в систему взимания налога на прирост прибылей. [18]

В 1926 году был введён налог на сверхприбыль, если фактически полученная прибыль превышала установленную нормативную. Ставки данного налога составляли от 6 до 50 % в зависимости от суммы превышения. Уже после налоговой реформы в 1934 году режим налогообложения данным налогом предприятий частного сектора был ужесточён. [19]

1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28 %. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20 % (льготная ставка — до 10 %). [20]

С 1996 года НДС устойчиво занимал первое место среди формирующих бюджет налоговых доходов. [21]

Разновидностью обложения по обороту (косвенный налог) был особый пятипроцентный сбор, введенный Декретом СНК РСФСР от 10 апреля 1918 г. Официально целью введения сбора объявлялось со¬действие всеобщему кооперированию населения. Сбор взимался с кооперативных и частных торговых предприятий, а также отдельных лиц (в соответствии с Декретом от 26 августа 1918 г.), снабжающих население предметами личного потребления и домашнего обихода, в размере 5 % их оборота. Членам потребительской кооперации сумма сбора, уплаченная ими при покупке товаров в своих кооперативах, возвращалась после утверждения годового отчета общества, что стимулировало вступление граждан в члены потребительских обществ. Фактически для потребительской кооперации этот сбор был прообразом налога на добавленную стоимость. [22]

В связи с ликвидацией частной торговли и обязательного кооперирования всего населения в марте 1919 г. особый 5%-ный сбор был упразднён. [23]

В апреле 1916 года был принят Закон о подоходном налоге. [24]

Постановлением Временного правительства от 12 июня 1917 года «О повышении окладов государственного подоходного налога» вводилось 89 разрядов подоходного налога. Из обложения исключались доходы, не превышающие 1 тыс., руб. Минимальная ставка 1 % устанавливалась для облагаемых доходов, не превышавших 1 тыс. руб., а доход, превышавший 400 тыс. руб., облагался в размере 120 тыс. руб. с прибавлением к этой сумме по 3050 руб. на каждые полные 10 000 руб. сверх 400 тыс. руб. [25]

После распада СССР в России действовала прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: чем больше доход получал россиянин в год, тем больше налога он платил. [26]

В соответствии с законом РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, устанавливалась минимальная ставка НДФЛ в 12% на доходы до 42 тыс. рублей. При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в $6 тыс. При превышении этой суммы налог возрастал: так, с годовых доходов от 42 до 84 тыс. рублей необходимо было заплатить 5 тыс. 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тыс. Максимальная ставка была установлена для доходов более 420 тыс. рублей - 144 тыс. 540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей. [27]

Уже 16 июля 1992 года в закон были внесены поправки - ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером менее 200 тыс. рублей. К тому времени в России уже был введен свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в $127. [28]

В 1992 году в закон были внесены поправки, уменьшающие или освобождающие от НДФЛ некоторые виды доходов, в том числе "северные надбавки". В 1993 году лимит для минимальной ставки в 12% был повышен до 1 млн рублей, в 1994 году - до 10 млн рублей, в 1996 году - до 12 млн рублей. С 1998 года 12% налога взимались с годового дохода размером до 20 тыс. деноминированных рублей. В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей. [29]

К концу 2000 года закон предусматривал три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей (4,2 тыс. рублей, $150 в месяц) уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс. рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год (42 тыс. рублей, $1,5 тыс. в месяц) - с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей. Средняя месячная заработная плата в то время составляла 3,2 тыс. рублей. [30]

В XX веке подушный сбор сохранялся только в Сибири. [31]

Завершение эпохи «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике были ознаменованы заменой продразверстки продналогом (продовольственным налогом). [32]

Продналог — натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств, был введен Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Введение продналога представляло собой важный шаг в переходе к товарно-денежному обмену. Экономический интерес крестьян обеспечивался тем, что после уплаты государству установленного продналога вся остальная часть произведенного хлеба и других сельскохозяйственных продуктов оставалась в их полном распоряжении. Свободный обмен излишков сельскохозяйственной продукции на продукты промышленности содействовал развитию и подъему крестьянского хозяйства. [33]

Продналог был значительно меньше продразверстки и устанавливался с таким расчетом, чтобы удовлетворить минимальные потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. [34]

Декретами советской власти в марте — апреле 1921 года продналог устанавливался на хлеб, картофель, маслосемена, яйца, молочные продукты, шерсть, кожсырьё, льняное и пеньковое волокно, табак. [35]

Продналог 1921 года фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов (в 1921/22 г взимались налоги: на хлебные продукты — хлеб, зернофураж, масличные семена, картофель; сено; молочные продукты; мясо; яйца; птицу; мед; шерсть; льняное волокно; пеньку; кожевенное сырье; пушнину; мелкое животное сырьё; табак и продукты огородничества и бахчеводства), взимавшихся с разных отраслей сельского хозяйства. Это обстоятельство чрезмерно усложнило систему обложения. [36]

Декрет ВЦИК от 17 марта 1922 года установил на 1922/23 г единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства (разновидность продналога), который исчислялся в единой весовой мере — пуде ржи, а в районах распространения пшеницы — пуде пшеницы, и вносился налогоплательщиками основными сельскохозяйственными продукта¬ми: зерновыми (продовольственно-фуражными) хлебами, масличны¬ми семенами, картофелем, сеном, маслом и мясом. [37]

Основной особенностью организации сбора прямых налогов в России до осуществления Столыпинских реформ была круговая порука. [38]

Одним из первых налоговых мероприятий после Октябрьской революции является Декрет Совета Народных Комиссаров от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. о взимании прямых налогов, устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и жесткие санкции за просрочку платежей или неуплату налога. [39]

30 ноября 1920 года СНК принимает написанное В. И. Лениным постановле¬ние о прямых налогах (проект постановления СНК о прямых налогах, в котором предлагается рассмотрение вопросов о возможности отмены местных денежных налогов и проведение одновременно как отме¬ны денежных налогов, так и превращения продразверстки в натуральный налог). [40]

В 1930 году было издано новое положение по промысловому налогу, уже исключительно для частных предприятий. [41]

Разовый сбор за торговлю первоначально был установлен Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 года. [42]

На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 годах декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке. [43]

Поступления по акцизу с сахара составили 75,5 млн рублей в 1903 году. [44]

Общее число уездных податных присутствий в 1902 году в России достигло 500. [45]

В начале 1920-х годов налоги взимались различными органами — наркоматами продовольствия, финансов, труда и др. [46]

Положение СНК «Об изобретениях» от 30 июня 1919 года устанавливало, что вознаграждения за изобретения не подлежат налогообложению. Это положение Совнаркома было опубликовано 4 июля 1919 года в газете «Известия». [47]

В «Тезисах по продовольственному вопросу», написанных В.И. Лениным 2 августа 1918 г., выдвигается предложение о введении натурального налога. Впервые проект декрета об обложении сельских хозяев натуральным налогом был внесен на заседании СНК 4 сентября 1918 г. СНК постановил передать проект декрета в комиссию в составе представителей комиссариатов: фи¬нансов, продовольствия, земледелия, государственного контроля и внутренних дел. Другим комиссариатам было предоставлено право принимать участие в работе комиссии. Проект декрета о введении натурального налога вновь обсуждается на заседании СНК 21 сентября. В окончательном виде Декрет был принят Совнаркомом 26 октября 1918 г. (утвержден ВЦИК 30 октября и опубликован в «Известиях ВЦИК» 14 ноября 1918 г.). Введение натурального на¬лога не было осуществлено из-за усиления Гражданской войны и иностранной военной интервенции. [48]

В 1901 году население России отдавало в государственную казну и местным властям в виде налогов около 30 % всего производственного валового дохода, а в 1905—1907 годах — до 36 %. [49]

Доля НДС и налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета России: [50]

  • 1995 год: 58,9 %
  • 1999 год: 50,5 %

В структуре доходов государственного бюджета в 1991 году наибольшая доля приходилась на налог на прибыль — 28,4 %. Доля налога с оборота составляла 22,2 % (чуть ниже, чем в 1990 г. — 25,7 %); налога с продаж — 5,3 %; налоги с населения — 12,6 % (подоходный налог с заработной платы и от предпринимательской деятельности). [51]

Налоговые доходы консолидированного бюджета России относительно ВВП составили 20,8 % в 1998 году. [52]


Особенности экономики пореформенной России.

Экономика России развивалась на стыке веков развивалась противоречиво.

Развитие капитализма:

  • завершение промышленного переворота, быстрые темпы индустриализации и модернизации промышленного производства;
  • переход на наёмный труд в промышленности и сельском хозяйстве;
  • завершение складывания единого всероссийского рынка;
  • циклический характер производства – чередование спадов и подъёмов производства, финансовые кризисы.

Пережитки феодализма:

  • отработочная система аренды земли;
  • сохранение помещичьего землевладения и малоземелье крестьян;
  • привязанность крестьян к общине, выкупные платежи;
  • экстенсивное развитие сельского хозяйства;
  • низкая товарность хозяйства крестьян;
  • вмешательство государства в экономику.

В 80-90‑гг. XIX в. был взят курс на модернизацию промышленности.

Реформаторская деятельность.

И. Г. Бунге (министр финансов 1881-1886):

  • политика протекционизма (повышение таможенных пошлин),
  • поддержка частных акционерных банков,
  • реформирование системы налогообложения,
  • ликвидации «временнообязанного» состояния (1881),
  • создание Крестьянского банка (1882),
  • отмены выкупных платежей (1885).

И. А. Вышнеградский (министр финансов 1887-1892):

  • поддержка политики протекционизма
  • принят новый Таможенный тариф (1891),
  • повышены косвенные налоги, у
  • силена роль государства в регулировании хозяйственной деятельности частного предпринимательства,
  • подчинение частных железных дорог государству.
  • Была обеспечена устойчивость финансовой системы.

С. Ю. Витте (министр финансов 1892-1903, председатель Комитета министров с 1903 г., председатель Совета министров 1905-1906), сторонник ускоренного промышленного развития страны.

Цель реформ: догнать развитые западные страны

Задача: индустриализация России в течение 10 лет

Реформы в налоговой системе.

  • В 1893 г. - изложена программаМинистерства финансов по реформированию налоговой отрасли.
  • 8 июня 1898 г. введен промысловый налог (основной и дополнительный).
  • Основная масса бюджетных поступлений - акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар.
  • Установлен государственный квартирный налог.
  • В 1895 г. введена сахарная нормировка.

Введение винной монополии.

  • В 1894 г. - установлена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками.

Реформы в железнодорожном хозяйстве.

  • В 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах. Витте публиковал новые редакции Положения и, менял тарифные ставкам, направления грузопотоков, поддерживал отечественного производителя.
  • Выкуп убыточных железных дорог государством. К 1902 г. 2/3 железных дорог России были выкуплены в собственность казны. За 1890‑е годы были построены новые линии: Среднеазиатская, Пермь‑Котласская, Вологодско‑Архангельская.
  • 1891 – 1905 – строительство Транссибирской железной дороги.
  • Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России, содействовало развитию тяжелой промышленности России.

Денежная реформа

  • 1893 г. — установлены таможенные пошлины, усилен контроль за биржевыми операциями, введен запрет на производство биржевых сделок маклерами‑иностранцами. Колебания курса стали уменьшаться.
  • 1897 г. — проведена финансовая реформа: введено золотое обеспечение рубля и его свободная конвертация.
  • 1898 г. — законодательно закреплены важнейшие элементы новой финансовой системы. Рубль стал одной из стабильных валют мира. Реформа способствовала интеграции России в систему мирового рынка.
  • Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие.
  • В конце XIX в. по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны.
  • Широко использовали иностранные инвестиции. 1899 – устранение препятствий для ввоза иностранного капитала.
  • Этому способствовал и широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время пребывания С. Ю. Витте на посту министра их размер достиг 3 млрд руб. золотом.

Аграрный сектор.

  • 1902 г. – С.Ю. Витте возглавил Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности.
  • Суть крестьянского вопроса, считал он, — в замене общинной собственности на землю индивидуальной, призывал к свободному выходу крестьян из общины.
  • 1903 г. – отмена круговой поруки за внесение прямых налогов.
  • Капитализм в сельском хозяйстве страны развивался по прусскому пути (с сохранением значительных пережитков феодализма).
  • Происходила специализация регионов:

-зерновые районы: Центральное Черноземье à с 80 – 90-х гг. юг Украины, Северный Кавказ, Поволжье (влияние мирового аграрного кризиса);

-молочное животноводство – Прибалтика, Беларусь, Север России;

-технические культуры – Северо-Запад, Украина.

  • Рост товарности сельского хозяйства. Россия становится крупнейшим экспортёром хлеба.

Экономическое значение строительства железных дорог:

  • налаживание связи с отдалёнными районами;
  • развитие внутреннего и внешнего рынка;
  • специализация регионов;
  • толчок для развития различных отраслей промышленности;

Промышленность.

  • Подготовка кадров для промышленности и торговли. К 1900 г. были учреждены 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений (Строгановское училище технического рисования), открыты 35 училищ торгового мореплавания.
  • Усовершенствование фабричного законодательства . Были разработаны и приняты законы:

-об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897),

- о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (1903),

-о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (1903).

Выводы.

  • Высокие темпы роста – по темпам роста объёмов промышленного производства Россия к концу XIX в. вышла на первое место в Европе и второе в мире.
  • Наиболее быстро развивались хлопчатобумажная, сахарная промышленность, машиностроение, железнодорожное строительство.
  • В главных отраслях промышленности преобладало машинное производство, транспорт в основном перешёл на уголь (самое экономичное на то время топливо).
  • ведущую роль играла лёгкая промышленность, в тяжёлой быстрее развивались добывающие отрасли и металлургия.

В начале XX в. Россия вступала в стадию монополистического капитализма. Первые монополии в России возникли в конце XIX в., в 1900-1903 гг. начался их бурный рост.

В это время появляются нефтяные тресты, крупнейшие синдикаты в металлургической («Продамет») и угольной («Продуголь») промышленности, в транспортном машиностроении («Продпаровоз» и «Продвагон»), в металлообрабатывающей промышленности (военно‑промышленная группа Русско‑Азиатского банка).

Сложились банковские монополии.

Основу кредитной системы составляли Государственный банк, Центральный эмиссионный банк и акционерные коммерческие банки. Ведущую роль среди банковских монополий играли Русско‑Азиатский и Петербургский международные коммерческие банки.

Шёл процесс сращивания промышленных и банковских монополий.

Несмотря на быстрые темпы развития, промышленность России продолжала отставать от передовых стран Запада в техническом отношении, в производстве продукции на душу населения.

Итоги реформ C.Ю. Витте.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ.

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Прирост по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.
  • В 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти.
  • Выросло производство: чугуна – в 3.7. раза, тали – в 7.2. раза, нефти – в 2.9. раза, паровозов – в 10 раз.
  • Россия превращалась в огромную промышленную державу, где сельское хозяйство переставало играть свою основополагающую роль.
  • Возникали новые и современные отрасли производства.
  • Важнейшим положительным достижением было и железнодорожное строительство.
  • Россия сумела получить стабильную валюту европейского класса благодаря денежной реформе, что сделало ее привлекательной для иностранных инвестиций.
  • Положительный итог введенной винной монополии, дававшей казне много денег.
  • Главный итог реформ Витте - это сильная промышленность с развитой отраслевой инфраструктурой. Именно в период Витте Россия получила мощную промышленную базу.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ.

  • Началось массовое спаивание населения. Государство было заинтересовано в больших доходах от продажи спиртных напитков, а потому палатки-«казенки» работали без выходных и праздников с 7 утра до 10 вечера. И цены в них были относительно доступными.
  • Российская модернизация привела в большому внешнему долгу
  • Интегрирование России в мировой рынок стало одной из причин затяжного кризиса 1900-1903 гг.
  • Некоторая зависимость промышленности от иностранного капитала.
  • Зависимость российского экспорта и доходов от зарубежных рынков.
  • Усиление процесса урбанизации - рост городского населения, маргинализация части народа.
  • На вновь открывающихся предприятиях условия труда рабочих были ужасными. Низкая зарплата, ужасные жилищные условия, высокая смертность и травматизм, система штрафов и прочее - все это вело к их недовольству, усиливало революционные настроения и озлобленность против хозяев. А потому быстро приближались революции 1905-1906 гг. и 1917 г.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Читайте также: